Для чего проводят оценку пожарных рисков
Перейти к содержимому

Для чего проводят оценку пожарных рисков

Аудит пожарной системы: зачем и кому нужна оценка рисков

В 2017 году в Законе №69-ФЗ появились новые понятия: «независимая оценка пожарного риска» (или «аудит пожарной безопасности»), «эксперт в области оценки пожарного риска» и «заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска», а в КоАП РФ — меры административной ответственности за нарушения в области пожарного аудита экспертами, а также за нарушения требований пожарной безопасности индивидуальными предпринимателями. Для всех хозяйствующих субъектов повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа Госпожнадзора стало грозить приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Все указанные изменения были связаны с введением в российскую практику риск-ориентированного подхода. Его суть состоит в том, что выбор формы, периодичности, продолжительности пожарных проверок и профилактических мероприятий ФГПН зависит от пожарного риска и опасности, которые несут объекты защиты и деятельность хозяйствующих субъектов. Критерии, по которым последние могут быть отнесены к той или иной категории риска, установлены пунктом 22 Положения о федеральном пожарном надзоре и приведены в Приложении к нему (смотрите постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 года №290). При этом правила и порядок отнесения объектов защиты и деятельности юрлиц и ИП к категории риска и классу (категории) опасности определены в постановлении Правительства РФ от 17 августа 2016 года №806. Для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований ПБ и оценки вероятности их несоблюдения используются специальные отраслевые методики расчета, утвержденные приказами:

  • Ростехнадзора от 23 июля 2019 года №291 (субъекты электроэнергетики и объекты электросетевого хозяйства);
  • Минстроя России от 10 апреля 2017 года №699/пр (члены СРО в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции и капремонта особо опасных, технически сложных или уникальных объектов).

Применению риск-ориентированного подхода, контрольных и профилактических мероприятий надзорными органами посвящены статьи 8.1–8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с ними следует ознакомиться всем хозяйствующим субъектам, планирующим проведение пожарного аудита на собственных или арендуемых объектах защиты.

Приблизительно рассчитать пожарный риск можно и самостоятельно: при помощи онлайн-теста, размещенного на сайте МЧС России. Вам придется последовательно ответить примерно на десять вопросов, выбирая один из нескольких вариантов ответа. По окончании процедуры сервис выдаст вам резюме с указанием категории пожарного риска, которая будет присвоена вашему объекту, и периодичности проведения плановых проверок.

Несколько слов о норме пожарной безопасности

Нормативная база, регулирующая вопрос проведения пожарного аудита, достаточно обширна и не позволяет ее детально рассмотреть в рамках одной статьи. Поэтому ограничимся лишь списком основных документов:

  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ — статьи 2.4, 3.11 и 20.4;
  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» — статьи 1 и 6.1;
  • Федеральный закон 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — статья 144;
  • «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390;
  • «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 года №304;
  • «Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска», утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года №272;
  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденная приказом МЧС России от 30 июня 2009 года №382;
  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах», утвержденная приказом МЧС РФ от 10 июля 2009 года №404.

Пожарный аудит проводится на основании договора между собственниками или иными законными владельцами объекта защиты и экспертной организацией, для которой деятельность в области оценки пожарного риска, согласно учредительным документам, является основной, а аттестованные эксперты которой состоят в штате на основном месте работы. Недопустимо, чтобы одна и та же организация одновременно привлекалась как для пожарного аудита, так и для оказания прочих услуг в области пожарной безопасности.

Эксперт в области оценки пожарного риска несет административную ответственность в соответствии с частью 9 статьи 20.4 КоАП РФ за выдачу или подписание заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска. При этом размер наказания может быть назначен в виде штрафа размером 15 000–20 000 рублей либо в форме дисквалификации сроком от года до трех лет. Поэтому просить у экспертов положительное заключение, если объект не соответствует требованиям пожарной безопасности, по меньшей мере, не этично.

