Все о личных медицинских книжках работников
Для отдельных категорий работников законодательством установлена обязанность проходить медицинские осмотры. Причем в одних случаях результаты осмотра отражаются в медицинских заключениях или справках, а в других – вносятся в медицинские книжки. Для работников каких категорий оформляются медкнижки? Каков порядок их заполнения? За чей счет они приобретаются, как учитываются и где хранятся? На эти и другие вопросы ответим в статье.
Медосмотры и цели их проведения.
Обязанность работников проходить медицинские осмотры установлена Трудовым кодексом и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).
Медосмотры осуществляются в следующих целях:
Установление пригодности сотрудника для выполнения работы по должности и предупреждение профессиональных заболеваний. Такие осмотры проходят лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или работах, связанных с движением транспорта, несовершеннолетние и др. Результаты медосмотров в первом случае оформляются в виде медицинского заключения, а во втором – в виде справки по форме 086/у. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.
Охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний. Эти медосмотры проводятся в отношении работающих в медицинских организациях, в сферах пищевой промышленности, торговли и т. д. Результаты медосмотров лиц, поступающих на работу и работающих в соответствующих организациях, вносятся в личные медицинские книжки. Причем одних медосмотров мало – после их прохождения на основании ст. 36 Закона № 52-ФЗ такие работники должны проходить гигиеническое обучение и аттестацию. Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 № 229 (далее – Приказ № 229).
Примерный перечень профессий должностных лиц и работников, обязанных при поступлении на работу и в дальнейшем проходить периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, приведен в Письме Минздрава РФ от 07.08.2000 № 1100/2196-0-117 (далее – Письмо № 1100/2196-0-117).
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определен Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (далее – Приказ № 402).
У кого должна быть медицинская книжка?
Медицинскую книжку исходя из ст. 213 ТК РФ, Приказа № 402 и Письма № 1100/2196-0-117 должны иметь:
Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, работающие:
в организациях торговли, в том числе на продовольственных рынках, включая оптовые;
в организациях общественного питания (столовые, рестораны, кафе, бары, буфеты и др.);
в пищеблоках всех учреждений и организаций;
в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, на базах, складах хранения и реализации;
в транспортных организациях.
Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией питьевой воды, в том числе работники водопроводных сооружений, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также лица, обслуживающие водопроводные сети.
Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и непосредственно с питанием детей, работающие:
в детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения);
в учебно-воспитательных учреждениях (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, лицеи, колледжи);
в сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы);
во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и др.).
Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, работающие:
в организациях по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения (бани, душевые, сауны, парикмахерские, косметические и массажные салоны, солярии, прачечные, химчистки, пункты приема белья, жилищно-эксплуатационные организации, организации, осуществляющие комплексную санитарно-гигиеническую очистку территории города);
в организациях, занятых обслуживанием канализационных сетей и сооружений;
в гостиницах, общежитиях, мотелях, кемпингах, туроператорских и туристических фирмах;
в бассейнах, водолечебницах, спортивно-оздоровительных учреждениях;
в лечебно-профилактических учреждениях, интернатах и домах для инвалидов и престарелых, хосписах, а также санаториях, домах отдыха, пансионатах, туристических базах, непосредственно связанных с питанием и коммунально-бытовым обслуживанием пациентов и отдыхающих;
в организациях торговли промышленными товарами для детей и парфюмерно-косметическими изделиями;
водителями транспортных организаций, индивидуальными предпринимателями, занятыми перевозкой людей (такси, городской пассажирский транспорт), а также междугородными и международными перевозками;
проводниками пассажирских поездов дальнего следования, речного, морского и авиатранспорта.
Учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, лицеев, колледжей и т. п. перед началом и в период прохождения практики на предприятиях, в учреждениях, организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
Иностранцы в период работы в организациях и учреждениях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 52-ФЗ в случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников, данные о которых вносятся в получение медкнижки.
Обратите внимание:
Поскольку нормативные документы не содержат указания на конкретные должности, медицинские книжки должны иметь все работники организаций, занимающихся названными видами деятельности.
Форма медицинской книжки.
Личная медицинская книжка – это официальный документ строгой отчетности, защищенный от подделок и являющийся полиграфической продукцией уровня «В», не подлежащий свободной продаже. Ее форма утверждена Приказом № 402.
Медицинская книжка прошита специальной защитной нитью, имеет водяные знаки на каждой странице, круглую печать (которая заверяет фотографию владельца) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», выдавшего книжку, и голограмму (заверяет фотографию владельца).
Страница с данными владельца ламинирована и должна заполняться автоматизированно.
В медицинской книжке содержатся следующие сведения:
сведения о владельце – Ф. И. О., год рождения, домашний адрес, должность, организация (индивидуальный предприниматель), личная подпись;
отметки о переходе на работу в другие организации;
отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях;
отметки о профилактических прививках;
заключение соответствующих врачей о допуске к работе по результатам медицинского обследования;
результаты обследования на туберкулез;
результаты обследования на носительство возбудителей кишечных инфекционных заболеваний;
результаты лабораторных исследований и осмотра дерматовенеролога;
результаты исследований на гельминтозы;
результаты обследования на носительство возбудителей дифтерии;
результаты обследования на носительство патогенного стафилококка;
сведения о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
отметка о предупреждении при нарушении санитарных норм и правил.
Заключения, информация о прививках и результаты обследований заверяются штампами и подписью ответственного лица.
Порядок получения книжки.
Специального порядка получения медкнижек на законодательном уровне не установлено. Единственным документом является Приказ № 402. Разъяснения о том, как получить медкнижку, дают центры гигиены и эпидемиологии.
При приеме в организацию, занимающуюся перечисленными выше видами деятельности, новичок должен предъявить личную медицинскую книжку. Если у будущего работника ее нет, ее нужно приобрести.
Как было отмечено, свободной продаже книжки не подлежат, выдаются только центрами гигиены и эпидемиологии или медицинскими учреждениями, имеющими разрешение (лицензию, договор) Роспотребнадзора на выдачу таких документов. Все книжки подлежат учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения и Роспотребнадзором и вносятся в реестр личных медицинских книжек.
Обратите внимание:
Оформление и выдача личной медицинской книжки, гигиеническое обучение и аттестация являются платными услугами, оплачиваются в соответствии с прейскурантами центров гигиены и эпидемиологии или специализированных медицинских организаций.
Для оформления медкнижки нужно обратиться или в центр гигиены и эпидемиологии, или в медицинское учреждение, имеющее разрешение. Весь процесс проходит в несколько этапов:
- Представление документов. Работник должен представить:
заявление на выдачу личной медицинской книжки;
фотографию (3 на 4 см);
направление работодателя с указанием наименования места работы;
квитанцию об оплате.
- После оформления бланка личной медкнижки (без голограммы) работнику необходимо пройти обязательное медицинское обследование в медицинских организациях (поликлиники, диспансеры, медцентры и пр.), имеющих соответствующую лицензию. Результаты обследований должны быть внесены в медицинскую книжку, заверены печатью и штампом медицинского учреждения и подписью должностного лица, ответственного за проведение медосмотра.
К сведению:
Перечень медицинских обследований зависит от сферы деятельности организации-работодателя. Он более широкий, в частности, для медработников и работников пищевой промышленности.
Получение заключения о допуске к работе по результатам
медосмотра и соответствующей отметки в разд. V медицинская книжка работника.
Гигиеническое обучение. Состоит из очной и заочной частей. Очная представляет собой программу длительностью от 6 до 12 часов, заочная предполагает самоподготовку по рекомендованным источникам.
Гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью один раз в два года, а для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников, – ежегодно, так как данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения (Приказ № 229).
Гигиеническая аттестация. Аттестация проводится в центре гигиены и эпидемиологии в форме собеседования или тестового контроля. Если работник не справился, он может пересдать аттестацию, но не ранее чем через неделю.
Внесение результатов аттестации в медкнижку и голографирование. В разделе XII на стр. 28 ставится отметка о прохождении аттестации в виде штампа и наносится квадратный голографический знак.
Выдача медицинской книжки.
Срок оформления медицинская книжка работника может быть разным. Если работник будет проходить медицинское обследование, например, в поликлинике, он может затратить на это от недели до двух. Если медкнижка оформляется в специализированных медцентрах, она может быть оформлена за несколько дней.
Относительно недавно Минздрав предложил утвердить новую унифицированную форму личной медицинской книжки 025/у-МК, которая имеет ряд отличий от действующей. Но на сегодняшний момент она пока не принята.
Вопрос:
Есть ли срок действия у медицинской книжки и можно ли его продлить?
Срок действия медицинской книжки не ограничен и определяется датами обследований и анализов, которые работнику необходимо сдавать для получения разрешения на трудовую деятельность. Как правило, проходить медицинское обследование нужно раз в год. Исключение составляют отдельные пищевые и медицинские отрасли, в которых работник должен сдавать анализы, имеющие небольшой срок действия.
Если речь идет об окончании срока действия результатов обследований и анализов, то работодатель выдает работнику направление на очередной медицинский осмотр, результаты которого снова вносятся в медкнижку.
Когда поля для внесения записей заканчиваются в трудовой книжке, в нее вшивается вкладыш. А вот в случае с медкнижкой этого не происходит – просто придется оформить работнику новую медицинскую книжку. Новая медкнижка оформляется и при утере действующей.
За чей счет оформляется медкнижка?
Этот вопрос неоднозначный, прямо он не урегулирован, поэтому некоторые работодатели оплачивают только непосредственно медосмотры, поскольку в соответствии со ст. 213 ТК РФ работодатель обязан проводить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры за свой счет.
Однако, поскольку оформление медкнижки – это неотъемлемая часть процедуры прохождения медосмотров, ее оформление также должно осуществляться за счет работодателя.
Кроме того, согласно ст. 11 и п. 2 ст. 36 Закона № 52-ФЗ работодатель обязан проводить гигиеническое обучение при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации работников организаций, чья деятельность связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды; воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Результаты аттестации также вносятся в медкнижку.
В Письме № 1100/2677-05 сказано, что выдачу личной медицинской книжки следует включать в предмет договора о проведении такой подготовки и аттестации лиц, подлежащих профессиональной гигиенической подготовке, а стоимость данных документов – в стоимость услуг по профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
А в Письме от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84 уже Минфин в пользу оплаты всех расходов высказался, например, что затраты работодателя на проведение предварительных медицинских осмотров работников и оформление медицинских книжек являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности, и не облагаются НДФЛ.
Таким образом, мы придерживаемся мнения, что работодатель должен оплачивать все расходы, связанные с оформлением медицинской книжки. Но ее бланк оплачивает работник, поскольку это его личный документ, как и трудовая книжка (стоимость которой может быть удержана с работника).
Должен ли работодатель проверить подлинность медкнижки?
