Ресурсы предприятия: что это такое, виды, классификация, характеристика — управление внутренними резервами организации
Обратим внимание на те возможности, которыми обладает юрлицо для развития. Рассмотрим ресурсы предприятия: что это такое, какими они бывают, как и зачем ими пользоваться и так далее.
Сразу отметим, что ими просто необходимо уметь рационально распоряжаться — это ключевой шаг на пути к развитию. Оптимизация затрат на основе грамотного планирования — залог победы в конкурентной борьбе. И важность этого момента отлично понимают серьезные игроки рынка — настолько, что нанимают одного или даже нескольких высококвалифицированных менеджеров для их распределения. Это помогает избежать различных ошибок и непредвиденных осложнений, обеспечить прозрачность ведения бизнеса, а значит и повысить свои результаты.
Что такое ресурсы предприятия: определение
Под данным термином понимают все те средства и благоприятные возможности, которыми компания вправе воспользоваться — для развития в целом или для решения какого-то конкретного вопроса, например, для привлечения клиентов, выигрыша тендера, реализации проекта.
В традиционном смысле к ним относят все инструменты, находящиеся во владении юрлица — на его балансе. Такой подход позволяет сравнительно легко и, главное, комплексно анализировать состояние внутренней среды фирмы. Глобально же, если брать ситуацию максимально широко, это все то, что можно с пользой и на совершенно законных основаниях поставить себе на службу.
Задачи и цели управления ресурсами
Все возможности в общем случае должны быть направлены на достижение успеха — на улучшение имиджа, покорение рынка, повышение продаж, обход конкурентов, в зависимости от характера и сферы работы. Это подразумевает принятие сразу нескольких мер:
- Обеспечение единства руководства, установка командной вертикали, подчинение сотрудников общему делу, грамотное разделение полномочий, контроль и дисциплина.
- Привлечение и мотивация персонала для удержания ценных кадров, организация переобучения и повышения квалификации, снижение «текучки» до нормальных показателей.
- Оптимизация всех видов затрат для восстановления финансовой стабильности, выход на нужный уровень доходов, корректировка стратегии развития для достижения экономического роста.
- Планирование для грамотных вложений, взаимодействие с инвесторами для получения дополнительных средств, организация закупок и поставок, увеличение количества путей и механизмов размещения и выполнения заказов.
- Модернизация производства, расширение площадей, улучшение оборудования и/или парка техники (в том числе и автомобилей), повышение контроля качества.
И в целом потребуется учитывать все факторы, способные оказать существенное влияние на развитие.
Готовые решения для всех направлений
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Какие бывают ресурсы предприятия: их классификация
Совокупность инструментов можно разделить сразу по нескольким признакам — наиболее наглядно это представлено в следующей таблице:
поступают на баланс извне
создаются и накапливаются фирмой
сырье и продукты, финансы, различные сооружения
репутация, имиджевые права, бренды и патенты, технологии, знания, опыт
созданные объекты, доходы (заработанные деньги или их эквивалент)
Совокупность применяемых механизмов, основанных на имеющихся навыках и теоретической подготовке, позволяющих оптимально сочетать и применять различные инструменты, включая и те, что дают конкретные конкурентные преимущества и позволяют достигать успеха.
Неотделимые от фирмы и производимые ею же средства, тесно связанные с квалификацией персонала, со способностями сотрудников рационально использовать существующие возможности для выработки различных благ, попадающих на баланс юрлица.
Также все эти виды ресурсов управления предприятием (компанией) подразделяются на осязаемые и нет — это видно по таблице и исходит из определений Thompson, Strickland. И данные подкатегории тоже заслуживают рассмотрения.
Материальные
Для удобства мы их свели в таблицу:
Что в себя включает
- объекты интеллектуальной собственности, патенты, права;
Нематериальные
Понятие ресурсов предприятия (организации) в этом случае несколько сложнее, ведь они зачастую являются вспомогательными по отношению к осязаемым инструментам и помогают им быть еще полезнее. Поэтому им зачастую ошибочно отводят второстепенную роль. Учтите, без них эффективное развитие на рынке маловероятно, а значит их участие нельзя недооценивать, и они заслуживают внимания.
- способности к руководству;
- заключенные соглашения об объединении, альянсе;
- деловая репутация и приобретенный имидж, лояльность целевой аудитории;
- принципы развития бизнеса и характер поведения при этом;
Трудовые
Это важные внутренние ресурсы компании (предприятия), представляющие собой сумму способностей всех подчиненных и наемных работников — как зачисленных в штат на постоянной основе, так и действующих удаленно или привлекаемых нерегулярно.
Другое их название, более распространенное в широких кругах, — кадры, хотя справедливости ради оно охватывает лишь людей, тогда как рассматриваемый нами термин шире, ведь он включает в себя еще и возможности каждого человека. Например, тот же ведущий специалист часто важнее целого отдела и «весить» для руководителя должен больше.
При определении ценности главное — избежать субъективизма — свое внимание нужно сосредоточить на объективных параметрах. Поэтому в перечень ресурсов предприятия, обязательных к учету, в случае с трудовыми фондами входят следующие показатели:
- Общая численность сотрудников, взятая за какой-то определенный момент или за все время ведения бизнеса.
- Количество подчиненных, отвечающих за решение производственных вопросов.
- Соотношение между различными категориями персонала.
- Динамика роста или сокращения активных работников.
- Продуктивность, определенная сразу по нескольким ключевым параметрам.
- Текучка кадров — либо по всем отделам, либо по каким-то конкретным.
- Стаж людей и приобретенный ими опыт.
И это как раз тот случай, когда количество не равняется качеству. В фирмах с раздутым штатом какая-то значительная часть людей точно трудятся вполсилы, перегружая зарплатные ведомости. Плюс многие из выполняемых человеком функций сегодня можно делегировать компьютеру, и, кстати, в «Клеверенс» вы найдете разнообразные программные продукты для автоматизации.
Финансовые
Главные ресурсы деятельности — это именно те деньги (или их эквивалент), которые компания получает в результате взаимодействия с поставщиками, партнерами, дистрибьюторами, клиентами. Она может производить и перевозить товары, внедрять различные сервисы, осуществлять и принимать инвестиции и распоряжаться прибылями. Насколько правильно? Именно рациональность трат и определяет финансовую устойчивость юрлица.
Чтобы приумножать капитал, а не исчерпывать, его важно грамотно распределять, то есть добиться финансовой независимости, полностью оплачивать собственные расходы, сформировать резерв — для реакции на форс-мажоры и резко возникнувшие трудности, — вкладывать часть прибыли в модернизацию и так далее.
Поэтому так важно заниматься планированием, причем регулярным.
Ресурсы оборотных средств
Под ними понимают те активы, которые пребывают в работе. Специалисты разделяют их по тем сферам, где они должны приносить пользу, то есть по фондам. Первая их категория — факторы труда, используемые в рамках производственного цикла и включаемые в итоговую цену товара. Вторая — это те инструменты, что делают возможным само изготовление продукции.
Отдельной статьей идут те деньги, с помощью которых организовывается запас, то есть сырье и материалы для непосредственного выпуска, а также зарплатные выплаты сотрудникам.
Рассматривая, что относится к основным ресурсам управления предприятием, необходимо разделить оборотные на 2 группы.
Нормируемые, включающие в себя:
- накопления фирмы;
- предстоящие затраты — строго за определенный период;
- объекты незавершенного производства;
- выпущенные продукты, ждущие отгрузки на складах.
Ненормируемые, в эту категорию входят:
- товары, пребывающие на одной из стадий логистического цикла;
- различного рода дебиторские задолженности;
- финансы, находящиеся на расчетных счетах.
Главное, что все эти средства необходимо постоянно контролировать — чтобы тратить их рационально, ведь они максимально ценны в рамках долгосрочного планирования.
Фондовые
В соответствии с основными принципами процесса эффективного управления ресурсами организации, это совокупность инструментов и составляющих производства, многократно использующихся и косвенно влияющих на цену выпущенной продукции. Их применение постепенно окупается — полученной прибылью.
Они разделяются на:
- связанные с изготовлением товаров, например, программное обеспечение или станки;
- покрывающие потребности персонала и обеспечивающие нормальное функционирование фирмы, допустим, транспорт для доставки.
Также их можно классифицировать по назначению — на:
- периферийную технику и ПО;
- сооружения, здания, постройки;
- оборудование для непосредственного выпуска;
- машины для логистики в рамках уже внедренной сети перевозок;
- вспомогательные инструменты, многократно применяемые в течение цикла выпуска;
- предметы инвентаря и хозприспособления, полезные в сопутствующих бытовых ситуациях.
Главная характеристика основных ресурсов организации — эффективность их использования, а она зависит от доли станков и другой аппаратуры в общей массе фондов. Чем этот процент выше, тем качественнее готовый товар, тем скорее модернизация окупится, а цикл выпуска выйдет на точку безубыточности.
Ресурсная концепция
Также часто встречаются другие ее названия, англоязычные — RVB или Resource Based View. Это подход, гласящий, что фирме необходимо реализовывать свои намерения исходя из имеющихся у нее средств и особенностей, и даже адаптировать стратегию под данный набор возможностей.
Она также запускает своеобразный круговорот применения инструментов в ходе ее реализации. Если ее исповедовать, сущность ресурсов предприятия сводится к следующему:
- в совокупности они создают необходимый набор организационных компетенций;
- последние, в свою очередь, определяют характер и форму развития;
- от принятых решений напрямую зависят получаемые конкурентные преимущества и доходы;
- из прибылей получаются новые инструменты для ведения бизнеса.
Теперь рассмотрим еще несколько важных терминов.
Понятие организационных способностей
Это умение на стабильно высоком уровне внедрять и/или реализовывать необходимые функции — как с помощью отдельно взятых средств, так и на основании целой их комбинации.
Наиболее яркие примеры:
- оптимизация поставок;
- проведение успешных PR-кампаний;
- повышение эффективности работы со складскими остатками;
- снижение закупочных цен;
- улучшение коммуникаций между сотрудниками.
Они полезны на всех этапах управления ресурсами, базируются на приобретенных знаниях и являются элементами интеллектуального капитала. Поэтому оптимально, если они неотделимы от фирмы или накапливаются только среди ее сотрудников.
Как представлен ресурсооборот в компании
Современная организация — это сложный организм не только с позиции рассмотрения его формальной структуры и разложения его на отдельные части, но и ключевое значение имеет поведенческий подход, нацеленный на выявление динамики организации, и ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и к достижению установленных целей [23, с. 104].
Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке, послужили основой для разработки научного подхода к организациям.
Вот одна из них: классическая теория организации.
Она разрабатывалась многими учёными и практиками. К известным авторам, внёсшим основной вклад в развитие главных разделов классической теории, относятся: научное управление — Ф.У. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гантт, Х. Манстерберг, Х. Эмерсон, Г. Таун, М.Л. Кук, собственной теории организации — А. Файоль, Д. Лизни, А.С. Рейлц, Л. Урвик, бюрократической теории — М. Вебер.
И, тем не менее, какую бы теорию или учение мы не стали изучать, везде есть промышленные организации, которые рассматриваются как система и осуществляют взаимосвязи с источниками ресурсов и внешней средой.
Таким образом, создаётся взаимозависимость, показанная на рисунке 2.
Рис. 2. Структура взаимосвязи организации с источниками ресурсов и внешней средой
Организация не сможет существовать без среды и ресурсов. Рассмотрим, так что же такое ресурсы, которые так влияют на развитие организации.
Ресурсы — это денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники доходов. Ресурсы — это необходимые средства, для выполнения какой-либо работы и получения её результата.
Ресурсы делятся на материальные и не материальные, на внешние и внутренние.
Различают следующие виды ресурсов:
1) ресурс внешней среды — системы;
2) трудовые ресурсы — промышленно-производственный персонал и не промышленный персонал;
3) материальные ресурсы (сырьё, материалы, топливо, энергетические ресурсы, запасные части);
4) основные производственные фонды — здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины, технологическое оборудование, транспортные средства и т.д.;
5) финансовые ресурсы — собственный капитал, заёмный капитал, не материальные активы и т.д.;
6) нематериальные ресурсы;
7) совокупные ресурсы — сумма перечисленных видов ресурсов в денежном выражении. Величина ресурсов зависит от ряда условий: надёжности производственной системы, надёжности ресурсного обеспечения, надёжности и прогнозируемости связей производственной системы с внешней средой.
Рассмотрим более подробно взаимосвязь ресурсов и внешней среды. Внешняя среда — это те факторы, которые находятся за пределами организации, но постоянно на неё воздействуют, так как подвержены изменениям. Поэтому между организацией и внешней средой существует множество взаимоотношений и взаимозависимостей.
Так организация получает ресурсы, используя политическую систему, примеряя на себя конституционные основы, формы собственности, особенности законодательства, политическую стабильность. Для получения ресурсов используется и экономическая система. Это касается уровня жизни, капитала, поставщиков, потребителей, цены и т.д. Большое значение имеет технологическая система. Это развитие науки и инновационных технологий. Предприятие старается извлечь ресурсы и из социальной системы. В ход идут социальные нормы, социальные воззрения, этические нормы. И, конечно, это сама ресурсная система в составе рабочей силы, природных ресурсов, инфраструктуры, территориального положения. Но это один из вариантов. Степень влияния внешних ресурсов организации различна. Поэтому внешнюю среду, с которой тесно связаны внешние ресурсы, подразделяют ещё на «ближнее» организационное окружение, факторы которого непосредственно влияют на организацию, и «дальнее» окружение, факторы которого действуют на организацию опосредованно. Профессор Грузинов В.П. считает, что всю окружающую среду можно рассматривать в двух аспектах: общая и заданная среда [16, с. 231].
Рассмотрим эту точку зрения более подробно. Познакомимся с влиянием сначала общей окружающей среды, а затем и заданной на ресурсное обеспечение деятельности организации.
Цель каждого предприятия — получить как можно больше продукции высокого качества, суметь удержаться на плаву в непростых рыночных условиях, а для этого необходимо преодолеть все препятствия к достижению целей. И здесь важное значение имеют политические и правовые ресурсы, так как именно благоприятный политический климат в стране всегда способствовал развитию народного хозяйства. Государство и проводимая им политика являются регулятором деятельности предприятия, а риск, связанный с политическим климатом, оказывает влияние на инвестиционную политику предприятия [27, с. 220].
Но до идеальной, чётко отрегулированной политики пока далеко.
Во-первых, необходимо разумное законодательство о налогообложении.
Во-вторых, большую роль в развитии внешних ресурсов играют и правовые ресурсы. Здесь в любом законодательном документе прослеживается зависимость организации от федеральных правовых актов: будь то указ президента, постановление правительства, наличие федеральной программы создания правового государства, качество прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых актов, преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали. Следовательно, нужны такие законы, которые будут, благодаря правовым ресурсам предприятия, способствовать развитию и обогащению ресурсного обеспечения деятельности организации.
Из этого следует, что правовая компонента занимается правовым регулированием, предполагающим изучение законов и нормативных актов, а также действенностью правовой системы, степенью правовой защищённости, динамизмом правовой среды, выяснением степени обязательности действия правовых норм и неотвратимостью применения санкций в организации в случае нарушения ею правовых норм. Ключевым же процессом политической компоненты является борьба за власть и доступ к деньгам.
Кроме политических и правовых ресурсов на ресурсное обеспечение деятельности организации влияют экономические ресурсы. Экономические ресурсы — это денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств и доходов, размещённые в экономике, и которые являются объектом или результатом экономической деятельности. Ресурсное обеспечение организации зависит и от темпов экономического развития. За последние годы увеличился рост производства в экономике страны. Появились деньги и возможности создания новых организаций и фирм. При переходе к капиталистическим рыночным отношениям инфляция неизбежна. Непредсказуемость высоких темпов инфляции является большим препятствием для планирования, отражается на кредитно-денежной и финансовой политике, сказывается на неодинаковой нагрузке, которую несут различные слои общества и участники общественного производства. При инфляции должники чаще всего имеют выгоду, а кредиторы и вкладчики терпят убытки [2, с. 99].
Страдает и ресурсное обеспечение организации. Денежные потоки извне резко сокращаются. Следовательно, политика государства должна учитывать темпы инфляции и оказывать постоянно помощь малоимущим гражданам, молодым матерям, многодетным семьям и т.д., согласно темпам инфляции, доводя пособие хотя бы до прожиточного уровня. Государство в своей политике должно учитывать и интересы российского бизнеса, создавая для этого условия.
Таким образом, изучение экономической компоненты макро — окружения позволяет понять то, как формируется и распределяется ресурсное обеспечение организации. Доступ к ресурсам — это жизненно важный вопрос для организации. Внешние экономические ресурсы организации предполагают анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, платёжного баланса, общего уровня экономического развития, а также вскрытие потенциальных угроз для фирмы [17, с. 154]. Но это не анализ отдельных составляющих, а комплексная оценка её состояния.
Ресурсное обеспечение деятельности организации во многом зависит от социально — культурных, демографических и географических ресурсов, которые формируют стиль нашей жизни и являются одним из источников внешних ресурсов организации. Новые тенденции жизни создают и нового потребителя.
Надо сказать, что социально-культурные факторы находятся под воздействием многих субъективных и объективных причин развития экономики страны и регионов, причём не одновременно, а в разное время и в самых разных комбинациях. А отсюда следует: что руководство предприятия должно уметь отслеживать те изменения, которые происходят, и проводить соответствующие преобразования в своей организации.
Ресурсное обеспечение организации зависит от квалификации работников и от финансовых ресурсов организации, которые являются сильным ограничительным фактором при выполнении производственных планов. Поэтому, необходимо для увеличения ресурсов углубление и расширение квалификационного потенциала работников как важнейшего условия, обеспечивающего возможность перехода к новым производствам.
Наряду со стратегическими изменениями и созданием в организации необходимого климата для выполнения производственных заданий, важной задачей, которую приходится решать руководству на стадии выполнения стратегии, является формирование и мобилизация ресурсов организации, в особенности человеческого потенциала. Чтобы выполнить задуманные планы, организации нужны не только грамотные, но и преданные делу и организации люди, которые эффективно используют правильное распределение во времени.
Ресурсы организации тесно связаны с внешней средой, а так как внешняя среда динамична, постоянно находится в движении, значит, и возможности, на которые ориентирована стратегия, тоже будут далеко не вечными, а отсутствие необходимых ресурсов в нужный момент может привести к тому, что стратегия организации потерпит крах.
Следовательно, чтобы краха не случилось, руководству надо всегда организовывать такое распределение всех ресурсов, чтобы всегда были денежные средства и грамотные надёжные человеческие ресурсы.
За последние годы наша страна столкнулась с таким явлением как безработица. Наличие безработицы в определённой степени выгодно предприятию из-за лёгкости приобретения необходимой рабочей силы по низкой цене предложения, хотя и имеет негативные последствия: чем выше уровень безработицы, тем ниже спрос и больше проблем с продажей продукции [25, с. 264].
Следовательно, для эффективного обеспечения организации ресурсами необходим настоящий анализ рынка рабочей силы. Он направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами. А организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке специалистов необходимой специальности и квалификации, так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок.
Таким образом, кадровая политика любой организации, находясь в зависимости от ресурсной обеспеченности внешней среды, должна учитывать структурный состав рабочей силы, знать ситуацию на рынке труда, т.е. предложения трудовых ресурсов, их стоимость, квалификацию, условия найма, а также все процессы, оказывающие воздействие, как на «вход» организации, так и на её «выход».
Влияние технологических факторов на производственные результаты часто столь очевидно, что их считают основным двигателем производственного и социального прогресса. Это революционные и технологические перемены, открытия последних десятилетий.
Воздействие технологических факторов на ресурсное обеспечение предприятия можно оценивать как процесс созидания нового и разрушения старого. Здесь «работает» один из законов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей). Процесс созидания нового и разрушения старого представляет собой единство противоположностей, переходящих в противоречия. Это будет противоречие между старым, отживающим свой век, и нарождающимся новым.
Единство и борьба противоположностей будут социальным рычагом развития общества по развивающейся спирали, когда ресурсы, поступающие извне, будут больше, чем ресурсы, потраченные внутри организации. Значит, в интересах предприятия, для выполнения основных целей организации необходимо произвести, имея специальные знания, технологическое прогнозирование производственной работы организации.
Таким образом, связь внешней среды с технологической компонентой позволяет своевременно увидеть возможности использования ресурсов, которые при развитии науки и техники открываются для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Хотя часто предприятия, опоздав с модернизацией, теряют свою долю рынка.
Стремясь к гибкому использованию своих внешних и внутренних ресурсов, организация должна стремиться обеспечить себе технологическую эффективность не ниже отраслевой, то есть найти способ оптимального сочетания технологической и экономической эффективности.
Одним из видов ресурсного обеспечения деятельности организации являются демографические и природные ресурсы. Многим предприятиям приходится считаться с демографической обстановкой в стране.
Внешнее ресурсное обеспечение организации зависит и от природных ресурсов, и от состояния окружающей природной среды конкретного региона. Учёт природной составляющей призван обеспечить экологическую защиту окружающей среды при организации производства, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Развитие природной среды, умелое использование её в своих целях является одним из рычагов привлечения ресурсов.
Кроме названных факторов организация получает ресурсы из окружающей среды, так называемой заданной среды. Заданное окружение включает в себя только те элементы, которые непосредственно воздействуют на поведение предприятия, на его решения по выходу на рынок. Такими элементами являются: поставщики сырья и материалов, оборудования, потребители выпускаемой продукции, рабочая сила, финансовые структуры (банки фонды) [20, с. 9].
Таким образом, влияние макро экономики идёт со стороны таких важнейших показателей, как уровень и характер занятости, платёжный баланс организации, ставка процента, характер экономического развития (кризисное состояние, оживление, рост), неопределённость обстановки. Разберём влияние, хотя бы некоторых из них более подробно.
Одним из внешних ресурсов организации является работа с покупателями. Потребители разделяются на оптовых, розничных, торговых посредников, организации по транспортировке и складированию товара, на конечных покупателей [30, с. 14]. Следовательно, организация напрямую зависит от равномерной поставки материалов. Нарушения поставки приводят к сбою получения прибыли и успешной работы организации. Это, значит, создаются препятствия для выпуска качественной продукции, для выполнения производственных заданий, для удовлетворения личных потребностей рабочих.
Отсюда следует, что необходимо составить профиль тех, кто покупает продукт. Обычно профиль покупателя составляется по следующим характеристикам: географическое местоположение, демографические характеристики (возраст, образование, и тому подобное), социально — психологические характеристики и отношение покупателя к продукту [14, с. 80].
Необходимы специальные знания и недостаток их будет препятствием в работе, так как тут много всяких условностей, ведь не всегда тот, кто платит и покупает, одно и то же лицо. Таким образом, покупатели представляют ресурсы внешней среды с точки зрения её влияния на организацию. Если же рыночные возможности компании являются благоприятными факторами внешней среды, то усиливается конкурентная позиция организации, ослабляющая положение основных конкурентов. Эту позицию поддерживает и Виханский О.С. в своей работе «Стратегическое управление» он пишет: «бывают такие ситуации, что фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей её продукции, что она не вольна делать выбор стратегии, исходя только из возможностей более полного использования своего потенциала» [11, с. 108].
Таким образом, его мнение о степени зависимости ресурсов организации от внешней среды, совпадает с мнением предыдущего автора Грузинова В.П. [16]. Такую же точку зрения высказывают Добрынин А.И. и Салов А.И. [17]. Поведение потребителя, будь то индивидуальный потребитель или организационный, подвержено влиянию. Потребитель независим в своём выборе, но может повлиять и на его мотивацию, и на поведение, если предлагаемые изделия или услуга рассчитаны на удовлетворение его нужд и ожиданий. Фирма может воздействовать на потребителя, предлагая им более совершенную, по сравнению с конкурентами, продукцию по более низким ценам.
Следовательно, возможности ресурсного обеспечения деятельности организации формируются также при проведении СТЭП — анализа, отраслевого конкурентного анализа, исследовании возможностей роста рынка и изменений в составе основных «игроков». А внешняя зависимость для развития ресурсного обеспечения фирмы может играть гораздо большую роль в выборе стратегии фирмы, чем все остальные факторы.
Большую роль в ресурсном обеспечении деятельности организации играют конкуренты. С переходом России к рыночной экономике между организациями идёт жесткая конкуренция.
Поэтому организация обязана стремиться осуществить сбыт за счёт продажи товаров, нужных рынку, стимулировать увеличение объёмов продаж и стремиться к завоеванию новых рынков сбыта. Сбытовая политика проводится, с одной стороны, на основе формирования «своего» покупателя, проведения эффективной ценовой политики, а с другой — путём эффективного обеспечения сырьём, необходимыми материалами и оборудованием по приемлемым ценам.
Таким образом, сбыт товаров — это актуальная проблема сбытовой политики. И один из потоков ресурсного обеспечения деятельности предприятия.
Бизнес невозможен без клиентов. Именно он диктует, какие товары и услуги ему необходимы, и по какой цене, что и определяет конечные результаты деятельности организации, цель которой — использовать имеющиеся ресурсы для достижения цели. Но иногда необходимую услугу определяет конкурент.
Следовательно, необходимо постоянное изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить своё существование, и занять стабильное место на рынке продаж. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов.
Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими её на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, и те, которые производят замещающий продукт. Следовательно, нужно своевременно создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев.
Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. А отсюда следует, что особенность трансформации рынка в случае появления замещающего продукта состоит в том, что если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддаётся восстановлению. Следовательно, организация должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа [45, с. 58].
Говоря о конкурентоспособности важно помнить, что конкурент адаптируется к изменениям, особенно в таких областях, как конкуренция в издержках производства, появление новых продуктов и услуг, возрастание рыночной ответственности. Такую же точку зрения выдвигает и ФатхутдиновР.А. «Успех предприятия в рамках отраслевых условий зависит от того, насколько оно опережает среднеотраслевые показатели по качеству выпускаемой продукции, уровню издержек производства, широте ассортимента продукции, иными словами, на сколько оно более конкурентоспособное по сравнению с другими предприятиями данной отрасли и смежных отраслей» [48, с. 31].
Ресурсное обеспечение предприятия зависит и от поставщиков капитала. Поэтому они просто обязаны быть всегда начеку. Они должны изыскивать новые формы договоров, искать новых спонсоров, восстанавливать старые связи, знакомства, принимать активное участие во всех конференциях, совещаниях и т.д. [50, с. 193]. Следовательно, исходя из поставленных целей, основное внимание нужно уделять выявлению того, что необходимо изменить в существующих формах и методах работы, чтобы достичь желаемого.
К ресурсам внутренней среды относятся управленческие, функциональные, организационные, финансовые, производственные, кадровые и другие ресурсы. Познакомимся более подробно с производственными ресурсами. Эффективность любой человеческой деятельности зависит от участвующих в ней людей. Поэтому важное значение имеет профессионально-квалифицированная структура кадров, формирование кадрового потенциала.
Основные факторы, влияющие на повышение эффективности ресурсов — материально-технические, организационные, экономические и социальные. В группу материально-технических входят: механизация и автоматизация производственных процессов, применяемая технология, конструкция и технологические характеристики продукции, используемые материалы, их удельный расход.
Среди социальных факторов, которые влияют на ресурсное обеспечение организации, выделяют культурно-технический уровень кадров, их квалификацию, способы развязывания инициативы и активизацию творческой деятельности, хозяйственно-сбытовое обеспечение, характер взаимоотношений и т.д. Рассматривая виды ресурсного обеспечения деятельности организации можно сделать вывод, что ряд ресурсов находятся во взаимосвязи между собой. Огромное значение имеет правильное распределение и анализ эффективности использования данных ресурсов. Каждый ресурс требует одинаково серьёзного отношения и детального рассмотрения, нет ничего первостепенного — всё находится во взаимосвязи.
Формирование, состав виды и характеристика ресурсов предприятия
Ресурсы предприятия — это совокупность материальных и финансовых средств, которые потенциально могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.
Ресурсы предприятия классифицируются на пять групп:
— природные — потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают неисчерпаемые и исчерпаемые;
— материальные — все созданные человеком средства производства, которые являются результатом производства;
— трудовые — население в трудоспособном возрасте;
— интеллектуально-информационные — интеллектуальный продукт и информация, созданные творческим трудом человека и используемые непосредственно в процессе производства и в процессе принятия управленческих решений;
— финансовые — денежные средства, которые выделяются на организацию производства продукта и его реализацию.
Информационные ресурсы являются одним из важных составляющих производственного потенциала предприятия и основным источником организации производственного процесса и связывающим звеном между различными видами ресурсов.
Эффективность использования потенциала предприятия зависит от структуры, надежности и достоверности информации. В случае неопределенности информации развитие потенциала приведет к разнообразным, противоречивым требованиям относительно управления, и это станет причиной нерационального использования ресурсов промышленных предприятий и ставит под угрозу получение результатов.
Интеллектуальные ресурсы являются средством для осуществления многих управленческих процессов и являются стратегическим звеном ресурсного потенциала предприятия, интегрируя управление всеми его структурными составляющими (финансовым, технологическим, маркетинговым потенциалом), находящимися в диалектической взаимосвязи друг с другом.
Сбалансированность эффективного использования интеллектуального и информационного потенциалов обеспечивает повышение конкурентоспособности современного предприятия.
Трудовые ресурсы — это часть населения трудоспособного возраста, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. К трудовым ресурсам относят как занятых, так и потенциальных работников.
Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) — это совокупность работников, входящих в его списочный состав. Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия. В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации.
Финансовые ресурсы занимают особую роль. На практике различают долгосрочные финансовые ресурсы в виде основных фондов и краткосрочные финансовые средства.
В процессе управления финансовой системой предприятия решаются вопросы получения финансовых ресурсов, управление финансовыми ресурсами и их использование. Основой деятельности производственного предприятия является производство, и соответственно движение денежных средств обусловливается движением материальных ресурсов. Другими словами, отраслевые особенности предприятия, его размеры, продолжительность производственного цикла изготовления продукции определяют структуру и способы финансирования конкретного вида предпринимательской деятельности.
Финансовые ресурсы предприятия — это денежные средства, формируемые при образовании предприятия и пополняемые в результате производственно- хозяйственной деятельности за счёт реализации товаров и услуг, выбывшего имущества предприятия, а также путём привлечения внешних источников финансирования.
Потенциальные финансовые ресурсы формируются на стадии производства.
Реальные формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения.
В понятие финансовые ресурсы входят текущие и потенциально возможные средства, которые при необходимости могут быть использованы как знаки распределяемой стоимости. При этом капиталом является часть финансовых ресурсов приносящая доход.
Системой финансовых ресурсов предприятия будем считать совокупность активов предприятия, которые могут быть использованы им в качестве знаков распределяемой стоимости при осуществлении своей деятельности и для дальнейшего развития и функционирования.
Финансовые ресурсы предприятия формируются за счет: амортизационных отчислений; прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности; дополнительных паевых взносов участников в товариществах; средств, получаемых от выпуска облигаций; средств, мобилизуемых при помощи выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов; долгосрочного кредита банка и других кредиторов.
Собственные финансовые ресурсы принадлежат самому хозяйствующему субъекту и их использование не влечет за собой возможности утери контроля над деятельностью предприятия. В практике хозяйствования эти ресурсы используются главным образом для финансирования основных фондов, долгосрочных инвестиций и частично для формирования оборотных средств. Как мы помним, право собственности является важнейшим фактором мотивации к эффективному использованию финансовых ресурсов. К ним относятся: прибыль от различных видов деятельности, амортизационные начисления. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, распределяется на накопление и потребление. Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач. Амортизационные отчисления — это денежное выражение стоимости износа основных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, т.к. включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации возвращаются на расчетный счет, становясь внутренним источником финансирования.
Заемные ресурсы не являются собственность данного предприятия и их использование чревато для него потерей независимости. Заемные средства предоставляются на условиях срочности, платности, возвратности, что в конечном итоге обуславливает их более быструю, по сравнению с собственными ресурсами, оборачиваемость. К заемным средствам относятся разнообразные виды кредитов привлекаемые от других звеньев кредитной системы (банков, инвестиционных институтов, государства, предприятий, домохозяйств).
Привлеченные ресурсы — средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте. Данные средства до возникновения санкций (штрафов или других обязательств перед владельцами) могут быть использованы по усмотрению хозяйствующего субъекта. Это, прежде всего, устойчивые пассивы — задолженность по оплате труда работникам, задолженность в бюджет и внебюджетные фонды, средства кредиторов поступающие в виде предоплаты и др.
Соотношение между данными элементами финансовых ресурсов определяет финансовую устойчивость субъекта хозяйствования.
Временной горизонт каждой группы может быть установлен индивидуально.
Ресурсы краткосрочного назначения — срок их действия — до года. Предназначены для финансирования текущей деятельности предприятия: формирование оборотных средств, краткосрочных финансовых вложений, расчетов с дебиторами.
Ресурсы среднесрочного назначения — от года до 3 лет — используются для замены отдельных элементов основных фондов, их реконструкции и перевооружения. В этом случае, как правило, не преследуется цель смены технологии или полной замены оборудования.
Ресурсы долгосрочного назначения — привлекаются, как правило, на срок от 3 до 5 лет и используются для финансирования основных фондов, долгосрочных финансовых вложений, венчурного (рискового) финансирования. На наш взгляд, минимальная временная граница (3-5 лет) этих средств обусловлена сроком действия основных фондов. Именно столько времени, в среднем, эксплуатируются машины и оборудование в экономически развитых странах. Сверх этого срока их использование чревато завышением себестоимости выпускаемой продукции (вследствие морального и физического износа). Коль скоро, нижняя временная граница использования этих ресурсов обусловлена функционированием машин и оборудования, то логично здесь выделить еще одну группу ресурсов — для финансирования объектов сверх долгосрочного назначения, т.е. зданий, сооружений. Временная граница может составить 10-15 и более лет. Именно на такие сроки возможно получение ипотечного кредита.
Названные особенности функционирования элементов системы финансовых ресурсов характеризуют их взаимное действие и восприятие с точки зрения соотношения, запланированной равномерности финансового обеспечения этапов тактики и стратегии развития предприятия.
Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия
Хозяйствующий субъект самостоятельный экономический субъект рыночной экономики. Он сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. В этих условиях целью планирования финансов является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К таким показателям относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др. К задачам планирования финансов относятся:
1. обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами. Определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направления их расходования;
2. установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другим хозяйствующими субъектами;
3. выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервов по его эффективному использованию;
4. увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств;
5. осуществление контроля над образованием и расходованием денежных средств.
Важный момент финансового планирования его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр дохода хозяйствующего субъекта это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе.
Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.
Методы планирования это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.
Сущность и содержание нормативного метода планирования финансовых показателей заключаются в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.
Сущность и содержание расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключаются в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования имеет распространение в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит использование экспертной оценки. Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, при определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный и т. п.
Сущность и содержание балансового метода планирования финансовых показателей заключаются в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды (фонд накопления, фонд потребления и др.) и т.п.
Сущность и содержание метода оптимизации плановых решений сводятся к разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:
1. минимум приведенных затрат;
2. максимум приведенной прибыли;
3. минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;
4. минимум текущих затрат;
5. минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;
6. максимум дохода на рубль вложенного капитала;
7. максимум рентабельности капитала (или суммы прибыли на рубль вложенного капитала);
8. максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска).
Приведенные затраты представляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с нормативными показателями эффективности.
Сущность и содержание экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключаются в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.).
В экономико-математическую модель должны включаться не все, а только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. ресурс обеспеченность планирование проблема
Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую непригодными для практического использования.
Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-математического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.
Основные задачи эффективности использования финансовых ресурсов:
— идентификация финансового положения;
— выявление факторов, влияющих на формирование финансовых ресурсов;
— определение «узких» мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;
— выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения.
Основной целью оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, является повышение эффективности работы организации на основе внедрения более совершенных способов использования финансовых ресурсов и управления ими.
Планирование трудовых ресурсов
Сложно переоценить вклад трудового коллектива в достижение корпоративных целей, именно поэтому работа с ним так важна. Осуществляется она поэтапно. Один из первых этапов — планирование трудовых ресурсов . В статье рассказываем о том, что представляет собой этот процесс, какие задачи решает, как осуществляется.
Понятие планирования трудовых ресурсов
Под термином понимают процесс оценки потребности в трудовых ресурсах , то есть в трудоспособных сотрудниках, которые смогут выполнять операции, способствующие достижению целей компании. Задача этого процесса — обеспечить организацию кадрами при любых условиях. То есть такое планирование осуществляется для того, чтобы поддерживать и совершенствовать способности организации функционировать, в том числе за счёт работы с персоналом и увеличения его численности.
Надо сказать, что процессу планирования, формирования и развития трудовых ресурсов уделяется много внимания в последнее время не просто так. Сегодня затраты на труд составляют значительную долю всего объёма расходов у многих компаний, поэтому важно оптимизировать их. Просто сокращать нерационально, ведь, по сути, речь идёт ещё и о человеческих ресурсах, о человеческом капитале, которые могут сделать компанию более конкурентоспособной в рыночной среде, способствовать её росту. Это объясняется тем, что именно сотрудники:
- работают напрямую с клиентами, выстраивая с ними долгосрочные отношения и побуждая уровнем сервиса, качеством оказываемых услуг возвращаться в компанию снова и снова и рекомендовать её своим друзьям и знакомым;
- управляют машинами, инструментами, механизмами, которые есть на производстве (без людей все эти устройства не приносили бы дохода);
- могут постоянно совершенствовать свои умения и навыки, чтобы оптимизировать бизнес-процессы или экономить другие ресурсы компании без потери качества продукта, тем самым повышая свою ценность.
Этими особенностями и обусловлены высокая стоимость трудовых ресурсов и необходимость внимательно подходить к процессу их использования.
Качественный и количественный характер потребности в трудовых ресурсах
Поскольку основная цель компании — не просто обеспечить себя трудовыми ресурсами, но кадрами, которые способствуют увеличению производительности труда, уже сложившийся коллектив или подходящих кандидатов оценивают по качественным и количественным характеристикам.
- Качественная характеристика — это необходимость привлечь трудоспособных сотрудников, которые и физически смогут выполнять нужную работу, и будут иметь нужные интеллектуальные способности. То есть смогут быстро обрабатывать информацию, креативно мыслить либо заниматься аналитикой, если того требует позиция и т. д. Более того, под качеством трудовых ресурсов понимается и наличие у них нужных знаний, умений, навыков, а также опыта, квалификации, необходимых для выполнения своих обязанностей.
- Количественная характеристика сводится к необходимости привлечения трудовых ресурсов в нужном количестве. То есть имеется в виду, какие именно специалисты нужны и сколько. Количество рассчитывают исходя из стратегических целей компании и краткосрочных задач, а также с учётом оценки объёма работы, которую необходимо выполнить, её характера. Например, какие-то операции сможет выполнить один человек, в то время как для осуществления других нужна команда специалистов или бригада.
Важно! Чтобы объективно оценить потребность в количестве сотрудников, применяют разные методы. Среди них: фотография рабочего времени, при котором поочерёдно фиксируются все действия, выполняемые сотрудником на нужном рабочем месте, после чего оценивается фактический объём работы. Либо проводится собеседование с этим сотрудником и его непосредственным руководителем, по результатам которого делаются выводы о необходимости привлечения дополнительного персонала.
Задачи, выполняемые при планировании трудовых ресурсов
В процессе можно выделить несколько этапов.
- Определение ключевых целей на ближайшее время. К примеру, надо увеличить объём выпускаемой продукции или наладить выпуск новой линейки товаров.
- Адаптация этих целей к требованиям рабочей силы: сколько человеко-часов нужно с учётом особенностей производственного процесса.
- Расчёт и оценка коэффициента текучести кадров, анализ уровня увольняемости. Также на этом этапе прогнозируют, сколько сотрудников может понадобиться для замены.
- Оценка предстоящих изменений рабочего времени. Она позволяет увидеть, где ощущается дефицит кадров.
- Анализ спроса на рабочую силу под влиянием определённых факторов. К примеру, изменится ли количество требуемых сотрудников, если освоить новые технологии, выйти на новые рынки сбыта и пр.
- Окончательный выбор действий, которые позволят преодолеть проблемы или приспособиться к ним. То есть важно определиться, надо ли поменять технологию работы, привлечь новый персонал или рассмотреть вариант движения трудовых ресурсов (временное перераспределение сотрудников, которые уже есть в штате).
- Развитие трудовых ресурсов , управление ими.
При выполнении процесса планирования важно оценивать сильные и слабые стороны работников, которые будут привлекаться к реализации поставленных целей. А для этого важно понимать, какие знания и навыки могут понадобиться на новых позициях, и озвучивать их ещё на этапе подбора персонала. Это сэкономит время и силы в будущем, поскольку позволит сразу отсеять слабых кандидатов или тех, которые не удовлетворяют нужным требованиям.
Чтобы ускорить процесс введения отобранных специалистов в должность впоследствии, надо будет ознакомить их не только с трудовыми обязанностями, но также с результатами, по которым их труд будет оцениваться. И здесь речь идёт уже о ценном конечном продукте (ЦКП) каждого сотрудника, причём этот сотрудник должен понимать не только свой ЦКП, но и ЦКП других членов команды. В противном случае добиться слаженности действий и высоких результатов будет крайне сложно.
Расчёт потребности компании в трудовых ресурсах
Численность персонала напрямую зависит от объёма выпуска продукции и производительности труда. При расчёте учитывают, сколько сотрудников работает в настоящий момент и какой объём работы они выполняют, после чего смотрят, насколько этот объём должен увеличиться и, соответственно, сколько людей дополнительно понадобится.
Обратите внимание на несколько моментов.
- Расчёты осуществляются отдельно по разным категориям персонала (рабочие, специалисты, руководители и пр.).
- Использовать универсальную формулу здесь не получится, так как исходные данные у разных предприятий разные. Чаще всего отличия в количестве рабочих мест, нормах выработки, наконец, в категориях самих рабочих (есть те, кто работают посменно, и там будет иметь значение количество смен в сутки).
- При расчётах также важно проанализировать, как изменится производительность труда, если модернизировать оборудование, освоить новые технологии производства, автоматизировать бизнес-процессы и т. д. Однако, принимая решение о необходимости модернизации или автоматизации производства, надо закладывать средства на обучение персонала работе в новых условиях.
То есть, планируя дальнейшие шаги по развитию, важно рассматривать проблему с разных сторон, чтобы найти оптимальный вариант.
Важность учёта юридических аспектов при планировании трудовых ресурсов
Законодательные изменения могут существенно влиять на потребности компании в человеческих ресурсах. Прежде всего Трудовой кодекс накладывает определённые ограничения на работодателя, регламентируя продолжительность рабочего времени персонала, времени отдыха, а также определяя условия перевода с одной работы на другую.
С другой стороны, при планировании руководителям предприятий важно объективно оценивать свои возможности, а не только опираться на результаты анализа структуры трудовых ресурсов , ведь система социального страхования обязывает компании закладывать средства на обязательные отчисления в фонды за работников.
Выводы
Трудовые ресурсы — важнейшие ресурсы компании. Они напрямую влияют на её конкурентоспособность, а также составляют внушительную долю всего объёма её расходов. Именно поэтому так важно грамотно подойти не только к процессу формирования трудовых ресурсов с учётом факторов , которые влияют на них (а это: правовые нормы, регулирующие трудовые отношения, стратегия развития и т. д.), но и к процессу планирования. Для этого следует объективно оценивать потребность в специалистах на каждом этапе развития и рассчитывать её с учётом качественного и количественного подходов.