Где должна стираться спецодежда канализационного хозяйства
Перейти к содержимому

Где должна стираться спецодежда канализационного хозяйства

Стирка СИЗ: опыт внедрения в организации

Богданова Т. Д.

Работодатель обязан обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, стирку, химчистку, сушку, ремонт и замену. Рассказываем, как организовать мероприятия по уходу.

Требования к СИЗ: как урегулировано в законе

В течение срока носки средств индивидуальной защиты работодатель должен обеспечить уход за ними (ст. 221 ТК РФ). Как правило, это стирка халатов и костюмов, химчистка зимних комплектов спецодежды, ремонт специальной обуви.

Коммунально-бытовые организации должны проводить еще и дезинфекцию СИЗ, ведь люди могут заниматься расчисткой скотомогильников, уборкой на кладбищах или свалках коммунальных отходов.

Если работы выполняются на открытых, а также неотапливаемых площадках, одежду, предназначенную для защиты от осадков, нужно чистить и сушить.

СИЗ, за которыми нет должного ухода, теряют свои защитные свойства, и становятся опасными для работника. Это может привести к заболеваниям, а также к производственным травмам. Поэтому за мероприятиями по обслуживанию СИЗ следят и инспекция Роструда, и органы Роспотребнадзора.Приказ Минтруда от 01.06.2009 № 290н утвердил Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. С 1 сентября 2023 года будет действовать Приказ Минтруда от 29.10.2021 № 766н.

В этих документах прописано, что работодатели обязаны за свой счет обеспечивать хранение, использование и уход за СИЗ в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителя. Невыполнение этих требований грозит штрафом по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (до 80 000 рублей).

  • Пройдите курс «Обучение по использованию средств индивидуальной защиты». Вы узнаете, как определить объем закупаемых СИЗ, как проводить тренировки с персоналом и правильно оформить документы.

Варианты действий работодателя: плюсы и минусы

Для того, чтобы выполнить требования ТК РФ и приказа Минтруда, утвердившего правила применения СИЗ, у организации есть три варианта:

  1. Арендовать СИЗ, тогда обслуживанием будет заниматься вендор. У этого способа есть огромные минусы — стоимость услуг и невозможность возмещения средств из ФСС.
  2. Заключить договор с прачечной — удобный вариант для небольших организаций.
  3. Оборудовать свою прачечную и самому организовать стирку и химчистку СИЗ. Вариант подходит крупным предприятиям: позволит не тратить деньги на различных поставщиков СИЗ, а стирать одежду централизованно, стандартизованно. Требования к прачечным перечислены в санитарных нормах и правилах.

В конце статьи вы найдете образец договора на стирку СИЗ и приложений к нему.

В конце статьи есть шпаргалка

Есть специальные требования к отдельным видам средств защиты. СИЗ, загрязненные альфа- и бета-активными нуклидами, стираются согласно требованиям СанПиН 2.2.8.46-03 «Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты».

С 1 сентября 2021 года действует СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», в п. 4123 которого указано, что для стирки спецодежды персонала в медицинских организациях амбулаторно-поликлинического типа, включая дневные стационары, допускается устройство мини-прачечных, состоящих из двух смежных помещений: одно для сбора и стирки, другое для сушки и глажения.

Для стирки других, радиационно и биологически не загрязненных СИЗ в прачечных нужно руководствоваться указаниями завода-изготовителя.

Трудности внедрения, опыт практиков

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Основная трудность — малое количество спецпрачечных по стирке СИЗ и их нежелание связываться с организациями, в которых мало спецодежды. В этом случае прачечные прибегают к повышению цен на свои услуги или доставку.

Совет: если ваше предприятие использует небольшое количество СИЗ, организуйте их самовывоз из прачечной. Это снизит общую сумму затрат.Как подобрать поставщика услуг по стирке СИЗ:

  1. Подготовьте техническое задание. Без него нельзя запросить коммерческие предложения.

В ТЗ нужно сделать предварительный подсчет сдаваемых в стирку СИЗ. Для этого по паспорту (руководству) узнайте вес одной единицы СИЗ, затем подсчитайте общий объем сдаваемого в стирку и периодичность.

При определении периодичности исходите из степени загрязненности СИЗ и своих финансовых возможностей. Ни в одном НПА, кроме СанПина для аптек, не указана такая периодичность — раз в неделю. Поэтому в своем Положении о системе управления охраной труда вы можете прописать, что СИЗ должны стираться раз в неделю, две недели или месяц.

В ТЗ укажите, чтобы услуги на стирку СИЗ были рассчитаны на следующий год с учетом инфляции. В противном случае, если договор на стирку не удастся заключить в ближайшие один-три месяца в 2022 году, придется переделывать ТЗ и запрашивать новые коммерческие предложения.

  1. Запросите коммерческие предложения. С их помощью можно определиться с суммой затрат на мероприятия по уходу.

Запрос не менее трех коммерческих предложений нужен, чтобы обосновать ценообразование на стирку СИЗ и установить оптимальную цену. Кроме того, выбор лучшей цены из КП оградит вас от возможных обвинений в вашей личной заинтересованности.

  1. Ознакомьте работодателя о сумме затрат на стирку, согласуйте расходы.

Всегда давайте своему руководителю выбор, не ставьте его перед свершившимся фактом. Если ваш руководитель считайте лишним тратить деньги на грамотный уход за СИЗ, не стремитесь запугивать штрафами, некоторые воспринимают это как слабость. Лучше выстроить конструктивный диалог:

«Владимир Петрович, мы с вами закупили за счет ФСС отличную спецодежду на работников, и можем продлевать сроки ее носки. Это позволит нам сократить затраты. Но для этого нам нужно стирать ее. Я посчитала, во что нам это обойдется, сравнила цены, можем выйти на электронный аукцион (или к единственному поставщику). Тогда к нам вообще претензий не будет, ни у трудовой инспекции, ни у Роспотребнадзора, ни у работников».

Ваша речь займет две минуты. Но за этот период времени ваш руководитель оценит, что вы:

  • возместили затраты на СИЗ из ФСС — делать это умеют далеко не все специалисты по охране труда,
  • бережете деньги работодателя, выбираете лучшее по цене предложение — это тоже положительное качество специалиста по охране труда,
  • предупреждаете шефа об ответственности заблаговременно, а не ставите перед фактом.
  1. Зарегистрируйте КП и передайте в юридический отдел.

Образец коммерческого предложения

Контроль ГИТ и листы самопроверки

1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Роструда № 20 от 01.02.2022. Документ среди прочих утвердил чек-лист № 22, в котором четыре вопроса посвящены уходу за СИЗ:

«10. Работодатель за счет собственных средств обеспечил уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществляет химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ?

11. Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель предоставляет специально оборудованные помещения (гардеробные)?

12. Наличие в структурных подразделениях сушилок, камер и установок для сушки, обеспыливания, дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ?

13. Уход за СИЗ осуществляется на основании гражданско-правового договора со сторонней организацией?»

Если хотя бы одно из указанных мероприятий не будет проведено, инспектор посчитает, что работодатель нарушает требования НПА, и оштрафует. Поэтому не только заключите договор на услуги прачечной, но и копируйте себе все акты приемки и получения обратно. Это будет основанием, чтобы вашего работодателя не считали нарушителем.

Скачайте образец договора с подрядчиком на стирку СИЗ, а также приложения к договору: спецификацию, техзадание и акт сдачи-приемки.

Стирка спецодежды на предприятии: требования Роспотребнадзора

Стирка спецодежды на предприятии – обязанность работодателя. Эта обязанность прописана ТК РФ, ст. 221, ФЗ-52 от 30/03/99 г., Приказе Минсоцразвития 290н от 01/06/09 и ряде других документов, подзаконных актов. Затраты на стирку, сушку, чистку спецодежды несет не работник, а работодатель. Работникам запрещено самостоятельно заниматься стиркой защитных комплектов. Роспотребнадзор наделен широкими надзорными полномочиями в сфере защиты потребительских прав. Организацию стирки спецодежды и документирование этой процедуры он также контролирует. Разберемся, как организовать стирку одежды специального назначения в соответствии с требованиями законодательства и Роспотребнадзора.

Стирка спецодежды: общие сведения

Большинство предприятий при организации стирки спецодежды руководствуется Приказом №290н, утверждающим межотраслевые правила ее использования. Стирке посвящен р. 3 этих правил. На предприятиях с особыми условиями труда применяются отраслевые, специальные документы аналогичного характера.

Конкретные правила стирки спецодежды содержатся в санитарных правилах и нормах (СанПиН). Например, приказом главного санитарного врача №141 от 11/06/03 г. введены в действие сразу несколько СанПиН, касающихся промышленности, сельского хозяйства, связи, строительства. Раздел 9 этого документа посвящен уходу за спецодеждой, а если работники предприятия имеют дело с радиоактивными компонентами и веществами, стирку производят согласно положениям СанПиН 2.2.8.46-03, в котором речь идет о дезактивации одежды.

Спецодежду стирают в зависимости от специфики отрасли, характеристик материалов, из которых она состоит. Так, Межотраслевыми правилами ОТ №36 от 17/06/03 г., утвержденными постановлением Минтруда, установлено, что спецодежду стирают раз в 6-10 дней, в зависимости от загрязнения (п. 7.14), на животноводческих комплексах, бойнях, при работе с молоком, на очистных сооружениях периодичность выше: как правило, раз в 3 дня. Работники обязаны ставить администрацию в известность о необходимости стирки и ремонта своих СИЗ.

Работник возвращает спецодежду, как правило, в день увольнения. Но желательно, чтобы он сделал это заранее, например накануне, потому что нужно определить процент износа спецодежды, оформить необходимые документы.
В каком порядке осуществляется возврат спецодежды при увольнении работника?
Посмотреть правила

Как организуется стирка

Организовать стирку спецовок можно двумя способами:

  • непосредственно на предприятии;
  • с использованием услуг сторонних фирм.

Со сторонними фирмами заключается договор (ГПХ) на оказание прачечных услуг, администрации остается лишь контролировать условия его исполнения.

Организация собственной прачечной – более трудоемкий процесс, требующий учитывать положения соответствующих СанПиН (2.1.2.2646-10), а также Постановления Минтруда №75 от 16/10/2000 г., утверждающего межотраслевые правила ПОТ Р М 013-2000. Законодатель прямо утверждает право уполномоченных органов, к которым относится Роспотребнадзор, осуществлять контроль за соблюдением установленных правил стирки.

Под прачечную выделяются надлежащим образом оформленное помещение и штатные сотрудники. Все нюансы устройства таких помещений содержатся в ПОТ Р М 013-2000. К примеру, особо подчеркивается, что места хранения обработанных и необработанных комплектов должны быть максимально изолированы друг от друга, для сотрудников организованы бытовки и пр.

Исходя из производственной необходимости работу прачечных можно организовать в двухсменном режиме.

Внутренними документами организации должен быть регламентирован порядок сдачи и приемки СИЗ из прачки: индивидуально каждым сотрудником или централизованно по цехам, бригадам, подразделениям.

В случае заключения договора со сторонней фирмой процесс доставки и возврата спецодежды должен быть прописан в договоре. Сотрудники не должны заниматься доставкой своих СИЗ в стороннюю организацию самостоятельно (п. 27 пр. №290н).

На заметку! Согласно СанПиН 2.1.2. 2646-10 работники прачечной также должны быть обеспечены спецодеждой. Ее заменяют не реже раза в неделю или по мере загрязнения.

График стирки и другие документы организации

Из приведенных нормативных документов видно, что конкретных сроков стирки спецодежды в законодательно-нормативной базе в настоящее время нет. В то же время осуществлять стирку работодатель обязан.

Урегулировать вопрос периодичности стирки СИЗ в организации поможет график стирки спецодежды. Он входит в состав ЛНА – «Положения о выдаче СИЗ», утвержденного приказом по организации. С учетом особенностей использования специальных комплектов одежды, в организации разрабатывается свой график стирки. Как правило, он содержит:

  • наименования подразделений;
  • ФИО ответственных лиц;
  • время сдачи (неделю по порядку в месяце и день недели);
  • информацию о сдаче в стирку (подписи сдающего лица, принимающего лица, количество комплектов);
  • информацию о возврате из стирки (подписи сдающего и принимающего лиц, дату, количество комплектов).

Обычно в этот график включается и блок о ремонте СИЗ. Он оформляется аналогично. Для учета сдачи спецодежды работниками в стирку и возврата в производство применяют специальную ведомость (методуказания, утв. пр. Минфина 135н от 26/12/02 г. п. 66). Ее подписывает материально ответственное за СИЗ лицо.

ВАЖНО! Справочная информация по нормам бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Если одежду стирают в течение рабочей недели, а не в выходной, работников надо обеспечить сменными комплектами.

Подтверждающие выполнение требований законодательства документы подлежат тщательному хранению. Роспотребнадзор в момент плановой или внеплановой проверки имеет право потребовать любой из них, о чем говорится, в частности, на официальном сайте Управления. При этом специального разрешения от Роспотребнадзора организация на свою деятельность по стирке спецодежды сотрудников получать не должна.

На заметку! Отказ работника сдавать спецодежду для стирки не является основанием для освобождения работодателя от обязанности обеспечивать стирку СИЗ (Письмо Минтруда от 5/06/18 г., обзор актуальных вопросов за период 01/05/18-31/05/18).

Где должна стираться спецодежда канализационного хозяйства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 65 “Об утверждении СанПиН 2.1.2.2646-10”

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных» (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 августа 2010 года.

Г.Г. Онищенко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2010 г.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2646-10
“Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных”
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 10 июня 2010 г. № 65)

I. Область применения и общие положения

1.1. Санитарные правила и нормативы (далее — санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных.

1.3. Санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией прачечных, а также органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. Требования настоящих санитарных правил должны соблюдаться организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации прачечных.

1.5. Требования настоящих санитарных правил не распространяются на прачечные, предназначенные для обработки спецодежды, загрязненной радиоактивными веществами.

1.6. Контроль за соблюдением настоящих санитарных правил осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.7. Предоставление земельных участков под строительство, размещение и ввод в эксплуатацию прачечных, в том числе после их капитального ремонта или реконструкции, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

II. Гигиенические требования к устройству прачечной

2.1. Планировка прачечной должна предусматривать последовательность (поточность) технологического процесса.

2.2. Для отделки, облицовки и окраски помещений прачечных используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.

2.3. Не допускается пересечение потоков чистого и грязного белья.

2.4. Прачечные должны иметь два отделения, четко изолированные друг от друга: чистое и грязное.

2.5. Прачечные должны иметь следующие группы помещений:

— помещения для посетителей;

— складские, офисные помещения и помещения мастерских;

2.6. Состав и площади помещений следует принимать в соответствии с приложением 1 к настоящим санитарным правилам.

2.7. Высота производственных помещений прачечных в одноэтажных зданиях от отметки чистого пола до низа несущих конструкций на опоре должна быть:

— производительностью до 500 кг сухого белья в смену — не менее 3,6 м;

— производительностью 1000-3000 кг сухого белья в смену — не менее 4,2 м;

— производительностью 5000 кг сухого белья в смену и более — не менее 5,4 м.

2.8. Помещения приемки белья должны состоять из следующих отделений:

— для ожидания посетителей;

— сортировки и временного хранения грязного белья.

Полы и стены помещений на всю высоту выполняются из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.

2.9. Стиральные цеха должны иметь гидроизоляцию полов и стен. Полы и стены помещений на всю высоту выполняются из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность полов должна быть гладкая, с уклоном в сторону трапов.

2.10. Стиральные цеха фабрик-прачечных оборудуются механизированной централизованной системой подачи моющих растворов в стиральные машины. Приготовление моющих растворов производится в помещении реакторной в строгом соответствии с утвержденной технологией стирки белья.

2.11. В сушильно-гладильных цехах полы и стены помещений на всю высоту выполняются из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.

2.12. Гардеробные и душевые для персонала устраиваются раздельными для работников «чистых» (гладильные цеха, упаковка и выдача чистого белья) и «грязных» (сортировка, стирка грязного белья) цехов. Площадь гардеробных рассчитывается из нормы 0,3 * на одного работника.

2.13. Душевые располагают со входом из гардеробных. Для персонала «грязных» цехов раздевальные и душевые устраиваются по типу санпропускника.

2.14. Комната приема пищи и отдыха для сотрудников оборудуется из расчета 1,0 * на каждого работника, но не менее 12 *.

2.15. В прачечной в санузлах оборудуются комнаты для личной гигиены женщин.

2.16. Офисные помещения необходимо изолировать от производственных. Площадь офисных помещений должна быть не менее 10 — 12 *, из расчета не менее 4,0 * на одного работника.

2.17. Пункты приема-выдачи прачечных допускается размещать в жилых кварталах как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к зданиям иного (жилого и нежилого) назначения. При размещении пунктов приема-выдачи в жилых зданиях данные пункты должны иметь входы, изолированные от жилой части.

III. Гигиенические требования к системам инженерного обеспечения прачечных

3.1. Здания прачечных оборудуются централизованными системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления, общеобменной приточно-вытяжной и местной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением для удаления избыточной влаги в стиральном и сушильно-гладильном цехах.

3.2. Качество воды должно соответствовать гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

3.3. Отведение и сброс сточных вод прачечных допускается проводить совместно с бытовыми сточными водами.

3.4. Удаление воздуха в стиральных и сушильно-гладильных цехах должно осуществляться из верхней зоны. Приток должен преобладать над вытяжкой. Подача воздуха производится в верхнюю зону на расстоянии 1,5 — 1,7 м от пола.

3.5. В сушильно-гладильных цехах необходимо предусмотреть воздушное душирование на рабочих местах гладильщиц.

3.6. В цехе сортировки и временного хранения грязного белья удаление воздуха должно производиться из нижней зоны, а подача в верхнюю зону.

3.7. Освещение помещений прачечных должно соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

3.8. Показатели микроклимата и других физических факторов, содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них работников должны соответствовать гигиеническим требованиям к микроклимату производственных помещений, санитарным нормам шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

IV. Гигиенические требования к содержанию, оборудованию и режиму работы прачечных

4.1. Помещения прачечной должны содержаться в чистоте. Ежедневно проводится влажная уборка всех помещений. Генеральная уборка проводится 1 раз в месяц.

4.2. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использоваться в строгом соответствии с маркировкой. Хранение уборочного инвентаря должно осуществляться в специальных подсобных помещениях или выделенных для этой цели шкафах.

4.3. В помещениях прачечной должна проводиться дезинфекция. При проведении дезинфекционных работ работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты (перчатки, резиновые фартуки, средства защиты органов дыхания).

4.4. Помещения подборки и временного хранения чистого белья оборудуются стеллажами, высотой не более 2,2 м. Поверхности стеллажей должны быть гладкими, легко доступными для влажной уборки и устойчивыми к обработке дезинфицирующими средствами.

Крепление стеллажей производится на высоте не менее 30 см от уровня пола для удобства проведения уборки и дезинфекции.

4.5. Транспортировка белья должна быть максимально механизирована. Тележки для перевозки грязного белья должны иметь сигнальную маркировку, а внутренняя поверхность тележек должна быть гладкой, устойчивой к воздействию влаги и обработке дезсредствами.

4.6. Не допускается хранение чистого белья непосредственно на полу. Выдача чистого белья производится только в упаковке.

4.7. Перевозка белья от пунктов приема-выдачи до производственных помещений прачечных и от помещений прачечных до пунктов приема-выдачи должна осуществляться в закрытых мешках или пакетах.

4.8. Санитарно-бытовые помещения оборудуются индивидуальными двойными шкафчиками для хранения личной и рабочей одежды.

4.9. Обслуживающий персонал прачечных должен проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Результаты обследований заносятся в личную медицинскую книжку.

4.10. Работники прачечной обеспечиваются спецодеждой в количестве, необходимом для ее замены не реже 1 раза в 7 дней, а также по мере загрязнения. Допускается стирка спецодежды персонала прачечных отдельно от белья клиентов.

Приложение № 1
к СанПиН 2.1.2.2646-10

Состав и площади основных и вспомогательных помещений прачечных*

Помещения Площадь в м2 при производительности прачечной в кг сухого белья в смену
500 1000 5000 10000
1. Цех приема белья:
— помещение приема, учета, сортировки и хранения грязного белья 35 65 225 450
— ожидальная 12 15 40 55
2. Стиральный цех
— стирка, полоскание и отжим Определяется расстановкой оборудования Определяется расстановкой оборудования Определяется расстановкой оборудования Определяется расстановкой оборудования
— хранение стиральных материалов 8 10 25 50
— приготовление стиральных растворов 16 20 40 50
— склад материального обеспечения 20 30 150 300
3. Сушильно-гладильный цех Определяется расстановкой оборудования Определяется расстановкой оборудования Определяется расстановкой оборудования Определяется расстановкой оборудования
4. Цех разборки, починки и упаковки белья:
— разборка и упаковка белья; 20 40 200 400
— починки белья 10 15 30 40
5. Цех выдачи белья:
— хранение белья 15 30 150 300
— выдачи белья 9 12 35 50
— ожидальная 10 12 32 45
6. Подсобные помещения:
— ремонтно-механическая мастерская 15 20 80 150
— слесарная со станочным оборудованием 9 14 68 140
— столярная мастерская 6 6 12 20
— помещение для ремонта электрооборудования, электроаппаратуры 6 6 20 30
— кладовая уборочного инвентаря 3 3 4 5

* площадь помещений указана для вновь строящихся и реконструируемых зданий

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. № 65 “Об утверждении СанПиН 2.1.2.2646-10”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2010 г.

Текст постановления официально опубликован не был

Обзор документа

Установлены санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных (СанПиН 2.1.2.2646-10).

Так, планировка прачечной должна предусматривать последовательность технологического процесса. Не допускается пересечение потоков чистого и грязного белья. Пункты приема-выдачи белья можно размещать в жилых домах, но при наличии изолированного входа.

В помещениях прачечной проводится дезинфекция. Работники обязаны проходить периодические медосмотры. Запрещено хранить чистое белье непосредственно на полу. Оно должно выдаваться клиенту в упаковке.

Требования вводятся в действие с 1 августа 2010 г. Они не распространяются на прачечные для обработки спецодежды, загрязненной радиоактивными веществами.

Все про хранение и уход за СИЗ: порядок и где разрешается основные детали

Где разрешается хранение сиз

Все знают и это понятно, что спецодежда – это основная составляющая охраны труда, как в плане затрат, так и обязанностей работодателя перед работниками. И статьей 221 ТК РФ закреплена дополнительная обязанность – это хранение и уход за средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Поэтому в этой статье речь пойдет о том, как организовать хранение СИЗ, уход за ними, про основные требования к данным процедурам и где разрешается хранение.

Если у вас будет что добавить после прочтения данной заметки, обязательно присоединяйтесь в комментариях, давайте делиться практическим опытом и знаниями в сфере охраны труда.

Хранение СИЗ

Обязанность надлежащего хранения и ухода за средствами индивидуальной защиты обязательная для работодателя и п.30 приказа Минздравсоцразвития № 290н.

И к исполнению данной процедуры многие организации подходят по-разному, в крупных, как правило, есть свои прачечные, более мелкие же заключают договор на выполнение данных услуг. В моей практике были оба опыта, поэтому постараюсь максимально подробно ими поделиться.

На больших предприятиях все обязанности четко распределяются между работниками, хранение и уход за СИЗ не исключение.

Хранение средств индивидуальной защиты

Образец приказа о назначении ответственных лиц за хранение и стирку ответственных лиц

Оставляю вам ссылку для скачивания приказа и упрощения вашей работы, вы можете его корректировать в зависимости от условий вашей организации, добавляя детали.

Ответственность работодателя

Если работодатель не выполняет законные требования, то ему грозит наказание в виде предписания и штрафа по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, который составляет:

  • на должностное лицо от 2000 до 5000 рублей;
  • на юридическое от 50000 до 80000 рублей.

Штраф приличный и не стоит думать, что легче заплатить, чем исполнить. Не так! Заплатите и потом в любом случае придется выполнять. Так лучше сразу.

Весь спектр услуг по охране труда

Введите номер телефона, рассчитаем смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Где разрешается хранение СИЗ

Хранение средств индивидуальной защиты подробно обозначено в СП 44.13330.2011 “Административные и бытовые здания” и приводится в паспорте СИЗ или в инструкции по эксплуатации, которые прилагаются после приобретения.

Но есть и общие основные требования к хранению, необходимо соблюдать следующие условия:

  • хранение должно обеспечиваться в сухом помещении, оборудованном отоплением и вентиляцией;
  • в зависимости от условий производственной деятельности помещение оборудуют сушилками;
  • запрещается хранить в одном шкафу личные вещи и спецодежду, для этого выделяют два шкафчика для хранения;
  • если используется защитная одежда из прорезиненных материалов, необходимо организовывать затемнение от прямых солнечных лучей при температуре до +20 С, вдали от отопительных приборов и без соприкосновения друг с другом;
  • к средствам индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) аналогичные требования, плюс отсутствие возможности механического повреждения во время хранения и повышенной влажности;
  • страховочные привязи необходимо хранить либо в подвешенном состоянии, либо на стеллажах в разложенном состоянии;
  • не допускается хранение СИЗ вблизи с краской, лаком, маслами, щелочами и другими химическими веществами;
  • раздевалки должны быть отдельными для мужчин и для женщин.

Требований немного, но все их нужно соблюдать для большего срока использования спецодежды и спецобуви, и у тех работодателей, которые реально хотят обеспечить правильное хранение СИЗ возникает вопрос: “Где разрешается хранить СИЗ?”

Предлагают оборудовать такие места в производственных помещениях, но это недопустимо, потому как п. 31 Приказа № 290н говорит о том, что хранение возможно только в специально отведенных помещениях (гардеробных), с определенными требованиями и правилами (СП 44.13330.2011).

И стоит остановить внимание на актуальном вопросе по хранению зимней СИЗ. Если у вас она на летний период сдается на склад для хранения, то срок использования в этом случае продолжает считаться и идти.

Потому как п. 13 Приказа № 290н четко определено, что срок использования считается с момента выдачи СИЗ работнику, потому как спецодежда постепенно теряет свои защитные свойства во время хранения при любых обстоятельствах.

Ремонт СИЗ

За ремонт так же отвечает работодатель, да и как это может быть обязанностью работника, если он не имеет права выносить СИЗ за пределы территории. Поэтому о каждой неисправности и выходе из строя необходимо сообщать работодателю.

А там уже принимается решение о целесообразности, списать или произвести ремонт. Если организация самостоятельно занимается починкой, то, как правило, в штате есть рабочий по ремонту СИЗ в помещении, обязательно оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.

Ремонт СИЗ нужно проводить вовремя, чтобы сохранить по максимуму защитные свойства. Например, если проводится ремонт СИЗ из хлопчатобумажной или льняной ткани, то на заплатки должна использоваться аналогичная, чистая и новая. Прорезиненные средства индивидуальной защиты ремонтируют с использованием полимерного покрытия и специального резинового клея.

Чистка и стирка СИЗ

Больной вопрос “Когда же стирать СИЗ, если в рабочее время работники ее постоянно используют?”

Тут одно решение, выдавать два костюма с удвоенным сроком носки, но многие работодатели, “выкручиваются” следующим образом, выдают работнику один новый комплект, второй б/у. Так у работника всегда есть подменный и если один из них придет в негодность, то будет чем подменить.

Стирка тоже момент тонкий, и вы можете установить свою периодичность, если в Межотраслевых правилах не регламентирован данный момент.

Вот к примеру для организаций, относящихся к водопроводно-канализационному хозяйству, необходимо стирать СИЗ при сильных загрязнениях нужно 1 раз в 6 дней и при незначительных 1 раз в 10 дней.

Но конечно, если есть необходимость сокращать периодичность можно, а вот увеличивать уже нельзя.

И как говорила ранее, стирать можно как самостоятельно, так и заключать договор. Я предоставила директору расходы по договору и привела расчеты за приобретение стиральной и сушильной машины, срок окупаемости, и работодатель согласился на приобретение и создание в организации мини-прачечной.

Если ваше руководство тоже готово пойти по такому же пути, то необходимо организовывать работы согласно Приказа Минтруда России от 27.11.2020 N 834н «Об утверждении Правил по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации». Из них вы можете узнать, какие существуют требования к помещению, процессу и оборудованию.

Мы упустили важный момент по выдаче чистой СИЗ, в плане поступления грязной и получения чистой, они не должны пересекаться. Было выписано предписание и штраф, замечание устранили и НПА читали впредь более внимательно.

Основные выводы

Итак, подведем черту и определим основной про хранение и уход СИЗ, которые включают в себя основные процедуры:

  • хранение;
  • стирка;
  • сушка
  • ремонт.

Организовываются эти мероприятия либо собственными силами, правильно организовав процесс, либо по заключенному договору с организацией, которая предоставляет эти услуги.

Чтобы средства индивидуальной защиты служили работнику долго и верно, а работодатель снижал свои расходы на СИЗ нужно:

  • сушить СИЗ;
  • регулярно очищать от загрязнений;
  • не хранить возле батареи и под воздействием прямых солнечных лучей.

Деталей про хранение и уход за СИЗ очень много, поэтому изучайте приказ № 290н, ПОТ и работайте безопасно и эффективно!

Если у вас есть что добавить и или есть примеры из практики, пишите комментарии, будем обсуждать, это важно для других читателей.

разработаем документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаем смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. «Бюро Екатерины Воронцовой» – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *