Отчет о движении денежных средств
При участии Наталья Никитченко
Отчет о движении денежных средств (форма 4) сдается один раз в год в составе годовой бухотчетности. В нем показаны все поступления и все платежи, а также остатки денег на начало и конец периода. Представлять отчет нужно всем организациям, кроме тех, кто вправе вести упрощенный учет.
Для чего используют ОДДС
Отчет о движении денежных средств (ОДДС) входит в состав бухгалтерской отчетности. Сдавать его нужно по итогам года. Отказаться от него вправе организации, которые представляют упрощенную бухотчетность:
- субъекты малого предпринимательства;
- некоммерческие организации;
- участники проекта «Сколково».
ОДДС — это, по сути, пояснения к строке 1250 «Денежные средства и денежные эквиваленты» баланса. Он раскрывает информацию о платежах и поступлениях денег и денежных эквивалентов (например, банковских депозитов до востребования или векселей со сроком погашения до трех месяцев), а также об остатках денег на начало и конец периода.
ВНИМАНИЕ. При составлении ОДДС не учитываются денежные потоки, изменяющие состав, но не общую сумму денежных средств. Это получение наличных с банковского счета, перевод с одного счета на другой и проч.
Структура и содержание отчета о движении денежных средств
Бланк отчета утвержден приказом Минфина от 02.07.10 № 66н. Правила составления установлены ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств».
В отчете три раздела.
В первом отражаются денежные потоки от текущих операций. Это выручка и платежи по обычной деятельности организации. По результатам таких операций, как правило, формируется прибыль (убыток) от продаж.
Во втором отражаются денежные потоки от инвестиционных операций. К ним относится покупка и продажа транспортных средств, оборудования и проч. Еще один пример — финансовые вложения, кроме покупки денежных эквивалентов и вложений, предназначенных для перепродажи в краткосрочной перспективе.
В третьем разделе показываются потоки от финансовых операций. Это вклады учредителей, поступления от выпуска акций, банковские кредиты и проч.
Правила и требования заполнения отчета о движении денежных средств
- Поступления от продажи товаров, основных средств и прочего показывают без НДС. Платежи поставщикам и подрядчикам тоже отражают без НДС.
- НДС и акцизы указывают отдельно, в свернутом виде, в составе денежных потоков от текущих операций. Берется весь НДС (акцизы), предъявленный покупателям, и сравнивается с суммой всего входного НДС (акцизов). Если предъявленный налог больше входного, разницу показывают по строке 4119 «Прочие поступления». Если меньше, то по строке 4129 «Прочие платежи».
- Выданную зарплату (включая НДФЛ) и заплаченные страховые взносы отражают по строке 4122 «В связи с оплатой труда работников».
- Налог на прибыль показывают отдельно по строке 4124 «Налог на прибыль организаций». Остальные налоги (кроме НДС, акцизов и НДФЛ) суммируют и отражают по специально введенной для этого строке — например, 4125 «Иные налоги и сборы».
Пример и порядок заполнения ОДДС
По состоянию на 31 декабря 2020 года предшествующего года у ООО «Русалка» значились остатки: по счету 50 «Касса» — 10 000 руб., по счету 51 «Расчетные счета» — 50 000 руб.
Денежные потоки от текущих операций
В отчетном 2021 году на счет «Русалки» поступила выручка от продажи товаров на сумму 1 200 000 руб.(в т. ч. НДС 20% — 200 000 руб.). Компания перечислила поставщикам 840 000 руб. (в т. ч. НДС 20% — 140 000 руб.), сделала платежи в связи с заработной платой работников на сумму 250 000 руб. и перевела 98 000 руб. налогов (в т. ч. налог на прибыль —50 000 руб.).
В строках ОДДС отражено:
- 4110 «Поступления — всего» 1 060 тыс. руб.(1 000 + 60)
- 4111 «От продажи продукции, товаров, работ и услуг» 1 000 тыс. руб.(1 200 — 200)
- 4119 «Прочие поступления» 60 тыс. руб. (200 — 140)
- 4120 «Платежи — всего» 1 048 тыс. руб.(700 + 250 + 50 + 48)
- 4121 «Поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы услуги» 700 тыс. руб.(840 — 140)
- 4122 «В связи с оплатой труда работников» 250 тыс. руб.
- 4124 «Налог на прибыль организаций» 50 тыс. руб.
- 4125 «Иные налоги и сборы» 48 тыс. руб.(98 — 50)
- 4100 «Сальдо денежных потоков от текущих операций» 12 тыс. руб.(1060 — 1048)
Заполнить и сдать баланс по актуальной форме через интернет Сдать бесплатно
Денежные потоки от инвестиционных операций
«Русалка» продала акции, выпущенные другой организацией, на сумму 500 000 руб. и выдала долгосрочный заем сторонней компании в размере 300 000 руб.
В строках ОДДС отражено:
- 4210 «Поступления — всего» 500 тыс. руб.
- 4212 «От продажи акций других организаций (долей участия)» 500 тыс. руб.
- 4220 «Платежи — всего» 300 тыс. руб.
- 4223 «В связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), предоставление займов другим лицам» 300 тыс. руб.
- 4200 «Сальдо денежных потоков от инвестиционных операций» 200 тыс. руб.(500 — 300)
Денежные потоки от финансовых операций
«Русалка» взяла в банке кредит на сумму 400 000 руб. и вернула его часть в размере 150 000 руб.
В строках ОДДС отражено:
- 4310 «Поступления — всего» 400 тыс. руб.
- 4311 «Получение кредитов и займов» 400 тыс. руб.
- 4320 «Платежи — всего» 150 тыс. руб.
- 4323 «В связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов» 150 тыс. руб.
- 4300 «Сальдо денежных потоков от финансовых операций» 250 тыс. руб.(400 — 150)
Итоговые показатели
- 4400 «Сальдо денежных потоков за отчетный период» 462 тыс. руб.(12+200+250)
- 4450 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода» 60 тыс. руб.(10 + 50)
- 4500 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода» 522 тыс. руб. (462 + 60)
ВАЖНО. У формы отчета о движении денежных средств не так давно изменился код ОКУД. Новое значение — 0710005. Именно его нужно применять в 2022 году (при отчетности за 2021 год). Поправка внесена приказом Минфина от 19.04.19 № 61н.
Как составить отчёт о движении денежных средств за 2021 год
Отчёт о движении денежных средств — форма бухгалтерской отчётности, которая включает в себя поступления и выбытия денежных средств и денежных эквивалентов организации. Рассказываем, как заполнить эту форму за 2021 год по данным бухгалтерского учёта.
В конце статьи подарки: видео с вебинара Алексея Иванова и Людмилы Архипкиной по составлению годовой бухгалтерской отчётности и практическое пособие для главбуха.
Отчёт о движении денежных средств — форма бухгалтерской отчётности, которая раскрывает поступления и выплаты денежных средств и денежных эквивалентов организации. Как устроен отчёт о движении денежных средств мы рассказывали в этой статье . Российские компании должны заполнять отчёт о движении денежных средств по форме , утверждённой приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Порядок заполнения этого отчёта установлен ПБУ 23/2011 .
Отчёт о движении денежных средств следует заполнять прямым методом, т.е. брать информацию непосредственно с бухгалтерских счетов, которые предназначены для учёта денег. В отчёт не нужно включать следующие обороты ( п. 6 ПБУ 23/2011) :
- Платежи и поступления, связанные с переводом денежных средств в денежные эквиваленты и обратно. Денежные эквиваленты — это активы, которые можно в любой момент приобрести или реализовать по заранее известной цене. Например, краткосрочные государственные ценные бумаги или депозиты до востребования. Есть исключение — если при реализации денежных эквивалентов были начислены проценты, то их нужно включить в отчёт.
- Операции по обмену одних денежных эквивалентов на другие по номиналу. Если компания при такой операции получает доход или несёт убытки, то в отчёт нужно включать только сумму дохода или убытка.
- Операции по обмену валюты. В отчёт в данном случае нужно включать только курсовые разницы, если они возникли.
- Внутренние обороты, например, перевод между двумя счетами организации или снятие наличных со счёта для помещения в кассу.
Если компания работает с НДС и (или) платит акцизы, то суммы поступлений от покупателей и выплат поставщикам нужно указывать без этих налогов. НДС и акцизы следует отражать отдельно и в свёрнутом виде ( п. 16 ПБУ 23/2011) .
Это значит, что нужно вычесть из всех поступлений по этим налогам все платежи по ним. Если в итоге получится положительный результат, то его следует учесть в составе прочих поступлений от текущих операций, а если отрицательный — в составе прочих текущих выплат.
Также в свёрнутом виде нужно включать в отчёт следующие денежные потоки:
- Поступления и расходы у комиссионера или агента: средства, полученные от покупателей и переведённые комитенту или принципалу. Отдельно в отчёте следует отражать только вознаграждение за посреднические услуги.
- Оплату коммунальных платежей при аренде и их компенсацию арендодателем.
- Оплату за доставку грузов и её компенсацию контрагентом.
Отчёт о движении денежных средств включает в себя данные за отчётный период, а также за соответствующий период прошлого года. Форма состоит из следующих разделов:
- Денежные потоки от текущих операций. Это все обороты по счетам и кассе, связанные с текущей деятельностью компании. Сюда следует относить поступления за продукцию, товары или услуги, расчёты с поставщиками, выплату зарплаты, налогов и т.п.
- Денежные потоки от инвестиционных операций. Это все поступления и расходы, связанные с куплей-продажей внеоборотных активов, а также с вложениями средств в другие компании и предоставлением займов под проценты.
- Денежные потоки от финансовых операций. Здесь следует отражать расчёты с учредителями, а также получение и возврат заёмных средств без учёта процентов.
- Сводные и справочные показатели.
Как заполнить денежные потоки от текущих операций
В строке 4110 «Поступления – всего» нужно указать итоговую информацию обо всех поступлениях от текущей деятельности компании:
Стр. 4110 = стр. 4111 + ст. 4112 + стр. 4113 + стр. 4119.
В строке 4111 «Поступления от продажи продукции, товаров, работ и услуг» отражают кредитовый оборот по счёту 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции с дебетом следующих счетов:
- 50 «Касса»;
- 51 «Расчётные счета»;
- 52 «Валютные счета»;
- 55 «Специальные счета в банках».
Для розничных продавцов, которые принимают оплату с помощью банковских карт, нужно добавить обороты ещё по одной проводке:
Дт 51 Кт 57 «Переводы в пути».
Эту проводку нужно делать при зачислении на счёт компании денег, полученных от покупателя в рамках процедуры эквайринга.
В строке 4112 «Поступления от арендных платежей, лицензионных платежей, роялти, комиссионных и других аналогичных платежей » отражают поступления денежных средств по указанным видам операций. Информацию следует брать с кредита счетов 62 и 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции с дебетом счетов 50, 51, 52, 55 в соответствующей части.
В строке 4113 «Поступления от перепродажи финансовых вложений» отражают указанный вид поступлений. Источник информации — обороты по кредиту счёта 76 в корреспонденции с дебетом счетов 50, 51, 52, 55 в соответствующей части.
В строке 4119 «Прочие поступления» указывают все остальные денежные поступления, связанные с основной деятельностью компании. Это, например, возврат переплаты по налогам или подотчётных средств. Также здесь следует отразить «свёрнутые» НДС и акцизы, если поступления по этим налогам за отчётный период превысили расходы.
Данные нужно брать из дебетовых оборотов по счетам 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с кредитом счетов:
- 68 «Расчёты по налогам и сборам»;
- 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению»;
- 71 «Расчёты с подотчётными лицами»;
- 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям»;
- 91.1 «Прочие доходы».
В строке 4120 «Платежи – всего» отражают общую сумму выплат, которые связаны с текущей деятельностью компании. Сумму в этой строке, а также другие показатели расходов, следует указывать в круглых скобках:
Стр. 4120 = стр. 4121 + стр. 4122 + стр. 4123 + стр. 4124 + стр. 4129.
В строке 4121 «Платежи поставщикам (подрядчикам) за сырьё, материалы, работы, услуги» отражают дебетовый оборот по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками и счёту 76 в корреспонденции с кредитом счетов 50, 51, 52, 55.
В строке 4122 «Платежи в связи с оплатой труда работников» указывают суммы выплат, связанных с оплатой труда. Это дебетовый оборот по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с кредитом счетов 50 и 51.
В строке 4123 «Платежи процентов по долговым обязательствам» нужно отразить уплаченные за отчётный период проценты по кредитам и займам, полученным для пополнения оборотных средств. Это дебетовые обороты по счетам 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции с кредитом счетов 50, 51 и 52.
Если у компании есть кредиты, проценты по которым включены в стоимость инвестиционных внеоборотных активов ( п. 10 ФСБУ 26/2020 и п. 10 ПБУ 14/2007) , то уплату этих процентов не нужно включать в строку 4123. К инвестиционным относятся внеоборотные активы, которые требуют длительного времени и существенных затрат для подготовки к эксплуатации. Это, например, объекты незавершенного строительства или сложное оборудование, которое требует монтажа.
В строке 4124 «Платежи налога на прибыль организаций» указывают суммы налога, перечисленные в бюджет: дебетовый оборот по счету 68.4 «Налог на прибыль» в корреспонденции с кредитом счёта 51.
В строке 4125 «Прочие платежи» нужно отразить все иные выплаты, связанные с текущей деятельностью компании, которые не вошли в строки 4121—4214. Это, например, налоги (кроме налога на прибыль), страховые взносы, средства, выданные в подотчёт. В частности, в этой строке нужно отразить «свёрнутую» сумму по НДС и акцизам, если выплаты по этим налогам за период превысили поступления.
Информацию нужно брать с кредита счетов 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с дебетом счетов 57, 68 (кроме субсчёта 68.4), 69, 71, 73, 76, 91.2 «Прочие расходы».
В строке 4100 «Сальдо денежных потоков от текущих операций» указывают разность между всеми поступлениями и всеми выплатами по текущей деятельности:
Стр. 4100 = стр. 4110 – стр. 4120.
Если сальдо получилось отрицательным, то его нужно указать в круглых скобках. Это же относится ко всем сальдо по остальным разделам формы и по отчёту в целом.
Как заполнить денежные потоки от инвестиционных операций
В строке 4210 «Поступления — всего» нужно отразить общую сумму денежных средств, которая поступила в связи с инвестиционными операциями:
Стр. 4210 = стр. 4211 + стр. 4212 + стр. 4213 + стр. 4214 + стр. 4219.
В строке 4211 «Поступления от продажи внеоборотных активов (кроме финансовых вложений)» нужно указать суммы, которые поступили от реализации основных средств и нематериальных активов.
Данные следует брать с кредита счетов 62 и 76 в корреспонденции с дебетом счетов 50, 51, 52, 55 в соответствующей части.
В строке 4212 «Поступления от продажи акций других организаций (долей участия)» отражают суммы, которые компания получила от указанных операций. Информацию нужно взять с кредита счёта 76 в корреспонденции с дебетом счетов 50, 51, 52, 55 в соответствующей части.
В строке 4213 «Поступления от возврата предоставленных займов, от продажи долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам)» указывают суммы, которые поступили в организацию в результате всех перечисленных операций. Это дебетовый оборот по счетам 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с кредитом следующих счетов:
- 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям» — в части займов, предоставленных сотрудникам;
- 58.3 «Предоставленные займы» — в части займов, выданных юридическим лицам и физическим лицам, которые не работают в компании;
- 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» — в части иных операций, относящихся к данной строке, например, при продаже прав требования.
В строке 4214 «Поступления дивидендов, процентов по долговым финансовым вложениям и аналогичных поступлений от долевого участия в других организациях» нужно отразить все поступления на счета и в кассу компании от указанных операций.
Данные нужно брать с дебета счетов 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с кредитом счёта 76 в соответствующей части. Если у компании подобные виды доходов возникают регулярно, то для их учёта обычно открывают отдельный субсчёт 76.3 «Расчёты по причитающимся дивидендам и другим доходам».
В строке 4219 «Прочие поступления» следует указать все суммы, зачисленные на счёт компании, которые можно отнести к инвестиционной деятельности, кроме тех, что уже отражены в строках 4211-4214. Например, сюда нужно включить доходы от участия в совместной деятельности.
Данные нужно брать с кредита счёта 76 в корреспонденции с дебетом счетов 50, 51, 52, 55 в соответствующей части.
В строке 4220 «Платежи – всего» следует отразить общую сумму выплат компании, связанных с инвестиционной деятельностью:
Стр. 4220 = стр. 4221 + стр. 4222 + стр. 4223 + стр. 4224 + стр. 4229.
В строку 4221 «Платежи в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов» нужно включить все выплаты компании по данным видам операций. Исключение — проценты по кредитам и займам, которые включаются в стоимость инвестиционных активов. Для этого показателя предусмотрена отдельная строка.
Данные следует брать с дебета счетов 60 и 76 в корреспонденции с кредитом счетов 50, 51, 52, 55 в соответствующей части.
В строке 4222 «Платежи в связи с приобретением акций других организаций (долей участия)» нужно отразить все выплаты организации, связанные с покупкой этих активов.
Информацию нужно брать с кредита счетов 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с дебетом счетов:
- 58.1 «Паи и акции»;
- 58.4 «Вклады по договору простого товарищества».
В строке 4223 «Платежи в связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), предоставлением займов другим лицам» следует отразить все выплаты компании по перечисленным операциям.
Сведения нужно брать с кредита счетов 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с дебетом счетов:
- 58.2 «Долговые ценные бумаги»;
- 58.3 «Предоставленные займы» — по всем займам, за исключением средств, выданных сотрудникам;
- 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям» — в части займов для сотрудников;
- 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» — по иным подобным операциям, например, при покупке прав требования.
В строке 4224 «Платежи процентов по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционного актива» нужно указать суммы процентных выплат по кредитам, если они включены в стоимость приобретённых или созданных компанией объектов.
Данные следует брать с дебета счетов 66 и 67 в корреспонденции с кредитом счетов 50, 51, 52, 55. Речь идёт только о тех суммах процентов, которые ранее были начислены на счетах 66 и 67 в корреспонденции со счётом 08 «Вложения во внеоборотные активы»
В строке 4229 «Прочие платежи» отражают все выплаты компании, которые относятся к инвестиционной деятельности и не были отражены в строках 4221-4224.
Данные нужно брать с кредита счетов 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с дебетом счёта 76 в соответствующей части.
В строке 4200 «Сальдо денежных потоков от инвестиционных операций» следует отразить разность между всеми поступлениями и выплатами, которые относятся к инвестициям компании:
Стр. 4200 = стр. 4210 – стр. 4220.
Как заполнить денежные потоки от финансовых операций
В строке 4310 «Поступления – всего» нужно указать общую сумму средств, поступивших в компанию от финансовых операций:
Стр. 4310 = стр. 4311 + стр. 4312 + стр. 4313 + стр. 4314 + стр. 4319.
В строку 4311 «Получение кредитов и займов» включают информацию обо всех полученных компанией заёмных средствах, вне зависимости от срока погашения. Это дебетовые обороты по счетам 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с кредитом счетов 66 и 67 в части полученных кредитов и займов
В строке 4312 «Поступление денежных вкладов собственников (участников)» нужно указать все вклады владельцев бизнеса в имущество компании, не связанные с пополнением уставного капитала. Данные нужно брать с дебета счетов 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с кредитом счёта 75.3 «Прочие расчёты с учредителями».
В строке 4313 «Поступления от выпуска акций, увеличения долей участия» отражают суммы, которые внесли участники и акционеры компании при покупке акций или долей в уставном капитале. Это дебетовый оборот по счетам 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с кредитом счёта 75.1 «Расчёты по вкладам в уставный (складочный) капитал».
В строке 4314 «Поступления от выпуска облигаций, векселей, других долговых ценных бумаг» нужно указать суммы, которые компания получила от указанных операций. Сведения нужно брать с дебета счетов 50, 51, 52, 55 в корреспонденции со счетами 66 и 67 в части выпуска собственных долговых ценных бумаг.
В строке 4319 «Прочие поступления» следует отразить все суммы, которые относятся к финансовой деятельности, не учтённые в строках 4311—4314.
Данные нужно брать с дебета счетов 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с кредитом счёта 76 в соответствующей части.
В строке 4320 «Платежи – всего» нужно указать все выплаты организации, связанные с финансовой деятельностью:
Стр. 4320 = стр. 4321 + стр. 4322 + стр. 4323 + стр. 4329.
В строке 4321 «Платежи собственникам (участникам) в связи с выкупом у них акций (долей участия) организации или их выхода из состава участников» следует отразить все выплаты компании в пользу участников, которые полностью выходят из бизнеса либо уменьшают свою долю в уставном капитале.
Сведения следует брать с кредитового оборота по счетам 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с дебетом счёта 75.1.
В строку 4322 «Уплата дивидендов и иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)» включают суммы всех указанных выплат.
Данные нужно взять с кредитового оборота по счетам 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с дебетом счёта 75.2 «Расчеты по выплате доходов».
В строке 4323 «Платежи в связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов» отражают все выплаты, которые связаны с указанными операциями.
Это кредитовый оборот по счетам 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с дебетом счетов 66, 67 и 76 в соответствующей части
Уплаченные проценты по кредитам в этой строке отражать не нужно, так как они уже учтены в строках 4123 и 4224.
В строку 4329 «Прочие платежи» нужно включить все иные выплаты по финансовой деятельности, которые не вошли в строки 4321—4323.
Сведения нужно брать с кредита счетов 50, 51, 52, 55 в корреспонденции с дебетом счёта 76 в соответствующей части.
В строке 4300 «Сальдо денежных потоков от финансовых операций» отражают разность между всеми поступлениями и расходами по данному разделу:
Стр. 4300 = стр. 4310 – стр. 4320.
Как заполнить итоговые и справочные строки
В строке 4400 «Сальдо денежных потоков за отчётный период» следует указать разность между всеми поступлениями и всеми расходами денежных средств. Для этого нужно сложить сальдо по трём разделам отчёта, сохранив их знаки:
Стр. 4400 = +- стр. 4100 +- стр. 4200 +- стр. 4300.
В строку 4450«Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчётного периода» нужно включить суммарное сальдо по счетам 50, 51, 52, 55, 57 на указанную дату.
Строка 4500 «Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчётного периода» должна быть равна остатку на начало с учетом сальдо:
Стр. 4500 = стр. 4450 +- стр. 4400.
Показатели в строках 4450 и 4500 не могут быть отрицательными.
Значение строки 4450 должно быть равно показателю строки 1250 бухгалтерского баланса «Денежные средства и денежные эквиваленты» на начало отчётного периода. Значение строки 4500 должно быть равно показателю строки 1250 баланса на конец отчётного периода.
Строка 4490 «Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю» содержит справочную информацию. Это разность за отчётный период между положительными и отрицательными курсовыми разницами, связанными с учётом денежных средств и денежных эквивалентов в иностранной валюте.
Положительные курсовые разницы учитываются по кредиту счёта 91.1, а отрицательные — по дебету счёта 91.2.
Как подготовить отчет о движении денежных средств (кэш-фло) за 7 шагов?
Приходилось ли вам сталкиваться с трудностями при подготовке отчета о движении денежных средств «вручную»? Много работы, расчетов, корректировок и иногда цифры просто не складываются. Рассмотрим, как можно за 7 шагов составить кэш-фло по МСФО косвенным методом, избежав типичных ошибок.
Процесс составления отчета о движении денежных средств (кэш-фло) может стать одной из самых сложных проблем независимо от того, используете ли вы US GAAP (если вы находитесь в США) или МСФО (если вы находитесь в одной из более чем 120 стран мира, применяющих МСФО).
Многие люди сталкиваются с проблемами при подготовке кэш-фло, потому что:
- Это единственный бухгалтерский отчет, формируемый на кассовой основе, а не на основе начислений;
- Статьи отчета должны быть скорректированы, чтобы исключить неденежные операции, что может быть довольно затруднительным.
Может быть, это выглядит очень сложно, но не сомневайтесь, люди делают гораздо более серьезные ошибки в процессе учета, чем при составлении кэш-фло.
Рассмотрим косвенный метод подготовки отчета о движении денежных средств в соответствии с МСФО (IAS) 7. Этот метод работает, только если вы ориентируетесь в следующих вопросах:
- Вы уже знаете, что такое отчет о движении денежных средств и его составляющие (основная деятельность, инвестиции, финансовая деятельность и итоги).
- Вы понимаете основы движения денежных потоков, взаимосвязи между основными финансовыми отчетами (баланс, отчет о прибылях и убытках и т. д.), бухгалтерский учет как таковой и т. д.
- У вас есть доступ к различным учетным данным. Иногда вам нужно будет внести некоторые корректировки, и вам будет намного удобней, если вы можете быстро получить доступ к необходимой информации.
- Вы сохраняется спокойствие, и без нервов и стресса можете сконцентрироваться на этой прекрасной задаче.
Рассмотрим пример систематического подхода для подготовки отчета о движении денежных средств в Excel.
Имейте в виду, это только демонстрация того, как можно сделать кэш-фло косвенным методом «вручную», шаг за шагом, а не объяснение деталей отдельных корректировок или других технических деталей.
Шаг 1: Подготовка — сбор основных документов и данных.
Для начала вам нужно собрать, по крайней мере, следующие документы:
- Отчет о финансовом положении (бухгалтерский баланс, т.е. ‘statement of financial position’) по состоянию на конец текущего отчетного периода (исходящие остатки) и на начало текущего отчетного периода (входящие остатки);
- Отчет о совокупном доходе (отчет о прибылях и убытках + отчет о прочем совокупном доходе, если применимо, т.е. ‘statement of comprehensive income’) за текущий отчетный период;
- Отчет об изменениях в капитале (‘statement of changes in equity’) за текущий отчетный период;
- Отчет о движении денежных средств (‘statement of cash flows’) за предыдущий отчетный период. Вы можете обойтись и без него, но это хороший источник потенциальных повторяющихся корректировок для текущего периода;
- Раскрытие информации о существенных операциях в вашей компании в течение текущего отчетного периода. Вы, конечно, также можете скорректировать свой кэш-фло и с учетом несущественных операций, но это не приведет к существенному изменению информационной ценности отчета о движении денежных средств.
Как получить первые четыре отчета — абсолютно очевидно, но какие источники информации о существенных операциях можно использовать?
Вот краткий список таких источников:
- крупные договоры, заключенные вашей компанией в течение и до конца отчетного периода (аренда, хеджирование, строительство — все виды);
- протоколы или меморандумы с заседаний ключевых органов управления вашей компании, таких как заседания совета директоров, собрания наблюдательного совета, собрания акционеров, собрания комитетов по аудиту и т. д.;
- файлы из вашего юридического отдела, связанные с любыми судебными разбирательствами в отношении вашей компании (и наоборот);
- документы из вашего отдела, управляющего инвестициями или внеоборотными активами. В этих документах следует искать крупные сделки покупки, продажи, обмена и другие операции с основными средствами или финансовыми инструментами.
Это всего лишь общий список, но вы без сомнения знаете, какие операции могут быть значительными в вашей компании — так что идите, спрашивайте и ищите там, где по вашему мнению, это уместно.
Шаг 2. Расчет изменений в балансе.
Теперь возьмите входящие и исходящие остатки отчета о финансовом положении и создайте простую таблицу с тремя столбцами:
- 1-й столбец — название статьи баланса (например, внеоборотные активы),
- 2-й столбец — исходящий остаток на конец текущего периода и
- 3-й столбец — исходящий остаток на конец прошлого периода (т.е. входящий остаток на начало текущего периода).
Как вы знаете, каждый баланс имеет 2 части — активы и пассивы (капитал и обязательства). Итоги обеих частей должны быть одинаковыми. Поэтому, когда вы делаете эту простую таблицу, пожалуйста, указывайте активы с знаком «+», а капитал и обязательства со знаком «-».
Если вы правильно ввели знаки и цифры, общая сумма всех активов и пассивов должна быть равна 0 (без промежуточных итогов).
В 4-м столбце вычислите изменения в балансе за текущий период. Используйте простую формулу:
входящий остаток — исходящий остаток
(а не наоборот!).
Когда вы правильно вычислите все изменения, общий итого всех изменений будет также равен 0 (опять же, не включайте промежуточные итоги).
Для этой таблицы вы можете также использовать журнал проводок вместо балансового отчета, чтобы получить более подробную информацию, поскольку статьи баланса сильно агрегированы. Это зависит от уровня детализации, который вам нужен.
Этот шаг очень простой, но важно сделать все правильно, и не смешивать знаки и формулы.
Шаг 3: Поместите каждое изменение балансового отчета в отчет о движении денежных средств.
Сначала вы должно подготовить пустой отчет о движении денежных средств, готовый к дальнейшей работе. В идеале вы можете использовать отчет о движении денежных средств за предыдущий период, взяв оттуда структуру и название отдельных статей.
Вполне возможно, у вас будут одни и те же статьи в кэш-фло за текущий период. В любом случае, вы всегда можете добавить новые статьи, если это необходимо.
Каждое изменение в балансе также оказывает определенное влияние на отчет о движении денежных средств, а если нет (когда движение в балансе является полностью неденежной операцией), оно будет скорректировано в последующие периоды.
Теперь вы должны просмотреть все изменения в балансе и заполнить каждую статью в пустой форме отчета о движении денежных средств.
Например, вы подсчитали, что изменение ваших основных средств составляет -10 000, поэтому вы вводите этот показатель в раздел «Инвестиционная деятельность» по статье «Приобретение основных средств». При этом значение -10 000 означает, что компания потратила деньги на покупку основных средств.
Вы должны перенести каждое изменение в балансе в отчет о движении денежных средств.
Когда вы закончите, у вас будет отчет о движении денежных средств с 2 столбцами:
- 1-й столбец — названия статей, соответствующих денежным потокам;
- 2-й столбец — изменения в балансовом отчете.
Итоговая сумма 2-го столбца должно быть равна 0 (без промежуточных итогов). Если это не так, вы где-то ошиблись.
Шаг 4: Внесите корректировки для неденежных операций из отчета о совокупном доходе.
К настоящему моменту у вас есть прочная база для успешного составления кэш-фло. Однако пока эти цифры ничего не значат.
Изучите отчет о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе. Затем определите любые суммы, в которые могут отражать неденежную операцию. Типичные неденежные корректировки обычно следующие:
- расходы на амортизацию;
- процентные доходы и расходы;
- расходы от признания и доходы от прекращения признания задолженности;
- переоценка резервов;
- курсовые разницы на конец периода;
- переоценка определенных активов и обязательств на конец периода;
- бартерные операции;
и многое другое.
Как только вы идентифицируете неденежную операцию, просто внесите корректировку в отчет о движении денежных средств.
Добавляйте каждую корректировку в отдельный столбец.
Внесение этих корректировок напоминает проводки — одна и та же цифра добавляется по одной статье и вычитается из другой. Хитрость заключается в том, чтобы определить:
- 1) на какие статьи денежных потоков влияет неденежная операция и
- 2) где — плюс, а где — минус.
Например, возьмем амортизационные расходы. Эта операция приводит к неденежному уменьшению показателя прибыли, поэтому ее следует добавить обратно.
Внесите эту цифру в основную деятельность под заголовком «Корректировки для неденежных статей: амортизация» со знаком «плюс».
Но куда мы помещаем ту же цифру со знаком минус? Амортизация искусственно завысила общую сумму платежей на покупки основных средств. Поэтому мы просто вычитаем ее из инвестиционной деятельности — статья «Приобретение основных средств». Контрольная итоговая сумма по столбцу этой корректировки должна быть равна 0.
Продолжайте, пока не закончите со всеми выявленными неденежными корректировками из отчета о прибылях и убытках и совокупном доходе. И не забудьте проверить свои итоги после каждой корректировки.
Это, вероятно, самая сложная часть, потому что иногда трудно определить, к каким денежным потокам относится корректировка и какой знак следует использовать. Но главный принцип всегда состоит в том, чтобы делать обе части корректировки (плюс и минус) и контролировать, чтобы ваши итоговые значения были равны 0.
Шаг 5: Внесите корректировки для неденежных операций из раскрытий и прочей информации.
Шаг 5 в значительной степени аналогичен шагу 4, но теперь вы должны изучить другие источники информации. Некоторые из них перечислены в шаге 1.
Например, вы узнали, что ваша компания заключила новый договор аренды на значительную сумму. Это скорее всего означает корректировку, наверняка скрытую, потому что с одной стороны в увете было отражено увеличение основных средств, которые не были куплены за деньги.
С другой стороны, было отражено увеличение ссудной задолженности или обязательств по аренде, но компания не получила никаких денежных средств. Таким образом, вы должны для этой операции сделать корректировку точно так же, как описано в шаге 4. Помните, что итог корректировки всегда должен быть равен 0.
Продолжайте до тех пор, пока не просмотрите всю информацию, которую вы считаете уместной или необходимой.
Шаг 6: Проверьте изменения существенных статей баланса и внесите соответствующие корректировки.
Этот шаг — для по-настоящему добросовестных и трудолюбивых людей. Вы можете пропустить его, если хотите, но его рекомендуется делать вполне очевидным причинам: вы будете почти уверены, что внесли все существенные неденежные корректировки в свои денежные потоки, не опуская что-то важное.
Если вы уверены, что у вас есть вся необходимая информация из различных отделов вашей компании, это прекрасно. Но если вы не уверены в этом, то желательно сделать этот шаг.
Это довольно легко. Просто возьмите самые большие или важные статьи баланса и проверьте, учитывается ли каждое движение по ним в вашем кэш-фло.
Например, основные средства.
Вы можете обнаружить, что изменение основных средств было следующим:
исходящий остаток ОС =
начальный остаток ОС
+ приобретение ОС за деньги
+ приобретение ОС по аренде
— амортизация
— убыток от продажи ОС
— продажа ОС за деньги.
Какие операции из этой формулы являются неденежными? Вероятно, следующие: приобретение ОС по аренде, амортизация и убыток от ликвидации ОС. Для каждой из этих неденежных операций необходимо внести корректировку.
Шаг 7: Расчет итогов и выполнение окончательной проверки.
Предположим, что к этому моменты вы проделали большую работу, внесли множество корректировок, проверили движения в материальных статьях баланса и ваши итоговые значения всегда равны 0.
У вас есть огромный файл Excel, в котором 1-й столбец — это названия статей, 2-й столбец — это изменения в балансе, а остальные столбцы — отдельные корректировки.
Остается нарисовать последний столбец. И, как вы догадались, эта последняя колонка и будет представлять собой сам отчет о движении денежных средств. По каждой строке отчеты вы должны сделать «горизонтальные» итоги, или, другими словами, суммировать числа всех столбцов по горизонтали. Эта сумма будет представлять собой соответствующее движение денежных средств по данной статье.
Затем проверьте правильность этих цифр. Например, вы получили определенную сумму по строке «Приобретение основных средств» — сверьте эту сумму с учетными записями или уточните у своего инвестиционного отдела, были ли денежные платежи за основные средства в течение этого периода. Если суммы расходятся — вы, должно быть, что-то пропустили или допустили какую-то другую ошибку.
Наконец, посмотрите на «вертикальный» общий итог последнего столбца — если это 0, значит вы победитель и заслуживаете того, чтобы немного расслабиться.
Приведенный выше метод подходит также для консолидации кэш-фло, при условии, что компании группы используют общую функциональную валюту.
Для консолидации кэш-фло, составленного косвенным методом, для группы, компании которой используют разные иностранные валюты, следует использовать подход, описанный здесь.
Отчет о движении денежных средств
Составление данного вида отчетов происходит по итогам отчетных периодов и носит регулярный характер. Документ относится к «первичке», делается один раз в год и входит во внушительный комплект годовой бухгалтерской отчетности. Он показывает все финансовые поступления и исходящие перечисления, а также фиксирует остаток денежных средств на момент начала и конца периода.
Для чего нужен данный отчет
Документ является, можно сказать, обобщающим и дает четкое представление об обеспеченности компании наличностью. Это важно, поскольку иногда, даже имея полный порядок с основными средствами и прочими фондами, компания может страдать от недостатка денег, необходимых, например, для уплаты налогов и социальных взносов, выплаты заработной платы, перечислений поставщикам и т.п. Ко всему прочему, очевидно, что отсутствие ясной картины с наличными средствами всегда отражается на экономической составляющей организации, именно поэтому отчет имеет большое значение для определения дальнейших действий и перспектив по части финансов.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
Важную роль отчет играет и тогда, когда компания заинтересована в привлечении инвестиций, поскольку перед тем как включиться в какой-либо проект, требовательный инвестор всегда просит предоставления данного отчета и с пристрастием его изучает.
Кроме того, адресатами отчета о движении денежных средств могут выступать:
- налоговая инспекция,
- Росстат,
- банковские учреждения,
- учредители компании и т.д.
Кто обязан составлять отчет
Данный вид отчетности вменен в обязанность всех предприятий и организаций, за исключением субъектов малого предпринимательства, а также тех компаний, которые используют упрощенные методы ведения учета и отчетности по бухгалтерии и налогам.
Структура и содержание отчета
Для человека, не имеющего специального образования, документ может показаться довольно сложным. Он состоит из трех разделов, в которых в кодовых значениях отражаются денежные операции по трем основным показателям деятельности организации:
- текущей,
- финансовой
- и инвестиционной.
При этом необходимо иметь ввиду, что не все денежные перемещения нужно вносить в данный документ. К исключениям относятся:
- обменные операции с валютой,
- получение и сдача кассовой наличности на счет в банке,
- обмен денежных эквивалентов друг на друга,
- перевод с одного счета организации на другой и т.п.
Полный список действий можно найти в п.6 ПБУ 23/2011.
Важная особенность: в отчет включаются любые денежные операции компании. подпадающие под его квалификационные требования, независимо от того, в денежных единицах какой страны они были произведены, но при этом все данные в документ вносятся только в российских рублях, и строго в той единице измерения (тысячи, миллионы), которая использовалась при составлении бухгалтерского баланса.
Пример составления отчета о движении денежных средств
Заполняем «шапку»
Поскольку документ носит крайне важный характер, к его составлению надо относится очень внимательно и заполнять все необходимые ячейки.
- Вначале в отчете указывается год, за который он был составлен.
- Далее вписывается полное наименование организации (с расшифровкой аббревиатуры организационно-правового статуса) и следующие данные:
- дата составления,
- код ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций),
- ИНН,
- вид экономической деятельности (обязательно в виде кода ОКВЭД и расшифровки).
- Ниже опять же вписывается организационно-правовая форма и форма собственности, а рядом коды ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм) и ОКФС (Общероссийский классификатор форм собственности).
- В последней строке «шапки» документа указываются коды ОКЕИ (Общероссийский классификатор единиц измерения): т.е. тысячи или миллионы, используемые в отчете.
Заполняем раздел 1
Первый раздел документа содержит информацию о текущих денежных потоках.
- Первым делом сюда вписываются сведения о «приходе»: в строку 4110 вносятся данные об общей сумме поступивших денежных средств, которая затем разбрасывается по ниже лежащим тематическим строкам, — от 4111 до 4119 — в соответствии с бухгалтерскими регистрами. Здесь учитываются операции от реализации услуг и товарно-материальных ценностей, арендных платежей, процентов, роялти и других «входящих» финансов.
- В строке 4120 указывается общая сумма по произведенным в отчетный период платежам: оплате налогов и взносов в пенсионные фонды, заработной плате, перечислениях подрядчикам и поставщикам и т.д. Затем эта сумма точно также разносится в строки от 4121 до 4129.
- Далее в строку 4100 вносится показатель сальдо от текущих операций (т.е. сумма «входящих» финансов за минусом произведенных расходов).
Важный нюанс: расходы в таблице необходимо указывать в круглых скобках, а акцизы, оплаченные поставщикам и подрядчикам, ровно как и НДС включать сюда не надо.
Заполняем раздел 2
Аналогичным образом заполняется раздел под названием «Денежные потоки от инвестиционных операций». Перво-наперво в строку 4210 вписывается «всего поступлений», в том числе от реализации акций, возврата по займам, дивидендам, продажи внеоборотных активов и т.д., которое затем разносится в нужных значениях по соответствующим строкам (от 4211 до 4219).
Ниже точно также заполняются «платежи» по инвестиционным операциям. В строку 4220 вписывается показатель «всего», который потом в полном соответствии с бухгалтерскими регистрами расписывается по находящимся ниже строкам (от 4221 до 4219), в том числе по приобретению и прочим затратным операциям с внеоборотными активами, выплатой процентов, приобретением долговых бумаг и т.д.
Затем вписывается значение сальдо денежных потоков от всех действий инвестиционного характера (поступление за минусом затрат).
Заполняем раздел 3
Последний раздел документа посвящен денежным потокам от различного рода финансовых операций. Здесь все аналогично:
- сначала в строке 4310 указывается значение «всего» поступлений, которое затем распределяется по нижним строкам (от 4311 до 4319), в том числе сюда вписываются доходы от выпуска акций и облигаций, кредитов, займов и т.п.
- Далее идентично предыдущим разделам вносятся показатели «всего» по финансовым платежам в строку 4320 с последующим их разнесением в строки от 4321 до 4329.
- Затем указывается разница между «входящими» и «исходящими» денежными потоками за отчетный период по финансовым операциям.
- В завершение в документ включается общее сальдо всех трех денежных потоков за отчетный период (может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус), остатки финансов на начало и конец периода, а также разница курса между денежными единицами других стран и российским рублем, которая рассчитывается по специальной формуле (заполняется только тогда, когда организация производила расчетные операции в валюте).
После составления отчета документ передается на визирование руководителю организации, который своей подписью удостоверяет подлинность внесенных в него сведений.