Как списать противогазы в бюджетном учреждении
Перейти к содержимому

Как списать противогазы в бюджетном учреждении

Как списать материалы с истекшим сроком годности

Списание – процедура, которая проводится при истечении срока годности. Наиболее актуальна она для фирм, реализующих скоропортящуюся продукцию. Списание выполняется в соответствии с определенным порядком. Ему нужно обязательно следовать.

Нормативное обоснование

Статья 472 ГК РФ содержит прямой запрет на реализацию просрочки. Нельзя также продавать товар, срок годности которого подходит к концу. Продукция должна реализовываться с тем расчетом, чтобы покупатель успел ее употребить.

Второй важный нормативный документ – ФЗ №2300-1 «О защите потребительских прав» от 7 февраля 1992 года. В статье 5 этого ФЗ прописан перечень продукции, на которую должен устанавливаться срок годности. В частности, это следующие изделия:

  • Продукты питания.
  • Медикаменты.
  • Косметические средства.
  • Парфюмерия.
  • Бытовая химия.

ВАЖНО! Акт на списание материалов, пришедших в негодность от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Если на изделиях из рассматриваемого перечня не прописан срок годности, продавать их нельзя. Что делать с такими изделиями? Существует два варианта:

  • Возврат поставщику.
  • Уничтожение.

Уничтожение осуществляется по решению органа госнадзора. Уничтожать по решению компании можно следующие группы изделий:

  • Испорченная пища, которая может быть опасна в употреблении.
  • Продукция, происхождение которой неизвестно.

Во всех остальных случаях требуется экспертное заключение. Рассмотрим особенности списания каждой категории в отдельном порядке.

Продукты питания

Для каждого наименования товара есть свой срок годности. Предполагается, что на протяжении этого срока товар сохранит свои характеристики. После утраты этих характеристик продукцию продавать нельзя.

Что делать фирме, если срок годности истек? Нужно сформировать акт о списании товара. В нем указывается основная информация: название продукции с истекшим сроком годности, количество изделий. На основании этого акта продукция изымается из торговых складов.

Материалы

В статье 11 ФЗ №89 указано, что фирмы обязаны утвердить нормативы образования отходов и порядок их инвентаризации. Компании, деятельность которых связана с образованием отходов, имеют следующие обязательства:

  • Соблюдение экологических норм.
  • Формирование нормативов и лимитов отходов.
  • Внедрение технологий, снижающих образование отходов.
  • Мониторинг экологического состояния среды.
  • Своевременную ликвидацию просроченных материалов.

Списание просрочки – это необходимая мера безопасности. Нужна для предупреждения опасности для людей/окружающей среды.

Противогазы

Противогазы относятся к категории «Гражданская оборона». Списывать их нужно на основании акта технического состояния. Списываются те противогазы, которыми нельзя больше пользоваться в связи с состоянием (изношенность, дефекты). Степень удовлетворительности состояния оценивается комиссией. На нее возлагаются следующие функции:

  • Осмотр изделий.
  • Проверка документации к противогазам.
  • Установление степени изношенности.
  • Определение продолжительности эксплуатации.

По итогам проверки оформляется акт технического состояния. К нему прилагается подтверждение от комиссии о том, что противогазы больше нельзя эксплуатировать.

Медикаменты

Компания должна назначить сотрудника, который будет нести ответственность за списание медикаментов. На него возлагаются следующие функции:

  • Проверки срока годности (раз в 3 месяца).
  • Формирование документов на медикаменты с истекающим сроком.
  • Изъятие из продажи медикаментов с истекшим сроком.

Заведующий учреждения должен сформировать комиссию, которая подтвердит наличие просроченных лекарств. По итогам работы комиссии составляется опись-акт. Этот акт утверждается. И только после утверждения предоставляется разрешение на списание медикаментов. Уничтожаются они в присутствии комиссии.

Первичная документация по просрочке

Последовательность мероприятий по списанию определяется самой фирмой. Нужно внести все необходимые нормы в локальные акты. В частности, в локальные акты следует внести эту информацию:

  • Порядок обнаружения и изъятия из реализации просрочки.
  • Порядок отправки просрочки на утилизацию.
  • Документы.

Обнаружение просрочки подтверждается актами. В них указываются эти сведения:

  • Название продукции (определяется на основании учетной номенклатуры).
  • Количество просрочки.
  • Место, где хранилась просрочка.

Первичка составляется по определенным формам. ТОРГ-15 подходит для подтверждения факта порчи. ТОРГ-16 подходит для подтверждения изъятия материалов из оборота.

ВНИМАНИЕ! Фирма может самостоятельно разработать бланки. При этом она должна следовать требованиям, прописанным в статье 9 ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года.

ВАЖНО! Утилизация и уничтожение – это разные мероприятия. Утилизация не всегда обозначает уничтожение. Иногда после нее изделие можно использовать. И уничтожение, и утилизация осуществляются на основании заключения экспертизы и приказа руководителя.

Проводки

Списание может осуществляться по двум направлениям. Проводки будут различаться в зависимости от выбранного варианта:

  • Счета 90 и 91. Утилизация.
  • Счет 94. Уничтожение.

Типовые проводки, нужные при списании материалов:

  • ДТ91 КТ76. Проведение экспертизы, на основании которой будет проводиться списание.
  • ДТ19 КТ76.НДС с оплаты услуг по экспертизе.
  • ДТ91 КТ41. Стоимость образцов, которые участвовали в экспертизе.
  • ДТ91 КТ94. Списание себестоимости уничтоженной продукции.
  • ДТ91 КТ76. Учет трат на услуги сторонней фирмы, специализирующейся на уничтожении материалов.
  • ДТ62 КТ90. Выручка от продажи списанной продукции.
  • ДТ90 КТ68. НДС с продажи товаров.

Рассмотрим все бухгалтерские проводки последовательно:

  • ДТ41 КТ41. Учет некачественных материалов.
  • ДТ91 КТ41. Направление продукции на экспертизу.
  • ДТ91 КТ76. Фиксация в отчетности трат на экспертизу.
  • ДТ19 КТ76. Фиксация в документах НДС за исследование.
  • ДТ68 КТ19. Вычет налогового сбора.
  • ДТ94 КТ41. Списание материалов, предназначающихся для уничтожения.
  • ДТ91 КТ94. Учет убытков от порчи материалов.

Если материал утилизируется, вносятся эти проводки:

  • ДТ62 КТ90. Выручка от продажи испорченных материалов.
  • ДТ90 КТ68. Начисление НДС.
  • ДТ90 КТ41. Списание себестоимости материалов.

Что подразумевается под реализацией изделий после их списания? Как уже упоминалось, утилизация не всегда обозначает уничтожение. К примеру, истек срок годности какого-либо продукта. Он может быть отправлен, к примеру, в приют для животных, на ферму.

Налоговый учет

В пункте 1 статьи 264 НК РФ указано, что прочие траты на производство/реализацию входят в состав расходов, являющихся базой для исчисления налога на прибыль. Такие расходы должны быть экономически обоснованными (статья 252, 265 НК РФ).

Утилизация и уничтожение – это обязанность фирмы, в процессе деятельности которой образуется просрочка. А потому соответствующие расходы могут снижать базу по налогу на прибыль. Соответствующая позиция содержится в письмах Минфина. К примеру, она есть в письме №03-03-06/1/30409 от 26 мая 2016 года.

То есть бухгалтер может воспользоваться вычетом по НДС, связанному с услугами по экспертизе/утилизации.

ВАЖНО! Учет трат по списанным материалам выполняется только тогда, когда вся процедура по списанию была правильно оформлена. Документируется каждый этап. На основании первички выполняются записи в бухучете.

После списания СИЗ нужно утилизировать. Это не означает, что можно собрать все в кучу, загрузить в машину и вывезти на свалку: для отдельных средств защиты существует особый порядок утилизации. В статье расскажем, что делать с отслужившими СИЗ, и почему их не стоит отдавать работникам.

Шаг первый. Определите, какие СИЗ пора списать

Средства индивидуальной защиты списывают и утилизируют, когда истекает срок их годности. Сроки годности изделия можно посмотреть в паспорте самого СИЗ или в каталоге производителя. Предельные сроки эксплуатации защитных средств определены в ГОСТах и Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи СИЗ.

СИЗ, которые теряют свои защитные свойства в процессе хранения или эксплуатации, нужно списать, когда истечет гарантийный срок. Эти сроки установлены в эксплуатационной документации на СИЗ ( подп. 12 п. 4.2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты»; далее — ТР ТС 019/2011).

Шаг второй. Выберите порядок утилизации

Правила утилизации средств индивидуальной защиты производители обязаны указывать в эксплуатационной документации к СИЗ ( подп. 12 п. 4.2 ТР ТС 019/2011). Кроме того, отдельные требования могут быть указаны в нормативных документах. Например, требования к утилизации СИЗОД указаны в пункте 11 ГОСТ 12.4.041–2001.

Большинство отслуживших срок СИЗ приравнивают к твердым коммунальным отходам. Социально ответственные организации стараются отдавать их на переработку: синтетические волокна отличаются длительным периодом распада, а при разложении выделяют вредные вещества. Передавайте их на вторичную переработку операторам по обращению с отходами — они направят отслужившие СИЗ на свои специализированные предприятия. Главное, чтобы у оператора была лицензия.

СИЗ, которые утратили свои защитные и эксплуатационные свойства до того, как работники их использовали, можно направить в учебных целях в образовательные и другие учреждения

Пример. СИЗ из диэлектрической резины измельчают в крошку на специализированных заводах, впоследствии из них получают автомобильные шины и резиновую обувь. Также переработанную диэлектрическую резину применяют в строительстве, в том числе дорожном

Если СИЗ нельзя использовать в качестве вторичного сырья, их нужно собрать и вывезти в места хранения или захоронения как отходы, приближенные по своему составу к промышленным. Для этого заключите договор со специализированными организациями, у которых есть лицензия на утилизацию промышленных отходов и полигоны по захоронению твердых коммунальных отходов.

Особый порядок установлен для СИЗ, на которые воздействуют ядовитые химические или радиационные материалы: их утилизируют на специализированных лицензированных предприятиях ( ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В частности, такие средства индивидуальной защиты сдают на утилизацию по договору со специализированными предприятиями ФГУП «Радон». При этом СИЗ многоразового применения перед утилизацией должны хорошо дезактивировать ( п. 3.1 СанПиН 2.2.8.49-03). Средства индивидуальной защиты краткосрочного применения и СИЗ одноразового применения не подлежат дезактивации, их направляют на утилизацию сразу после использования.

Шаг третий. Оформите списание и утилизацию

Решение о списании средств индивидуальной защиты принимает постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которую создает бухгалтерия. Если после истечения срока носки СИЗ не пригодно к дальнейшему использованию в виде повторной выдачи, его списывают по акту и передают на утилизацию с учетом пунктов 34 , 35 Методических указаний, утв. приказом Минфина от 26.12.2002 № 135н.

Списывают СИЗ согласно правилам бухгалтерского учета и действующей в организации учетной политики. В бухгалтерском учете выбытие средств индивидуальной защиты отражают списанием СИЗ с забалансового счета на основании акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря по форме ОКУД 0504143, утвержденной приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н .

Если требования к утилизации конкретных видов СИЗ не указаны в эксплуатационной документации, работодатель имеет право указать в локальном Положении о применении средств индивидуальной защиты, что СИЗ с истекшим сроком службы отправляют на повторную переработку или сдают на полигон в составе твердых коммунальных отходов.

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н ) не требуют оформлять отдельные документы на утилизацию. Однако такие требования могут быть прописаны в отраслевых нормативных актах и в стандартах отрасли или самого предприятия.

Почему нельзя отдавать списанные СИЗ работникам

Не рекомендуем отдавать списанные средства индивидуальной защиты работникам. В этом случае вы не сможете отследить, какие именно средства защиты использует работник — те, которые вы ему выдали на текущий период или просроченные. Поэтому, если с таким работником произойдет несчастный случай, у проверяющих возникнет вопрос, почему во время выполнения своих трудовых обязанностей работник использовал списанные СИЗ. А это — неизбежный штраф, а при тяжелом, групповом или смертельном случае возможно и уголовное преследование.

Есть и еще один риск. Многие предприятия брендируют спецодежду — наносят на нее узнаваемую символику компании. Работник может передать списанную спецодежду своим родственникам или знакомым, чье поведение спрогнозировать невозможно, а это потенциальная угроза репутации компании. Поэтому не рискуйте. Сдавайте отслужившие средства индивидуальной защиты в утилизацию, как это указано в руководстве по эксплуатации или паспорте на средства индивидуальной защиты.

Списание противогазов

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как правильно списывать противогазы. Т.е. какие работники должны входить в состав комиссии по списанию. А то у нас включили завскладом, кладовщика, бухгалтера и меня как инженера по ГО. А я всего 2 месяца «борюсь» с ГО, врубаюсь, но не во всё.

  • 140 от 10 марта 2006.doc (43 КБ)

Игорь! Спасибо Вам огромное! У меня есть куча руководящих документов по ГО, но времени читать нет абсолютно. Я у нас инженер по ОТ, ПБ и ГО в одном лице, рабочие задачи решаю по мере необходимости, а тут срочно надо было.

Ещё раз спасибо.

Подскажите вот у ВПХР срок годности(хранения чтоль) – 5 лет, у трубок итого меньше.
Если 5 лет прошло, мы прибор списываем или просто все внутренности меняются.

Хочу себе прибор

Наша библиотека: | Инструкции по охране труда | Госты | Нормативы | Законодательство по ОТ |

Файлообменник (файлы по охране труда, промышленной и пожарной безопасности)

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.
(см.выходные данные)
Для лиц старше 18 лет.

ВНИМАНИЕ! Любое использование материалов сайта возможно только в строгом соответствии с установленными Правилами. Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только на основании договоров, заключенных в письменной форме.
Использование Пользователем сервисов сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением

Mетодические рекомендации по утилизации и освежению запасов средств индивидуальной защиты

Требования, предъявляемые к средствам, накапливаемым в запасах СИЗ, приборов РХР и РК……………………………….

Требования, определяющие порядок утилизации запасов СИЗ, приборов РХР и РК……………………………………………….

Списание и проведение утилизации СИЗ, приборов РХР и РК. ………………………………………………………………

Порядок списания средств индивидуальной защиты, приборов РХР и РК по актам технического (качественного) состояния….

Порядок списания СИЗ, приборов РХР и РК по инспекторским свидетельствам……………………………………………………..

Порядок определения типов СИЗ, приборов РХР и РК, подлежащих освежению……………………………………………

Список использованных источников…………………………….

Приложение А — Назначенные ресурсы (сроки службы) до планового ремонта, списания и сроки хранения имущества гражданской обороны…………………………………………….

Приложение Б – АКТ технического (качественного) состояния имущества гражданской обороны, подлежащего списанию……

Приложение В – Сроки проведения осмотра, лабораторных испытаний и поверки имущества гражданской обороны………

Приложение Г — Инспекторское свидетельство…………………..

Приложение Д – Журнал регистрации выдачи инспекторских свидетельств………………………………………………………..

Определения и условные сокращения

аварийно химически опасное вещество – опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах)

Зона возможного химического заражения

площадь круга с радиусом, равным глубине распространения облака зараженного воздуха с пороговой концентрацией (токсодозой)

отравляющее вещество – химическое соединение, обладающее определенными токсичными и физико-химическими свойствами, обеспечивающими при их боевом применении поражение живой силы, а также заражение воздуха, обмундирования, вооружения, военной техники и местности

радиационно опасный объект — объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды

радиоактивное вещество – вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды с активностью, испускающее излучение, на которое распространяются требования «Норм радиационной безопасности» (НРБ-99), но не относящееся к ядерным материалам

химически опасный объект – объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды

радиационная и химическая разведка

Общие положения

Вероятность вовлечения Российской Федерации в военный конфликт с применением современных средств поражения, а также текущее состояние атомной энергетики, предприятий ядерно-топливного цикла, химических производств, сферы использования радиоактивных веществ и токсичных химикатов обусловливает наличие постоянного риска возникновения аварий с выбросом радионуклидов и аварийно химически опасных веществ. В результате таких аварий могут возникать обширные зоны радиоактивного загрязнения и химического заражения, облучение (отравление) персонала потенциально опасных объектов и населения, проживающего в районах, прилегающих к данным объектам.

В общей системе мероприятий по защите населения при радиационных и химических авариях важную роль играет правильный выбор и своевременное обеспечение средствами индивидуальной защиты. С этой целью, в соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 №28-ФЗ «О гражданской обороне», организуются мероприятия по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из главных задач гражданской обороны является обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и оснащение аварийно-спасательных формирований и спасательных служб приборами РХР и РК.

Разработанный проект методических рекомендаций базируется на основных положениях Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, Основ государственной политики в области обеспечения ядерной, радиационной, химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, других документов, регламентирующих рассматриваемые вопросы в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Основными факторами, обусловливающими необходимость разработки настоящих методических рекомендаций, являются:

необходимость совершенствования нормативно-методической базы в области обеспечения населения СИЗ регионального, муниципального и объектового уровней;

нарастающее количество организаций, представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического и биологического заражения, радиоактивного загрязнения, с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;

увеличение вероятности террористических проявлений в отношении радиационно и химически опасных объектов Российской Федерации;

выполнение мероприятий по уничтожению запасов химического оружия в Российской Федерации;

несоответствие существующего порядка накопления, хранения и выдачи СИЗ населению современным требованиям.

Изменившаяся социально-экономическая ситуация привела к снижению объемов производства средств индивидуальной защиты предприятиями-изготовителями и уменьшению их поставок для закладки в резервы, формируемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

В настоящее время изменения в военно-политической сфере позволяют осуществить переход от массового производства и накопления средств индивидуальной защиты для всего населения к его дифференцированному обеспечению.

В настоящее время запасы СИЗ, приборов РХР и РК могут накапливаться в двух видах резервов:

резервах, создаваемых для реализации мероприятий гражданской обороны (далее – резерв ГО);

резервах материальных ресурсов, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – резерв ЧС).

К запасам СИЗ, приборов РХР и РК может быть отнесено техническое оборудование, имеющееся на оснащении АСФ и СС, созданное на соответствующем уровне (федеральном, региональном, муниципальном или объектовом).

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» накопление в целях гражданской обороны запасов материально — технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в том числе средств индивидуальной защиты, должно осуществляться на четырех уровнях (ст.7-9):

федеральном – запасы в целях ГО федеральных органов исполнительной власти;

региональном – запасы в целях ГО органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местном – запасы в целях ГО органов местного самоуправления;

объектовом – запасы в целях ГО объектов организаций и экономики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств» определено, что:

запасы, предназначенные для первоочередного обеспечения населения в военное время, при проведении аварийно — спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности, при ведении военных действий или вследствие этих действий, включают в себя средства радиационной, химической и биологической защиты;

федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы запасов, исходя из их потребности в военное время, для обеспечения населения и нештатных аварийно-спасательных формирований, создают и содержат запасы, осуществляют контроль создания, хранения и использования запасов.

В соответствии со ст.18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на использование средств индивидуальной защиты и другого имущества органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенных для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 утвержден порядок создания, хранения и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно, в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и включают материальные ресурсы, в том числе средства индивидуальной защиты.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

федеральный резерв материальных ресурсов в составе государственного материального резерва – решением Правительства Российской Федерации;

резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти – решением федеральных органов исполнительной власти;

резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации – решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местные резервы материальных ресурсов – решением органов местного самоуправления;

объектовые резервы материальных ресурсов – решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль создания, хранения, использования и восполнения указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения в местах, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

В настоящее время механизм накопления, хранения и выдачи СИЗ для населения в чрезвычайных ситуациях в мирное время отработан не полностью.

В соответствии с «Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»[1] устанавливается, что:

а) обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее:

– на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне;

– в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО;

– на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения);

б) обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:

– на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

– на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее — РОО);

– на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах (далее — ХОО);

– на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах (далее — БОО).

При этом предусмотрено, что МЧС России участвует в обеспечении СИЗ детей, неработающих пенсионеров, а также населения, проживающего вблизи радиационно, химически и биологически опасных объектов, за счет средств федерального бюджета.

Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных выше (для мирного и военного времени):

для детей — камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности;

для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), — противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности, за пределами названных зон — противогазы из расчета на 100% от их общей численности;

для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), — противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций;

для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) — противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций.

При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.

Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах) дополнительных патронов к противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности.

Для населения, проживающего вблизи РОО, радиус зоны опасного радиоактивного загрязнения, в среднем, составляет от 10 до 30 км. Для населения, проживающего вблизи ХОО I и II степени химической опасности, радиус зоны опасного химического загрязнения составляет — 2,5 км и более. Для населения, проживающего вблизи объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия зоны защитных мероприятий устанавливаются специальным постановлением Правительства Российской Федерации, при этом радиус зоны может составить от двух и более километров.

На данный период в федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях созданы запасы и осуществляется хранение СИЗ, в основном для защиты персонала радиационно, химически опасных объектов и нештатных аварийно-спасательных формирований.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль создания, хранения и использования своих запасов (резервов) СИЗ.

При наличии на вышеуказанных уровнях требуемых показателей обеспечения населения (персонала, личного состава аварийно-спасательных формирований) запасами СИЗ, приборов РХР и РК осуществляется работа по их периодическому освежению – плановому процессу по закупке новых средств и утилизации средств, утративших свои защитные и эксплуатационные свойства в связи с предельными сроками хранения и невозможностью проведения ремонта.

Утилизация – комплекс мероприятий по разборке и переработке СИЗ, приборов РХР и РК, утративших свои защитные и эксплуатационные свойства в результате применения или хранения СИЗ, приборов РХР и РК и невозможности проведения их ремонта. Как самостоятельный комплекс мероприятий утилизация запасов СИЗ, приборов РХР и РК может производиться только в том случае, если на соответствующем уровне запасы существенно превышают потребности в обеспечении соответствующих категорий населения (персонала), средства защиты (приборы) утратили свои защитные (эксплуатационные свойства) и невозможно провести их ремонт и модернизацию в связи с предельными сроками хранения, по решению руководителя соответствующего уровня и согласованию с территориальными органами МЧС России на основании актов их технического (качественного) состояния.

1 Порядок формирования мероприятий по освежению запасов СИЗ, приборов РХР и РК

Мероприятия по освежению запасов СИЗ, приборов РХР и РК включают в себя:

мониторинг состояния запасов;

анализ реальных потребностей запасов для обеспечения соответствующих категорий населения (персонала);

подготовка документов по обоснованию необходимости проведения освежения запасов руководителям ГО и финансовых органов соответствующего уровня по включению расходов на следующий финансовый период (год);

выбор рациональных средств и обоснование их количества при проведении освежения запасов;

организация мероприятий по списанию запасов;

организация мероприятий по закупке, погрузке (с мест производства партий запасов), разгрузке (в места их хранения);

проведение мероприятий по утилизации запасов (заключение договоров на утилизацию и вывоз утилизируемых партий запасов).

Для поддержания высокого качества хранимых СИЗ, приборов РХР и РК производятся своевременное их освежение и замена. Освежению подлежат СИЗ, приборы РХР и РК, у которых по истечении назначенного срока хранения выявлены отклонения основных эксплуатационных параметров от норм, установленных ГОСТами или техническими условиями, и они не подлежат ремонту.

Замене подлежат СИЗ, приборы РХР и РК, непригодные для использования по прямому предназначению и морально устаревшие.

Учет СИЗ, приборов РХР и РК, подлежащих освежению и замене, ведется на складах в учетных карточках. На основании данных учета заведующим складом в установленные сроки представляются в вышестоящий орган (по подчиненности) заявки на освежение СИЗ, приборов РХР и РК и расходных средств (источники питания, индикаторные трубки), а также на закупку комплектующих изделий, средств для консервации приборов, инструмента и складского инвентаря (оборудования).

Основанием планирования и проведения мероприятий по плановому освежению запасов СИЗ, приборов РХР и РК федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны являться данные итогов проведения инвентаризации имущества в запасах резервов ГО и ЧС, которая проводится на основании распоряжения Правительства Российской Федерации один раз в пять лет, а также в соответствии с п. 2 ст .12 Федерального закона от 23.12.1996 г. «О бухгалтерском учете» в процессе проведения инвентаризаций в организациях.

При освежении запасов СИЗ должны учитываться данные мониторинга потребностей в запасах на основе антропологических данных персонала (для федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций) и населения (для соответствующих категорий – органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), основание – данные Росстата (по результатам Всероссийской переписи населения Российской Федерации).

Данные о потребностях в освежении запасов приборов РХР и РК — не реже одного раза в пять лет на основании данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, согласованных с территориальными органами МЧС России по организационно-штатной структуре НАСФ и АСФ, после проведения инвентаризации имущества и объектов ГО в Российской Федерации.

По результатам корректировки данных о наличии и потребностях, при наличии запасов менее 75 % от потребностей составляется проектно-сметная документация для финансовых органов соответствующего органа исполнительной власти (федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации) о потребности в закупке указанных средств.

Ежегодно работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обобщают информацию о номенклатуре и количестве СИЗ, приборов РХР и РК в запасах (резервах) и формируют предложения для финансовых органов в соответствии с бюджетной классификацией по подразделу 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона»[2].

При этом подлежат отражению расходы на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управлению гражданской обороной, а также расходы на осуществление мероприятий в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. В соответствии с этим же приказом Минфина определены целевая статья 219 0000 «Мероприятия по гражданской обороне», в которой отражаются расходы на проведение мероприятий по гражданской обороне, а также статья 219 01 00 «Подготовка населения и организаций к действиям в чрезвычайной ситуации в мирное и военное время», где отражаются расходы на закупку и содержание СИЗ, приборов РХР и РК.

Закупка и поставка СИЗ в запасы (резервы) ГО и ЧС соответствующих уровней осуществляются на основе заключаемых организациями договоров с организациями, с учетом требований Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Оформление договоров на оказание иных услуг (транспортировка, погрузка-разгрузка, хранение и утилизация) осуществляется в соответствии с требованиями вышеуказанного закона с организациями, имеющими лицензии на выполнение данных работ.

2 Требования, предъявляемые к средствам, накапливаемым в запасах СИЗ, приборов РХР и РК

Закупаемое имущество должно удовлетворять следующим условиям:

средства индивидуальной защиты:

обеспечивать эффективную защиту населения от поражающих факторов ОВ химического оружия и АХОВ;

иметь сроки хранения в соответствии с требованиями, установленными приказом МЧС России от 27.05.2003г. № 285 (в редакции приказов МЧС России от 10.03.2006 г. № 140, от 19.04. 2010 г. № 186);

иметь невысокую закупочную стоимость;

приборы РХР и РК:

иметь свойства, позволяющие эффективно применять приборы необученным персоналом;

иметь сроки хранения в соответствии с требованиями, установленными приказом МЧС России от 27.05.2003г. № 285 (в редакции приказов МЧС России от 10.03.2006 г. № 140, от 19.04. 2010 г. № 186);

иметь типовые источники питания и системы подзарядки (работы) от 12/24 В и 220 В;

иметь невысокую стоимость основных расходуемых средств (элементов питания и средств индикации – трубок) при соответствии их современным стандартам массовых выпускаемых элементов;

иметь невысокую закупочную стоимость;

приборы должны соответствовать требованиям по эргономичности и совместимости с ранее применяемыми приборами.

3 Требования, определяющие порядок утилизации запасов СИЗ, приборов РХР и РК

Списание запасов СИЗ производится при:

утрате (порче), обусловленной кражами, воздействием природных и техногенных ЧС на объекты в местах их хранения (складирования);

утрате защитных и эксплуатационных свойств при достижении предельных сроков хранения;

утрате защитных и эксплуатационных свойств в процессе проведения лабораторных испытаний и поверок партий СИЗ, выслуживших установленные сроки хранения;

морального устаревания средств защиты.

В других случаях, при наличии у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций излишних запасов СИЗ или несоответствия данных запасов требуемой номенклатуре, исходя из изменений возрастных показателей населения (персонала), или иных требований к накапливаемым запасам (например, запасы средств защиты органов дыхания для детей дошкольного возраста в ряде субъектов превышают в 1,5 раза текущие потребности в субъекте), руководителем соответствующего уровня может быть принято решение о передаче в другие субъекты Российской Федерации (органы местного самоуправления, организации) по договорам (актам) передачи имущества ГО с обязательным зачислением запасов в резерв, создаваемый для реализации мероприятий гражданской обороны либо в резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Списание запасов приборов РХР и РК производится при:

утрате (порче), обусловленной кражами, воздействием ЧС природного, техногенного и военного характера на объекты в местах их хранения (складирования);

технической негодности и утрате эксплуатационных свойств по истечению назначенного срока хранения, признанной по результатам лабораторных испытаний (поверки), и не подлежащих ремонту;

технической негодности до истечения установленных сроков службы (годности, выработки технического ресурса) и не подлежащих ремонту;

моральном устаревании приборов РХР и РК и несоответствии приборов требованиям решаемых задач.

Списание производится по акту технического состояния, а списание преждевременно пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества производится по инспекторским свидетельствам.

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешается, применительно к настоящим методическим рекомендациям и специфике отрасли, разрабатывать и вводить в действие ведомственные инструкции о порядке списания с учета, пришедшего в негодное состояние или утраченного имущества гражданской обороны.

4 Списание и проведение утилизации СИЗ, приборов РХР и РК

Средства индивидуальной защиты, приборы РХР и РК при приеме на хранение и в процессе хранения (периодически) должны подвергаться осмотру. Сроки проведения осмотров, лабораторных испытаний, поверок и объемы контроля технического (качественного) состояния средств радиационной и химической защиты приведены в приложении В.

Организации, на балансе которых находятся средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля, организуют проведение своевременного отбора образцов средств индивидуальной защиты, приборов РХР и РК со складов и доставку их для проведения лабораторных испытаний (поверки) (п. 2.10.10 в ред. приказа МЧС России от 10.03.2006 № 140).

Лабораторные испытания средств индивидуальной защиты проводятся: первый раз — за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз — через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее — один раз в два года. Рекомендуемые назначенные сроки хранения средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля приведены в приложении А (в ред. приказа МЧС России от 10.03.2006 № 140).

Проведение периодических испытаний средств радиационной и химической защиты контролируется территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации и осуществляется испытательными лабораториями и другими уполномоченными организациями (п. 2.10.7 в ред. приказа МЧС России от 10.03.2006 № 140). Замена (освежение) индикаторных трубок и реактивов проводится в соответствии с планом-графиком контроля качественного состояния имущества.

Если средства радиационной и химической защиты по истечении назначенного срока хранения признаны непригодными для эксплуатации по результатам лабораторных испытаний (поверки) и не подлежат ремонту, то они подлежат списанию ввиду утраты защитных и эксплуатационных свойств. При этом результаты испытаний (поверки) записываются в формуляр (паспорт) или складской формуляр.

Списанные средства индивидуальной защиты, приборы РХР и РК размещаются на складе в отдельных местах, штабелях, обеспечивающих их количественную и качественную сохранность и защищенных от попадания атмосферных осадков. При этом на стеллажные ярлыки наносится надпись «Списанное».

Основанием для продления сроков хранения средств индивидуальной защиты, приборов РХР и РК или их списания является акт лабораторных испытаний (поверки). В акте лабораторных испытаний средств индивидуальной защиты, приборов РХР и РК должны указываться: формулярные данные испытанных (поверенных) партий; даты испытаний и номера анализов; количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям; результаты испытаний (поверки) по всем показателям; выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение поверочного органа.

4.1 Порядок списания средств индивидуальной защиты, приборов РХР и РК по актам технического (качественного) состояния

По актам технического (качественного) состояния списывается состоящее на учете федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российский Федерации, органов местного самоуправления и организаций имущество, пришедшее в негодное состояние:

по истечении назначенных ресурсов (сроков службы) до планового ремонта, списания и сроков хранения, указанных в приложении А к настоящим методическим рекомендациям, если оно по своему техническому состоянию не может быть отремонтировано и применено по прямому предназначению;

в процессе испытаний и поверок.

Определение технического состояния подлежащих списанию СИЗ, приборов РХР и РК, составление актов на их списание производится комиссиями, назначаемыми приказами руководителей организаций, на основании заключений, представленных химико-радиометрическими лабораториями и другими метрологическими органами.

В состав комиссий необходимо включать:

— лиц, на которых возложена ответственность за сохранность имущества ГО или имущества для предупреждения и ликвидации ЧС;

— начальника отдела (штаба) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российский Федерации, органа местного самоуправления или организации (работника, уполномоченного на ведение гражданской обороны);

— работника финансового подразделения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российский Федерации, органа местного самоуправления и организации;

— специалистов из обслуживающего персонала защитных сооружений гражданской обороны и других должностных лиц федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российский Федерации, органа местного самоуправления или организации.

При необходимости, в состав комиссий может включаться представитель органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее — орган управления по делам ГОЧС).

Комиссии при определении технического состояния имущества выполняют следующие функции:

— производят непосредственный осмотр изделий, подлежащих списанию, используя при этом необходимую техническую документацию (паспорта на изделия, заключения ремонтных и поверочных органов о техническом состоянии имущества), данные бухгалтерского учета и другие материалы;

— устанавливают степень износа имущества и целесообразность его списания;

— устанавливают продолжительность нахождения списываемого имущества в эксплуатации или на хранении;

— определяют возможность использования отдельного оборудования, узлов и материалов списываемого имущества.

По результатам проверки комиссия составляет акт технического (качественного) состояния приборов РХР и РК по форме, указанной в приложении Бк настоящим методическим рекомендациям).

К акту о списании средств индивидуальной защиты, приборов РХР и РК прилагаются свидетельства ремонтного (поверочного) органа, подтверждающие непригодность изделий для использования по предназначению по результатам лабораторных испытаний и поверок.

Лабораторные испытания и поверка СИЗ, приборов РХР и РК проводятся в сроки, указанные в приложении В к настоящим методическим рекомендациям.

Первоначальная стоимость СИЗ, приборов РХР и РК, подлежащих списанию по актам технического состояния, определяется комиссией на основании действующих на день составления акта среднерыночных цен.

Подписанный председателем и членами комиссии акт о списании пришедших в негодность средств, накапливаемых в резервах ГО и ЧС, и прилагаемые к нему документы представляются органом исполнительной власти субъектов РФ, органом местного самоуправления и организацией, осуществляющей их хранение, на согласование в территориальные органы МЧС России и органы управления по делам ГОЧС городов и районов, соответственно, а федеральный орган исполнительной власти – в Департамент гражданской защиты МЧС России.

Согласованный акт о списании имущества представляется председателем комиссии на утверждение соответствующему руководителю федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российский Федерации, органа местного самоуправления или организации.

Утвержденный акт о списании имущества является основанием для списания с учета федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российский Федерации, органа местного самоуправления или организации указанных СИЗ, приборов РХР и РК и оформления на оприходование полученных от их реализации, разборки изделий, деталей и материалов финансовых и иных средств, реализации и финансирования мероприятий по их утилизации.

4.2 Порядок списания СИЗ, приборов РХР и РК по инспекторским свидетельствам

СИЗ, приборы РХР и РК, утраченные в результате недостач, хищений, незаконного или сверхнормативного расходования, уничтожения, порчи и стихийных бедствий, а также преждевременно выведенные из строя, списываются с книг (карточек) учета на основании приказа руководителя федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации и записываются в книгу учета утрат материальных средств и книгу учета недостач, ведение которых осуществляется работниками, уполномоченными на ведение гражданской обороны на соответствующих уровнях.

Основанием для списания утраченных СИЗ, приборов РХР и РК с книги учета утраты материальных средств, а ущерба — с книги учета недостач является инспекторское свидетельство, выданное руководителем федерального органа исполнительной власти, территориального органа МЧС России, органа управления по делам ГОЧС города или района, организации.

Инспекторские свидетельства составляются по форме, указанной в приложении Г к настоящим методическим рекомендациям, и выдаются в случаях:

утраты (порчи) СИЗ, приборов РХР и РК в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров, аварий;

отсутствия основания для привлечения к материальной ответственности должностных и других лиц;

приведения в негодное состояние СИЗ, приборов РХР и РК при выполнении в чрезвычайных ситуациях аварийно-спасательных работ в зонах радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения);

если сумма ущерба, причиненного повреждением или утратой СИЗ, приборов РХР и РК, превышает сумму, определенную судебными органами к взысканию с виновного, или превышает сумму начета, который по закону возможно наложить на виновного в административном порядке;

отсутствия чьей-либо вины в причинении ущерба по результатам административного расследования, дознания или арбитражного суда.

Размер причиненного ущерба определяется с учетом износа (старения) имущества на момент его утраты или порчи.

Стоимость имущества, подлежащего списанию по инспекторскому свидетельству, определяется комиссиями на основании цен, действующих на день выявления утраты материальных средств.

Ущерб, причиненный утратой или порчей имущества по вине персонала федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, подлежит возмещению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организаций, а в бюджетной организации – на уменьшение финансирования (фондов)[3].

Для получения инспекторских свидетельств на списание СИЗ, приборов РХР и РК руководитель соответствующей службы федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации должен представить ее руководителю ходатайство с приложенными к нему документами, обосновывающими необходимость списания материальных ценностей:

материалы административного расследования (дознания, ревизии, проверки) и копию приказа о его результатах;

оформленные паспорта (формуляры) на изделия или карточки-заместители на них;

заключения ремонтных (поверочных) органов, подтверждающих непригодность изделий для использования по предназначению;

расчет остаточной стоимости СИЗ, приборов РХР и РК, подлежащих списанию, подписанный руководителем финансового органа соответствующего уровня.

Кроме того, при необходимости, к ходатайству могут прилагаться:

копия решения судебного органа (государственного арбитража) или постановления следственного органа по факту утраты материальных ценностей;

заверенная выписка из актов ревизии или проверок;

справка о частном возмещении ущерба за счет виновных лиц и другие документы;

копия акта об аварии или стихийном бедствии, подписанного председателем КЧС и ПБ и утвержденного руководителем исполнительного органа власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ходатайство о выдаче инспекторского свидетельства с прилагаемыми документами представляется руководителю федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации не позднее 15 дней после завершения административного расследования (дознания) или поступления постановления от судебного (следственного) органа.

Рассмотрение ходатайства и принятие решения о выдаче инспекторского свидетельства осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации в полуторамесячный срок со дня поступления ходатайства.

Инспекторские свидетельства в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органе местного самоуправления, организации нумеруются в порядке их учета по журналу регистрации выдачи инспекторских свидетельств.

Журнал регистрации выдачи инспекторских свидетельств ведется начальником финансового органа федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации по установленной форме (приложение Д к настоящим методическим рекомендациям).

5 Порядок определения типов СИЗ, приборов РХР и РК, подлежащих освежению

При определении средств, планируемых для проведения освежения запасов ГО и ЧС, работником, уполномоченным на подготовку документов по определению номенклатуры средств, требуемых к закупке для освежения запасов, осуществляется обоснование целесообразности закупки определенных наименований СИЗ и приборов РХР и РК.

При определении параметров средств, планируемых для закупки при проведении освежения запасов ГО и ЧС, в вопросах выбора из многочисленных существующих вариантов работникам, уполномоченным на подготовку документов по определению вида и типа средств, следует обратить внимание на соответствие данных средств ряду показателей:

1. показателю цены;

2. показателю качества;

3. показателю технологической модернизации;

4. показателю наличия у приборов РХР и РК средств самодиагностики;

5. показателю соответствия источников питания и средств индикации.

На основе представленных показателей определяется обобщенный показатель эффективности проведения освежения данным i – техническим средством.

Показатель цены является доминирующим над другими показателями. Исходя из требований Приказа МЧС России № 285, закупаемое средство должно удовлетворять требованиям по срокам его хранения. Однако назначенные сроки хранения средств зачастую не соответствуют срокам годности данных изделий, определенных заводом-изготовителем. В этой связи приоритетной является закупка средств с более длительными сроками эксплуатации (хранения), в противном случае на возможный срок гарантированно-приемлемого срока хранения изделия (примерно30-35[4] лет для основных типов СИЗ и приборов РХР и РК) возникнет необходимость более раннего его освежения.

Основой показателя цены является совокупность следующих критериев, исходя из критерия расчета на одно изделие:

П1 – базовая стоимость изделия (в соответствии с приказом МЧС России стоимость изделия определяется как средняя рыночная стоимость изделия, определяемая заводом-изготовителем на конкурсной основе, при наличии двух или более изготовителей аналогичных изделий);

П2 – стоимость погрузки–разгрузки партии на транспортные средства и в складские помещения;

П3 – стоимость транспортировки партии транспортными средствами к местам их хранения;

П4 – стоимость проведения лабораторных испытаний, утраты изделий при проведении лабораторных испытаний и т.п. партии (первый раз — за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз — через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее — один раз в два года до утраты изделиями их эксплуатационных свойств);

П5 – стоимость замены (освежения) индикаторных трубок и реактивов, источников питания изделий (проводится в соответствии с планом-графиком контроля качественного состояния имущества на весь период ее хранения);

П6 – стоимость погрузки утилизируемых изделий на транспортные средства;

П7 – стоимость транспортировки утилизируемых изделий до предприятия-утилизатора;

П8 – стоимость утилизации (реализации[5]) партии изделий (в том числе учитываются затраты на срок хранения партии изделий в складских помещениях при утрате изделиями эксплуатационных свойств до момента их вывоза на предприятия-утилизаторы);

П9 – средняя стоимость ремонта изделия при его наработке на отказ за эксплуатационный период.

Для определения количественной значимости обобщенного показателя эффективности проведения освежения данным определенным техническим средством используется процедура парных сравнений. При осуществлении парных сравнений использовался метод экспертных оценок.

В рамках данной процедуры определяется, насколько один показатель превосходит другой по важности с точки зрения отнесения накопления данных средств. При этом используется шкала превосходства, приведенная в таблице 5.1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *