Кто может подписать рекомендацию характеристики
Перейти к содержимому

Кто может подписать рекомендацию характеристики

Как написать характеристику с места работы — примеры, образцы

Характеристика с места работы – документ, в котором работодатель указывает информацию о работнике, дает оценку его деловым и личным качествам. Характеристика на сотрудника с места работы бывает внутренней, внешней и производственной. Ее содержание зависит от того, куда работник его будет предоставлять. В статье разберем, как написать характеристику с места работы, что делать с персданными и кто подписывает документ.

Если вам трудно выбрать курс для обучения, то воспользуйтесь мини-курсами . Они помогут вам понять, подходит ли вам курс, нравится ли подача информации. После экспресс-обучения будет проще принять решение о покупке полного курса. Тем более для вас он уже будет со скидкой.

Составляем рекомендательное письмо

Н аписание рекомендательного письма на практике вызывает немало сложностей. Вроде бы и человек, которому посвящается рекомендация, прекрасный, и работник он незаменимый, однако облечь свое отношение к нему в вербальную форму с деловым акцентом совсем не просто. Вы узнаете, о чем писать и где взять необходимую информацию, формулировки. Вы поймете секреты создания рекомендательного письма, которое произведет нужное впечатление на потенциального работодателя. Как всегда, вас ожидает несколько примеров полностью оформленных документов. К тому же рекомендации могут быть полезны и вам как работнику. Тесты и прочие вступительные испытания – это, несомненно, важные составляющие процесса выбора будущего работника, но рекомендации производят особенное впечатление. Поэтому, если вы увольняетесь спокойно и без скандала, оставляя о себе положительные воспоминания, не поленитесь постараться ради себя и уйти из компании с рекомендательным письмом.

В первую очередь определимся, для чего вообще нам нужно написать рекомендательное письмо? Как правило, оно требуется кандидату на вакансию при собеседовании с будущим руководителем, с кадровиком, который проводит собеседование.

Рекомендация может представить своего героя как в позитивном и доброжелательном ключе, так и в нейтральном или даже в негативном. Первые встречаются чаще всего. Ко вторым прибегают тогда, когда о работнике совсем нечего сказать или же нет ничего хорошего, но и сложностей человеку создавать тоже не хочется. Ну а третьи обычно предоставляются только по запросам из различных государственных служб.

Структура рекомендательного письма

Структура этого документа мало чем отличается от структуры обычного делового письма. Прокомментируем реквизиты, на которые вам стоит обратить особое внимание.

Наименование организации и справочные данные о ней обязательно должны присутствовать на бланке.

Адресат письма неизвестен, поэтому данный реквизит не оформляется. При этом не нужно, как в справке, писать здесь «Для предъявления по месту требования».

Вместо заголовка к тексту, который обычно формулируется так, чтобы отвечать на вопросы «о ком?», «о чем?», в этом письме уместно написать разновидность документа «РЕКОМЕНДАТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО» – такова практика делового оборота. Набрать его лучше прописными буквами.

Текст рекомендации (как, впрочем, и любой текст) состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения. Более подробно разберем их ниже.

Приложения к рекомендательному письму создаются редко. Это могут быть копии благодарственных писем, приказов о выплате премий за какие-либо заслуги или почетных грамот. В подобных случаях реквизит «Отметка о наличии приложений» оформляется так же, как и в обычном деловом письме.

Подписать рекомендательное письмо должен (в идеале) генеральный директор организации, но тут все будет зависеть от наработанных внутри компании связей. Подписантом письма может выступить и начальник подразделения, и топ-менеджер по направлению.

Печать на рекомендации не обязательна, но и не будет лишней. Оттиск основной печати организации (или подразделения) придаст весомости и увеличит степень доверия к письму.

Подписанное письмо желательно зарегистрировать, присвоив ему номер и обозначив дату. Эти реквизиты тоже придают ему весомости.

Впечатлять получателя рекомендательного письма должны не только реквизиты и содержание документа, но и то, как вы с ним «обращаетесь». Подать рекомендацию нужно по возможности эффектно. Она непременно должна быть распечатана на фирменном бланке работодателя, замечательно, если на ней будет красоваться «живая» 1 подпись генерального директора, а вложить письмо лучше всего в элегантную папку или же в чистый незапечатанный конверт из плотной бумаги.

Как составить текст?

Рекомендательное письмо пишется от лица руководителя, который говорит о своем подчиненном.

Вступительная часть текста обычно содержит:

  • информацию о том, кого рекомендуют (имя, должность);
  • короткую общую оценку.

Как правило, все это умещается в одно предложение (см. Примеры 1–3).

Рекомендую вам Петрову Светлану Геннадьевну, занимавшую в нашей компании должность главного специалиста отдела документационного обеспечения управления и проявившую себя как трудолюбивый, аккуратный и добросовестный работник.

Имею честь рекомендовать вам Жигалина Леонида Викторовича, высококвалифицированного специалиста и опытного руководителя, в течение трех лет занимавшего пост технического директора ООО «Город-строй».

Рекомендую вам Лебедеву Наталью Борисовну, которая являлась главным маркетологом компании «Финансовый мир» и проявила себя честным и талантливым специалистом.

  • сколько лет человек трудился в компании;
  • имеет ли он профильное образование, посещает ли семинары и курсы повышения квалификации по своей специальности;
  • получал ли повышение в должности;
  • навыками и знаниями каких смежных специальностей с «рекламируемой» он обладает (если они полезны и выгодно отличают его профессиональную ценность из общей массы);
  • в каких проектах и процессах был задействован;
  • выигрывали ли проекты компании, которыми руководил этот человек, какие-либо конкурсы, тендеры, гранты;
  • является ли человек признанным профессионалом своего дела (выступает на профильных конференциях, преподает в институте, является автором учебно-методических пособий, статей, книг по своей профессиональной тематике).

Затем здесь же напишите десять качеств, которые важны именно для той должности, которую занимает рекомендуемый. Ведь мы представляем работника в самом лучшем свете? Значит, всеми этими качествами он обладает.

  • отличное знание правил кадрового делопроизводства, норм трудового законодательства,
  • умение работать в системе электронного документооборота,
  • умение обращаться с компьютером на уровне продвинутого пользователя,
  • грамотная устная и письменная речь,
  • развитое аналитическое мышление,
  • умение выстраивать доброжелательные отношения с людьми,
  • стрессоустойчивость,
  • высокая обучаемость,
  • инициативность,
  • аккуратность,
  • исполнительность, добросовестность.

Работая над основной частью текста, старайтесь смотреть на работника глазами потенциального работодателя. Что для него ценно? Какого человека он принял бы на работу? Об этом можете расспросить и нынешнего руководителя работника, для которого составляется рекомендация. На свои предпочтения можете ориентироваться, только если работали в той сфере, в которой трудится характеризуемое лицо (главное – не написать глупостей, поэтому попросите сведущих людей проверить подготовленный вами текст перед подписанием письма).

Еще один эффективный источник информации, особенно когда вы составляете рекомендательное письмо для себя, – это банк резюме ваших коллег, тех, кто:

  • пытался устроиться на работу в ваше подразделение либо
  • выкладывал свое резюме, например, в Интернете в поисках работы (можете зайти на сайты http://www.hh.ru, http://www.job.ru и т.п. ресурсы).

Посмотрите, какими профессиональными успехами хвастаются те, кто претендует на должность, аналогичную занимаемой вами. Ведь из скромности вы можете что-то недооценивать в себе или просто забыть это упомянуть. А прочтя удачные формулировки в чужом резюме, вы поймете, что из описанного касается и вас, заметите наиболее удачные формулировки. Вот эти-то найденные элементы и можно позаимствовать.

Можно почитать и описание вакансий, которые вас интересуют: в них работодатель прямо говорит, что для него ценно в работнике.

А описание выполняемых на текущем месте задач можно позаимствовать из должностной инструкции. Конечно, все их переписывать не стоит – выберите наиболее интересные.

Собранная информация – практически готовое рекомендательное письмо. Осталось только связать добытые сведения в текст.

Петрова Ульяна Сергеевна работала в должности старшего делопроизводителя в ООО «Новый свет» в течение последних трех лет и за это время проявила себя только с хорошей стороны. Придя в компанию выпускницей факультета делопроизводства Челябинского государственного исторического университета, она начала карьеру с места секретаря и уже через два года была переведена в канцелярию. Госпожу Петрову отличает постоянное стремление развиваться в своей профессии, она активно посещает профильные тренинги и семинары, положительный результат от которых был налицо!

В течение последнего года Ульяна Сергеевна была руководителем рабочей группы по внедрению в ООО «Новый свет» системы электронного документооборота. Благодаря ей компания смогла выйти на новый уровень работы с документами и значительно укрепить исполнительскую дисциплину в компании. Госпожа Петрова смогла наладить процесс обучения наших сотрудников новым принципам работы с документами и лично разработала ряд методических пособий, которые ежедневно используются во всех отделах нашей компании.

Среди личных и деловых качеств Петровой Ульяны Сергеевны хотелось бы выделить ответственность и инициативность, способность быть не только аккуратным и скрупулезным исполнителем, но и управлять порученным проектом.

В заключение, как положено, обобщаем все сказанное и делаем вывод, основная мысль которого такова: автор письма сожалеет о том, что расстался со столь блестящим специалистом и искренне рад за его нового работодателя.

Как руководитель, я сожалею о том, что Ирина Васильевна Строгина покинула наш коллектив в связи со сменой места жительства. И выражаю уверенность в том, что на новом месте работы она быстро вольется в команду, раскрыв свои лучшие человеческие и профессиональные качества.

Подытоживая сказанное, хочу подчеркнуть, что Владимир Николаевич Степанов – грамотный специалист, перспективный менеджер и достойный кандидат на руководящую должность, способен принести огромную пользу вашей компании.

Вне всяких сомнений, госпожа Белова в самое ближайшее время найдет новое место работы, где сможет в полной мере проявить свой талант руководителя.

Как видите, ничего сложного в составлении рекомендательного письма нет. Все дело в подготовке: нужно лишь знать, где и какую информацию собирать о характеризуемом человеке. Первую рекомендацию можете написать для себя – заодно и потренируетесь 🙂 Это как раз тот случай, когда следует позабыть о ложной скромности и представить себя в самом выгодном свете. При этом важно писать честно, ведь информация из письма достаточно легко может быть проверена.

В заключение приведем образцы трех полностью оформленных рекомендательных писем: для начальника службы ДОУ (Пример 9), специалиста отдела кадров (Пример 10) и личного помощника руководителя (Пример 11).

Как выглядит характеристика-рекомендация на сотрудника?

Тахмина Босшалова

Соучредитель онлайн-сервиса kadrykz.kz, редактор журнала «Кадровик», бизнес-тренер по деловой переписке Босшалова Тахмина рассказывает о том, что из себя представляют рекомендательные письма и как их правильно составлять.

Как выглядит характеристика-рекомендация на сотрудника?

Характеристика-рекомендация составляется в произвольной форме. В ней указываются анкетные данные сотрудника, его должность, время работы в организации, квалификация, оценка деловых и личных качеств сотрудника.

Характеристика-рекомендация может составляться руководителем структурного подразделения, имеющим четкое представление о работе своего подчиненного, или специалистом кадровой службы, подписывается руководителем организации или уполномоченным им лицом. Лицо, подписавшее характеристику, несет ответственность за ее достоверность.

Подпись документа на бумажном носителе включает:

  1. наименование должности лица, подписавшего документ, официальное наименование структурного подразделения или организации (если документ оформлен не на бланке);
  2. личную подпись и расшифровку подписи (инициал имени и фамилия).

Характеристика-рекомендация составляется в двух экземплярах: один для передачи (отправки) по назначению, второй (копия) остается в организации.

Желательно, чтобы характеристика-рекомендация занимала не более одной страницы.

Здесь приведу примерную структуру характеристики-рекомендации:

Пример: Характеристика-рекомендация на Ионова Александра Анатольевича

Если рекомендуемый занимал различные должности, то данные о занимаемых должностях и выполняемых обязанностях указываются для каждого временного интервала. Например:

Аскар Куатов работал в компании с 12 марта 2013 года по 28 августа 2020 года в должности менеджера по продажам. Его обязанности состояли в организации поставок комплектующих изделий и взаимодействия между фирмами-поставщиками комплектующих изделий и производством.

Здесь указывается в какой сфере работал, каких результатов добился, как себя зарекомендовал, например, выполнение успешного проекта, проведение удачных переговоров с партнерами и т.д. Возможна оценка результатов работы. Пример:

Олжас Сакенов самостоятельно освоил программное обеспечение, успешно проводил деловые переговоры, эффективно руководил подчиненными.

Амина Даутова создала кассовый центр филиала банка, открыт пункт обмена валюты. Все проверки банка давали положительную оценку работе кассового центра и обменного пункта. В ее обязанности входили кассовое обслуживание юридических лиц, денежные переводы, работа с пластиковыми картами, дорожными чеками, валютно-обменные операции.

При описании таких качеств следует отметить то, каким показал себя рекомендуемый (ответственность, коммуникабельность, целеустремленность, исполнительность и т.д.).

Можно ориентироваться на такие категории, как уровень знаний и трудолюбие при исполнении основных обязанностей, умение справляться с нестандартными задачами, изобретательность, инициативность, обучаемость, способность к адаптации в различных ситуациях, эмоциональная устойчивость, лидерские качества. Пример:

Оксана Белова зарекомендовала себя как квалифицированный специалист, способный принимать решения и нести ответственность за конечный результат. Ей присущи высокая работоспособность, коммуникабельность, доброжелательность. Хочется подчеркнуть ее умение ладить с людьми и бесконфликтно решать возникающие вопросы.

Этот пункт желателен, но его можно и пропустить. Причинами могут быть изменение профиля организации, закрытие отдела, кадровые изменения в организации, смена места жительства и т.п. Пример:

В компании происходит реорганизация управленческого персонала и значительное сокращение штата, при котором должность Карасаева Селима сокращается.

Конкретная оценка компетентности, деловых качеств рекомендуемого, его творческого потенциала и возможностей карьерного роста, а также рекомендации к занятию конкретной должности. Пример:

Амина Серикова в совершенстве владеет технологией разработки компьютерных программ (имеет большой опыт работы с серверным программным обеспечением, может самостоятельно работать с корпоративными клиентами). Может эффективно исполнять обязанности руководителя отдела, заместителя начальника отдела среднего звена.

Профессиональные навыки и личностные качества (Ф.И.О.) позволяют рекомендовать ее для дальнейшей работы в банковском секторе.

Согласно Трудовому Кодексу Республики Казахстан по требованию работника (в том числе бывшего) работодатель обязан в течение пяти рабочих дней с момента обращения выдать справку с указанием специальности (квалификации, должности), времени работы и размера заработной платы, характеристику-рекомендацию, содержащую сведения о квалификации работника и его отношении к работе, а также другие документы, предусмотренные настоящим Кодексом.

Для будущего работодателя рекомендательное письмо – гарантия того, что соискатель действительно работал в данной компании, выполнял определенный круг обязанностей и оставил компанию, сохранив о себе хорошее впечатление. Поэтому стоит заблаговременно запастись хорошими рекомендациями, чтобы во всеоружии встретить свои карьерные перспективы.

Комментарии

  • Switch to English
  • Қазақ тілі
HeadHunter
Сервисы для соискателей
  • Switch to English
  • Қазақ тілі

Сегодня на сайте 39931 вакансия , 4006968 резюме , 80777 компаний и за неделю 2752737 приглашения

Для чего нужно рекомендательное письмо сотруднику и как его составить?

Каждый человек хотя бы раз проходил собеседование и слышал вопрос о предыдущем месте работы.

Вы можете сказать о себе что угодно, а работодатель имеет право уточнить в первоисточнике, а именно у вашего предыдущего начальника или в отделе кадров.

Сегодня все чаще при трудоустройстве у вас могу потребовать рекомендательное письмо – это документ, который представляет собой отзыв о вашей работе ранее.

Что это такое?

Рекомендательное письмо – это краткая характеристика работника, его успехов и профессиональных достижений, наград и продвижения по службе. Рекомендация может предоставляться всем сотрудникам при увольнении, а может быть написана по запросу с нового места работы.

Прочитав рекомендательное письмо, новый начальник поймет, подойдет ли ему сотрудник, сможет ли справиться с возложенными на него задачами. Соискатель может сразу приложить рекомендательное письмо к резюме, чтобы показать себя, как серьезного работника.

Что же делать, если опыта работы нет, но работодатель просит предоставить рекомендацию?

Так же, если за время учебы вы проходили практику на предприятии, стоит в конце стажировки попросить рекомендательное письмо, оно может вам очень помочь при поиске работы в дальнейшем.

Цель рекомендации

Для рекомендательного письма можно выделить несколько целей написания:

  • Помочь соискателю быстрее найти работу.
  • Избавить бывшего начальника или сотрудника отдела кадров от звонков по поводу сотрудника. Если говорить о маленькой фирме, вряд ли это будет проблемой, но когда речь идет о большом заводе, где работает много людей, то звонки могут поступать в большом количестве ежедневно.
  • Помочь новому работодателю составить наиболее полный портрет о сотруднике.
  • Узнать подробнее о человеке при предоставлении ему юридических или банковских услуг (ипотека, открытие счета)

Виды писем с места работы

Исходя из целей, можно выделить несколько видов рекомендательных писем, которые объединяет одна общая задача – узнать больше о человеке. Однако, в зависимости от специфики будут иметь различия.

Виды рекомендательных писем:

    Рекомендательное письмо для расчетного счета. Актуально для юридических лиц (ООО, ИП), которые хотят открыть счет в банке. Его могут написать деловые партнеры и контрагенты. Практика предоставления таких писем действует недавно, с 2015 года.

Ответственность руководителя

Любому человеку хотелось бы найти хорошую работу и произвести нужное впечатление на сотрудника, поэтому очень хочется иметь рекомендации, где будут описаны только положительные качества. Может ли работодатель при написании рекомендательного письма слукавить и написать о сотруднике информацию, которая не совсем соответствует действительности?

Может, но лучше этого не делать, ведь могут быть не приятные последствия для обеих сторон, но больше тут пострадает работодатель. Ведь это негативно скажется на имидже фирмы. Про сотрудника, о котором был написан не правдивый отзыв, вряд ли кто-то вспомнит, а вот фирма будет очернена надолго, если данный инцидент вскроется и получит огласку. К тому же рекомендательное письмо заверяется печатью и подписью, а, значит, имеет определенную юридическую силу.

Несмотря на вышесказанное работодателю нужно помнить, что без письменного согласия сотрудника у работодателя нет права разглашать конфиденциальную информацию третьему лицу. Об этом подробно указано 88 статье о «Защите персональных данных» Трудового кодекса.

Но, как понять, попадает ли информация об успехах сотрудника под действие этой статьи? Мы привыкли, что персональные данные, это личная информация, имя, адрес, телефон. К сожалению, однозначного ответа эта статья не дает. Работодатель может заранее себя обезопасить, и перед написанием рекомендательного письма взять с бывшего сотрудника заявление о согласии на обработку персональных данных.

Для каких профессий требуется?

Существует множество профессий, для которых наличие положительных рекомендаций очень важно. И хоть в России практика использования рекомендательных писем еще не совсем развита, но все же многие работодатели уделяют им повышенное внимание.

Наличие рекомендаций предпочтительно в следующих профессиях:

  • Няня и домашние работники.
  • Руководящие должности в крупных компаниях.
  • Журналисты.
  • Репетиторы.
  • Фрилансеры.
  • Помощник руководителя и секретарь.
  • Программист и сотрудник IT.
  • Сотрудники банка.
  • Вакансии за границей (как составить рекомендательное письмо на английском языке?).

Конечно, рекомендательные письма могут просить и при устройстве по другим профессиям. Часто достаточно просто устной рекомендации, но бывает, особенно, на руководящие должности, работодатель отдаст предпочтение сотруднику, имеющему письменные рекомендации.

Структура документа

Как и любой официальный документ, рекомендательное письмо имеет свою структуру. В зависимости от ситуации не нужно указывать все пункты, однако некоторые должны присутствовать обязательно:

  • Стаж работы в данной компании.
  • Имеет ли сотрудник образование по данной специальности, желательно указать, какие рабочие тренинги посещались человеком, проходил ли он курсы повышения квалификации.
  • Было ли повышение в занимаемой должности.
  • Есть ли у соискателя дополнительные навыки, которые могут пригодиться в новой работе.
  • В каких проектах участвовал сотрудник.
  • Занимал ли сотрудник призовые места на профессиональных конкурсах, имел ли награды и гранты.
  • Развивает ли человек свою профессиональную деятельность кроме основной работы. Например, преподает в институте, пишет статьи и книги.
  • Стоит указать профессиональные качества, которые помогут в будущей работе, но не стоит писать более десяти, лучше указать самые главные.

Инструкция по составлению

<При составлении рекомендательного письма следует помнить, что это официальный документ, поэтому стоит придерживаться определенных требований. По структуре рекомендация напоминает обычное деловое письмо и состоит из следующих пунктов:

  1. В правом верхнем углу указывает название и сведения об организации, а так же ФИО руководителя.
  2. Далее можно указать конкретную организацию, которая запросила рекомендацию или сделать пометку «По месту требования».
  3. В верхней части листа, в центре пишем название «Рекомендательное письмо».
  4. Далее основной текст письма, в котором стоит подробно рассказать о сотруднике, используя пункты, описанные выше. Начать повествование стоит, указав свои данные и срок работы данного сотрудника в компании. Выглядеть может следующим образом: «Я, Иванов Иван Иванович с 1 мая 2010 года по 15 июля 2017 года являлся руководителем Петрова Петра Петровича…»
  5. Подробно опишите причину, почему сотрудник решил сменить место работы.
  6. В последней части письма стоит описать ваше личное впечатление от работы данного сотрудника. Несмотря на то, что описанное будет чисто субъективным, однако для будущего работодателя это очень важно.
  7. В конце письма ставится подпись лица, которое составило документ и дама написания.

Выше представлен образец, который позволит наиболее полно представить будущего сотрудника, как хорошего специалиста.

Принципы оформления

Учитывая цель написания письма, немного могут отличаться правила его оформления. Например, при предоставлении рекомендации в банк очень важно, чтобы письмо было напечатано на фирменном бланке организации с полным указанием юридического адреса компании и информации об авторе документа.

Если же говорит о рекомендательном письме для будущего работодателя, то главное, чтобы стояла подпись директора и печать организации. Всё это подтвердит подлинность документа. Так же, если письмо предоставлено известным человеком или компанией, то у соискателя больше шансов для скорейшего трудоустройства.

Как отправить сотруднику?

Рекомендательное письмо может быть предоставлено лично по запросу бывшего работника или работодателя, а так же отправлено по почте. В случае пересылки рекомендации опять же стоит придерживаться правил по отправке деловых писем.

Чаще всего данное письмо должно быть зарегистрировано, как исходящий документ с проставлением даты. Однако, если новый работодатель не требует бумажный вариант, то письмо может быть просто отправлено по электронной почте.

Если рекомендательное письмо отправляется сотруднику, то в дальнейшем он может пересылать его по месту требования, а так же использовать, как приложение в своем резюме.

Рекомендация, как устная, так и письменная, безусловно, поможет быстрее устроиться вам на работу и заранее зарекомендовать себя хорошим сотрудником. Именно поэтому, уходя с одного места работы, не стоит обрывать все связи, а уж тем более высказывать негатив. К сожалению, в вопросе рекомендаций большую роль может сыграть человеческий фактор. Не стоит забывать о взаимной вежливости и акцентируйте внимание на положительных аспектах предыдущей работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *