Проактивная схема работы страхователей с 01.01.2022 года
С 1 января 2022 года ФСС переходит на проактивную (беззаявительную) систему выплаты пособий. Изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ вносит Закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ.
Перечень документов, которые будут направляться в рамках проактивной схемы:
- Сведения о застрахованных лицах.
- Уведомление об изменении ЭЛН.
- Отправка информации о жизненном событии.
- Запрос недостающих сведений.
- Уведомление о статусе выплаты пособия.
- Извещение ПВСО.
- Запрос статуса выплаты пособия.
- Уведомление о прекращении отпуска по уходу за ребенком.
Сведения о застрахованных лицах
Схема взаимодействия выглядит следующим образом:
Сведения направляются страхователями при приеме (увольнении) работника либо при изменении сведений по его инициативе.
В ответ страхователь получит от ФСС:
- Результат регистрации карточки по ЗЛ или форматную ошибку.
- Информирование о расхождении сведений с данными ПФР (при наличии таких расхождений).
ФСС рекомендует отправить сведения по всем сотрудникам.
Примечание от ФСС: Сроки направления сведений о работниках (застрахованных лицах), работающих в организации на 01.01.2022 года, действующим законодательством не установлены.
Рекомендуем страхователям в целях сохранения права работников на получение пособия в зависимости от численности работающих распределить передачу сведений о застрахованных лицах на несколько этапов, с приоритетом в отношении женщин, находящихся или планирующих отпуск по беременности и родам и (или) отпуск по уходу за ребенком.
Целесообразно завершить передачу сведений в начале 2022 года, в том числе по уволенным работникам (на случай, если у них наступит заболевание или травма в течение 30 дней после увольнения).
Уведомление об изменении ЭЛН
Сведения проактивно и автоматически направляются со стороны ФСС страхователям на основании сведений в системе ПФР и сведений о застрахованном лице при каждом изменении статуса ЭЛН (открыт, продлен, закрыт, аннулирован).
Если работодатель обнаружит ошибку в представленных сведениях, ему необходимо направить в ФСС специальное сообщение «Информация об ошибке в ЭЛН» (формат сообщения пока находится на этапе разработки у ФСС). При получении таких сведений ФСС уведомляет медицинскую организацию, которая выдала ЭЛН о необходимости выдачи дубликата.
Запрос недостающих сведений
Документ предназначен для предоставления страхователю проактивно собранных сведений для назначения пособия по временной нетрудоспособности и материнству.
Направляется страхователю после закрытия ЭЛН.
В ответ страхователь должен отправить:
- подтверждение выплаты пособия;
- или отказ в подтверждении.
Отправка информации о жизненном событии
Страхователи в инициативном порядке сообщают ФСС информацию о необходимости начать проактивный процесс, может быть отправлена в следующих случаях:
- Для назначения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. В связи с тем, что данное пособие не может быть назначено проактивно, так как уйти в отпуск может любой родственник, то ФСС ожидает информацию от страхователя.
- Если страхователь не получил Уведомление об изменении ЭЛН и Запрос недостающих сведений (предзаполненный электронный реестр) по застрахованному лицу.
- Если на ранее полученный от ФСС Запрос недостающих сведений страхователем был отправлен ошибочно отказ в назначении пособия и необходимо отправить подтверждение выплаты.
После получения Информации о жизненном событии, ФСС формирует и отправляет в адрес страхователя Запрос недостающих сведений (предзаполненный электронный реестр).
Уведомление о статусе выплаты пособия
Документ предназначен для уведомления страхователей об изменении статуса выплаты пособия, то есть информация о том, что реестр принят.
Извещение ПВСО
В случае получения от работодателя сведений не в полном объеме, территориальный орган ФСС в течение пяти рабочих дней со дня их получения направит работодателю извещение о необходимости представить недостающие сведения или документы. Работодатель, в свою очередь, обязан исполнить это требование страховщика в течение пяти рабочих дней со дня получения извещения.
Если страхователь получит извещение ПВСО с необходимостью предоставить заверенные копии документов с сопроводительным письмом, то по каналу СЭДО не предусмотрена отправка таких документов.
Данный функционал реализован в ЛКС ( Личный кабинет страхователя ), страхователь может в ЛКС отправить ответ на извещение и приложить сканы документов.
Запрос статуса выплаты пособия
Документ предназначен для запроса статуса выплат пособия по временной нетрудоспособности и материнству.
В ответ ФСС вернет информацию о статусе выплаты пособия.
Уведомление о прекращении отпуска по уходу за ребенком
Документ предназначен для информирования ФСС со стороны страхователя о прекращении отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет.
В связи с тем, что сейчас установлен переходный период на проактивную схему работы:
- страхователи могут работать по старой схеме:
- Отправить запрос на получение ЭЛН.
- Отправить реестр сведений (1.7.7).
- точный срок переходного периода ФСС не сообщает (при получении дополнительной информации от ФСС, будет выполнено дополнительное информирование);
- по информации от представителей ФСС РФ штрафных санкций в переходный период не будет.
После полного перехода на проактивную систему у страхователя останется техническая возможность отправки запроса на получение ЭЛН и отправки реестра сведений (1.7.7), но пособие будет выплачено при получении ответа по проактивной схеме.
Для работы по проактивной схеме можно использовать ЛКС. Электронная подпись может быть использована та же, что и для сдачи отчетности.
Примерный план релизов документов по проактивной схеме в Астрал Отчет 5.0
Как работать со шлюзом приема отчетности в ФСС
Официальное трудоустройство граждан предполагает их страхование в ФСС на случай потери трудоспособности по тем или иным причинам. У работодателя возникает обязанность сдачи отчетности в Фонд в установленном законом порядке. Этот процесс регулируется ФЗ №125 от 24-07-98г. «Об обязательном социальном страховании».
Существует возможность предоставления отчетности разными способами:
- обратившись в отделение Фонда лично;
- поручить обращение в отделение Фонда доверенному лицу;
- отправить отчет по почте с описью вложения;
- сдать отчет в электронном виде.
Последний способ имеет ряд особенностей и преимуществ. Существует несколько вариантов сдачи отчетности ФСС электронно: через представителя; через электронного оператора, например, «Тензор», и др.; с помощью так называемой облачной бухгалтерии; непосредственно на сайте ФСС.
Сдача отчетности через официальный сайт ФСС – способ наиболее простой и выгодный:
- отсутствует необходимость покупки дополнительного дорогостоящего п/о и затрат на его обслуживание, оплаты «облачных» сервисов;
- связь с Фондом осуществляется оперативно;
- отчетные данные не попадают в руки третьих лиц, обмен идет только между Фондом и работодателем;
- сдавать отчеты можно, находясь в офисе, рационально используя рабочее время;
- готовая отчетность хранится в виде файлов непосредственно на портале ФСС, возможность ее утраты практически исключена.
Отчетность формируется в той же бухгалтерской программе, в которой на предприятии ведется учет, например, «1-С Бухгалтерия», и передается в виде зашифрованного файла на сайт госоргана при помощи электронно-цифровой подписи (ЭЦП, ЭП). Отчет можно сформировать и непосредственно на сайте Фонда.
Напомним! Если среднесписочная численность застрахованных за прошлый отчетный период составляет 25 человек и менее, организация может сдавать отчет на бумаге, в прочих случаях – только электронно.
Основные понятия и термины
Приступая к работе со шлюзом отчетности, с инструкциями, предоставляемыми страхователям Фондом, необходимо знать терминологию, используемую при обмене учетными данными.
Фонд — ФСС.
Страхователь – физическое лицо или организация, обязанные предоставлять в ФСС отчетность в соответствии с действующим законодательством.
Уполномоченный представитель – ИП или организация, наделенные полномочиями сдачи отчетности от имени страхователя.
Участники ЭДО (электронного документооборота) – организация (ее представитель) и Фонд.
Удостоверяющий центр (УЦ), аккредитация УЦ – организация либо ИП, работающие с сертификатами ключей ЭЦП, создающие, выдающие эти сертификаты. Получают такое право по итогам аккредитации, то есть признания законности своей работы на федеральном уровне. ФСС также имеет свой УЦ.
Электронная подпись (ЭП), ключ электронной подписи, ключ проверки ЭП – аналог физической подписи представителя организации, как правило, ее руководителя. ЭП создается с помощью ключа, уникального ряда символов. Проверяется с помощью другого уникального ключа – проверочного, жестко связанного с ключом самой ЭП.
Сертификат ключа проверки ЭП – документ от удостоверяющего центра либо его доверенного лица, подтверждающий, что ключ проверки электронной подписи принадлежит владельцу сертификата.
Квалифицированный сертификат ключа проверки ЭП – сертификат, созданный УЦ, прошедшим аккредитацию, либо федеральным исполнительным органом, имеющим такие полномочия.
Средства ЭП – средства и приемы шифрования, позволяющие организациям работать с ЭП.
Электронный документ и документооборот – документ определенного электронного формата и их совокупность. Заверяется ЭП.
Расчет, файл расчета, идентификатор файла – ежеквартальный отчет по взносам в ФСС и расходам на социальные выплаты организации, его электронный файловый вариант и уникальный номер, присваиваемый системой этому файлу.
Квитанция о получении расчета (с ошибками или без них) – электронный документ, заверенный электронной подписью Фонда, в котором зашифрован сданный организацией отчет. Может указывать на ошибки в показателях отчета, с их описанием, если таковые имели место. Содержит и информацию о предыдущих отправках отчета.
ПО – специализированные программы, используемые при передаче данных.
Протокол проверки – информация об обработке отчетности, ее этапах и результатах.
Шлюз приема расчетов – сайт ФСС, на который организации загружают отчеты и работают с ними, взаимодействуют с органом ФСС в процессе сдачи отчетности.
Хранилище электронных документов – место на шлюзе, где хранится весь электронный документооборот, передаваемый с его помощью.
(По тексту приказа ФСС №19 в ред. от 11-09-17).
Последовательность работы со шлюзом
Процедура работы со шлюзом отличается простотой и доступностью. Прежде чем начать отправку электронных документов, организация предпринимает ряд последовательных действий:
- Регистрация на сайте ФСС.
- Обращение с заявлением в орган ФСС за поручением расширенных прав на пользование порталом и получение таких прав.
- Скачивание необходимого ПО на сайте ФСС.
- Установка сертификата удостоверяющего центра Фонда.
- Установка сертификата удостоверяющего центра организации.
- Подготовка расчета в бухгалтерской программе или на сайте ФСС.
- Использование ЭЦП для подписания файла.
- Отправка отчета через шлюз.
- Получение квитанций и протоколов ФСС до момента успешного принятия отчета Фондом. Исправление ошибок – при необходимости.
Напомним! Сроки сдачи электронной отчетности – до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а на бумажном носителе – аналогично до 20-го числа.
Ошибки и их последствия
Существует два типа ошибок при работе со шлюзом отчетности ФСС:
- Проблемы с физическим носителем ключа, электронным сертификатом, а также проблемы, связанные с ошибками в работе удостоверяющего центра, выдавшего сертификат, равно как и ошибки пользователя в организации, при работе с ключами и электронной подписью. Они устраняются повторной отправкой отчета, с соблюдением всех установленных правил, обращением в удостоверяющий центр для переиздания сертификата. Этот вид ошибок наиболее неприятен и опасен нарушением сроков сдачи отчетности. Датой предоставления отчета считается день подачи документа без ошибок. Если отчет подавался с ошибками, он не будет принят системой. Если ошибки затем исправляются, то датой подачи считается день отправки именно откорректированного отчета, а не первичного.
- Расчетные ошибки бухгалтерской службы. Отчет ФСС содержит контрольные соотношения и цифры, нарушение которых автоматически обнаруживаются системой. Характер ошибок виден пользователю и дается в виде «подсказок»: что именно следует изменить и почему. Пользователь обязан исправить ложные сведения. После этого отчет отправляется в ФСС повторно.
Важно! В последний день, отведенный законом для сдачи отчетности, шлюз приема испытывает значительную нагрузку и может работать в замедленном режиме. Целесообразно сдавать расчеты заблаговременно.
Нарушение сроков сдачи отчетности, игнорирование требований исправления ошибок в предоставляемых сведениях грозят организации штрафными санкциями.
Подводя итоги
Электронный шлюз приема отчетности в ФСС – один из наиболее удобных и экономичных способов сдачи расчетов в Фонд. Для того чтобы воспользоваться им, требуется наличие в организации электронной подписи, аналога физической подписи ответственного лица, с помощью которой заверяется электронная отчетность. ЭП можно получить в уполномоченных федеральных центрах вместе с подтверждающим ее легитимность сертификатом.
При взаимодействии с ФСС необходимо изучить термины, закрепленные в приказе Фонда №19, для корректной совместной с ним работы.
Перед началом пользования шлюзом следует пройти регистрацию на сайте, получить ряд расширенных прав пользователя и установить сертификаты УЦ организации и ФСС. Файл можно подготовить непосредственно на сайте или в учетной программе страхователя.
Во избежание нарушения сроков сдачи отчетности и последующих штрафных санкций рекомендуется сдавать отчет за 2-3 дня до истечения этих сроков.
Реестр ПВСО
Реестр прямых выплат социального обеспечения работодатель направляет в ФСС для назначения и выплаты пособия в рамках схемы прямых выплат. Отправка реестра ПВСО сохраняется и в новой схеме проактивных выплат . Она действует с 1 января 2022 года.
Порядок работы с реестрами и размер пособий не меняется. Работодатель по-прежнему вносит сведения в реестр ПВСО и направляет его в течение 5 рабочих дней в ФСС. Региональное отделение ФСС назначает и выплачивает пособие сотруднику в течение 10 календарных дней с момента получения реестра. Пособие за первые три дня назначает и выплачивает работодатель, удерживая НДФЛ. Остальную часть сотрудник получает от ФСС, поэтому с нее НДФЛ удерживает ФСС.
Для компаний с численностью сотрудников более 25 человек отправка реестра ПВСО происходит в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи. Сведения направляются в xml-формате через портал ФСС.
Алгоритм работы с реестрами ПВСО
Особенности документооборота:
-
подпись документа передается вместе с содержимым документа;
-
в данном виде документооборота нет ответных документов;
-
у документооборота нет статусов. Необходимо работать со стадиями и статусами стадий;
-
стадии документооборота и статусы стадий аналогичны стадиям 4-ФСС и описаны в спецификации ;
-
наименование подписанного реестра должно соответствовать спецификации ФСС .
Как отправить реестр ПВСО
-
Создайте черновик: POST Create draft. При создании черновика в теле запроса обязательно укажите:
-
в payer параметр registration-number-fss ;
-
в recipient параметр fss-code .
-
-
Загрузите файл реестра в Сервис контентов .
-
Создайте документ в черновике: POST AddDocument. При создании укажите ссылку на документ в виде идентификатора из Сервиса контентов .
-
Приложите подпись к документу: POST Add signature.
-
Когда черновик готов, запустите последовательность методов: POST Check -> POST Prepare -> POST Send. Метод Prepare объединит подпись и документ.
-
Проверьте результат выполнения методов Check, Prepare, Send в задачах: GET DraftTask.
Как отслеживать документооборот
-
Найдите документооборот: GET Docflows. В запросе укажите фильтр: type=fss-sick-report .
Примечание
Результатов поиска не будет, если использовать в запросе параметры updatedFrom и updatedTo .
-
Запросите документооборот по идентификатору: GET Docflow.
Как получить результат обработки реестра ПВСО
Результат документооборота можно определить по стадиям и их статусам . Для этого проверьте поле description и параметры fss-stage-type и fss-stage-status :
Если стадия FormingReceipt имеет статус success, поле documents будет содержать документ с типом urn:document:fss-sick-report-receipt.
Если любая из стадий имеет статус error:
-
параметр fss-stage-error-code вернет код ошибки. Все коды ошибок представлены на портале ФСС;
-
параметр fss-stage-error-extend вернет описание ошибки в html-формате;
-
поле documents будет содержать документы с типами urn:document:fss-sick-report-error или urn:document:fss-sick-report-error-receipt.
Чтобы скачать документ, воспользуйтесь Сервисом контентов . Идентификатор документа смотрите в параметрах docflow-document-contents -> content-id .
Статус «Заполнен страхователем» (реестр ПВСО) на портале ФСС — что значит?
С 2021 г. начала работать программа «Прямые выплаты», согласно условиям которой застрахованные сотрудники начали получать пособия непосредственно из Фонда Социального Страхователя. Таким образом, работодатели получают роль посредников, направляющих в соц. страх необходимые документы для расчета и последующего назначения пособий.
Главной особенностью новой системы стала возможность самостоятельной проверки статусов отправленных заявлений. Впрочем, на данном этапе возникают сложности, связанные с неправильной интерпретацией статусов. Многие начинающие пользователи ФСС не понимают надпись «Заполнен страхователем». Предлагаем узнать значение этой надписи в личном кабинете.
Что означает статус «Заполнен страхователем»
«Заполнен страхователем» представляет собой технический статус в Фонде Социального Страхования, указывающий на внесение работодателем записей в ЭЛН. При этом информация в систему прямых выплат еще не была загружена. В системном реестре работодателя напротив указанного статуса стоит код «070».
Реестр ЭЛН, расшифровывающийся как «Электронный листок нетрудоспособности», заполняется непосредственно работодателем. Он указывает личные данные сотрудника – Ф. И. О., ИНН, СНИЛС и т. д.) и своей компании. После передачи указанных сведений в ФСС надпись изменяется на «Документ загружен».
Термином «Реестр» пользуются работодатели, которые отправляют через него сведения о своих наемных работниках в ФСС. На основании личных данных Фонд определяет величину социального пособия. Нужно учитывать, что каждая разновидность пособия обладает отдельным реестром.
- По беременности, родам;
- По временной утрате трудоспособности;
- По уходу за детьми;
- При ранних сроках беременности;
- При рождении ребенка.
Обратите внимание! Некоторые граждане не понимают, как правильно расшифровывается сокращение «ПВСО». Указанное сокращение означает «Прямые выплаты социального обеспечения». Приписка указывает на участие конкретного региона страны в пробной программе по начислению пособий непосредственно из Фонда
Социального страхования.
В какой срок придут деньги по больничному
Предлагаем узнать ответ на вопрос, волнующий всех работников – когда придут выплаты после отправки необходимых документов? Чтобы получить ответ, нужно прочитать регламентированные правила:
- Работодатель должен отправить документы сотрудника за 5 календарных дней.
- После получения данных ФСС за 10 календарных дней должен проверить больничный.
- Сюда рекомендуется прибавить сроки денежного перевода.
Точные сроки банковской транзакции определяются вашим финансовым учреждением. В зависимости от банка, перевод идет 1-3 рабочих дня после его одобрения Фондом Социального Страхования. Срок может быть значительно увеличен, если средства выплачиваются через «Почту России».
Мы привели ситуацию, когда все происходит идеально. В реальности встречаются задержки, связанные с наличием ошибок в отправленных заявлениях. Ошибки допускают работодатели и работники. Если сотрудник фонда найдет допущенную ошибку в документах – он присвоит соответствующий статус «Найдены ошибки при форматной проверке» , указывающий на недостоверность отправленной информации. После этого начинается дополнительная проверка.
Несущественные ошибки решаются достаточно просто – работодатель получает извещение с перечислением замечаний. Документ приходит на электронную почту или в личный кабинет. Тем временем в учетной записи работника появляется статус «Извещение сформировано».
Важно! Возврат документов работодателю перечеркивает заданные сроки. Цикл начинается сначала.
Что делать в случае ошибки
Если сотрудник получит уведомление об ошибках в извещении – рекомендуется предпринять следующие меры:
- Связаться с бухгалтерией по месту работы и подробно описать ситуацию. Вполне возможно, понадобится занести еще несколько документов.
- Позвонить на горячую линию Фонда Социального Страхования и указать на проблему. Телефоны находятся на официальном сайте организации.
- Проверить статус выплаты через личный кабинет на портале государственных услуг – возможно, возникла техническая ошибка.
Теперь вы узнали значение статуса «Заполнен страхователем» и сроки зачисления денежных средств от ФСС.