По общему правилу работодатель не обязан проверять документы, предоставляемые работником при трудоустройстве. Однако Роспотребнадзор в Письме 10.11.2015 № 01/13734-15-32 отметил, что работодатель в целях проверки подлинности личных медицинских книжек должен обеспечить оценку сведений, содержащихся в них, на соответствие требованиям Приказа № 402 (в том числе проверить наличие печати организации Роспотребнадзора, выдавшей медицинскую книжку). И в случае отсутствия медкнижек установленного образца с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметкой о прохождении гигиенической подготовки и аттестации работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Ею для работодателя предусмотрен штраф от 10 000 до 20 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Поэтому, принимая от работника медкнижку, в первую очередь можно проверить через Интернет по специальному реестру, выдавалась ли медкнижка с таким номером. Если реестра в вашем субъекте нет, действуйте другим образом: проверьте бланк книжки и записи, внесенные в нее. Подлинник от фальшивки можно отличить по следующим основным признакам:
медкнижку печатают на бумаге с водяными знаками и прошивают защитной нитью;
на лицевой стороне титульного листа должны быть трафаретная печать оптически изменяющейся краской;
в нижней части ламинированной страницы имеется изображение высокого разрешения (карта России);
в поддельных книжках цветовая палитра отличается от оригинального фона;
фальшивую книжку часто заполняют вручную (сведения о работнике), а в подлиннике все печатается;
в подлиннике есть голографические наклейки – округлая на фотографии и квадратная на стр. 28;
в подлиннике на фото имеется круглая печать центра гигиены и эпидемиологии;
все врачебные записи заверяются печатями и штампами учреждения, выдавшего медкнижку;
подлинник имеет темную синюю корочку с закругленными углами и тисненной золотой надписью «Личная медицинская книжка» и «Госсанэпидслужба России»;
внутренняя часть и все странички имеют рисунок голубого цвета (полукольца с ворсинками);
защитные знаки с голограммами можно рассмотреть под ультрафиолетовыми лучами.
Обязанности работодателя в отношении медицинских книжек.
Как следует из стр. 30 медицинской книжки, она должна храниться у работодателя. При этом в тех местах, где у работника могут проверить ее наличие (например, при организации выездной торговли за пределами предприятия), медкнижка выдается работнику на руки. Она также выдается на руки при прохождении медосмотров в медицинском учреждении.
Для учета имеющихся медкнижек работников рекомендуем вести в организации журнал учета медицинских книжек, например:
Как сделать медкнижку
Я проработал несколько лет в сфере обслуживания, и, по моим наблюдениям, 80% всех работников — бариста, поваров и официантов — покупают медкнижку, а не делают ее официально. Мне показалось это неправильным, поэтому я решил сделать ее сам и заодно проверить свое здоровье. Расскажу, сколько это у меня заняло времени и насколько дешевле делать самому, чем покупать в интернете.
Что такое медицинская книжка
Медкнижка — это документ, который подтверждает, что у человека нет противопоказаний по здоровью для работы по профессии, для которой он эту медкнижку оформляет.
Законодательные нормы. Информация о том, что такое личная медицинская книжка, кто ее должен оформлять, как она должна выглядеть и что в ней должно быть, — в этих законах и подзаконных актах:
- Приказ Роспотребнадзора от 20 мая 2005 года «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».
- ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Приказ Минздрава РФ от 29 июня 2000 года «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».
- Письмо Минздрава РФ «О направлении перечня профессий».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н об утверждении перечней вредных или опасных производственных факторов, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медосмотры.
Кому и зачем нужно оформлять медкнижку
Медкнижку должны оформлять те, кто общается с людьми в сфере торговли и обслуживания или контактирует с продуктами питания. Например, воспитатели, официанты и бармены должны иметь медкнижку. Грузчики, плотники и подсобные рабочие на стройке — нет. Но здесь нужно быть внимательными. Например, в салоне красоты иметь медкнижку должны не только мастера, которые работают с клиентами, но и администратор, и владелец салона.
Перечень работ, которые нельзя выполнять без медкнижки, определен в приказе Роспотребнадзора о личной медицинской книжке. Это работы, связанные:
- с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;
- воспитанием и обучением детей;
- коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Примерный перечень таких профессий можно посмотреть в письме Минздрава, уточняющем, кто именно должен проходить гигиеническую подготовку. Медкнижка выдается по результатам медосмотра.
Ответственность за отсутствие медкнижки. Роспотребнадзор может устраивать проверки и оштрафовать, если у работника:
- Нет медкнижки.
- Поддельная медкнижка.
- Не хватает какой-то записи в медкнижке, например о гигиеническом обучении.
Штрафы могут быть такими:
- Для граждан — от 100 до 500 Р .
- Для должностных лиц — от 500 до 1000 Р .
- Для ИП — от 500 до 1000 Р или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- Для организаций — от 10 000 до 20 000 Р . Если вскроется много нарушений, заведение могут прикрыть на срок до 90 суток.
Также наличие медкнижек может проверить трудовой инспектор. Если книжек нет, поскольку работодатель не озаботился обязательным медосмотром персонала, то трудинспектор выпишет штраф за каждого работника:
- Директору — от 15 000 до 20 000 Р .
- ИП — от 15 000 до 25 000 Р .
- Организации — от 110 000 до 130 000 Р .
Что нужно для оформления
Фотография нужна как в паспорт — 3 × 4 , цветная или черно-белая. Я этого не знал и пришел оформлять медкнижку без нее. Меня сфотографировали в самом центре за 100 рублей.
Документы. У меня спрашивали паспорт, СНИЛС и флюорографию не старше года. Флюорография у меня уже была, но если бы не было, ее также могли сделать в этом центре. Бесплатно флюорографию можно сделать в обычной поликлинике по месту жительства или в противотуберкулезном диспансере.
С 2020 года зеленые карточки, где указан СНИЛС, уже не выдают. Если самой карточки у вас нет, можно получить бумажное уведомление, где будет написан номер. Уведомление можно заказать в любом отделении ПФР или МФЦ. ПФР выдает уведомление сразу на приеме. Если есть аккаунт на Госуслугах, сведения о СНИЛС можно получить через личный кабинете на сайте ПФР и распечатать. Никуда ходить не потребуется.
Чистая медкнижка. Чистую медкнижку у меня не спрашивали — выдали свою, внесли все данные и печати.
Медкнижку нельзя купить в обычном киоске или канцелярском отделе. Она считается документом строгой отчетности, и ее могут выдать только в государственной организации — центре гигиены и эпидемиологии. Такие центры есть в каждом субъекте РФ, они входят в структуру Роспотребнадзора.
Центр гигиены и эпидемиологии может выдавать медкнижки сам, а может поручить это медицинским организациям. В любом случае Роспотребнадзор ведет учет всех выданных медкнижек. По номеру медкнижки можно проверить, подлинная она или нет.
Если оформляете медкнижку в центре гигиены и эпидемиологии, чистая медкнижка не понадобится. Если обратились в частную клинику, нужно уточнить, имеет ли она право выдавать медкнижки. Может оказаться, что сначала придется купить бланк медкнижки в центре гигиены и эпидемиологии по субъекту РФ.
Где оформляют
Медицинские книжки оформляют в центрах гигиены и эпидемиологии или в медицинских организациях, которые заключили соглашение с такими центрами. В обычной поликлинике оформить медицинскую книжку нельзя — там можно сдать только анализы.
Государственные учреждения. Я оформлял медкнижку в государственном учреждении — Центре гигиены и эпидемиологии Воронежской области. В вашем городе тоже должен быть региональный центр гигиены и эпидемиологии.
Частная клиника. Медкнижку можно сделать и в частной клинике. Для оформления медкнижек организация должна заключить соглашение об этом с центром гигиены и эпидемиологии по субъекту РФ. У организации должна быть лицензия, позволяющая ей проводить медицинские осмотры.
Оформить медкнижку в частных клиниках в среднем стоит столько же , сколько и в государственных центрах. Если клиника предлагает сделать медкнижку гораздо дешевле, например за 1000 рублей, есть повод насторожиться — скорее всего, это фальшивка.
Этапы оформления документа
Я оформил медкнижку быстро: пришел в центр гигиены и эпидемиологии, оплатил и пошел по кабинетам, а через неделю мне позвонили и сказали: «Книжка готова, приезжайте, забирайте». Я приехал, расписался в медкнижке, после чего первые страницы заламинировали.
На руки медкнижку можно получить через пять дней, а если делать в частной клинике — через три. Обычно это время нужно, чтобы пришли результаты анализов.
Врачи на медосмотре. Осматривали меня очень поверхностно: всех врачей я прошел минут за 15. И получилось бы быстрее, если бы не пришлось искать одного врача, которого не было в кабинете.
Каких врачей необходимо пройти и какие анализы сдать — регулирует приказ Минздрава о медосмотрах. Еще в приказе сказано, что предварительный и периодические осмотры проводятся, если есть направление от работодателя. Но на практике его почти никто не спрашивает.
Перечень осмотров и анализов зависит от профессии, для которой оформляешь медкнижку. Также правила, к каким специалистам отправлять на предварительном осмотре, а к каким — на периодическом, есть в приложении к приказу Минздрава.
Некоторые организации указывают на своих сайтах перечень врачей, которых нужно пройти. Например, я прошел перечень врачей для работника промышленной торговли. А перечень врачей для работников дошкольных учреждений выглядит иначе.
Перечень врачей. Меня осматривали терапевт, отоларинголог, нарколог, дерматовенеролог. Еще у меня в медкнижке отметили, что я прошел осмотр у стоматолога, хотя он меня не осматривал.
Список обязательных врачей обычно такой:
- Терапевт.
- Лор.
- Дерматовенеролог.
- Стоматолог.
- Гинеколог — для женщин.
В законодательстве регламентированы разделы, в которых врачи должны расписаться по результатам обследования работника.
Анализы и исследования. Обязательные анализы по законодательству:
- Анализ крови на холестерин и глюкозу.
- Общий анализ крови.
- Общий анализ мочи.
- Антропометрия. Например, измеряют рост, вес и окружность талии.
- Измерение давления.
- Флюорография.
Есть и специфические анализы. Например, работникам пищевой промышленности дополнительно придется сдать еще анализ на тиф.
Гигиеническая аттестация. Человек, который получает медкнижку, должен еще иметь представление о том, что, например, нужно мыть руки и проветривать кабинеты. То есть должен иметь минимум знаний — санминимум. Центры выкладывают эту информацию на своих сайтах.
По правилам после изучения материалов будущий работник проходит онлайн-тестирование, и только после этого ему выдают медкнижку. С меня не требовали никакой гигиенической аттестации и никаким минимумом знаний меня не снабжали, но на последней странице медкнижки у меня стоит печать «Аттестован».
Стоимость оформления
Я делал медкнижку в 2019 году в Воронеже для работы барменом, с меня взяли 2800 Р . Дороже делают медкнижки для профессий, где требуется пройти больше врачей и сдать больше анализов, например для ассистента врача.
я заплатил за медкнижку для работы барменом
Можно ли оформить бесплатно. Там, где я работал, мне не предлагали сделать медкнижку бесплатно или компенсировать ее стоимость. В лучшем случае работодатель предлагал дать мне взаймы до зарплаты.
Еще работодатели обычно нормально относятся к ситуации, когда работник до первой зарплаты работает без медкнижки, а с зарплаты оформляет ее. Как он оформит ее — официально или нет — работодателей обычно не интересует.
Обязанность работодателя компенсировать стоимость. По закону за обязательный медосмотр должен платить работодатель. Спорным остается лишь вопрос, должен ли работодатель оплачивать или компенсировать стоимость бланка книжки. Роструд полагает, что должен.
Кроме того, закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии обязывает всех работодателей проводить гигиеническое обучение своих работников. Это касается и организаций, и ИП. То есть и эти расходы работодатель должен оплатить сам. Получается, работнику самому нужно только купить бланк медкнижки и оплатить услуги по ее оформлению.
Деньги за неоплаченный медосмотр можно попытаться взыскать с работодателя через суд. Например, так поступила женщина из Кемерово. Ее приняли по трудовому договору в организацию, и она должна была пройти медосмотр и предоставить работодателю медицинское заключение. Когда он отказался компенсировать потраченные на медосмотр деньги, она подала в суд. Суд присудил вернуть ей деньги за медосмотр, а также взыскал с организации проценты и компенсацию морального вреда.
На практике я никогда не встречал работодателей, которые компенсируют стоимость медкнижки. Даже когда я устраивался в школу для детей с ограниченными возможностями здоровья, медкнижку мне пришлось делать за свои деньги.
Срок оформления
Медкнижку я оформлял в четверг, а в среду на следующей неделе меня пригласили за ней приехать.
Можно ли сделать за один день. Официально за один день можно только пройти анализы, но книжку будут делать до 5 дней. В частных центрах обещают оформить за 3 дня. Если предлагают сделать медкнижку за один день, скорее всего, вы не будете проходить врачей и сдавать анализы. А это значит, что проверку такая книжка может не пройти.
Срок действия
Большинству работников медкнижку нужно продлевать ежегодно, например официантам и парикмахерам. А дальнобойщики или трактористы продлевают ее два раза в год.
Кроме медосмотров, еще регулярно нужно проходить гигиеническую подготовку — тоже с разной периодичностью для разных профессий.
Как продлить
Чтобы продлить медкнижку, нужно заново пройти медосмотр. Обычно это быстрее, проще и дешевле, чем заводить новую. Я узнавал: продлить мою медкнижку стоит 1200 Р . Это связано с тем, что часть врачей необязательно проходить ежегодно, поэтому их список при продлении меньше.
Цены на продление медкнижек колеблются в зависимости от сферы деятельности работника. Связано это с количеством исследований и анализов, чем их больше — тем дороже.
Как распознать фальшивку
На официальных сайтах, например на сайте гигиены и эпидемиологии Тульской области, пишут, что отличия настоящих книжек от подделок такие:
- Есть водяные знаки.
- Номер книжки нанесен печатным текстом.
- Есть печать и голограмма.
Но такие признаки поверхностны — все они могут быть и в поддельной медкнижке.
Я сравнил две медкнижки — свою настоящую и моего знакомого, которую он сделал за день в интернете.
Все о личных медицинских книжках работников
Для отдельных категорий работников законодательством установлена обязанность проходить медицинские осмотры. Причем в одних случаях результаты осмотра отражаются в медицинских заключениях или справках, а в других — вносятся в медицинские книжки. Для работников каких категорий оформляются медкнижки? Каков порядок их заполнения? За чей счет они приобретаются, как учитываются и где хранятся? На эти и другие вопросы ответим в статье.
Медосмотры и цели их проведения
Обязанность работников проходить медицинские осмотры установлена Трудовым кодексом и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон №52-ФЗ).
Медосмотры осуществляются в следующих целях:
1. Установление пригодности сотрудника для выполнения работы по должности и предупреждение профессиональных заболеваний. Такие осмотры проходят лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или работах, связанных с движением транспорта, несовершеннолетние и др. Результаты медосмотров в первом случае оформляются в виде медицинского заключения, а во втором — в виде справки по форме 086/у. Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 №302н.
2. Охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний. Эти медосмотры проводятся в отношении работающих в медицинских организациях, в сферах пищевой промышленности, торговли и т.д. Результаты медосмотров лиц, поступающих на работу и работающих в соответствующих организациях, вносятся в личные медицинские книжки. Причем одних медосмотров мало — после их прохождения на основании ст. 36 Закона №52ФЗ такие работники должны проходить гигиеническое обучение и аттестацию. Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации утверждена Приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 №229 (далее — Приказ №229).
Примерный перечень профессий должностных лиц и работников, обязанных при поступлении на работу и в дальнейшем проходить периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, приведен в Письме Минздрава РФ от 07.08.2000 №1100/2196-0-117 (далее — Письмо №1100/21960117).
Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определен Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» (далее — Приказ №402).
У кого должна быть медицинская книжка
Медицинскую книжку исходя из ст. 213 ТК РФ, Приказа №402 и Письма №1100/21960117 должны иметь:
1. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, работающие:
- в пищеблоках всех учреждений и организаций;
- в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, на базах, складах хранения и реализации;
- в транспортных орган изациях.
2. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией питьевой воды, в том числе работники водопроводных сооружений, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также лица, обслуживающие водопроводные сети.
3. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и непосредственно с питанием детей, работающие:
- в детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения);
- в учебно-воспитательных учреждениях (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, лицеи, колледжи);
- в сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы);
- во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и др.).
4. Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, работающие:
- в организациях по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения (бани, душевые, сауны, парикмахерские, косметические и массажные салоны, солярии, прачечные, химчистки, пункты приема белья, жилищно-эксплуатационные организации, организации, осуществляющие комплексную санитарно-гигиеническую очистку территории города);
- в организациях, занятых обслуживанием канализационных сетей и сооружений;
- в гостиницах, общежитиях, мотелях, кемпингах, туроператорских и туристических фирмах;
- в бассейнах, водолечебницах, спортивно-оздоровительных учреждениях;
- в лечебно-профилактических учреждениях, интернатах и домах для инвалидов и престарелых, хосписах, а также санаториях, домах отдыха, пансионатах, туристических базах, непосредственно связанных с питанием и коммунально-бытовым обслуживанием пациентов и отдыхающих;
- в организациях торговли промышленными товарами для детей и парфюмерно-косметическими изделиями;
- водителями транспортных организаций, индивидуальными предпринимателями, занятыми перевозкой людей (такси, городской пассажирский транспорт), а также междугородными и международными перевозками;
- проводниками пассажирских поездов дальнего следования, речного, морского и авиатранспорта.
5. Учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, лицеев, колледжей и т.п. перед началом и в период прохождения практики на предприятиях, в учреждениях, организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
6. Иностранцы в период работы в организациях и учреждениях, работники которых подлежат профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
Обратите внимание
Поскольку нормативные документы не содержат указания на конкретные должности, медицинские книжки должны иметь все работники организаций, занимающихся названными видами деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона №52ФЗ в случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников, данные о которых вносятся в медкнижки.
Форма медицинской книжки
Личная медицинская книжка — это официальный документ строгой отчетности, защищенный от подделок и являющийся полиграфической продукцией уровня «В», не подлежащий свободной продаже. Ее форма утверждена Приказом №402.
Медицинская книжка прошита специальной защитной нитью, имеет водяные знаки на каждой странице, круглую печать (которая заверяет фотографию владельца) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», выдавшего книжку, и голограмму (заверяет фотографию владельца).
Страница с данными владельца ламинирована и должна заполняться автоматизированно.
В медицинской книжке содержатся следующие сведения:
- дата выдачи;
- сведения о владельце — Ф.И. О., год рождения, домашний адрес, должность, организация (индивидуальный предприниматель), личная подпись;
- отметки о переходе на работу в другие организации;
- отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях;
- отметки о профилактических прививках;
- заключение соответствующих врачей о допуске к работе по результатам медицинского обследования;
- результаты обследования на туберкулез;
- результаты обследования на носительство возбудителей кишечных инфекционных заболеваний;
- результаты лабораторных исследований и осмотра дерматовенеролога;
- результаты исследований на гельминтозы;
- результаты обследования на носительство возбудителей дифтерии;
- результаты обследования на носительство патогенного стафилококка;
- сведения о профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
- отметка о предупреждении при нарушении санитарных норм и правил.
Заключения, информация о прививках и результаты обследований заверяются штампами и подписью ответственного лица.
Порядок получения книжки
Специального порядка получения медкнижек на законодательном уровне не установлено. Единственным документом является Приказ №402. Разъяснения о том, как получить медкнижку, дают центры гигиены и эпидемиологии.
При приеме в организацию, занимающуюся перечисленными выше видами деятельности, новичок должен предъявить личную медицинскую книжку. Если у будущего работника ее нет, ее нужно приобрести.
Как было отмечено, свободной продаже книжки не подлежат, выдаются только центрами гигиены и эпидемиологии или медицинскими учреждениями, имеющими разрешение (лицензию, договор) Роспотребнадзора на выдачу таких документов. Все книжки подлежат учету медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения и Роспотребнадзором и вносятся в реестр личных медицинских книжек.
Обратите внимание
Оформление и выдача личной медицинской книжки, гигиеническое обучение и аттестация являются платными услугами, оплачиваются в соответствии с прейскурантами центров гигиены и эпидемиологии или специализированных медицинских организаций.
Для оформления медкнижки нужно обратиться или в центр гигиены и эпидемиологии, или в медицинское учреждение, имеющее разрешение. Весь процесс проходит в несколько этапов:
1. Представление документов. Работник должен представить:
- заявление на выдачу личной медицинской книжки;
- паспорт;
- фотографию (3 на 4см);
- направление работодателя с указанием наименования места работы;
- квитанцию об оплате.
2. После оформления бланка личной медкнижки (без голограммы) работнику необходимо пройти обязательное медицинское обследование в медицинских организациях (поликлиники, диспансеры, медцентры и пр.), имеющих соответствующую лицензию. Результаты обследований должны быть внесены в медицинскую книжку, заверены печатью и штампом медицинского учреждения и подписью должностного лица, ответственного за проведение медосмотра.
К сведению
Перечень медицинских обследований зависит от сферы деятельности организации-работодателя. Он более широкий, в частности, для медработников и работников пищевой промышленности.
3. Получение заключения о допуске к работе по результатам
медосмотра и соответствующей отметки в разд. V медкнижки.
4. Гигиеническое обучение. Состоит из очной и заочной частей. Очная представляет собой программу длительностью от 6 до 12 часов, заочная предполагает самоподготовку по рекомендованным источникам.
Гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью один раз в два года, а для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников, — ежегодно, так как данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения (Приказ №229).
5. Гигиеническая аттестация. Аттестация проводится в центре гигиены и эпидемиологии в форме собеседования или тестового контроля. Если работник не справился, он может пересдать аттестацию, но не ранее чем через неделю.
6. Внесение результатов аттестации в медкнижку и голографирование. В разделе XII на стр. 28 ставится отметка о прохождении аттестации в виде штампа и наносится квадратный голографический знак.
7. Выдача медицинской книжки.
Срок оформления медкнижки может быть разным. Если работник будет проходить медицинское обследование, например, в поликлинике, он может затратить на это от недели до двух. Если медкнижка оформляется в специализированных медцентрах, она может быть оформлена за несколько дней.
Относительно недавно Минздрав предложил утвердить новую унифицированную форму личной медицинской книжки 025/у-МК, которая имеет ряд отличий от действующей. Но на сегодняшний момент она пока не принята.
Есть ли срок действия у медицинской книжки и можно ли его продлить?
Срок действия медицинской книжки не ограничен и определяется датами обследований и анализов, которые работнику необходимо сдавать для получения разрешения на трудовую деятельность. Как правило, проходить медицинское обследование нужно раз в год. Исключение составляют отдельные пищевые и медицинские отрасли, в которых работник должен сдавать анализы, имеющие небольшой срок действия.
Если речь идет об окончании срока действия результатов обследований и анализов, то работодатель выдает работнику направление на очередной медицинский осмотр, результаты которого снова вносятся в медкнижку.
Когда поля для внесения записей заканчиваются в трудовой книжке, в нее вшивается вкладыш. А вот в случае с медкнижкой этого не происходит — просто придется оформить работнику новую медицинскую книжку. Новая медкнижка оформляется и при утере действующей.
За чей счет оформляется медкнижка?
Этот вопрос неоднозначный, прямо он не урегулирован, поэтому некоторые работодатели оплачивают только непосредственно медосмотры, поскольку в соответствии со ст. 213 ТК РФ работодатель обязан проводить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры за свой счет.
Однако, поскольку оформление медкнижки — это неотъемлемая часть процедуры прохождения медосмотров, ее оформление также должно осуществляться за счет работодателя.
Кроме того, согласно ст. 11 и п. 2 ст. 36 Закона №52ФЗ работодатель обязан проводить гигиеническое обучение при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации работников организаций, чья деятельность связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды; воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Результаты аттестации также вносятся в медкнижку.
Таким образом, мы придерживаемся мнения, что работодатель должен оплачивать все расходы, связанные с оформлением медицинской книжки. Но ее бланк оплачивает работник, поскольку это его личный документ, как и трудовая книжка (стоимость которой может быть удержана с работника).
Должен ли работодатель проверить подлинность медкнижки?
По общему правилу работодатель не обязан проверять документы, предоставляемые работником при трудоустройстве. Однако Роспотребнадзор в Письме 10.11.2015 №01/137341532 отметил, что работодатель в целях проверки подлинности личных медицинских книжек должен обеспечить оценку сведений, содержащихся в них, на соответствие требованиям Приказа №402 (в том числе проверить наличие печати организации Роспотребнадзора, выдавшей медицинскую книжку). И в случае отсутствия медкнижек установленного образца с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметкой о прохождении гигиенической подготовки и аттестации работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ. Ею для работодателя предусмотрен штраф от 10000 до 20000руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Поэтому, принимая от работника медкнижку, в первую очередь можно проверить через Интернет по специальному реестру, выдавалась ли медкнижка с таким номером. Если реестра в вашем субъекте нет, действуйте другим образом: проверьте бланк книжки и записи, внесенные в нее. Подлинник от фальшивки можно отличить по следующим основным признакам:
- медкнижку печатают на бумаге с водяными знаками и прошивают защитной нитью;
- на лицевой стороне титульного листа должны быть трафаретная печать оптически изменяющейся краской;
- в нижней части ламинированной страницы имеется изображение высокого разрешения (карта России);
- в поддельных книжках цветовая палитра отличается от оригинального фона;
- фальшивую книжку часто заполняют вручную (сведения о работнике), а в подлиннике все печатается;
- в подлиннике есть голографические наклейки — округлая на фотографии и квадратная на стр. 28;
- в подлиннике на фото имеется круглая печать центра гигиены и эпидемиологии;
- все врачебные записи заверяются печатями и штампами учреждения, выдавшего медкнижку;
- подлинник имеет темную синюю корочку с закругленными углами и тисненной золотой надписью «Личная медицинская книжка» и «Госсанэпидслужба России»;
- внутренняя часть и все странички имеют рисунок голубого цвета (полукольца с ворсинками);
- защитные знаки с голограммами можно рассмотреть под ультрафиолетовыми лучами.
Обязанности работодателя в отношении медицинских книжек
Как следует из стр. 30 медицинской книжки, она должна храниться у работодателя. При этом в тех местах, где у работника могут проверить ее наличие (например, при организации выездной торговли за пределами предприятия), медкнижка выдается работнику на руки. Она также выдается на руки при прохождении медосмотров в медицинском учреждении.
Для учета имеющихся медкнижек работников рекомендуем вести в организации журнал учета медицинских книжек, например:
Как сделать медицинскую книжку в 2022 году?
Чтобы работать в продуктовом магазине, детском саду, парикмахерской и не только, нужна медицинская книжка. Устроиться без неё не получится — за нарушение придётся заплатить крупный штраф. Рассказываем, кому в 2022 году необходима медкнижка и как её оформить.
Что такое медкнижка и кому она нужна
Медкнижка, или санитарная книжка, — официальный документ с уникальной серией и номером, фото и данными владельца, квадратной голограммой, водяными знаками и для проверки подлинности. Документ подтверждает, что у работника нет медицинских противопоказаний для выполнения профессиональных обязанностей.
Например, без медкнижки не обойтись работникам:
- торговли и общепита;
- образования, включая спортивные секции;
- сферы здравоохранения и фармацевтики;
- сферы обслуживания: например, общепита, салонов красоты.
Ознакомиться с полным списком профессий, которым требуется медкнижка, и другими нюансами оформления документа можно в Трудовом кодексе, Приказе Роспотребнадзора , Приказе Минздрава и в других официальных материалах.
Что будет за работу без медкнижки
Закон строг: за отсутствие документа предусмотрена серьёзная ответственность:
- сотрудник, работающий без медкнижки, заплатит от 100 до 500 рублей;
- должностное лицо, не проконтролировавшее ситуацию, — от 500 до 1 000 рублей;
- ИП грозит штраф от 500 до 1 000 рублей или закрытие до 90 суток;
- юридическое лицо за работу сотрудников без книжки может быть наказано на сумму от 10 000 до 20 000 рублей. При большом количестве нарушений работу организации могут приостановить на срок до 90 суток.
Наказание за те же нарушения, но в период режима ЧС или карантина, ещё более суровые: для сотрудника — штраф до 40 000 рублей, для должностного лица и ИП — до 150 000 рублей, для юрлица — до 500 000 рублей.
Подлинность медицинских книжек проверяют в специальном реестре : обмануть систему никак не получится.
Что нужно для оформления медкнижки
- Направление на медосмотр от работодателя.
- Оригинал паспорта.
- СНИЛС работника (если нет самой карточки, номер СНИЛС можно посмотреть в личном кабинете на сайте ПФР и распечатать).
- Две фотографии 3 × 4: для вклеивания в медкнижку и медкарту.
- Бланк медицинской книжки. Его можно купить в Центре гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) Роспотребнадзора. Иногда бланк выдают в клиниках, которые проводят осмотр.
Где сделать медкнижку для работы
Пройти медосмотр и получить медкнижку можно в государственном Центре гигиены и эпидемиологии либо в частной клинике, которая сотрудничает с ЦГиЭ и у которой есть соответствующая лицензия. В обычных городских поликлиниках сделать медкнижку не получится.
Стоимость услуги по оформлению медкнижки в государственных и частных центрах примерно одинаковая. Иногда частники берут дороже, зато необходимые исследования обещают сделать быстрее.
Как сделать медкнижку для работы: пошаговая инструкция
Прийти в медучреждение, взяв с собой два фото, паспорт и направление от работодателя (хотя на месте его требуют редко). При оформлении в частном медицинском центре уточните, нужно ли заранее купить бланк санитарной книжки или можно это сделать в клинике.
В регистратуре медицинского центра нужно получить обходной лист, где перечислено, какие анализы нужно сдать и каких врачей пройти.
Оплатить медосмотр в кассе медицинского центра и не забыть взять квитанцию — её могут попросить в бухгалтерии, чтобы потом компенсировать расходы.
Пройти осмотр у врачей и сдать анализы.
Список необходимых анализов и врачей для каждой профессии определён в Приказе Минздрава . Большинство центров публикуют его на своих сайтах, чтобы работники могли ознакомиться с информацией заранее.
Некоторых врачей посещают все без исключения: терапевта, психиатра, нарколога. В зависимости от профессии может быть назначен осмотр хирурга, офтальмолога, отоларинголога, невролога, стоматолога, эндокринолога, инфекциониста, для женщин также обязателен визит к гинекологу.
Обязательные исследования — общий анализ крови, биохимический скрининг крови, общий анализ мочи, антропометрия, флюорография (если есть действительная, можно принести с собой), ЭКГ, измерение артериального давления, гинекологические тесты для женщин.
Есть и специфические анализы. Например, сотрудники школ, детских садов и продуктовых магазинов при устройстве на работу сдают анализ на брюшной тиф и кишечные инфекции, а затем раз в год — на гельминтов и энтеробиоз. Медицинских работников проверяют на стафилококк, и гепатит разных типов.
Следующий этап — гигиеническая аттестация. Чтобы её пройти, нужно изучить матчасть: например, как правильно мыть руки или как часто проветривать рабочее помещение. Изучить эту информацию можно самостоятельно на сайте ЦГиЭ, а затем пройти тест по пройденному материалу. По его результатам в медкнижке работника делается отметка об аттестации.
Сколько стоит оформление медкнижки?
Итоговая стоимость будет зависеть от места прохождения медосмотра, количества необходимых анализов и исследований у специалистов. В среднем оформление медкнижки обходится в 2 500—3 000 рублей, включая гигиеническую аттестацию и бланк документа.
Сколько времени нужно, чтобы пройти осмотр
Чтобы пройти все процедуры и оформить медицинскую книжку для работы, обычно требуется пять дней. В некоторых частных клиниках процесс может занять три дня. Быстрее получить документ вряд ли получится: в поликлинике просто не успеют подготовить заключения по анализам.
Если вам обещают выдать санитарную книжку за один день, скорее всего, это фальсификация — такой документ не пройдёт проверку в официальном реестре. Не стоит рисковать, даже если устроиться на работу нужно как можно быстрее.
На какой срок выдаётся медкнижка?
Установленного срока действия нет, время от времени документ придётся обновлять, проходя плановые осмотры. Как и с какой периодичностью — зависит от рода деятельности работника. Но как правило, не чаще, чем раз в года.
Чтобы продлить медкнижку, нужно будет снова пройти медкомиссию и аттестацию. Сделать это можно там же, где получали прежний документ. Продление медицинской книжки происходит быстрее и обходится дешевле — в среднем 1 000—1 200 рублей, так как не всех специалистов нужно проходить каждый год. Продлевать книжку можно, пока не закончатся страницы, а потом придётся оформить новую.
Где хранится медкнижка?
После трудоустройства медицинская книжка передаётся работодателю и хранится в отделе кадров вместе с другими документами. Получить её на руки можно будет только для продления — и то под расписку. При увольнении медицинская книжка возвращается работнику вместе с трудовой книжкой.