Отражение подарков сотрудникам, партнерам и клиентам в бухгалтерском учете
Многие работодатели выбирают подарки в качестве одной из мер мотивации сотрудников и повышения их лояльности. А подарки деловым партнерам к праздничным датам уже стали нормой вежливости. Неудивительно, что на практике у большинства организаций возникают вопросы, как именно необходимо учитывать подарки сотрудникам и партнерам для минимизации налоговых рисков. Зачастую ситуации могут быть нетривиальными и требовать тщательного анализа законодательства и судебной практики.
I. Учет подарков сотрудникам
А) Подарки, не связанные с трудовой деятельностью (к юбилейным и праздничным датам)
Согласно Гражданскому кодексу РФ подарком признается вещь (в том числе денежные средства, подарочные сертификаты), которую одна сторона (даритель) передает другой стороне (одаряемому) на безвозмездной основе (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
С точки зрения НДФЛ
Стоимость подарков, переданных за год одному лицу, в том числе сотруднику, не облагается НДФЛ в части, не превышающей 4 000 рублей (включая НДС) (Письма ФНС от 02.07.2015 N БС-4-11/11559@, Минфина от 18.11.2016 N 03-04-06/67922, от 08.05.2013 N 03-04-06/16327). Применяя данное ограничение, нужно учитывать общую сумму подарков, выданных конкретному лицу в денежной и натуральной форме в течение календарного года. Со стоимости подарков, превышающей 4 000 рублей, необходимо исчислить НДФЛ.
Как исчислить НДФЛ со стоимости подарка (Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692):
если подарены деньги, то потребуется удержать налог при выдаче подарка и перечислить в бюджет не позднее чем на следующий день;
если подарена вещь, то необходимо удержать НДФЛ в день ближайшей выплаты денег одаряемому и перечислить в бюджет не позднее, чем на следующий день. Если до конца года, в котором передан подарок, организация не будет ничего платить одаряемому, надо сообщить ИФНС о невозможности удержания налога.
С точки зрения страховых взносов
Страховые взносы не начисляются на стоимость подарка, переданного (п. п. 1, 4 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, Письма Минфина от 20.01.2017 N 03-15-06/2437, от 16.11.2016 N 03-04-12/67082, Минтруда от 27.10.2014 N 17-3/В-507):
работнику организации, если с ним заключен письменный договор дарения;
физлицу, не являющемуся работником организации (в том числе бывшему работнику, детям работников, клиентам), независимо от наличия письменного договора дарения.
В договоре дарения с сотрудником не должно содержаться никаких ссылок на трудовые и коллективные договоры, а также другие локальные акты организации. Кроме того, в договоре дарения не стоит производить расчет стоимости подарка в зависимости от должности сотрудника, его оклада, трудовых показателей, или каким-либо другим образом устанавливать взаимосвязь между трудовой деятельностью сотрудника и вручением ему подарка. В противном случае у налоговых органов будут все основания считать подарки поощрением за труд и начислить страховые взносы.
Страховые взносы начисляются в том случае, если подарки выдаются сотрудникам на основании трудовых и коллективных договоров без составления договоров дарения (то есть если подарок является поощрением за труд).
Если подарок не связан с трудовой деятельностью, однако письменный договор дарения с сотрудником не был составлен, то существует риск претензий со стороны контролирующих органов. В этом случае наиболее консервативной позицией будет начисление страховых взносов на стоимость подарка.
С точки зрения НДС
Даритель — плательщик НДС в день передачи одаряемому неденежного подарка должен начислить НДС по ставке 18% (Письмо Минфина от 22.01.2009 N 03-07-11/16):
если подарок куплен, то на его покупную стоимость (без НДС);
если подарок — собственная продукция дарителя, то налог начисляется на его себестоимость.
Счет-фактура на подарок выписывается в одном экземпляре и регистрируется в книге продаж, но одаряемому не передается. Если в одном квартале организация дарила подарки нескольким лицам, то на все подарки можно составить один счет-фактуру (Письмо Минфина от 08.02.2016 N 03-07-09/6171).
НДС со стоимости купленного подарка можно принять к вычету при наличии счета-фактуры поставщика.
При дарении товаров, не облагаемых НДС по ст. 149 НК РФ, счет-фактуру можно не составлять (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина от 07.11.2016 N 03-07-14/64908).
Не начисляется НДС на стоимость подарков:
Выданных сотрудникам в денежной форме;
Если компания-даритель применяет УСН.
С точки зрения налога на прибыль
Согласно официальной позиции Минфина России, как при ОСН, так и при УСН стоимость подарка, не связанного с выполнением трудовых функций, в налоговых расходах учесть нельзя (п. 16 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина от 17.11.2016 N 03-03-06/3/67725).
Б) Подарки как поощрение за труд
Трудовой кодекс РФ предусматривает право работодателя награждать своих работников ценными подарками в качестве поощрения за труд (ст. 191 ТК РФ).
В этом случае стоимость подарка выступает как часть оплаты труда, а передача подарка происходит не на основе договора дарения, а на основе трудового договора с сотрудником.
Подарки, выдаваемые работникам как поощрение за труд, по сути представляют собой производственные премии.
С точки зрения НДФЛ
Ситуация аналогична подаркам к праздничным датам: стоимость подарков, переданных за год одному лицу, не облагается НДФЛ в части, не превышающей 4 000 рублей (включая НДС).
С точки зрения страховых взносов
При вручении подарков сотрудникам в качестве поощрения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, нужно начислить взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также на страхование от несчастных случаев (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).
С точки зрения НДС
Стоимость подарка, переданного работнику в качестве поощрения за труд и учтенного для целей налогообложения прибыли, не облагается НДС. Такой позиции придерживаются судебные органы (Постановление ФАС Московского округа от 17.07.2013 по делу N А40-112932/12-91-575, Постановления ФАС Центрального округа от 02.06.2009 N А62-5424/2008, ФАС Уральского округа от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2).
С точки зрения налога на прибыль
Если вознаграждения в виде подарков предусмотрены трудовыми (коллективными) договорами, и они имеют стимулирующий характер, то затраты на них можно учесть при расчете налога на прибыль (статья 191 ТК РФ, и п. 2 статьи 255 НК РФ, Письмо Минфина России от 02.06.2014 N 03-03-06/2/26291).
При этом важно учитывать, что для целей налогообложения необходимо соблюдать требования п. 1 ст. 252 НК РФ. Поэтому помимо самих видов стимулирующих выплат организации следует установить четкие условия (основания) назначения каждого конкретного вида поощрения. Кроме того, необходимо располагать документами, подтверждающими, что такие условия фактически выполнены премируемыми сотрудниками.
Если в организации разработано положение о премировании (иной локальный акт, регулирующий порядок назначения поощрений), то трудовой (коллективный) договор должен содержать ссылку на такое положение, чтобы учесть данные выплаты для целей налога на прибыль. На это обращают внимание контролирующие органы (Письма Минфина России от 26.02.2010 N 03-03-06/1/92, от 05.02.2008 N 03-03-06/1/81, УФНС России по г. Москве от 14.02.2007 N 20-12/013749б).
В) Применимый документооборот
Во избежание претензий со стороны налоговых органов необходимо правильно оформлять документы при вручении подарков сотрудникам.
Письменный договор дарения
Передача подарка осуществляется на основе договора дарения.
Договор дарения должен в обязательном порядке заключаться в письменной форме, если стоимость подарка превышает 3 000 руб., а дарителем выступает юридическое лицо (п. 2 ст. 574 ГК РФ).
Однако во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов (в части доначисления страховых взносов) рекомендуется заключать письменный договор дарения с сотрудником в любом случае независимо от стоимости подарка.
Если вручение подарков происходит массово, то нет необходимости заключать отдельные договоры с каждым сотрудником. В этом случае целесообразно составить многосторонний договор дарения, в котором каждый из получателей подарков поставит свою подпись (ст. 154 ГК РФ).
Приказ о выдаче подарков
О закупке и выдаче подарков сотрудникам должен распорядиться руководитель компании. Необходимо оформить соответствующий приказ. Для оформления приказа можно использовать унифицированные формы (№ Т-11 или Т-11а). В этом случае необходимо будет составить отдельное распоряжение о закупке подарков.
Однако можно подписать единый приказ в произвольной форме как о выдаче, так и о закупке подарков. К приказу должен быть приложен список тех работников, которым будут выдавать подарки.
Ведомость выдачи подарков
Все выданные подарки сотрудникам и их стоимость необходимо зафиксировать в специальной ведомости, где должны быть отражены Ф.И.О. сотрудника, его подпись, дата выдачи подарка и наименование подарка. Ведомость может быть составлена в произвольной форме. В ведомости должны присутствовать все обязательные реквизиты первичных документов.
II. Учет подарков партнерам, поставщикам, клиентам
А) Подарки к праздничным датам
С точки зрения НДФЛ
Если подарок вручается конкретному физическому лицу, например, сотруднику клиента, и его стоимость превышает 4 000 рублей, то при его передаче организация становится налоговым агентом по НДФЛ.
Получатель подарка не является сотрудником компании-дарителя, значит, удержать налог самостоятельно компания не может. В такой ситуации нужно в течение одного месяца с момента вручения подарка письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о выплаченном доходе и невозможности удержать с него НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Если подарок вручается не конкретному физическому лицу, а организации в целом, то НДФЛ не исчисляется. При этом следует помнить, что дарение подарков, стоимость которых превышает 3000 рублей, запрещено в отношениях между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ).
С точки зрения страховых взносов
Если физические лица, которым организация дарит подарки, не связаны с ней трудовыми отношениями, стоимость этих подарков не облагается страховыми взносами.
С точки зрения НДС
Для целей НДС передача права собственности на товары на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (ст. 146 НК РФ).
На основании данной нормы Минфин делает вывод, что передача предприятием своим клиентам подарков является объектом налогообложения по НДС (Письма от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, от 19.10.2010 N 03-03-06/1/653). При этом вычеты по НДС при осуществлении указанных операций применяются в общеустановленном порядке.
С точки зрения налога на прибыль
В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.
Если предприятие выдает подарки определенному кругу лиц, затраты на приобретение данных подарков не включаются в расчет налога на прибыль (Письма Минфина России от 08.10.2012 N 03-03-06/1/523, от 19.10.2010 N 03-03-06/1/653).
Б) Подарки с логотипом организации (как часть рекламы)
Сувениры – это вещи, на которых изображены средства индивидуализации самой организации или реализуемых ею товаров, работ или услуг (логотип, товарный знак, фирменное наименование и т.д.) (ст. 3 Закона N 38-ФЗ от 13.03.2006, Письмо ФНС от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348). Это могут быть открытки, календари, ручки, пакеты, ежедневники и пр.
С точки зрения НДФЛ
Ситуация аналогична подаркам на праздники: если стоимость сувенира больше 4 000 рублей, то при его передаче физическому лицу организация становится налоговым агентом по НДФЛ.
С точки зрения страховых взносов
Аналогично подаркам к праздникам – страховые взносы не начисляются при вручении подарков физическим лицам, не являющимся сотрудниками.
С точки зрения НДС
Ситуация аналогична подаркам к праздникам: если организация-даритель является плательщиком НДС, то при раздаче сувениров она начисляет НДС так же, как при любой другой передаче права собственности на товары на безвозмездной основе (ст. 146 НК РФ).
С точки зрения налога на прибыль
Учет подарков зависит от того, каким образом происходит вручение данных сувениров.
Если сувениры вручаются не в рамках официального приема
И при ОСН, и при УСН такая передача сувениров третьим лицам (в том числе не являющимся клиентами организации) учитывается в составе нормируемых рекламных расходов (Письмо УФНС по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2).
Для документального подтверждения факта осуществления рекламных расходов, необходимо оформить расходные документы, например, накладную на передачу сувениров работнику, ответственному за их распространение, и отчет этого сотрудника о проделанной работе.
В первичных документах на выбытие вручаемых подарков достаточно указывать только их стоимость и количество без указания адресата. Этот факт подтвердит, что информация о товарах направлена неопределенному кругу лиц, и поэтому такие расходы можно считать расходами на рекламу. Если организация сможет создать такие условия, то можно рассматривать распространение сувенирной продукции в качестве рекламных нормируемых расходов.
Если сувениры вручаются деловым партнерам в рамках официального приема
Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.
Относятся ли к таким расходам затраты на приобретение сувениров (подарков) для деловых партнеров, Налоговый кодекс РФ не разъясняет.
По данному вопросу есть две точки зрения. Официальная позиция Минфина России (Письмо от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136) заключается в том, что расходы на приобретение сувениров для передачи в рамках официального приема не учитываются при налогообложении прибыли, поскольку не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ.
Официальная позиция налоговых органов (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2) позволяет налогоплательщикам учитывать расходы на приобретение сувениров с символикой организации для передачи их на официальном приеме контрагентам. Аналогичное мнение нашло отражение в судебных решениях.
Однако представительские расходы учитываются при определении налоговой базы, только если они экономически обоснованы и документально подтверждены.
Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, являются:
1) приказ руководителя организации о проведении представительского мероприятия (с указанием цели проведения мероприятия и работников организации, которые должны в нем участвовать);
2) смета представительских расходов (там должна фигурировать цена сувенирной продукции);
3) договор на изготовление сувенирной продукции, первичные документы на ее передачу и списание;
4) акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных расходов;
5) отчет по произведенным представительским расходам. В нем должны найти отражение:
цель и результаты проведения представительского мероприятия;
дата и место проведения;
программа мероприятия (в ней должно фигурировать вручение сувениров);
состав приглашенной делегации;
участники принимающей стороны;
величина расходов на представительские цели.
Таким образом, для учета расходов на сувениры в качестве представительских для целей налога на прибыль необходимо документально оформить их должным образом.
Подарки сотрудникам и клиентам
Приближается время новогодних праздников, и каждый год перед бухгалтерами и предпринимателями встают вопросы: как учесть расходы на подарки, можно ли уменьшить налоги и как правильно оформить подарки?
Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»
Дарим подарки сотрудникам
Подарки в Новый год любят получать все. И даже взрослые, которые не верят в Деда Мороза. Особенно приятно получать подарок, подобранный со смыслом. Подарки в бизнес среде не являются исключением.
Традиция дарить подарки сотрудникам повышает лояльность и вовлеченность персонала, обеспечивает позитивный настрой и мотивацию. Сотрудник чувствует проявление заботы и внимания со стороны компании. Все это укрепляет имидж руководителя и обратную связь с коллективом. Причем обеим сторонам будет приятно создать атмосферу новогодней сказки в офисе.
Подарок — это доход работника , полученный в натуральной форме. Поэтому со стоимости подарка физическому лицу даритель-налоговый агент обязан удержать НДФЛ ( п. 1 ст. 210 НК, п. 1 ст. 226 НК ) с того момента, когда общая сумма полученных за налоговый период ( год ) подарков превысит 4 тыс. руб. ( п. 28 ст. 217 НК ).
Со страховыми взносами ситуация неоднозначная. Ранее Минфин придерживался мнения, солидарного с НК.
Если подарок не относится к стимулирующим выплатам , предусмотренным системой оплаты труда, то объекта по страховым взносам не возникает( п. 1 ст. 420 НК ). Выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности и иных вещных прав на имущество, не включаются в базу для начисления страховых взносов ( п. 4 ст. 420 НК ).
К таким договорам и относится договор дарения ( ст. 575 ГК ). Соответственно, в случае передачи работникам подарков по договору дарения объекта обложения страховыми взносами не возникает. Такой же вывод был изложен в письмах Минфина: № 03-15-06/2437 от 20.01.2017 , № 03-15-06/80448 от 04.12.2017 , № 03-15-06/10032 от 15.02.2021 .
Однако, в новом письме от 24.08.2022 № 03-04-06/82478 Минфин заявил, что с подарков работникам нужно платить страховые взносы независимо от источника финансирования . Ведомство указало, что подарки ( наряду с оплатой путевок и билетов на зрелищные мероприятия ) — это выплаты в рамках трудовых отношений, которые не указаны в перечне необлагаемых выплат ( ст. 422 НК ).
Как оформить подарки сотрудникам, чтобы не пришлось доначислять страховые взносы?
Чтобы точно не возникло объекта налогообложения страховых взносов, необходимо соблюсти два правила:
1. Выдача подарков не должна быть связана с трудовой деятельностью ( определение ВС от 18.12.2017 № 309-КГ17-19423 ). Т. е. стоимость подарков не должна зависеть от стажа, должности, квалификации, результатов и качества работы.
Если сумма денежных подарков, которые работодатель вручает к праздникам, зависит от должности и стажа сотрудников, то эти выплаты облагаются страховыми взносами ( постановление АС Волго-Вятского округа от 24.03.2021 № А28-26/2020 ).
2. Оформить договор дарения в письменной форме независимо от стоимости подарка ( ст. 572, 574 ГК ), но не ссылаться в нем на трудовые отношения. Чтобы подтвердить факт дарения, дополнительно подготовьте акт приема-передачи или ведомость , в которой распишутся все сотрудники, получившие подарки.
Дарим подарки клиентам: как оформить и учесть
Подарки можно дарить в различных формах, но в последнее время все чаще используют вариант подарочных сертификатов. Удобство подарка в виде сертификата в том, что не всегда известно о предпочтениях и вкусах клиента. Сертификат дает возможность уделить клиенту внимание, а подарок он выберет на свое усмотрение.
По общему правилу для оформления сертификатов следует издать приказ о вручении подарков .
В приказе стоит указать:
- контрагентов, которые будут получать подарки;
- название подарков;
- их стоимость.
Порядок учета будет зависеть от того, на какой системе налогообложения работает компания, в рамках каких целей передается сертификат и кому ( юридическому или физическому лицу ).
НДС при выдаче подарков следует начислить на их покупную стоимость без НДС . Кроме того необходимо составить счет-фактуру в одном экземпляре — только для себя на все подарки ( в строках 6 — 6б поставить прочерки ). При этом входным НДС можно уменьшить налог, приняв его к вычету.
Можно ли уменьшить прибыль будет зависеть от цели дарения .
Выдача сертификата клиенту к празднику
Подарить клиенту сертификат в преддверии праздника, это отличная возможность напомнить ему о компании, сохранить и удержать внимание. Это универсальный подарок.
Например, можно в качестве подарка вручить клиенту сертификат в книжный магазин, а он уже самостоятельно сделает выбор в пользу книги, которая его заинтересует.
В этом случае в налоговых расходах стоимость подарков учесть нельзя ( ст. 146, 171 НК, письмо Минфина от 18.09.2017 № 03-03-06/1/59819 ).
Выдача сертификата клиенту в рамках рекламной кампании как победителю
В сфере инфобизнеса специалисты могут проводить различные рекламные мероприятия, выбирать победителей и вручать им призы. Конечная цель таких действий — привлечение аудитории с целью последующей продажи своего инфопродукта.
Затраты на приобретение подарочных сертификатов для победителей рекламного мероприятия можно учесть в налоговых расходах для исчисления налога на прибыль. К расходам принимаются затраты в размере не превышающем 1 % выручки от реализации ( пп. 28 п. 1, абз. 5 п. 4 ст. 264 НК ).
Стоимость указанных призов должна учитываться как нормируемые расходы на рекламу ( письмо Минфина от 10.03.2017 № 03-07-11/13704 ).
Выдача сертификата клиенту за выполнение объема покупки
Рассмотрим ситуацию на примере фармацевтической организации. Допустим, клиент-покупатель в течение года совершает покупки в компании и делает план по закупкам или превышает его. В этом случае компания вручает ему подарочный сертификат сторонней организации.
Затраты на приобретение такого сертификата можно учесть в составе внереализационных расходов ( пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК ).
А что делать, если покупатель — физическое лицо?
Если подарок вручается клиенту-физлицу, а его стоимость превышает4 тыс. руб. с НДС , то такой подарок облагается НДФЛ. Если нет возможности удержать НДФЛ, то стоит уведомить об этом ИФНС и самого клиента.
Страховые взносы на подарки начислять не нужно ( ст. 211, 420 НК ).
Можно ли уменьшить налог УСН?
Если организация работает в рамках системы УСН, то расходы на рекламу принимаются с учетом порядка, предусмотренного для расчета налога на прибыль ( абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК ). В таком случае расходы на рекламу для расчета налога на прибыль необходимо учесть в размере не более 1 % выручки от реализации . ( п. 4 ст. 264 НК) .
Подводя итоги скажем, что подарочный сертификат — это универсальный инструмент в бизнес среде для поощрения сотрудников или привлечения внимания клиента. Главное разобраться во всех тонкостях учета расходов, направленных на приобретение таких сертификатов, дабы избежать рисков доначислений и штрафов.
Как правильно учесть новогодние подарки и не переплатить налоги
Несмотря на все проблемы 2020 года, многие российские компании дарят новогодние подарки и проводят корпоративы. И то и другое нужно правильно провести по документам, чтобы не переплатить налоги или даже не получить претензии от налоговой. Разберёмся в этом вопросе на примере десяти разных кейсов. Они условные, но отражают реальные ситуации и вопросы, с которыми сталкиваются предприниматели и компании.
Подарки контрагентам
Кейс №1. Подарки собственного производства с логотипом компании неопределённому кругу лицу. Стоят дороже 100 рублей
Сеть супермаркетов решила перед Новым годом поздравить всех своих партнёров: поставщиков, арендодателей и постоянных посетителей. Дела весь год шли хорошо, и владельцы решили не экономить. Поставщикам подарили наборы за 4000 рублей, всем остальным закупили сувениры за 200 рублей. Все подарки брендированные, чтобы все знали, кто их подарил.
- договор на производство рекламной продукции с логотипом или названием компании;
- приказ о раздаче подарков в рекламных целях поставщикам, покупателям, деловым партнёрам;
- договор дарения на подарки дороже 3000 рублей — всё в соответствии с ГК РФ.
Страховые взносы компания не платила, НДФЛ не считала. У сети супермаркетов, которая работает на общей системе налогообложения (ОСНО), получилось уменьшить налог на прибыль. Компания учла расходы на подарки и сократила свою налоговую нагрузку на максимально возможный 1%.
НДС супермаркет тоже посчитал. Компания дарила подарки собственного производства и НДС считала от себестоимости товара.
Что компания сделала не так?
Компания не оформила договоры дарения на подарки дешевле 3000 рублей. Да, делать это необязательно, но мы очень советуем. Если у налоговой возникнут к компании вопросы, эти договоры очень помогут объяснить происхождение трат.
Компания зря не посчитала НДФЛ. На подарки, которые стоят дороже 4000 рублей (причём лимит учитывается с начала года), нужно рассчитать НДФЛ и сообщить об этом в налоговую.
Что касается НДС, обычно этот налог считается от стоимости производства или приобретения подарков без НДС. Но так как у сети супермаркетов своя продукция, налог начисляется на себестоимость.
На подарки нужен счёт-фактура. Одного экземпляра будет достаточно. Лайфхак: хотите платить налог меньше — покупайте подарки у компаний, которые выбрали для себя ОСНО.
Если бы компания была на упрощённой системе налогообложения (УСН) «доходы минус расходы», то компания также могла бы уменьшить для себя налоговую нагрузку за счёт подарков, но не более чем на 1%.
Кейс №2. Подарки с логотипом компании неопределённому кругу лицу. Стоят дешевле 100 рублей
Кофейня перед Новым годом решила порадовать посетителей: за каждые три стакана кофе с собой покупателям дарят попсокеты. Стоит один такой держатель 60 рублей — дёшево и сердито.
Компания решила не думать о лишних документах и просто закупила 500 попсокетов. Кофейня на УСН «доходы минус расходы», так что собственники планировали сэкономить на налогах и учесть затраты на подарки.
Что компания сделала не так?
Кофейня должна была подготовить документы, которые помогут при общении с налоговой. Это договор на производство рекламной продукции с логотипом или названием компании и приказ о раздаче подарков в рекламных целях. Без этих документов налоговая посчитает, что компания не доплатила налоги. Вдруг это на самом деле товар?
С налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами никаких проблем: их платить не надо. Как организация на УСН, компания поступила здраво: снизила налог, хоть и всего на 1% от выручки — это максимальная ставка.
Если бы руководители бизнеса выбрали ОСНО, принципиальных отличий бы не было. Налог на прибыль разрешается снизить за счёт учёта подарков в статье расходов. Об НДС можно не думать: на подарки стоимостью меньше 100 рублей он не начисляется.
Кейс №3. Подарки неопределённому кругу лиц без логотипа компании
Магазин одежды закупил шапочки для купания и решил дарить их перед Новым годом всем, кто заходит в торговый зал. Так владельцы магазина хотели повысить уровень доверия покупателей. Договоры компания не заключала, сложностей с налогами (компания на УСН) также не испытывала: закупила шапочки — и забыла.
Что компания сделала не так?
В целом довольно странно дарить подарки без логотипа неограниченному кругу лиц. Возможно, есть смысл сделать подарки более узкому кругу. Но раз уж магазин выбрал именно такой путь, нужно было оформить договоры дарения. Это необязательный пункт, но мы рекомендуем его придерживаться, чтобы не теряться, когда у налоговой возникнут вопросы. Такое бывает нечасто, и, конечно, можно не заморачиваться, понадеявшись на случай. Но все знают закон Мёрфи: если что-то может пойти не так, оно обязательно пойдёт не так.
НДФЛ был бы смысл считать, только если с начала года магазин одарил кого-то конкретного подарками общей стоимостью от 40000 рублей. Не нужно платить и страховые взносы. На упрощёнке оформить затраты на подарки в статье расходов не выйдет.
Если бы компания была на ОСНО, налог на прибыль за счёт расходов на подарки не уменьшился бы. Зато пришлось бы озадачиться НДС и посчитать его от стоимости покупки шапочки.
Кейс №4. Подарки контрагенту (как юрлицу) или госслужащему. Стоят дороже 3000 рублей
Бумажная фабрика к Новому году захотела порадовать своего главного партнёра — производителя целлюлозы. Владельцы фабрики решили установить во дворе производителя памятник дереву. Стоит он 10 000 рублей, но чего не сделаешь ради поддержания добрых отношений? Подарок оформили на юридическое лицо.
Что компания сделала не так?
Подарила подарок. Гражданский кодекс РФ запрещает дарить юридическим лицам подарки дороже 3000 рублей. Тот, кто получил подарок, должен всё вернуть — это называется «реституция». Такая же история с подарками для госслужащих, но в этом случае могут заподозрить во взятке.
Кейс №5. Подарок с логотипом компании контрагенту (как юрлицу) или конкретному сотруднику в рамках официального приёма. Стоит дешевле 3000 рублей
Строительная компания устроила вечер, на котором собрала застройщиков, подрядчиков, агентов недвижимости. Всем им фирма приготовила подарки. Презенты получились универсальными: наборы с канцелярией по 1500 рублей каждый.
Компания составила приказ о проведении мероприятия, смету расходов, договор на изготовление сувенирки (вместе с ним счёт-фактуру, накладную и акт) и акт об осуществлении представительских расходов. Поскольку компания на ОСНО, владельцы предложили бухгалтеру уменьшить налог на прибыль с помощью затрат на предприятие. Но бухгалтер сказала, что так делать нельзя, и наотрез отказалась что-то менять в привычной работе.
Что компания сделала не так?
Все документы оформлены верно, но важно не забыть после проведения приёма написать отчёт о мероприятии. Ещё раз расскажите о целях мероприятия и каких результатов удалось достичь с его помощью. Чаще всего эти формулировки пересекаются с тем, что написано в приказе. Если набор стоил бы дороже 3000 рублей, понадобился бы договор дарения.
С налогом на прибыль бухгалтер компании сильно ошиблась. Эти расходы можно записать в категорию представительских и тем самым уменьшить налог на прибыль. Сумма должна составлять не больше 4% от фонда оплаты труда.
Если бы фирма была на УСН, записать подарки в статью расходов не получилось бы.
Кейс №6. Подарок контрагенту (как юрлицу) или конкретному сотруднику не в рамках официального приёма и/или без логотипа
Фитнес-клуб решил подарить всем своим партнёрам смеси для приготовления протеиновых блинов. Владельцы закупили смеси по 700 рублей и отправили их курьером. Из документов у фитнес-клуба была только ведомость, по которой отправляли подарки. НДФЛ клуб не рассчитывал, страховые взносы не платил. Взносы в страховую клуб не делал, оплатил только НДС.
Что компания сделала не так?
Помимо ведомости, нужно было составить приказ о раздаче подарков в рекламных целях. Если бы подарок стоил дороже 3000 рублей, тогда ещё и договор дарения.
НДФЛ нужно считать, только если стоимость презентов больше 4000 рублей на человека (считайте подарки за весь год). Рассчитывайте НДФЛ и сообщайте об этом в налоговую.
При дарении юридическому лицу НДФЛ считать не нужно. Компания работает по ОСНО, но в этом случае учесть подарки в статье расходов нельзя. То же самое ждало бы клуб и на УСН.
Подарки сотрудникам и их детям
Кейс №7. Подарки дарятся в рамках трудовых отношений
Адвокатское бюро работает только первый год. Владельцы компании сразу решили, что хотят относиться к своим сотрудникам не как все. Так в трудовом договоре появилась строчка о вознаграждении сотрудников, а вместе с ней — трудовые отношения, обязывающие дарить подарки.
Бюро подготовило приказ о выдаче подарков. Там прописано всё: от причины вручения до списков сотрудников и стоимости подарков. Бюро не забыло и про ведомость, по которой раздало подарки.
От стоимости подарка компания даже посчитала НДФЛ и удержала его с каждого работника, так что прямо в следующую после Нового года зарплату всех ждал сюрприз: она была меньше (на 13% от стоимости подарка).
Страховые взносы адвокатское бюро рассчитало от стоимости всех подарков. Бюро находится на УСН, и у организации получилось уменьшить налог, когда стоимость подарков зачли в расходах.
Что компания сделала не так?
С точки зрения документооборота адвокатское бюро поступило абсолютно правильно. Единственное, к чему здесь возникают вопросы, — рвение руководства документально закрепить право сотрудников на подарки. Такая стратегия рискованна. Да, в этом году дела у бюро шли отлично и администрация компании сохранила благостное расположение духа. Но может быть и иначе — тогда от былой щедрости не останется и следа. Изменить локальные нормативные документы, которыми можно регулировать вознаграждения за трудовую деятельность, не получится без согласия сотрудников.
Кейс №8. Подарки дарятся не в рамках трудовых отношений
Салон красоты подготовил подарки своим мастерам. Решение это было спонтанное: в локальных документах компании нет ни слова про поощрение сотрудников. Руководство закупило десять подарков: четыре за 4000 рублей и шесть за 2000 рублей.
Владельцы решили, что подарки сотрудникам — это их внутреннее дело, и не стали оформлять их документально: купили, подарили и забыли. Правда, сообразили удержать НДФЛ со счастливчиков, которым достались подарки за 4000 рублей.
Что компания сделала не так?
Всё пошло не так с момента, когда в компании подумали, что подарки сотрудникам никого больше не касаются. Так можно думать до первых вопросов налоговой.
Нужно было подготовить приказ о выдаче подарков, там прописать причину, имена сотрудников и стоимость подарков. В качестве приложения к договору нужна ведомость с подписями работников, которые уже получили презент. А чтобы ни у кого не осталось сомнений, что это жест доброй воли, не связанный с трудовыми отношениями, заключите договоры дарения. Особенно на часть подарков, которая стоит дороже 3000 рублей. Если заключать десять договоров дарения слишком энергозатратно, можно составить один договор, в котором будет список работников, и приложить ведомость к нему.
Салон работает по упрощёнке: учитывать стоимость подарков в качестве расходов нельзя. Если бы салон работал на ОСНО, налог на прибыль также снизить бы не получилось. Что касается НДС, то здесь стандартная схема: производите товар сами — начисляете налог на себестоимость, закупаете — начисляете на стоимость покупки без НДС.
Корпоратив
Кейс №9. На корпоративе будут представители других компаний
Офис крупной аптечной сети не готов отказываться от корпоратива, его же все так долго ждали. Более того, чтобы поднять настроение после непростого года, руководство компании решило устроить грандиозный приём и для коллег по рынку. Администрация сети решила заморочиться и провести корпоратив правильно, со всей документацией — всё-таки коллеги придут.
Оформили приказ, в котором указали цель мероприятия и список работников. Подготовили смету расходов. Подписали акт о фактических представительских расходах. И даже про постпраздничный отчёт не забыли и рассказали, каких целей достигли во время корпоратива. Деловых, конечно же.
Аптечная сеть посчитала НДФЛ каждому участнику корпоратива (работающему в компании), который был прописан в документах. По ОСНО, на которой работает аптечная сеть, получилось учесть расходы на корпоратив как представительские — правда, в рамках 4% от затрат на оплату труда, но тоже приятно.
Вычет по расходам компания заявила с части, которую можно учитывать при расчёте налога на прибыль по нормативу.
Что компания сделала не так?
Компания могла не удерживать НДФЛ. Можно было сделать иначе. Если бы в документах бухгалтер компании не указал расходы на человека, то необходимость в уплате налога на доходы физлиц пропала бы автоматически. Страховые взносы аптечная сеть не заплатила — и это правильно. К НДС и налогу на прибыль тоже никаких вопросов.
Если бы аптечная сеть работала на УСН, то не смогла бы учесть расходы в качестве представительских.
Кейс №10. Компания, которая не захотела в предновогоднем цейтноте готовить все документы
Типография хочет провести корпоратив, а тратить время на бюрократию не хочет. В итоге из документов типография подготовила только договор о проведении мероприятия, счёт на оплату и акт оказания услуг. При этом ни в одном из документов не было списка работников типографии, которые идут на корпоратив.
НДФЛ типография не считала, не удерживала, в налоговую о нём не заявляла. Налог на прибыль уменьшить не пыталась, НДС к вычету тоже не принимала.
Что компания сделала не так?
Типография сделала всё так, как надо! Всё-таки в предпраздничные дни нужно думать о более важных вещах, чем оформление корпоратива. Трёх документов для отчётности хватит. Если в них не указано количество и фамилии сотрудников, стоимость корпоратива на одного человека, то НДФЛ удерживать не нужно. По этой же причине не нужно делать страховые взносы.
Правда, поскольку типография на ОСНО, затраты на корпоратив в расходы не пойдут: недостаточно документации. НДС по расходам к вычету тоже не принимают.
Вручение новогодних подарков деловым партнерам: как отразить в 1С
Действующее законодательство не запрещает организациям делать подарки своим деловым партнерам (юридическим лицам – клиентам, покупателям, поставщикам) и их представителям (физическим лицам). Обычно целью вручения подарков является поддержание положительного имиджа организации и укрепление деловых связей, а вручение подарков приурочивается к праздничным и знаменательным датам.
Безвозмездная передача вещей в собственность другой стороны с гражданско-правовой точки зрения является дарением (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Если дарителем является юридическое лицо и стоимость подарка превышает три тысячи рублей, договор дарения должен быть совершен в письменной форме (п. 2 ст. 574 ГК РФ).
