Что такое сметная стоимость
III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА
3.1. Сметная стоимость — сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
3.2. При новом строительстве осуществляется возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. Новое строительство, как правило, осуществляется на свободных территориях в целях создания новых производственных мощностей.
3.3. При расширении действующих предприятий производится строительство дополнительных производств на ранее созданном предприятии, возведение новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей, а также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.
3.4. При реконструкции (переустройстве) существующих цехов предприятия и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанного с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня и осуществляемого по комплексному проекту на модернизацию предприятия в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды могут осуществляться следующие мероприятия:
расширение отдельных зданий и сооружений основного, подсобного и обслуживающего назначения в случаях, когда новое высокопроизводительное и более совершенное по техническим показателям оборудование не может быть размещено в существующих зданиях;
строительство новых и расширение существующих цехов и объектов подсобного и обслуживающего назначения;
строительство на территории действующего предприятия новых зданий и сооружений того же назначения взамен ликвидируемых, дальнейшая эксплуатация которых по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной.
3.5. Техническое перевооружение действующих предприятий рассматривается как комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой технологии и новой техники, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
3.6. При техническом перевооружении действующих предприятий могут осуществляться установка на существующих производственных площадях дополнительного оборудования и машин, внедрение автоматизированных систем управления и контроля, применение радио, телевидения и других современных средств в управлении производством, модернизация и техническое переустройство природоохранных объектов, отопительных и вентиляционных систем, присоединение предприятий, цехов и установок к централизованным источникам тепло- и электроснабжения. При этом допускаются частичная перестройка (усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки существующих зданий и сооружений, а также другие мероприятия) и расширение существующих производственных зданий и сооружений, обусловленные габаритами размещаемого нового оборудования, и расширение существующих или строительство новых объектов подсобного и обслуживающего назначения (например, объектов складского хозяйства, компрессорных, котельных, кислородных станций и других объектов), если это связано с проводимыми мероприятиями по техническому перевооружению.
3.7. К поддержанию мощности действующего предприятия относятся мероприятия, связанные с постоянным возобновлением выбывающих в процессе производственной деятельности основных фондов. В основном это относится к добывающим отраслям и производствам.
3.8. К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
3.9. Основанием для определения сметной стоимости строительства могут являться:
исходные данные заказчика для разработки сметной документации, предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации и ведомости потребности оборудования, решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства (ПОС), пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы — листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и ремонтных работ;
действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь;
отдельные, относящиеся к соответствующей стройке, решения органов государственной власти.
3.10. Сметная документация составляется в определенной последовательности, переходя от мелких к более крупным элементам строительства, представляющим собой вид работ (затрат) — объект — пусковой комплекс — очередь строительства — строительство (стройка) в целом.
3.11. Применительно к составлению сметной документации под объектом строительства рассматривается отдельно стоящее здание (производственный корпус или цех, склад, вокзал, овощехранилище, жилой дом, клуб и т.п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, плотина и т.п.) со всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами и т.п.), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также при необходимости с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.).
Если на строительной площадке по проекту возводится только один объект основного назначения, без строительства подсобных и вспомогательных объектов (например: в промышленности — здание цеха основного назначения; на транспорте — здание железнодорожного вокзала; в жилищно-гражданском строительстве — жилой дом, театр, здание школы и т.п.), то понятие «объект» может совпадать с понятием «стройка».
3.12. Пусковой комплекс включает в себя несколько объектов (или их частей) основного производственного и вспомогательного назначения, энергетического, транспортного и складского хозяйства, связи, внутриплощадочных инженерных коммуникаций, благоустройств и других объектов, являющихся частью стройки или ее очереди, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом, и нормальные условия труда для обслуживающего персонала согласно действующим нормам.
3.13. Под очередью строительства рассматривается часть строительства, состоящая из группы зданий, сооружений и устройств, ввод которых в эксплуатацию обеспечивает выпуск продукции или оказание услуг, предусмотренных проектом. Очередь строительства может состоять из одного или нескольких пусковых комплексов.
3.14. Сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя:
стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;
стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);
затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря;
3.15. Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат и др.
Образцы составления сметной документации приведены в приложении N 2 к настоящей Методике.
3.16. Локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД).
Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
3.17. Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и относятся к сметным документам, на основе которых формируются договорные цены на объекты.
Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе РД.
3.18. Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить лимит средств в целом по стройке, необходимых для возмещения затрат, которые не учтены сметными нормативами (компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с применением льгот и доплат, установленных решениями органов государственной власти, и т.п.).
Сводные сметные расчеты стоимости строительства (ремонта) предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.
3.19. В случаях, когда наряду с объектами производственного назначения составляется проектно-сметная документация на объекты жилищно-гражданского и другого назначения, рекомендуется составлять сметный документ (сводку затрат), определяющий стоимость строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей.
3.20. Одновременно со сметной документацией в составе проекта (рабочего проекта) и РД могут разрабатываться ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей среды.
Ведомость сметной стоимости объектов, входящих в пусковой комплекс (приложение N 2 к настоящей Методике), рекомендуется составлять в том случае, когда строительство и ввод в эксплуатацию предприятия, здания и сооружения предусматривается осуществлять отдельными пусковыми комплексами. Ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, приводится в составе проекта (рабочего проекта), а в составе РД в случаях, когда производится уточнение сметной стоимости объектов и работ по рабочим чертежам. Указанная ведомость включает в себя сметную стоимость входящих в состав пускового комплекса объектов, а также общеплощадочные работы и затраты, при этом сохраняется нумерация объектов, работ и затрат, принятая в сводном сметном расчете.
В тех случаях, когда ведомость сметной стоимости объектов, входящих в пусковой комплекс, не составляется, в сводном сметном расчете после суммы по объектным сметам (сметным расчетам), итогам по главам и сводного сметного расчета в скобках приводятся суммы соответствующих затрат по пусковым комплексам.
3.21. При проектировании предприятий и сооружений, строительство которых осуществляется по очередям, составляются отдельно объектные сметные расчеты, относящиеся к очереди и полному развитию, сводные сметные расчеты стоимости строительства каждой очереди строительства и на полное развитие (сводка затрат на полное развитие предприятия).
3.22. Ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей природной среды (приложение N 2 к настоящей Методике) составляется в том случае, когда при строительстве предприятия, здания и сооружения предусматриваются мероприятия по охране окружающей природной среды. При этом в ней, как правило, сохраняется нумерация объектов и работ, принятая в сводном сметном расчете. В ведомость включается сметная стоимость объектов и работ, непосредственно относящихся к природоохранным мероприятиям.
В случае привлечения к строительству двух и более генеральных подрядных организаций сметную стоимость работ и затрат, подлежащих осуществлению каждой генеральной подрядной организацией, рекомендуется оформлять в отдельную ведомость, составляемую применительно к сводному сметному расчету.
Дополнительные мероприятия подрядных организаций, связанные с организацией строительно-монтажных работ, отражаются в проекте организации строительства и учитываются в сводном сметном расчете.
3.23. Для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) рекомендуется составлять следующую документацию:
в составе проекта (рабочего проекта):
сводку затрат (при необходимости);
сводный сметный расчет стоимости строительства (ремонта);
объектные и локальные сметные расчеты;
сметные расчеты на отдельные виды затрат;
в составе рабочей документации (РД) — объектные и локальные сметы.
3.24. Сметная документация составляется в текущем уровне цен.
В сметной документации допускается указывать стоимость работ в двух уровнях цен:
в базисном уровне, определяемом на основе действующих сметных норм и цен 2001 года;
в текущем уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления сметной документации.
3.25. Сметная документация нумеруется в следующем порядке.
Нумерация локальных сметных расчетов (смет) производится при формировании объектного сметного расчета (сметы) с учетом номера и наименования главы сводного сметного расчета стоимости строительства, в которую он (она) включается.
Как правило, нумерация локальных смет (локальных сметных расчетов) производится следующим образом: первые две цифры соответствуют номеру главы сводного сметного расчета, вторые две цифры — номеру строки в главе и третьи две цифры означают порядковый номер локального сметного расчета (сметы) в данном объектном сметном расчете (смете). Например: N 02-04-12. Номера объектных смет (объектных сметных расчетов) по такой системе нумерации не включают в себя последние две цифры, соответствующие номерам локальных сметных расчетов (смет). Например: N 02-04.
3.26. Результаты вычислений и итоговые данные в сметной документации рекомендуется приводить следующим образом:
в локальных сметных расчетах (сметах) построчные и итоговые цифры округляются до целых рублей;
в объектных сметных расчетах (сметах) итоговые цифры из локальных сметных расчетов (смет) показываются в тысячах рублей (в текущем уровне цен) с округлением до двух знаков после запятой;
в сводных сметных расчетах стоимости строительства или ремонта (сводках затрат) итоговые суммы из объектных сметных расчетов (смет) показываются в тысячах рублей с округлением до двух знаков после запятой.
Аналогично приводятся результаты вычислений и итоговые данные в расчетах стоимости строительства.
3.27. При составлении смет (расчетов) могут применяться следующие методы определения стоимости:
на основе укрупненных сметных нормативов, в т.ч. банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.
3.28. При ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нормативных и других источников.
3.29. Ресурсно-индексный метод предусматривает сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.
3.30. Базисно-индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен.
На различных стадиях инвестиционного процесса для определения стоимости в текущем (прогнозном) уровне цен используется система текущих и прогнозных индексов.
Для пересчета базисной стоимости в текущие (прогнозные) цены могут применяться индексы:
— к статьям прямых затрат (на комплекс или по видам строительно-монтажных работ);
— к итогам прямых затрат или полной сметной стоимости (по видам строительно-монтажных работ, а также по отраслям народного хозяйства).
Индекс состоит из целых чисел и двух знаков после запятой.
Для привязки единичных расценок к местным условиям строительства допускается разработка и применение территориальных коэффициентов к федеральным единичным расценкам (ФЕР-2001).
Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путем перемножения элементов затрат или итогов базисной стоимости на соответствующий индекс с последующим суммированием итогов по соответствующим графам сметного документа, при этом для пересчета стоимости эксплуатации машин в соответствующий уровень цен рекомендуется применять индекс на эксплуатацию машин, а к оплате труда механизаторов, входящей в стоимость эксплуатации машин, — индекс на оплату труда.
3.31. При методе применения банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов используются стоимостные данные по ранее построенным или запроектированным аналогичным зданиям и сооружениям.
3.32. При выпуске и обработке сметной документации рекомендуется максимально использовать вычислительную технику и программные средства. Применение указанных средств позволяет:
автоматизировать выпуск и экспертизу сметной документации, а также оформление первичной учетной документации, применяемой в строительстве для расчетов за выполненные работы;
использовать различные методы определения стоимости строительства (ресурсный, базисно-индексный, ресурсно-индексный и др.);
обеспечивать контроль за расходованием денежных средств и списанием материальных ресурсов и др.;
автоматизировать составление федеральных и территориальных сборников расценок.
Что такое смета. Объясняем простыми словами
Смета — финансовый документ с полным расчётом (планом) предстоящих расходов на осуществление какой-либо деятельности.
Проще говоря, это план, в котором максимально полно и по пунктам расписано, сколько денег нужно, чтобы выполнить какую-либо работу. Грамотно составленная смета позволит трезво оценить, как дорого обойдутся предстоящие работы, и если потребуется — внести корректировки в смету.
Например, вы запланировали ремонт квартиры. Вы можете составить смету от руки на обычным листе А4. В такой смете вы, скорее всего, сможете выделить несколько статей расходов: пол, стены, потолок, сантехработы, электрика и так далее. Это самый примитивный список. Однако в основе любительской сметы будет тот же принцип, что и у профессионально выполненной строительной сметы.
