Получатели бюджетных средств кто к ним относится
БК РФ Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе
(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007))
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:
бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;
бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами;
профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;
бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;
сводная бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с настоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;
бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с настоящим Кодексом в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета);
бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;
бюджетный кредит — денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах;
целевой иностранный кредит — форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора;
нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций;
государственный (муниципальный) долг — обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
государственный (муниципальный) внутренний долг — долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
государственный (муниципальный) внешний долг — долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в иностранной валюте;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
публичные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);
публичные нормативные обязательства — публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения;
межбюджетные отношения — взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса;
межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;
дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
бюджетные полномочия — установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием, — утвержденный органом местного самоуправления городского, сельского поселения, внутригородского района, муниципального района (в отношении населенного пункта, другой территории, расположенных на межселенной территории), муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией городского, сельского поселения, внутригородского района, муниципального района (в отношении населенного пункта, другой территории, расположенных на межселенной территории), муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя осуществлять в данном населенном пункте, на другой территории, входящих в состав территории городского, сельского поселения, внутригородского района, муниципального района (в отношении населенного пункта, другой территории, расположенных на межселенной территории), муниципального округа, городского округа, внутригородского муниципального образования города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, отдельные функции местной администрации;
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
абзац утратил силу с 1 января 2021 года. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
казначейский счет — счет, открытый в Федеральном казначействе отдельному участнику системы казначейских платежей для осуществления и отражения в системе казначейских платежей операций участника системы казначейских платежей с денежными средствами;
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
единый казначейский счет — банковский счет (совокупность банковских счетов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации в валюте Российской Федерации (в кредитных организациях — в иностранной валюте) для совершения переводов денежных средств в целях обеспечения осуществления и отражения операций на казначейских счетах, за исключением казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния;
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
единый счет бюджета — казначейский счет (совокупность казначейских счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) в Федеральном казначействе отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для осуществления и отражения операций с денежными средствами по поступлениям в бюджет и перечислениям из бюджета;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
казначейское обслуживание — проведение Федеральным казначейством в системе казначейских платежей операций участников системы казначейских платежей с денежными средствами с их отражением на соответствующих казначейских счетах;
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей — деятельность Федерального казначейства по своевременному предупреждению и предотвращению финансовых нарушений участников системы казначейских платежей;
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 244-ФЗ)
участник казначейского сопровождения — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо — производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, определенные в соответствии со статьями 242.25 и 242.26 настоящего Кодекса, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств;
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 244-ФЗ)
казначейское сопровождение — проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения;
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 244-ФЗ)
государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами;
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
государственное (муниципальное) задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества;
налоговые расходы публично-правового образования — выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам;
(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 494-ФЗ)
финансовые органы — Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований);
главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;
распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
получатель средств из бюджета — юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо — производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с настоящим Кодексом;
(абзац введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 244-ФЗ)
бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения;
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ведомственная структура расходов бюджета — распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов;
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
администратор доходов бюджета — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
главный администратор доходов бюджета — определенный в соответствии с настоящим Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета;
главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) — определенный в соответствии с настоящим Кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) — вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром;
обоснование бюджетных ассигнований — документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
текущий финансовый год — год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
очередной финансовый год — год, следующий за текущим финансовым годом;
плановый период — два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;
отчетный финансовый год — год, предшествующий текущему финансовому году;
временный кассовый разрыв — прогнозируемая в определенный период текущего финансового года недостаточность на едином казначейском счете или на едином счете бюджета денежных средств, необходимых для осуществления перечислений из бюджета;
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
долговая устойчивость — состояние, структура и сумма задолженности, позволяющие заемщику в полном объеме выполнять обязательства по погашению и обслуживанию этой задолженности, исключающие нанесение ущерба социально-экономическому развитию и необходимость ее списания и (или) реструктуризации;
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
денежные обязательства перед публично-правовым образованием — обязанность должника уплатить публично-правовому образованию денежные средства по гражданско-правовой сделке (в том числе обеспечивающей исполнение обязательств) и (или) иному основанию, установленному гражданским или бюджетным законодательством, возникшая в связи с предоставлением публично-правовым образованием на возвратной и возмездной (возвратной) основе денежных средств (в том числе в связи с привлечением целевых иностранных кредитов) или в связи с предоставлением и (или) исполнением государственной (муниципальной) гарантии (включая обязанность по уплате процентов, неустойки (пеней, штрафов), иных платежей, установленных законом и (или) договором, вследствие неосновательного обогащения, причинения убытков, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, уступки или перехода по иным основаниям прав требования, предъявления регрессных требований);
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
временно свободные средства — остаток денежных средств, образовавшийся на едином казначейском счете или на едином счете бюджета вследствие разницы в сроках и объемах поступлений (зачислений) на счет и переводов (перечислений) со счета.
Получатели бюджетных средств — кто это, как оформляются документы?
Как производится бюджетная отчетность, кто является получателями бюджетных средств (БС)? В статье разберемся с этими и другими нюансами.
Получатели бюджетных средств
Бюджетная отчетность – определение
Бюджетная отечность – широкая база данных, создаваемая благодаря использованию сведений о бюджетном учете. Данная база показывает бюджетное и финансовое состояние дел фирмы.
Важно! Имеется руководство, контролирующее правила предоставления отчетности за месяц, год и квартал.
Получатели бюджетных средств
Примечание первое
Руководство относительно правил оформления и предоставления отчетности по бюджету регулируется приказом Министерства финансов России от 28 декабря 10-го года номер 191н.
Имеются такие субъекты отчетности по бюджету:
- объекты, ответственные за исполнение бюджетов. Сюда причисляются органы публично-правовых образований;
- казначейства;
- получатели и пользователи бюджетных средств.
Бюджетная отчетность должна оформляться по руководству
Главная задача отчетов по бюджету – изучение и дача оценки доходам и убыткам казенного учреждения.
Важно! Основной показатель данного рода отчета – сведения, из которых выделяются перемены в финансовых показателях за конкретный период отчета.
Примечание второе
Любые сведения в отчетности о бюджете отграничиваются друг от друга по разновидностям деятельности:
- деятельность, от которой была получена прибыль;
- бюджетная деятельность;
- деятельность, для которой использовали деньги со временного распоряжения.
Отметим, что нужно помнить о справке по заключению счетов бюджетного учета финансового года. Данный документ должен содержать суммы денег до и после закрытия на 1 января.
Счета бюджетного учета
Окончательные отчеты по бюджету следует направлять главному распорядителю бюджетных денег на бумажном или электронном носителе. Документы такого рода необходимо закреплять подписью бухгалтера и начальника фирмы.
Важно! Временные рамки, в течение которых нужно направить эту официальную бумагу, должны быть обговорены своевременно.
Примечание третье
Прежде чем оформлять отчеты по бюджету за год, все активы и обязательства требуется подвергнуть инвентаризации.
Получатели бюджетных средств
Получатели БС – бюджетная организация либо иное заведение, имеющее право на получение денег из бюджета страны на почве сводной бюджетной росписи на конкретный год.
Получатели средств федерального бюджета вправе получать и пользоваться средствами бюджета в заданных объемах при учете сокращения или индексации. Помимо этого, получатели данных средств должны результативно пользоваться предоставленными деньгами, использование должно иметь какую-либо определенную цель. Получатель бюджетных денег должен полностью вернуть предоставленную ему сумму, если перед предоставлением это было обговорено.
Важно! Также ему необходимо вовремя оформлять и отправлять требуемую отчетность, дающую данные о применении данных денег.
Формы годовой отчетности
Баланс главного распорядителя
Давайте вначале разберемся – что такое баланс в широком смысле слова.
Определение
Баланс – количественное соотношение двух аналогичных элементов, показывающее приход и расход аналогичного объема денежных средств или товара. В своей основе баланс имеет закон сохранения – «сколько пришло – столько и уйдет» и наоборот.
Важно! Помимо этого, под балансом понимают официальную бумагу, показывающую сведения относительно балансового отчета субъекта хозяйствования.
Под балансом понимают официальный документ, который показывает сведения относительно балансового учета
Баланс бухгалтерского плана – документ бюджетного отчета, который позволяет просмотреть подробные сведения относительно финансового и хозяйственного состояния дел казенного предприятия за конкретный период отчета.
Баланс бухгалтерского плана делится на:
- балансовые активы – размещение и состав финансовых и нефинансовых активов;
- балансовые пассивы – обязательства и результат финансового характера.
Обратите внимание! Актив баланса в сумме аналогичен пассиву баланса бухгалтерского плана.
Несомненно, мы должны разобраться и с тем, что означает понятие «баланс главного распорядителя».
Баланс делится на активы и пассивы
Баланс главного распорядителя – главная разновидность отчетности, благодаря которой получается дать оценку динамике отчетности финансовых и нефинансовых активов, долгов, изучить полноценные сведения относительно цены активов. Помимо этого, эта официальная бумага помогает проанализировать финансовый итог деятельности фирмы.
Бывает и отчет об исполнении бюджета главного распорядителя. Названный документ оформляется фирмами с применением кассового метода учета операций. Закрепление данной официальной бумаги происходит со стороны организации, выполняющей кассовое обслуживание бюджетного исполнения. Отчет о выполнении бюджета дает понятие о сведениях относительно исполнения бюджета в разрезе кодов классификации бюджета по прибыли и убыткам.
Важно! Исполнение доходной и расчетной доли отчета относительно выполнения детализируется посредством банковских счетов, некассовых операций, органов Казначейства России.
Баланс главного распорядителя – разновидность отчетности, позволяющая дать оценку динамике активов, пассивов и проч.
Полномочия получателя
Получатель БС – учреждение или иное заведение, уполномоченное законным образом на предоставление ему бюджетных денег на основании бюджетной росписи на конкретный год.
Получатели БС могут:
- вовремя получать и пользоваться деньгами бюджета на основании подтвержденной бюджетной росписи, в объеме которой берут во внимание сокращения и индексации;
- быть вовремя осведомленным о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств по бюджету;
- получать компенсацию в объеме недостаточного финансирования.
Получатели денег из бюджета должны:
- вовремя предоставлять бюджетные заявки либо прочую документацию, утверждающую право на предоставление данных денег;
- результативно применять средства бюджета на основании предполагаемой цели применения;
- вовремя и в полной мере отдавать средства, выделенные из бюджета, если на то была договоренность;
- вовремя и целиком платить за использование средств бюджета, полученных на возмездных основаниях;
- вовремя оформлять и отправлять отчет и прочие данные относительно применения средств бюджета.
У получателей бюджетных средств есть определенные обязанности
Минфин нашей страны отвечает за:
- соответствие бюджетной росписи подтвержденному бюджету;
- своевременность оформления росписи бюджетного плана;
- следование порядку выдачи бюджетных кредитов, госгарантий и инвестиций в бюджет.
Министр финансов лично отвечает за соответствие бюджетной росписи закрепленному бюджету; оформление бюджетной росписи в заданные временные рамки; введение режима уменьшения расходов бюджетных средств, если имеется информация относительно отсутствия возможности исполнения фед. бюджета.
Министерство финансов РФ отвечает за соответствие бюджетной росписи подтвержденному бюджету
За что отвечает федеральное казначейство?
- За достоверность и общее выполнение операций и учета кассовых поступлений, выплат, оформления отчетности относительно кассовых поступлений в бюджеты, о выплатах из бюджетных денег.
- За оформление и отправку отчетности о кассовых поступлениях в бюджеты в заданные временные рамки, также о выплатах из средств бюджета.
- За своевременное предоставление полученных от Минфина России лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям денег, выделенных из федерального бюджета.
- За своевременное предоставление главным распорядителем выделенных из федеральных денег средств лимитов по бюджетным обязательствам до пребывающих в его юрисдикции распорядителей и получателей этих денег.
- Осуществление расходов с единого счета бюджета в рамках закрепленных лимитов обязательств по бюджету.
- Произведение отслеживания за следование бюджетным законам, действующим в нашей стране, со стороны главных распределителей, распорядителей и получателей денег из фед. бюджета в рамках собственной компетенции.
Федеральное казначейство отвечает за предоставление лимитов бюджетных обязательств, осуществление расходов со счета федерального бюджета и проч.
Важно! Ответственность налагается и в формах, регулируемых законами, действующими в нашей стране.
Что касается предсказаний относительно социально-экономического развития территории, они происходят на основании сведений о социально-экономическом развитии территории за последний период отчета, предсказаний относительно социально-экономического развития территории до окончания базового года и перспектив развития экономики и социальной сферы на грядущий финансовый год и предшествуют оформлению проекта на бюджет.
Некоторые нюансы предоставления денег из бюджета при бюджетном финансировании получателям этих денег в призме осуществления государственных закупок
Когда происходят государственные закупки, нужно брать во внимание и законодательные нормы относительно данного рода закупок, и правила, актуальные для бюджетного законодательства.
Конкретнее, если мы говорим о такой части систем бюджета, как бюджет республики, то в части его выполнения допустимо отграничивать конкретный порядок действий от имени уполномоченных госорганов и должностных лиц с целью предоставления необходимого финансирования и требуемого выполнения обязательств по бюджету, включая и проведение процедур госзакупок и дальнейшее оформление договора на данного рода закупку.
- Принятие закона относительно бюджета республики на грядущий финансовый год. На основании общих критериев принятие данного закона на грядущий финансовый год происходит не позже, чем 1 декабря года, который был перед следующим финансовым годом.
Государством должен приниматься закон относительно бюджета на будущий год
Уполномоченные госорганы и (или) должностные лица должны распределить целевые средства из бюджета, утвердить и проверить выполнение обязательств и проч.
Важно! Осуществление платежей со стороны территориального казначейства происходит исключительно если обязательства получателя бюджетных денег на поставку товаров официально зарегистрированы, то же самое относится к исполнению работ, предоставлению услуг в рамках регламентированных бюджетных ассигнований в этом финансовом году.
Чтобы зарегистрировать обязательства, получатель денег из бюджета должен предоставить в местное казначейство документацию, утверждающую полученные обязательства, а еще коррективы и дополнения к ним в течение десяти дней с момента принятия.
Задача получателю бюджетных средств | Что необходимо направить в орган государственного казначейства |
---|---|
Выполнить вычисления по принятым обязательствам по бюджету | договор о покупке товаров (работ или услуг) (договор), на которые пойдут деньги из бюджета целиком или частично, а также документация, являющаяся его обязательным компонентом. Если стороны оформляли дополнительное соглашение к договору, его следует предоставить получателю средств из бюджета в казначейские органы в течение пяти рабочих дней с момента заключения, однако не позже, чем наступит время выполнения обязательств по договору, который ранее был принят казначейским органом; |
официальные бумаги, утверждающие факт поставки товара, исполнение работ, предоставление услуг. | |
заявку о перечислении необходимой суммы денег; |
Чтобы выполнить вычисления по принятым обязательствам по бюджету, нужно предоставить определенные документы
Выплата расходов со счетов государственного казначейского органа происходит по обязательствам получателей денег из бюджета, при этом необходимо брать во внимание:
- источники финансирования;
- условия доставки и передачи товаров, письменного уведомления поставщика относительно готовности необходимого товара к передаче;
- общую сумму денег с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год в рублях. Если закупаются иностранные товары, работы или услуги, сумму можно проставлять в соответствующей валюте или в сумме, которая получается при переводе из этой валюты.
Принятие к регистрации обязательств по бюджету получателей данных денежных средств происходит благодаря государственному казначейскому органу при предоставлении названной выше документации, если получатель БС имеет остатки бюджетных ассигнований по кодам экономической классификации расходов.
Обязательства, не выказанные в этом году бюджетными ассигнованиями, местным органов казначейства не рассматриваются. Заявки на компенсацию обязательств, которые не были зарегистрированы в казначейском органе, не должны быть исполнены.
Выплата расходов со счетов государственного казначейского органа происходит по обязательствам получателей денег из бюджета
Важно! Принятие обязательств, не предусматривающих обеспечение бюджетными ассигнованиями, если не имеется других источников финансирования подобных обязательств, равняется использованию бюджетных средств с нарушением законов, распространяющихся на бюджет.
Осуществление платежей (трата средств бюджета)
Осуществление платежей территориальным казначейством происходит, исключительно если обязательства получателя бюджетных средств на поставку товаров, выполнение работы, предоставление услуг были зарегистрированы в рамках назначенных ему бюджетных ассигнований в этом финансовом году.
Указанные правила должны браться во внимание при произведении государственных закупок по той причине, что данного рода закупка предполагает покупку товаров, работ или услуг целиком либо частично за деньги, выделенные из бюджета и / или деньги государственных внебюджетных фондов получателями данных денежных средств. Следовательно, условия финансирования и следование регламентированным правилам и оснований для его произведения оказывают воздействие на вероятность составления договора на государственную закупку как причину для появления обязательств получателя средств из бюджета на предоставление товаров, исполнение работ, предоставление услуг в рамках предназначенных ему ассигнований из бюджета на этот финансовый год.
Важно! Как правило, объемы последних должны браться во внимание при выставлении планов на гос. закупки.
Трата бюджетных средств происходит, если обязательства, выполнение работы и проч. были зарегистрированы
Оформление договора на данного рода закупки в законно заявленные сроки, и сроки, предусмотренные приложением первым к Протоколу о порядке регулирования закупок, закрепленному Договором о Евразийском экономическом союзе, выступает в качестве основы для появления обязательств относительно предоставления товаров, исполнения работ, осуществления услуг.
Подобное обстоятельство выступает в качестве почвы для регистрации обязательств предоставления бюджетных средств для утверждения имеющихся у него бюджетных ассигнований. Обязательства, не предусмотренные на этот финансовый год данными ассигнованиями, местным казначейством не рассматриваются и не прописываются.
Важно! Впоследствии происходят вычисления по принятым обязательствам по бюджету, для этого необходимо исполнение получателем денежных средств некоторых требований и условий во время обращения в государственный казначейский орган.
Нужно брать во внимание и то, что если получатель учитывает требования относительно утверждения бюджетных ассигнований при существовании бюджетной сметы покупки товаров, работ или услуг, все это вполне может быть куплено за собственные средства получателя, когда на это не выделялись средства из бюджета. В такой ситуации чтобы компенсировать затраченные деньги (при следовании процедурам, необходимым для произведения закупок), могут быть использованы деньги из бюджета. Это не будет расцениваться как игнорирование законов по бюджету и не понимается как применение денег из бюджета не по целевому назначению.
Деньги из бюджета могут быть использованы для компенсации затрат
Нецелевое пользование деньгами из бюджета: что будет?
На основании статьи 15.14 КоАП России нецелевое применение денег из бюджета, проявившееся в отправке бюджетных денег и оплате денежных обязательств в целях, не подходящих целиком либо в какой-то мере под цели, регламентированные законодательством либо вердикту относительно бюджета, свободной бюджетной росписи, бюджетной росписи, бюджетной сметы, договора (соглашения) или другой документации, выступающей в качестве правовой почвы для отправления названных денег, или в отправлении денежных средств, предоставленных из бюджета бюджетной системы России на цели, не являющиеся теми, что были указаны в договоре или соглашении, или другой официальной бумаге, выступающей в роли правовой основы для выделения этих денег, если данное деяние не имеет в составе уголовно наказуемого действия, провоцирует взыскание с должностных лиц административного штрафа суммой от 20 до 50 тысяч рублей либо исключение длительностью от года до трех.
Важно! Что касается юридических лиц, здесь наказание от 5 до 25% от суммы денег, предоставленных из бюджета нашей страны, но примененных не по предписанной в договоре цели.
Отметим, что раньше названная статья не регламентировала ответственность за применение денег из бюджета получателями на цели, не попадающие под условия предоставления, контролируемые закрепленным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, доходной или расходной сметой и прочей документацией, служащей в качества почвы для предоставления денег из бюджета, когда данное деяние не имеет в составе действий, наказываемых уголовно.
Статья 15.14 КоАП РФ
На основании части первой статьи 78 БК России в бюджетах системы нашей страны для учреждений бюджетного плана имеются субсидии на финансовое обеспечение исполнения ими государственного или муниципального задания, подсчитанные при учете нормативных трат на предоставление ими государственных или муниципальных услуг физическим или юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственной или муниципальной собственности.
Помимо этого, из бюджета бюджетной системы нашей страны учреждения вправе быть обеспечены субсидиями на иные назначения.
Важно! Правила выделения регламентируются Правительством страны, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта страны, местной администрацией или ответственными органами государственной власти, органами местного самоуправления.
К примеру, субсидии на другие назначения из средств федерального бюджета (в качестве исключения выступают субсидии, призванные осуществить капитальные вклады) выдаются заведениям по правилам, выставленным по согласию с Министерством финансов органами, производящими функции и полномочия учредителя. Данные правила, если говорить конкретно, должны предусматривать положения относительно целевого назначения, условий, объемах, сроках и порядке выдачи субсидии.
Правила выдачи субсидий регламентируются Правительством
Следовательно, оформляемое между бюджетным учреждением и учредителем соглашение выступает в роли официальной бумаги, рассматриваемой как правовая причина для выделения определенной суммы денег из бюджета России.
Помимо сказанного, финансовые действия бюджетных заведений производятся на основе закрепленного плана финансово-хозяйственной деятельности.
Важно! Критерии относительно данного плана регламентированы Приказом Министерства финансов России от 28 июля 10-го года номер 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
На основании всего сказанного критерии составления ПФХД предполагают наличие данных разделов.
- «Сведения о деятельности государственного (муниципального) учреждения (в том числе цели и виды деятельности, перечень услуг (работ), осуществляемых на платной основе)».
- «Показатели финансового состояния государственного (муниципального) учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана)».
- «Показатели по поступлениям и выплатам государственного (муниципального) учреждения (плановые)».
- «Мероприятия стратегического развития государственного (муниципального) учреждения (планируемые)».
Финансовые действия организация производятся на основе закрепленного плана деятельности
Кроме административного наказания, за применение средств в отклонении от договора может наступить и уголовная ответственность. Например, на почве части первой статьи 285.1. Уголовного кодекса трата бюджетных денег должностным лицом получателя на цели, не прописанные в утвержденных бюджетах, бюджетных росписях и другой документации, имеющей законную силу для предоставления определенной денежной суммы из бюджета, произведенная в крупном размере, карается штрафом объемом от 100 до 300 тысяч рублей или в объеме зарплаты или другой прибыли преступника за временной отрезок от года до двух или принудительными работами сроком до двух лет с отниманием права на занятие конкретных должностей или возможности реализовывать какую-либо деятельность сроком до трех лет или без этого, или арестом сроком до полугода, или лишением свободы сроком до двух лет с отниманием права на занимание конкретных должностей или возможности реализовывать какую-либо деятельность сроком до трех лет или без этого.
Нецелевое использование бюджетных средств строго наказывается
Важно! Под крупным размером понимают сумму, выделенную из бюджета в размере полутора миллиона рублей и более, а особо крупным – от 7,5 миллионов рублей.
Отметим, что если аналогичное преступление было осуществлено группой лиц по предварительной договоренности либо в особо крупном размере, будет наложен штраф суммой от 200 тысяч рублей или суммой заработной платы или другой прибыли преступника за временной отрезок от года до трех, другой вариант – принудительные работы сроком до пяти лет с отниманием права на занимание конкретных должностей или реализации какой-либо деятельности сроком до трех лет или без этого, или лишение свободы сроком до пяти лет с изыманием возможности занятия конкретных должностей или возможности реализации какой-либо деятельности сроком до трех лет или без этого.+
Санкционирование Казначейством операций со средствами участников казначейского сопровождения с 2022 года
Казначейство санкционирует операции по всем контрактам с казначейским сопровождением. Порядок санкционирования и проведения оплаты по государственным контрактам строго регламентирован. Без дополнительного подтверждения от ТОФК поставщик не получит деньги от заказчика.
Скачать Приказ Минфина 214н от 17.12.2021 о порядке санкционирования операций |
Скачать Приказ Минфина 40н от 21.03.2022 о формировании КБК |
Скачать бланк сведений об операциях с целевыми средствами на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов |
Скачать инструкцию по работе в электронном бюджете в 2022 году |
Зачем Казначейство санкционирует расходы
Для госконтрактов с целевыми деньгами обязательно казначейское сопровождение — дополнительная проверка исполнения контрактных обязательств со стороны контролеров из Казначейства. По правилам санкционирование расходов — это процедура дополнительной проверки всех операций в рамках исполнения госконтракта. Прежде чем отправить оплату по государственному или муниципальному контракту с казначейским сопровождением, специалисты территориальных отделов Федерального казначейства (ТОФК) проводят всесторонний контроль условий соглашения, соответствия исполнительных документов положениям госконтракта, фактических показателей поставки заданным характеристикам.
Минфин разработал порядок санкционирования и утвердил его в Приказе № 214н от 17.12.2021. Правила контроля над выплатой денежных обязательств действуют с 1 января 2022 года. Они касаются и тех, кто перечисляет деньги (получатели средств бюджета, заказчики), и тех, кто получает платеж (участники казначейского сопровождения, поставщики). А вот п. 19 приказа № 214н об информационном взаимодействии всех участников КС вступит в силу только с 1 января 2023 года.
Как подтверждают расходные операции
По сути, санкционирование оплаты денежных обязательств — это проверка документов по исполнению контрактов со стороны ТОФК. Если заключенный госконтракт, договор о субсидировании или бюджетных инвестициях подлежит казначейскому сопровождению, то оплата по нему проводится с обязательным санкционированием расходов (ст. 80 БК РФ).
Еще перед началом расходных процедур участник казначейского сопровождения подает сведения об операциях с целевыми средствами на текущий год и двухлетний плановый период. Их код по ОКУД — 0501213, а форма этих сведений приведена в приложении 1 к приказу 214н от 17.12.2021.
В сведениях необходимо указать:
- наименование участника казначейского сопровождения;
- наименование бюджета;
- название заказчика;
- документ, который обосновывает обязательство, срок его действия и сумму на очередной год и плановый период;
- аналитический код поступлений и выплат;
- остаток, который разрешен к использованию, и другие показатели.
Чтобы заполнить сведения, понадобится код источника поступлений денег и код направления расходования целевых средств: источники финансирования закреплены в приложении № 2 к приказу № 214н, направления расходов — в приложении № 3.
Источников поступления целевых средств — 72. Среди них:
- 7100 — субсидии юрлицам (кроме субсидий бюджетных и автономных учреждений);
- 7200 — бюджетные инвестиции юрлицам;
- 7300 — авансы по госконтрактам, которые заключили на сумму от 100 000 рублей;
- 7400 — средства по госконтрактам, которые заключили по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ на сумму от 600,00 тысячи рублей;
- 7500 — субсидиарные гранты федеральным бюджетным и автономным учреждениям на приобретение товаров, работ, услуг.
Минфин предусмотрел 20 направлений расходования целевых средств. К ним относятся:
- выплаты сотрудникам;
- закупка работ и услуг (кроме закупок по капитальным вложениям);
- капитальные вложения;
- взносы в уставной (складочный) капитал;
- налоги и сборы.
Для подтверждения расходов вместе с исполнительными документами направьте в территориальный отдел одно из финансовых поручений:
- распоряжение на оплату;
- форму КФД 0531802 — заявку на получение наличных;
- форму КФД 0531243 — заявку на получение денег на карту.
Заявки подпишите усиленной квалифицированной электронной подписью. А информацию по целевым средствам для ТОФК формируют и передают в ГИИС «Электронный бюджет».
Инструкция, как Казначейство санкционирует расходы:
- Участник готовит информацию об операциях с целевыми средствами из бюджета (сведения из приложения № 1). Сведения надо согласовать с заказчиком, а затем отправить в ТОФК.
- Заказчик изучает сведения, которые направил ему исполнитель. На это отводится 10 дней после поступления информации от контрагента. Информация действительна на весь срок действия госконтракта. Если заказчик не согласен, то он отправляет участнику уведомление об отказе в утверждении сведений (приложение № 4 к приказу № 214н).
- Исполнитель вносит необходимые коррективы и пересылает исправленные сведения заказчику. Он утверждает информацию в течение 10 дней. Если в сведениях опять выявлены нарушения, то заказчик повторно отправляет уведомление об отказе, а исполнитель снова дорабатывает документ.
- После получения разрешения на утверждение участнику казначейского сопровождения сведений об операциях с целевыми средствами он отправляет в ТОФК документы для санкционирования. Если участник субсидируется или получает бюджетные инвестиции за счет неиспользованных остатков на начало текущего года и получатель средств принял решение об использовании остатков для достижения конкретных целей, то для санкционирования обязательно понадобятся сведения, которые утвердил получатель бюджетных средств.
- Специалист территориального отдела Казначейства проверяет сведения от участника казначейского сопровождения. Срок проверки — один рабочий день. Его отсчитывают после дня подачи сведений в ТОФК. В Казначействе обязательно проверяют, чтобы разрешенный остаток не превышал остаток целевых средств. Проверку ведут по текущему состоянию лицевого счета участника КС.
Если документальная проверка прошла успешно, то ТОФК покажет суммы из сведений об операциях с ЦС на лицевом счете участника казначейского сопровождения. Если же специалист Казначейства обнаружит ошибку, то он вернет сведения с требованиями корректировок.
Какие меры реагирования применяют
Вместе с правилами санкционирования расходов Минфин установил меры реагирования по результатам проведения мониторинга бюджетных платежей (ст. 242.13-1 БК РФ). Такие меры применяются к тем участникам казначейского сопровождения, которые являются получателями целевых средств федеральных и местных бюджетов.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работать с казначейским обеспечением обязательств без ошибок и нарушений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Кроме того, меры реагирования применяют к:
- заказчикам, которые получают бюджетные средства и которым довели лимиты бюджетных обязательств на субсидирование и бюджетное инвестирование;
- региональным участникам казначейского сопровождения, если они проводят операции на сумму свыше 600 тысяч рублей.
Если у участника КС есть обособленные подразделения и они участвуют в целевом финансировании, то к ним тоже применяются меры реагирования при бюджетном мониторинге. Казначеи не проверяют поставщиков на предмет оснований для запрета операций на лицевом счете.
Проверка длится всего один рабочий день. Участники казначейского сопровождения предоставляют в ТОФК распоряжение и все требуемые сопроводительные документы. При успешной проверке Казначейство санкционирует расходы, при выявленных ошибках ТОФК запрещает или отказывает в проведении операций на лицевом счете, направляя заказчику специальное уведомление (приложение № 7 к приказу № 214н).
Участник КС устраняет нарушения, исправляет документы и передает их ТОФК. Казначеи проверяют полученные файлы максимум за два рабочих дня. После успешной проверки специалист ТОФК отменит меры реагирования. Заказчик получит об этом отдельное уведомление.
В момент проведения расходных операций на лицевом счете Казначейство проверяет участника на наличие признаков финансовых нарушений. Проверяют и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, и физических лиц из числа производителей товаров, работ и услуг, которые получают деньги от участников казначейского сопровождения. Если казначеи обнаружат нарушения, то они приостановят операции на лицевом счете и в течение следующего рабочего дня уведомят заказчика (приложение № 8 к Приказу № 214н).
Заказчик, участник казначейского сопровождения и контролирующие финансовые органы получат предупреждение о финансовых нарушениях (приложение № 9 к приказу № 214н). Казначеи отправят информацию в тот день, когда закончат проверку.
Заказчик изучает уведомление о приостановлении операций и отправляет в территориальное Казначейство информацию об обоснованности/необоснованности таких действий (приложение № 10 к приказу № 214н). Если приостановление необоснованно и стороны предоставят все необходимые подтверждающие документы, то в Казначействе снимут ограничения и возобновят операции на лицевом счете.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Важные поправки в законодательстве для учреждений
Комментируемым Федеральным законом от 27.11.2017 № 347-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Федеральный закон № 347-ФЗ) внесен ряд поправок в Федеральный закон № 83-ФЗ.
Ограничения по размеру авансовых платежей.
Напомним, что одним из обязательных условий государственного контракта являются сведения о порядке и сроках оплаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе). Размеры авансовых платежей получателей средств федерального бюджета ежегодно устанавливаются Правительством РФ. Так, на 2017 год размеры авансовых платежей определены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Постановление № 1551).
Следует отметить, что в силу ст. 6 БК РФ получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не прописано в БК РФ.
Установленная форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений путем предоставления субсидий в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ отличается от способа финансового обеспечения деятельности получателей бюджетных средств. Статьей 162 БК РФ установлены бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в том числе по составлению и исполнению бюджетной сметы, принятию и исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.
С учетом того, что бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств, к нему не могут применяться нормы, установленные БК РФ для получателей бюджетных средств. Исключение из данного правила – случаи возложения на учреждение полномочий получателя бюджетных средств. Следовательно, оно не должно применять положения Постановления № 1551, касающиеся размера авансовых платежей.
Вместе с тем п. 43 Постановления № 1551 предписывает учредителям бюджетных учреждений обеспечить включение указанными учреждениями при заключении ими договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем предельных размеров авансовых платежей, установленных для получателей бюджетных средств. То есть фактически указанная норма распространяет предельные размеры авансовых платежей, установленные в Постановлении № 1551, и на бюджетные учреждения. При этом такие требования не распространяются на случаи заключения федеральными бюджетными учреждениями договоров на закупку товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за счет средств от приносящей доход деятельности (Письмо Минэкономразвития РФ от 20.03.2017 № ОГ-Д28-3105).
В целях повышения эффективности использования средств бюджетными учреждениями Федеральным законом № 347-ФЗ в ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ вносятся дополнения, предусматривающие, что бюджетные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, обязаны соблюдать требования, определенные нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Таким образом, соблюдение ограничений по размеру авансовых платежей теперь закреплено и в ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ.
Отметим, что ч. 16 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ дополнена нормой, в силу которой расходы бюджетных учреждений, произведенные за счет средств субсидий на иные цели, а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, теперь будут осуществляться в том числе после их проверки на соответствие требованиям по соблюдению ограничения размера авансовых платежей.
Временное отвлечение средств бюджетных учреждений.
В силу ч. 17 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания.
Требование о возврате остатков целевых субсидий бюджетными учреждениями содержится в ч. 18 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ. Данная норма предусматривает, что не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Названные остатки средств могут использоваться учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Статья 30 Федерального закона № 83-ФЗ дополнена ч. 22.1, предусматривающей, что остатки средств федеральных бюджетных учреждений, находящиеся на счетах территориальных органов Федерального казначейства, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ с их последующим возвратом, в том числе в целях исполнения платежных документов, представленных указанными бюджетными учреждениями. Таким образом, законодательно закреплена возможность отвлечения средств федеральных бюджетных учреждений в федеральный бюджет.
Необходимо отметить, что аналогичные правила применяются в отношении бюджетных учреждений, созданных субъектами РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.
Обратите внимание: операции со средствами бюджетных учреждений осуществляются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления платежных документов, оформленных в порядке, установленном Минфином и ЦБ РФ (ч. 7 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ).
Согласно новой редакции ч. 23 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ остатки средств бюджетных учреждений, созданных субъектами РФ, муниципальными образованиями, на счетах территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ с их возвратом в целях исполнения расчетных документов, представленных данными учреждениями, а также при завершении текущего финансового года, но не позднее последнего рабочего дня текущего финансового года в порядке, установленном Минфином, финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований соответственно.
Данная норма не распространятся на учреждения, созданные субъектами РФ, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ.
Представление документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
Положения ч. 15 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ предусматривают, чторасходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные указанными учреждениями на выполнение государственного (муниципального) задания, а также средства, поступающие в рамках обязательного медицинского страхования, учитываемые на лицевых счетах учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
Федеральным законом № 347-ФЗ уточнено, что данное правило применяется в случае, если федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований не установлено иное. То есть федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрено требование о представлении в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Перечень таких документов приведен в приложении 4.1 к Приказу Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н «О Порядке учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета».
Приостановление операций по лицевым счетам учреждений.
Частью 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ установлен порядок обращения взыскания на средства бюджетного учреждения. Согласно названной норме исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения, являющегося должником, направляется судом по просьбе взыскателя либо самим взыскателем с приложением заявления взыскателя, в котором указаны реквизиты его банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в орган Федерального казначейства или финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) по месту открытия учреждению-должнику соответствующих лицевых счетов.
В силу п. 7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ бюджетное учреждение – должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете.
При этом учреждение-должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должны списываться средства для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.
При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение – должник обязано представить в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.
При нарушении бюджетным учреждением – должником указанных выше сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Федеральным законом № 347-ФЗ перечень исключений из данного правила дополнен операциями по исполнению платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами.
Таким образом, приостановление операций по лицевому счету бюджетного учреждения теперь не распространяется на случаи:
исполнения исполнительных документов и решения налогового органа;
перечисления или выдачи заработной платы работникам учреждения;
перечисления удержанных налогов и уплаты начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с выплатой заработной платы работникам учреждения.
В заключение отметим, что изменения, внесенные Федеральным законом № 347-ФЗ, вступили в силу 27.11.2017.