В соответствии со ст. 575 ГК РФ стоимость подарков ограничивается 3 000,00 руб. в отношениях между коммерческими организациями, а также в отношении получателей-физлиц, замещающих государственные и муниципальные должности, являющихся государственными и муниципальными служащими или служащими банка России, в связи с их должностным положением и исполнением служебных обязанностей.
Бухгалтерский учет подарков
Порядок отражения в бухгалтерском учете приобретенных организацией подарков к праздничным датам для своих деловых партнеров и их представителей нормативно не установлен и должен быть закреплен в учетной политике организации. На практике применяется несколько вариантов:
- стоимость приобретенных подарков относится в момент приобретения на счет прочих расходов 91.2 «Прочие расходы» (п. 12 ПБУ 10/99), а для контроля за движением подарков организуется их учет на забалансовом счете;
- приобретенные подарки учитываются в составе материально-производственных запасов на счете 10 «Материалы»;
- приобретенные подарки учитываются в составе товаров на счете 41 «Товары».
Если подарки к праздничным датам по учетной политике организации учитываются как МПЗ или товары и их стоимость не была учтена в расходах ранее в момент приобретения, то их стоимость включается в прочие расходы при передаче получателю (абз. 5 п. 11, п. 16 ПБУ 10/99).
Сумма исчисленного с безвозмездной передачи подарков НДС учитывается в прочих расходах (абз. 5 п. 11, п. 16 ПБУ 10/99) и отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 91.02 «Прочие расходы» и кредиту 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на добавленную стоимость».
Налоговый учет подарков
Стоимость безвозмездно переданных подарков не учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина РФ от 18.09.2017 № 03-03-06/1/59819). Доходов, признаваемых в целях главы 25 НК РФ, у передающей стороны также не возникает (письмо Минфина России от 27.10.2015 № 03-07-11/61618).
По общему правилу в целях учета НДС безвозмездная передача имущества (в данном случае дарение подарков) является реализацией и облагается НДС (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В связи с этим следует учитывать:
- НДС, предъявленный поставщиком при приобретении подарков, принимается к вычету в общем порядке, т. к. они используются в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
- В налоговом периоде, когда произошла передача подарков, необходимо исчислить и уплатить в бюджет НДС с их рыночной стоимости (п. 2 ст. 154, ст. 105.3 НК РФ). При определении налоговой базы по НДС при безвозмездной передаче товаров можно применять цены, указанные в первичных учетных документах по этой операции (письмо Минфина России от 04.10.2012 № 03-07-11/402). Моментом определения налоговой базы является день передачи подарка получателю (пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ).
- Суммы НДС, исчисленные при передаче подарков, в расходы по налогу на прибыль не включаются (п. 16 ст. 270 НК РФ).
- Если подарки вручаются физическим лицам, то, поскольку они не являются плательщиками НДС, счета-фактуры при передаче им подарков в адрес каждого физического лица можно не выставлять, а для отражения операции в книге продаж составить бухгалтерскую справку-расчет или сводный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по указанным операциям (письмо Минфина России от 08.02.2016 № 03-07-09/6171).
Подарки, полученные физическими лицами от организаций, не облагаются НДФЛ при условии, что общая стоимость полученных физическим лицом в течение налогового периода (календарного года) подарков не превышает 4 000 руб. (10 000 руб. для отдельных категорий граждан) (ст. 216, п. 28 ст. 217 НК РФ, п. 33 ст. 217 НК РФ). Если размер подарков, переданных одному и тому же физическому лицу, в течение налогового периода не превысит 4 000 руб. (10 000 руб. для отдельных категорий граждан), то организация не признается в отношении этого физического лица налоговым агентом и не обязана предоставлять в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 230 и п. 5 ст. 226 НК РФ сведения о его доходах (совместное письмо ФНС и Минфина РФ от 19.01.2017 № БС-4-11/787@).
Представители деловых партнеров организации не состоят с организацией в трудовых отношениях, подарки передаются им в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности на имущество. На этом основании стоимость врученных подарков не облагается страховыми взносами (п. 4 ст. 420 НК РФ, п. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Учитывая, что порядок признания стоимости подарков в расходах в бухгалтерском и налоговом учете различен (в бухгалтерском учете расходы признаются, а в налоговом – нет), в соответствии с ПБУ 18/02 в оценке расходов возникнет постоянная разница и будет признано соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (ПНО). На счетах бухгалтерского учета признание ПНО отражается записью: Дт 99 «Прибыли и убытки» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Оформление подарков в 1С:Бухгалтерии 8 ред. 3.0
Организация ООО «АвтоРемонт» закупила подарки к Новому году для наиболее значимых представителей (работников) своих деловых партнеров: термокружки Xiaomi в количестве 50 штук на общую сумму 59 000,00 руб., в т. ч. НДС 18% 9 000,00 руб. Подарки были вручены 24 декабря 2018 года. Стоимость одного подарка составила 1 180 руб., в т. ч. НДС 18% 180,00 руб.
По учетной политике организации подарки к праздничным датам до их выдачи получателям учитываются на счете 10.01 «Материалы».
ООО «АвтоРемонт» использует общую систему налогообложения (ОСН), метод начисления и ПБУ 18/02 (в текущей редакции).