Учет расходов на услуги банков
Всем организациям обязательно приходится иметь дело с кредитными учреждениями. Банк оказывает услуги, имеющие отношение к финансам, и за эти услуги нужно платить. Компания несет постоянные расходы на банковские операции.
Какие именно траты можно счесть такими расходами? Как правильно отражать их в бухгалтерском учете? Как они учитываются для налогообложения? Какими проводками при этом пользоваться? Подробно разъясняем ниже, а также рассмотрим, как правильно решаются конкретные вопросы, связанные с квалификацией банковских комиссионных за самые популярные услуги, оказываемые юридическим лицам.
Вопрос: Как отражается в учете организации оплата услуг банка за ежемесячное перечисление денежных средств с расчетного счета организации на банковские счета работников при выплате заработной платы?
В соответствии с коллективным договором заработная плата перечисляется на банковские счета работников. Стоимость услуг банка по перечислению денежных средств при выплате заработной платы в текущем месяце, согласно акту приемки-сдачи оказанных услуг, составила 7 000 руб.
Посмотреть ответ
От чего зависят финансовые отношения с банком
Работая с банковской организацией, юридическое лицо вступает с ней во взаимоотношения с определенными обязательствами обеих сторон. Для того чтобы сотрудничество началось, нужно его документально оформить. Регулирует эти обязательства подписанный между сторонами договор:
- на открытие банковского счета (ст. 845 Гражданского кодекса РФ);
- на размещение вклада (ст. 834 ГК РФ);
- на получение кредитных средств (ст. 819 ГК РФ);
- факторинга (финансирование под уступку требования средств);
- иных финансовых взаимоотношений, разрешенных Уставом кредитной организации и законодательством РФ.
Вопрос: Можно ли застройщику при УСН учесть расходы на услуги банка по отправке договора долевого участия в Росреестр?
Посмотреть ответ
Оплачиваемые банковские услуги
Банковские операции, регламентированные отечественным законодательством, перечислены в ст. 5 Федерального закона № 395-1 от 02 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» в его свежей редакции от 26 июля 2017 года. Наиболее востребованные и часто встречающиеся среди них следующие:
- открытие и ведение счетов юрлиц;
- расчетно-кассовый сервис (проведение платежей, инкассация, выдача наличности и пр.);
- реализация валюты (кэшем и безналичной формой);
- выдача кредитов;
- доверительное управление средствами и/или имуществом;
- аренда банковских ячеек для хранения бумаг, ценных вещей;
- лизингодательские функции и др.
Все эти операции для клиента банка облагаются комиссией – платой за оказание данных услуг в рамках заключенного договора.
Особенности взимания платы за банковские услуги
Размер банковской комиссии устанавливается в договорной форме. Он не может быть изменен любой стороной – ни клиентом, ни банком, для этого придется изменить существующий договор или принять новый.
К СВЕДЕНИЮ! Комиссионные не вносятся отдельно, при проведении операции банк снимает эти средства со счета заказчика и оформляет на них особый банковский ордер.
В п. 9.3 Положения № 383-П, которое утвердил Банк России 19 июня 2012 г., указано два равно правомерных варианта снятия оплаты за услуги банка с клиента:
- с предварительным акцептом – то есть прежде чем деньги за услуги будут сняты, клиент должен выразить на это согласие;
- без информирования плательщика – автоматически.
Сроки взимания комиссионных оговариваются индивидуально, это может быть как ежедневный расчет, так и другие выбранные и согласованные периоды.
Бухгалтерские проводки платежей за банковские услуги
При осуществлении бухучета комиссии за банковские операции отражаются в нем следующими проводками:
- дебет 91.2 «Прочие расходы», кредит 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» (либо 60 «Расчеты с подрядчиками и поставщиками») – отражение расходов на комиссию банка;
- дебет 76 (60), кредит 51 «Расчетные счета» – списание средств на оплату банковских услуг.
Неоднозначные вопросы бухучета и налогового учета банковских комиссий
Постоянные затраты организации на выплату комиссионных за банковские услуги нужно корректно проводить по бухгалтерии. Это на первый взгляд несложный вопрос содержит несколько «подводных камней», которые нужно обойти грамотному бухгалтеру.
Какие это расходы: прочие или внереализационные?
К какой затратной статье следует отнести деньги, взимаемые за услуги банком? С одной стороны, это средства, напрямую связанные с деятельностью организации. Но с другой, эта связь при оплате банковских операций далеко не всегда очевидна. Например, фирма взяла кредит и открыла счет для его сопровождения. Поскольку данный счет сопровождает целевой кредит, предназначенный на ведение бизнеса, можно говорить о «прочих расходах на производство и реализацию» (п. 1 ст. 264 НК РФ). Но сам сопроводительный счет не имеет отношения к основной деятельности юрлица, он лишь сопровождает кредит, так что комиссию за него можно квалифицировать как внереализационные расходы (п. 1 ст. 265 НК РФ).
ВАЖНО! Налоговики не сочтут ошибкой любую из принятых организацией позиций, поскольку ни прочие, ни внереализационные расходы не влияют на базу налога на прибыль.
Сложности кредитования
Взятие кредита – популярная и широко востребованная банковская услуга. Нередко в договор кредитования включаются условия о внесении фирмой в пользу банка дополнительных платежей. Как правильно учесть комиссию за эти услуги? Министерство финансов отвечает двояко:
- если комиссионные выражены фиксированной цифрой, то эти траты можно расценивать как прочие либо как внереализационные расходы;
- если комиссия представляет собой некую долю (процент), расходы будут проходить как «проценты по долговым обязательствам» (ст. 269 НК РФ).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Как процент от обязательства по долгу следует квалифицировать и комиссию за ряд других банковских услуг, таких как открытие аккредитива, договор факторинга и др. (письма Минфина РФ от 18 июня 2009 года №03-03-06/1/408 и от от 13 мая 2009 года №03-07-11/136).
Проведение оплаты за покупку активов
Банк может участвовать в таких операциях, не только проводя платежные средства, но и, например, открывая аккредитив. У бухгалтера назревает вопрос: входят ли комиссионные банку в первоначальную стоимость купленного таким образом актива? Ведь она складывается из всех расходов на его приобретение. Или же отнести ее к прочим либо внереализационным расходам как плату за банковскую услугу?
Фирме выгоднее последняя позиция, потому что:
- сумма списывается с налогооблагаемого дохода сразу, а не через амортизацию;
- договоры на приобретение актива и на оплату банковской услуги не связаны между собой.
Обслуживание зарплатных карточек
Это способ выплаты трудового вознаграждения сегодня является преобладающим. Банк, естественно, берет комиссию за зачисление денег на карточные счета сотрудников, а также за сами пластиковые карты. Налоговики не признают одинаковым признание этих расходов:
- Плата за обработку документов на зачисление зарплатных средств – это часть производственных расходов на организацию расчетов с персоналом. Поэтому эти деньги правомерно учитывать как производственные затраты, уменьшающие прибыль организации (письма Министерства финансов РФ от 20 апреля 2009 года №03-03-06/2/88 и от 04 августа 2008 года №03-04-06-02/88).
- Плата банку за выпуск, перевыпуск и обслуживание пластиковых карт не относится напрямую к затратам на выплату зарплаты, то есть не обосновывается с точки зрения расходов фирмы (затраты несет организация, а используют карты работники). В свете последних разъяснений Минфина эти затраты разрешено включать в прочие расходы, при этом исключая из дохода сотрудников, потому что работники не выбирают именно эту форму получения заработной платы, она прописывается в их трудовых договорах, а значит, карточки делаются банком именно для компании, а не для них лично.
Комиссия за «небанковские» услуги, оказываемые банком
Один из важных моментов при отражении комиссии банка в расходах, отражающихся на налогооблагаемой базе, состоит в том, чтобы определить, относятся ли они напрямую именно к банковским услугам. Если банк взял комиссию за услугу, не входящую в перечень из ФЗ №395, например, оказал консультацию, эти средства компания уже не может признать прочими или внереализационными расходами и уменьшить налогооблагаемую прибыль. Придется квалифицировать подобные платежи как затраты на консультационные и иные услуги либо как прочие расходы по производству или реализации (подпункты 15 и 49 пункта 1 ст. 264 НК РФ).
Отражение услуг и комиссии банка в 1С Бухгалтерия 8.3
Наиболее распространенными видами банковских вознаграждений являются:
- за расчетно-кассовое обслуживание (РКО);
- за проведение платежа;
- за систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО или Банк-клиент);
- за выдачу наличных;
- эквайринговые комиссии.
Комиссия за РКО и ДБО устанавливается фиксированной суммой и в некоторых кредитных организациях взимается как абонентская плата даже при отсутствии операций по счету.
Вознаграждение за проведение платежей чаще всего устанавливается в фиксированной сумме за каждый платеж и только при переводе денег в другой банк.
За выдачу наличных и за эквайринг — устанавливается как процент от суммы денежных средств.
Все вышеперечисленные услуги кредитных организаций не облагаются НДС. Но, помимо этого, банки предоставляют услуги, облагаемые НДС: инкассация, сопровождение кредитной линии, предоставление депозитарных ячеек или СМС-информирование.
Бухгалтерские проводки по банковским комиссиям с НДС и без НДС целесообразно учитывать на разных счетах учета.
Видео
Оплачиваемые банковские услуги
Банковские операции, регламентированные отечественным законодательством, перечислены в ст. 5 Федерального закона № 395-1 от 02 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» в его свежей редакции от 26 июля 2017 года. Наиболее востребованные и часто встречающиеся среди них следующие:
- открытие и ведение счетов юрлиц;
- расчетно-кассовый сервис (проведение платежей, инкассация, выдача наличности и пр.);
- реализация валюты (кэшем и безналичной формой);
- выдача кредитов;
- доверительное управление средствами и/или имуществом;
- аренда банковских ячеек для хранения бумаг, ценных вещей;
- лизингодательские функции и др.
Все эти операции для клиента банка облагаются комиссией – платой за оказание данных услуг в рамках заключенного договора.
Компенсация за Клиент-банк
С развитием информационных систем применение «Клиент-банка» представляется естественным процессом. Для оперативной работы банкиры предоставляют подобные услуги. В их экономической оправданности нет сомнений. Ст. 346.16 НК РФ показывает на допустимость взятия в расход банковских услуг в порядке, оговоренном в ст. 265 НК РФ. Подп. 15 п. 1 этой статьи буквально указывает на допустимость принятия в расходы услуг банка, вытекающих из применения электронных систем передачи документов от банкиров к заказчику и обратно.
Возврат комиссии
Бывают ситуации, когда комиссия начислена неправильно. В таком случае банк ее возвращает.
Пример 1: если мы не знали, что комиссия неверная и сдали отчетность.
В таком случае создадим документ “Поступление на расчетный счет” с видом операции “Прочее поступление”.
Получите понятные самоучители по 1С бесплатно:
Возврат комиссии отражаем как доход на счете 91.01.
Пример 2: если комиссию удержали, но вернули ее до сдачи отчетности.
Просто отменить документ удержания комиссии мы не можем. Оставить документ тоже нельзя, так как сумму комиссии нельзя признать расходом.
Поэтому выполним следующие действия.
- В созданном документе “Списание с расчетного счета” меняем вид операции на “Прочее списание”. Вместо счета 91.02 указываем счет расчетов с контрагентом-банком. Например, 76.09 или 76.02.
- После этого создаем документ “Поступление на расчетный счет” с операцией “Прочее поступление” и возвращаем эти деньги.
Услуги банка и комиссии в 1С 8.3
Протестируйте качество нашей работы — получите первую консультацию в подарок.
Загрузка и выгрузка выписок. Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Тинькофф и другие. Бесплатный доступ к 1С:Директ-банк.
Настроим API-интеграцию 1С со Сбербанк Бизнес Онлайн. Функционал банка теперь доступен прямо в 1С!
Одним из первых партнеров, с которым вступает в отношения любое предприятие, является банк. Открыть расчетный счет, осуществлять платежи, регистрировать валютные сделки, покупать или продавать валюту – все это можно только при наличии договора с банковской организацией. Банк, как любой партнер, предоставляющий услуги, выставляет счета на оплату или списывает с расчетного счета организации суммы за оказанные услуги банка. О том, как правильно отразить такие хозяйственные операции в программе «1С:Бухгалтерия», редакция 3.0 пойдет речь в этой статье.
Услуги банка можно объединить в две большие группы:
- Услуги, не облагаемые НДС;
- Услуги, облагаемые НДС.
Для каждой группы услуг имеются свои особенности формирования бухгалтерских проводок.
Услуги, не облагаемые НДС, отражаются на бухгалтерских счетах в следующем порядке:
- Д 91.02 (Прочие расходы) – Д 51 (Расчетный счет) – списаны на прочие расходы суммы комиссии банка.
Услуги, облагаемые НДС, отражаются на бухгалтерских счетах в следующем порядке:
- Д 76 (Расчеты с разными дебиторами, кредиторами) – Д 51 (Расчетный счет) – перечислены денежные средства с расчетного счета как отражение комиссии банка;
- Д 91.02 (Прочие расходы) – Д 76 (Расчеты с разными дебиторами и кредиторами) – списана на прочие расходы дебиторская задолженность как расходы на услуги банков;
- Д 19 (НДС по приобретенным услугам) – К 76 (Расчеты с разными дебиторами и кредиторами) – отражен НДС, по приобретенным услугам банка.
Рассмотрим отражение каждой группы услуг банка в 1С 8.3.
Услуги банка, не облагаемые НДС – способ регистрации в 1С 8.3
Формирование в 1С проводки Д91.02-К51 выполняется с помощью типового документа «Списание с расчетного счета». Как правило, банк удерживает комиссию в безакцептном порядке, с помощью платежного ордера. Информация об удержании предоставляется в виде выписки банка. Строка выписки банка о списании комиссии собственно и есть документ «Списание безналичных денежных средств».
Чаще всего эти документы загружаются в бухгалтерскую учетную систему из клиент-банка – специальной банковской программы, но мы предлагаем детально разобраться с особенностями ручного формирования документов списания, тогда редактирование загруженных документов не составит большого труда.
Из раздела «Банк и касса» основного интерфейса системы перейдем в журнал документов «Банковские выписки».
Рис.1 Банковские выписки
В журнале можно создавать два типа документов – поступление (+) и списание (-) на расчетном счете организации. Документы создаются нажатием на соответствующую кнопку.
Рис.2 Два типа документов
Создадим документ списания и заполним его. Сначала выберем нужный вид операции. По умолчанию будет предложена Оплата поставщику. Выберем из выпадающего списка Комиссия банка (в 1С 8.3).
Рис.3 Комиссия банка
Далее заполним необходимые реквизиты документа:
- Скорректируем дату;
- Укажем входящий номер и дату ордера;
- Выберем получателя и организацию;
- Заполним нужную сумму и статью движения денежных средств;
- Назначение платежа заполнилось автоматически. Оставим его без изменений, для справки.
Особое внимание обратим на реквизит «Подтверждено выпиской банка», который установился по умолчанию. Только его установка позволит сформировать проводки после проведения документа.
Рис.4 Подтверждено выпиской банка
Проведем документ и посмотрим проводки по учету комиссии банка.
Рис.5 Проведем документ
Рис.6 Проводка по учету комиссии банка
Проводки в 1С в точности соответствуют требуемым бухгалтерским записям для отражения комиссии банка.
Услуги банка, облагаемые НДС – способ регистрации в 1С 8.3
Облагаемые НДС услуги банка отражаются в 1С 8.3 в два этапа. Причем, последовательность этих этапов может быть совершенно произвольной.
Для регистрации расходов по услугам банка используем документ «Поступление (акт, накладная)» из раздела «Покупки» основного интерфейса системы. Это первый этап действий, чтобы провести комиссию банка, облагаемую НДС.
Рис.7 Провести комиссию банка, облагаемую НДС
Создадим документ с видом операции «Услуги (акт)».
Рис.8 Документ с видом операции «Услуги (акт)»
Заполним его необходимыми реквизитами:
Рис.9 Заполнение реквизитов
Особое внимание обратим на гиперссылки, содержащие переход для указания счетов расчетов с контрагентом и счетов учета затрат.
Изменим счета расчетов, т.к. по умолчанию нам предложили использовать 60.01 и 60.02, но нам нужно заменить эти счета на 76.09 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Рис.10 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
В счетах учета затрат отредактируем счет на 91.02 и заполним необходимую аналитику прочего расхода. Обратим внимание, что счет учета НДС автоматически установлен как 19.04.
Рис.11 Отредактируем счет на 91.02 и заполним необходимую аналитику прочего расхода
После заполнения реквизитов шапки и табличной части осталось зарегистрировать входящий – счет-фактуру, используя специальный инструмент в подвале документа.
Рис.12 Инструмент для регистрации счет-фактуры
Зарегистрированный счет-фактура отображается в документе гиперссылкой.
Рис.13 Ссылка на зарегистрированную счет-фактуру
После проведения документа проверим сформированные проводки в 1С.
Рис.14 Проверка проводок
Вторым этапом создадим документ списания с расчетного счета, чтобы закрыть задолженность по счету 76.09, образованную документом поступления.
Вспомним, что в начале статьи мы уже работали с аналогичным документом. В текущих условиях необходимо использовать другой вид операции документа – «Оплата поставщику». Но для корректного зачета задолженности необходимо заменить счета расчетов на 76.09.
Рис.15 Оплата поставщику
После проведения документа убедимся в корректности бухгалтерских проводок.
Рис.16 Проверка корректности бухгалтерских проводок
Отражение в учете комиссии банка-эквайрера
Как правильно отразить в бухгалтерском учете комиссию банка обеим организациям?
Может ли заказчик включить эту комиссию в свои расходы?
Какой документ будет являться основанием для подтверждения этих расходов заказчиком?
Исполнитель оказывает заказчику услуги по приему денежных средств, в том числе эквайринга. Договор эквайринга заключен банком с исполнителем. Комиссию по эквайрингу удерживает банк, перечисляя исполнителю сумму за минусом комиссии. Исполнитель перечисляет эти деньги заказчику.
Особенности деятельности платежного агента
Деятельность исполнителя попадает под определение деятельности платежного агента (пункт 4 статья 4 Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 N 161-ФЗ).
Платежным агентом признается любое юридическое лицо (кроме банка) или любой ИП, которые принимают наличные денежные средства от физических лиц в оплату товаров (подп. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»).
Закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ обязует платежных агентов заключить с Заказчиком договор по приему платежей, который представляет собой отдельный вид агентского договора. По такому договору агент от своего имени или от имени Заказчика и за счет Заказчика обязан принять денежные средства от покупателей и расчитатся с Заказчиком (ст. 1005 ГК РФ, пункт 1 статьи 4 Закона от 03.06.2009 года N 103-ФЗ).
Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы (ст. 6 Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ). Расчеты через платежные терминалы с использованием банковских карт называются эквайрингом. Такие расчеты проводят банки — эквайреры. Об этом сказано в пункте 1.9 Положения ЦБ РФ от 24 декабря 2004 № 266-п.
Поэтому если платежный агент использует терминалы, то он должен заключить с банком договор на обслуживание терминалов. По этому договору платежный агент будет выплачивать банку вознаграждение за проведение эквайринговых операций (ст. 851 ГК РФ).
Учет комиссии банка-эквайрера у Исполнителя
Все деньги, поступившие от населения, платежные агенты обязаны в полном объеме зачислять на специальный банковский счет (п. 14 и 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 № 103-ФЗ). Средства, поступившие на специальный банковский счет, уже можно перечислять на другие счета (подп. 4 п. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).
Следовательно, платежный агент должен сначала сдавать в банк все полученные от населения платежи на специальный банковский счет, а уже потом он может удержать и перечислить на свой обычный расчетный счет причитающееся ему комиссионное вознаграждение.
В учете исполнителя нужно отражать следующие проводки:
- Дебет 57 Кредит 76«Расчеты с Заказчиком» — покупатели внесли оплату товаров через терминал;
- Дебет 55 Кредит 57 —денежные средства покупателей зачислены на специальный счет в банке (на основании банковской выписки).
- Дебет 91 Кредит 57 — отражены расходы по оплате услуг банка-эквайрера.
- Дебет 76 «Расчеты с Заказчиком» Кредит 90 — начислено вознаграждение платежного агента.
- Дебет 51 Кредит 55 — удержанная сумма вознаграждения перечислена со спец. счета на расчетный счет.
- Дебет 76 «Расчеты с Заказчиком» Кредит 55 —денежные средства перечислены Заказчику-принципалу.
Учет комиссии банка-эквайрера у Заказчика
Денежные средства, которые поступают от покупателей, через платежного агента продавец тоже обязан получать на специальный счет в банке (п. 18 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 № 103-ФЗ). Расчеты с платежным агентом ведите на счете 76 на основании отчета платежного агента и банковских выписок. В отчете агент указывает сведения о суммах, которые поступили к нему от плательщиков — физлиц, и суммах, которые он перечислил Заказчику-принципалу. Операции отражайте следующими проводками:
- Дебет 62 Кредит 90 — начислена выручка от реализации, которая определяется ценой товаров, которую уплатил покупатель агенту (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 248 НК РФ).
- Дебет 76 «Платежный агент» Кредит 62 — на основании отчета платежного агента отражена оплата товаров покупателями.
- Дебет 55 Кредит 76 «Платежный агент» — получена плата за реализованные товары от платежного агента на специальный банковский счет (на основании банковской выписки);
- Дебет 51 Кредит 55 — перечислена со спец. счета на расчетный счет выручка, поступившая от агента.
- Дебет 44 (26) Кредит 76 «Платежный агент» — начислено вознаграждение платежному агенту (на основании акта об оказании услуг).
Может ли Заказчик включить комиссию банка-эквайрера в свои расходы?
На основании ч. 1 ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены в агентском договоре. Размер такого вознаграждения должен быть определен в соглашении между исполнителем и заказчиком. Если договор с Заказчиком не предусматривает особую компенсацию затрат на оплату услуг банка — эквайрера, то исполнитель вправе включить оплату услуг банка в состав своих расходов.
Соответственно, расходы, которые по условиям договора заказчик не обязан возмещать исполнителю в налоговом учете заказчика не отражаются.
Таким образом, исполнитель-платежный агент отражает комиссию банка-эквайрера в составе расходов, если договор с заказчиком не предусматривает ее компенсации исполнителю. Поэтому в учете заказчика такая комиссия не отражается.