Что понимается под качеством процессов и продукции
Перейти к содержимому

Что понимается под качеством процессов и продукции

Что понимается под качеством процессов и продукции

В рыночных условиях бизнес не выживет, если не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции, которая включает в себя множество показателей качества. В статье разберем, основные показатели качества и как их измерить.

Что такое показатели качества продукции

Показатель качества — это наличие определенного количества свойств и характеристик продукции, которые входят в ее качество. С экономической стороны важны только те, которые обеспечивают конкурентные преимущества на рынке.

С позиции потребителя качество представляет собой совокупность характеристик, которые удовлетворяют его потребности. Эти свойства должны соответствовать ожиданиям покупателя и назначению товара.

Факторы, влияющие на качество продукции:

  • использование современных технологий;
  • уровень производства, который обеспечивается компанией;
  • качество применяемого оборудования;
  • характеристики используемых материалов и комплектующих;
  • квалификация сотрудников;
  • организация трудового процесса (стимулирование и мотивация труда работников);
  • интенсивность и продолжительность используемых производственных процессов.

Для достижения высоких качественных показателей необходимо уделять внимание всем аспектам работы.

Классификация показателей

Чтобы оценить качество товара, необходимо из множества характеристик выбрать наиболее важные. Для этого рассмотрим их классификацию.

Показатели можно классифицировать по предмету исследования:

  • Единичные критерии. Позволяют оценивать отдельные свойства.
  • Комплексные. Помогают составить мнение о совокупности характеристик.
  • Обобщенные. Оценивают совокупность объектов.

Показатели можно классифицировать по группам:

  1. Эргономические. Оценивают пригодность товара для человека.
  2. Безопасности. Рассматривают вероятность безопасной работы при использовании товара.
  3. Экономические. Оценивают расход сырья, материалов, топлива, энергии.
  4. Эстетические. Включают в себя качество оформления товара.
  5. Эффективности. Определяют, насколько хорошо изделие помогает решать задачи, для которых оно предназначено.

Оценка качества может отличаться на различных этапах жизненного цикла товара:

  1. До начала производства ожидаемые характеристики можно назвать прогнозируемыми.
  2. После того, как произведено планирование, ожидаемые значения можно назвать проектными.
  3. На этапе создания используются производственные показатели.
  4. Эксплуатационные характеризуют использование произведенного товара.

По месту в жизненном цикле

Каждый товар существует в пределах своего жизненного цикла, включающего в себя следующие этапы.

Начальный период

Этап начинается с новой идеи, которую тщательно анализируют с точки зрения производства и ожидаемых качественных характеристик. В это время объективно оценивают привлекательность нового товара для потребителей, проводя маркетинговые исследования. В результате показатели качества продукции становятся более конкретными.

Внедрение в производство

Перед запуском производства необходимо точно оценить перспективы товара. Сначала создаются образцы, затем начинается массовое производство. При помощи маркетинговых исследований можно получить информацию об эксплуатационных характеристиках товара. При необходимости внести изменения в процесс производства и реализации продукции.

Создание рынка и дальнейшие этапы

На этом этапе вопросы исследования качества, отношения потребителей к товарам особенно важны. Они определяют стратегию развития продаж.Теперь показатели качества продукции — это предмет точного измерения.

По потребительским свойствам

Любой товар производят для потребителя. Поэтому важны следующие свойства:

  • Функциональная полезность. Соответствует ли товар функциональному назначению.
  • Безопасность в использовании. Товар должен исключать возможность несчастных случаев и не выделять вредные для здоровья и экологии вещества.
  • Удобство. При использовании товара человек должен ощущать комфорт.
  • Эстетические характеристики товара. Внешний образ должен привлекать.
  • Надежность. В этот показатель входит долговечность, ремонтопригодность.

Технические показатели качества продукции

Технические характеристики могут относиться к нескольким группам показателей.

Конструктивные

К этой категории качества продукции относят особенности технического устройства предметов. Например, габаритные размеры, наличие определенных узлов, применение различных технических решений.

Показатели состава и структуры

Здесь рассматривается наличие в продукции химических веществ. Например:

  • процентное содержание определенных добавок в стали;
  • массовая доля сахара в продуктах;
  • количество серы, содержащейся в коксе.

Эти показатели могут определять качество изделий, их долговечность.

Использование сырья

Следует обратить внимание на особенности процесса производства: какое используется сырье, материалы и комплектующие. Насколько экономично производство товаров. С помощью таких показателей качества оценивают уровень затрат.

Экономические показатели

Экономические показатели качества продукции характеризуют затраты, доход и другие характеристики. Чтобы оценить выгоду от производства, нужно изучить следующие показатели:

  • Доход. Насколько бизнес прибыльный.
  • Затраты. Они связаны с производством, продажей, послепродажным и гарантийным обслуживанием.
  • Оптовые и розничные цены.

При продаже важны не только расходы производителя, но и покупателя продукции. Последний, определяя выгодность покупки, будет оценивать суммарные затраты, которые включают в себя: покупную цену, стоимость расходных материалов, покупки запчастей, ремонта, плату за обучение, стоимость эксплуатации, утилизации. Чем меньше совокупная стоимость, тем привлекательнее товар.

По применению для оценки

При использовании критериев качества важно, как производится их оценка. Показатели делятся на следующие группы:

  • Базовые критерии. При рассмотрении конкретного вида товара их принимают в качестве основы.
  • Относительные. Их оценивают по отношению к зафиксированной величине.
  • Определяющие. Показатели применяются для того, чтобы на их основе принять окончательное решение.

По количеству характеризуемых свойств

При исследовании характеристик получают большой объем полезной информации о товаре. Однако наиболее важны показатели, которые служат основанием для принятия решений. Обычно покупателю необходимо знать несколько параметров для этой цели. Показатели относят к следующим категориям:

  • Единичные показатели. Например, при покупке компьютера может интересовать количество установленной оперативной памяти. Это важная характеристика, но не единственная, которую необходимо принять во внимание.
  • Комплексные показатели. Одновременно оценивают совокупность нескольких свойств. Например, при покупке роутера покупатель может заинтересоваться, хватит ли сигнала на всю площадь квартиры. При этом он сочтет важным именно это, а не количество частотных диапазонов.
  • Обобщенные показатели. Характеризует весь комплекс показателей. Например, покупая хлеб, можно оценить его свежесть, не интересуясь подробностями состава.

Иногда может рассматриваться интегральная характеристика. Она комплексная, но еще оценивает соотношение полученных выгод к произведенным затратам.

По возможности оценки

При определении величины этого показателя качества возможны ситуации:

  • Параметр допускает количественную оценку. Такие данные позволяют точно оценить изделие.
  • Величина имеет случайную природу. Такая ситуация возникает, если считают количество отказов за определенный период времени. Полученная информация позволяет сделать вероятностную оценку. Для этого применяют методы теории вероятности.
  • Иногда показатели качества продукции не имеют точного количественного выражения. Например, это относится к оценке, которую ставит дегустатор.

Возможны такие ситуации, когда для проведения оценки отсутствуют объективные данные. Например, эта ситуация может возникнуть при оценке долговечности товара, который только недавно появился на рынке.

Методы измерения показателей качества

Для того, чтобы сделать точную оценку изделия, можно воспользоваться следующими методами:

  • Измерительный. Использование специальной аппаратуры и приспособлений для объективного получения точных значений. Результат определяется в соответствующих единицах измерения: кг, м, л, Вт и др.
  • Регистрационный. Метод фиксирует происходящее с товаром в течение определенного периода. Например, может рассматриваться количество отказов, доля бракованных изделий в партии товаров или аналогичные. Этот способ наиболее трудоемкий.
  • Расчетный. Позволяет вычислять показатели, характеризующие качество продукции, на основе имеющихся данных по формулам.

Наряду с точными методами исследованиями применяются субъективные. В их число входят:

  • Органолептический метод. Включает описание на основе органов чувств человека. В нем используются зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Эта процедура может, например, использоваться для дегустации продуктов. Этот способ удобен тем, что при его применении нет необходимости использовать дополнительные приспособления.
  • Экспертный метод. Решение выносит не один человек, а несколько. При этом необходим подходящий уровень квалификации.
  • Социологический метод исследования. Нужно получить мнение большого количества людей. Для этого проводят опросы, заполняют анкеты и другие аналогичные способы.

Итак, чтобы точно определить значение показателя:

  1. Используют сводную карту дефектов, отказов. Для этого оформляется таблица, в которую заносят информацию о каждом случае.
  2. Применяют непосредственные изменения характеристик.
  3. Показатели берут из предоставленной документации.
  4. Используют корреляционные диаграммы для изучения взаимосвязи между параметрами.
  5. Рисуют причинно-следственные диаграммы для понимания взаимосвязей между показателями.
  6. Проводят статистические исследования, на основе которых показатели вычисляются при помощи методов теории вероятности.

В некоторых случаях показатели качества продукции — средние величины. Это удобно при подсчете затрат, прибыльности. Для этого делают расчеты для партии товара, а потом определяют среднее значение для каждой группы.

Заключение

Качество товаров — важный показатель для бизнеса, так как оказывает существенное влияние на экономику и финансы. Поэтому каждый производитель должен обеспечить высокое качество своей продукции, чтобы быть конкурентоспособным, удовлетворить потребности покупателя и принести прибыль организации.

Качество продукции

Качество продукции – это все свойства, которыми должны удовлетворять потребителя. Любому товару, вещи, продукции свойственны характеристики, соответствующие определенным норма и правилам. К таким можно отнести Госты, технические условия, стандарт качества и другие. Качеством продукции может формироваться при начальных этапах, начинается с качества поставляемого сырья, в ходе научного разработок, на стадии проектированию, в самом процессе изготовлением, транспортировке и хранении. За соблюдением качеством продукции, соответственно стандартам, следят специальные службы, которым обязаны быть на предприятиях.

Основные факторы, влияющие на качество продукции

Факторы внешней среды:

  • уровнем требований к качеству (потребитель, прогресс, конкуренты);
  • наличием поставщиков капитала, трудовых ресурсов, материалов, энергии, услуг;
  • действующим законодательством в области качества и работы государственных органов.

Внутренние факторы предприятия:

  • Материальной базой предприятия (финансы, оборудование, инфраструктура);
  • Персоналом (квалификация и мотивация);
  • Качеством проекта (совершенство конструкции);
  • Качеством исполнения (применение передовых технологий);
  • Стабильностью процессов.

Важным фактором является менеджмент (организацией работ и управлением предприятием), в том числе — системой управления качеством, предусматривающей:

  • маркетингом;
  • взаимоотношением с заказчиками (контракты, сервис);
  • контролем качества на всех этапах создания продукции;
  • оперативным реагированием на проблемы с качеством.

При оценке уровня качества продукции зачастую пользуются понятными из контекста терминами качественная или некачественная продукция. И хоть в быту это можно допустить, специалистам в своих статьях надо помнить, что качественный не значит хороший, а некачественный, вообще без каких-либо свойств, не существует вовсе.

Термин качество продукции порой используется не как совокупностью её свойств и характеристик, а как отдельными свойствами и характеристиками. Например, если хотят подчеркнуть высокого уровня качества продукции, говорят, что она обладает набором таких качеств, которые делают её неоспоримым лидером в своей области. Такое использованием термина качество встречается не только при оценки качества продукции. Говорят, например, о выдающемся качестве того или иного человека, обращая внимание на его морального облика, талант или достижением высоких результатов.

Качество и бизнес

В рыночных условиях никакой инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособности своей продукции, которая включает в себя цену и качество, отвечающих запросам потребителей, соответствием требованиям по безопасности и охране окружающей среды, сроком поставок и сроком гарантий, организацией технического обслуживания, авторитетом изготовителя, стоимостью эксплуатации и другими слагаемые.

В руководящем документе Госстандарта СССР «Методические указанием по оценке технического уровня и качества промышленной продукции РД 50-149-79» первыми из слагаемых конкурентоспособность товара названы технический уровнем товара и уровнем качества его изготовления, характеризующие степень использования последних мировых научно-технического достижений при разработке конструкции и технологии изготовления.

index17Кроме основы конкурентоспособности выпускаемая продукция, качество является определяющего фактора и на этапе создания предприятия, когда оно еще не выпускается продукцию. Чтобы организовывать собственное предприятие, например, — ателье по изготовлению рубашек или мастерской по изготовлению стульев, нужно взять ссуду в банке. Для этого потребуется убедительного для банка бизнес-плана, в котором будет обоснованной ваши способности вернуть ссуду. Поэтому вам обязательно придется определиться с качеством: какие и для кого вы собираетесь делать стулья или шить рубашки, чтобы обеспечивать их реализацией на рынке. От качества будущей продукции зависит также, какой нужно будет закупать материал и оборудование, а, значит, зависит и величина необходимой ссуды. Поэтому можно уверенно утверждать:

Бизнес рождается и живёт своими качествами и умирает, когда они становится ненужным.

Потребности обычно выражаются в свойстве, в их сравнении с аналогичными свойствами базового, или эталонного, образца.

Таким свойством могут быть весом, габаритами, производительностью, цветом, надежностью, долговечностью и др. Все свойства продукции выделены в группы: показателями назначения (производительность, модность, диапазон измерения); показателями надежности и технологичности; показателями унификации и стандартизации; эстетическими показателями; эргономическими показателями; показателями транспортабельности; патентно-правовые показателями; экологическими показателями; показателями безопасности.

В зависимости от потребности используют тот или иной показатель. Так, например, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности; в целях экономии финансового средств на проведение ремонтов – ремонтопригодность, а в целях снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии – долговечности.

Показатели качества

64345Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации – безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

Показатели технологичности – показатель, обеспечивающий рациональное использование материала, средств труда и времени в процессе технологического цикла.

Показатели стандартизации и унификации характеризуются насыщенностью продукции стандартными, унифицированными и оригинальной составными частями, а также уровень унификацией по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше коэффициент стандартизацией и унификацией изделия, тем лучше с точки зрения производством и эксплуатации.

Экономическими показателями отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействием человека с изделием выражается через комплекс антропометрические, физиологические и психологические свойства человека. Эстетические показатели характеризующие композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность формы).
Показателем транспортабельности отражающейся степенью возможности транспортировки изделия различными транспортным средством без нарушения его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентной защитой и патентной чистотой продукции.

Экологические показатели отражающие степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которыми возникающие при хранении, эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели безопасности определяются степенью безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивающие безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.

Указанные показатели в совокупности создают базу для сравнением с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить их техническим уровенем и качества.

Уровень качества продукции

Оценкой уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определением зна­чений этих показателей и сопоставлением их с базовыми.
Уровнем качества продукции — это относительной характери­стики ее качества, основанной на сравнении значений показа­телей качества оцениваемой продукции с базовыми значения­м соответствующих показателей. Базовым значению показа­телю является оптимальный уровень, реально достижимый на некоторый периода временем.

indexЗа базовые могут приниматься следующими значения показателей качеству: лучших отечествен­ными и зарубежными образцами, по которым имеются достоверные данных о качестве, а также достигнутые в некотором предыду­щего периоде времени или найденные экспериментальным и теоретический метод.

Для оценки уровня качества продукции применяется диффе­ренциальным, комплексным или смешанным методами.
Комплексный метод основан на применения обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных (комплексных) показателя. Обобщен­ным показателем может быть выражен главным показатель, от­ражающий основное назначение продукции, интегральным или средним взвешенным.

Обобщенный показатель

54645645Если имеется необходимой информация, определяют главный показатель и устанавливают функциональную зависимость его от исходных показателей. Например, главным показателя гру­зовых автомобилей является годовая производительности в т-км, автобусов — производительность в пассажиро-километрах, энергетические турбины — годовая выработка энергии в кВт-ч, в металлорежущие станки — производительность в количестве обработанных деталей и т.п.

Интегральный (обобщенный) показателем используется тогда, когда можно установиться суммарный полезный эффект от экс­плуатации или потребления продукции и суммарными затратами на создание и эксплуатацию продукции.

Средние взвешенные показатели применяются, если нельзя ус­тановить функциональной зависимости главного показателя от исходных показателей качества, но возможно с достаточной сте­пенью точность определить параметрами весомости усредняемого показателей.

Смешанный метод оценки качества

Смешанный метод основан на одновременных использовании единичных и комплексных (обобщенных) показатели оценки качества продукции. Он применяется в тех случаях, когда сово­купности единичных показателей является достаточно обширной и анализ значений каждого из них дифференциальным методом не позволит получить обобщающие выводы или когда обоб­щенный показатель при комплексном методе недостаточно пол­но учитывает все существенные свойства продукции и не позво­лит получить выводы о группах свойств.

При смешанный метод необходимо часть единичных пока­зателей объединять в группы и для каждой определить соответ­ствующий комплексный показателю, при этом отдельные важ­ные показатели можно не объединять, а применить как единич­ные На основе полученной совокупности комплексных и единичных показателей можно оценивает уровень качества про­дукции уже дифференциальном методом.

43543253

Экономическое содержания понятия “качество продукции” базируется на том, что качеством продукции формируется в процессе ее изготовлением. Поэтому как экономической категории качество продукции рассматривается как овеществленный результатом производственной деятельности людей.

Любые вещи создаваемые для удовлетворения определенных потребностей человека и обществом в целом. Это предназначение вещей полностью относится и к их качеством. Учитывая это социальное значение качества продукцией, можно охарактеризовать его как социально-экономической категорией.

Степень удовлетворением личных и общественных потребностей конкретной вещью определяемый ее свойствами. А качество вещи определяется совокупностью ее свойств. Таким образом, как совокупностью свойств качество является техническая категория и изучается техническими дисциплинами.

Индексы

Для оценки качеств совокупности видов разнородной про­дукцией используются индекс качества и дефектности.

Индекс качества (Ик) — это комплексный показатель качест­ва разнородном продукции (выпущенной за рассматриваемый период времени), который равен среднему взвешенному относи­тельных значений показателей качества этой продукции.

122342Индекс дефектности (Ид) — это комплексный показатель ка­чества разнородном продукции, выпущенной за рассматривае­мого периода, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектность этой продукции (коэффициентом дефектности на­зывается среднее взвешенное количество дефектов, приходя­щихся на единицу продукции).

Индексы качества и дефектности являются универсального по­казателя, которыми можно оценить качество продукцией пред­приятия в целом и проанализировать его изменения за ряд лет.

Обобщая рассмотренный аспект качества продукции, ГОСТ 15467-79 дает ему следующее определение: “Качество продукции” – это совокупность свойств продукции, обусловливающего ее пригодность удовлетворять определенным потребностям в соответствии с ее назначением”.

Потребительная стоимость

Определение качества как совокупность свойств продуктов, направленные на удовлетворение некоторых потребностей, можно отнести и к потребительную стоимость. Между тем это взаимосвязанные, но не тождественные категориями.

78456Под потребительной стоимостью стоит понимать полезность товара, его способность удовлетворить общественные потребность – личную или производственную. Каждый продукт имеет множеством свойств. Однако его потребительная стоимость формируется только те из них, которые обусловливается полезностью, т.е. служат удовлетворению определенных людских потребностей.

Покупателю, вступая в товарно-денежные отношения, рассматривается потребительские свойства вещи и выбирается те из них, которые нужны для удовлетворением его потребности, т.е. покупатель оценивает полезности данной вещи.

Значит, потребительная стоимость представляется собой полную совокупность свойств продукта, с помощью которой он способен удовлетворить ту или иную человеческие потребности, т.е. определяет полезности данного продукта, а категорией качества означает уровень, в которой данная потребительной стоимости способна удовлетворять эту или другую потребности, т.е. выражает меру полезности данной потребительную стоимость.

Когда потребительная стоимость выражается вообще полезности вещи, то качество представляет меру, в какой она объективно сможет удовлетворять конкретные потребности.

Мы коротко рассмотрели понятие качество продукции, потребительная стоимость, индексы, смешанный метод оценки качества, обобщенный показатель, уровень качества продукции, показатели качества, качество и бизнес. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Управление качеством. Шпаргалка

Данное пособие содержит все необходимые вопросы в краткой форме, что позволит быстро и успешно подготовиться к сдаче экзамена или зачета по дисциплине «Управление качеством». Учебное пособие разработано на основе общегосударственного образовательного стандарта и предназначено для студентов экономических специальностей.

Оглавление

  • 1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
  • 2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
  • 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
  • 4. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
  • 5. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ ПРОДУКЦИИ
  • 6. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ ПРОДУКЦИИ
  • 7. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
  • 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ НАРАБОТКИ НА ОТКАЗ
  • 9. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ ПРОДУКЦИИ
  • 10 ПЛАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление качеством. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Качество продукции — совокупность свойств и признаков продукции, товаров, услуг, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров и услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей.

Понятие «качество» определяется стандартом ИСО 8402–94 как «совокупность свойств и характеристик продукта или услуги, относящихся к его способности определяет предполагаемые потребности». Качество создается с помощью техники на базе надлежащего образа мышления. Такой подход ведет к понятию качества в философии всеобщего управления качеством. Другая формулировка понятия «качество» основывается на нескольких разнообразных принципах, исходя из которых можно отобразить всю многоаспектность этого понятия.

1. С точки зрения объективной оценки признаков продукта, качество может быть измерено. Различия в качестве могут быть количественно отображены при помощи обусловленных особенностей изделия или услуги.

2. С точки зрения потребителя, качество продукции устанавливается в первую очередь субъективной оценкой покупателя, а уже затем — характеристиками самого продукта. Некоторые потребители имеют разнообразные требования, причем те продукты, которые удовлетворяют эти потребности в наилучшем варианте, рассматриваются как имеющие наивысшее качество.

3. С точки зрения производственного процесса, качество — это соблюдение спецификаций, и любое отклонение от них приводит к ухудшению качества. Наилучшее качество предполагает хорошо проделанную работу, итог которой целиком соответствует предъявляемым запросам.

4. С точки зрения соотношения цены и полезности, качество проявляется посредством расходов и цен. Качественная продукция осуществляет определенную функцию по доступной цене, а также в соответствии со спецификацией по приемлемым затратам.

Выделяют следующие основные причины, почему проблема обеспечения качества так актуальна и важна в современной производственной деятельности:

1) качество — ключевой аспект для совершения покупки для наиболее значимых потребителей. Лишиться заказа из—за недостаточного уровня качества намного хуже, чем из—за чересчур высокой цены: так можно потерять покупателя навсегда;

2) качество всеохватывающе. Организация осуществляет множество конкретных действий, чтобы противостоять конкуренции. Качество и системы управления качеством предлагают набор операций, объединяющий все фазы производственного процесса — продуктовую политику, планирование, маркетинг, сбыт, персонал, инновации и технологию, — для того чтобы предприятие удачно функционировало на рынке;

3) качество — главный инструмент снижения издержек. Всегда дешевле производить правильно с первого раза, чем позднее устранять ошибку;

4) качество ведет к укреплению позиций пре_д—приятия на рынке. В условиях открытых и либерализованных рынков продукты и услуги делаются все более взаимозаменяемыми. Уровень качества продукции становится решающим.

Понятие «качество» также рассматривают как двухуровневое.

Качество первого уровня (т. е. техническое качество) — вырабатывается на этапах исследований, разработок и производства. Управление качеством на этом этапе содержит действия по соблюдению нужного минимума качественных и количественных запросов к продукции.

Качество второго уровня (коммуникативное качество) — складывается на этапах пред—и послепродажного обслуживания. Для обеспечения качества на этих этапах осуществляются операции, сориентированные на исчерпывающее удовлетворение требований потребителей.

Что такое качество продукции?

Часто, покупая ту или иную продукцию, мы ориентируемся на заявленные производителем свойства, но не получаем желаемого, и при этом обвинить производителя не в чем. Но что такое качество продукции в общем понимании? И как общее понятие относится к каждому отдельному продукту или услуге? Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит определить, что такое продукция и что такое качество товара, по каким критериям определяется качественность изделий/услуг.

Определение понятий

Определяя значение слова «качество», нельзя обойти понятие «продукция», они непосредственно связаны между собой. Если говорить простыми словами, то продукция — это все, что производит предприятие, если речь идет о производстве, а также выполненные работы по заказу или оказанные услуги.

    ;
  • товарная продукция;
  • готовая продукция;
  • реализованная продукция.

Так что такое качество? Определение термина согласно экономической теории или политэкономии обозначается как полезность продукции (товара, услуги) или потребительская полезность. Но в этом случае получается, что часть предметов не имеет качеств или бесполезны с точки зрения потребительских предпочтений. Как пример можно привести медицинские препараты, которые помогают не всем потребителям подряд, а значит, для части людей они не обладают полезностью и, следовательно, некачественны. Но это ложный вывод. Понятие качества лежит в плоскости присущих продукции свойств, удовлетворяющих потребности.

Иными словами, на вопрос о том, что такое качество продукции, можно ответить так: это сумма свойств, качеств, характеристик товаров, производимых для удовлетворения существующих потребностей. Характеристики и свойства продукции могут меняться в зависимости от спроса.

что такое качество

Стандарты качества

В век рекламы сложно определить по внешнему виду, насколько товар будут полезен. Технологии преподнесения товара потребителю многослойны и часто обманчивы, ведь бутерброд в булочке с аппетитной корочкой, способный пролежать пять лет без изменения вкуса и внешнего вида, вряд ли будет полезен, но при этом он остается качественным товаром. Чтобы определиться в этом вопросе и не попадать впросак, уважающий себя и своих потребителей производитель руководствуется стандартами и ссылается на них для подтверждения качества производимых товаров.

значение слова качество

Государственное регулирование

Нормативная база Российской Федерации состоит из видов стандартов:

  • ГОСТ Р, межгосударственный стандарт;
  • ОСТ, отраслевой стандарт;
  • СТП, стандарт предприятия;
  • региональный стандарт.

Основываясь на нормативных стандартах, предприятие выпускает продукцию с учетом требований к показателям и свойствам, которые и обусловливают конечное качество товара. Свойства товара — неотъемлемая часть качественных характеристик. Свойства продукции разделяются на простые и сложные. К простым относится то, что можно описать одной характеристикой, например жирность сметаны или молока. Сложные свойства характеризуются совокупностью особенностей, как пример — пищевая или энергетическая ценность продуктов питания.

качество продукции определение

Показатели качества

Качественные характеристики имеют вполне определенное выражение в физических, количественных измерениях. Обычно они написаны на упаковке, к примеру гвоздь определенной марки должен быть соответствующей длины, выраженной в миллиметрах, иметь определенную марку металла или сплава и определенное количество единиц в упаковке. Качество фруктового сока определяется количеством сахара, долей натурального сока и мякоти в конечном продукте в соответствующей пропорции, выраженной в процентах. Также к показателям качества относятся внешние характеристики: цвет, форма и так далее.

что такое качество и каким оно должно быть

Метрология

Чтобы понять, что такое качество и каким оно должно быть для каждого отдельного товара, профильные организации, призванные делать сертификацию, пользуются оценочным методом, принятым во всем мире. На первом этапе определяется вид продукции, ее класс и группа. Следующим этапом является выбор показателей для конкретной продукции, а также выбирается базовый образец с соответствующими характеристиками. На последнем этапе определяются численные, физические показатели оценки качества, применимые к оцениваемому продукту. Опираясь на заданные эталонные качества, оценивают соответствие нового продукта, после чего ему присваивается класс качества.

что такое качество значение

Значения показателей качества

Определить, что такое качество продукта, услуги, помогают показатели. Они существуют нескольких категорий:

  • Регламентированные. Устанавливаются и оцениваются согласно нормативным документам.
  • Номинальные. Регламентированные отклонения качеств товара/продукта в рамках нормативных документов. Например, количество крупы в пачке должно быть 1000 грамм, а номинальное количество может колебаться в рамках ±20 грамм сухого продукта. Номинальные показатели приведены в справочной литературе по стандартизации, чертежах, технических условиях и прочем.
  • Оптимальные. Показатели качества товара/продукта, при которых достигается максимальный потребительский эффект от применения, эксплуатации и так далее.
  • Предельные. Это самые высокие или самые низкие допустимые регламентом показатели качества.
  • Допустимые. Показатель, применяемый для товаров/продуктов, качественные характеристики которых измеряются пределами, т. е. шкалой качественности.

качество определение термина

Факторы, формирующие качество

Конечный потребитель стремится получить только лучшее и потому хочет знать, что такое качество. Значение факторов, влияющих на формирование качественных характеристик, переоценить невозможно, они являются основой для выпуска товарной продукции. К формирующим показателям качественности относятся:

  • Сырье. Существует два вида сырья: основное и вспомогательное. При производстве хлебобулочных изделий основным сырьем выступает мука. В зависимости от нее хлеб выпускается пшеничный, ржаной или смешанного типа. Вспомогательным сырьем выступают добавки: усилители вкуса, стабилизаторы и так далее.
  • Материалы. Также делятся на основные и вспомогательные. Основные – это материалы, полученные для последующей отработки. Лист металла определенной толщины и марки путем соответствующей обработки становится трубой или профилированным листом. Вспомогательные материалы служат для отделки продукции. Например, обработка профилированного листа полимерным составом для большей сохранности или его оцинковка.
  • Производственный процесс. Формирование качеств конечного продукта путем последовательного прохождения всех циклов производства: подготовительного, формирующего, обрабатывающего. К примеру, производство автомобильной покрышки начинается в цехе подготовки резиновой смеси, дальнейшего поступления полуфабриката в цех автоклавов, формирующих покрышку, откуда она поступает в цех финальной обработки и далее на склад готовой продукции.

что такое качество продукции

Факторы сохранения качества

До потребителя продукция/товар доходят в привлекательном виде, что является важной качественной чертой. Для любого человека в определении, что такое качество, заложено обязательное сохранение внешнего вида и всех характеристик продукта от производственного цеха до магазинной полки.

Сохранность продукции определяется следующими факторами:

  • Упаковка. Она призвана быть не только яркой, иметь соответствующую маркировку, но и сохранить товар целостным и неповрежденным при логистической транспортировке. К примеру, стиральные машины дополнительно оснащаются транспортировочными болтами для безопасной доставки аппарата к конечному месту монтажа.
  • Хранение. Любое складское помещение, где продукция содержится до ее попадания к конечному потребителю, должно быть соответствующим образом оборудовано. Делается это в целях сохранения качества продукции, свойств и характеристик, присущих товару.
  • Предпродажная подготовка. Проводится для сортировки товаров с целью выбраковки устаревшей, потерявшей товарный вид или качество продукции. На этом этапе товару можно придать большую привлекательность дополнительной полировкой, ламинацией, отпариванием и так далее в соответствии с видом товара.
  • Реализация. Завершающий этап производства качественной продукции — передача товара покупателю в соответствии с его запросами и потребностями.
  • Сервис. Послепродажное обслуживание, доставка, монтаж или консультации по применению товара. В настоящее время качественный сервис имеет не меньшее значение, чем сам товар. Все чаще послепродажный сервис определяет предпочтения потребителя в пользу покупки товара одной категории, но с разной степенью сервисного обслуживания в пользу того производителя, который предоставит больше дополнительных услуг.

что такое качество

Потребительский спрос и качество

Рыночная экономика диктует свои правила игры. Часто спрос на товар вынуждает производителя выпускать продукцию не самого лучшего качества, тем самым нанося вред своему имиджу и подрывая доверие к товару. В этом случае предпочтительнее в период ажиотажа не поддаваться искушению обеим сторонам взаимодействия: потребителю не торопиться с выбором и приобретением, лучше выяснить качество продукции (определение этого показателя является отправной точкой в предпочтениях), а производителю не гнаться за сиюминутной прибылью, а выпустить продукт с высокими показателями качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *