Гражданская оборона
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека, но на отдельных примерах (потоп в Крымске), можно наблюдать то, как плохо выполняется нормативно-правовая база. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.
Содержание
Основные задачи
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
- защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);
- координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
- повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
- специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
- эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
- организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
- обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:
- своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;
- укрытие населения в защитных сооружениях;
- использование средств индивидуальной защиты; , рассредоточение, а также [переброс] населения в безопасные районы;
- защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;
- обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
- защита населения на всей территории страны;
- дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
- заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;
- необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.
Принципы организации и ведения Гражданской Обороны
- Подготовка государства к ведению Гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники, средств защиты населения;
- Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, либо введения президентом военного положения.
Система гражданской обороны
Систему гражданской обороны составляют:
- органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
- силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;
- фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;
- системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).
Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы — глава исполнительной власти). Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность (уголовную и административную) за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.
История в СССР и РФ
Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.
В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.
В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).
Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.
В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС) [1]
Войска гражданской обороны
В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ. [2] Затем войска гражданской обороны в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР), Московское военное училище гражданской обороны (город Балашиха).
С 1991 г. войска гражданской обороны в России находятся в подчинении ГКЧС (затем — МЧС) России.
На войска ГО возлагаются следующие основные задачи:
- ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуации (угроз чрезвычайных ситуаций) природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления;
- проведение санитарной обработки населения, специальной обработки техники и имущества, обеззараживания зданий, сооружений и территории;
- проведение пиротехнических работ;
- участие в проведении эвакуации населения и его первоочередном жизнеобеспечении;
- участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры
В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998) свои задачи войска ГО выполняют самостоятельно или совместно с невоенизированными формированиями ГО, а при необходимости — с Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями. [3]
Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 1265, на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны сформированы спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращённо — спасательные воинские формирования).
Численность на 1 сентября 2009 года установлена в 15 000 человек. В 2012 году 18 000 человек
Начальники МПВО НКВД (МВД) СССР
- 1940—1949 — В. В. Осокин — генерал-лейтенант,
- 1949—1959 — И. С. Шередега — генерал-лейтенант.
Начальники ГО СССР
- 1961—1972 — В. И. Чуйков — Маршал Советского Союза,
- 1972—1986 — А. Т. Алтунин — генерал-полковник (до 1977), генерал армии,
- 1986—1991 — В. Л. Говоров — генерал армии,
- 1991—1991 — Б. Е. Пьянков — генерал-полковник.
Начальники (Руководители) ГО России
Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации [4]
Система, спасающая жизнь. 90 лет гражданской обороне
Мое знакомство с гражданской обороной началось еще в школьные годы. Мальчишкой, юным фотокорреспондентом областной молодежной газеты я снимал репортажи с городских учений по гражданской обороне. Происходило это в Калуге в конце 60-х годов прошлого столетия. Было на тех учения все: и санитарные дружинницы с перевязочными материалами, и крепкие парни в костюмах химзащиты – «эльках», и дружинники с красными повязками. А еще – ревела сирена, по радио передавался сигнал «Внимание всем», а сотрудники милиции через колокола громкоговорителей предупреждали граждан о необходимости тех или иных действий.
Шла холодная война, на слуху был Карибский кризис (22 октября 1962 года), который едва не привел мир к войне ядерной. Возможно, именно поэтому отношение к учениям ГО было вполне серьезным. Во всяком случае, я видел именно такое.
В 70-80 годы приходилось систематически писать и фотографировать самые различные по уровню учения формирований гражданской обороны в республиках Северного Кавказа, в Ростове на Дону, Волгограде. Конечно, было в этих учения много надуманного, излишнего, но было и главное: на большинстве промышленных предприятий, в учреждениях и учебных заведениях были люди, специально обученные и для организации своих коллективов, и, непосредственно для активных действий по защите.
Не скрою, пришлось увидеть и обратную сторону: далеко не все городские и даже областные штабы гражданской обороны производили хорошее впечатление. Обшарпанные здания, не очень опрятные офицеры…
На моих глазах, а потом и при моем непосредственном участии произошли серьезные перемены. Сначала госкомитет, а потом и министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вернули ГО в нормальное русло. Работая в пресс-службе чрезвычайного ведомства, в периодических изданиях МЧС России, я побывал во многих спасательных центрах постоянной готовности – бывших воинский подразделений гражданской обороны, познакомился с особенностями этой службы.
Интересно, что самое первое такое знакомство состоялось в Ковалевке под Ростовом-на Дону. Именно здесь стало понятно, что такое военный спасатель, готовый выполнять самый широкий спектр задач по защите населения и территории. Личный состав этого центра оказывал помощь населению Грозного во время контртеррористической операции, участвовал практически во всех масштабных спасательных и гуманитарных операциях на территории Северного Кавказа.
Много добрых воспоминаний осталось и от работы с военными спасателями из Краснослободска (городок районного подчинения на левом берегу Волги прямо напротив Волгограда).
С воинами-саперами Невского Краснознаменного спасательного центра имени Ленсовета МЧС России два года подряд пришлось участвовать в Вахте памяти на Невском пятачке под Санкт-Петербургом. Они обеспечивали безопасность поисковых работ, что проводили курсанты Академии государственной противопожарной службы МЧС России. Каждый выход в поле – новые опасные находки времен Великой Отечественной войны.
Однако, настоящим образцом воинского подразделения такого типа был и остается центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер», расположенный на юго-западе от Москвы вблизи Московской кольцевой автодороги. Сегодня «Лидер» — высокотехнологичное подразделение, способное с широким применением робототехники, беспилотных летательных аппаратов, современных электронных систем поиска решать весь комплекс задач по обеспечению задач защиты населения и территорий. Воины-спасатели «Лидера» имею огромный опыт разминирования. На их счету тысячи гектаров земель, освобожденных от смертоносных снарядов, не только в России, но и в Сербии, Сирии, Украине.
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Военная доктрина Российской Федерации (от 25.12.2014 г.) определила, что под военным конфликтом понимается форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы.
В разделе «Развитие военной организации» в статье 35 «Основные задачи развития военной организации» прямо указана необходимость «совершенствования территориальной обороны и гражданской обороны Российской Федерации».
Таким образом, организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. При этом подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В числе основных принципов развития гражданской обороны нашей страны на современном этапе являются:
— необходимая (разумная) достаточность при организации и выполнении мероприятий по гражданской обороне;
— обеспечение постоянной готовности сил гражданской обороны к действиям, как в условиях военного времени, так и при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени, их стратегическая мобильность;
— повышение социальной значимости гражданской обороны, оказание помощи населению в кризисных ситуациях.
Основным принципом построения гражданской обороны является защита конкретного человека в конкретном месте от конкретной угрозы. Для реализации этого принципа в последние годы были внесены существенные изменения основных понятий в целый ряд нормативных правовых документов.
Гражданская оборона должна развиваться (реформироваться) по следующим инновационным направлениям:
— разработка и внедрение нового поколения информационных технологий и технических средств управления гражданской обороной, а также оповещения населения об опасностях;
— разработка и внедрение новых методов и способов инженерной защиты населения, в т.ч. с использованием защитных сооружений;
— оптимизация и дифференциация эвакуационных мероприятий;
— разработка высокопроизводительных методов и технологий аварийно-спасательных и других неотложных работ, технологий пожаротушения;
— совершенствование методов и технологий мониторинга и прогнозирования различного рода опасностей;
— разработка малогабаритных и универсальных средств индивидуальной защиты;
— производство быстровозводимых комплексов жизнеобеспечения; оптимизация группировки сил гражданской обороны;
— совершенствование способов и технологий повышения защищенности объектов экономики при воздействии поражающих факторов различной природы;
— разработка мер, направленных на повышение устойчивости функционирования систем управления и жизнеобеспечения населения;
— разработка информационно-коммуникационных технологий работы с населением в очагах поражения.
В основе формирования нового облика сил гражданской обороны — разработка профессиональных стандартов для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области гражданской обороны; оборудование высокотехнологичной учебной и полигонной базы для практического обучения личного состава органов управления и сил гражданской обороны.
Очевидно, что в настоящее время внимание к проблемам гражданской обороны в Российской Федерации резко возросли. Возросла и ответственность специалистов, занятых в этой важной сфере деятельности. Год 90-летия Гражданской обороны продолжается, и мы обязательно еще не раз вернемся к этой теме. Тем более, что актуальность ее сегодня как нельзя очевидна.
Гражданская оборона (ГО)
Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).
Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 имеется 15 основных задач в области гражданской обороны и защиты населения в Российской Федерации:
- Подготовка населения в области гражданской обороны.
- Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
- Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
- Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
- Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
- Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
- Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
- Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
- Срочное захоронение трупов в военное время.
- Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
- Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.
Организация и ведение ГО
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:
- обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
- сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
- сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).
Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.
Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:
- соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
- преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
- необходимую централизацию и децентрализацию руководства.
Организационную основу гражданской обороны составляет:
- руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
- комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
- силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.
Органы управления
В системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные и объектовые органы управления.
Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.
На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Например, на территории Омской области органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по Омской области и т.д.
На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.
В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.
Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).
Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.
Органы управления гражданской обороной
Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.
В свою очередь они:
- планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
- организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
- организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
- обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.
Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.
В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:
- по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);
- специалиста по связи;
- специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;
- специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;
- специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.
В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.
При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи – руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.
Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.
В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть – первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.
Также часто звучит вопрос: «В каком соотношении находятся органы управления гражданской обороны в организациях органами управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС? Не создают ли они неопределенность, не будут ли они мешать друг другу в практической деятельности?».
Такой вопрос возникает потому, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.
К ним относятся:
- координирующий орган управления объектовым звеном – КЧСиОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации;
- орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).
Да, такое множество органов управления может создавать некоторую неопределенность при решении практических задач. Поэтому первый руководитель организации, который по закону является руководителем гражданской обороны, должен определиться с концентрацией управления гражданской обороной и защитой от чрезвычайных ситуаций на одном органе. Таким органом может быть или штаб гражданской обороны (несмотря на то, что в законе «О гражданской обороне» слово «штаб» не упоминается) или КЧСиОПБ объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.
Важно. Организация и ведение гражданской обороны в МЧС России регламентировано приказом МЧС России № 783 от 17.12.2008
Силы ГО
Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.
Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.
Источник: От МПВО к гражданской защите: Исторический очерк. Под редакцией С.К. Шойгу. –М., 1998; Федеральный закон РФ № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне».
Лекция 3.1. Гражданская оборона, определение, основные понятия, структура, задачи
Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих в военное время. ГО РФ функционирует в соответствии с положениями Конституции РФ, Закона РФ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 года. Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности страны.
Основные задачи ГО:
1. обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
2. оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
3. эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
4. предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
5. осуществление мероприятий по световой и другим видам маскировки;
6. проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие их;
7. первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие их, медицинским обслуживанием, предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
8. борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие их;
9. обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
10. обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и другие необходимые мероприятия;
11. восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их:
12. восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
13. срочное захоронение трупов в военное время;
14. разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;
15. обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
Структура и органы управления ГО
Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории Российской Федерации с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций (схема 7).
Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению Российской Федерации.
Производственный принцип состоит из организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.
Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, в субъектах и муниципальных образованиях – их главы; в учреждениях, организациях, на предприятиях – их руководители.
В Российской Федерации непосредственное управление ГО возложено на МЧС России.
Силами и средствами ГО являются:
- воинские формирования, объединённые в войска ГО;
- гражданские невоенизированные организации (формирования ).
В гражданские невоенизированные формирования могут быть зачислены:
мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и подлежащих с началом войны призыву в действующую армию, инвалидов, беременных и женщин, имеющих детей до 8 летнего возраста, а женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-х летнего возраста.
В составе ГО наряду с другими службами существует и функционирует
медицинская служба Гражданской обороны — МСГО.
К силам и средствам МСГО относятся:
а) медицинские формирования; б) медицинские учреждения.
— Медицинские формирования ГО.
«Формирований» в повседневной жизни нет – они создаются (формируются) в случае реальной необходимости. Предназначены для работы непосредственно в очагах поражения. Подразделяются на: объектовые и территориальные.
- Объектовые – санитарные посты, санитарные дружины, отряды санитарных дружин. Они создаются на объектах экономики, в учреждениях, на предприятиях из немедицинских работников — обычных сотрудников. Используются только в масштабе своих предприятий, учреждений.
- Территориальные– создаются на базе медицинских учреждений из числа медицинских работников.
Используются для выполнения задач в интересах области, края, города, района на наиболее важных участках. К ним относятся: медицинские отряды, подвижные госпитали, бригады и отряды специализированной медицинской помощи, сан-эпид. отряды (СЭО) и бригады (СЭБ).
Медицинский отряд (МО) – основное подвижное территориальное формирование МСГО. Предназначен для оказания первой врачебной помощи на границе очага. Медицинские отряды создаются на базе больниц, поликлиник.
В структуре МО развёртываются отделения: приёмно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуационное, лабораторное, частичной санитарной обработки.
— Медицинские учреждения ГО – «учреждены» и в существующем виде используются в ЧС мирного и военного времени.
К ним относятся: лечебные учреждения больничной базы, станции переливания крови (СПК), центры Роспотребнадзора, аптеки и склады, учебные заведения.