Важно понимать различия между:

  1. расчетом по оценке пожарного риска;
  2. независимой оценкой пожарного риска (НОР).

Расчет пожарного риска — это инструмент (услуга), который нужно грамотно применять для оптимизации расходов, но в самом расчете без дополнительных мероприятий или согласования с МЧС большого смысла нет. Расчет пожарного риска как часть комплекса противопожарных мероприятий освобождает от страхов перед внеплановыми проверками.

Независимая оценка пожарного риска как форма подтверждения соответствия объекта обязательным требованиям ПБ предполагает устранение выявленных нарушений согласно установленному графику. Положительное заключение НОР может «спасти» только от плановых проверок, но при этом его нельзя назвать эффективным против внеплановых.

Предположим, что в результате проведения независимой оценки пожарного риска было выдано условно положительное заключение с графиком устранения нарушений (такое заключение должно обязательно регистрироваться в МЧС). Тем временем «в дверь стучится» внеплановая проверка. Итог — штраф или приостановка деятельности на 90 дней, поскольку все те же нарушения, что были перечислены в условно положительном заключении, выявило МЧС.

Следовательно, гораздо разумнее и экономичнее подходить к решению вопроса пожарной безопасности на объекте через оптимизацию расходов на противопожарные меры и технические средства, чем подвергаться риску и жить в ожидании внеплановой проверки, после которой бизнес могут, хотя и временно, но закрыть. Кроме того, это не избавит от необходимости выполнять все предписания МЧС.

Цели пожарного аудита

Как следует из статьи 1 Закона №69-ФЗ, независимая оценка пожарного риска на объекте защиты (территории, земельного участки) проводится в целях определения его соответствия действующим требованиям:

  1. пожарной безопасности;
  2. противопожарного режима.

При этом эксперты, проводящие указанную проверку, обязаны следовать принципам независимости и беспристрастности, то есть не являться стороной, заинтересованной в получении тех или иных результатов. Кроме того, они должны быть аттестованы в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 мая 2018 года №602, а следовательно, обладать подтвержденным уровнем специальных знаний в сфере ПБ и полномочиями на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска.

Аудит ПБ — процедура добровольная, но его проведение имеет очевидные преимущества для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые заказывают оценку пожарных рисков для объектов защиты, находящихся как во владении, так и во временном пользовании.

  1. Освобождение от частых проверок ФГПН. Контролирующие органы составляют ежегодные планы проверок, опираясь на риск-ориентированный подход. Это значит, что после проведения независимой оценки пожарного риска при наличии положительного заключения, полученного по результатам расчетов, многие собственники и арендаторы объектов защиты значительно увеличат интервал между проверками — наличие такого заключения «отодвигает» проверки объектов в конец имеющихся в органах ГПН списков, а также является основанием для ходатайства в территориальный надзорный орган о снижении категории пожарного риска.
  2. Снижение рисков привлечения к ответственности. Пожарный аудит — надежный метод приведения объекта защиты в соответствие с обязательными требованиями ПБ и одновременно хороший повод для выявления рисков возгорания (в том числе из-за нарушений правил противопожарного режима), для составления плана противопожарных мероприятий по устранению рисков и выявления необходимости разработки специальных технических условий (СТУ) для объектов с нестандартными объемно-планировочными решениями или с отступлениями от действующих норм пожарной безопасности. Устранение всех недочетов в области пожарной безопасности позволяет избежать не только административных наказаний по статье 20.4 КоАП РФ, но порой и уголовной ответственности по статье 219 УК РФ, если уполномоченные лица, руководители, собственники по неосторожности или халатности допустили тяжкий вред здоровью человека или гибель людей в результате пожара. Важно понимать, что иногда незначительные, на взгляд ответственных лиц, нарушения требований ПБ, развиваясь в масштабе по принципу цепной реакции, приводят к настоящим катастрофам с многочисленными жертвами и безвозвратной утратой материальных ценностей.
  3. Регистрация пожарной декларации. Декларация пожарной безопасности не только сама является документированной формой оценки соответствия требованиям ПБ — она также может содержать результаты проведенной оценки пожарного риска. При наличии экспертизы на объекте защиты в первом разделе пожарной декларации приводятся допустимые и расчетные показатели пожарного риска и указываются меры, предпринятые для обеспечения нормативных значений. В этом случае декларация подается вместе с отчетом, содержащим все необходимые расчеты со ссылками на применявшиеся «Методики определения расчетных величин…» и на источники исходной (справочной) информации. В отчете также описываются объемно-планировочные особенности объекта защиты и размещается вывод о его соответствии требованиям пожарной безопасности. Декларация является веским доводом в пользу снижения категории пожарного риска со всеми вытекающими отсюда выгодами.

Если вы не знаете категорию риска, которая была присвоена вашему объекту защиты, при наличии подтвержденной учетной записи можно сделать соответствующий запрос удаленно через ЕПГУ. Для этого необходимо отправить заявление, заполненное по форме, утвержденной приказом МЧС РФ от 14 декабря 2018 года №600, и подождать — ожидание может занять порядка 18 рабочих дней. Выписка или уведомление об отказе в ее предоставлении будет направлена вам также в электронной форме или по адресу, указанному в заявлении.

Согласно пункту 20 Положения о федеральном пожарном надзоре, каждый объект должен быть отнесен к одной из категорий пожарного риска (см. табл. 1), и при его отнесении в определенную категорию учитываются:

  • во-первых, тяжесть последствий несоблюдения требованиям ПБ (пункт 2 приложения к Положению о федеральном пожарном надзоре);
  • во-вторых, возможность понизить (повысить) категорию пожарного риска при наличии оснований — критериев вероятности несоблюдения на объекте защиты обязательных требований ПБ (пункт 3 приложения к Положению о федеральном пожарном надзоре).

Однако перемещать объект защиты из одной категории в другую разрешается только один раз независимо от количества существующих на то оснований и проведенных в соответствии с ними процедур пожарного аудита с положительным заключением. Кроме того, организации, осуществляющие определенные виды деятельности, перечисленные в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 года №944, не могут изменить категорию пожарного риска и, соответственно, периодичность плановых проверок, поскольку для таких юрлиц и ИП она является фиксированной.

Таблица 1. Зависимость периодичности проведения плановых проверок от категории пожарного риска

Независимая оценка пожарного риска (НОР)

Пожарный аудит — это независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России.
НОР (аудит пожарной безопасности) могут осуществлять только аккредитованные при МЧС экспертные организации. В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.
Порядок проведения НОР регламентирован Постановлением Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» и включает в себя:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
б) пожарно-техническое обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», — расчетов по оценке пожарного риска;
г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. Результаты проведения пожарного аудита оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого собственнику.

Порядок оформления заключения о независимой оценки пожарного риска.
В заключении указываются:
а) наименование и адрес экспертной организации;
б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведен пожарный аудит;
в) реквизиты собственника;
г) описание объекта защиты, в отношении которого проводился пожарный аудит;
д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;
е) результаты проведения пожарного аудита, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 4 настоящих правил;
ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — рекомендации о принятии мер для приведения величины расчетов по оценке пожарного риска к требуемым Техническим регламентом о пожарной безопасности.
Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, утверждается руководителем и скрепляется печатью.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.
Экспертная организация не может проводить пожарный аудит если:
а) на этом объекте организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
б) объект принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который вводит совершенно новый механизм контроля и надзора за пожарной безопасностью на объектах защиты. В нем объединены многочисленные требования пожарной безопасности, действующие в России до этого. Согласно Закону, каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т. п.) должен иметь Систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска.
В ст. 6 указанного закона определены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, при этом собственник объекта сам принимает решение о выполнении того или иного условия:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Следует отметить, что оценка пожарного риска — это проведение соответствующих расчетов по специально утвержденным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует или не соответствует риск тем значениям, которые установлены Техническим регламентом.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» регламентирован порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и включает в себя:
Определение расчетных величин пожарного риска, которое обеспечивается исходя из:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций (табличные данные);
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы противодымной защиты, автоматического пожаротушения и т.д.).
Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:
а) наименование использованной методики;
б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;
г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Расчеты пожарного риска проводятся по Методикам, утвержденным МЧС России:
— для всех зданий, за исключением многоквартирных жилых домов (функциональное назначение Ф1.3), зданий детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений, а также производственных и складских зданий и сооружений – ПРИКАЗ МЧС РОССИИ от 30 июня 2009 г. N 382 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН ПОЖАРНОГО РИСКА В ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ И СТРОЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ» (в редакции Приказа МЧС России от 12.12.2011 года №749).
— для производственных и складских зданий и сооружений – ПРИКАЗ МЧС РОССИИ от 10 июля 2009 г. N 404 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН ПОЖАРНОГО РИСКА НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ»

Если на объекте выполняются все требования пожарной безопасности (своды правил, государственные стандарты и другие нормативные документы в области пожарной безопасности), то расчет по оценке пожарного риска не требуется. При этом расчеты по оценке пожарного риска могут входить в состав НОР.
Существует мнение о том, что при наличии положительного заключения НОР проверка органами Федерального государственного пожарного надзора осуществляться не будет, что полностью не соответствует действительности. В силу действующего Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 года №375 объекты, получившие положительное заключение НОР не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение 3 лет. При этом, планы проверок на предстоящий год органами ФГПН подаются в прокуратуру не позднее 1 сентября и в случае представления заключения НОР после 1 сентября, то объект может быть запланирован к проведению проверки. Также, если объект запланирован к проведению проверки и непосредственно перед ней будет представлено заключение НОР, проверка будет проведена.
В случае наличия на объекте защиты расчетов пожарного риска (в том числе в составе НОР) инспекторами проверяются правильность принятых организацией, проводившей расчеты исходных данных и в случае правильного их применения проверяется выполнение на объекте требований Федерального закона от 22.08.2009 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390.
В случае не соответствия исходных расчетных данных фактическим обстоятельствам на объекте инспектором по пожарному надзору выносится мотивированное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска и при проверке в том числе проверяется выполнение на объекте защиты требований всех нормативных документов по пожарной безопасности.
В настоящий момент времени законодательством не предусмотрена ответственность лиц, проводивших независимую оценку пожарного риска, а ответственность за выявленные нарушения требований пожарной безопасности ложится на собственника объекта, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Независимая оценка пожарного риска

В каких случаях должна проводиться независимая оценка пожарного риска? Кто имеет право осуществлять данную процедуру? В чем преимущества этой услуги? На вопросы отвечают специалисты компании «ЛенТехСертификация».

Оглавление

Оценка пожарного риска подтверждает соответствие объекта требованиям ПБ, которые установлены федеральными законами и техническими регламентами.

Вопрос: В каких случаях необходимо рассчитывать пожарный риск для вновь возводимого объекта?

Ответ: Произвести расчет нужно, если в проекте здания нарушены и/или не соблюдены противопожарные нормы.

При этом уровень пожарной безопасности объекта не снижается, а оценка риска констатирует реальное состояние сооружения и предлагает комплекс противопожарных мероприятий, повышающих уровень безопасности объекта.

Оценку пожарных рисков имеет право проводить эксперт, аккредитованный ГУ МЧС России и включенный в реестр экспертов РФ в области независимой оценки пожарного риска.

Эта процедура позволяет:

  • снизить расходы при проектировании и монтаже дорогостоящего оборудования;
  • определить уровень риска возникновения возгорания на объекте;
  • установить адекватную частоту проверок.

независимая оценка пожарного риска, пример плана эвакуации

Экспертная оценка пожарных рисков ― обязательная или добровольная процедура?

Расчет пожарных рисков не является обязательным. Он нужен, чтобы привести объект в соответствие с требованиями безопасности и реже видеть представителей надзорных органов. К примеру, назначение здания изменилось, и чтобы не оплачивать бесконечные штрафы при проверках инспектора, имеет смысл оценить пожарные риски и реализовать прописанные в расчете противопожарные мероприятия.

Когда требуется расчет пожарного риска?

Оценка сооружений необходима в следующих случаях:

  • здание спроектировано с отступлениями от норм пожарной безопасности;
  • присутствуют нарушения требований ПБ, которые невозможно или очень трудно/затратно устранить;
  • нужна разработка специальных технических условий;
  • собственник хочет провести профессиональную независимую оценку объекта.
  • Необходимо сократить количество пожарных проверок?
  • Узнать о проблемных моментах до визита инспектора и устранить их во избежание штрафов или предписания о приостановлении деятельности?
  • Стремитесь оптимизировать затраты на противопожарную защиту объекта?

У кого есть право проводить оценку рисков? Сколько стоит услуга?

Ответ на этот вопрос дан в Постановлении Правительства от 07.04.09 №304. Согласно документу, такой возможностью наделены исключительно независимые аудиторы, имеющие лицензию и аккредитацию МЧС. Никто другой официально этого делать не может. Остерегайтесь недобросовестных подрядчиков, утверждающих обратное.

Вопрос: Как проверить, что аудитор ведет законную деятельность?

Ответ: У вас есть два варианта. Первый — обратиться в лицензированную компанию «ЛенТехСертификация», тогда вы гарантированно защитите себя от мошеннических действий. И второй — самостоятельно получить доступ к специальному реестру аудиторов пожарной безопасности.

Стоимость услуги и ее сроки определяются на основании ключевых характеристик объекта: класс пожарной безопасности, планировка, этажность, целевое использование, количество сотрудников и посетителей.

Цена услуги может расти, если требуется разработать дополнительные противопожарные мероприятия, способ построения полей опасных факторов, схемы путей эвакуации. Кроме этого, если государственный пожарный надзор выявил нарушения при проверке, то они тоже принимаются в аудит. В этом случае оценка будет максимально корректной, но стоимость увеличится.

Какие компенсирующие мероприятия можно обосновать с помощью пожарного аудита?

Когда здание не соответствует заявленному классу функциональной пожарной опасности и нарушения устранить невозможно, разрабатываются компенсирующие мероприятия. Распространенные случаи, в которых это требуется:

  • отсутствие естественной вентиляции;
  • узкие пути эвакуации, лестничные марши и малометражные площадки лестничных клеток;
  • нарушение уклона эвакуационных лестниц;
  • недостаточное количество выходов из отдельных помещений, с этажа и/или здания в целом;
  • плохая освещенность путей эвакуации;
  • отсутствие системы дымоудаления, пожаротушения, сигнализации или внутреннего противопожарного водопровода.

Есть проблемы и вопросы по защите от возгораний? Обратитесь в компанию «ЛенТехСертификация» прямо сейчас!

Почему услуга оценки пожарных рисков востребована и какие вопросы она решает?

С введением независимой экспертизы у собственников зданий и сооружений появился ряд возможностей, облегчающих отношения с надзорными органами:

  • в соответствии со ст. 6 ч.1 №123-ФЗ от 22.07.2008, положительный расчет риска позволяет обосновать отступления от требований нормативных документов;
  • на основании ст.63 приказа МЧС России от 30.11.2016 №644, внеплановое мероприятие по контролю проводится в форме проверки соответствия режимным требованиям ПБ;
  • согласно ст. 3 приложения к постановлению Правительства РФ от 12.04.2012 №390, понижение категории риска на одну ступень, снижает частоту прохождения плановых проверок противопожарной безопасности на срок от 1 года до полного их прекращения.

Вопрос: Как сократить число проверок на предприятии? Пожарный инспектор приходит каждую неделю.

Ответ: Свяжитесь с нашим специалистом. После заключения договора у аудитора больше не будет вопросов к вашей компании в части пожарной безопасности.

оценка пожарного риска

Порядок проведения независимой оценки

Организация, проводящая пожарный аудит, выполняет ряд процедур:

  • осуществляет экспертизу документов, характеризующих опасность возгорания здания;
  • обследует объект защиты;
  • проводит оценку индивидуального пожарного риска, при необходимости разрабатывает мероприятия по его устранению.

Если на объекте не обнаружены отступления от требований ПБ, составляется и регистрируется заключение, освобождающее вас от дальнейших визитов инспектора.

Для решения спорных вопросов мы можем предложить:

  • определение уровня пожарной безопасности объекта;
  • проверку эффективности существующих систем ПБ;
  • действенные механизмы для сокращения затрат на выполнение требований Госпожнадзора.

На протяжении многих лет мы успешно оказываем услуги по экспертной оценке пожарных рисков для самых разнообразных объектов.

Наши специалисты рассказывают:

  • как подготовиться к встрече с пожарной инспекцией;
  • какие документы нужно предоставить;
  • какие проблемные моменты необходимо устранить до начала проверки;
  • как избежать штрафов и приостановки деятельности;
  • как оптимизировать затраты на противопожарную защиту объекта.

Для этого свяжитесь с нами любым удобным образом — позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.

Разработка документов по пожарной безопасности

Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) позволяет руководителям того или иного предприятия не проходить проверку в Государственных органах надзора. Оценка или экспертиза выявляют реальное положение объекта на соответствие его противопожарной безопасности. О том, что это такое, какие организации по пожарной безопасности сюда относятся, кто проверяет пожарную безопасность в организациях и прочие вопросы рассмотрим далее.

Что такое аудит пожарной безопасности и зачем он нужен

Под оценкой пожарного риска понимается целая система действий, направленная на приведение объекта проверки в соответствие нормам и требованиям пожарной безопасности. Проводится такая процедура в соответствии с правилами, изложенными в ст. 144 ФЗ-123.

АудитНОРПротивопожарный аудит

Цель проводимых мероприятий — оценка рисков возможного возгорания. Все полученные в ходе изучения объекта проверки данные подлежат фиксации в специальном журнале. Эти сведения в обязательном порядке подлежат передаче территориальному представительству МЧС России.

Независимая экспертная компания привлекается для проверки объектов ввиду множества преимуществ такого действия:

  • качественный и непредвзятый аудит;
  • удобство подбора сроков проверки, которые фиксируются в договоре;
  • при обнаружении нарушений отсутствует наложение санкций;
  • есть возможность разработки пошагового плана по устранению имеющихся недостатков для налаживания противопожарной безопасности;
  • получение ряда рекомендаций, способствующих повышению эффективности противопожарной безопасности.

Пожарный аудит и независимая оценка

Аудит пожарной безопасности осуществляется экспертом путем подписания с ним договора проверяемой организацией. Экспертная организация должна осуществлять работу как основной вид своей деятельности.

Какие организации проводят пожарный аудит

Организации, претендующие на получение аттестата, должны подходить по следующим требованиям:

  • сотрудники имеют среднее или высшее образование по соответствующей специальности;
  • стаж службы по занимаемой должности не менее 5 лет;
  • иметь все необходимые знания по своей квалификации;
  • быть заместителем по должности в организации, в которой осуществляется подобная деятельность и иметь при этом право подписи заключений в этой сфере.

Получившие аккредитацию на осуществление работ в области пожарного аудита организации имеют право ею заниматься 5 лет. После этого срока необходимо снова подтверждать свои знания путем аккредитования.

Внимание! Аудиторской компании запрещено осуществлять экспертизу на том объекте, на котором уже проводилась данная проверка. Нельзя проводить оценку на предприятии, которое даже косвенно относится к компании. Например, если у нее имеется доля акций с этой компанией.

Кому нужен расчет пожарных рисков

Расчет необходим практически всем предприятиям вне зависимости от даты ввода их в эксплуатацию. Воспользоваться услугами независимого аудита по своему желанию можно в любой срок и период. Оценка состояния особенно важна тем объектам, которые самостоятельно обнаружили незначительные или существенные отступления состояния пожарной безопасности от требований, изложенных во входящей документации.

Расчету пожарного риска подвергаются все предприятия производственного и непроизводственного назначения:

  • сооружения и здания сельскохозяйственного типа;
  • промышленные предприятия;
  • учреждения здравоохранения;
  • культурные сооружения;
  • образовательные учреждения;
  • объекты временного сезонного пребывания (санатории, лагеря);
  • жилые помещения.

Этапы и порядок проведения пожарного аудита

Этапы проведения пожарного аудита в последовательности таковы:

  1. Сбор документации по теме противопожарной безопасности со всеми необходимыми характеристиками и данными. Экспертиза собранных бумаг.
  2. Осмотр здания, помещения и осуществление необходимых измерений.
  3. Выявление самых вероятных факторов риска возникновения возгорания. Расчет путей и скорости распространения огня.
  4. Оценка степени воздействия огня на персонал и объект путем проведения расчетов.
  5. Проведение аналитики выявленных данных и сравнение их с требуемыми.
  6. Составление выводов о выполнении основополагающих требований.
  7. Разработка мероприятий, которые помогут устранить выявленные нарушения, если таковые имеются.

При выявлении на объекте проверки нарушений, эксперты должны предоставить способы их устранения. При этом выдвигаются жесткие сроки их ликвидации. Основные принципы пожарной безопасности, которыми руководствуются эксперты, являются следующие:

  • создание и соблюдение условий, при которых будет осуществляться охрана здоровья и жизни людей, имущества предприятия;
  • заблаговременное предупреждения возможного риска опасности возгорания;
  • оценка степени соблюдения профилактических работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • соответствие условий безопасности предписанным нормам, наличие первоочередных спасательных средств для предотвращения дальнейшего разрушения подвергшегося пожару объекта.

Заказать пожарный аудит в НПО Пульс

Наши специалисты готовы ответить на все интересующие вопросы. Они помогут вам определиться со сроками и подготовят все документы. Заказав пожарный аудит у нас, вы получите качественную помощь и последующие рекомендации по улучшению противопожарной безопасности в случае, если будут обнаружены недочеты.

Наши преимущества

Сотрудники НПО Пульс имеют аттестат аккредитации, подтверждающий прохождение обучения в МЧС России, и членство в СРО «СтройПроектБезопасность». Эксперты являются штатными работниками с высшим пожарно-техническим образованием, и имеют опыт работы в органах пожарного надзора свыше 5 лет.

У каждого на руках имеется свидетельство, подтверждающее повышение квалификации в заданные сроки. Неоспоримым преимуществом заказа услуги в нашей компании является гибкая цена и получение скидок при выполнении одновременно независимой оценки и других услуг.

При рассмотрении в органах ГПН результатов и заключений происходит сопровождение и пояснительная работа. Аудит пожарной безопасности является ключевой нашей сферой, в которой мы имеем огромный опыт работы, поэтому гарантируем качественную и максимально открытую проверку вашего предприятия в короткие сроки.

Вопросы и ответы

1. Сколько по времени займет независимая оценка риска на одном объекте?
В среднем уходит от 10 до 15 дней. Сроки зависят от удаленности объекта и сложности проведения работ.

2. Какова стоимость ваших услуг?
Работа оценивается в зависимости от возникающих в ходе изучения объекта сложностей.

3. Если проверка покажет положительный результат, то потребуется ли повторный аудит?
Да, для каждого предприятия срок разный. Это оговорено в противопожарной документации. Временной интервал повторного аудита составляет 3, 4, 7 или 10 лет.

4. Если выявлены нарушения, то срок очередного пожарного аудита меняется?
Да, сроки последующих проверок зависят от того, к какой категории риска причислено в ходе проверки ваше предприятие. При значительном риске периодичность аудита устанавливается раз в 4 года, для среднего риска этот срок составляет один раз в 7 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *