Чек-лист для прохождения аттестации воспитателя в 2020 году
В статье мы расскажем, как воспитателю подготовиться к аттестации на первую или высшую категорию. Чек-лист включил в себя все возможные виды деятельности и призван напомнить о множестве вариантов, как подтвердить высокий уровень подготовки. В межаттестационный период, конечно, можно успеть выполнить каждый пункт. Но если времени осталось мало — рекомендуем выбрать несколько пунктов, по которым уже есть богатый материал и сделать упор на них.
ЧЕК-ЛИСТ по подготовке к аттестации:
Общее
Проверить, нужно ли продлевать категорию в этом году
- Для чего это. Первая и высшая категория действуют только пять лет. Если не сделать продление, категорию отменят и надбавки к зарплате больше не будет.
- Как действовать. Загляните в документ о прошлом прохождении аттестации. Если в нынешнем году с даты подтверждения категории истекает пять лет, время подавать документы на новую проверку. На рассмотрение заявления берут месяц, ещё три — на саму аттестацию. Подавайте заявление не позже, чем за 5 месяцев до истечения пятилетнего срока. Уточните специфику аттестации в своём регионе. Например, в Санкт-Петербурге с 15 мая по 15 августа заявления не принимают. Если у вас уже два года первая категория, в этом году можно готовить документы на высшую.
Пройти курсы повышения квалификации
- Для чего это. Помимо прямой практической пользы от новых знаний, удостоверение о повышении квалификации даёт дополнительные аттестационные баллы. Это повышает шанс на присвоение выбранной категории.
- Как действовать. Повышение квалификации может быть краткосрочным и длительным, очным и дистанционным. Для аттестационной комиссии больший интерес представляют очные курсы при ВУЗе или профпереподготовка. Если времени до аттестации осталось мало — подберите дистанционный курс на актуальную тему.
Методическая работа
Уточнить методическую тему у заместителя директора
- Для чего это. Руководство ДОУ ставит воспитателям задачи на межаттестационный период. Именно этим задачам посвящена методическая деятельность, результаты которой излагают в аналитической записке для аттестации.
- Как действовать. Подготовьтесь к беседе. Для этого изучите образовательный стандарт для дошкольников и выберите 2-3 интересные темы. Направление, которое вы утвердите в ходе беседы, станет основным вектором вашей работы на всё время до следующей аттестации. Лучших результатов вы достигнете, если тема методической работы будет по-настоящему интересна, а не «спущена сверху». К аттестации подготовьте план самообразования.
Сходить на 2-3 методических объединения
- Для чего это. Участие в методическом объединении поможет разобраться в выбранной теме методической работы. Вы узнаете о последних тенденциях и найдёте единомышленников.
- Как действовать. Идти на методические объединения нужно с уже выбранной темой работы. Вы проведёте время эффективнее, если подготовитесь: наметите направления работы, спрогнозируете возможные проблемы. Коллеги поделятся опытом, помогут конкретизировать проблему или подскажут актуальное направление работы в рамках выбранной тематики.
Выступить на конференции районного или городского уровня
- Для чего это. Для выступления на конференции нужен сильный материал. Предполагается, что вы глубоко погрузились в проблему и достигли определённых успехов. Кроме того, за выступления на конференциях дают дополнительные аттестационные баллы.
- Как действовать. Уточните на методическом объединении, кто и когда организует конференции в вашем городе. Свяжитесь с организатором, расскажите о своём направлении работы. Вместе с организатором определите узкую тему, которая будет интересна слушателям.
Провести семинар в организации или на районном методическом объединении
- Для чего это. Проведение семинара, как и выступление на конференции, даёт дополнительные аттестационные баллы. Кроме того, в процессе подготовки к семинару вы систематизируете накопленный материал.
- Как действовать. Поговорите с руководством ДОУ. Вам нужно доказать, что семинар будет полезен другим людям: воспитателям или родителям. Тему семинара определите совместно с начальником. На подготовку заложите минимум месяц.
Поработать экспертом в жюри детского или профессионального конкурса
- Для чего это. Работа в жюри поможет взглянуть на конкурсы изнутри и успешнее готовить к ним детей. Судейство в профессиональном конкурсе даст преимущество при вашей собственной подготовке. За призовые места воспитанников или личные победы при аттестации также начисляют дополнительные баллы.
- Как действовать. На методическом объединении уточните расписание конкурсов на текущий год. Свяжитесь с организаторами и предложите побыть экспертом. К беседе надо подготовиться: выпишите на листок свои компетенции, достижения и регалии, и только потом звоните.
Обновить элементы предметно-развивающей среды в кабинете
- Для чего это. Предметно-развивающая среда — одно из отражений вашей методической работы. Обновление может быть как следствием получения в ходе работы новой информации, так и площадкой для отработки гипотез. Меняя элементы предметно-развивающей среды, вы можете фиксировать изменения в поведении воспитанников в отчёте о методической работе.
- Как действовать. Сверьтесь с п.3.3 ФГОС для ДОУ. Предметно-развивающая среда должна удовлетворять требованиям стандарта. Изменения опишите в отчёте о методической работе, подкрепите данными исследований и рекомендациями экспертов.
Принять участие в экспериментальной работе учреждения или методического объединения
- Для чего это. Экспериментальная работа заключается во введении инновационных подходов и технологий в воспитательный процесс. За участие в такой работе дают дополнительные аттестационные баллы. Кроме того, результаты введения инноваций — хороший материал для подготовки к конференциям и семинарам.
- Как действовать. Требования к экспериментальной работе описаны в Приказе Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1123. Уточните у руководства или на методическом совете, имеет ли ваше УДО статус ФЭП или УФЭ. Чтобы получить финансирование (грант), нужно действовать в рамках учреждения или организации с официальным статусом. Содержание экспериментальной работы должно быть в рамках темы методической работы.
Принять участие в проектной работе учреждения или методического объединения
- Для чего это. За проектную деятельность можно получить дополнительные аттестационные баллы. Результаты проектной работы могут лечь в основу семинара или темы для выступления на конференции.
- Как действовать. В интернете есть много готовых решений для проектной работы. Выберите 2-3 интересных и одну из них согласуйте с руководством. Нюансы организации могут подсказать на методическом совете. По результатам проектной работы подготовить аналитическую справку.
Обновить информацию на личном сайте педагога
- Для чего это. Сейчас особое внимание при аттестации уделяют компьютерной грамотности воспитателя. На сайте можно делиться опытом с коллегами, вывешивать объявления для родителей, отвечать на вопросы и даже проводить виртуальные родительские собрания.
- Как действовать. Если личного сайта нет — заведите. Есть бесплатные сервисы, которые заменяют собой программиста и дизайнера. Вам понадобится только выбрать шаблоны и наполнить их информацией.
Внеурочная деятельность
Провести классные часы
- Для чего это. Классный час — это воспитательная деятельность за рамками утверждённой программы. Как правило, на классных часах развивают социальные навыки или уделяют большее внимание нравственному воспитанию. На таких мероприятиях дети могут задать интересные вопросы или подтолкнуть воспитателя к неожиданным выводам, которые интересно будет использовать в методической работе.
- Как действовать. Как правило, классные часы уже предусмотрены в расписании ДОУ. Выбор тем остаётся за воспитателем. Полезно уделять время общественно значимым темам: проводить День Земли, День водных ресурсов и пр. Спросите детей, о чём им было бы интересно поговорить. Наблюдение за воспитанниками поможет подметить интерес или необходимость обсуждения какой-либо темы. Не забывайте фиксировать интересные вопросы и изменения в поведении детей по результатам мероприятия.
Открыть кружок или продолжить работу в уже существующем
- Для чего это. При аттестации учитывают ведение кружков, секций, факультативов и объединений за три года, предшествующих аттестации.
- Как действовать. Если кружка нет, нужно выбрать направление деятельности и согласовать с руководством организацию. Возможно действовать совместно с другим воспитателем. По результатам реализации факультативных программ нужно подготовить аналитическую справку.
Провести аттестацию у ребят, посещающих кружок
- Для чего это. Аттестация воспитанников кружка помогает оценить успешность воспитателя в организации факультативной работы.
- Как действовать. Для проведения аттестации используют рекомендации книги «Мониторинг достижения ребёнком планируемых результатов освоения программы» (авторы Веракса Н.Е., Веракса А.Н.). Нужно провести первичный (сентябрь), промежуточный (январь) и итоговый контроль достижений воспитанников.
Сделать копии наградных листов у ребят, выигравших конкурсы, конференции, олимпиады
- Для чего это. За награды воспитанников дают дополнительные аттестационные баллы.
- Как действовать. Самое надёжное — поговорить с родителями и оставить им записку-напоминание. Не забудьте похвалить ребёнка! Хорошее отношение к воспитателю поможет родителям не забыть о просьбе.
Взять в администрации результаты мониторинга освоения образовательных программ
- Для чего это. Результаты мониторинга помогут показать успешность применяемых методик. Положительная динамика успеваемости — единственный показатель, который подтверждает ценность проведённой работы.
- Как действовать. Согласовать с руководством ДОУ официальный запрос.
Провести внеклассные мероприятия с родителями и детьми
- Для чего это. Хорошие отношения с родителями — залог педагогического успеха. Если дома авторитет воспитателя не поддерживают, даже самые хорошие методики не приведут к результатам. Основная цель внеклассных мероприятий — расположить родителей к ДОУ и к воспитателю лично.
Как действовать. Выбрать тему для внеклассного мероприятия вместе с детьми, согласовать с руководством. Рассказать родителям о мероприятии, напомнить за неделю и накануне. Повесить в вестибюле ДОУ тематический плакат. Большое внимание уделить подготовке детей. Подготовить по результатам отчёт для портфолио.
Работа с социальными партнерами
Организовать экскурсии на предприятия
- Для чего это. Экскурсии на предприятия — часть подготовки детей к выбору будущей профессии. Вдвойне хорошо, если на предприятии работает родственник ребёнка. У малыша сформируется понимание, куда и зачем уходит родитель, пока он сам в садике.
- Как действовать. Если у ДОУ есть предприятие-шеф, тогда всё проще. Нужно связаться через руководство с принимающей стороной и согласовать детали. Крупные производственные предприятия вроде Кока-Колы часто проводят экскурсии для детей. Можно составить список таких предприятий в вашем городе и уточнить в каждом возможность показать производство детям. Альтернативный вариант — попасть на работу к родителям. Здесь от родителей можно попросить только название предприятия и заручиться поддержкой. Основную часть работы нужно будет делать самостоятельно: созвониться с предприятием, объяснить идею и выгоду от мероприятия, согласовать детали. По результатам экскурсии провести классный час, результаты зафиксировать.
Организовать волонтёрскую работу в своём районе
- Для чего это. Волонтёрская работа помогает транслировать детям базовые ценности: важность взаимопомощи и сострадания. Отчёт о проделанной работе хорошо смотрится в портфолио.
- Как действовать. Во многих городах есть волонтёрские организации, нужно только определиться с тематикой. Наиболее близкой к ДОУ представляется тематика уборки мусора. Выезд всей группой с родителями и воспитателями на природу и наведение там чистоты поможет детям понять ценность порядка, сформирует правильное отношение к мусору. Не забудьте предусмотреть пикник после уборки, а весь процесс фотографируйте.
Самые задаваемые вопросы
Что делать, если высшую категорию по какой-то причине сняли?
Если вы не прошли вовремя аттестацию — надо её пройти и категорию восстановят. Если причина отмены в другом — придётся весь путь пройти заново. Сначала подать документы на первую категорию, получить её. Через два года работы воспитателем первой категории можно подать документы на высшую.
Какие воспитательные подходы и методики считаются инновационными?
Каждый субъект России видит ситуацию по-своему. Передовой подход в одном регионе, может считаться обыденностью в другом. Чтобы действовать наверняка, запросите у руководства приказ, где чётко обозначены технологии, инновационные для вашего ДОУ.
Какой должна быть тема для аттестации?
Эту тему воспитатель выбирает сам, руководствуясь личными предпочтениями. С выбранной темой ему будет удобно работать, поскольку по ней легко собрать материал и есть наработки.
Как получить дополнительные баллы?
Помимо действий, описанных в чек-листе, можно попробовать следующее:
— подготовить отчёт о работе с одарёнными детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
— оформить наставничество над молодым специалистом в коллективе.
Если воспитатель подал заявление на первую категорию, но баллов хватает на высшую, какую категорию он получит?
Воспитателю присвоят (или подтвердят) первую категорию. Чтобы получить высшую, документы следует подавать именно на неё.
Необходимые документы для аттестации
а) заявление на аттестацию воспитателя в свободной форме. Заполнить можно от руки, главное — соблюсти формат А4.
б) портфолио. В него войдут данные по всем пунктам чек-листа. Технически портфолио — это папка с файлами на скоросшивателе. На каждом поставьте дату, а все копии заверьте у заведующей детским садом. Допустимо также сделать отчётную презентацию.
Как правило, основные разделы такие:
- сведения о воспитателе: копии дипломов об образовании, о результатах предыдущей аттестации (если она была) и курсах повышения квалификации;
- достижения воспитанников (участие детей в конкурсах важно только для высшей категории);
- методическая деятельность;
- отзывы родителей воспитанников или администрации детского сада;
- участие в профессиональных семинарах и конкурсах, а также сведения о полученных дипломах и наградах.
За каждый пункт даётся опредёленное количество баллов.
в) аналитическая справка о проделанной работе. Справку воспитатель готовит самостоятельно на основе портфолио. В ней нужно указать:
Аттестация педагогов в 2022 году
Согласно части 2 статьи 49 ФЗ №273 педагогическим работникам не реже одного раза в 5 лет нужно проходить аттестацию, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности. Также учителя, воспитатели и преподаватели могут пройти проверку с целью получения категории. Должны вступить в силу новые правила аттестации учителей в 2021 году. Какие изменения могут произойти, и к чему готовиться?
О переносе аттестации педагогов
В 2020 году в связи с коронавирусом педагогическим работникам разрешили не проходить обязательную проверку. Вступило в силу два приказа Минпросвещения:
№193 — о продлении квалификационной категории (КК), срок действия которых закончился с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, до 31.12.2020 года;
№713 — о продлении КК еще на год — до 31.12.2021 года.
Если педагогические сотрудники не прошли аттестацию в 2020 году, то повода для волнений нет. Уровень зарплаты для таких специалистов остается прежним, в соответствии с КК.
Designed by stockking/Freepik
Даже если срок действия категории продлен, педагог вправе аттестоваться по утвержденному ранее порядку — указано в письме Минпросвещения №ВБ-90/08/27 от 27.01.2021 г. Поэтому процедура будет проходить также, как раньше (в каждом регионе она отличается).
Новая система аттестации учителей в 2022 году: как всё устроено
Принципы системы развития педагогических работников отражены в распоряжении Правительства №3273-р от 31.12.2019 г.. Новая модель аттестационной процедуры проходила апробацию в школах 19 регионов России в два этапа:
Первый: с 1 сентября 2021 года по 30 декабря 2021 года.
Второй: с 10 января 2022 года по 1 июня 2022 года.
В конце 2022 года стало известно о том, что апробацию прошли новые квалификационные категории для педагогических работников. В целом же нововведения касаются изменения системы оценки знаний педагогов.
Национальная система учительского роста (НСУР) призвана сместить акценты с успеваемости подопечных на реальные знания и навыки педагогического работника. Ранее, чтобы педагог получил первую категорию и тем более высшую, ученики должны были показывать стабильную положительную динамику в усвоении знаний, однако, нигде не было прописано, что под этим подразумевается. Этот вопрос оставался на усмотрение аттестационной комиссии.
НСУР же руководствуется положениями Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ). Механизм оценки при этом подразумевает:
Дифференциацию званий педагогов, новые категории;
Сертификационную и аттестационную оценку знаний. Иными словами, кроме проверки знаний педагога будет оцениваться также его соответствие профессиональному стандарту;
Общественные заслуги и регалии, например, звание «Учитель года».
Новые категории
Градация категорий для педагогов претерпит существенные изменения. Выглядеть она будет следующим образом:
Молодой специалист — выпускник педагогического вуза, без категории;
Учитель, соответствующий должности. Молодой специалист, который успешно прошел первичную аттестацию, проработав в школе не менее 3 лет;
Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении;
Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.
При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе. Первая и высшая квалификационные категории педагогов также останутся.
Аттестация учителей: как проходит оценка педагогов по последним данным?
ЕФОМ включает 4 вида компетенций:
Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний: первичную, на соответствие занимаемой должности и в целях получения категории. Рассмотрим каждую.
Введение первичного экзамена
Входной экзамен сдают специалисты, которые только устраиваются на рабочее место в образовательную организацию. Педагога проверяют по 4 компетенциям, указанным выше. Такой экзамен позволяет определить «пробелы» в знаниях и навыках для дальнейшего развития.
Процедуру проводят также для специалистов, которые:
5 лет не работали по профессии;
не имеют опыта работы учителем;
окончили колледж или вуз.
Как будет проходить аттестация учителей на соответствие занимаемой должности
Designed by stockking/Freepik
Такую проверку знаний раз в 5 лет проходят практически все педагогические работники — по статье 49 ФЗ №273. Оценка включает профессиональный экзамен по ЕФОМ. Также оцениваются мотивированное представление работодателя, которое включает:
деловые качества педагога;
результаты профессиональной деятельности, то есть успешность учеников (этот критерий никуда не делся).
Итак, как пройти аттестацию учителю в 2022 году, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности? Порядок таков:
В образовательной организации собирают комиссию из преподавателей, руководства, членов профсоюза — на усмотрение учреждения.
Аттестуемый сотрудник готовит документы. В перечень входят: заявление, копии документов об образовании, подтверждение категории (при наличии), характеристику и сопроводительное письмо с работы.
В течение 30 дней рассматриваются документы педагога и назначается дата проведения процедуры.
На экзамене учителю могут задать не только вопросы о продаваемом предмете, но и на знание психологии, методик обучения, законов и так далее. Комиссия выставляет баллы по аттестационным процедурам. Если педагог набирает нужное количество баллов, ему выдают сертификат сроком на 5 лет. Учителя, не прошедшие проверку, получают свидетельство.
Новые правила оценки по ЕФОМ подразумевают трехступенчатую систему оценки:
Письменная работа учителя. Здесь педагог должен изложить решение задачи по своему предмету и показать методические навыки;
Видеоурок. Представляет собой отрывок запись занятия педагога для оценки коммуникативных и психолого-педагогических компетенций;
Разбор ситуации. Педагог в реальном времени разбирает индивидуальный кейс, связанный с обучением (например, ситуацию травли в школе или неуспеваемости кого-то из учеников). Разбор происходит при помощи компьютера.
Изменения в аттестации педагогов с целью получения категории
Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию. Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.
Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить.
Критерии аттестации педагога в 2022 году
Система оценки пока не выработана до конца и проходит апробацию. Известно, что она будет осуществляться по стобалльной системе, где 100 — наивысший балл, а для успешной аттестации необходимо набрать не менее 70. Баллы будут формироваться на основании двух блоков: ЕФОМ и представление работодателя. В первом блоке максимальное количество баллов, которые можно набрать равняется 60, во втором блоке — 40.
Что подразумевается под представлением работодателя:
Успеваемость и достижения учащихся за последние 5 лет в динамике. По этому критерию можно набрать до 20 баллов;
Личные достижения педагога, в том числе и мнения выпускников. Проводится по анкетному принципу, максимальное количество баллов — 15;
Оценка профессиональных качеств педагога, их оценивают педагоги-эксперты от Рособрнадзора. Можно набрать максимально 5 баллов.
Педагогические работники, у которых срок действия сертификатов истек в 2020 году, могли не проходить аттестацию до конца 2021 года, однако, мораторий закончился;
Внедрение ЕФОМ пока подвисло в воздухе, новостей о новом обязательном стандарте аттестации в 2022 году нет. Однако внести изменения в Правила аттестации обещают в 2023 году;
Педагоги могут подать документы на присвоение категории в электронном виде и получить решение в течение 60 дней;
Аттестация учителей предполагает появление возможности получить две новые категории — «учитель-наставник» и «учитель-методист».
Рекомендуем пройти повышение квалификации, чтобы устранить пробелы в знаниях — вспомнить теорию по детской психологии, педагогике, современным педагогическим технологиям, а также изучить основные положения ФГОС и так далее.
Первая квалификационная категория воспитателя что это
Педагоги ждут, когда изменятся условия аттестации, ведь Министерство просвещения обещало сделать это в 2020 году. Из-за этого возникает много слухов, «мол у нас уже аттестуют по-новому». Разбираемся вместе с Анастасией Шлемко, экспертом по аттестации педработников Москвы и Московской области, как сейчас проходит аттестация педагогов ДОУ и какие изменения уже есть в проекте.
Зачем педагоги проходят аттестацию
Педагоги обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, а категорию они получают добровольно. Опросы в социальных сетях показали, что они делают это по следующим причинам.
Повышают статус. Это основная причина, которую называют сами педагоги. Если у педагога есть квалификационная категория, ему проще устроиться на работу, его охотнее зовут выступать на конференции и другие мероприятия. Категория показывает, что у педагога есть опыт, делает его авторитетней.
Повышают зарплату. Прибавка за категорию сильно отличается в зависимости от региона. В Тверской области за первую категорию доплачивают 70 % от оклада, за высшую — 40%, в Забайкальском крае за высшую категорию доплачивают 15% от оклада. В некоторых регионах получать категорию действительно выгодно. Особенно молодым педагогам, у которых еще нет надбавок за стаж.
Считают, что так надо. Часть педагогов аттестуется на квалификационную категорию, потому что так делают все. Но далеко не всем нужно получать категорию — есть педагоги ДОУ, у которых получается создать комфортные условия в группе, но при этом им не хочется транслировать опыт, участвовать в конкурсах или вовлекать детей в проекты.
Идут потому, что заставили. Иногда администрация заставляет педагогов проходить аттестацию на категорию ради показателей, которые смотрят на проверках. В администрации боятся, что за малый процент аттестованных педагогов им вынесут предписание, хотя это вряд ли произойдет. Если педагог проходит аттестацию из-под палки, он может это делать формально.
Повышают знания и опыт. Чтобы пройти аттестацию педагогу нужно участвовать в конкурсах, проходить обучение, транслировать опыт. Но далеко не все курсы можно указывать в портфолио, которое подается в аттестационную комиссию. Иногда на нелицензированных курсах педагог получает больше информации, чем на официальных. Также педагог может получить ценные знания и опыт в живом общении с педагогами-экспертами или на стажировках в других детских садах. А это сложно оформить в аттестационное портфолио. Поэтому эту причину называет меньше всего педагогов.
Как сейчас проходит аттестация педагогов ДОУ
Сейчас она проходит так же, как и для других педагогов.
Сроки. После двух лет работы педагог должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности. Если он не собирается получать квалификационные категории, то должен проходить аттестацию на соответствие каждые пять лет.
В любой момент педагог может подать заявление на получение первой квалификационной категории, а через два года, если получил ее, — на высшую. Продлевать первую и высшую категорию нужно также каждые пять лет.
Сейчас из-за эпидемии коронавируса разрешают просрочить категорию, но точную информацию нужно узнавать в региональных аттестационных комиссиях.
Порядок аттестации. Обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности педагог проходит в своей организации. Как это происходит?
По внутреннему положению об аттестации создают аттестационную комиссия внутри детского сада и отдают уведомления всем педагогам, которым нужно проходить аттестацию. Затем методисты или старшие воспитатели готовят на педагога представление, в котором рассказывают о том, соответствует ли он должности. Иногда педагоги пишут представление сами. Затем педагог приходит на заседание аттестационной комиссии: на нем зачитывают представление и задают педагогу вопросы. В некоторых регионах педагог должен принести на заседание свое портфолио . На заседании ведется протокол, а педагог затем получает выписке из него — соответствует он должности или нет. Если не соответствует, придется проходить процедуру повторно — иногда комиссия советует посетить определенные курсы или усовершенствовать навыки.
Чтобы получить квалификационную категорию, педагог должен написать заявление и отдать его в аттестационную комиссию. Шаблоны заявления могут отличаться в разных регионах. Также педагог составляет портфолио и прикладывает его к заявлению. Заявление можно подавать в любое время, но лучше сделать это за пять месяцев до того, как истечет срок аттестации: комиссии рассматривают заявление один месяц, а потом за три месяца проводят аттестацию.
Почти во всех регионах эксперты требуют электронное портфолио, чаще всего его заполняют на отдельном сайте или портале. Аттестационные комиссии рекомендуют заниматься портфолио не прямо перед аттестацией, а загружать в него материалы постоянно, как только они появились. Затем в некоторых регионах эксперты приезжают в детские сады и оценивают непосредственно образовательную деятельность с детьми. Но сейчас из-за коронавируса это делают не во всех регионах. Когда портфолио собрано, его смотрит эксперт и выставляет педагогу баллы за его достижения. Обычно для получения категории достаточно, чтобы эксперт оценил педагога на 60 баллов из 100. После эксперт пишет заключение для аттестационной комиссии — на заседании члены комиссии знакомятся с заключением и выносят свое решение. Иногда педагога приглашают на заседание и задают ему вопросы — обычно это делают при первой аттестации. Также педагога могут пригласить на заседание, если эксперт вынес отрицательное решение, а педагог с ним не согласен. В начале следующего после аттестации месяца комиссия публикует приказ о том, кому присвоили категорию.
Портфолио. В электронном портфолио — пять-шесть блоков, они могут отличаться в зависимости от региона. Чаще всего в портфолио включают курсы, которые проходил педагог, результаты взаимодействия с родителями и другими педагогами, результаты образовательной деятельности, результаты проектной и экспертной деятельности, методическое обеспечение, которое разработал педагог, педагогические технологии, которые он использует или разрабатывает.
Важно понимать, что в портфолио можно включать не все семинары, которые посетил педагог, а именно курсы повышения квалификации от 18 часов . Но нужно включать семинары и конференции, на которых педагог выступал или которые организовывал сам. Если педагог утверждает, что проводил семинар, он должен прикрепить в портфолио документ, сертификат или диплом.
В портфолио на высшую категорию стоит включать авторские технологии, без этого скорее всего категорию не дадут. Но важно, чтобы педагог активно применял эту технологию. Если она просто описана, а в других блоках, например, результативности детей, не говорится об этой технологии, то это выглядит странно. Если педагог будет показывать открытое занятие, он также может работать по своей технологии.
Как будет проходить аттестация педагогов ДОУ после 2020 года
Точно это неизвестно, но педагогам Москвы и Московской области уже показали очередной проект изменений. Скорее всего его начнут внедрять в Москве со следующего учебного года.
Было | Будет (проект) |
Любые детские конкурсы | Детские конкурсы из перечня |
Уровень ДОУ для проектов, конкурсов, достижений | Уровень ДОУ не засчитывается. Если педагог проводит мероприятия в ДОУ, то он просто выполняет свои служебные обязанности и за это категорию не присвоят. |
Любые профессиональные конкурсы для педагогов | Только этапы конкурса «Воспитатель года» |
Грамоты навсегда | Грамоты только за аттестационный период. Это делают для того, чтобы отсечь стажистов, которые зарабатывают баллы в портфолио с помощью грамот, а не других результатов деятельности. |
Любые курсы, обучение, переподготовка | Только обучение в аспирантуре или наличие степени. Это самый спорный пункт, потому что вряд ли педагогу хватит на это времени и, наоборот, вряд ли аспирант или профессор вообще пойдет работать с детьми. |
Засчитываются все набранные баллы | Засчитываются пороговые баллы по трем критериям. Раньше баллы были по сумме всех критериев. Теперь будут пороговые баллы по каждому критерию, если они набраны, то педагогу присваивают категорию. |
В этом проекте есть странные изменения, а есть полезные. Например, теперь методические службы города и руководители должны активно создавать мероприятия, чтобы педагогам было где участвовать и транслировать опыт. Это не очень сложно: педагоги уже усвоили дистанционные технологии и могут выступать через интернет. Это помогает наладить связи, организовать нетворкинг.
Аттестация педагогических работников (МРКО) в 2022 году
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. Сейчас апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время
Глобальная цель — мотивировать преподавателей к профессиональному росту и отсеять сотрудников, не соответствующих профессиональным стандартам. Также Минпросвещение выделяет такие задачи:
- Стимулировать непрерывный рост квалификации педагогов, создать условия для их личностного роста. Для этого требования приведены к единому стандарту, создана национальная система учительского роста — НСУР.
- Сделать преподавание более эффективным за счет усиления кадрового состава.
- Создать единую систему оценки учителей.
- Развить систему наставничества, чтобы распространять лучшие практики среди образовательных учреждений.
- Урегулировать систему мотивации в зависимости от квалификации учителя.
Что такое аттестация педагогических работников
Российская система образования заинтересована, чтобы ее представляли профессиональные и мотивированные кадры. Поэтому педагоги каждые пять лет проходят аттестацию. Она должна подтвердить, что человек соответствует стандартам Министерства просвещения.
До 2021 года содержание аттестации формировали региональные департаменты и министерства. Например, в одной области педагоги заполняли портфолио, а в соседней — проводили открытые уроки. Теперь предметные, методические, коммуникативные и психолого-педагогические навыки будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам. В соцсетях стандарты успели назвать «ЕГЭ для педагогов».
При этом ЕФОМ выступает надстройкой над Приказом Министерства образования и науки России от 07.04.2014 № 276 .
Каким педагогам надо проходить аттестацию
С новой системой в школе появятся две квалификационные категории: учитель-методист и учитель-наставник. Это расширит возможности карьерного роста для педагогов, а также позволит развить наставничество внутри школы.
Обновленные категории учителей:
- Молодой специалист — выпускник педагогического вуза без категории.
- Учитель, соответствующий должности, — молодой специалист, который проработал в образовательном учреждении 3 года и удачно прошел аттестацию.
- Учитель-методист — в его обязанности входит разработка новых педагогических технологий, учебных пособий и методичек. Также методист выступает экспертом на семинарах и мастер-классах. Требования:
- стаж преподавания более пяти лет;
- первая или высшая квалификационная категория;
- есть диплом о дополнительном образовании по направлению «Методист», полученный не позднее чем за три года до подачи заявления на аттестацию в качестве учителя-методиста.
- Учитель-наставник — высший уровень квалификации. Наставник консультирует молодых педагогов и студентов, отвечает за работу с педагогическим составов школы. Требования:
- стаж преподавания более семи лет;
- высшая квалификационная категория;
- есть диплом о соответствующем дополнительном образовании, полученный не позднее чем за три года до подачи заявления на аттестацию в качестве учителя-наставника.
Какие есть виды аттестации педагога
Аттестация педагогических кадров может быть добровольной и обязательной.
Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения.
Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после
3 лет работы учителем.
Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.
Каковы этапы аттестации педагогических работников
Алгоритм аттестации закреплен в Приказе № 276 . Условно можно выделить три этапа: формирование комиссии, проведение аттестации и объявление результатов.
Подготовка к аттестации — формирование комиссии. Для начала школа должна создать аттестационную комиссию. Если есть профсоюз, его представитель обязательно должен в нее войти.
Чтобы начать аттестацию, учреждение издает документы:
- Распорядительный акт, где указаны сотрудники, которые обязаны пройти аттестацию, и ее график. Документ включает список работников для обязательной проверки, а также ее график. Педагоги должны ознакомиться с актом не позднее чем за 30 дней до проведения их аттестации.
- Представление на каждого педагога. Это основной документ комиссии, в нем должна быть полная информация: Ф.И.О., должность, основное и дополнительное образование, итоги предыдущих аттестаций и пр.
Сотрудник должен ознакомиться с этими документами не позднее чем за 30 календарных дней до дня аттестации. После учитель может внести в представление дополнительную информацию, которой не было, например информацию о сертификатах об обучении.
Аттестация — заседание комиссии. В заседании должен участвовать и сам учитель. Если он не придет без уважительной причины, комиссия разбирается без него. При таком сценарии ситуация вряд ли сложится в пользу аттестующегося. Если же уважительная причина есть, заседание перенесут.
Объявление результатов. Члены комиссии с помощью голосования решают, соответствует ли педагог занимаемой должности. Результаты заносят в протокол, знакомят со своим вердиктом педагога.
Как подать заявление на аттестацию
Для обязательной аттестации заявление со стороны работника не нужно. Оно актуально только для определения квалификационной категории по желанию самого педагога.
В законах не прописаны жесткие требования к заявлению. Главное — указать квалификационную категорию и должность, по которым учитель желает пройти аттестацию.
Заявление можно лично отнести в комиссию, воспользоваться любой почтовой компанией или отправить по электронной почте. Еще один вариант — использовать информационную систему «Аттестация» , которая включает специальный модуль для работы с заявлениями.
По правилам у комиссии есть 30 дней, чтобы рассмотреть заявление и определить срок проведения аттестации.
Как проходит аттестационное испытание
Материалы ЕФОМ едины для всех образовательных учреждений России и включают три блока:
- письменная работа по дисциплине учителя;
- видеоурок;
- разбор кейса.
Письменная работа по дисциплине учителя
Включает в себя задачи по предмету, вопросы по планированию и построению учебного процесса. Блок должен проверить методические и предметные компетенции педагога. Например, учителя математики могут попросить решить уравнение, а по истории спросить ключевые даты Отечественной войны 1812 года.
В 2020 году ЕФОМ тестировался в 45 регионах. Учителя, участвовавшие в эксперименте, писали, что на выполнение письменной работы давали два часа.
Видеоурок
Согласно требованию ЕФОМ комиссия должна оценить работу учителя «в поле». Для этого педагог представляет запись реального урока и несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками. Это нужно для оценки коммуникативных и психолого-педагогических компетенций.
Качество самой съемки не оценивается. Достаточно снять урок на телефон. Продолжительность видео — 15–30 минут.
Разбор кейса
Задания выполняются на компьютере, каждый педагог получает индивидуальный кейс. Это сделано, чтобы поддержать единство стандарта по всей стране. В пробных заданиях на официальном сайте ЕФОМ педагогам было предложено порассуждать, как работать с классом, в котором происходит травля ученика. Естественно, задания будут отличаться, но пока неизвестно, какие темы они затронут.
Каковы критерии аттестации учителей в 2022 году
Новая система пока проходит апробацию, узнать о ней можно на специальном сайте . Если итоги будут оценены как успешные, ждать изменений можно в 2022/2023 учебном году. Что включает обновленная система?
Результативность определяется в баллах. Максимальное число — 100. Для разных уровней проходные баллы отличаются. Выпускникам педагогического вуза достаточно набрать 60 баллов, а обязательная аттестация потребует не менее 70.
Баллы формируются из двух основных блоков: ЕФОМ — до 60 баллов и представление работодателя — до 40 баллов.
ЕФОМ разобрали в предыдущем разделе, теперь детализируем правила внутри представления.
- До 20 баллов — положительные результаты учащихся за последние пять лет. Здесь важнее динамика, даже незначительная.
- До 15 баллов — индивидуальные достижения учителя, включая мнения выпускников. Сбор отзывов проходит с помощью опросных листов на сайте школы.
- До 5 баллов — оценка профессиональных качеств педагога с учетом условий его работы, например, технического оснащения класса. Работу учителей проверяют эксперты — самые опытные педагоги, прошедшую специальную подготовку Рособрнадзора.
Каковы сроки проведения аттестации педагогов
Как правило, аттестация проходит в период с 15 августа по 15 мая. Для каждого учителя устанавливаются индивидуальные сроки.
Педагога уведомят о конкретном времени и месте проведения аттестации по электронной почте или в личном кабинете информационной системы «Аттестация» . Также образовательные учреждения часто публикуют графики на официальных сайтах. В любом случае учитель не останется в неведении.
Что делать, если педагог отказывается проходить обязательную аттестацию
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину. Прохождение обязательной аттестации входит в перечень обязанностей, значит, отказ влечет за собой санкции: работника могут перевести на другую должность или уволить.
Также порядок аттестации не предусматривает оснований для отказа в приеме заявления. Главное — соблюдение сроков и условий для сдачи.