Бизнес-стратегия компании: зачем она нужна и как ее разработать
Если идти по незнакомой местности без карты и компаса, то можно заблудиться или быть съеденным. То же самое — строить бизнес без стратегии. Разобрались, как сделать грамотный план достижения целей.
Сегодня всех предпринимателей условно можно разделить на два лагеря. Одни развивают бизнес по принципу «здесь и сейчас», объясняя это тем, что в VUCA-мире бесполезно строить прогнозы. Другие, напротив, тщательно планируют каждый шаг, чтобы минимизировать возможные риски. Первые надеятся на удачу, вторые — на бизнес-стратегию. Последний подход кажется более логичным для людей, в чьих руках находится «судьба» компании и ее сотрудников.
Что такое бизнес-стратегия
Если говорить простыми словами, бизнес-стратегия — это задокументированный план того, как предприятие собирается достичь своих целей на рынке. Она базируется на миссии компании, дает точки роста и определяет организационные решения, вплоть до того, каких специалистов принять в команду. Бизнес-стратегия представляет собой алгоритм последовательных действий, где результат от реализации предыдущего шага становится ресурсом для осуществления нового.
Миссия — то, что руководство ждет от бизнеса.
Стратегия — то, каким образом компания выполнит эту миссию.
Сложно представить себе крупную компанию, у которой нет стратегии: с вероятностью 99.9% она не достигла бы таких масштабов без грамотного долгосрочного планирования. А вот представители малого и среднего предпринимательства часто игнорируют этот документ, предпочитая ему развитие сети полезных знакомств. Безусловно, нетворкинг важен для продвижения бренда на рынке, но он — всего лишь один из инструментов, тогда как бизнес-стратегия — комплекс методов и пошаговое тактическое руководство в одном флаконе.
5 причин, почему важно иметь бизнес-стратегию:
Она помогает спланировать ключевые шаги по достижению целей предприятия, реализации ее миссии.
Дает возможность контролировать и оценивать эффективность выбранных методов.
Позволяет определить сильные и слабые стороны вашего бизнеса, при этом оптимизировать первые и компенсировать или же устранять вторые.
Способствует эффективному распределению имеющихся ресурсов, максимальной продуктивности и результативности.
Выявляет конкурентные преимущества и определяет позиционирование компании на рынке.
Какие существуют виды бизнес-стратегий
Общая бизнес-стратегия предприятия, как пазл, состоит из отдельных, но взаимосвязанных фрагментов или подстратегий. Каждый из этих структурных элементов нацелен на конкретную область бизнеса.
В качестве примера приведу 4 основные типа подстратегий:
Маркетинговая — план достижения маркетинговых целей компаний (повышение узнаваемости бренда, увеличение объемов продаж и т.д.).
Финансовая стратегия определяет, как компания будет использовать или инвестировать деньги, которые она контролирует.
Кадровая — план найма, обучения, оплаты и оценки работы персонала компании.
Продуктовая стратегия описывает видение продукта, его отличительные особенности, УТП. Она отвечает на вопросы: Кто наши потребители? Какие их проблемы данный продукт может решить? Как он будет дифференцироваться с продуктами конкурентов? Какие цели достигнет компания с помощью него?
В ответ на рыночные силы одна из областей может измениться, другие, в свою очередь, должны также подстраиваться под новую ситуацию. Чтобы части были согласованы между собой, руководителю предприятия важно понимать, как подстратегии взаимодействуют друг с другом.
Как разработать бизнес-стратегию
Мы уже разобрались с тем, что всем успешным предприятиям — от стартапа до крупной компании — необходим четкий план действий. Ключом к разработке хорошей работающей стратегии станет абсолютное понимание вашего бизнеса, предлагаемых продуктов (услуг) и рыночных реалий.
Как правило, лучшие бизнес-стратегии сочетают в себе 6 компонентов: видение, ценности, SWOT-анализ, тактику, распределение ресурсов и поддающиеся измерению успехи. В соответствии с ними и происходит разработка главного документа компании. А теперь подробнее, как же это сделать.
Шаг 1. Определите миссию компании, ее цели и ценности
Если возникает путаница в терминологии, ориентируйтесь на следующие вопросы:
«В чем смысл существования предприятия? Почему его деятельность должна быть интересна потребителям?» — это миссия.
«Чего бы мы хотели достичь в нашей компании?» (желательно, в цифрах) — это цель.
«Какие этические принципы мы будем использовать на пути к достижению бизнес-цели?» — это ценности.
Шаг 2. Проведите оценку текущего положения компании (SWOT-анализ)
Невозможно стремиться к идеалу, не зная, как дела обстоят на данный момент.
Располагаете ли вы необходимыми для реализации плана человеческими ресурсами и средствами? Каковы ваши сильные и слабые стороны? В чем заключается конкурентное преимущество?
Стоит отметить, что эти аспекты относятся к внутренним факторам, которые руководитель в силах контролировать. Однако есть и внешние, не поддающиеся прогнозу. Как, например, внезапный локдаун весной 2020 года.
Шаг 3. Подбор команды
Компания — это люди. Чем сильнее ваша команда, тем лучше продукт. Но прежде чем ее формировать, подготовьте организационную структуру вашей организации. Затем определите критерии отбора кандидатов по всем позициям, составьте психологические портреты «идеальных» сотрудников по должностям, подберите объективные методики оценки hard и soft skills.
Прием высококвалифицированного специалиста, к сожалению, не дает 100% гарантии успеха. Если человек «не горит» делом, не разделяет ценностей компании, не может найти общий язык с коллегами, то максимальной продуктивности от него ждать не стоит.
Шаг 4. Изучение рынка и историй успеха
Проанализируйте, благодаря каким действиям, инструментам, методам бренды из вашей ниши добились высоких результатов. Что-то из найденной информации можно позаимствовать для своей стратегии. Учитесь у лучших, но не забывайте об уникальности.
Шаг 5. Составление плана
Все цели должны быть достижимыми, посильными для вас. Отведите на выполнение каждой определенный временной промежуток.
Но это далеко не все. Мало разработать документ, необходимо его постоянно придерживаться. Компании, которые отклоняются от своей основной деятельности, дают волю амбициям, рискуют потерять стратегическую направленность и, соответственно, позиции на рынке.
5 примеров бизнес-стратегий
Увеличение продаж за счет новых продуктов. Некоторые организации вкладывают основную часть средств в исследования и разработку. Они выводят на рынок совершенно новые продукты, но и одновременно с этим делают апгрейд успешных, давно пользующихся спросом у потребителей товаров или услуг.
Поглощение стартапов и покупка конкурентов. Приобретение нескольких стартапов или компании-конкурента позволяет организации занять долю на рынке, где раньше у нее не было сильного присутствия. Плюс в том, что предприятию не нужно тратить средства на разработку собственных новых технологий, достаточно купить уже успешно функционирующий бизнес. По этому пути идет Facebook, сделавший ряд заметных приобретений (Instagram, Whatsapp, Oculus).
Устойчивое развитие. Можно сделать ставку на повышение устойчивости вашего бизнеса. Цель в данном случае может заключаться, например, в снижении затрат на электроэнергию или уменьшении воздействия на окружающую среду за счет реализации программы утилизации.
Создание нового рынка. Быть первопроходцем рискованно, но если идея стоящая, то почему бы и не попробовать. Такой стратегии придерживается компания HubSpot, которая в 2006 году придумала концепцию inbound marketing (входящего маркетинга) и до сих пор занимает лидирующие позиции на рынке программного обеспечения.
Дифференциация продукта. Наделите свой продукт специфическими характеристиками, чтобы он отличался от предложений конкурентов. Хороший пример дифференциации — операционная система iOS от компании Apple.
Как реализовать бизнес-стратегию
Чтобы команда держала курс в одном направлении, а каждый ее участник понимал свою роль в развитии компании, разработка и реализация бизнес-стратегии должна происходить на всех уровнях.
Бизнес-стратегия компании или как занять свое место в будущем? В чем суть, зачем нужна и как разработать?
Опыт работы с разными клиентами показал, что под стратегией часто понимают план операционных действий, которые могут улучшить текущую ситуацию в бизнесе.
Поэтому возникает вопрос:
Есть ли у Вас бизнес-стратегия?
Проверьте себя:
Что отличает Вашу компанию в глазах целевых клиентов от ближайших конкурентов?
Какие из этих отличий в наибольшей степени ценят Ваши клиенты?
Какие слова используете Вы и ваша команда для описания компании и какие слова используют Ваши постоянные клиенты?
Собственнику/руководителю на заметку.
Соберите ответы на эти вопросы от членов своей топ-команды. Оцените их сходство или степень различия. Сравните со своими ответами. А потом сами ответьте на вопросы ниже.
1. Есть ли у Вас бизнес-стратегия компании?
2. Устраивают ли Вас ответы топ-команды на эти вопросы?
Самое простое определение стратегии, которое мне встретилось.
Стратегия – это то, на что Вы тратите время и ресурсы! (Клейтон Кристенсен).
У компании всегда есть стратегия, даже если собственник и топ-команда никогда о ней не думали.
Разница в одном.
Стратегия компании носит осмысленный характер или получена по принципу – что выросло, то выросло.
Стихийное развитие, как сиюминутная реакция на изменения внешней среды
Существует огромное количество определений бизнес-стратегии. Однако есть важный момент, который объединяет разные определения.
Стратегический треугольник (Кеничи Омае).
Анализ этого треугольника показывает, что с точки зрения клиентов/потенциальных покупателей есть 3 варианта:
Вариант 1. Конкурентное преимущество есть у Вашей компании
Вариант 3. В глазах клиентов компании-конкуренты и Ваша компания неразличимы
В случае варианта 3 возникает жесткая ценовая конкуренция, так как в этом случае только цена может выделить компании в глазах потенциальных покупателей.
Создание бизнес-стратегии предполагает ВЫБОР взаимоувязанных решений/ответов, которые принимает собственник/руководитель, отвечая на следующие вопросы:
A. Какие продукты компания производит?
B. Какие проблемы потенциальных покупателей эти продукты решают?
C. Какие проблемы из этого перечня Ваша компания решает наилучшим образом?
E. Что будет устойчиво отличать компанию и ее продукты от других компаний, в глазах целевой аудитории?
G. Каким должно быть организационное устройство компании, чтобы производить эти продукты и создавать устойчивые конкретные преимущества?
Закономерный вопрос и я часто слышал его, обсуждая с собственниками проект по разработке стратегии для их компаний. Правда звучал он в немного другой форме. Как мне поможет наличие стратегии в управлении бизнесом?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, я хочу описать несколько проблем, которые наиболее часто встречались в разных проектах. По сути, бизнес-стратегия является их возможным решением.
Типичные проблемы бизнеса.
Каждое функциональное подразделение живет своей жизнью и принимает решения, исходя из своих приоритетов, KPI и представлениях о задачах компании. Как правило, эти представления сильно отличаются у разных подразделений. Особенно «штормит» на границах «продажи-маркетинг», «продажи-производство».
Скорость принятия и реализации решений сейчас стало одним из ключевых факторов Успеха. Это особенно актуально в ситуации быстрых изменений во внешней среде. Обратная сторона скорости заключается в том, что принимаемые решения слабо связаны с приоритетами компании. Каждый менеджер принимает текущие решения, исходя из своих представлений о том, что важно для компании.
Управленческие действия построены на пассивной реакции. Компания реагирует на события, которые уже произошли во внешней среде. Отсутствуют приоритеты и критерии для выработки опережающих решений.
Еще одна проблема связана с ответом на вопрос: Кто Ваши клиенты? Часто можно услышать ответ: Кто покупает наши продукты, тот и является нашим клиентом? Такой ответ создает серьезные проблемы для компании, потому что в этом многообразии и стремлении угодить всем клиентам возникает обратная ситуация: довольных практически не бывает. Действует принцип: купил и забыл.
Эти проблемы вместе приводят к возникновению фундаментальной проблемы для компании.
Фундаментальная проблема. Потеря компанией своей индивидуальности на рынке.
Следствие: Низкая цена на продукты становится единственным фактором выбора для покупателей.
Разработка стратегии развития предприятия
Наличие внешних или внутренних стимулов для дальнейшего роста компании говорит о необходимости разработки стратегии. Четко и грамотно разработанный план предполагает, что бизнес будет не просто осуществлять операционную деятельность, а действительно развиваться и улучшать свои экономические показатели. Зачем нужна, каких видов бывает и как правильно выстраивать стратегию? Ответы на эти вопросы в данном материале.
Определение стратегии
Стратегия – совокупность тактических действий и определенное направление развития организации, помогающее достигать бизнес-целей. Она включает в себя установление приоритетов решаемых задач на основании оценки уникальных позиций и рыночных перспектив конкретного предприятия. Это полноценный алгоритм действий, который делает бизнес в разы эффективнее, так как в процесс принятия решений вовлекаются не только владельцы компании, но и ее сотрудники.
Разработка стратегии развития – продумывание будущих шагов. В рамках этого процесса определяется миссия функционирования, разрабатываются карты целей и составляются планы реализации запланированных мероприятий на несколько лет (чаще всего на три года). Четкое понимание стратегии – гарантия успеха и стабильного развития. Оно зависит от степени прозрачности рыночной среды, желания собственников планировать свой бизнес во времени и умения экспертной группы анализировать и правильно интерпретировать собранную и полученную информацию.
Стратегия как часть планирования
Современный рынок динамичен и достаточно непредсказуем. Успех любой компании зависит не только от внутренней, но и от внешней среды. Важнейшая задача бизнеса – мгновенно адаптироваться к происходящему. И без стратегии в этом вопросе не обойтись. Ее разработка и есть одна из основных задач планирования.
Определить приоритетные направления развития, понять ожидания клиентов, обозначить организационные цели, оценить бизнес-факторы – все это и есть стратегическое планирование. Оно осуществляется на основании мониторинга следующих важнейших характеристик, которые могут повлиять на экономические показатели работы компании:
· Объем потенциального рынка.
· Преимущества и недостатки реализуемой продукции.
· Присутствие аналогичного ассортимента и его сильные стороны.
· Дополнительные факторы, влияющие на покупательскую способность (регион, особенности политического строя и действующего законодательства в стране, демография и т. д.).
Разработка стратегии развития – не только часть планирования, но и один из элементов прогнозирования. Проработка различных сценариев, учет всевозможных факторов, поиск конкурентных преимуществ позволяют определить курс развития и план действий в различных условиях.
Виды стратегии
Вид стратегии определяет цель, которую преследует организация.
1. Рост − достижение определенных результатов в работе. Например, внедрение новой производственной линии, расширение рынка, увеличение объемов производства, выпуск дополнительной группы товаров, запуск нового направления и т. д.
2. Ограниченный рост – закрепление достигнутого результата и укрепление имеющейся позиции без глобальных изменений в деятельности компании. Такой вариант, как правило, выбирают лидеры рынка и монополисты, довольные своим текущим положением.
3. Сокращение − отказ от неперспективных проектов и уменьшение объемов производства. Данный вариант выбирают в случае, когда наблюдается экономический спад на рынке, меняется ассортимент или возникают неблагоприятные факторы для определенного вида деятельности компании.
4. Развитие продукта − реализация нового ассортимента на существующих рынках, что позволяет увеличить прибыль в разы.
5. Ликвидация – отказ от отдельных направлений деятельности или всей компании из-за достижения критических показателей.
6. Развитие отрасли – совместная деятельность государства и бизнеса, задача которой − стимулировать экономику путем создания инновационных продуктов с новыми характеристиками.
7. Смешанная стратегия – совокупность жизнеспособных и конкурирующих между собой альтернатив и черт, присущих различным видам стратегии. Например, отказ от выпуска отдельного продукта с целью умеренного роста на выбранном сегменте рынка.
Виды стратегии также различаются уровнями исполнения. Так, в рамках одной компании разрабатываются стратегии для отделов продаж, закупок, маркетинга, логистики и прочих, а в рамках отрасли – стратегии для организаций, занятых в одной области деятельности. Существуют стратегии дифференциации (создание нового для рынка продукта или услуги), абсолютного лидерства в издержках (завоевание доли рынка за счет минимизации затрат и предложения низких цен) и фокусирования (сосредоточение на определенном сегменте рынка).
Выбор стратегии: риски и неопределенности
Разработка стратегии развития компании сопровождается определенными рисками. Дело в том, что ситуация на рынке – величина непостоянная. Ни один аналитик не может составить абсолютно точный прогноз, ведь предсказать будущие изменения практически невозможно. Именно поэтому выбор стратегии следует производить с учетом возможных рисков.
· Неограниченный рост. Этот вариант развития компании выбирается на короткий промежуток времени и сопровождается риском быстрого насыщения рынка. В случае заполнения выбранной ниши темпы развития будут снижены, а также возрастет вероятность стагнации.
· Сокращение. Решая сократить ассортимент или отказаться от определенной технологии, компания рискует потерять прибыль, если прогноз был составлен неверно.
· Ликвидация. Может показаться, что данная стратегия не сопровождается рисками, ведь принято решение приостановить деятельность компании. В случае, если прогноз был неточным и стратегия ликвидация выбрана ошибочно, владельцы и акционеры теряют свой капитал.
· Умеренный рост. Одно из самых безопасных с точки зрения имеющихся рисков решение. Такая стратегия позволяет застраховать предприятие от возможных серьезных финансовых потерь, однако не гарантирует быстрого роста прибыли.
С ростом экономики минимизация рисков начала волновать все большее количество ученых и бизнесменов. Установление причинно-следственных связей между показателями эффективности работы организации и факторами внешней и внутренней среды – важнейшая задача. Сегодня все понимают, что без системы планирования добиться стабильного роста не получится.
Для успешной работы компания должна разрабатывать и придерживаться стратегии развития. Планирование следует осуществлять в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, регулярно пересматривая краткосрочный план, и в случае необходимости вносить соответствующие корректировки в будущий. Это непрерывный процесс, помогающий своевременно и грамотно реагировать на изменения на рынке.
Как разрабатывается стратегия предприятия
Формирование стратегии развития компании представляет собой комплексный подход к изучению бизнес-среды и состоит из нескольких этапов.
1. Мониторинг рынка – изучение внутренней и внешней среды. Проводя маркетинговые исследования, необходимо оценить емкость рынка и найти своих потенциальных потребителей. Не менее важно сравнить себя с конкурентами. Чем ваш продукт или условия сотрудничества с вами привлекательнее для клиентов? Четкое понимание своего конкурентного преимущества позволяет правильно и эффективно позиционировать предприятие и продукт. Анализ внутренней среды подразумевает под собой процесс поиска слабых и сильных сторон, мониторинг товарного портфеля с целью выявления ключевых позиций и т. д.
2. Разработка миссии − публичная цель функционирования компании. Определяет предназначение и основную цель бизнеса. Четко разработанная миссия выделяет организацию среди аналогичных и повышает лояльность покупателей. Она отражает философию компании, ее конкурентные преимущества, направления деятельности, применяемые управленческие технологии и целевых потребителей. Публичная цель должна быть адаптирована к рынку. Она концентрирует внимание на ограниченном количестве задач, определяет основные направления развития и приоритеты компании, указывает на основное поле конкуренции и прочее.
3. Выбор целей и задач. Под целью понимаются запланированные компанией результаты в разрезе различных временных периодов, которых она стремится достичь, решая определенные задачи. В свою очередь, задачи − это этапы продвижения. Сформулированная цель должна быть понятной, достижимой и измеряемой.
4. Принятие стратегии на основании полученных сведений с учетом сделанных выводов о конкурентоспособности продукции и компании в целом.
5. Назначение лиц, ответственных за исполнение стратегии. Сформированная стратегия должна быть реализована в срок. Лица, ответственные за ее исполнение, устанавливают календарные сроки и контролируют процесс реализации. Стоит отметить, что стратегия считается принятой только после выхода соответствующего приказа.
Подход к разработке стратегии организации строится на теоретическом анализе и умении экспертов применять и оценивать полученную информацию. В процессе ее формирования используются различные инструменты. Один из самых популярных − SWOT-анализ. Это классический метод изучения внешних и внутренних параметров компании, помогающий построить матрицу сильных и слабых сторон, определить угрозы и возможности, сконцентрироваться на наиболее перспективных направлениях развития рынка. SWOT-анализ используется для выработки экономической стратегии развития организации.
Чтобы выбрать подходящую стратегию бизнеса, рекомендуется использовать другой инструмент – модель пяти сил конкуренции по Портеру. Такая методика направлена на определение выгодных позиций на рынке путем прогнозирования развития конкретной отрасли. Еще одна методика – стержневые компетенции. Это способность организации к чему-то уникальному, отличающему ее от конкурента. Данный инструмент позволяет сформировать стратегию лидерства и сконцентрироваться на определенном направлении.
Таким образом, в работе над стратегией должны быть задействованы руководители всех основных подразделений компании. Важно не только задать будущий ориентир бизнесу, но и грамотно оценить возможности и перспективы организации. А это невозможно без маркетингового анализа, понимания экономической эффективности и т. д. Стратегия – своеобразный мостик между действительным и желаемым. Четко продуманный подробный план позволяет преодолеть такой разрыв и действительно добиться запланированного.
Бизнес стратегия: инструкция + 4 примера
Многие бизнесмены говорят, что в России бизнес-стратегия не нужна. Но разве эффективно жить сегодняшним днем и не иметь планов на будущее?
Представьте, что сегодня у Вас доход 1 000 000 р. в месяц, а завтра БАХ, и Ваш товар-локомотив сняли с производства. Вот что тогда? Давайте разбираться.
О стратегии пишут многие, но в интернете нет четкого понимания, зачем она нужна, какой бывает, как самостоятельно ее составить.
Для начала разберемся, что это за термин. И для справки, в теорию менеджмента термин бизнес-стратегия вошёл ещё в 60-х годах прошлого века и никак не может выйти.
Интересно, что в СССР, где не было ни только секса, но и бизнеса, вовсю использовали похожие наработки, только называлось это тогда “стратегическим планированием”.
Но правда выглядело это менее агрессивно, чем сейчас, и вот тому доказательство.
Бизнес стратегия СССР
Зачем нужна бизнес-стратегия
Зачем же компании нужна бизнес-стратегия? Чтобы ответить на этот вопрос, я сначала придумал сравнение бизнеса с парусным кораблём, который вышел в бурное море без компаса, карты, под руководством капитана, который не знает, куда ему плыть.
Но, к сожалению, современные реалии таковы, что серьёзную компанию, которая не имеет бизнес-стратегии, хочется сравнить не с красавцем линкором, а с бомжом (простите за сравнение), который озабочен только поисками пропитания и живёт одним днём.
Да как Вы можете такое говорить?!
Многие предприниматели говорят, что в России стратегическим планированием заниматься нет смысла.
Ситуация слишком быстро меняется, и достичь успеха помогают скорее нужные связи, чем проработанная бизнес-стратегия компании.
Именно поэтому руководители малого и среднего бизнеса слабо представляют себе развитие своей компании даже в пределах будущего года, не говоря уже о более длительных сроках.
И далее мы рассмотрим четыре самые основные причины для создания собственной стратегии. Итак, стратегия может служить как:
Причина 1. Как руководство
Начнем с того, что стратегия может служить руководством к реализации миссии компании.
С помощью такой стратегии бизнеса мы отвечаем на вопрос: “Как?”. Например, “Как достичь заданных финансовых показателей?” или “Как стать лидером рынка?”.
Однако, здесь важно не забывать о продукте, так как это то, с помощью чего стратегия реализуется.
Итак, разбираемся. Первое, определите миссию — тот недостижимый результат, к которому стремится компания.
Далее стратегия. Вспоминаем вопрос “Как?”. В этом шаге мы прописываем, как достичь миссию. И остался последний шаг — продукт, то есть инструмент реализации стратегии.
Рассмотрим на простом примере — Вы продаёте слонов. Тогда Ваша очень упрощённая последовательность действий по составлению стратегического руководства будет выглядеть примерно так:
- Миссия. “Мы должны продавать больше!”
- Стратегия. Вопрос: “Как?” Как нам продавать больше слонов? Ответ: Нужно сделать их привлекательнее!
- Продукт. Что можно сделать, чтобы слоны стали привлекательнее? Давайте покрасим их в розовый цвет.
Наше стратегическое руководство звучит следующим образом: “Для того, чтобы продать больше слонов, их нужно сделать привлекательнее за счет розового цвета”. Теперь думаем, как это можно реализовать:
- Создание покрасочного цеха (явно потребуется большое помещение);
- Поиск и найм персонала (не каждый согласится на такую работу);
- Налаживание логистики (подвоз слонов и краски);
- Разработка рекламной кампании (без креатива не обойтись);
- Ну и дальше в том же духе.
Только помните, пример очень утрированный, такая стратегия, построенная на усовершенствовании только одной стороны предлагаемого товара или услуги, вряд ли будет успешной.
И если Вы хотите использовать его для своей компании, то здесь нужен комплексный подход.
Нельзя.
Причина 2. Как план действия
Ещё один вариант — использовать стратегию, как пошаговый план действий на длительный срок.
И казалось бы, такой подход естественным образом вытекает из определения бизнес-стратегии, которое мы дали в самом начале, но “затык” всё равно у многих возникает.
Стратегия, как план действий, представляет собой не огромный свод инструкций для сотрудников, от которых нельзя отступать.
Это план, на что нужно делать акцент, чтобы захватить свою долю рынка. В нашем случае — заполонить рынок розовыми слонами.
Кстати, миссия компании пишется как раз для этого, чтобы лаконично и коротко выразить основный план бизнес-стратегии.
Например, так выглядит миссия Domino’s Pizza: “Быстро доставим горячую пиццу по приятным ценам не позднее 30 минут после заказа.”
В этом случае мы видим, что здесь учтены все основные направления бизнес-стратегии, которые легко можно разложить на план действий. Итак, для начала разберем фразы и их значения:
- “Быстро доставим…”. Для реализации нужна эффективная организация курьерской службы;
- “…горячую пиццу…”. Работа над упаковкой, то есть пицца должна оставаться горячей в любых условиях;
- “…не позднее 30 минут…”. Налаженная связь между службой приёма заказов, производством и службой доставки;
- “. по приятным ценам”. Анализ конкурентов, методы снижения себестоимости продукции, уменьшение издержек логистики и куча чего ещё.
Исходя из этого план будет выглядеть так:
- Организация курьерской службы и подсчет рисков;
- Поиск и улучшение упаковки, сохраняющей температурный режим;
- Составление правил взаимодействия между отделами;
- Разработка системы мотивации сотрудников; ;
- Поиск новых поставщиков и т.д..
Ну вот, всего в двух предложениях содержится достаточно большой смысл. То есть, если у Вас есть проблема с составлением плана действий, то можете оттолкнуться от миссии. Или вернуться к ней позже, если и так всё ок.
Да, да и еще раз да
Причина 3. Как набор правил
Бизнес-стратегию можно определить как набор правил, ориентируясь на которые мы будем оценивать то, как далеко мы находимся от нашей заветной миссии.
Причём правил этих нужно придерживаться и для оценки результатов, и при общении внутри компании, и при взаимоотношениях с внешним миром.
Такого рода бизнес-стратегию использует в своей деятельности компания Ford Motor Company.
И звучит она следующим образом: “Удовлетворять наших клиентов за счет поставки качественных легковых и грузовых автомобилей. ” Писать всю не стал, так как она очень объемная, поэтому разбираем на отрывке.
- “Удовлетворять потребность клиентов…”. Правило 1 — Сделать все, чтобы клиент остался доволен;
- “…за счет поставки качественных…”. Правило 2 — Качество — залог успеха;
- “…легковых и грузовых автомобилей…”. Правило 3 — Только грузовые и легковые, за спецтехникой не обращайтесь.
Причина 4. Как определение направлений
С помощью бизнес стратегии Вы можете определить направление Вашего бизнеса. И все потому, что для придерживания выбранного пути, нужны правила: не сходить с тропы, не разговаривать с волками, не вкладывать деньги в бинарные опционы.
Обычно такой подход используют крупные компании, при решении следующих вопросов:
- Какое направление продолжать развивать;
- Какое направление нужно свернуть;
- Какое направление нужно начать.
И теперь пример — компания Bristol-Myers Squibb. Её миссия звучит так: “Выводить на Российский рынок инновационные лекарственные препараты, которые помогают пациентам бороться с такими серьезными заболеваниями, как рак, сахарный диабет. Эти заболевания оказывают критическое влияние на показатели продолжительности жизни населения”.
Теперь разберем и ответим на три вопроса, о которых я писал выше.
- Развиваем направление лекарства от рака и сахарного диабета (это прописано в миссии);
- Сворачиваем производство лекарств от простуды (допустим, оно есть и критическое влияние на продолжительность жизни не оказывает);
- Начать развивать направление лекарств от ВИЧ (лекарство поможет увеличить продолжительность жизни).
Уровень реализации
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В малом и среднем бизнесе эта поговорка срабатывает намного чаще, чем хотелось бы собственникам и руководителям.
Дело в том, что мало разработать правильную бизнес-стратегию и написать миссию компании. Всё это нужно внедрять, причём на всех уровнях: начиная с себя и заканчивая уборщиком клеток слонов.
- Корпоративный. Подходит для компаний, действующих в нескольких сферах. На этом уровне принимают решения о сокращении или расширении направлений. Еще можно выявить те сферы бизнеса, которые не приносят дохода, и решить их судьбу. Например, закрыть покрасочный цех и перестать мучить слонов;
- Отрасли бизнеса. Стратегию в каждой отрасли определяют, исходя из поставленных свыше задач. Например, если руководитель поставил задачу увеличить продажи слонов естественного оттенка, то разрабатывать способы реализации будет не он сам, а другой человек, занимающийся этим направлением;
- Функциональный. Здесь работает уже каждый отдел: маркетинговый, кадровый, производственный и т.д, также с оглядкой на принятые наверху решения. Руководителю важно установить реальные стандарты. Например, для маркетингового отдела это могут быть достижения конкретного показателя ROI;
- Линейный. Это уровень руководителей функциональных сфер, отдалённых филиалов и подразделений. Тут без контроля и регулярных проверок не обойтись. Иначе Вашу бизнес-стратегию, в лучшем случае, распечатают и повесят на стену для красоты. А слоны по-прежнему будут плохо продаваться.
Таким образом, каждый сотрудник будет понимать своё участие в общей стратегии, и никто не будет тянуть компанию в разные стороны, а наоборот, Вы будете крутить педали и держать руль в одном направлении.
Екатерина
Сергей
Иван
Елена
Екатерина
Стратегии для увеличения прибыли
Теперь рассмотрим стратегии, которые помогут Вам увеличить прибыль компании, так что советую держать их в голове, когда будете разрабатывать свою собственную.
Вы, конечно, о них слышали, да и во многих учебниках про них пишут. Но мы же с вами практики, так что рассказывать буду без скучной теории и с примерами.
Концентрированный рост
Здесь нужно сосредоточиться на самом выпускаемом продукте или производимой услуге. Освежить старые идеи, либо подготовить к запуску что-то абсолютно новое.
Основные инструменты здесь — товарная политика и исследование рынка (чуть ниже видео по этой теме).
Хороший пример этой базовой стратегии — вывод слонов на развивающийся рынок в другой стране, где работает наш прямой конкурент — компания, торгующая серыми слонами.
Нам нужно вложиться в рекламу, убедить, что слон гораздо лучше носорога. И еще проводить различные мероприятия для усиления идеи.
Интегрированный рост
Такая стратегия бизнеса подходит для расширения компании путём построения дополнительных структур, создания дополнительных филиалов, изменения самой структуры взаимоотношения с конечным потребителем.
Например, можно купить компанию, перепродающую наших слонов с собственной наценкой, и забрать их прибыль себе.
Вполне неплохой вариант получается. И кстати, еще одна необычная стратегия этого вида ниже в видео.
Диверсифицированный рост
Обычно к этой стратегии прибегают, когда нет другого выхода: рынок перенасыщен предложением, слишком высокая конкуренция, появился новый, высокотехнологичный товар.
Ее фишка в том, что Вы разделяете свои риски. То есть, расширяете ассортиментный ряд или уходите вообще в другое направление.
Например, если кто-то начнёт продавать летающих слонов, и спрос на наших розовых начнет падать, то нашей компании придётся срочно либо расширять линейку и внедрять летающих, говорящих и желтых слонов, либо совместно со слонами производить и динозавров. И еще можно купить своего конкурента, если денег хватит.
Стратегия сокращения
Постоянное развитие технологий рано или поздно приведёт к тому, что наш товар потеряет свою актуальность. Поэтому, если Вы заметили, что едете на дохлой лошади — слазьте.
Сокращение нерентабельного производства — шаг болезненный, но иногда необходимый. Особенно, если мы всё ещё пытаемся продавать бескрылых слонов.
Кстати, в видео ниже представлена довольно неплохая стратегия бизнеса этого вида.
Базовые элементы бизнес-стратегии
Итак, с пониманием термина разобрались, теперь нас интересует развёрнутая характеристика.
И скажу так, бизнес-стратегия состоит из множества более мелких, взаимодействующих между собой элементов. И чтоб стратегия ведения бизнеса заработала, нужно учесть их большую часть.
Ну давай, расскажи мне
1. Миссия компании
Об этом мы уже говорили, но не лишним будет напомнить. Миссия компании — это краткий список ценностей, которые будут определять цель всех действий компании с учётом разработанной бизнес-стратегии.
Например, так выглядит миссия компании IKEA: “Улучшение повседневной жизни каждого”.
2. Структура компании
На этом уровне решается вопрос о делегировании своих полномочий через разделение производимого товара.
Обычно так делают крупные корпорации, разбивающие разные производства на сравнительно независимые предприятия, чтобы на местах могли лучше сформировать управленческие конструкции.
3. Преимущества компании
Здесь нужно выделить то, что помогает компании отстроиться от конкурентов, чтобы стать более привлекательной.
Причём не только в борьбе за конечного потребителя, но и за ресурсы, неважно какие: финансовые потоки, профессиональные кадры.
4. Товар или услуга
То, что будет производить наша компания, в конечном итоге должно соответствовать требованиям рынка, а не нашим ожиданиям.
Здесь нужно ориентироваться на три основных показателя: увеличение объёма производства, снижение себестоимости, улучшение качества.
5. Рынки сбыта
География сбыта — фактор, в последние годы оказывающий всё меньшее влияние на бизнес. Развитие транспорта и дистанционной торговли позволяет продавать товар практически в любой точке мира.
Второй важный момент — возможности конечного потребителя. Это касается товаров класса “люкс” и предметов роскоши.
6. Ресурсы компании
Оценка собственных ресурсов — ещё один важный элемент бизнес-стратегии. Речь опять же идёт не только о финансах, но и о других видах ресурсов: производственных и кадровых, в том числе.
Понятно, что для воплощения в жизнь масштабных проектов не обойтись без мощной производственной базы и специалистов.
7. Слияние и поглощение
Да, всё это тоже желательно проработать на этапе создания бизнес-стратегии. И у компании есть возможность кого-то поглотить — и наоборот, как бы самих случайно не поглотили.
Сюда же можно отнести планы по сокращению убыточных подразделений или объединению их с другими производствами, входящими в состав компании.
8. Тактика развития
Тактику развития можно определить как ряд мероприятий, направленных на достижение основной цели компании.
Сюда обычно относят расширение ассортимента, внедрение новых технологических решений, захват новых рынков и так далее.
Это те ценности, которые нужно прививать своим работникам, а также и общий климат в коллективе.
Личные качества людей, работающих в Вашей компании, должны соответствовать общим стратегическим целям, иначе у Вас не получится плодотворного взаимодействия.
Разработка стратегии
Если хотите миром править, нужно чёткий план составить. Да, время пришло. Пора бы нам уже разработать собственную бизнес-стратегию.
Используем подход, предложенный маркетологами компании Toyota, японцы плохого не посоветуют.
Возьмите чистый лист бумаги и разделите его пополам. Слева будет настоящее время, справа — будущее.
В каждом столбце будет по три строки, заполнять которые нужно сверху вниз. Только не откладывайте этот дело, слоны сами себя не продадут.
Вот так делим
Первая строка в левом столбце — предыстория, можно сказать-миссия. Она задает общее направление, поэтому не должна быть слишком обширной.
Кратко запишите то, чего Вы хотите достичь. Напоминаю, что речь идёт о Ваших целях в бизнесе, а не о жизненных установках.
Вторая строка — текущая ситуация. Здесь можно не скупиться на описание, лучше сформулировать всё достаточно подробно, отдельно остановившись на описании существующих проблем и недостатков.
Третья строка — анализ. Попробуйте определить, почему поставленные цели не были достигнуты, и по каким причинам возникли те проблемы, которые существуют сейчас в Вашем бизнесе.
В этом Вам помогут две первые строки, которые наглядно демонстрируют то, чего Вы хотели достичь, и что получилось. И не забывайте про 5 сил Портера.
Настоящее
Наконец, переходим к формированию стратегии. Предупреждаю сразу, что процесс этот весьма непростой и за один день не пишется. Вам нужно учесть все риски и провести анализ рынка. Итак, приступаем:
Первая строка — цель. Берём за основу предыдущие выводы и формируем задачи на будущее.
Только ставьте реальные цели, а то будет обидно, если Вы так и не получите запланированный миллиард долларов чистой прибыли через год.
Вторая строка — план реализации задач. Здесь не нужно расписывать всё в деталях, но и не следует формулировать слишком общие и глобальные задачи. Помните про правило SMART.
Третья строка — что дальше? Пофантазируйте, в хорошем смысле этого слова, что Вы будете делать после выполнения намеченного выше плана.
Будущее
Минимальные показатели, которых мы достигнем с помощью бизнес-стратегии не должны стать пределом мечтаний. Развивайтесь. Кто знает, может быть, слоны — это только начало.
Коротко о главном
Фух. Разобрались мы с Вами с этой непростой темой — бизнес стратегия. Мы поняли, что она нужна, иначе жить только сегодняшним днём чревато последствиями и отсутствием пармезана в холодильнике.
И, заканчивая, предлагаю освежить память, а именно ещё раз прочитать самую краткую и понятную выдержку из статьи: