Платные дороги весной и летом 2022: цены, нюансы, способы сэкономить
В связи со сложной геополитической обстановкой автопутешествия по России становятся актуальным трендом. Разбираемся, как экономить время и деньги передвигаясь по платным дорогам России.
Использовать транспондер
Использование транспондера позволяет немало сэкономить. По всем платным дорогам России можно ездить с транспондерами всех операторов, но существенные скидки дают только на свои собственные устройства. Порой, операторы заявляют о скидках до 50%, но в реальности на легковом автомобиле можно сэкономить не более 25%.
Например, по транспондеру T-Pass ГК «Автодор» можно проехать с существенными скидами по трассам М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», M-1 и по ЦКАД. В этом случае есть нюансы, которые важно учесть. Трассы разделены на участки, находящиеся под управлением разных операторов. Так что скидки могут действовать только на некоторых их них. Экономия по абонементу с транспондером может достигать 80% в зависимости от участка.
А питерский ЗСД обслуживает одноименная компания, которая выпускает собственные транспондеры ООО «Магистраль северной столицы». Или, например, северный обход Одинцова трассы М-1 «Беларусь» обслуживает компания «Новое качество дорог», фирменные транспондеры которой называются «Главная дорога».
Сравнение тарифов платных дорог с использованием транспондера и без него.
Тарифы по транспондеру T-Pass ГК «Автодор»:
М-1 «Беларусь»:
М-3 «Украина»:
М-11 «Нева»:
М-4 «Дон»:
Тарифы по транспондеру «Главная дорога»:
Важно также уметь правильно установить устройство на автомобиль. Для того, чтобы не терять время на автоматических шлагбаумах, нужно следовать трем простым правилам.
Во-первых, соблюдать требуемую дистанцию с предыдущим автомобилем (она обычно указана на знаках), чтобы не путать электронику. Во-вторых, подъезжать к шлагбауму не быстрее указанной скорости (никаких +20 км/ч!), потому что иначе система не успеет считать транспондер, и придется сдавать назад.
Ну и, в-третьих, сам транспондер нужно правильно установить. Лучше всего, рядом с салонным зеркалом в зону, которая часто визуально выделяется заводской тонировкой с перфорацией. Эта зона является проницаемой для радиосигналов, что актуально для стекол с многослойными защитными или атермальными покрытиями, а также нитями электрообогрева.
Кроме того, если вы путешествуете с багажником на крыше, то рекомендуется ехать через оператора. Особенно, на высокой машине. Система взимания платы может автоматически определить высоту транспорта и, соответственно, его категорию. Поэтому высокий кроссовер с багажником на крыше электроника может принять за автомобиль высотой более 2,6 м и автоматически спишет с транспондера стоимость проезда по более дорогой категории.
Купить абонемент
Если поездки по платным дорогам ожидаются постоянные, то самым выгодным вариантом станет абонемент. Например, на участке трассы М-4 «Дон» от 21 до 93 км можно приобрести абонементы от 5 до 50 поездок, которые будут действительны от 30 до 90 суток.
В этом случае стоимость абонемента на 5 поездок действительных до 30 дней составит 210 руб., а 50 поездок действительных до 90 дней обойдется в 1390 руб. То есть каждая поездка в перовом случае будет стоить 42 руб., а во втором чуть меньше 28 руб. Для сравнения проезд на этом участке в будние дни без транспондера обойдется в 230 руб., а с транспондером — 190.
Полный список возможных абонементов на летний период, а также тарифы на проезд по различным участкам платных дорог можно найти на сайте «Автодора».
Ехать ночью
Еще один способ сэкономить на платных дорогах — отправляться в пусть после заката солнца. Ночные тарифы ниже дневных. Причем разница иногда доходит до нескольких раз. Ночной трафик спокойнее, и отдохнувшему водителю ехать в таких условиях намного комфортнее.
Но ночные тарифы часто действуют только в короткий период ночи, поэтому длительную поездку нужно планировать так, чтобы проскочить в ночной период самые дорогие участки.
Проверять пробки
На платных дорогах тоже могут быть пробки. Например, из-за ДТП, дождя или сбоя системы оплаты. В таких случаях на трассе могут выстраиваться хвосты на несколько километров, причем развернуться или съехать с шоссе невозможно — придется стоять и ждать, пока ликвидируют причину затора. Поэтому о пробках лучше узнавать заранее. И в том месте, где еще остается возможность объехать проблемный участок. Тем более, что деньги за простой в пробке никто не вернет.
Стоит также учесть, что отмеченные на картах красным «хвосты» на пунктах оплаты в пиковые часы — нормально явление. Долго там стоять не придется, а машины с транспондером вообще проезжают почти без остановки.