Пример употребления на «Секрете»
«За год на 1,5 млрд рублей подорожало строительство "СКА Арены" в Петербурге — стадиона, который примет матчи чемпионата мира по хоккею в 2023 году. Сейчас стоимость возведения самой большой хоккейной арены России оценивается в 38,5 млрд рублей, но это не окончательная цифра — в самой "СКА Арене" не исключают, что смета вырастет ещё на 10–15%».
(Из новости о самых высокооплачиваемых игроках КХЛ.)
Нюансы
Смета должна содержать определенные виды работ, их цены на принятую единицу измерения, и общую стоимость, определённую с учётом подлежащих выполнению объёмов работ.
Смета — основание для формирования первичных учётных документов, в том числе используемых для расчётов между сторонами договора за выполненные работы, а также при проверке выполненных работ контролирующими органами.
Бывают разные виды смет. Например:
Локальная. Представляет из себя только расчёты на определённые работы, которые являются частью какого-то большого проекта/общего объёма работ. Здесь рассчитываются затраты на материалы, заработную плату приглашённым специалистам, эксплуатацию техники и всевозможные накладные расходы.
Объективная. Она объединяет локальные сметы в пределах одного большого объекта. Например, объективная смета прилегающей территории нового жилого комплекса будет содержать в себе еще несколько локальных смет. Например, смету на строительство подземной парковки, детской площадки, зон отдыха, велодорожек и другие.
Сводный сметный расчёт. Пакет документов по всем объектным расчётам и отчётам на отдельные виды расходов, которые необходимы для подсчёта точных и окончательных цифр и сроков завершения работ всех объектов в рамках реализуемого проекта.
Как составить смету
Я потратил на ремонт в полтора раза больше денег и времени, чем рассчитывал.
Я делал ремонт без сметы: подумал, что раз бригадир огласил сумму 10 тысяч рублей за квадратный метр, то так и будет. Никогда в жизни я так не ошибался.
После того как улеглась строительная пыль, я решил разобраться, в чем ошибся и как надо было делать по уму, поэтому обратился к специалисту по составлению смет.
Лучше поздно, чем никогда. Зато теперь могу поделиться полученными знаниями с вами.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Что такое смета
Смета — документ, в котором рассчитывают затраты на проект исходя из расходов: на работы, стройматериалы, хозяйственные нужды, приобретение комплектующих и прочее.
Когда составляется смета
Смету составляют до начала ремонта. Чтобы грамотно составить смету, необходимы точные данные помещения: длина стен, высота потолков, расположение окон и т. д . Сначала я считал все по плану БТИ, а схему попросил начертить друга-архитектора. К нашему изумлению, план оказался неточным: одна из стен на плане была немного длиннее, чем в жизни.
Нестыковку заметил замерщик компании, у которой я заказывал кухню. Для замеров он использовал высокоточное лазерное оборудование, а планы начертил в специальной программе, которая контролирует результат и не позволят ошибиться в расчетах.
/remont-brigada/
Замеры делают быстро, а результат можно получить в течение нескольких дней. Я получил детальные чертежи, где указаны не только длины, площади пола, но и площади стен, которые очень сложно подсчитать самостоятельно из-за окон и дверей.
Такая услуга в среднем стоит 5000 Р . Но она упростит расчет необходимого количества материалов и позволит избежать ошибок. Например, меня замерщик спас от лишних трат: я уже планировал заказать технику, которая бы в итоге не поместилась туда, куда я планировал по плану БТИ.
Учтите, что размеры до демонтажа, после демонтажа и после черновых работ отличаются. Это важно для заказа всего, что планируется вписывать в помещение: мебель, кухня, двери, встроенные шкафы. Ошибка даже в сантиметр здесь имеет значение. Например, мне подпиливали полочки и полировали наждачкой пластиковые вставки для света: из-за слоя штукатурки пространство между стенами стало на пару сантиметров меньше.
Для чего нужна смета
Смета лежит на пересечении интересов заказчика и исполнителя. Заказчик хочет потратить на ремонт как можно меньше, а исполнитель заработать как можно больше.
Почему важно правильно составить и оформить смету. Без сметы у вас как у заказчика меньше аргументов, чтобы защитить свой бюджет: вам могут навязать дополнительные работы или взять деньги за то, что даже не делали. Но даже идеальная смета может не уберечь от дополнительных трат. Зато она поможет решить, обоснованны эти траты или нет.
Если вы заключили договор со строительной фирмой, вы можете попросить объяснить, почему от вас требуют больше денег, чем указано в смете. Они обязаны доступно рассказать, почему нужны дополнительные работы.
Смета определяет и технологию проводимых работ. Представьте: вам звонит бригадир и требует денег. Говорит, что пришлось шпаклевать стены по другой методике, и он докупал материалы и плюмбус за свой счет.
Если правильно составили смету и согласовали ее с представителем фирмы, можете сказать: «Вы не согласовали со мной траты, изменение техпроцесса и не предупредили о дополнительных работах. Поэтому я не могу подтвердить, обоснованны эти траты или нет. А плюмбуса в смете вообще не было — я не понимаю, зачем он нужен, и платить за него не буду».
Задачи сметы
Вот какие задачи выполняет смета.
Фиксирует объем и стоимость работ. Исполнитель не сможет внезапно повысить стоимость работ или приписать новые без обсуждения с заказчиком. Смета защищает заказчика от внезапных, безосновательных изменений стоимости ремонта.
Оценивает затраты на материалы. Служит ориентиром для закупок и помогает не потратить лишние деньги.
Дает юридические гарантии. На основе сметы суды в спорах между заказчиком и исполнителем выносят решения.
Дает инструмент контроля. По смете вы сможете определить, что происходит на объекте. Легко сравнить то, что на бумаге, с тем, что сделано по факту.
Виды смет и способы расчета
В профессиональном строительстве существует множество самых разных смет, каждая со своими требованиями и особенностями. Но ремонт в квартире не будут инспектировать суровые проверяющие, так что можно ограничиться следующими видами.
Смета на работы. Предварительная смета на работы — ценник на услуги бригады. Она позволяет оценить, что должно быть сделано и сколько это будет стоить. Итоговая смета на работы отчитывается за все, что было сделано бригадой на объекте.
Смета на материалы. Точно спрогнозировать цены в магазинах невозможно: они постоянно меняются. К тому же конечные затраты зависят от вашего выбора паркета, обоев, плитки. Поэтому предварительная смета на материалы лишь служит ценовым ориентиром. Итоговая смета на материалы — по сути это сумма всех чеков.
Как выбрать оптимальный способ расчета сметы. Невозможно описать «стандартную» смету. Сколько строителей — столько смет. Каждый делает так, как ему удобнее и привычнее. Некоторые составляют сметы методом «от балды»: в таких сметах демонтаж запросто может стоять после монтажа.
Самый удобный для заказчика вариант — запрашивать смету по хронологии. Другими словами, чтобы строитель расставил работы в смете в порядке их плановой последовательности.
Такая смета снижает неопределенность и тревогу: заказчик начинает хотя бы примерно представлять себе ход работ, не становясь при этом прорабом. Если заказчик видит, что работы из конца списка почему-то выполняются сейчас, то может спросить, с чем связано изменение планов. Это помогает отследить проблему и не дать ей перерасти в потери.
Когда заказчик понимает последовательность работ, ему легче планировать оплату и поставку материалов строителю. Строителю тоже удобно — ему не нужно перестраиваться и что-то существенно менять в своей работе. Он выполняет работы последовательно по смете.
Бывает, что строители сопротивляются и спрашивают, зачем нужна такая смета. Для этого можно говорить волшебную фразу: «Мне нужно планировать время и деньги, чтобы у вас не было простоев и я вам не задерживал оплату».
Подготовка хронологической сметы занимает чуть больше времени. Многим строителям сложно разделить работы по хронологии: они привыкли сливать в одну работу несколько. Например, демонтаж и поклейку новых обоев могут написать как «сделать обои». Придется объяснять такой подход: скажите, что это позволит вам быстрее проверить ход работ и заплатить за сделанное.
Некоторые работы могут идти параллельно, так как ремонт будут делать несколько человек. Строитель может сказать, что расписать смету в хронологическом порядке не получится. В этом случае нужно сказать, чтобы работы расставили так, как будто это будет делать один человек.
Помимо сметы по хронологии можно выделить еще несколько способов расчета.
По этапам. Отдельные сметы составляют на демонтаж, монтаж, черновую и чистовую отделку. Это самый популярный способ расчета, так как позволяет оценить состояние объекта после каждого этапа и вовремя скорректировать смету.
Все корректируют сметы в среднем на 20% — это нормально. Например, после демонтажа старых обоев выяснилось, что стена сыпется и ее нужно заново выравнивать. Затраты на дополнительные материалы согласуют с заказчиком и внесут в смету на монтаж.
По комнатам. Подойдет, если вы делаете ремонт не во всей квартире. Или, наоборот, если на объекте слишком много комнат и легко запутаться, в какую сколько материалов необходимо.
Но в такой смете может быть подвох. Когда вы составляете сметы по комнатам, легко купить лишние материалы. Например, вы планируете покрасить потолок и пишете в смету каждой комнаты по ведру краски. В жизни одного ведра может хватить на несколько комнат. Еще краску выгоднее покупать большими объемами — а если брать маленькие емкости, это может выйти дороже.
По видам работ. Отдельные сметы для стен, электрики, сантехники и так далее. Такие сметы одни из самых распространенных, но заказчику сложно отслеживать остатки материалов и ход ремонта.
Кто уполномочен заниматься сметой
Сметой заказчику и подрядчику лучше заниматься сообща. Это в интересах обеих сторон.
Если нанимаете бригаду, бригадир составит смету и согласует ее с вами. Если заказали услуги у компании, смету, скорее всего, составит профессиональный сметчик. В любом случае контролировать ее исполнение вы будете вместе с подрядчиком.
Все изменения в смету бригадир вносит только с одобрения заказчика. Если необходимы материалы и работы, которые не заложены в смету, бригадир должен остановить ремонт, позвонить заказчику и получить его согласие.
Например, при плановой замене двери обнаружилось, что стена между комнатами рухнет в любой момент. Хороший бригадир пригласит вас на объект и согласует изменения в смете. Плохой — укрепит стену, а потом будет спорить и требовать оплату. Если работы, не заложенные в смету, провели без вашего ведома, вы имеете право не платить за них.
Требуйте чеки на все покупки, сверяйте чек со сметой и просите бригадира объяснять смысл покупок. Если не доверяете рукописным чекам с рынков, просите бригадира покупать материалы не на строительных рынках, а в крупных сетевых магазинах: в них чеки печатают и подделать их практически невозможно. Цены в магазинах могут быть как выше, так и ниже, чем на рынках. Но даже у крупного строительного супермаркета ассортимент будет скромнее рыночного.
Основные принципы составления сметы
Перед началом работ смету должен утвердить и заказчик, и исполнитель. Все изменения в смете должны согласовываться с заказчиком.
Обязательно нужно заложить сумму на непредвиденные расходы. Обычно она составляет 30% от планируемой сметы. В моем случае оказалось, что стены нужно демонтировать и возводить их с нуля. Это не только лишние траты на работу и материалы, но еще на доставку со склада и вывоз мусора. Для меня эти траты стали неприятной неожиданностью, так как я не закладывал на них деньги.
Чем подробнее смета — тем меньше разночтений возникнет в процессе. Лучше разбить работу «привести стены в порядок» на более мелкие задачи: «содрать старые обои», «выровнять стены», «подготовить стены к покраске» и «поклеить обои».
Правильно названные работы — это уже половина сметы
Сколько строителей, столько и формулировок работ — каждый формулирует работу так, как привык или прижилось в его документах.
Одна и та же работа у разных строителей может называться по-разному и включать в себя разные действия. Например, в понятие «выравнивание стен» каждый строитель будет вкладывать свое представление в зависимости от ситуации. Это усложняет жизнь заказчикам и приводит к недопониманию.
Неправильно сформулированная задача снижает эффективность контроля, управления, приемки. Растут ошибки в подсчетах необходимого количества материалов и оплатах, увеличивается неразбериха.
Расскажу, как определить правильно и неправильно сформулированные работы.
В одной ячейке таблицы сметы могут быть только работы, у которых общие материалы. В идеале — у каждой работы своя ячейка.
Неправильно: установка подвесного потолка, покраска.
Правильно: установка подвесного потолка — одна работа, покраска подвесного потолка — другая.
Нельзя смешивать работы, у которых разные единицы измерения.
Неправильно: поклейка обоев, установка потолочных плинтусов.
Правильно: поклейка обоев — одна работа (потому что считается в квадратных метрах), установка плинтусов — другая (потому что считается в погонных метрах).
Строители реагируют на такой запрос настороженно. Они не любят детализацию из-за того, что так стоимость их работ легче сравнить с конкурентами. Строители привыкли к собственным формулировкам и считают, что детализация увеличивает их нагрузку.
Но строители быстро и с удовольствием перестраиваются, если вы договариваетесь, что будете платить раз в неделю «за завершенные строки в смете». Тогда они заинтересованы сформулировать работы и разместить их в разных строках так, чтобы получать оплату регулярно. Потому что строитель, как и любой человек, ценит стабильность и регулярность оплат.
Как оформляется смета
Смета — это несложная таблица. В самом простом варианте она содержит следующие столбцы: наименование, единица измерения, количество, цена и сумма. Хорошо, если присутствует столбец «скидка» — это позволит указывать скидку не на всю смету, а на конкретную работу. Так будет легче понять, что именно вам обошлось дешевле. Если давать скидку на всю смету — непонятно, будет ли действовать скидка в случае, если какие-то работы придется в нее добавить и смета расширится.
Не так важно, как конкретно она оформлена и в какой программе. Важно, чтобы заказчик и исполнитель понимали смету одинаково.
Проще всего сделать смету по готовому шаблону.
Бланк. Многие строительные сайты предлагают скачать бланк сметы. Обычно это текстовый документ в ворде. Лучше не считать смету в таком документе — таблица в ворде не подсчитает сумму за вас — а скачать шаблон для экселя или гугл-таблиц .
Образец сметы на строительные работы. Мы подготовили образец сметы в гугл-таблицах . Чтобы поработать с ним, скопируйте документ себе.
Программы для составления и заполнения смет
Для ремонта в квартире хватит таблицы в экселе или гугл-документах . Можно поискать специализированные сервисы по запросам «смета на ремонт онлайн» или «калькулятор ремонта».
В интернете много платных программ для составления смет: « Гранд-смета », « Смета-ру », «1С: Смета». Такие программы используют для смет на жилые дома, мосты, стадионы и подобные объекты, где необходимо подробно документировать каждую мелочь. Обучение работе с этими программами займет у вас больше времени, чем сам ремонт. Например, в таких программах нет понятия «поклеить обои». Вместо него используют термин «нанесение бумажных полотен».
Если вы никогда не составляли сметы, попробуйте сайт « Сметус-ком » или «Гибкая смета» — они более дружелюбны к новичкам.
Основные ошибки при составлении смет
Невозможно учесть все нюансы, если составляете смету самостоятельно и никогда раньше не занимались подобным. Вот основные вещи, про которые забывают чаще всего.
Доставка и подъем на этаж. Статья расходов, про которую забывают чаще всего. Обычно магазины доставляют строительные материалы только до подъезда. За подъем в квартиру придется платить либо грузчикам, либо строителям. Я живу на восьмом этаже в доме без грузового лифта и тихо плакал от расценок грузчиков каждый раз, когда заказ не помещался в тесную кабину лифта.
Вынос мусора. Выбросить строительный мусор на обычную помойку не получится — придется заказывать контейнер. Контейнер на 3 тонны не всегда получится загрузить на 3 тонны: водителям запрещено загружать контейнер выше бортов. Мне пришлось заказывать несколько машин, хотя рассчитывал только на одну.
До начала ремонта спросите бригадира или старшего строителя, сколько примерно будет стоить вывоз мусора по окончании работ. Рассчитать конечную стоимость по вывозу мусора сложно. Заложите на это минимум 10 000—15 000 Р дополнительно. Если в доме нет лифта — цена возрастет.
Входная дверь. После ремонта многие меняют замки и обивку двери. Эти траты редко включают в смету, и я тоже это не учел.
Краска. Распространенная ошибка — заложить в смету только один слой краски, а не два. Мне пришлось не только заплатить в два раза больше, чем планировал, но и раскошелиться на еще одну доставку.
Счетчики. Ремонт — хороший повод поменять счетчики. Я забыл, что стоит заложить в смету не только стоимость самих приборов, но и установку с проверкой.
Коммуникации. Иногда, чтобы реализовать задуманное, приходится переносить общедомовые коммуникации. Например, мне потребовалось перенести стояки с горячей и холодной водой. Я планировал, что это сделает сантехник бригадира. Но оказалось, что заниматься общедомовыми коммуникациями имеют право только сантехники из дэза. В отсутствие конкурентов они заломили цену в 35 000 Р .
Допустимо ли превышать указанные в смете цифры
Смета — это приблизительный план, а ремонт никогда не идет по плану. Менять смету по ходу ремонта нормально. Главное, чтобы все изменения в смете заранее согласовывались с заказчиком и были аргументированы. Если есть возможность — заключайте дополнительные соглашения на выходящие за смету работы.
Некоторые бригадиры пишут цены с запасом. Например, в смете посчитали паркет по цене 2500 Р , а купили его за 2000 Р . Или специально посчитали объем работ больше, чем необходимо, чтобы иметь резерв средств на непредвиденные расходы. Это приемлемо, если разницу потом вернут заказчику, а не положат себе в карман.
Как правильно составить смету
Ремонт — это боль. В какой-то момент я просто закрыл глаза и давал бригадиру все, что он попросит, лишь бы это побыстрее закончилось. Меня выбили из колеи незапланированные расходы, а из-за нервов и спешки я принял несколько неправильных решений.
Разъяснения Минстроя России по применению Методики определения сметной стоимости строительства (от 4 августа 2020 г. № 421/пр)
Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. № 421/пр (далее — Методика 421) стала ключевой в этом году. Она собирает в себе все положения тех методических документов, которые раскрывают конкретные положения этой Методики. Это и работы вахтовым методом, и работы по техническому заказчику, по строительному контролю. Эти методики совершенно новые, которые нашли свое отражение в 421 Методике, она их объединяет и расширяет.
К сожалению, предыдущая Методика (МДС-35) уже определенное время не обновлялась. Законодательство (бюджетное, налоговое и др) претерпело изменения. Данные изменения были положены в основу новой Методики. Для единого понимания между контролирующими органами, заказчиками и подрядчиками Минстрой России разработал данную методологию с учетом современных изменений в законодательстве, включил все полномочия и все затраты, которые государственные заказчики и подрядные организации могут включать в стоимость строительства объекта капитального строительства в рамках законодательства.
Методика вступила в действие с 5 октября 2020 года.
НОСТРОЙ провел видео-интервью с директором департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Тютьминой Ириной Викторовной о применении Методики. В интервью были даны основные разъяснения по часто встречающимся вопросам у строительных компаний по применению Методики.
Вопрос. В МДС-35 был порядок учета «возвратных сумм» при разборке конструкций или сносу зданий и сооружений по конструкциям, материалам, пригодным для повторного применения. Методика 421 ни как данный вопрос не регулирует. Это стало не важно?
В предыдущей Методике учет затрат «возвратных сумм» предусматривался за итогом сводного сметного расчета, которые не влияли на величину сметной стоимости строительства.
Учет данных затрат предусмотрен законодательством (налоговым, бухгалтерским). Так как эти затраты не имеют никакого отношения к формированию сметной стоимости, они не предусмотрены этой Методикой. Их учет ведется в бухгалтерском учете.
Решение о дальнейшем использовании данных материальных ресурсов принимает заказчик и отражает это в условиях контракта. Это обычный гражданский оборот имущества, принадлежащий заказчику.
Вопрос. Начально-максимальная цена контракта формируется с учетом налога на добавленную стоимость. Вправе ли заказчик в рамках заключенного контракта с твердой договорной ценой не выплачивать подрядчику сумму, в размере НДС, если последний находится на упрощенной системе налогооблажения?
Данный вопрос уже не является предметом Методики.
Методика действует на этапе архитектурно-строительного планирования. Сметная стоимость — это план, который является основой для формирования начальной (максимальной) цены контракта государственных и муниципальных контрактов.
Заказчик должен понимать, что в торгах по определению подрядной организации для выполнения тех или иных работ могут участвовать организации, у которых не только общая система налогообложения, но, как и один из видов налогообложения — упрощенная система. Но, если речь идет об упрощенной системе налогообложения, где определенные затраты не облагаются налогом на добавленную стоимость, заказчик самостоятельно в проекте контракта, который он размещает в электронной системе, может определить такие условия (случаи), например, если приходит организация с упрощенной системой налогооблажения, то определенные затраты НДС не облагаются. Заказчик может эти моменты упустить в контракте, либо, если это очень важно для него — прописать.
Т.е. Приказ 841/пр (Порядок определения начальной максимальной цены контракта и методики составления сметы контракта) является инструментом при определении НМЦК. Порядок достаточно гибкий. Он учитывает максимально возможные вариации планирования НМЦК на основе проектно-сметной документации.
Заказчик может проводить торги не только на весь комплекс работ по смете, которая получила положительное заключение государственной экспертизы, но и на отдельные виды работ, в том числе на закупку оборудования.
Поэтому, в зависимости от того на какие виды работ заказчик в данном случае планирует провести торги, предполагая, что может прийти организация с упрощенной системой налогооблажения, он может прописать это в проекте контракта.
В случае, если в условиях контракта не прописаны условия изменения цены контракта из-за подрядчика с упрощенной системе налогооблажения, цена должна оставаться твердой.
Вопрос. Весь мир столкнулся с коронавирусом. В Методике достаточно оперативно появились указания на то, что эти затраты можно компенсировать. НОСТРОЙ дважды проводил мониторинг по фактическим затратам строителей. Сумма затрат варьируется, но в среднем она составляет в районе 300 рублей в сутки на одного человека.
Что, по Вашему мнению, строительные компании могли бы включать в сводно-сметный расчет из этих затрат? Мы ориентируемся на рекомендации Роспотребнадзора или на другие документы? И как быть с данными затратами, если контракты заключены до 5 марта 2020 года (до вступления новой Методики)?
Минстроем России подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации, где будет указана стоимость таких затрат на одного работающего.
Минстроем России анализируются все затраты, необходимые не только в рекомендациях Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников строительной отрасли, но и главного санитарного врача. Изучается специфика регионов, так как есть разовые мероприятия дорогостоящие и постоянные затраты, но не дорогостоящие. Т.е. перечень затрат, которые будут включаться в определение цены по затратам по короновирусу, а какие затраты будут включаться дополнительно к этой стоимости (те затраты, которые есть не во всех строительных организациях, но они дорогостоящие) еще до конца не определен. Данный вопрос находится в процессе работы в Минстрое России.
Такая цена составляет около 300 рублей на одно работающего в сутки.
В настоящее время законодательством (часть 65 статьи 112 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), установлено, что по соглашению сторон возможно заключение дополнительных соглашений к уже действующим контрактам, в том числе для включения данных затрат.
Вопрос. Как в локальных сметных расчетах (сметах) должны округлятся результаты вычислений? Допускается ли погрешность в округлении при использовании разных программных комплексов? В программных комплексах отсутствуют рекомендованные в приложении № 2 Методики формы локальных смет.
Этот вопрос меньше всего должен интересовать сметчиков, так как уже давно сметы вручную не составляются. Существуют множество программных комплексов, где такие округления уже зафиксированы. Поэтому при использовании различных систем ни каких погрешностей быть не может.
Программистам остается прописать те формы, которые рекомендует Минстрой России. Переход на новые формы будет осуществляться по мере готовности программистов, по мере готовности заказчиков предоставлять документы по таким формам, а экспертизы — принимать по таким формам. Формы локальных смет носят рекомендательный характер.
Вопрос. Планируется ли разработать примеры заполнения рекомендуемых форм, которые включены в Методику?
Минстрой России планирует провести работу по разработке таких примеров в начале 2021 года. Так же, возможно, будут откорректированы уже предложенные формы с учетом пожеланий и вопросов, которые поступили от строительного сообщества.
Вопрос. В соответствии с Методикой стоимость материальных ресурсов в базисном уровне цен определяется путем деления текущей стоимости, принятой по прайс-листам или счетам поставщика на индекс пересчета стоимости из базисного уровня в текущий. Можно ли определять цену МТР по прайс-листу от декабря 2019 года?
Согласно Методике документы, обосновывающие стоимость в текущих ценах должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости. Это оптимальный вариант.
Сейчас у нас рынок, причем такие условия, что цена не всегда соответствует той, которая должна быть. Минстрой России совместно с ФАС России и Минпромторгом России ведут ряд мониторингов в целях принятия превентивных мер, для исключения необоснованного роста цен поставщиков и производителей строительных ресурсов.
Цена должна быть текущей, но обоснованной. Для этого есть все инструменты, в том числе и мониторинг строительных ресурсов.
Вопрос. В случае, если:
а) сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы до 05.10.2020, а контракт с подрядной организацией заключен после 05.10.2020 года;
б) задание на проектирование составлено до 05.10.2020, а окончание работ по контракту на проектные работы после 05.10.2020.
Какая методика в таких случаях должна использоваться, если документ (МДС 81-35.2004) утратил силу?
Данный вопрос регулируется в рамках Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий), где четко прописано, что смета составляется и представляется на государственную экспертизу на дату принятия ее заказчиком. Лишь только изменения в эту смету (при повторной экспертизе) делаются на дату предоставления документов в экспертизу.
Первоначальная смета — на дату принятия заказчиком. Поэтому, какая сметно-нормативная база действовала на тот момент на такую дату смета и должна предоставляться в экспертизу.
По договоренности сторон сметная документация, составленная по МДС-35, может быть пересчитана в рамках новой Методики.
Вопрос. По сборнику ФССЦ-2001 стоимость материала выше, чем рыночная стоимость по прайс-листу. В этом случае требования заказчика о пересчете по прайс-листу обоснованы?
Все цены, включенные в федеральный реестр сметных нормативов определены в уровне цен 2000 года. Сравнивать эти цены с ценами, определенными в текущем уровне цен не предоставляется возможным.
Если заказчик (или любой строитель) начинает применять укрупненный индекс Минстроя России, который рассчитан непосредственно для объекта капитального строительства в целом, к отдельно взятому строительному ресурсу (заработной плате, машинам и механизмам), т.е. к какой-то определенной статье затрат, в нашем случае к материалам в ценах 2000 года — это некорректно. Это приводит либо к резкому завышению (на бумаге, не в реальности), либо к резкому занижению. Т.е. данные перемножения приводят к искажению.
Индексы, которые Минстрой России выпускает ежеквартально, предназначены исключительно для определения стоимости строительства объекта капитального строительства в целом и не предназначены для расчета по статьям затрат.
В настоящее время Минстроем России совместно с ФАУ «Главгосэкспертиза России» ведется работа по разработке индексов для субъектов Российской Федерации по статьям затрат.
Вопрос. 1. Кто должен проводить конъюнктурный анализ (строитель, заказчик или проектировщик)? Не стоит ли это четко прописать в Методике?
2. Обосновывающие стоимость документы при проведении конъюнктурного анализа должны быть обязательно коммерческие предложения или прайс-листы, заверенные подписью и печатью? Не достаточно ли ссылки на «Интернет», где размещен этот прайс-лист?
Требования и порядок проведения конъюнктурного анализа установлены настоящей Методикой. Эти правила должны соблюдаться всеми.
Подпись обязательна, печать нет (законодательством предусмотрено, что печать не всегда обязательна).
Конъюнктурный анализ является основанием и подтверждением той или иной цены. При планировании строительства за счет бюджетных средств ссылка на веб-сайт производителя/поставщика не допустима (сегодня эта компания есть — ссылка есть, завтра этой компании нет).
Кто должен проводить конъюнктурный анализ зависит от условий договора. Если нет определенных расценок, сметных норм, то в рамках Приказа 2/пр их можно разработать, представить в Минстрой и в Главгосэкспертизу с обосновывающими документами.
В настоящее время осуществляется переход на ресурсно -индексный метод. Важную роль в новой системе будет играть Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). В ней будут производители и поставщики строительных ресурсов.
Сметные цены в информационной системе должны быть сформированы в 2022 году. Чем больше организаций, которые относятся к строительному сообществу (поставщики и производители строительных ресурсов) будут в этом перечне, который размещен в данной системе, чем активней они будут предоставлять свои цены, тем быстрее она наполнится, что в свою очередь поможет отойти от проведения конъюнктурного анализа.
В целях наполнения достоверной информацией ФГИС ЦС, отражающей реальную номенклатуру, используемую строительными компаниями, Минстрой России проводит агитационную работу по включению в перечень производителей и поставщиков строительных ресурсов.
Вопрос. В ряде регионов региональные центры ведут свои сборники по стоимости строительных ресурсов. Можно ли данные материалы использовать, как один из источников для конъюнктурного анализа, так как эти центры при формировании своих сборников проводят тот же самый анализ в своем регионе?
В настоящее время в регионах созданы региональные центры, которые осуществляют мониторинг цен строительных ресурсов и свои сборники они создают на основании мониторинга.
Этот мониторинг предоставляется ежеквартально в ФАУ «Главгосэкспертиза России», в случае если регион принял решение рассчитать индексы расчетным методом (заработная плата, установленная в регионе (в каждой зоне региона) и мониторинг текущих цен).
В сборнике региональных центров цены на строительные ресурсы усредненные. Конъюнктурный анализ в рамках Методики 421 — это цены производителей поставщиков.
Считаем, что данная информация может быть использована при обосновании цены строительного ресурса.
Вопрос. В федеральном реестр сметных нормативов (ФРСН) публикуются индексы к СМР. Какие индексы можно применять на отдельные виды работ, если контракт только на конкретный вид работ (ремонт кровли или усиление фундаментов)?
В методике расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной Приказом Минстроя России № 326/пр от 05.06.2019 указана методология разработки любых индексов, которые могут применяться при определении сметной стоимости.
Установлено, что применяется тот индекс к объекту, как указано в проектной документации.
На сегодняшний день существуют индексы только к объектам. Приступили к работе по разработке индексов по статьям затрат. Минстрой России совместно с Главгосэкспертизой планирует разработку индексов на капитальный ремонт, но так как это достаточно трудоемкая и дорогостоящая работа Минстрой Росси просит принять участие в данной работе НОСТРОЙ.
Вопрос. Очень сложно получить информацию (прайс-листы, коммерческие предложения, счета) от производителей и поставщиков соответствующих строительных ресурсов. Методика требует обязательное наличие даты составления документа и сроков действия ценовых предложений, возможно ли внести изменения в Методику в части исключения даты в данных документах?
Согласно Методике документы, обосновывающие стоимость в текущих ценах должны быть получены в период, не превышающий 6 месяцев до момента определения сметной стоимости.
Данный пункт не может быть исключен из Методики пока не начала работать Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве в «полную силу», которая поможет отойти от проведения строителями конъюнктурного анализа.
Вопрос. Строитель покупает материалы у поставщика, который не хочет идти во ФГИС. Подрядчик использует документы этого поставщика в конъюнктурном анализе, дает информацию о нем, Главгосэкспертиза видит этого поставщика, но при этом сам подрядчик не может заставить поставщика зарегистрироваться во ФГИС ЦС. Существуют ли какие-то меры поощрения или принуждения?
Каждый производитель обязан включиться во ФГИС ЦС. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ № 1452 о мониторинге цен строительных ресурсов.
На сегодняшний день пока не предусмотрена административная ответственность, но в Плане мероприятий по совершенствованию ценообразования, который был и который новый (от 10.12.2020) разработка документов по внесению изменений в Кодекс об административных правонарушениях осталась. Это в планах. Сегодня она пока не установлена, но планируется, что, если такая потребность останется (при низкой наполняемости ФГИС ЦС), то работа по изменениям в Кодекс будет проведена.
Сейчас показатель наполняемости информационной системы поднялся на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Возможно такая ответственность и не будет введена.
Возможно будут внесены изменения и в Федеральный закон № 44-ФЗ, чтобы закупка осуществлялась у тех поставщиков, которые зарегистрированы во ФГИС ЦС.
Кроме того, Минстрой России, Главгосэкспертиза совместно с Минфином России гармонизируют классификаторы ведомств, которыми пользуются те, кто осуществляет закупку, т.е вся строительная продукция в последующем постепенно будет иметь одинаковую кодификацию. Если мы покупаем какой-то строительный ресурс, то все будут прекрасно понимать, что это один и тот же ресурс, который в каталоге Минфина и в нашем классификаторе.
Вопрос. Для составления расчетно-калькуляционных цен в соответствии с пунктами 18 и 19 Методики указано возможное содержание статей затрат и описаны требования к обоснованию. На практике доказать наличие тех или иных затрат сложно. Возможно ли исключить данные пункты из Методики и предоставить свободу для рынка в этом плане (для обоснования того, что создается на месте — сложные и индивидуальные конструкции)?
Индивидуальность материальных ресурсов (нельзя купить, не стандартизировано, индивидуально, либо адаптировано), прописана в Методике 421.
Минстроем России готовятся предложения в Правительство РФ по индивидуальному оборудованию, которое по положительным результатам научных исследований НИОКР и ОКР будет включаться в сметную стоимость.
Вопрос. В Методике отсутствуют расшифровка понятий таких как: «Локальный сметный расчет», «Локальная смета», «Объектный сметный расчет», «Объектная смета». По тексту Методики указывается «Локальный сметный расчет (смета)». Данные понятия утратили свое значение?
Методика не устанавливает ни каких понятий.
Перечень документов, которые необходимо составлять для прохождения государственной экспертизы установлены Постановлением № 87.
Методика определяет — как составлять, а не что составлять.
Вопрос. В какую главу сводно-сметного расчета включаются затраты по единовременной очистке территории строительной площадки (рабочей зоны) от снега, если начало выполнения работ по строительству объекта капитального строительства определен по графикам (производства работ, финансирования), условиями контракта в зимний период?
Методика устанавливает единые правила и не определяет правила для конкретных случаев.
Минстрой России не трактует правоприменительную практику и не рассматривает каждый конкретный случай. Необходимо пользоваться тем законодательством, которое есть. И, в случае, если существуют вопросы по контракту у заказчика и подрядчика, то все регулируется Гражданским кодексом РФ.
А также, можно обратиться с конкретным вопросом в Минстрой России, где постараются его исследовать.
Вопрос. Подготовлены изменения в Методику 421. Что ждать кардинального в связи с этими изменениями?
Ответ:
Минстрой России не делает ни каких кардинальных изменений — только дополнения.
В настоящее время Минстроем России подготовлены дополнения в существующую Методику 421. Самое главное и ожидаемое дополнение, это премия за ввод объекта капитального строительства досрочно, которое будет включаться в сметную стоимость на стадии планирования.
Данные изменения коснуться: Приказа 9/пр (типовые условия контракта), 841 Методики (составление НМЦК и сметы контракта) и 175 Методики (составление НМЦК и сметы контракта «под ключ»).
Такие коррелирующие взаимоувязанные изменения будут подготовлены в ряд актов.