Понятие и особенности бюджетного учета
Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.
Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.
Понятие бюджетного бухучета
В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.
К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.
Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.
Специфика бюджетной организации с точки зрения учета
ВАЖНО! Учетная политика бюджетного учреждения от КонсультантПлюс доступна по ссылке
Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:
- одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
- имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
- если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
- обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
- если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.
ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».
Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет
Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.
Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.
Рассмотрим эти особенности подробнее.
Отдельные планы счетов
Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.
Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:
- классифицирует доходы;
- распределяет виды расходов;
- показывает, из какого источника организация финансируется;
- какой вид деятельности является целевым;
- синтетические и аналитические счета;
- поступление и выбытие объектов.
Законодательное регламентирование
Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:
- Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
- Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
- приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
Откуда берутся деньги
Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:
- средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
- деньги, предоставленные во временное распоряжение;
- средства по медстрахованию;
- собственные доходы учреждения и др.
Отличия в отчетности
Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.
ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.
Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:
- каждый месяц – от 1 до 5 документов;
- каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
- ежегодно – от 10 до 30 бланков.
Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:
- баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
- баланс самого учреждения – по форме 0503730;
- отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
- отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
- данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
- информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.
Отражение средств на балансе
Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:
- Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
- «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
- Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
- Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.
Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.
Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета
Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.
Правовой статус организации
Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.
Какими нормативными правовыми актами регулируется учет
В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.
Основные регламентирующие бухучет документы
Базовый нормативный правовой акт
Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете»
Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»
Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»
Государственные (муниципальные) учреждения
Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»
Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»
Обязательства бюджетной организации
Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:
- государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
- имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
- земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
- бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
- учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.
Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.
Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета
В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.
Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.
Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:
- 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
- 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.
Объем отчетности и сроки ее представления
Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.
Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:
- ежемесячно (около 1–5 форм),
- поквартально (около 5–10 форм),
- раз в год (от 10 до 30 форм).
Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).
Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:
- баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
- отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
- отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
- сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).
Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.
Структура баланса
На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.
У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.
Вместо заключения
Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.
Бюджетный учет. Особенности и общие принципы
Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.
Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.
Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .
Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.
Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .
Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.
Такая система учета и называется бюджетным учетом .
Особенности бюджетного учета
Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ .
Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.
Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.
Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.
Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 — занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.
Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.
Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.
Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .
«Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);
По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации — активы , и средства обеспечения — пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.
А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.
«Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);
Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .
Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.
Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н
Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета ( согласно п. 11 Инструкции № 33н ).
Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.
О применении понятий «Бюджетный учет» и «Бухгалтерский учет» в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шешукова Т. Г., Разуваева К. В.
В статье на основе исследования ключевых аспектов бухгалтерского и бюджетного учета доказывается равнозначность словосочетаний « бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях» и « бюджетный учет в бюджетных учреждениях». Уточняется существующее сегодня в законода8 тельстве РФ определение бюджетного учета .
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шешукова Т. Г., Разуваева К. В.
Текст научной работы на тему «О применении понятий «Бюджетный учет» и «Бухгалтерский учет» в бюджетных учреждениях»
Шешукова Т.Г., Разуваева К.В.
Пермский государственный университет E-mail: Razuvaev-math@rambler.ru
О ПРИМЕНЕНИИ ПОНЯТИЙ «БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ»
И «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ» В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В статье на основе исследования ключевых аспектов бухгалтерского и бюджетного учета доказывается равнозначность словосочетаний «бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях» и «бюджетный учет в бюджетных учреждениях». Уточняется существующее сегодня в законодательстве РФ определение бюджетного учета.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, бюджетный учет, план счетов, синтетический счет, аналитический счет, бюджетная классификация, бюджетный процесс.
В учебной литературе достаточно часто можно встретить словосочетания «бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях» либо «бюджетный учет в бюджетных учреждениях». Возникает вопрос о равнозначности данных понятий. Являются ли данные словосочетания синонимами?
Базисным словом в обоих случаях является «учет». Обратимся к экономическому словарю, согласно которому учет — это отражение хозяйственной или иной деятельности предприятия на основании документов в различных измерителях (количественных и (или) качественных). Учет является составной частью управления экономическими процессами и объектами. Сущность учета состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях [1, с. 769].
Изначально необходимо провести сравнительный анализ словосочетаний «бухгалтерский учет» и «бюджетный учет» вне зависимости от бюджетных учреждений. Для рассмотрения понятия бухгалтерского учета воспользуемся Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон №129-ФЗ) [3]. При рассмотрении понятия бюджетного учета обратимся к Приказу Минфина России «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее — Инструкция №148н) [4] и Бюджетному кодексу рФ (далее — БК РФ) [5].
Какова же сущность определений?
Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [3].
Бюджетный учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства [5, глава 25, ст. 264.1].
Бюджетный учет ведется не только в бюджетных учреждениях, но и в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных и территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, в иных некоммерческих организациях, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не являющихся участниками бюджетного процесса, осуществляющих ведение бюджетного учета, в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (органы казначейства), а также в финансовых органах и органах управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляющих составление и исполнение бюджетов. Инструкция №148н устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Законом №129-ФЗ, нормы которого являются обязательными, но сущности понятия бюджетного учета и особенностей его ведения он не раскрывает.
Таким образом, в законодательстве РФ существует определение бюджетного учета, которое не указывает на его непрерывность. Определение бюджетного учета может иметь следу-
ющую интерпретацию. Бюджетный учет — это непрерывная, упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательств и финансовых результатов, осуществляемая участниками бюджетного процесса.
Система синтетических и аналитических счетов бюджетного учета представлена на рис. 1 [2].
Синтетические счета бюджетного учета позволяют формировать информацию таким образом, чтобы заинтересованные пользователи могли составить представление об общем количестве, структуре и движении активов — в зависимости от их ликвидности и периода использования в производстве (оборотные или внеоборотные); структуре и движении пассивов. Для целей оперативного учета и для организации осуществления действенного внутрихозяйственного контроля необходима более точная детализация данных. Для этих целей вводятся счета аналитического учета. Фактически разработана пятиразрядная структура счетов, в которой предусмотрено три разряда для синтетического счета и два разряда для аналитического счета [2]. Синтетические и аналитические счета берут начало из теории бухгалтерского учета.
В определениях бухгалтерского и бюджетного учета схожи объекты учета. В бухгалтерском учете это имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуще-
ствляемые организациями в процессе их деятельности. Объектами бюджетного учета являются нефинансовые и финансовые активы, обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
При рассмотрении задач бюджетного учета основное различие с бухгалтерским учетом лежит в масштабах его распространения. В бухгалтерском учете задачи замыкаются на уровне организации. Задачи бюджетного учета в действующем законодательстве четко не сформулированы. Ранее в Приказе Минфина РФ от 17.02.1999 г. №15н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов» (утр. силу) определялись следующие задачи бюджетного учета:
— формирование полной и достоверной информации об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
— обеспечение контроля за соблюдением законодательства по использованию средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
— обеспечение составления необходимой отчетности для исполнительных и представительных законодательных органов власти соответствующего уровня;
— обеспечение информацией, необходимой иным внутренним и внешним пользователям.
Неоспоримой (классической) задачей для бюджетного учета остается формирование пол-
Рисунок 1. Структура счета бюджетного учета
ной, достоверной (целесообразно добавить, своевременной) информации об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Данная задача масштабна, поскольку ориентирована на контроль исполнения одного из главных документов страны -бюджета.
Поскольку бюджетный учет осуществляют ряд участников бюджетного процесса (в т. ч. и бюджетные учреждения), то целесообразно детализировать задачи для каждого из них. В рамках данной статьи рассмотрим задачи бюджетного учета для бюджетных учреждений.
Для бюджетного учреждения весьма актуальны следующие задачи:
— формирование полной, достоверной и своевременной информации о деятельности учреждения и его имущественном положении;
— формирование полной, достоверной и своевременной информации о движении бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности, и средств целевого финансирования;
— предотвращение отрицательных результатов при осуществлении предпринимательской деятельности.
Первая задача является основной, поскольку охватывает всю деятельность учреждения, а вторая и третья задачи ее конкретизируют.
Далее целесообразно остановиться на требованиях, предъявляемых к бухгалтерскому и бюджетному учету.
В соответствии с Законом №129-ФЗ бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в рублях; имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у организации; учет ведется организацией непрерывно; ведение бухгалтерского учета осуществляется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без пропусков или изъятий. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство про-
дукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации (ст. 264.1 БК РФ). Средства от внебюджетной деятельности учитываются обособленно от бюджетного финансирования. В остальном ведение бюджетного учета основывается на принципах бухгалтерского учета: двойная запись на взаимосвязанных счетах бюджетного учета, данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, принцип непрерывности и т. д.
В соответствии с Инструкцией №148н государственная учетная политика реализуется через:
— план счетов бюджетного учета;
— порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;
— перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение №1 к Инструкции);
— иные вопросы организации бюджетного учета.
Нет единого документа, в котором были бы сформулированы четкие требования к бюджетному учету. Разработаны и обязательны для применения: «бюджетный план счетов» с «бюджетной классификацией». Фраза «иные вопросы организации бюджетного учета» является достаточно неопределенной.
Бюджетным учреждениям целесообразно формировать рабочий план счетов, поскольку в Инструкции №148н представлен полный перечень счетов, который используется всеми участниками бюджетного процесса.
Как в бухгалтерском учете, так и в бюджетном учете существуют определенные правила по принятию первичных учетных документов к учету. В бухгалтерском учете первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.
В соответствии с Инструкцией №148н все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, финансовыми органами, органами
казначейства, оформляются первичными документами, приведенными в приложении №2. Первичные учетные документы, поступающие в учреждение в качестве оправдательных документов на осуществленные им хозяйственные операции, в рамках установленного в Российской Федерации обычая делового оборота принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, также должны содержать обязательные реквизиты. Для ведения бюджетного учета в
учреждениях, финансовых органах, органах казначейства применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении №3. Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также правила их ведения утверждаются финансовым органом.
Таким образом, требования к первичным учетным документам в бухгалтерском и бюджетном учете аналогичны. Но для целей бюджетного учета для участников бюджетного процесса разработаны специальные формы первичных документов.
Таблица 1. Бюджетный учет в законодательстве РФ за период 1993-2008 гг.
Наименование инструкции по бюджетному учету Сущность определения
Приказ Минфина РФ от 30.12.2008 №148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (ред. от 30.12.2009). Определение отсутствует. Одновременно фигурируют два термина: бюджетный учет и бухгалтерский учет. Определены субъекты бюджетного учета, элементы реализации государственной учетной политики. Установлен единый порядок ведения бюджетного учета (план счетов, корреспонденция и т.д.).
Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 №25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (утр. силу) [13]. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
Приказ Минфина РФ от 26.08.2004 г. №70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (утр. силу) [14]. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 №107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (утр. силу) [15]. Определение отсутствует. Устанавливала ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Приказ Минфина РФ от 17.02.1999 №15н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов» (утр. силу) [16]. Определение отсутствует. Устанавливала задачи бухгалтерского учета исполнения бюджета, объекты, организацию бухгалтерского учета.
Приказ Минфина РФ от 03.11.1993 №122 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете» (утр. силу) [17]. Определение отсутствует. Устанавливала организацию бухгалтерского учета в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете.
Проанализируем ранее действовавшие Инструкции по бюджетному учету и действующую Инструкцию №148н на наличие словосочетания «бюджетный учет» и его сущность за период 1993-2008 гг. (табл. 1).
Таким образом, словосочетание «бухгалтерский учет в бюджетном учреждении» подразумевает ведение бюджетного учета, т. к. если учреждение имеет статус бюджетного, то автоматически оно обязано вести учет в соответствии с бюджетным планом счетов, кодами бюджетной классификации (КБК), кодами операций сектора государственного управления (КОСГУ), применять формы первичной учетной документации, разработанные для участников бюджетного процесса, и формировать бюджетную отчетность. Бюджетный учет основывается на принципах бухгалтерского учета:
двойная запись, инвентаризация, оценка, но с собственными правилами признания в учете активов и пассивов.
Можно отметить, что специфика ведения бухгалтерского учета существует не только в бюджетных учреждениях, но и в кредитных, страховых и в ряде других (табл. 2).
Как правило, при ведении учета в кредитных и страховых организациях говорят о бухгалтерском учете в банках или бухгалтерском учете в страховых организациях. Не используются словосочетания «банковский учет» или «страховой учет» в отличие от распространенного «бюджетного учета».
Таким образом, целесообразно остановиться на словосочетании «бухгалтерский учет в бюджетном учреждении», исключив понятие «бюджетный учет» (как в отношении бюджет-
Таблица 2. Нормативные акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета в различных организациях
Вид организации Базовый нормативный документ План счетов Состав отчетности
Коммерческие организации (производственные, торговые и т.д.) Закон № 129-ФЗ Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (ред. от 18.09.2006) [11]. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 18.09.2006) [10].
Кредитные организации Закон № 129-ФЗ «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» (утв. ЦБ РФ 26.03.07 № 302-п) (ред. от 11.12.2009) [8]. Указание ЦБ РФ от 12.11.2009 №2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в ЦБ РФ» [9].
Страховые организации Закон № 129-ФЗ Приказ Минфина РФ от 04.09.01 №69н «Об особенностях применения страховыми организациями плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению» [12]. Приказ Минфина РФ от 8.12.2003 №113н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, предоставляемой в порядке надзора» (ред. от 9.04.2002) [7].
Бюджетные учреждения Закон № 129-ФЗ Инструкция №148н Приказ Минфина России от 13.11.2008 №128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» (ред. от 9.11.2009) [6].
ных учреждений, так и в отношении других участников бюджетного процесса). Это будет способствовать разгрузке понятийного аппарата
и исключит вероятность недопонимания при одновременном использовании обоих понятий.
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е, перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2006. — 860 с.
2. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: новые правила ведения учета: практ. пособие. — 4-е изд., доп. — М.: Издательство «Омега-Л», 2009. — 386 с.
3. Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. 23.11.2009). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Приказ Минфина России от 30.12.2008 №148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (ред. от 30.12.2009). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 30.04.2010). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Приказ Минфина России от 13.11.2008 №128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» (ред. от 09.11.2009). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Приказ Минфина РФ от 08.12.2003 №113н «О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, предоставляемой в порядке надзора» (ред. от 09.04.2002). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» (утв. ЦБ РФ 26.03.07 №302-П) (ред. от 11.12.2009). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Указание ЦБ РФ от 12.11.2009 №2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в ЦБ РФ» [8]. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 18.09.2006). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (ред. от 18.09.2006). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Приказ Минфина РФ от 04.09.01 №69н «Об особенностях применения страховыми организациями плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 №25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (утр. силу). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Приказ Минфина РФ от 26.08.2004 г. №70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (утр. силу). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 №107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (утр. силу). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Приказ Минфина РФ от 17.02.1999 №15н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов» (утр. силу). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Приказ Минфина РФ от 03.11.1993 №122 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете» (утр. силу). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Сведения об авторах:
Шешукова Т.Г., заведующий кафедрой учета, аудита и экономического анализа Пермского государственного университета, доктор экономических наук, профессор e-mail: sheshukova@psu.ru, тел. (342) 2371763 Разуваева К.В., старший преподаватель кафедры учета, аудита и экономического анализа Пермского государственного университета, e-mail: Razuvaev-math@rambler.ru
Sheshukova T.G., Razuvaeva K.V.
ON THE APPLICATION OF THE CONCEPTS «BUDGETARY ACCOUNTING» AND «BUSINESS ACCOUNTING» IN BUDGETARY INSTITUTIONS
The article substantiates the equivalence of the word combinations ‘business accounting in budgetary institutions’ and ‘budgetary accounting in budgetary institutions’ based on studies of key aspects of the accounting and budgetary accounting. It clarifies the definition ‘budget accounting’ which exists today in the Russian legislation.
Keywords: business accounting, budgetary accounting, chart of accounts, a synthetic account, an analytical account, budget classification, budget process.