Особенности оплаты проезда по платным автодорогам с 1 марта 2022 года
Платные дороги появились в российском законодательстве уже достаточно давно, а многим водителям уже довелось поездить по таким дорогам и на практике.
При этом нормативные документы, связанные с платными дорогами, постепенно изменяются. Например, с 26 октября 2020 года введена возможность безбарьерного проезда.
И хотя на первый взгляд проезд по всем платным автодорогам кажется одинаковым, на практике можно столкнуться с различной организацией учета и оплаты проезда. В данной статье речь пойдет о Постановлении Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. N 1652 «Об утверждении Правил взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и платным участкам таких автомобильных дорог», вступающем в силу с 1 марта 2022 года.
Этот документ содержит информацию о способах оплаты, системах взимания платы и вариантах оплаты проезда. То есть ниже речь пойдет об особенностях оплаты проезда на разных платных автомобильных дорогах:
Информация о нормативном документе
2021.10.29 Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. № 1652 «Об утверждении Правил взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и платным участкам таких автомобильных дорог» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 6 октября 2021 года. Документ вступает в силу 1 марта 2022 года.
Способы оплаты проезда
Постановление №1652 предусматривает 2 способа оплаты проезда (2 варианта учета проезжающих автомобилей):
- закрытый;
- открытый.
Закрытый способ оплаты проезда заключается в том, что при въезде на платную автодорогу водитель получает специальный талон, а при выезде с этой дороги на основании талона оплачивается проезд. При этом в промежуточных точках дороги останавливаться для оплаты проезда не требуется. Фактически пункты оплаты располагаются на въездах и выездах с дороги, а не на самой дороге.
6. В случае использования на платной автомобильной дороге закрытого способа взимания платы за проезд пользователь вносит плату за проезд при проезде через пункт взимания платы, расположенный на выезде с платной автомобильной дороги, по талону, полученному пользователем на пункте выдачи талонов, в зависимости от фактически пройденного расстояния. В случае отсутствия (в том числе утери) у пользователя при проезде через указанные пункты взимания платы талона, полученного им на пункте выдачи талонов, оператор рассчитывает стоимость проезда исходя из максимально возможного расстояния в зависимости от расположения пункта взимания платы, через который пользователь осуществляет выезд с платной автомобильной дороги.
Открытый способ оплаты проезда состоит в том, что водитель должен оплачивать проезд на всех пунктах оплаты, которые встречаются на его пути. То есть при таком способе пункты оплаты находятся непосредственно на самой дороге.
5. В случае использования на платной автомобильной дороге открытого способа взимания платы за проезд пользователь вносит плату за проезд при проезде через каждый пункт взимания платы, расположенный на этой платной автомобильной дороге, вне зависимости от фактически пройденного транспортным средством расстояния.
Получается, что если автовладелец едет далеко, то есть через несколько участков автомобильной дороги, то более удобным для него является закрытый вариант оплаты, т.к. останавливаться требуется только дважды (для получения талоны и для оплаты проезда). Если же автомобиль едет на небольшое расстояние, то есть только по одному платному участку, то более удобным является открытый вариант, требующий остановки на единственном пункте оплаты.
Тем не менее, на практике выбирать способ оплаты не приходится. Если участок дороги построен по закрытому типу, то все водители используют его по закрытому типу. Если по открытому — то по открытому.
Системы взимания платы
Постановление правительства предусматривает 2 системы взимания платы:
- барьерного типа;
- свободный поток.
Система барьерного типа требует обязательной остановки (снижения скорости) около каждого пункта оплаты. А сами пункты оплаты оборудованы шлагбаумами, исключающими проезд без оплаты.
«система взимания платы барьерного типа» — система взимания платы на автомобильных дорогах, на которых пункты выдачи талонов и пункты взимания платы оборудованы барьерами (шлагбаумами);
Система свободный поток не требует остановки автомобилей, т.к. пропускные пункты не оборудованы шлагбаумами.
«система взимания платы «свободный поток» — система взимания платы на автомобильных дорогах, на которых пункты выдачи талонов и пункты взимания платы не оборудованы барьерами (шлагбаумами);
С точки зрения водителя система свободный поток является более удобной, т.к. отсутствие шлагбаумов и очередей у этих шлагбаумов позволяет сэкономить время, потраченное на дорогу.
Однако при желании и у системы свободный поток можно найти недостатки. Например, такая система не позволяет оплатить проезд на пункте взимания платы.
Примечание. Каждая система взимания платы может быть скомбинирована с каждым способом оплаты. То есть получается 4 комбинации.
Варианты оплаты проезда
Правила взимания платы за проезд предусматривают 3 варианта оплаты:
- На пункте взимания платы (только при использовании системы барьерного типа). При выборе данного варианта заплатить за проезд можно наличными в кассу, картой сотруднику пункта или через терминал.
- Предоплата. Вариант заключается в том, что нужно заранее зарегистрироваться на сайте оператора платной дороги, оставить там номер транспондера (специального устройства для автоматической оплаты проезда) или номер автомобиля и положить деньги на счет. Вариант работает при всех способах и системах взимания платы.
- Постоплата. Вариант заключается в том, что автомобиль фиксируется автоматическими камерами, а проезд нужно оплатить в течение 5 суток. Вариант работает только на безбарьерных системах.
Рассмотрим таблицу с вариантами оплаты:
Система барьерного типа (открытый и закрытый способы оплаты) | Система свободный поток (открытый и закрытый способы оплаты) | |
Оплата на пункте взимания платы | + | — |
Предоплата | + | + |
Постоплата | — | + |
Подводя итоги данной статьи нужно сказать о том, что законодательство предусматривает довольно много комбинаций, в результате которых получаются совершенно разные дороги с точки зрения оплаты проезда. Так что, если ранее Вы ездили лишь по одной платной автодороге, а в будущем планируете совершить поездку по новому платному маршруту, то рекомендую заранее изучить информацию об этой новой дороге.
На самом деле, использование любой платной дороги не должно быть сложным, однако при первом использовании участка с другим способом оплаты или с другой системой взимания платы водитель может не с разу понять, что и как делать. Так что при планировании поездки рекомендую зайти на официальный сайт оператора выбранной дороги и посмотреть, как именно на ней организован проезд.
Ехать дорого. Что такое платные дороги и зачем они нужны
Платные автомобильные дороги для России являются относительным новшеством. По крайней мере, как массовое явление.
Первая магистраль, за проезд автомобилей по которой взимались деньги, открылась еще в 1998 году. Но на постоянной основе платные дороги (хотя вернее будет сказать платные участки) появились после 2012 года.
От обычных они отличаются:
● Более развитой инфраструктурой: кафе с магазинами и заправки есть через каждые несколько десятков километров;
● Высокой пропускной способностью благодаря большому количеству полос движения (до 6 на популярных и загруженных направлениях);
● Отличным дорожным покрытием: никаких ям и выбоин, своевременный ремонт, всегда свежая разметка.
Кроме того, на некоторой части трасс максимально разрешенная скорость составляет 150 км/ч, что существенно выше стандартных для бесплатных дорог 90 км/ч. Так что если вы хотите ехать быстро и при этом ничего не нарушать, новые хайвеи – ваш выбор.
Немного истории
В Советском Союзе передвижение на автотранспорте было абсолютно свободным, деньги для этого не требовались. Отчасти именно поэтому попытка заработать на автовладельцах вызвала такие оживленные, если не сказать ожесточенные споры.
Но если заглянуть чуть глубже, во времена Российской Империи, выяснится, что уже в XVII веке дороги находились под контролем региональных властей. А те не гнушались брать плату на их содержание и ремонт. Так, например, заставы, где было необходимо отдавать от 2 до 12 копеек (в зависимости от количества проезжающих), на переезде между Шлиссельбургом и Санкт-Петербургом функционировали уже в 1732 году. Помимо этого, средства взимались еще по двум направлениям, также ведущим к Санкт-Петербургу. Льгот было значительно меньше, чем теперь: без денег по трактам могли передвигаться лишь военные и пешие. Но даже несмотря на это, идея застав полностью провалилась. Средств, собираемых в течение года, не хватало даже на оплату труда людей, работавших на заставах. О том, чтобы перевести дороги на самоокупаемость и обеспечить их ремонт, речь и не шла.
Как работают платные дороги сейчас?
Как оплатить платную дорогу? Есть несколько способов в зависимости от типа трасс:
- Открытые, где пункты сбора денег располагаются в заранее определенных местах; на каждом съезде с трассы они отсутствуют. С одной стороны, это экономит деньги на строительство и обустройство такой системы, с другой, при высокой загруженности трассы создает заторы на пунктах сбора.
- Закрытые, где при въезде на дорогу водитель получает специальный билет, который оплачивает, доехав до места назначения. Либо пункты сбора средств могут находиться и в начале, и в конце трассы. В начале нужно заплатить только за доступ к дороге, в конце – за километры, которые проехал водитель.
- С электронной системой. В таком случае контрольно-пропускные пункты работают в автоматическом режиме, а деньги списываются со счета особых устройств – транспондеров, установленных в каждом транспортном средстве.
Сейчас почти невозможно найти любой из вышеперечисленных типов «в чистом виде». Для обеспечения удобства водителей строители платных дорог комбинируют все три варианта.
Сколько стоит проезд и как расплатиться?
Точная стоимость проезда по определенному участку трассы указана на сайтах компаний-операторов, которые эти трассы строят, контролируют и обеспечивают сохранность инфраструктуры. Для большей части хайвеев в России таким оператором является компания «Автодор».
Независимо от компании-оператора и конкретной трассы, есть несколько правил по ценообразованию, которые работают всегда:
- Легковые автомобили обойдутся дешевле машин с прицепом;
- Автобусы попадают в среднюю ценовую категорию;
- Для больших фур действует самый дорогой тариф;
- Ночью (с 0.00 до 07.00) всегда дешевле. Примерно вдвое.
- Транспондер позволяет сэкономить до 30% стоимости проезда.
В соответствии с требованиями Автодора, в ведении которого находятся практически все платные дороги, все транспортные средства относятся к одной из 4-х категорий. Таблица, приведенная ниже, поможет разобраться, сколько придется платить, какие параметры влияют на размер тарифа:
Легковые машины, мотоциклы, в т. ч. с прицепом
ТС среднего веса., в т. ч., для перевозки людей
Больше-грузные ТС, автобусы
Спец. ТС (платформы, тралы и т. д.), большие автобусы
Для категорий 2, 3, 4 устанавливается максимальный коэффициент дифференциации.
Помимо данных в таблице при расчете стоимости учитывается следующее:
- Если на крыше авто (1-я и 2-я категории) перевозится багаж, велосипеды и т. д., они не учитываются при расчете габаритной высоты.
- Если на крыше грузовика закрепляется рефрижераторная установка, иное оборудование, необходимое для обеспечения особых условий транспортировки, они учитываются при определении высоты.
- Если на крыше легковой машины закреплен груз так, что общая высота превышает 2,6 метра, плата за проезд берется, как за 2-ю категорию. Это же правило действует, если есть прицеп с высотой более 2,6 метров.
- Если в зимнее время ТС не очищено от снега, льда, что привело к увеличению высоты, плата берется по реальным габаритам.
- При расчете платы за проезд ТС 3-й и 4-й категорий учитывается фактически имеющееся количество осей. Положение на момент проезда (поднята, опущена) значения не имеет.
- Если ТС оснащено прицепом (жесткая сцепка), оно расценивается в качестве единого объекта. Учитывается общее количество осей и максимальная высота. Если же сцепка гибкая, ТС и прицеп считаются самостоятельными объектами. Плата начисляется за каждое из них по соответствующей категории.
Платная дорога М1
При введении платных участков дорог первоочередное внимание уделялось и уделяется основным автомагистралям, соединяющим Россию с Европой, северные и южные регионы. М1 — это бывшее Минское шоссе. На определенном этапе решено ввести обозначения, соответствующие европейской классификации.
Если говорить о России, то М1 считается одной из наиболее современных платных дорог. На большей части она соответствует мировым стандартам и является составляющей Второго Панъевропейского транспортного коридора. Начинается М1 от границ Казани, проходит через столицы России и Беларуси и держит направление далее на Запад, в частности, к польской границе. Далее, следуя по этому же коридору, можно посетить Берлин и Лондон.
При строительстве М1 учтены все возможные требования не только с качеству дорожного покрытия, но и в части экологии и безопасности, в том числе, животных. В расчет принимаются традиционные пути миграции травоядных и млекопитающих, обустраиваются эковуды.
Основной упор на текущий момент делается на строительство развязок, увеличение количества полос. В частности, в декабре 2018 года должна быть введена в эксплуатацию Внуковская развязка, включающая 3 новых эстакады. Основная задача — облегчение въезда в Москву или выезда в область. Предполагается, что машины больше не будут часами стоять на ж/д переезде. На следующих этапах работ предлагается обустроить еще 16 подобных развязок. Все переходы делаются надземными. Учитывается возможность перемещения маломобильных групп населения.
В ведение компании «Автодор» уже передано 456 км. Но платить по состоянию на 2018 год придется только за проезд по участку, ведущему в обход г. Солнцево (14-33 км трассы). Плата за проезд здесь берется с 01.01.2014 года.
Важно: весь участок разделен на 3 (три) отрезка. Заплатить сразу за все нельзя. Водителю приходится останавливаться у каждого ПВП. Деление на отрезки связано с наличием нескольких въездов или съездов с трассы.
Ниже в таблице приведены данные о тарифах дороги М1 для каждой категории ТС: