Сторно — метод исправления ошибок в бухучёте
Сторно – инструмент, который используется в бухгалтерии для внесения исправлений в документации, актуален при наличии ошибки в учёте.
Что собой представляет сторно?
В бухгалтерских документах записи удалять запрещено. Нельзя также зачеркивать неправильные сведения. Для коррекции ошибок используется сторно. Это проводка со знаком минус. Она позволяет исправить неправильные данные. В итоге, в учете появляются две взаимоисключающие записи, у одной из которых есть минус. Проводки дублируют друг друга. Рассмотрим основные особенности сторно:
- запись вносится за тот период, в котором была допущена ошибка;
- основным признаком сторно является наличие минуса;
- без такой записи итоговая отчетность будет некорректной;
- корректирующая проводка делается на ту сумму, на которую была установлена разница.
ВАЖНО! Правила сторно крайне важны. В случае их игнорирования вероятно завышение оборотов, невыгодное для предприятия.
В каких случаях используется сторно?
Корректировочные проводки актуальны при следующих обстоятельствах:
- коррекция допущенных ошибок;
- списание осуществленной торговой наценки;
- плановая стоимость МПЗ приводится в соответствие с фактической ценой. Актуально это для тех случаев, когда фактическая цена является меньше учетной. Подобная ситуация может возникнуть при внесении в учет неотфактурованных поставок;
- необходимость исправления для снижения размера оценочных резервов.
Сторно является распространенным инструментом в бухгалтерской практике.
Что такое «красное сторно»?
«Красное сторно» – метод для коррекции, актуальный при завышении указанных в учете сумм. Применяется следующими способами:
- если это бумажный журнал для учета, то сторнированную запись можно обвести красной ручкой;
- если проводка вносится в компьютерную базу, ее нужно выделить красным цветом.
По итогам отчетного года требуется сделать подсчет, при котором сумма сторнированной записи вычитается из общей суммы. Метод коррекции определяется самим предприятием. Выбор инструмента правилами бухгалтерии не оговорен.
ВАЖНО! Нужно иметь в виду, что сальдо будет аналогичным при использовании любого из видов сторно. Различаются обороты по бухгалтерскому счету.
Пример «красного сторно»
Компания сформировала резерв сомнительных задолженностей. Отражена данная операция записью:
- ДТ 91.02 «Прочие расходы»;
- КТ 63 «Резервы по сомнительным задолженностям». Сумма 1 200 тысяч рублей.
Часть созданного резерва списывается. Выглядит это следующим образом:
- ДТ 63 КТ 62. Сумма 95 000 рублей;
- ДТ 91 (субсчет 02) КТ 63. Сумма 15 000 рублей.
ВНИМАНИЕ! Все корректирующие проводки должны быть подтверждены бухгалтерской справкой.
Метод коррекции дополнительной записью
Дополнительная проводка актуальна для увеличения указанных сумм, если в учете произошло их занижение. Бухгалтеру нужно внести проводку с корреспонденцией, аналогичной корреспонденции ошибочной записи. В записи необходимо указывать не всю сумму полностью, а лишь недостающее значение.
Пример
Стоимость ремонтных работ в отчете указана в размере 5 000, однако фактически сумма составляет 6 000 рублей. Показатель занижен на 1 000 рублей. Исправления в учете можно провести следующим образом:
- ДТ 26 КТ 60 «Расчеты с поставщиками». Сумма 1000 рублей.
То есть, в записи фиксируется недостающая сумма.
Почему «черная» и «красная» проводки не являются взаимоисключающими?
Каждый из методов коррекции отличается своим функциональным предназначением. Внесение сторно взамен обратной записи является ошибкой. Рассмотрим пример. Бухгалтер выполняет проводку, не соответствующую фактически проведенной операции. Выглядит она следующим образом:
- ДТ 26 КТ 60. Сумма 150 000 рублей.
Исправлять запись нужно при помощи следующей проводки:
- ДТ 60 КТ 26. Сумма 150 000 рублей.
Внесение записи ДТ 26 КТ 60 будет ошибкой.
ВАЖНО! Бухгалтерская ошибка приведет к искусственному повышению оборотов и по дебету, и по кредиту. Все это искажает бухгалтерские данные. При проверке или анализе придется тратить время на вспомогательную аналитику.
Правила сторнирования
ВАЖНО! Пример сторно при получении исправленного счета-фактуры от поставщика от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Правильное сторнирование решает сразу несколько задач. Корректно составленный отчет помогает быстро разобраться в проведенных торговых операциях. Он также важен для обеспечения защиты компании при налоговых проверках. Рассмотрим базовые правила внесения сторно:
- Если неправильно внесенная проводка была выявлена в текущем периоде до осуществления сдачи, то исправления указываются под датой завершающего квартал дня.
