Мониторинг в системе финансового контроля
Финансовый контроль – это комплекс действий, предпринимаемых органами надзора и специалистами для определения рациональности и законности накопления, распределения и применения финансовых средств субъектами хозяйствования.
Для проведения проверочных мероприятий используются различные методы и специфические формы. Надзор осуществляется государственными органами управления, заинтересованными в соблюдении законности, а также полноты исполнения финансовых обязательств субъектов. Экономические агенты используют инструменты финансового контроля для оптимизации собственной хозяйственной деятельности, поиска узких мест, выработки решений в области управления платежеспособностью и финансовой стабильностью.
Контроль финансов имеет два направления:
- Формирование финансовой дисциплины согласно закону страны.
- Обеспечение защиты прав участников финансовых сделок.
С помощью финансового контроля решаются задачи по соблюдению кассовой дисциплины, определяются пределы полномочий надзорных органов и лиц, выполняющих проверку. Так же отслеживается правомерность действий проверяющих субъектов, отсутствие корыстных целей. Основной задачей государственного надзора является контроль над соблюдением лимитов по статьям бюджета. Внимание уделяется как своевременности и полноте поступления средств в бюджет, так и соответствию расходов, заранее установленному плану. Контроль финансов со стороны государства направлен на управление поступлениями и использованием средств внебюджетных фондов. Государство может контролировать ту часть ценообразования, на которую оно оказывает влияние. Предприятия используют финансовый контроль для проверки правильности ведения управленческого, финансового и бухгалтерского учета, определения нарушителей и мер ответственности, применяемых к ним.
Готовые работы на аналогичную тему
Контроль финансов является обязательной частью управления хозяйственными системами. Он обеспечивает законность проводимых финансовых операций, предоставляет гарантии сохранности имущества участников экономических отношений.
Особенности мониторинга
Хозяйственная и финансовая активности тесно переплетены друг с другом. Движение продукции и услуг сопровождается встречным движением денежных средств и иных финансовых обязательств. Финансы и экономика воздействуют друг на друга, поэтому финансовый контроль регулирует не только денежные отношения, но и рациональность организации хозяйственной деятельности субъектов. Управление экономическими и финансовыми системами является основой успешной организации и достижения стратегических целей.
Управление любыми процессами предполагает соблюдение следующих этапов:
- Сбор информации об исследуемом субъекте.
- Анализ данных.
- Выработка стратегии и тактики.
- Реализация управленческих решений в практической деятельности.
- Осуществление контроля над выполнением поставленных задач.
- Формирование обратной связи.
Мониторинг представляет собой систему постоянного наблюдения за процессами и явлениями, которые изучаются согласно установленному плану.
Он может проводиться в окружающей среде, обществе, различных экономических и финансовых структурах. Данные мониторинга используются для обоснования принимаемых решений, способствующих обеспечению безопасности различной природы, а именно: финансовой, экономической, безопасности жизни. Мониторинг позволяет сформировать массив данных, с помощью которых оценивается состояние объекта исследования. На основе этой информации вырабатываются управляющие действия с учетом факторов влияния.
Мониторинг может быть автоматизирован. В этом случае определяются данные, необходимые для дальнейшего анализа, а затем, разрабатываются методы сбора информации с помощью различных средств автоматизации. Автоматический мониторинг строится на информационном восприятии, принимающем такую форму, которая позволит обработать данные далее. Так же мониторинг помогает обнаруживать контролируемое событие и создавать соответствующий сигнал.
Мониторинг в системе финансового контроля
В России финансовый мониторинг используется относительно недавно. Он рассматривает общественные отношения, складывающиеся в стране с точки зрения финансово-правового поля. Сюда относят общественное взаимодействие, одним из участников которого выступает государственный орган надзора или иной субъект, имеющий полномочия осуществлять мониторинг. В России функции мониторинга выполняет Росфинмониторинг, который имеет полномочия:
- Согласовывать правовые акты в сфере мониторинга с Банком России.
- Выстраивать отношения с агентами финансового мониторинга.
- Формировать взаимодействие с клиентами агентов финансового мониторинга.
Мониторинг финансов на государственном уровне опосредованно связан с работой налогово-бюджетной сферы. С его помощью выявляются финансовые операции незаконного характера. Кроме того, мониторинг финансов позволяет решать основные задачи финансового контроля. Его данные применяются для обеспечения финансовой и экономической безопасности страны в целом.
Финансовый мониторинг необходим потому, что финансовая система является динамическим объектом исследования. Для того, чтобы эффективно управлять ею, важно расширять границы финансового права. Стоит отметить, что мониторинг может применяться как обязательный элемент внешнего контроля, либо опционально в рамках внутреннего контроля. Если говорить о государственном мониторинге финансов, то Росфинмониторинг берет на себя функцию наблюдения тех организаций, которые действуют в сферах, где нет инструментов финансового контроля. Внутрикорпоративный мониторинг финансов необходим для поиска нелегальных доходов, утечки финансов и иных денежных потерь компании.
Таким образом, финансовый мониторинг является частью финансового контроля, занимающейся сбором и обработкой соответствующей информации.
Финансовый мониторинг как вид финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Право»
Статья посвящена вопросам определения места финансового мониторинга в системе финансового права. Ррассматриваются органы государственной власти, в чью компетенцию входят вопросы осуществления финансового мониторинга, основные меры, направленные на противодействие отмыванию доходов , полученных преступным путем, и финансированию терроризма и цели данной деятельности.
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прошунин Максим Михайлович
The article is devoted to determination of the place of financial monitoring in the system of financial law. The article describes authorities in charge of financial monitoring; main measures in money laundering opposition and terrorists financing combat; and the purposes of such activities.
Текст научной работы на тему «Финансовый мониторинг как вид финансового контроля»
ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ВИД ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Статья посвящена вопросам определения места финансового мониторинга в системе финансового права. Ррассматриваются органы государственной власти, в чью компетенцию входят вопросы осуществления финансового мониторинга, основные меры, направленные на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и цели данной деятельности.
Ключевые слова: доходы; финансовый мониторинг и контроль; терроризм; финансовая разведка.
Финансовый мониторинг как правовое и экономическое явление в рамках борьбы с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возникло сравнительно недавно, в отличие от самого термина «мониторинг», который широко используется в сфере экологического, технологического мониторинга, а также в сфере финансов [1. С. 38].
В настоящее время отсутствуют научные исследования, определяющие место финансового мониторинга в российской правовой системе, за исключением отдельных отсылок на нормы различных отраслей права. Так, В.И. Михайлов отмечает, что противодействие легализации доходов от незаконной деятельности осуществляется в финансовой, банковской, административной, уголовно-процессуальной и других сферах деятельности, однако не определяет предметы регулирования соответствующих отраслей права [2. С. 50].
На наш взгляд, отношения, возникающие в сфере финансового мониторинга, следует рассматривать, прежде всего, в рамках финансово-правового поля по нескольким причинам.
Во-первых, под определение финансового мониторинга попадают общественные отношения, одним из субъектов которых является уполномоченный орган государства либо иной субъект, выполняющий публичную функцию, наделенный в силу закона полномочиями давать указания другому субъекту.
В настоящий момент такими уполномоченными органами государства в сфере финансового мониторинга являются Росфинмониторинг и надзорные органы (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам России, Государственная пробирная палата, Росстрахнадзор). К уполномоченным организациям, выполняющим делегированные публичные функции, следует отнести субъектов финансового мониторинга. Иными словами, имеют место вертикально-властные отношения, относящиеся к предмету финансового права.
На возможность отнесения общественных отношений в сфере финансового мониторинга к предмету регулирования финансового права указывает и тот факт, что комплекс мер, осуществляемых субъектами финансового мониторинга (обязательный и факультативный финансовый мониторинг), являющихся сущностью финансового мониторинга, регулируется нормами финансового права. Как справедливо подчеркивает О.Н. Горбунова, «основными задачами Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу являются: сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представляется, что
для проведения подобного мониторинга большую роль играют нормы финансового права, которые регулируют финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств» [3. С. 86].
Во-вторых, методом правового регулирования общественных отношений в сфере финансового мониторинга выступает императивный метод, устанавливающий вертикальные правоотношения между: 1) Росфин-мониторингом и надзорными органами, что имеет место, например, при установлении обязанности Банка России согласовывать правовые акты в сфере финансового мониторинга с Росфинмониторингом; 2) Росфин-мониторингом и надзорными органами, с одной стороны, и субъектами финансового мониторинга, с другой стороны, например, при проведении проверок соблюдения субъектами финансового мониторинга законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма; 3) субъектами финансового мониторинга и их клиентами при выполнении функции в сфере финансового мониторинга, например, при требовании о предоставлении информации о проведенной операции или реализации права на приостановление исполнения операции.
В-третьих, объектом финансового мониторинга, как было сказано ранее, выступают, прежде всего, операции с денежными средствами. Несмотря на то, что контролю подлежат также операции с иным имуществом, следует отметить, что именно деньги являются тем финансовым инструментом, который более легко отмыть, чем «угнанный автомобиль», «украденное произведение искусства», «ювелирные украшения», которые, в отличие от денег, обладают определенной индивидуальностью. Иными словами, объектом финансового мониторинга выступают финансовые отношения. В свою очередь, именно финансовые отношения являются объектом регулирования финансового права.
В-четвертых, финансовый мониторинг, хотя и опосредованно, но связан с деятельностью государственных органов по аккумулированию, распределению и использованию централизованных фондов денежных средств, которая, в свою очередь, является предметом финансового права.
Так, в процессе финансового мониторинга могут быть выявлены операции с денежными средствами или имуществом, полученными в результате незаконного использования централизованных фондов денежных средств государства или муниципального образования. На тесную взаимосвязь финансового мониторинга с финансовой деятельностью государства указывает то, что, как следует из выступления на парламентских слушаниях Председателя Банка России С.М. Игнатье-
ва, из-за преступной деятельности по отмыванию незаконных доходов «потери консолидированного бюджета (включая государственные внебюджетные фонды) составляют от 500 до 800 млрд рублей в год» [4].
Отмывание преступных доходов ограничивает объем поступлений в централизованные денежные фонды, а значит, препятствует аккумулированию денежных средств в бюджетах различных уровней бюджетной системы. Как следствие, отмывание преступных доходов оказывает негативное влияние на финансовую деятельность государства и общества в целом.
Кроме того, финансовый мониторинг, как и в случае с финансовой деятельностью государства, направлен на реализацию функций и задач государства и муниципальных образований, к которым следует отнести обеспечение экономической безопасности государства. Одной из составляющих экономической безопасности государства является недопущение преступных доходов в финансовую систему Российской Федерации и предотвращение использование данной системы для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.
Подтверждает тесную взаимосвязь финансового мониторинга с финансовой деятельностью государства О.Н. Горбунова, утверждающая, что «финансовая деятельность государства регулируется, кроме того, специальными законами, касающимися той или иной области этой деятельности. Именно к таким законам относится Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных путем. » [3. С. 101].
В качестве последнего довода необходимо отметить, что финансовые отношения являются динамической категорией. В этой связи должно развиваться и финансовое право путем расширения сферы отношений, являющихся предметом регулирования финансового права. Косвенным подтверждением тому являются также слова П. М. Годме, который утверждал, что наука финансового права выходит за пределы законодательства о финансах и юридического режима государственных финансов. Эта наука изучает также те последствия, которые возникают для государственных финансов в результате действия публичной власти. [5. С. 43].
И.В. Рукавишникова отмечает, что «понятие и состав финансового права изменялись одновременно с правовыми и политическими режимами в обществе и государстве» [6. С. 9]. А значит, в том числе в соответствии с целями и задачами, которые преследовало государство на определенном этапе развития. Бесспорным, на наш взгляд, является утверждение, что одной из современных задач развития современного демократического правового российского государства является борьба с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.
Вместе с тем, несомненно, в отношении состава и структуры государственных органов в сфере надзора за соблюдением законодательства о финансовом мониторинге, их взаимодействии с Росфинмониторингом, прежде всего, при привлечении субъектов финансового мониторинга к административной ответственности за нарушение законодательства о финансовом мониторинге, следует говорить о нормах административного права.
В части уголовного права и процесса возникающие после передачи Росфинмониторингом материалов в правоохранительные органы общественные отношения с участием правоохранительных органов регулируются нормами уголовного и уголовно-процессуального права, и, по определению, не могут рассматриваться как финансовый мониторинг. По той же причине нельзя отнести правоохранительные органы ни к одному из уровней уполномоченных органов власти и организаций в сфере финансового мониторинга.
Таким образом, наличие норм различных отраслей права позволяет говорить о формирующемся комплексном правовом регулировании вопросов противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Вместе с тем представляется возможным говорить о приоритетном значении норм финансового права в регулировании общественных отношений, которые являются сущностью финансового мониторинга, а именно отношений по контролю (выявлению) операций, связанных с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Иными словами, контрольная сущность финансового мониторинга дает нам право говорить о финансовом мониторинге как о новом виде финансового контроля.
Рассматривает финансовый мониторинг как самостоятельный вид финансового контроля и Н.И. Хими-чева, связывая принятие мер по усилению государственного финансового контроля с принятием Закона о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма [7. С. 146].
В целях обоснования данной точки зрения рассмотрим принципы и функции государственного финансового контроля в преломлении к финансовому мониторингу. На наш взгляд, в основе функционирования финансового контроля и финансового мониторинга лежат общие организационно-правовые принципы.
Как вид финансового контроля финансовый мониторинг основывается на ряде принципов, присущих контрольной деятельности. В частности, к принципам финансового мониторинга возможно отнести принципы, которые изложены в Лимской декларации руководящих принципов контроля (Принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.). К ним следует отнести принцип независимости, объективности, компетентности органов финансового контроля [8. С. 576-586].
Осуществление финансовым мониторингом идентичных с финансовым контролем функций, на наш взгляд, также следует рассматривать в качестве дополнительного доказательства финансово-правовой и, в частности, финансово-контрольной природы финансового мониторинга.
В качестве функций контрольной деятельности принято выделять функцию корректировки, социальной превенции и правоохраны [9. С. 114]. Так, в рамках реализации функции социальной превенции система финансового мониторинга противодействует использованию финансовой системы в целях отмывания преступных доходов, тем самым лишая преступные элементы финансово-экономической базы для совершения новых преступлений. В данном аспекте система мер по ПОД/ФТ носит превентивный характер.
В свою очередь, при осуществлении правоохранительной функции финансовый мониторинг находит отражение в выявлении операций, в которых используются денежные средства или иное имущество, полученные преступным путем. Здесь наибольшую роль играют такие меры противодействия, как обязательный и факультативный (дополнительный) финансовый мониторинг.
Функция корректировки связана, прежде всего, с надзорной и методической деятельностью Росфинмони-торинга, Банка России и иных надзорных органов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Если первая — надзорная деятельность дает возможность выявить нарушения и недостатки в работе субъектов финансового мониторинга по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма в целях их дальнейшего устранения, то вторая (методическая) деятельность дает возможность скорректировать действующую систему финансового мониторинга в соответствии с изменяющейся действительностью, в том числе появлением новым способов и методов отмывания преступных доходов.
Наконец, следует отметить, что государственным органом, осуществляющим данные функции в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, выступает Росфинмони-торинг, который по определению является органом государственного финансового контроля.
Находит данная точка зрения сторонников и в научных кругах. Так, С.В. Запольский относит Федеральную службу по финансовому мониторингу к органам финансового контроля [10. С. 12]. Поддерживает данную точку зрения и О.Н. Горбунова, которая также рассматривает Росфинмониторинг в качестве органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль [3. С. 85].
Справедливо утверждая, что «большое значение в сфере валютного контроля играет Федеральный закон от 07.08.2001 г. “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”, в соответствии с которым, а также согласно Указу Президента РФ от 1 ноября 2001 г. в структуре Министерства финансов РФ был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России)», Е.Ю. Грачева относит Росфинмониторинг к государственным органам, осуществляющим финансовый контроль [9. С. 48]. Причисляют Федеральную службу по финансовому мониторингу к органам государственного финансового контроля и ряд других фи-нансистов-правоведов [11. С. 118].
Иными словами, в настоящее время в науке финансового права Федеральная служба по финансовому мониторингу рассматривается как неотъемлемая часть системы органов государственного финансового контроля, что также дает право рассматривать деятельность данной службы как деятельность по осуществлению государственного финансового контроля.
Вместе с тем, на наш взгляд, в рамках финансового контроля финансовый мониторинг может рассматриваться как государственный финансовый контроль, так и как негосударственный (внутрихозяйственный или внутрикорпоративный) контроль, осуществляемый непосредственно субъектом финансового мониторинга.
Этой позиции придерживается и законодатель, который рассматривает обязательный контроль как функцию Росфинмониторинга. Обязательный контроль нормативно определяется как совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (государственный финансовый контроль).
Несколько спорным является утверждение В. В. Коря-ковцева и К.В. Питулько о том, что сущностью обязательного контроля является информирование уполномоченного органа о подконтрольных операциях [12. С. 24].
На наш взгляд, сущность обязательного контроля заключается как раз в сборе, анализе, оценке информации, полученной от субъектов финансового мониторинга и предоставлении информации об операциях, которые могут быть связаны с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма в правоохранительные органы.
В свою очередь субъекты финансового мониторинга, к которым относятся организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществляют внутренний контроль, который выражается в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (внутрихозяйственный финансовый контроль).
В рамках государственного финансового контроля Росфинмониторинг осуществляет постановку на учет организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, осуществляет сбор и анализ информации об операциях с денежными средствами и иным имуществом, направление данной информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что данные операции связаны с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, а надзорные органы проводят проверку соблюдения субъектами финансового мониторинга законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В рамках внутрикорпоративного финансового контроля (внутрихозяйственного финансового монито-
ринга) субъекты финансового мониторинга осуществляют комплекс мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма и исключения вовлеченности данного субъекта финансового мониторинга в легализацию преступных доходов или финансирование терроризма.
Своеобразие финансового мониторинга, на наш взгляд, заключается в том, что, осуществляя внутренний финансовый контроль, субъект финансового мониторинга одновременно осуществляет и государственный финансовый контроль, иными словами, выполняет агентские функции по осуществлению государственного финансового контроля.
Как справедливо отмечают Г. А. Тосунян и А.Ю. Викулин, «обязательный контроль, осуществляемый уполномоченным органом, служит необходимым дополнением к системе обязательных процедур внутреннего контроля, которые призваны выполнять финансовые организации по отношению к своим клиентам» [13. С. 33]. Именно субъекты финансового мониторинга выявляют операции, подлежащие обязательному контролю (обязательный финансовый мониторинг) и необычные операции (факультативный финансовый мониторинг).
К мерам, осуществляемым субъектом финансового мониторинга в рамках государственного финансового контроля, следует относить: 1) идентификацию клиентов и их выгодоприобретателей; 2) оценку риска осуществления клиентом отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; 3) мониторинг за операциями, подлежащими обязательному контролю; 4) мониторинг за необычными операциями; 5) направление сообщений в Росфинмо-ниторинг; 6) осуществление мер по противодействию
финансированию терроризма и экстремистской деятельности; 7) документальное фиксирование и хранение информации об операциях, подлежащих обязательному и факультативному мониторингу; 8) подготовку и обучение кадров; 9) предоставление информации по запросам Росфинмониторинга; 10) обеспечение конфиденциальности мер, принимаемых субъектом финансового мониторинга.
На основании изложенного выше финансовый мониторинг следует рассматривать в рамках финансовоправового поля с отнесением его к институту финансового контроля. Финансовый мониторинг можно определить как вид государственного и внутрихозяйственного финансового контроля, осуществляемого Росфин-мониторингом, надзорными органами и субъектами финансового мониторинга в целях недопущения преступных доходов в национальную экономику Российской Федерации и предотвращение использование субъектов финансового мониторинга для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.
1. Набиев С.А. Теоретические аспекты и практика применения соотношения правового регулирования государственного финансового контроля
и финансового мониторинга: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. 217 с.
2. Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: Правовое регулирование, уголовная ответственность,
оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 230 с.
3. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. 160 с.
4. Выступление Председателя Банка России С.М. Игнатьева на парламентских слушаниях на тему: «Соответствие нормативного регулирова-
ния и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства», проведенных Комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 20 февраля 2007 г. Режим доступа: //www.cbr.ru
5. ГодмеП.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. 210 с.
6. Рукавишникова И.В. Метод финансового права. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 288 с.
7. Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 350 с.
8. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сб. документов / Сост. В.С. Овчинский. М.:
ИНФРА-М, 2004. 586 с.
9. Финансовый контроль: Учеб. пособие / Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко, Е.А. Рыжкова. М.: Камерон, 2004. 190 с.
10. Запольский С.В. К вопросу о природе финансовых правоотношений: информационная составляющая // Финансовое право. 2007. № 8. С. 12-
11. Финансовое право: Учеб. / К.С. Бельский и др.; Под ред. С.В. Запольского. М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006. 640 с.
12. Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. СПб.: Питер, 2003. 130 с.
13. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». М.: Дело, 2002. 145 с.
Финансовый мониторинг как вид государственного финансового контроля
Тилькова, Д. Н. Финансовый мониторинг как вид государственного финансового контроля / Д. Н. Тилькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 561-567. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37024/ (дата обращения: 13.10.2022).
В данной статье рассмотрен основной понятийный аппарат финансового мониторинга и финансового контроля. Приведены доказательства того, что финансовый мониторинг является одним из видом финансового контроля. Рассмотрены основные уровни системы ФМ. Также в статье дана характеристика принципов и функций ФМ. Рассмотрены основные критерии эффективности ФК. Проведен анализ эффективности основного органа финансового мониторинга — Росфинмониторинга, исходя из результативности его действий в сфере надзорной деятельности.
Ключевые слова: финансовый мониторинг, финансовый контроль, эффективность, Росфинмониторинг
Актуальность обеспечения как национальной безопасности, так и защиты финансовых интересов России на настоящий момент не вызывает сомнения. Практика экономического развития показывает, что бюджет страны несет серьезные потери из-за низкой финансовой дисциплины. Одновременно опыт зарубежных стран показывает, что эффективный финансовый контроль (ФК) является необходимым условием существования развитой экономики и сильного государства. В настоящее время, как наличествует практика, в бюджетно-финансовой системе России существуют серьезные проблемы, обусловленные нецелевым, незаконным и неэффективным использованием государственных финансовых ресурсов. Исходя из этого, возникает потребность в осуществлении специального вида финансового контроля (ФК) — финансового мониторинга (ФМ).
Финансовый мониторинг направлен на противодействие легализации финансовых доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма как на территории страны, так и за ее пределами. В нынешних условиях, когда угрозы терроризма нарастают, вопросы эффективного осуществления финансового мониторинга приобретают еще большую актуальность.
В силу того, что данное правовое и экономическое явление в России возникло не так давно, научные исследования финансового мониторинга представлены не широко.
Большинство отечественных экономистов относят финансовый мониторинг к институту финансового контроля.
Н. И. Химичеʙа рассматривает ФМ, как самостоятельный ʙид финансоʙого контроля, связывая принятие мер по усилению государственного финансового контроля с вступлением ʙ силу ФЗ № 115-ФЗ [1].
М. М. Прошунин определяет финансоʙый мониторинг как «ʙид государстʙенного и ʙнутрихозяйстʙенного финансоʙого контроля, осущестʙляемого Росфинмониторингом, надзорными органами и субъектами финансоʙого мониторинга ʙ целях недопущения поступления преступных доходоʙ ʙ национальную экономику Российской Федерации и ПОД/ФТ[1]» [6, с. 105].
Начоева Л. А. [5, с. 16] систему уполномоченных органов и организаций Российской Федерации в сфере финансового мониторинга представляет как дʙухуровнеʙую структуру (рисунок 1).
Рис. 1. Двухуровневая структура национальной системы ФМ по Начоевой Л. А.[5, с. 17]
Первый уровень, по мнению Начоевой Л. А., представлен Росфинмониторингом и федеральными надзорными органами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в сфере финансов.
Однако, было бы более точным Росфинмониторинг отнести к первому уровню системы ФМ, так как именно на данного органа исполнительной власти законодательство возложило функции по сбору, обработке, анализу и проверке информации об операциях (сделках) с денежными средствами и иным имуществом, полученной ʙ соответствии с законодательством Российской Федерации, а также ряд других обязанностей. И по его запросам все другие субъекты обязаны предоставить необходимую информацию.
Второй уровень системы финансового мониторинга в России по Начоевой Л. А. представлен субъектами первичного финансового мониторинга — организациями, на которые согласно законодательства возложена обязанность по осуществлению финансового мониторинга в целях безопасности (рисунок 2).
Рис. 2. Второй уровень системы финансового мониторинга по Начоевой Л. А. [5, с. 17]
Вопрос о наличии третьего уровня системы финансового контроля и отнесении к нему правоохранительных органов является спорным.
Так как, не смотря на то, что правоохранительные органы принимают участие в обнаружении признаков легализации незаконных доходов, полученных преступным путем, данную деятельность следует отнести к правоохранительной деятельности, а не к финансовому мониторингу.
Основные меры, осуществляемые субъектами ФМ в рамках госфинконтроля, можно отразить при помощи рисунка 3:
Рис. 3. Основные меры, осуществляемые субъектами ФМ в рамках госфинконтроля
Как один из видов ФК, финансовый мониторинг осуществляется на ряде принципов, которые присущи контрольной деятельности. В частности, к принципам ФМ, Прошунин М. М. относит принципы независимости, компетентности, объективности органов, осуществляющих ФК.
В качестве функций контрольной деятельности выделяются функции корректировки, социальной превенции и правоохраны.
Функция корректировки связана, прежде всего с осуществлением методической и надзорной деятельности всех уровней системы ФМ. Надзорная деятельность позволяет выявить нарушения и недостатки в работе субъектов ФМ, методическая деятельность предоставляет возможность скорректировать действующую систему ФМ в соответствии с влиянием внешней среды.
Если исходить из рамок реализации функции социальной превенции, то предпринимаемые меры системы ФМ по противодействию отмыванию преступных доходов носят превентивный характер, что свидетельствует об осуществлении функции социальной превенции.
Действия ФМ по выявлению операций, в которых используются денежные ресурсы, полученные преступным путем можно расценивать как реализацию функции правоохраны.
И, наконец, основным госорганом, первого уровня ФМ является Росфинмониторинг, который по определению является основным органом государственного финансового контроля.
Таким образом, можно сделать вывод, что ФМ является одним из видов ФК.
Объектом первичного ФМ выступают действия физических лиц с денежными средствами, действия юридических лиц с финансовыми ресурсами, основными и оборотными средствами, с целью определения законности и отсутствия неправомерности действий.
Об эффективности ФМ свидетельствуют показатели результативности деятельности надзорных органов. В целом, оценка эффективности ФМ, как и в целом ФК является многоаспектной задачей.
Необходимо признать, что до сих пор не выработано единой и общепризнанной методики оценки эффективности ФМ.
При оценке эффективности проводимых управленческих мероприятий обычно используется оценка соотношения полученных результатов и расходов на их проведение, что, однако, не всегда возможно.
Игнатов С. Ю. предлагает, другую систему показателей (рисунок 4)
Рис. 4. Показатели эффективности ФК по Игнатову С. Ю. [2, с. 122]
И. А. Белобжецкий предлагает выделяет не единичные показатели результативности, а две основные группы (рисунок 5)
Рис. 5. Показатели эффективности ФК по Белобжецкому И. А. [2, с. 122]
Бурцев В. В. вводит косвенные показатели результативности ФК (рисунок 6).
Рис. 6. Показатели эффективности ФК по Бурцеву В. В. [3]
Таким образом, можно сделать вывод о существующем разнообразии определения эффективности ФК и отсутствии единой методики.
Рассмотрим эффективность ФМ основного органа — Росфинмониторинга исходя из результативности его действий в сфере надзорной деятельности.
Согласно Публичному отчету «О деятельности федеральной службы по финансовому мониторингу» [7, с. 8] ключевой задачей Росфинмониторинга в направлении повышения эффективности надзорной деятельности в антиотмывочной сфере в 2015 году стало внедрение концепции разделения финансовых институтов на:
Основным индикатором эффективности надзорной деятельности как механизма профилактических и превентивных мер является рост количества поднадзорных организаций в группе «законопослушности» и, соответственно, снижение их количества в группах «вовлеченности» и «причастности» (таблица 1).
Организации на учете Росфинмониторинга [7, с. 9]
на 01.01.2015
на 01.01.2016
Операторы по приему платежей
Всего, поднадзорные РФМ
На 1 января 2016 года в национальной антиотмывочной системе было задействовано около 150 тысяч организаций, ИП и лиц, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом и являющихся субъектами первичного финансового мониторинга.
Количество поднадзорных Росфинмониторингу организаций возросло на 10 %. Это произошло за счет риэлторов, операторов по приему платежей, факторинговых организаций, а также в связи с вовлечением в российскую антиотмывочную систему 320 финансовых институтов Крымского федерального округа.
В минувшем году кредитные организации, как и в 2015-м, характеризовались самыми высокими рисками противоправной деятельности, связанной с отмыванием денег и финансированием терроризма. Несмотря на меры, предпринимаемые Банком России в отношении организаций, вовлеченных в сомнительную финансовую деятельность, а также общее сокращение их количества, продолжают функционировать схемы по предоставлению теневых финансовых услуг по обналичиванию и выводу денежных средств за рубеж. При этом создателями и участниками подобных схем являются как клиенты организаций, так и — в ряде случаев — непосредственно менеджмент банка.
На начало 2015 года в российской банковской системе насчитывалось 836 кредитных организаций, на 1 января 2016 года — 733.
Банком России за минувший год отозваны лицензии у 93 кредитных организаций, из которых у 34 банков были установлены факты нарушения положений Федерального закона № 115-ФЗ, у 47 банков — факты проведения сомнительных операций, связанных с функционированием на их площадках теневых финансовых схем. Исключительно за нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ лицензии были отозваны у 9 банков (у 11 — в 2014 году) [7, с. 1].
В свою очередь, финансовой разведкой России также предпринимались все возможные меры по выявлению кредитных организаций, в деятельности которых наблюдались признаки несоблюдения требований Федерального закона № 115-ФЗ.
Несмотря на очевидные положительные результаты совместной работы Росфинмониторинга и Банка России, отзыв лицензий у ряда банков, обслуживающих высокорисковых клиентов и вовлеченных в проведение подозрительных операций, спровоцировал «переток» недобросовестных клиентов в крупнейшие финансовые институты с целью «затеряться» в разветвленных филиальных сетях, больших клиентских базах и объемах проводимых операций.
Одной из мер реагирования на подобные случаи в 2015 году стала совместная с Банком России работа по настройке систем внутреннего контроля кредитных организаций, позволяющая проводить мониторинг «миграции» клиентов и их средств при закрытии счетов.
Результатом этого взаимодействия стало поступление около 96 тысяч сообщений от банков о случаях расторжения договора по инициативе клиента.
В течении 2015 года кредитными организациями [7, с. 14]:
– отказано в заключении договора — около 142 тысяч случаев (рост в 3 раза по сравнению с 2014 годом);
– отказано в проведении операций — около 94 тысяч случаев (рост более, чем в 3 раза по сравнению с 2014 годом) на сумму более 155 млрд. рублей (137 млрд. — в 2014);
– расторгнуто договоров банковского счета — около 2,3 тысяч (рост примерно в 2 раза больше, чем в 2014).
Данная мера с одной стороны показывает эффективность соблюдения принципа «Знай своего клиента и его бенефициара», с другой — дает дополнительный источник информации для дальнейшего анализа поведения отдельных клиентов.
Для организации удаленного мониторинга и контроля за организациями и индивидуальными предпринимателями в декабре 2015 года запущен новый функционал «Личного кабинета». На настоящий момент он включает в себя:
– оценочный блок организации;
– вопросник «Проверь свой риск»;
– раздел «Добровольное сотрудничество».
Совершенствование технологии дистанционного контроля отнесено к приоритетам развития надзорной деятельности в 2016 году.
Внедрение Автоматизированной системы дистанционного мониторинга помогло в минувшем году выстроить информационный обмен с надзорными органами на ином качественном уровне. Это позволило пересмотреть давно сложившийся порядок взаимодействия и закрепить механизмы реагирования на возникающие риски в новых редакциях соглашений, заключенных с Банком России, Федеральной налоговой службой, Пробирной палатой России и Роскомнадзором, которые являются основными партнерами Росфинмониторинга в системе надзора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
В рамках исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации № Пр–1032 от 07.05.2014 «О мерах по повышению устойчивости осуществления платежных, расчетных и иных финансовых операций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для российской экономики» в течение года осуществлялся комплексный анализ стратегических и системообразующих предприятий.
Пристальное внимание было обращено в 2015 году на финансовые институты в связи с существованием таких угроз, как
– вовлеченность в теневые и преступные схемы;
– рост объемов сомнительных операций, связанных с выводом денежных средств за рубеж, в первую очередь в офшоры;
– вывод активов финансовых организаций перед отзывом лицензий;
– использование финансовых институтов в целях финансирования терроризма
В 2015 году в Росфинмониторинг поступило около 22 млн сообщений (что больше, чем в 2014 году, в 1,7 раза), из них:
– примерно 10 млн сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю;
– около 12 млн сообщений о подозрительных операциях (СПО), по сравнению с 2014 годом количество операций выросло в 2,5 раза.
Всего финансовой разведкой в прошлом году проведено около 40 тыс. финансовых расследований.
В результате проведенных финансовых расследований, к примеру, в кредитно-финансовой сфере удалось пресечь деятельность четырех теневых площадок с объемом обналичивания более 140 млрд рублей, двух площадок, связанных с выводом денежных средств за рубеж; пресечена выдача кредитных средств неблагонадежным клиентам банками с госучастием на сумму 3,2 млрд рублей. В отношении менеджмента банков, осуществляющих преступные схемы, возбуждено более 35 уголовных дел.
Таким образом, действия основного исполнительного органа по ФМ постоянно совершенствуются.
Наблюдается динамика совершенствования нормативно-правового регулирования области ФК, проводится активизация международного сотрудничества и проведения международных финансовых расследований.
В результате совместной работы с правоохранительными органами проведено более 7,7 тысяч финансовых расследований. При этом по линии международных террористических организаций, в том числе ИГИЛ, в проверке находилось более 3,5 тысяч лиц.
Также результатом этого взаимодействия в 2014 году можно считать расширение Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их при частности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечень).
Всего в Перечень включено 5493 физических и юридических лиц:
– по национальному списку — 4931 физическое лицо и 70 организаций;
– по международному списку — 399 физических лиц и 93 иностранных организаций.
Только в 2015 году в него включено дополнительно:
– в национальную часть — 1584 физических лиц; 9 организаций,
– в международную часть — 38 физических лиц; 5 иностранных организаций, что позволило заморозить 3019 счетов фигурантов Перечня на сумму около 37 млн рублей.
В рамках комплексного решения задач по противодействию финансированию терроризма в 2015 году было продолжено активное межведомственное взаимодействие, прежде всего, по линии различных координационных органов (Совет Безопасности Российской Федерации, Национальный антитеррористический комитет, а также различные межведомственные рабочие группы).
Были проведены консультации с частным сектором по вопросам усиления мониторинга операций, связанных с рисками финансирования терроризма. Представителям финансовых институтов была презентована «матрица индикаторов», разработанная финансовой разведкой с целью повышения качества работы организаций в направлении идентификации рисков финансирования терроризма.
Предложенный Росфинмониторингом подход подразумевает систематизацию идентификаторов по направлениям: процессы, связанные с формированием радикальной идеологии (центры радикальной пропаганды, вербовщики, неформальные группы, НКО, религиозные центры и т. д.), непосредственно террористы (действующие и вернувшиеся) и их окружение, экономика спонсорства терроризма (легальная и теневая — торговля нефтью, оружием, похищение людей и т. д.). Профиль сомнительной транзакции, предложенный финансовой разведкой, содержит четкие критерии определения степени «подозрительности» клиента с учетом географии и используемых платежных инструментов.
Все вышеуказанное свидетельствует о практическом опыте, приобретенном за годы работы, постепенном совершенствовании системы ФМ, что позволяет более эффективно противостоять угрозе терроризма, эффективно использовать средства бюджета.
Также следует отметить положительную динамику сотрудничества отечественных органов ФМ с международными органами ФК, что также способствует обмену опытом, и, как следствие, повышает эффективность системы ФМ. Помимо указанного наблюдается динамика роста квалификации персонала Росфинмониторинга. Для привлечения молодых и активных граждан на государственную гражданскую службу в Росфинмониторинге ведется работа с ведущими профильными вузами.
Организация профессиональной переподготовки и повышение квалификации сотрудников финансовой разведки является приоритетным направлением кадровой работы.
В 2015 году обучение осуществлялось по нескольким направлениям:
– по государственному заказу
– на базе Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ)
– в рамках обучающих семинаров в сфере ПОД/ФТ
– в рамках дистанционного обучения
Это позволит более эффективно выполнять функции по обеспечению ФМ.
В 2017 году Росфинмониторинг намерен и дальше наращивать усилия в общей борьбе с терроризмом: выявлять новые источники и каналы финансирования ИГИЛ, вырабатывать меры по их пресечению, особое внимание уделяя центрам подготовки террористов-боевиков и их финансированию.
Таким образом, ФМ является видом финансового контроля, который представлен основным органом исполнительной власти Росфинмониторингом, надзорными органами и субъектами финансового мониторинга. Основной целью ФМ является отмывание незаконных доходов, недопущение финансирования терроризма, повышение эффективности использования бюджетных средств. Финансовый мониторинг становится кризисно эффективным инструментом экономического управления России, а Росфинмониторинг — системообразующим каркасом группы российских государственных ведомств, в функции которых входит противодействие незаконным финансовым операциям с координирующей ролью Росфинмониторинга.
Современный этап развития нашей страны, совсеми его сложностями, определил коренное качественное изменение роли Росфинмониторинга. Эта новая роль заключается в превращении ведомства из одного из многих других, осуществляющих функции контроля в отношении определенных видов финансовых операций, в важнейший организационный инструмент поддержания экономической стабильности государства.
Оценка угроз и рисков в отношении национальной безопасности, возникающих в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма — это деятельность Росфинмониторинга как ключевого органа по выработке мер противодействия этим угрозам. Она заключается в анализе получаемой Росфинмониторингом информации об операциях с денежными средствами
и иным имуществом, на основе которого выявляются, изучаются, оцениваются риски и разрабатываются меры по их устранению.
- Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
- Артюшин И. Ю. Критерии и показатели эффективности ведомственного финансового контроля силовых структур//Инновации и менеджмент. — 2014. — № 2. — С. 122
- Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2008
- Иванова И. В. Росфинмониторинг подвел итоги работы в 2015 году // Финансовая безопасность. — 2016. — № 12. — С.13
- Начоева Л. А. Финансовый мониторинг в коммерческом банке. Диссертация. С.-П. — 2015. — С. 16 -17
- Прошунин М. М. Финансовый мониторинг как вид финансового контроля // Журнал «Вестник Томского государственного университета». — 2010. — № 330.- С. 105
- Публичный отчет «О деятельности федеральной службы по финансовому мониторингу». М. 2016. — С. 8–9
[1] ПОД/ФТ – это противодействия легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности
Росфинмониторинг
Росфинмониторинг — это краткое название Федеральной службы по финансовому мониторингу. Ее задача — не допустить отмывание денег, полученных преступным путем. Кроме того, служба отслеживает операции, которые могут быть направлены на финансирование терроризма.
Банки, ломбарды, букмекеры, страховые компании обязаны передавать в Росфинмониторинг информацию о сделках, которые кажутся им подозрительными. Но по некоторым сделкам отчитываться придется в любом случае — например, если клиент снимает со счета юрлица больше 1 млн рублей. При этом самому предпринимателю делать ничего не нужно — о подобных операциях Росфинмониторингу, опять же, сообщают банки и другие организации.
Уровни финмониторинга
Финансовый мониторинг — это контроль за денежными операциями. Он бывает внутренним и обязательным.
Внутренний мониторинг проводят банки, микрофинансовые организации, ломбарды, страховые компании, брокеры, когда обслуживают клиентов, в том числе компании и предпринимателей, — это нужно, чтобы вовремя пресечь незаконные операции.
Организация получает персональную информацию о клиенте, проверяет подлинность документов и, если возникли подозрения, направляет данные на проверку в Росфинмониторинг.
Сделку могут признать подозрительной, или, как выражается само ведомство, необычной, если клиент отказывается предоставлять запрашиваемые документы, настаивает на том, чтобы операцию провели как можно скорее, или слишком озабочен конфиденциальностью сделки — например, интересуется, получат ли сведения о ней государственные органы.
Также подозрение может вызвать операция, которая не соответствует основной деятельности клиента — например, если парикмахерская скупает золотые слитки.
Обязательный мониторинг проводит сам Росфинмониторинг. При этом он контролирует денежные потоки как внутри России, так и в рамках международных сделок.
Кого и что проверяет Росфинмониторинг
Контроль Росфинмониторинга распространяется на физлица и организации, которые проводят операции с деньгами, ценными металлами, недвижимостью и другим имуществом. Все они отчитываются о каждой операции клиента, которая может показаться сомнительной.
Перед Росфинмониторингом отчитываются:
- кредитные организации;
- лизинговые компании;
- страховые компании и брокеры;
- почтовые организации внутри страны;
- ломбарды;
- букмекерские конторы;
- риелторские агентства;
- микрофинансовые организации;
- ИП, торгующие драгоценными металлами и камнями;
- ИП — посредники в сделках с недвижимостью.
Есть операции, о которых в любом случае нужно сообщать в Росфинмониторинг. Под обязательный контроль подпадают:
- Снятие со счета юрлица налички на сумму 1 млн рублей и больше.
- Скупка, купля-продажа или сдача в ломбард ювелирных украшений, драгоценных металлов и камней на сумму 1 млн рублей и больше. Так, если человек купил колье за 1 300 000 ₽, магазин обязан направить данные об этом в Росфинмониторинг.
- Сделки с недвижимостью на сумму 5 млн рублей и больше. Если риелторская компания помогла клиенту купить квартиру стоимостью 5 млн рублей, она также обязана сообщить о сделке регулятору.
- Почтовые переводы на сумму от 100 000 ₽.
- Снятие наличных с карты, выпущенной в иностранном банке.
- Переводы на счета предприятий, которые имеют стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, на сумму 10 млн рублей и больше.
Контролируют и другие операции. Полный перечень указан в законе «О противодействии отмыванию доходов».
Как отправить отчет
Сразу после регистрации ИП и компаниям, которые обязаны отчитываться перед Росфинмониторингом, необходимо встать на учет. Для этого нужно: заполнить карту постановки на учет для юрлица или ИП и передать ее в отделение Росфинмониторинга. Это можно сделать лично, заказным письмом или через сайт госуслуг.
Образец карты для постановки на учет в Росфинмониторинг
Ответ из Росфинмониторинга должен прийти в течение 15 календарных дней. После постановки на учет ИП или организация получает доступ в личный кабинет на сайте ведомства — через него можно сдавать отчетность.
Регулятор рекомендует отчитываться о результатах проверки клиентов раз в квартал. Чтобы отправить отчет, нужно заполнить сообщение по форме ФЭС 3-ФМ в личном кабинете.
Если бизнес попытается скрыть информацию о подозрительной сделке, ему грозит штраф — от 200 000 до 400 000 ₽. Для должностных лиц штраф меньше — от 30 000 до 50 000 ₽.
Если компания посчитала операцию подозрительной, а потом клиент смог лично или через суд убедить ее в обратном, у нее есть один рабочий день, чтобы отчитаться в Росфинмониторинг, что оснований для отказа от сделки больше нет.
Что такое черный список Росфинмониторинга
Росфинмониторинг ведет черный список компаний и физлиц, которых подозревают в финансировании терроризма и экстремизма. Этот перечень направляют банкам и другим организациям, чтобы они заблокировали счета таких клиентов и приостановили их обслуживание.
Черный список состоит из двух частей: международные террористы и нарушители внутри страны. Оба перечня можно найти на сайте Росфинмониторинга.