Виды цен в «1С:Управление торговлей 8». Наценка на цену поступления
Программа «1С:Управление торговлей 8» редакции 11.3 позволяет как вводить цены на товары непосредственно в документах продажи, так и предварительно устанавливать цены и рассчитывать их автоматически разными способами. Рассмотрим некоторые базовые возможности ценообразования, реализованные в «1С:УТ 8».
Содержание:
Принципы работы с видами цен
Если торговая компания продает товары по разным ценам с разными способами расчета, то в информационной базе должно быть включено использование нескольких видов цен. Для этого служит соответствующий флаг в настройках CRM и маркетинга.
Настройка расчета для каждой цены осуществляется в справочнике видов цен.
Установка цен на товары (ручная или автоматическая) производится при помощи документа «Установка цен номенклатуры», который может быть создан на основании документа поступления или через рабочее место «Цены (прайс-лист)».
Затем цены применяются в документах продажи и передачи.
Программа предусматривает три возможности установки цен:
- ручное назначение (разбиралось в статье розничный вид цены и розничный магазин),
- наценка на цену поступления,
- наценка на другой вид цен.
Рассмотрим подробнее второй вариант.
Задание цены с наценкой на цену поступления
Мы предполагаем, что плановая себестоимость на электротранспорт (гироскутеры) будет на 5% больше стоимости поступления этих товаров. Необходимо занести плановую себестоимость в 1С в качестве вида цен, автоматически рассчитать ее и установить на товары.
Откроем справочник видов цен.
Создадим новый вид по кнопке «Создать». В открывшейся форме следует указать следующие характеристики вида цен:
- Наименование – произвольное (в нашем примере: «Плановая себестоимость (электротранспорт»).
- Идентификатор для формул – заполняется автоматически исходя из наименования, возможно редактирование.
- Статус. Автоматически установлен статус «Действует».
- Валюта цены. По умолчанию выбрана валюта управленческого учета, при использовании другой валюты нужно ее указать (в нашем примере выбираем рубль).
- «Цена включает НДС». Если флаг не установить, то в случае применения НДС цена увеличится на сумму НДС (в нашем примере флаг установлен).
- «Использовать». Выбор варианта использования. В нашем примере выбираем «При вводе на основании документов поставки».
- Способ задания цены. Это способ, которым в дальнейшем будет назначаться или рассчитываться цена. По умолчанию доступны варианты – ручное назначение, наценка на цену поступления, наценка на другой вид цен. В данном случае выбираем наценку на цену поступления. После выбора способа становится доступным ввод процента наценки, указываем 5% (для нашего примера).
- Точность округления. Если флаг не устанавливать, цена округляться не будет. При установленном флаге доступен выбор точности и варианта округления. В нашем примере точность 10%, округление происходит по арифметическим правилам.
Запишем и закроем вид цены.
Расчет и установка цены на основании документа поступления
После того, как вид цены занесен в справочник, необходимо рассчитать и установить эту цену для конкретных товаров. В нашем случае расчет и установка цены будет выполняться на основании документа поступления.
Найдем документ поступления на требуемые товары (в нашем примере – гироскутеры; операция закупки рассмотрена в статьях закупка у поставщика и заказ поставщику). Для этого откроем журнал документов закупки.
Откроем нужный документ поступления, или просто выделим его в журнале, и по кнопке «Создать на основании» выберем команду «Установка цен номенклатуры».
Создан и автоматически заполнен документ «Установка цен номенклатуры». В нем отражены товары из документа поступления (в примере – один товар «Гироскутер 1»), цена поступления, и рассчитанные цены на этот товар.
Важно. При вводе «Установки цен номенклатуры» на основании документа поступления автоматически рассчитываются цены, для которых указано использование «При вводе на основании документов поставки», а также цены, для которых задана наценка на этот вид цен.
Все автоматически рассчитанные цены доступны для редактирования вручную, отредактированное значение сохранится в информационной базе после проведения документа.
Изменить состав рассчитываемых цен в документе «Установка цен номенклатуры» возможно по кнопке «Перейти к изменению состава видов цен» внизу документа. Затем следует нажать «Изменить цены – Рассчитать вычисляемые (по данным ИБ и формулам)» для расчета вновь указанных цен.
Проведем и закроем документ установки цен. Он будет сохранен в соответствующем журнале (журнал доступен из рабочего места «Цены (прайс-лист)» по ссылке «История изменения цен»). Теперь цена на товар установлена, ее можно использовать в документах.
Смотрите другие наши статьи о базовых возможностях ценообразования в 1С – наценка на другой вид цен и доступность видов цен в 1С.
Розница как сделать наценку в заказе покупателя
Профессиональная автоматизация торговых компаний и магазинов (В данный момент некоторые цены на сайте могут изменяться, уточняйте цены по контактным видам связи)
Корзина
Специализация: Программист 1С, обучение пользователей, торговое оборудование.
Что это такое наценка?
Начнем с определения, наценка – это надбавка к изначальной стоимости товара, которая в конечном итоге формирует цену. Как показывает практика, правильно рассчитанная наценка на товар дает возможность предпринимателю покрыть не только расходы на организацию бизнеса, но и получить желаемый доход. По умолчанию наценка на товар устанавливается в процентах от изначальной базовой цены.
Недавно к нам обратился клиент с целым мешком задач и среди них оказалась очень интересная, необходимо было сделать доработку в 1С. Управление торговлей 10.3 если быть точным… Суть данной задачи заключалась в том, что при добавлении товара из номенклатуры товаров должен был отображаться процент наценки от цены реализации, которая в свою очередь бралась от изначальной базовой цены из номенклатуры цен контрагентов.
Если же цена реализации товара изменялась вручную, то процент наценки тоже изменялся соответственно. При этом наценка всегда актуальна в отдельной колонке документа.
На рисунке 1 показана зависимость процента наценки от цены контрагента (изначальной цены) и новой цены (цена с наценкой) соответственно.
На рисунке 2 показан случай, когда у товара из номенклатуры товаров указана только цена контрагентов, но нет цены с наценкой. При этом, как видно на рисунке, графа процент наценки будет пустой, потому что процент равен нулю .
Как сделать наценку на товар правильно
Величина наценки рассчитывается в зависимости от параметров:
- полная сумма затрат, понесенных на выпуск или продажу товаров;
- размер НДС;
- желаемый уровень дохода.
На свое усмотрение предприниматель может включать в конечную стоимость и другие параметры. Многие бизнесмены применяют ко всей продукции одинаковую наценку, выраженную в процентах. Когда предприниматель привозит товар из другого государства, то имеет право устанавливать стоимость, эквивалентную сумме, выраженной в валюте страны-производителя.
Как правило, уровень наценки на товар зависит от следующих факторов:
- Самого товара, т.е. его потребительских свойств, востребованности и качества, конкурентоспособности производителя, который выпускает товар;
- Расходов, связанных с организацией продаж (хранение, транспортировка, доставка товара конечному потребителю);
- От суммы налога. Процент налога обычно добавляется к наценке на товар, благодаря чему предприятие уберегает себя от убытков.
Итоговая стоимость товара, по которой предприниматель будет предлагать свой продукт, как правило, должна быть приемлемой и доступной для любого покупателя, только тогда он будет готов потратить свои деньги. Поэтому предпринимателю необходимо грамотно подходить к этому вопросу, если он не хочет потерять клиентов. Хотя в торговле нет каких-то строгих правил, которых нужно придерживаться при ценообразовании, но есть средние показатели , от которых можно отталкиваться:
- одежда и обувь: от 40 до 105% наценки
- аксессуары, сувениры и бижутерия: больше 100%
- запчасти для автомобилей, авто и мото-аксессуары: 30 — 55%
- товары для дома, канцелярские товары: 25 — 65%
- косметика: 25 — 75% наценки
Максимальная наценка на товар
Цель бизнеса – получение дохода. В связи с этим директора стараются реализовать продукцию по высокой цене. Но какая допустима максимальная наценка на товар по закону?
Действующие законодательные нормы стоят на защите прав потребителя. Именно поэтому наценка на товар определенных групп не может превышать 20%. Государство контролирует цены на следующие категории товаров:
- медицинские изделия и лекарственные препараты;
- продукцию, которую реализуют на Крайнем Севере;
- товары социального назначения в кризисный период;
- продукты питания, которые продаются в учебных заведениях.
Отметим, что в данный момент ограничение не действует. Предприниматель вправе на свое усмотрение устанавливать наценку на товар. Однако бизнесменам следует помнить, что продукцию по завышенной цене продать очень сложно. Чаще всего клиенты отказываются от покупки дорогостоящих товаров.
Размер разрешенной наценки определяется категорией товара. Если цену на большую часть продукции предприниматель может установить на свое усмотрение, то при продаже определенных видов товаров опираться нужно на действующие законодательные нормы.
Бизнесмен вправе установить любую стоимость товара, однако если продукция не пользуется спросом, реализовать ее не удастся. Чтобы понять, какая наценка на товар является оптимальной, нужно изучить рынок и потребительские тренды. Не забывайте, что от проведения рекламы и маркетинговых мероприятий наценка на товар повышается.
Несколько примеров расчета процента наценки
Итак, чтобы посчитать конечную стоимость товара, надо умножить базовую стоимость (цена контрагентов) на процент наценки, потом полученное число прибавить к цене контрагентов.
Чтобы было более понятно, приведем несколько примеров для наглядности, и рассчитаем цену с наценкой и сам процент
Пример 1 : Ваш контрагент продал вам запчасти для автомобилей по цене 100$. Наценка для авто-аксессуаров может меняться в диапазоне от 30 до 55 процентов. Допустим, вы выбрали 45%.
100$ * 45% = 45%
Ваша отпускная цена в этом случае:
В данном случае процент наценки можно посчитать и другим способом. Для этого надо итоговую стоимость разделить на закупочную базовую и отнять единицу.
Пример 2 : Вы продаете товары для дома, в частности комплект посуды стоимости 20$. Его себестоимость — 15$.
Пример 3 : Ваш контрагент и хороший знакомый продал вам косметики на 75$. Наценка на такой товар описана выше и составляет от 25 до 75 процентов. Для данного примера выберем интересный процент, а именно 26.5 %. Тогда получается:
Ценообразование в УТ 11
И так мы разобрались в терминах и примерах, но теперь перед нами стоит другой вопрос как сделать наценку в программе 1С: Управление торговлей 11. Сейчас мы это узнаем.
Рассмотрим вопрос ценообразования в Управление торговлей 11. Будем решать следующую задачу: реализовать наценку на товары в зависимости от закупочной цены. Пример расчета цен приведен в первой таблице.
Я считаю что нам понадобится настроить УТ для продолжения.
Все настройки по ценам находятся в разделе маркетинг ==>Настройки и справочники.
Попытаемся добавить наши виды цен: Закупочная цена будет формироваться с помощью запроса к документу «Поступления товаров и услуг». Настраивается все это будет в нашей к арточке элемента справочника «Видов цен» подробнее на ниже.
Остальные наши цены должны рассчитываться в зависимости от закупочных цен.
Управление торговлей предоставляет редактор формул, в котором можно задать любые условия и формулы для расчета цены. Выглядит это приблизительно вот так:
Аналогичным образом делаем для остальных цен. Также в этом справочнике можем настроить “пороги” срабатывания( То есть процент при котором программа сменит цену).
Также можем настроить округления для наших цен.
После всех манипуляций и настройке видов цен. Их установка начала занимать мало времени.
Как видим типовой функционал УТ 11 для наших запросов очень обширный что позволяет решать нам такие задачи вручную, к примеру ту же задачу, но в 10.3 можно было бы решить только с помощью программирования.
Цены номенклатуры в 1С
В этой статье мы рассмотрим, как работают цены номенклатуры в 1С, какие бывают типы цен и как их правильно настроить, чтобы работать было просто и удобно.
Замечу, что хотя в статье мы рассматриваем конфигурацию «Управление торговлей 11.3», информация, полученная в статье легко применима для любой другой современной конфигурации, т.к. цены номенклатуры везде работают по схожему принципу.
Первоначальные настройки системы
Зайдите в «НСИ и Администрирование» — «Настройки НСИ и разделов» — «CRM и маркетинг»:
Расположение настроек «CRM и маркетинг»
Здесь нас интересует всего один флажок: «Несколько видов цен». Устанавливаем его, чтобы получить доступ к настройкам цен номенклатуры:
Несколько видов цен
Виды цен номенклатуры
Перейдем в раздел «CRM и маркетинг» — «Настройки и справочники»:
Настройки и справочники
Виды цен
Создание нового вида цены номенклатуры
В открывшемся списке нажмем «Создать»:
Создать вид цен
В открывшемся окне заполним основные настройки:
Новый вид цен
Рассмотрим каждое поле настроек в отдельности
Обратите внимание, что некоторых полей у вас может не быть. Например, у вас не будет поля «Валюта», если в системе не включен учет по нескольким валютам. Если у себя не видите какое-то поле, значит оно уже заполнено единственным значением, которое есть в базе, и делать ничего дополнительно не нужно.
«Наименование» — произвольное название вашей цены.
«Статус» — имеет всего 2 варианта «Действует» и «Не действует». Если установить «Не действует», то данный вид цены нельзя будет выбирать в соглашениях и документах. Т.е. при создании нового типа цен всегда ставим «Действует» и меняем статус только если решили больше не пользоваться данными видом цен.
«Идентификатор для формул» — заполняется автоматически, ничего менять в нем не надо. Используется для формул, о которых у нас будет отдельная статья.
«Группа» — папка, в которой будет лежать данный вид цены. Создать новую группу можно в списке цен, нажав «Создать группу». Делать это имеет смысл, если у вас будет очень много видов цен и в обычном списке будет трудно ориентироваться.
Создать группу видов цен
«Валюта» — валюта, в которой указываются цены.
«Цена включает НДС» — включен ли в цену НДС или его надо начислять «сверху».
Раздел «Использовать»
«При продаже клиентам» — данная цена будет использоваться в заказах клиентов, реализациях, коммерческих предложениях и т.п. По этой цене вы сможете продать товар конечному покупателю.
«При вводе на основании документов поставки» — установите этот флажок, если собираетесь изменять цену на товары на основании поступления товаров.
Как работает флажок «При вводе на основании документов поставки»:
Если флажок установлен, то при вводе документа «Установка цен номенклатуры» на основании поступления, в установку цен будет автоматически добавлена наша цена:
Установка цен номенклатуры на основании поступления
В документе сразу есть колонка с нашей ценой:
Установка цен номенклатуры
Если флажок не установить, то цена автоматически в документ не попадет, но ее можно легко добавить, нажав «Перейти к изменению состава видов цен»:
Перейти к изменению состава видов цен
В этом окне выделяем нужную цену и продолжаем работать с документом, нажав «Перейти к установке цен»:
Перейти к установке цен
Как видите, флажок «При вводе на основании документов поставки» нужен исключительно для вашего удобства и не является чем-то очень важным.
«При передаче между организациями» — устанавливайте этот флажок, если вы используете продажи между собственными фирмами (т.н. интеркампани») и собираетесь по создаваемой цене продавать товар собственной организации.
«Способ задания цены» — имеет 3 значения: «Ручное назначение», «Наценка на другой вид цены» и «Наценка на цену поступления». Рассмотрим каждый из них.
Ручное назначение
Самый простой и распространенный способ. Чтобы изменить цену, вам надо указать новую цену вручную. Минус этого типа цены: его нельзя на основании чего-либо рассчитать. Плюс: он полностью автономен, вы можете заполнять его так, как считаете нужным.
Наценка на другой вид цены
Данный способ позволяет автоматически рассчитывать цену по данным другой цены. При выборе этого варианта появляется 2 новых поля: «Базовый вид цены» и «Наценка»:
Наценка на другой вид цен
«Базовый вид цены» — цена, на которую будем осуществлять наценку. Выбранная цена, кстати, не обязательно должна иметь способ задания цены «Ручное назначение». Эта цена может также быть наценкой на другой тип цен.
Пример: у вас есть цена «Дилерская», она назначается вручную. Есть цена «Оптовая», которая является наценкой на Дилерскую (наценка 10%). И есть цена «Розничная», которая является наценкой на Оптовую еще на 10%. Такая схема будет корректно работать. Только имейте ввиду, что в описанном примере Розничная будет не на 20% больше Дилерской, а на 21% (100р+ 10% = 110р; 110р+10% = 121р). Если хотите сделать ровно 20%, то делайте для розничной цены наценку 20% на Дилерскую цену.
«Наценка» — процент наценки на базовый вид цены. Можно указать отрицательный процент, тогда будет не наценка, а скидка. Такой вариант подойдет вам, если, например, розничную цену вы назначаете вручную, а оптовая цена — это скидка 5% на розничную. Тогда указывайте Базовый вид цены — «розничная», а наценку — «-5%».
Наценка на цену поступления
Этот вариант подходит вам, если после каждого поступления товаров вы меняете данную цену. Обычно используется вместе с флажком «При вводе на основании документов поставки», описанным выше.
При выборе данного способа задания цены номенклатуры у вас появится новое поле «наценка на цену поступления». Тут принцип тот же, что и в наценке на другой вид цены, только в качестве другого вида цены выступает цена, указанная в поступлении (цена закупки):
Наценка на цену поступления
Со способами задания цены номенклатуры разобрались, переходим к следующим полям.
«Точность округления» — в этом поле указывается, до скольких рублей (или копеек) должна округляться цена. Поле нужно для того, чтобы у вас не появилось цены вроде 10 456,43р.
«Вариант округления» — имеет три значения «По арифметическим правилам», «Всегда в пользу клиента», «Всегда в пользу предприятия».
Рассмотрим на небольшом примере:
У вас есть 2 товара, «Товар 1» стоит 114р, а «Товар 2» стоит 115р. Мы выбрали точность округления «10,00». При варианте округления «По арифметическим правилам» Товар 1 будет стоит 110р, а Товар 2 — 120р. При варианте «Всегда в пользу клиента» оба товара будут стоить 110р. При варианте «Всегда в пользу предприятия» оба товара будут стоить 120р.
Если вы дочитали до этого абзаца, можете считать, что вы уже умеете настраивать цены номенклатуры в 1С. Описанного функционала обычно хватает большинству предприятий, но для продвинутых пользователей есть расширенные настройки. Давайте их тоже рассмотрим.
Расширенные настройки цены номенклатуры в 1С
Чтобы перейти к расширенным настройкам, нажмите на гиперссылку «Использовать полные возможности»
Использовать полные возможности
Почти все поля, которые мы ранее рассмотрели, окажутся на закладке «Основное»:
Закладка «Основное»
Единственное отличие тут: в способе задания цены появились 2 новых значения: «Произвольная формула от других видов цен» и «Произвольный запрос к данным ИБ». Рассмотрим каждый из них
«Произвольная формула от других видов цен» — при выборе этого варианта, появляется поле «Формула» и кнопка «Проверить формулы»
Произвольная формула от других видов цен
Как работать с формулами рассмотрим в отдельной статье, т.к. это уже почти программирование. Вкратце, там можно взять любой тип цен и что-нибудь с ним сделать (вычесть, умножить, разделить, округлить или даже сравнить с другим типом цен и по результату сравнения изменить формулу расчета). В формулах используется «Идентификатор для формул», о котором было написано выше.
«Произвольный запрос к данным ИБ» — ИБ — это Информационная База, т.е. запрос к данным в вашей 1С. При выборе этого варианта, на форме появится поле «Схема компоновки данных» и кнопка «Редактировать»:
Произвольный запрос к данным ИБ
«Схема компоновки данных» — В базе уже есть созданные по умолчанию схемы компоновки данных, которые вы можете использовать. Рассматривать каждую в отдельности большого смысла нет, т.к. по названию понятно, какие данные получает каждая схема:
Схемы компоновки данных цен номенклатуры
Отдельно становимся на варианте «Произвольный». В этом варианте возможности настроек вообще ничем не ограничены, но тут уже не «почти программирование», а самое настоящее программирование через Схему Компоновки Данных. Если вы программист, то проблем у вас возникнуть не должно. Остальным читателям я рекомендую обратиться за помощью к нам.
Если какая-то из выбранных вами схем не выдает нужных цен, скорее всего в базе не указаны соответствующие данные (цены конкурентов, цены поставщиков и т.п.).
«Редактировать» — по этой кнопке вы можете добавить произвольные отборы в выбранную схему компоновки данных. Например, учитывать цены не всех поставщиков, а только некоторых:
Отбор в схеме компоновки данных
Уточнение по ценовым группам
Если вы используете ценовые группы, то вы можете указать разные проценты наценки для каждой группы:
Уточнение по ценовым группам
Если вы не указали какую-то группу, то для нее используется наценка по умолчанию, указанная на закладке «Основное».
Пример:
Для цены номенклатуры «Розничная новая» мы установили наценку на цену поступления 100%. При этом в уточнении по ценовым группам мы указали, что наценка на бытовую технику 75%, а на продукты — 150%.
Теперь давайте закупим 3 товара из разных ценовых групп и на основании закупки создадим установку цен.
Закупка 3х товаров
Я создал поступление на 3 товара, каждый из которых относится к своей ценовой группе. Товар Продукты — к группе «Продукты», Товар Бытовая техника — к «Бытовой технике» и Товар мебель — к «мебели». Цена у всех товаров 1000р.
Теперь создадим установку цен на основании поступления и посмотрим, что получилось:
Наценка
На «Товар Продукты» наценка 150%, как мы и указывали ранее, на «Товар Бытовая техника» наценка 75%, что тоже было нами указано. «Товар мебель», ценовая группа которого не указана в уточнении по ценовым группам, получил стандартную наценку 100%.
Если функционала ценовых групп недостаточно, у нас есть расширение Разная наценка на разные группы товаров в 1С
Перейдем к следующей закладке.
Правила округления цен
На данной закладке можно указать разные способы округления для разных цен. Обычно используется для того, чтобы недорогие товары (например, до 1000р, округлять до десятков рублей, а более дорогие товары до сотен рублей).
Правила округления цен
Давайте рассмотрим каждое поле в отдельности
«Нижняя граница» — нижняя граница ценового диапазона. Верхняя граница определяется автоматически, по нижней границе следующей строки.
«Ценовой диапазон» — автоматически вычисляемое значение между нижней и верхней границей. Вручную изменить нельзя
«Точность округления» — аналог поля «Точность округления» в упрощенных возможностях настройки.
«Вычитать из результата» — поле, позволяющее уменьшить цену на определенное значение. Например, вычесть 10р. Оно нужно, если вы хотите товар за 15 000р продавать за 14 990р. Для этого округляете цену до 1000, и вычитаете 10р из цены.
«Пример» — колонка, показывающая, что получится в результате.
Удобнее всего строку заполнять через кнопку «Конструктор округления»:
Кнопка «Конструктор округления»
В конструкторе можно подставить нужную цену и посмотреть, что получится:
Конструктор округления
После настройки этой закладки, все указанные диапазоны цен будут округляться по правилам, заполненным на этой закладке. При этом цены, которые не попадают ни в один диапазон, округляться не будут вообще.
Пример:
Я не заполнил в настройках диапазон от 0 до 10р:
Без диапазона до 10р
Закупил товар по 3р:
Товар по 3р
Сделал установку цен:
Цена 7.5р
К цене прибавились 150%, но округления не произошло, потому что 7.5р меньше нижней границы первого диапазона (10р). Учитывайте это при работе.
Перейдем к следующей закладке.
Пороги срабатывания
«Порог срабатывания» — это процент отклонения новой цены от старой, при котором имеет смысл менять цену.
Пример: Вы меняете цену на товар после каждого поступления на основании цены поставщика. Но иногда цена поставщика меняется настолько незначительно, что менять свои цены номенклатуры не имеет смысла. Например, вы считаете, что если цена товара изменилась меньше, чем на 1%, то вы больше денег потратите на распечатку ценников, чем заработаете на этом изменении. Для таких случаев и используется порог срабатывания.
Порог можно указать как общий для всех товаров, так и разделить его по ценовым группам:
Пороги срабатывания
Давайте рассмотрим на примере:
Ранее мы с вами уже купили 3 товара по 1000р и установили для них цены.
Давайте купим еще раз эти 3 товара, но чуть дороже (можно купить чуть дешевле, там работать это будет так же):
Итак, старые цены у нас такие:
Старые цены
Закупаем эти же товары, но на 5% дороже
На 5% дороже
Создадим новую установку цен номенклатуры:
Новая цена
Как видите, цена изменилась только у «Товар Продукты», потому что у его ценовой группы порог срабатывания 5%. Остальные 2 товара, для которых цена изменилась меньше, чем на порог срабатывания, остались без изменений.
На этом все, надеюсь, статья была полезна для вас, и вы научились настраивать цены номенклатуры в 1С. Если есть какие-то вопросы, я могу ответить на них в комментариях.
Управление продажами
Типовое соглашение подходит для работы с неограниченным количеством клиентов. Можно формировать различные типовые соглашения, если различаются условия продаж различных групп товаров (сегментов номенклатуры).
Основная задача фиксации условий продажи в соглашении — автоматический контроль их соблюдения при продаже товаров. Управление типовыми соглашениями осуществляется через соответствующие статусы соглашения, устанавливаемые вручную.
Индивидуальные условия продажи. Для тех клиентов, работа с которыми осуществляется на особых условиях, можно задать индивидуальные условия продажи.
Индивидуальные условия продажи регистрируются с помощью индивидуального соглашения для конкретного клиента. Индивидуальное соглашение может быть сформировано на основании данных типового соглашения с клиентом. В индивидуальном соглашении можно уточнить условия типового соглашения.
Например, могут быть указаны организация, контрагент, склад, график оплаты, если они не определены в типовых условиях продажи.
Управление индивидуальным соглашением осуществляется при помощи соответствующих статусов соглашения.
Программа контролирует соблюдение правил продаж: продажа с отклонением от установленных правил может быть совершена только после дополнительного согласования с руководителя или другими ответственными лицами.
Согласование соглашений выполняется с помощью бизнес-процесса Согласование соглашений с клиентами.
Договоры клиентов. Для отражения данных конкретного юридического документа предусмотрена возможность ведения договоров с клиентами. Учет по договорам можно вести в любом случае, независимо о того, используются или нет соглашения для регистрации правил продаж на предприятии. Договор заключается между конкретной организацией предприятия и организацией стороннего предприятия (контрагентом). Управление договорами осуществляется при помощи соответствующих статусов.
Установка цен
Программа позволяет определить различные виды цен товаров. Для каждого вида цены определяются валюта цены, правила расчета, метод округления и т. д.
Для каждого вида цены определяются свои правила расчета (способ задания цены).
- на основе данных, хранящихся в информационной базе (например, «получить среднюю цену закупки за прошлый месяц…»);
- в виде произвольных формул («Оптовая для продукции»).
Правила расчета цен могут быть детализированы до ценовых групп товаров. Для каждой ценовой группы товара может быть задана своя формула расчета. При создании формул расчета можно использовать конструктор формул.
Расчет цен на основе данных информационной базе предоставляет различные возможности. Например, можно получить данные о минимальной цене рынка на основе зарегистрированных данных о ценах конкурентов и поставщиков.
Условия по скидкам (наценкам)
Предусмотрена возможность назначать ручные и автоматические скидки (наценки). Скидки (наценки) могут применяться как в оптовой, так и розничной торговле.
- конкретному клиенту в соответствии с условиями продажи (при оформлении индивидуального соглашения с клиентом) или группе клиентов в соответствии с условиями продаж (при оформлении типового соглашения с клиентами),
- по карте лояльности определенного вида, предъявленной клиентов;
- при оформлении продаж с конкретного склада (магазина).
Предусмотрено назначение как процентной, так и суммовой скидки (наценки), а также предоставление бонусных скидок (подарков, скидок количеством).
Скидка количеством применяется в том случае, если в качестве бонуса (подарка) предоставляется такой же товар. Например, при покупке четырех кофеварок пятая бесплатно.
Подарок применяется в том случае, если при покупке определенного количества товаров из какого-сегмента необходимо предоставить в подарок другой товар.
Скидка (наценка) может быть назначена по определенному сегменту номенклатуры, на любую номенклатуру из списка. Процент и сумма скидки могут быть уточнены по ценовым группам.
В программе предусмотрены различные типовые схемы условий предоставления скидок (наценок) (за разовый объем продаж, за форму оплаты, за время продажи и др.).
Скидки (наценки) могут быть объединены в группы, для каждой из которых определяется правило совместного применения скидок (наценок) внутри группы.
- минимум — при совместном действии скидок (наценок) в одной группе будет выбрана скидка с минимальным значением;
- максимум — при совместном действии скидок (наценок) в одной группе будет выбрана скидка с максимальным значением;
- сложение — при совместном действии скидок (наценок) в одной группе скидки (наценки) будут складываться, то есть будет применена скидка (наценка), равная сумме скидок или наценок;
- умножение — при совместном действии скидок (наценок) в одной группе скидки (наценки) будут применяться последовательно;
- вытеснение — при совместном действии скидок (наценок) в одной группе будет действовать только скидка, которая имеет наивысший приоритет в группе.
Допустимые значения ручных скидок при оформлении продаж могут быть ограничены. Ограничения могут быть определены для конкретных менеджеров (пользователей) или при оформлении продаж конкретным клиентам (в соглашениях об условиях продаж).
Ограничения ручных скидок (наценок) можно также детализировать до ценовых групп.
Предусмотрена возможность загрузки новых скидок (наценок) с произвольными условиями предоставления, используя внешние дополнительные обработки.
Коммерческое предложение клиенту
Для отражения предложения клиенту о покупке товаров с указанием всех необходимых для этого условий предусмотрен документ Коммерческое предложение клиенту, использование которого позволяет зарегистрировать процесс предварительного взаимодействия с покупателем.
Цены, условия оплаты и условия поставки коммерческого предложения регламентированы типовым и индивидуальным соглашением, в рамках которого фиксируется коммерческое предложение.
Управление коммерческим предложением осуществляется при помощи соответствующих статусов документа.
Окончательное согласование коммерческого предложения осуществляется клиентом. В процессе согласования коммерческого предложения клиенту можно предоставить дополнительную скидку или снизить цену.
Порядок работы с коммерческим предложением позволяет использовать несколько итераций при взаимодействии с клиентом. Если потенциального клиента не устроил предоставленный вариант, то на основании него можно сформировать новое, откорректированное коммерческое предложение.
Управление заказами клиентов
- назначить ручные и автоматические скидки (наценки);
- определить вариант обеспечения товаров;
- зарезервировать товар на складе;
- проконтролировать состояние обеспечения товаров (наличие товаров на складе, ожидаемые поступления товаров);
- спланировать даты отгрузки;
- спланировать график оплат (позволяет планировать поступление выручки по дням, контролировать соблюдение клиентом оговоренных сроков оплаты, выделять просроченную дебиторскую задолженность);
- выставить счета клиентам (можно сформировать печатную форму заказа, а можно вести учет выписанных счетов).
Управление процессом выполнения заказа осуществляется через соответствующие статусы и состояния документа. Состояние заказа рассчитывается автоматически и информирует пользователя о текущем положении дел по заказу.
В любой момент менеджер может получить подробную информацию о состоянии заказа: каким образом должен быть оплачен заказ клиента в соответствии с указанными в нем этапами оплаты, какое состояние оплаты по заказу (просрочена ли оплата в соответствии с указанной датой оплаты), была ли произведена отгрузка по заказу.
Если заказу клиента предшествовало коммерческое предложение, то заказ формируется на основании данных коммерческого предложения. Ввод заказа возможен на основании сделки с клиентом или на основании задания торговому представителю.
В программе контролируется соответствие заказов условиям соглашений с клиентами. Для согласования отклонений от условий соглашения можно использовать бизнес — процесс согласования заказа. При этом система автоматически направит уполномоченным пользователям задачи по согласованию заказа и утвердит его при наличии положительного решения согласующих.
Корректировка назначения товаров
Программа позволяет изменять/корректировать назначение товаров, которые обеспечиваются и резервируются обособленно под конкретный заказ (заказ клиента, заказ на перемещение и другие).
- резервировать (обособленно) товар под заказ из свободных остатков на складе;
- резервировать (обособленно) товар под заказ из других заказов (снимая с них резерв);
- снять излишек обособленного резерва одного или нескольких заказов;
- полностью снять обособленный резерв одного или нескольких заказов.
Самообслуживание клиентов
- редактирование собственной контактной информации, контактных лиц, контрагентов и банковских счетов;
- оформление заказа клиента и контроль состояния его выполнения;
- просмотр печатных форм первичных документов, сформированных по собственным заказам (счета на оплату, документы продажи, счета-фактуры и т. д.);
- оформление возврата товаров;
- отражение данных о продаже полученных на комиссию товаров;
- регистрация претензий и контроль их состояния;
- формирование планов закупок (планов продаж поставщика);
- просмотр задолженности по оплатам сделанных заказов и отгруженных товаров.
Оформление отгрузки
Для отражения операции продажи товаров и сопутствующих услуг предусмотрен документ — Реализация товаров и услуг.
- оформление накладной на ордерном складе по результатам выполнения отбора товаров по расходным ордерам;
- оформление расходных ордеров по нескольким распоряжениям на отгрузку, в том числе и выписанным на разные юридические лица (как самой организации, так и клиента);
- контроль расхождений в складском и финансовом учете для менеджеров, кладовщиков и бухгалтеров;
- контроль состояния отгрузки и состояния оформления накладной по заказам.
Отгрузку товаров можно оформить по одному или нескольким заказам клиентов с нескольких складов.
По данным отгрузки товаров можно сформировать соответствующие печатные формы: ТОРГ-12, М-15, Счет-фактура и т. д.
Если на предприятии фактический процесс отгрузки товаров со склада и процесс оформления накладной разделены, то в этом случае фактическая отгрузка товаров со склада регистрируется расходным ордером на товары, который формируется на основании данных реализации товаров и услуг.
Корректировка документов после фактической отгрузки товаров
Программа позволяет скорректировать ранее оформленные документы отгрузки и отследить все этапы корректировки реализации. Данная возможность актуальна и для случаев, когда по ранее оформленным документам реализации уже была сдана регламентированная отчетность.
- исправление ошибок;
- корректировка по согласованию сторон.
- списать на расходы — например, товар испорчен при транспортировке до клиента и вина за порчу лежит на нас,
- уменьшить реализацию, учесть при инвентаризации — например, клиент не обнаружил часть товара. Данный товар нужно попытаться найти при инвентаризации,
- увеличить реализацию, учесть при инвентаризации — например, клиенту по факту поступило больше товара, чем было указано в изначальных документах, он эти товары он готов оплатить,
- отразить на прочих доходах — например, клиент сообщил, что по факту ему поступило больше товаров, чем было указано в документах, он эти товары готов оплатить.
Оформление возвратов от клиента
- возврат от клиента — сумма возвращенных товаров может быть уточнена во взаиморасчетах с клиентом в качестве оплаты других продаж клиенту;
- возврат от комиссионера — может быть оформлен в любой момент времени: как до момента получения от комиссионера отчета о проданных товарах, так и после регистрации факта продажи товаров комиссионером;
- возврат от розничного покупателя — оформляется в том случае, если покупатель возвращает товар, проданный в розницу после закрытия кассовой книги.
Обеспечивается возможность вести учета по заявкам на возврат товаров. Заявка на возврат может быть оформлена как на основании данных реализации товаров, так и без указания реализации товаров. Управление заявками осуществляется при помощи соответствующих статусов.
- на складе используется ордерная схема документооборота — процесс выписки накладной и процесс фактического приема товаров на склад разделены, то в этом случае фактический прием возращенных товаров на склад регистрируется приходным ордером на товары,
- на складе не используется ордерная схема документооборота — процесс выписки накладной и процесс фактического приема возвращенных товаров не разделены, то в этом случае фактический прием возвращенных товаров регистрируется накладной.
Доставка товаров клиенту
В программе можно организовать доставку товаров клиенту.
- самовывоз — клиент своими силами забирает товар с нашего склада;
- до клиента — доставка товаров осуществляется нашими силами по адресу клиента и в желаемое время;
- силами перевозчика — доставка товаров осуществляется силами перевозчика. Перевозчик может забрать товар с нашего склада и доставить его по адресу клиента. Либо, мы можем забрать товар и доставить его по адресу перевозчика, а перевозчик, в свою очередь, осуществляет доставку этого товара до клиента.
Информация о доставке товаров фиксируется в документах продажи, которые являются распоряжениями на формирование документа Задание на перевозку.
Задания на перевозку можно контролировать и отслеживать при помощи статусов документа.
Розничная торговля
- регистрация розничных торговых точек;
- назначение цен и автоматических скидок в торговых точках;
- редактирование и печать по шаблонам ценников и этикеток;
- отражение в программе розничных продаж, оформленных через автономную кассу ККМ;
- функциональность рабочего места кассира для оформления продаж с использованием подключенной ККМ в режиме фискального регистратора;
- продажи через ККМ, подключаемой в режиме Offline;
- использование нескольких касс ККМ в различных режимах;
- использование весов с печатью этикеток в режиме Offline;
- использование электронных весов в режиме Online;
- оформление возвратов от розничного покупателя;
- анализ результатов розничных продаж;
- использование подарочных сертификатов;
- поддержка бонусных программ лояльности.
- открытие и закрытие кассовой смены;
- внесение денежных средств в кассу ККМ и выемка денежных средств из кассы ККМ для передачи в кассу предприятия.
- прием оплаты от покупателя;
- оформление чека.
Бонусные программы лояльности предполагают начисление на карту лояльности клиента бонусных баллов, которые можно использовать для оплаты покупок в рознице при оформлении продаж в рабочем месте кассира.
Подарочный сертификат (подарочная карта) — письменный финансовый документ, свидетельство, удостоверяющее факт внесения определенной суммы денежных средств и предоставляющее его владельцу на этом основании определенные права. В рабочем месте кассира поддерживается продажа подарочных сертификатов и оплата подарочным сертификатом.
Взаимодействие с государственными информационными системами
- Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) для алкогольной продукции;
- Государственная информационная система маркировки (ГИСМ) для меховых изделий;
- Государственная информационная система в области ветеринарии (ВетИС), компонент «Меркурий» для продукции животноводства.
- Информационной системы мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП)
Межфирменные продажи
Для предприятий, представленных несколькими юридическими лицами, автоматизировано движение товаров между ними.