- Сторно может быть внесено на дату обнаружения, но выполняется это при наличии некоторых условий. В частности, это актуально при выявлении ошибки в периоде сдачи, который уже прошел.
- Каждая из корректирующих проводок должна быть подтверждена бухгалтерской справкой. В данном документе прописывается причина внесения исправлений, а также сумма новой записи.
- Все проводки в бухгалтерском учете должны совпадать с первичной документацией. Записи всегда подтверждаются связанными с ними бумагами. Если сведения совпадать не будут, у компании возникнут проблемы при прохождении налоговых проверок.
Внесение сторно – относительно простая процедура. Однако на практике данная проводка вызывает немало вопросов.
ВАЖНО! 3 пункт 10 статьи ФЗ «О бухучете» устанавливает необходимость защиты от внесения несанкционированных правок. Выполнение сторно должно быть обоснованным. В бухгалтерской справке к данной проводке должна присутствовать подпись бухгалтера, который внес сторно. Дата проводки и дата бухгалтерской справки должны совпадать.
Что делать, если ошибка обнаружена после утверждения учета?
Если ошибка нашлась на следующий учетный год, вносить исправления в старые учетные записи не требуется. Сторно вносится в новом учете. К примеру, в феврале 2017 года была допущена ошибка, которую нашли только в 2018 году. Корректировки вносятся в бухгалтерский учет за 2018 год. Данное правило обусловлено тем, что в отчетность прошлых лет никогда никакие изменения не вносятся.
Ошибки прошлых лет считаются прибылью или убылью. Расход или доход должен быть отражен на счете 92 «Внереализационные доходы (расходы)». Необходимо также отразить их в строке «Прибыль (убыль) прошлых лет».
Итак.
Бухгалтерские документы предполагают строгое ведение отчетности. Произвольной информации в них быть не должно. Все найденные ошибки должны быть незамедлительно исправлены. Сделать это можно двумя способами:
- сторно,
- внесение дополнительных проводок.
Первый способ будет актуальным в том случае, если суммы по операциям были завышены. Для корректировки недостаточно просто внести запись, которую необходимо подтвердить бухгалтерской справкой.
Сторнирование – возврат денег покупателю за товар, оплаченный в текущую смену работы ККТ, либо отмена ошибочно пробитого кассового чека
— возврат товара, купленного в текущую смену;
— шибочно пробитого кассиром чека.
Сторнирование проводится на той кассовой машине, на которой был пробит первичный чек оплаты.
Деньги за покупку выдаются из денежного ящика кассовой машины, если оплата была произведена наличными. В случае оплаты по платежной карте деньги возвращаются на ПК.
Сторнирование без кассового чека запрещено!
Действия сотрудников при процедуре сторнирования:
Сторнирование товара проводится только с разрешения менеджера отдела!
1. менеджер отдела убеждается, что товар куплен в текущую смену работы ККТ;
2. помечает возвращаемые позиции в кассовом чеке;
3. гасит чек своей подписью и ставит дату;
3.Продавец, осуществляющий продажу товаров обязан:
þ предоставлять покупателям необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, включая информацию о качестве товара, его потребительских свойствах и соблюдении требований безопасности при применении данного товара;
þ следить за наличием товаров в продаже в торговом зале согласно ассортиментному перечню, своевременно пополнять запасы товара;
þ при осмотре покупателем товаров быть терпеливым, внимательным и корректно относиться к покупателям.
Продавец может уходить с рабочего места только в случае замены его другим продавцом.
4. Рассмотрим каждую функцию промежуточной подошвы более подробно. Функция амортизации. Амортизация – это гашение ударной нагрузки, возникающей при контакте стопы с поверхность.
Продавцу запрещается на рабочем месте прием пищи, курение — для этого выделяется отдельное помещение или место.
Главной армотизирующей деталью является подмётка и промежуточная подошва.
3.
Информация, предоставляемая покупателю (потребительская информация), должна быть изложена в таком виде, чтобы ее смысл был очевиден (понятен) для любого человека, даже не обладающего специальными познаниями в соответствующей области. Например, информация может передаваться не только словами, но и при помощи штрихового кодирования. Однако не всякий покупатель способен расшифровать штриховой код. Поэтому если информация об изготовителе и товаре будет предоставлена только путем штрихового кодирования, то требование о ее наглядности и доступности не будет считаться соблюденным.
Также в потребительской информации, по общему правилу, должны отсутствовать специальные термины, в том числе научного характера. Хотя использование специализированных слов вовсе не исключается — если такие термины употребляются, то они должны быть расшифрованы.
Законом не допускается продажа товаров, подлежащих сертификации без сертификата. Одной из форм доведения до потребителей информации о проведенной сертификации является знак соответствия. Маркировка продукции знаком соответствия может представлять собой изображение, нанесенное на продукцию, тару (упаковку), сопроводительную техническую документацию или специально изготовленное изделие с изображением знака соответствия.
Как аннулировать чек на онлайн-кассе: инструкция по отмене операции с признаком приход на кассовом аппарате
Коммерческая деятельность — это непрерывный поток рутинных задач, решение которых требует высокого внимания и концентрации. Ситуации, когда кассиры, работающие непосредственно с покупателями, ошибочно производят расчет за товар, встречаются достаточно часто — и в этом случае ошибку следует исправлять как можно быстрее. Расхождения привлекают внимание контролирующих органов, строго отслеживающих порядок ведения учета налоговой базы — за это предусмотрены различные виды ответственности. Чтобы избежать подобных неприятностей, нужно знать, как правильно аннулировать чек на онлайн-кассе, какие документы следует оформлять и в чем здесь состоят отличия от работы со стандартной ККТ.
Общее представление
Аннуляция — это отмена операции, оформляемой в момент приема денежных средств. Результатом становится внесение корректировок в фискальную отчетность, подтверждающую факт совершения платежа. На стандартных ЭКЛЗ старого образца, если процедура выполняется до момента фактического закрытия, ККМ фиксирует отклонение и выдает чековый БСО с соответствующей пометкой, а отмененная сумма не включается в общий накопительный итог. Если же закрытие состоялось, алгоритм аннулирования чека на кассовом аппарате зависит от сопутствующих обстоятельств:
- При возврате в день проведения операции — ставится отметка «Погашено» и подпись ответственного сотрудника, формируется акт формы КМ-3, и прикладывается оригинал ошибочного документа.
- При выявлении расхождений после окончания смены факт отражается в журнале учета КМ-4.
Стоит подчеркнуть, что указанный порядок был актуален для обычных устройств, оснащенных ЭКЛЗ. В соответствии с законодательными требованиями, бизнес активно переходит на альтернативный формат работы, предполагающий установку оборудования, выгружающего данные о транзакциях в режиме реального времени.
Как отменить чек на кассовом аппарате
Внедрение учетной механики, позволяющей налоговой контролировать отражение по поступлению денежных средств, на практике заметно упростило взаимодействие между предпринимателями и ведомственными органами. Однако отслеживать допускаемые ошибки теперь нужно гораздо тщательнее, чем раньше. Своевременная самостоятельная корректировка исключает штрафы и другие санкции, только если субъект бизнеса предпринял все возможные и обязательные меры — как по исправлению, так и по уведомлению инспекции в тех случаях, когда это предписывается законодательством.
Готовые решения для всех направлений
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Общие условия
Отмена и аннулирование чека возврата или прихода в онлайн-кассе — это операция, выполнить которую можно до фактического пробития. Программное обеспечение, используемое в современных ККТ, допускает внесение корректировок до тех пор, пока документ не будет распечатан фискальным регистратором, а данные по нему не окажутся выгружены в учетную систему оператором ОФД. Однако когда процедура уже завершена, применение методов, которые были актуальны для ЭКЛЗ, не представляется возможным. Изменения, внесенные в ФЗ №54, регламентирующий использование ККТ, предусматривают применение специального чека коррекции, формируемого между началом и окончанием рабочей смены, либо в другой день — требований относительно исходной и исправляющей даты закон не содержит.
Существует два признака расчета, которые содержатся в подобных корректирующих выписках:
- Исправление прихода, подразумевающее, что субъект, ведущий хозяйственную деятельность, фиксирует не учтенную ранее выручку, возникшую в результате ошибочного указания суммы или невыполнения учетной операции.
- Корректировка расхода, в рамках которой исправления вносятся в фискальную документацию, подтверждающую выдачу денежных средств и обусловленную изначальным изъятием меньшего, чем нужно, суммового значения.
Аннулированные чеки могут формироваться по инициативе налогоплательщика — в тех ситуациях, когда ошибка выявлена собственными усилиями. Обязательным условием выступает указание даты и номера бухгалтерского документа, выступающего основанием для внесения изменений. В подобном качестве может рассматриваться, например, объяснительная записка, составленная кассиром. Тип операции — «самостоятельная», либо «по предписанию» — указывается в процессе оформления.
Есть и еще одна разновидность технической процедуры, обуславливаемая спецификой сложившихся обстоятельств. Чтобы скорректировать расчеты в присутствии клиента, нужно знать, как отменить и аннулировать пробитый чек на онлайн-кассе АТОЛ — для коррекции с признаком «возврат прихода» в кассовом аппарате необходимо сформировать новый документ, содержащий фискальные реквизиты ошибочной квитанции. Это фактически отменит первую версию, после чего останется только оформить корректную платежную документацию и передать ее покупателю.
Распространенные причины ошибок
Достаточно часто невнимательность кассиров приводит к образованию излишков или недостач, вызванных:
- Неверным выбором способа оплаты покупки.
- Некорректным указанием стоимости товаров.
Также нужно учитывать вероятность технических сбоев, связанных с перепадами в работе электросети или нарушениями функционирования программного обеспечения.
Когда покупатель обращается к продавцу с намерением вернуть приобретенную вещь, понадобится оформить возвратный чек — так же, как и в случае неточности с окончательной суммой. Если же в учетной базе ККМ отсутствует информация об операции, а итоговая сверка планового и фактического количества денежных средств выявила расхождение — используется документ коррекции. На изменения отводится всего два дня, так что не рекомендуется откладывать исправление в долгий ящик.
Как избежать ошибок
Грамотное обучение и своевременная аттестация персонала, составление подробных и наглядных инструкций по работе с ККТ, а также разъяснение ответственности и возможных последствий — минимальный набор задач, о решении которых следует позаботиться каждому предпринимателю. Сотрудники должны знать, как отбить и отменить чек на кассовом аппарате, что такое аннуляция, и как сделать отмену в онлайн-кассе, принципы работы с которой заметно отличаются от привычных ЭКЛЗ.
Кроме того, нелишним будет позаботиться о мобильной автоматизации. Количество рутинных операций, выполняемых работниками ежедневно, снижает концентрацию внимания, что нередко становится причиной ошибок во взаиморасчетах. Решения, предлагаемые компанией «Клеверенс», позволяют сократить усилия и временные затраты, связанные с ведением товарного учета и документооборота на предприятиях практически всех отраслей.
Создание возвратного документа
Для оформления потребуется объяснительная, написанная ответственным сотрудником, либо заявление, поступившее от покупателя.
При составлении документа в день реализации, либо спустя небольшой промежуток времени, применяется простой алгоритм: достаточно выбить чек с признаком «возврат прихода», содержащий реквизиты аннулированного первичного бланка и сумму операции. Форма передается клиенту вместе с наличными денежными средствами, тогда как товар поступает обратно на баланс торговой точки.
Если для оплаты использовалась банковская карта, отмена сначала инициируется через терминал, после чего документ оформляется идентичным способом. Ответственность за перевод денег покупателю в этом случае возлагается на банк. Важно учитывать, что подобная функция реализована не на всех ККМ — стоит уточнить этот момент в сопроводительной инструкции к оборудованию.
Создание чека коррекции
Осуществляется на основании официально вынесенного налоговой службой предписания, либо при наличии служебного акта, в котором указываются номер, дата и обстоятельства, послужившие причиной формирования. Как правило, поводом становится неприменение кассы в момент расчета с клиентом. Для начала требуется определить, какой формат фискальных данных будет актуален — информация содержится в отчете об открытии смены, в разделе «ФФД ККТ». В поле могут быть указаны значения 0, 2 или 3, определяющие текущий релиз используемого программного обеспечения.
Алгоритм для версий 1.0 или 1.05
Понадобится составить акт с порядковым номером, отражающий полный перечень операций, не оформленных надлежащим образом. В обязательном порядке указываются дата, стоимость, номенклатурное наименование и количество товаров, а также причина, из-за которой ККТ не была использована. Для чека коррекции выбирается соответствующий признак, а также реквизиты основания, в том числе в тех случаях, когда им является предписание к устранению правонарушений, составленное налоговой инспекцией.
Релиз ФФД 1.1
Отличие от предыдущих алгоритмов сводится к необходимости внесения дополнительных сведений:
- Названия услуги или выполненных работ.
- Характеристики фискального документа.
В чеке есть ошибка
Ситуации, когда в первичной документации указаны ошибочные данные, также достаточно распространены. Рассмотрим основные возможные варианты подобных обстоятельств.
Пробита большая, чем нужно, сумма
Обычно происходит в результате внесения в документ большего количества товарных позиций, чем реализуется по факту, и, как следствие, приводит к возникновению в кассе излишков денежных средств. Наибольшей проблемой в данном случае является потенциальный риск жалобы клиента, который может заподозрить умышленный обман со стороны торговой точки. Задача бизнеса — оперативно выявить расхождение и уведомить ФНС о допущенной ошибке. При этом если требования так и не поступило, следует сформировать и пробить два чека с признаком «возврат прихода», оставив деньги в выручке.
Пробитая сумма оказалась меньше, чем стоимость покупки
Вероятность того, что покупатель заметит расхождение и самостоятельно вернется в магазин, чтобы покрыть образовавшуюся разницу, в этом случае намного меньше — хотя практика показывает, что добросовестных людей довольно много. В подобных ситуациях оформляются аналогичные корректирующие документы, однако их пробитие приводит к фактической недостаче в кассе, компенсировать которую придется виновному сотруднику.
В целом, порядок покрытия разницы зависит от внутренней политики предприятия — допускается, в том числе и списание товара, если возникший дефицит не наносит ощутимого ущерба организации. Однако проявление лояльности к персоналу должно основываться на совокупности факторов — систематические недостачи и излишки вполне могут свидетельствовать не о недостаточности квалификации, а об умышленном мошенничестве.
Оплата произведена наличными, тогда как нужна была опция безналичного расчета
Распространенная ситуация, виновниками которой могут оказаться как кассир, так и сам клиент, однако большая ответственность возлагается на сотрудника, выдавшего подтверждающую квитанцию еще до получения денежных средств. При этом оператор фискальных данных уже передал сведения о поступлении платежа, что расходится с фактическим положением. Дублирование не помогает, поскольку приводит к двойному отражению операции, и, как следствие, к кассовому разрыву. Исправить положение позволяет формирование документа с признаком «возврат прихода», который означает отмену чека на онлайн-кассах МТС, АТОЛ и других. После этого создается новая версия, содержащая правильную форму расчета — безналичную оплату.
Ошибка при выдаче денежных средств
Чаще всего встречается в деятельности, связанной с оказанием услуг, например, прием вторичного сырья и металлолома, утилизация, и т. д. Также может произойти в розничных торговых точках, деятельность которых совмещает не только продажи, но и дополнительный сервис, что характерно для магазинов бытовой техники и цифровых устройств. В некоторых случаях сервисное обслуживание предполагает не только ремонт по гарантии, но и скупку старых образцов и моделей на запчасти — и это подразумевает взаиморасчеты с посетителями, которые также должны отражаться через учетную технику.
Алгоритм выглядит следующим образом. Допустим, клиент принес на продажу монитор стоимостью 8 000 рублей, однако кассир ошибся и пробил 10 000, выдав именно это количество денег. Корректировка операции предусматривает последовательное формирование с признаком «возврат расхода» и суммой в десять тысяч, получение у сдатчика разницы между заявленным и фактическим значением, а также формирование нового расходного документа — с указанием корректного стоимостного значения.
Корректировка ошибки ввода по онлайн-кассе
Ответственному лицу необходимо напечатать чек с одним из следующих признаков:
- «Приход» ― при излишке денежного остатка, когда ККТ не использовалась во время взаиморасчетов.
- «Расход» ― в случае выдачи денег без кассового аппарата.
- «Возврат прихода» ― при оформлении соответствующей операции, а также при переоформлении фискального документа с некорректными данными.
- «Возврат расхода» ― при получении средств без использования ККМ.
Технически процесс зависит от модели оборудования — так, к примеру, в АТОЛ используется следующая последовательность:
- нажатие «X» заданное количество раз (5 для приходных, 6 для расходных);
- «BB» — до и после ввода суммы коррекции;
- подтверждение процедуры кнопкой «ИТ».
Стоит отметить, что когда возможность использовать ККТ для исправления отсутствует — корректировки также проводятся через драйвер, принудительным образом.
Сторнирование платежа по ID платежа из чека¶
Для этого вам необходимо выполнить следующие действия:
Шаг 1: Выбор операции сторнирования¶
Перейти в пункт меню Платежи и выбрать операцию Сторнирование
Шаг 2: Поиск платежа¶
Ввести номер платежа в поле ID платежа.
Нажать кнопку Поиск. Если платеж не найден или был оплачен не на этой кассе, то вы увидите сообщение:
или, если платеж был возвращен ранее:
В случае успешного поиска, чек отобразится на форме.
Обязательно произведите сверку информации на экране с предоставленной информацией о платеже от абонента.
Шаг 3: Сторнирование¶
Нажать кнопку Сторнировать.
После успешного сторнирования платежа выполнится печать операции возврата платежа и появится диалоговое окно