Протокол скидки к фиксированной цене как оформить
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
от 14 февраля 2019 г. N АК/11005-ПР/19
(КОНТРАКТОВ) НА ПОСТАВКУ ПРОДУКЦИИ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛНЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА С УЧЕТОМ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ,
ПОСТАВЛЯЕМУЮ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ,
УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 02.12.2017 N 1465
В связи с вступлением в силу с 1 января 2018 года постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» ФАС России направляет информацию о некоторых вопросах применения указанного постановления Правительства Российской Федерации.
Государственное регулирование цен на товары, работы, услуги (далее — продукция), поставляемые в соответствии с государственными контрактами (контрактами) по государственному оборонному заказу, осуществляется в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 (далее — Положение N 1465).
Основные требования к государственным контрактам (контрактам), заключаемым в целях исполнения государственного оборонного заказа, определены Положением о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1275 (далее — Положение N 1275).
В соответствии с пунктом 16 Положения N 1275 в государственном контракте, заключаемом с единственным исполнителем, указывается вид цены на поставляемую продукцию в соответствии с Положением N 1465. При этом в зависимости от вида цены на продукцию рекомендуется:
а) устанавливать твердую цену государственного контракта — в случае, если государственным контрактом устанавливается фиксированная цена на продукцию;
б) указывать ориентировочное значение цены государственного контракта, в том числе предельное ориентировочное значение цены государственного контракта по согласованию между государственным заказчиком и единственным исполнителем, — в случае, если государственным контрактом устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию;
в) указывать формулу цены и максимальное значение цены государственного контракта — в случае, если государственным контрактом устанавливается цена на продукцию, возмещающая издержки.
Согласно пункту 17 Положения N 1275 в случае если в государственном контракте, заключаемом с единственным исполнителем, устанавливается фиксированная цена на продукцию и твердая цена государственного контракта, в такой государственный контракт включаются условия, указанные в пункте 15 Положения N 1275.
В случае если в указанном государственном контракте устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию или цена на продукцию, возмещающая издержки, в таком государственном контракте устанавливаются срок и условия действия соответствующего вида цены, а также порядок изменения этого вида цены на фиксированную цену. Одновременно с определением значения фиксированной цены на продукцию устанавливается твердая цена государственного контракта, которая не изменяется до окончания срока его действия.
Государственный контракт, заключаемый с единственным исполнителем, содержит расчет и обоснование цены государственного контракта с указанием и обоснованием применяемого метода расчета цены, а также прогнозную цену на продукцию, если она определялась при формировании государственного оборонного заказа на соответствующий год и плановый период.
В случае формирования цены продукции с применением метода индексации по статьям затрат в государственном контракте (контракте), следует указывать предусмотренные пунктом 33 Положения N 1465:
а) перечень статей, величина затрат головного исполнителя (исполнителя) по которым определяется путем их индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;
б) перечень статей, величина затрат головного исполнителя (исполнителя) по которым на приобретение товаров, работ, услуг у организаций, занимающих доминирующее положение в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», для календарных лет, следующих за базовым годом, могут быть определены затратным методом с учетом планируемых и (или) фактических расходов головного исполнителя (исполнителя);
в) перечень статей, величина затрат головного исполнителя (исполнителя) по которым не индексируются, а рассчитываются для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при расчете базовой цены единицы продукции.
В соответствии с пунктом 43 Положения N 1465 в случае применения при заключении государственного контракта ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, в таком государственном контракте устанавливаются срок ее действия, условия уточнения, а также порядок перевода соответствующего вида цены в фиксированную цену с учетом пунктов 46 — 52 Положения N 1465.
Условиями государственного контракта на поставку продукции, цена на которую является ориентировочной (уточняемой), может быть установлено предельное значение цены государственного контракта в случае взаимного согласия государственного заказчика и единственного поставщика.
В государственных контрактах на поставку продукции с применением цены на продукцию, возмещающей издержки, в обязательном порядке устанавливаются предельное значение цены государственного контракта и формула цены.
В соответствии с пунктом 44 Положения N 1465 условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену должны предусматривать возможность установления значения фиксированной цены как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, установленной государственным контрактом.
Таким образом, в государственном контракте (контракте), заключенном с применением ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, необходимо устанавливать постатейный порядок перевода соответствующего вида цен в фиксированную цену с указанием применяемых методов расчета каждой статьи затрат, в том числе:
— перечень статьей, величина затрат головного исполнителя (исполнителя) по которым при переводе из одного вида цены в другой определяется исходя из экономически обоснованных и документально подверженных фактических затрат;
— перечень статей, величина затрат головного исполнителя (исполнителя) по которым рассчитывается для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при установлении ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки;
— перечень статей, величина затрат головного исполнителя (исполнителя) по которым определяется путем их индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;
— иные согласованные сторонами государственного контракта (контракта) условия перевода соответствующего вида цен в фиксированную цену, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
В связи с изложенным ФАС России считает целесообразным предусмотреть соответствующие положения в типовых формах государственных контрактов, заключаемых государственными заказчиками в целях исполнения государственного оборонного заказа.
Протокол скидки к фиксированной цене как оформить
III. Порядок и условия применения видов цен
на продукцию и перевода в фиксированную цену других видов
цен на эту продукцию
39. Виды цен на продукцию, установленные статьей 11 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», применяются в отношении продукции, указанной в подпунктах «а» — «г» пункта 6 настоящего Положения, при заключении государственных контрактов в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика, а также могут применяться при заключении контрактов с поставщиками, входящими в кооперацию головного исполнителя государственного контракта по государственному оборонному заказу на поставку продукции, указанной в подпункте «д» пункта 6 настоящего Положения, при отборе которых не использовались конкурентные способы определения поставщиков, и при исполнении этих государственных контрактов (контрактов).
40. Виды цен на продукцию определяются:
а) при определении прогнозных цен в соответствии с разделом V настоящего Положения;
б) при определении цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, в соответствии с разделами VII и VIII настоящего Положения.
41. Цена на продукцию в государственном контракте может устанавливаться в виде ориентировочной (уточняемой) цены, фиксированной цены или цены, возмещающей издержки.
Выбор вида цены на продукцию осуществляется с учетом:
а) наличия исходных данных для определения экономически обоснованной цены на продукцию;
б) минимизации рисков неисполнения единственным поставщиком государственного контракта в зависимости от срока, на который он заключается;
в) длительности технологического цикла и серийности производства продукции;
г) особенностей отдельных видов продукции и технологических особенностей их производства;
д) вида работ, услуг, предусматриваемых при формировании государственного оборонного заказа и заключении государственного контракта.
42. Ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию или цена на продукцию, возмещающая издержки, применяется при заключении государственного контракта, если не имеется достаточных исходных данных для определения фиксированной цены на эту продукцию, в том числе:
а) при поставках продукции с технологическим циклом производства свыше 3 лет;
б) при заключении государственного контракта на поставку продукции на срок более 3 лет;
в) по согласованию с государственным заказчиком при заключении государственного контракта на поставку продукции с технологическим циклом производства менее 3 лет;
г) при выполнении ремонта, сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники, если на момент заключения государственного контракта отсутствуют точные данные по объему работ;
д) в сфере ядерного оружейного комплекса и в области космической деятельности (в части, касающейся создания и использования космической техники, элементов космической инфраструктуры для осуществления научных космических исследований, включая наблюдение за явлениями и объектами в космическом пространстве), если у единственного поставщика и государственного заказчика нет данных, необходимых для определения экономически обоснованной цены, кроме отдельных характеристик, обозначенных в техническом задании и (или) иной нормативно-технической документации, определяющей требования к продукции по государственному оборонному заказу;
е) при заключении государственного контракта на проведение научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям разработки новых образцов продукции по государственному оборонному заказу и (или) на осуществление поисковых исследований по таким направлениям, если на момент заключения государственного контракта невозможно определить величину затрат, связанных с выполнением этих работ.
43. В случае применения при заключении государственного контракта ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, в таком государственном контракте устанавливаются срок ее действия, условия уточнения, а также порядок перевода соответствующего вида цены в фиксированную цену с учетом пунктов 46 — 52 настоящего Положения.
Условиями государственного контракта на поставку продукции, цена на которую является ориентировочной (уточняемой), может быть установлено предельное значение цены государственного контракта в случае взаимного согласия государственного заказчика и единственного поставщика.
В государственных контрактах на поставку продукции с применением цены на продукцию, возмещающей издержки, в обязательном порядке устанавливаются предельное значение цены государственного контракта и формула цены.
44. Условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену должны предусматривать возможность установления значения фиксированной цены как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, установленной государственным контрактом.
Условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену могут предусматривать применение обоснованных экономических показателей и нормативов, используемых для расчета цены продукции, на уровне плановых (расчетных) значений, сформированных на этапе заключения государственного контракта, в случае если это предусмотрено его условиями.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.03.2021 N 390)
При этом в случае, если требуется увеличение цены государственного контракта в связи с увеличением цены на продукцию при переводе в фиксированную цену других видов цен на эту продукцию, в дополнительном соглашении устанавливаются отлагательные условия завершения расчетов по государственному контракту, предусматривающие осуществление оплаты такой продукции в срок не более 30 календарных дней с даты внесения в государственный оборонный заказ необходимых изменений, подготовку которых осуществляет государственный заказчик в установленном порядке.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2020 N 481)
(см. текст в предыдущей редакции)
45. Фиксированная цена на продукцию применяется при заключении государственного контракта во всех случаях, когда настоящим Положением не предусмотрено применение других видов цен.
Фиксированная цена на продукцию определяется в государственном контракте на весь срок его действия и может быть пересмотрена в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Фиксированная цена на продукцию устанавливается также на завершающем этапе выполнения государственного контракта, в котором на продукцию установлена ориентировочная (уточняемая) цена.
46. В случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом предусмотрены такие этапы) устанавливается фиксированная цена на продукцию. Фиксированная цена работ (услуг) по ремонту и сервисному обслуживанию по государственным контрактам, объем работ (оказания услуг) по которым не определен до их фактического выполнения, устанавливается не позднее 2 месяцев после определения фактического объема работ.
(п. 46 в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2022 N 935)
(см. текст в предыдущей редакции)
47. Для перевода в фиксированную цену других видов цен на продукцию с учетом необходимости соблюдения срока перевода этих видов цен в фиксированную, установленного пунктом 46 настоящего Положения, единственный поставщик направляет государственному заказчику обращение с предложением о переводе соответствующего вида цены на продукцию в фиксированную цену с приложением обосновывающих документов.
При этом единственным поставщиком представляются обосновывающие документы в объеме, необходимом для заключения государственного контракта на поставку продукции, в соответствии с разделом VII или VIII настоящего Положения (в зависимости от необходимости регистрации цены на продукцию после перевода соответствующего вида цены на нее в фиксированную цену).
48. Обосновывающие документы представляются с использованием уточненных исходных данных, необходимых для определения экономически обоснованной цены на продукцию, отсутствовавших на момент ее определения.
В случае применения затратного метода единственный поставщик в дополнение к обосновывающим документам, предусмотренным разделом VII или VIII настоящего Положения, по запросу государственного заказчика (либо военного представительства Министерства обороны Российской Федерации или иного государственного заказчика, уполномоченного осуществлять свою деятельность в организации) представляет:
а) по приобретенным материалам, покупным комплектующим изделиям (полуфабрикатам), покупному специальному оборудованию, покупной специальной технологической оснастке и по осуществленным командировкам — расшифровки фактических затрат с указанием величины затрат и приложением копий первичных документов (договоры, протоколы, счета и др.);
б) по работам (услугам), выполняемым сторонними организациями, принятым головным исполнителем (заказчиком этих работ), — технические акты и акты сдачи-приемки работ (услуг), утвержденные головным исполнителем (заказчиком этих работ);
в) обоснование фактически осуществленных затрат, необходимых для определения фиксированной цены на продукцию, за исключением затрат, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, — документы, подтверждающие эти затраты;
г) обоснование плановой цены продукции — обосновывающие документы в составе предложения о цене с учетом уточнения исходных данных, необходимых для определения экономически обоснованной цены, отсутствовавших на момент ее определения.
49. При использовании метода индексации по статьям базовых затрат для перевода ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены на эту продукцию, возмещающей издержки, в фиксированную цену единственный поставщик представляет расчет цены на продукцию, произведенный на основании величин базовых затрат в составе базовой цены единицы продукции в соответствии с порядком применения метода индексации по статьям базовых затрат, предусмотренным разделом II настоящего Положения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.08.2021 N 1388)
(см. текст в предыдущей редакции)
При этом в случае отсутствия существенных изменений условий поставки (в том числе производства) продукции цена на продукцию уточняется с использованием величин основных экономических показателей, установленных в составе базовой цены единицы продукции (в том числе уровней среднемесячной заработной платы, общепроизводственных, общехозяйственных и внепроизводственных расходов, плановой рентабельности (прибыли), дополнительной заработной платы, транспортно-заготовительных расходов, объемов средств резервов, сформированных для обеспечения безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, других показателей).
50. При переводе ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены на продукцию, возмещающей издержки, в фиксированную цену в случае, если эта цена в соответствии с разделом VII настоящего Положения подлежит регистрации, государственный заказчик в течение 20 рабочих дней со дня получения обращения о переводе указанных видов цены на продукцию в фиксированную цену рассматривает представленные документы, осуществляет проверку расчета цены на продукцию и по результатам проверки готовит заключение с необходимыми обоснованиями.
Срок подготовки заключения государственного заказчика исчисляется со дня получения всех документов, представление которых предусмотрено в составе обращения о необходимости перевода в фиксированную цену других видов цен на продукцию в соответствии с пунктом 48 настоящего Положения.
Государственный заказчик может проводить консультации с единственным поставщиком и (или) запрашивать у него дополнительные информацию и документы, связанные с определением цены на продукцию.
В случае несогласия государственного заказчика с ценой продукции, предложенной единственным поставщиком, государственный заказчик в целях урегулирования имеющихся разногласий формирует и направляет единственному поставщику заключение о цене на продукцию, содержащее мотивированное обоснование причин несогласия с предложенной ценой, а в случае применения единственным поставщиком затратного метода определения цены — мотивированное обоснование причин несогласия с предложенными размерами затрат и обоснование сумм изменения затрат по каждой статье (подстатье) калькуляции единицы продукции со ссылкой на соответствующие нормативные документы.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2022 N 935)
Форма заключения о цене на продукцию устанавливается государственным заказчиком по согласованию с Федеральной антимонопольной службой. Для продукции в сфере ядерного оружейного комплекса форму заключения о цене на продукцию устанавливает Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2022 N 935)
Заключение, а также документы, полученные от единственного поставщика, государственный заказчик направляет в Федеральную антимонопольную службу для регистрации цены на продукцию. Указанные документы представляются на бумажном носителе и в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц.
Копии направляемых в Федеральную антимонопольную службу заключения, подписанного протокола цены единицы продукции, а в случае применения единственным поставщиком затратного метода определения цены — также копию подписанной плановой калькуляции затрат государственный заказчик одновременно направляет единственному поставщику.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2022 N 935)
Заключение соответствующего дополнительного соглашения к государственному контракту осуществляется государственным заказчиком и единственным поставщиком в течение 10 рабочих дней со дня получения решения Федеральной антимонопольной службы о регистрации цены на продукцию.
При этом в случае, если требуется увеличение цены государственного контракта в связи с увеличением цены на продукцию при переводе в фиксированную цену других видов цен на эту продукцию, в дополнительном соглашении устанавливаются отлагательные условия завершения расчетов по государственному контракту, предусматривающие осуществление оплаты такой продукции в срок не более 30 календарных дней с даты внесения в государственный оборонный заказ необходимых изменений, подготовку которых осуществляет государственный заказчик в установленном порядке.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2020 N 481)
(см. текст в предыдущей редакции)
51. В случае если регистрация цены на продукцию не требуется после перевода в фиксированную цену ориентировочной (уточняемой) цены на эту продукцию либо цены на нее, возмещающей издержки, государственный заказчик в течение 20 рабочих дней со дня получения обращения о переводе любого из указанных видов цены на продукцию в фиксированную цену рассматривает представленные документы, осуществляет проверку расчета цены на продукцию и определяет по согласованию с единственным поставщиком ее фиксированную цену.
В случае несогласия государственного заказчика с ценой продукции, предложенной единственным поставщиком, государственный заказчик в целях урегулирования имеющихся разногласий формирует и направляет единственному поставщику заключение о цене на продукцию, содержащее мотивированное обоснование причин несогласия с предложенной ценой, а в случае применения единственным поставщиком затратного метода определения цены — мотивированное обоснование причин несогласия с предложенными размерами затрат и обоснование сумм изменения затрат по каждой статье (подстатье) калькуляции единицы продукции со ссылкой на соответствующие нормативные документы.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2022 N 935)
Форма заключения о цене на продукцию устанавливается государственным заказчиком по согласованию с Федеральной антимонопольной службой. Для продукции в сфере ядерного оружейного комплекса форму заключения о цене на продукцию устанавливает Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2022 N 935)
Заключение соответствующего дополнительного соглашения к государственному контракту осуществляется государственным заказчиком и единственным поставщиком в течение 30 рабочих дней со дня получения обращения о необходимости перевода цены продукции в фиксированную с учетом положений пункта 164 настоящего Положения.
При этом в случае, если требуется увеличение цены государственного контракта в связи с увеличением цены на продукцию при переводе в фиксированную цену других видов цен на эту продукцию, в дополнительном соглашении устанавливаются отлагательные условия завершения расчетов по государственному контракту, предусматривающие осуществление оплаты такой продукции в срок не более 30 календарных дней с даты внесения в государственный оборонный заказ необходимых изменений, подготовку которых осуществляет государственный заказчик в установленном порядке.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2020 N 481)
(см. текст в предыдущей редакции)
52. При установлении фиксированных цен на продукцию, поставляемую в рамках отдельных этапов государственного контракта (контракта), условиями которого устанавливается предельная величина цены государственного контракта и (или) ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены на продукцию, возмещающей издержки, в цены последующих этапов могут вноситься изменения в пределах установленного предельного значения цены государственного контракта.
53. Отраслевые органы совместно с государственными заказчиками вправе разрабатывать и по согласованию с Федеральной антимонопольной службой утверждать в установленном порядке методические рекомендации по выбору видов цен на продукцию и их применению в соответствии с настоящим Положением, позволяющие учитывать отраслевые особенности производства отдельных видов продукции по государственному оборонному заказу.
Протокол согласования договорной цены
Составление протокола согласования договорной цены происходит в тех случаях, когда определить окончательную стоимость договора на этапе его заключения не представляется возможным. Протокол не имеет строго обязательного назначения (его можно заменить, например, дополнительным соглашением к договору), но в некоторых случаях именно он позволяет наиболее оптимальным и быстрым способом утвердить финансовые отношения между сторонами.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
В каких случаях составляется протокол согласования стоимости
В большинстве своем заказчики и исполнители стремятся прописать все условия сделки, в том числе и цену непосредственно в договоре. Однако встречаются ситуации, когда сделать это в определенный момент времени просто невозможно.
Такое, как правило, бывает при заключении договоров, выполнение которых носит многоступенчатый характер, например, связанных со строительными работами.
Часто они бывают растянуты на достаточно длительный период и исполнитель не может сразу предусмотреть регулярно меняющуюся стоимость некоторых услуг, материалов и т.д. Именно поэтому в основном договоре отражается их приблизительная цена на текущее время, а окончательная устанавливается протоколом согласования договорной цены, когда все параметры обретают ясность и точность.
Таким образом, основная цель создания данного протокола, составляемого между двумя сторонами и являющегося неотъемлемым приложением к договору — зафиксировать стоимость услуг, работ или товаров, не внося изменений в основной документ.
При этом критерии и условия формирования окончательной стоимости должны быть указаны в самом договоре.
Следует отметить, что по сложившейся в России практике, наличие протокола согласования договорной цены достаточно часто позволяет решить возникающие между предприятиями вопросы и разногласия оптимальным образом, особенно в тех случаях, когда дело доходит до судебной инстанции. При этом важно, чтобы цена, указанная в протоколе имела под собой достаточно четкие и веские документальные обоснования и соответствовала среднерыночным показателям.
Сколько раз можно писать протокол согласования цены к одному договору
По сути дела закон никак не ограничивает количество таких документов. Дело в том, что часто так называемые «рамочные» договоры предусматривают целый комплекс услуг, стоимость которых нельзя определить заранее. В этом случае в договоре указывается достаточно примерная общая цена и затем, к каждой из прописанных в нем позиций, составляется отдельный протокол согласования договорной цены.
Подписание таких протоколов дает возможность значительно оптимизировать документооборот между предприятиями, поскольку данные протоколы не изменяют условий договора, а, по сути, лишь уточняют и подтверждают их.
Можно ли оспорить протокол
Если одна сторона договорных отношений высылает другой протокол согласования с ценами, которые не устраивают вторую сторону, протокол можно и не подписывать, добиваясь изменения указанных в нем значений. Но если документ между предприятиями заверен надлежащим образом, оспорить его можно будет только в судебном порядке. Именно поэтому, прежде чем подписывать данный документ, следует убедиться в том, что вся указанная в нем информация полностью всех устраивает.
Кто составляет протокол
Обычно непосредственным составителем протокола согласования цены является представитель со стороны исполнителя:
- юрисконсульт,
- менеджер структурного подразделения,
- секретарь организации.
После того, как в документе указывается окончательная уточненная стоимость, данный сотрудник передает протокол на утверждение директору предприятия, без подписи которого он не приобретет законной силы. Затем протокол отправляется заказчику, который, при условии согласия с внесенной в него ценой, также должен подписать его на уровне руководства.
Образец протокола согласования договорной цены
Унифицированной формы протокола нет, пишется он в произвольном виде, или по образцу, утвержденному в учетной политике фирмы. При этом есть моменты, которые в протоколе согласования цены указывать нужно обязательно:
- наименование документа,
- номер,
- дату и место его создания,
- полные название предприятий, между которыми заключен договор.
- следует указать суть достигнутого соглашения, а именно вписать точную стоимость товаров, услуг или работ, предусмотренных договором.
После достижения согласия в данном вопросе, именно это значение должно быть указано в счете, который выставляет исполнитель заказчику.
Протокол может иметь сколько угодно пунктов. Например, в качестве дополнительной информации можно указать условия проплаты денежных средств (будут они выплачиваться в полном объеме единовременно или несколькими частями поэтапно и т.п.).
При необходимости к протоколу можно приложить и бумаги, подтверждающие условия формирования окончательной стоимости товаров или услуг.
Правила оформления протокола
Как и составление протокола, его оформление полностью отдается на откуп организациям: документ можно писать на простом листе формата А4 или на фирменном бланке предприятия, причем как в рукописном, так и в печатном виде. Протокол должен быть в обязательном порядке заверен подписями руководителей обеих сторон, участвующих в договоре или их представителями.
Заверять протокол печатями на сегодняшний день строгой необходимости нет, т.к. начиная с 2016 года юридические лица освобождены от требования закона удостоверять свои документы при помощи печатей и штампов.
Порядок содержания и хранения протокола
После окончательного оформления и визирования протокол, как приложение к договору, должен храниться в отдельной папке, доступ к которой надо ограничить. Когда актуальность его будет утрачена, его следует передать на хранение в архив организации, где он должен содержаться на протяжении периода, установленного для такого рода бумаг , после чего его можно утилизировать.
ФАС разъяснила, как заключать контракты по гособоронзаказу
ФАС выложила Письмо № АК/11005-ПР/19 от 14.02.2019, в котором разъяснила, как заключать госконтракты на поставку продукции для выполнения гособоронзаказа, учитывая нормы Постановления Правительства от 02.12.2017 № 1465. Этим Постановлением утвердили положение о госрегулировании цен на продукцию, которая поставляется по ГОЗ.
Основные требования к условиям госконтрактов ГОЗ
Основные требования к госконтрактам в рамках ГОЗ определены Положением о примерных условиях таких контрактов по Постановлению Правительства № 1275 от 26.12.2013.
В п. 16 Положения № 1275 указано, что если в госконтракте, который заключается с единственным исполнителем, указывается вид цены на поставляемую продукцию в рамках Положением № 1465, то рекомендуется:
Требование | Условие в контракте |
---|---|
установить твердую цену госконтракта | фиксированная цена на продукцию |
указать ориентировочное значение цены государственного контракта, в том числе ее предельное ориентировочное значение по согласованию между государственным заказчиком и единственным исполнителем | ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию |
указать формулу и максимальное значение цены государственного контракта | стоимость товара, возмещающая издержки |
В п. 17 Положения № 1275 указано, что если в госконтракте, который заключается с единственным исполнителем, устанавливается фиксированная цена товара и твердая цена государственного контракта, в такой государственный контракт включаются условия, указанные в п. 15 Положения № 1275.
В п. 15 прописано, что в госконтракте, который заключен по итогам конкурентных способов определения головного исполнителя, указывается, что его стоимость является твердой, определяется на весь срок выполнения и может изменяться только в случаях, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о контрактной системе в сфере закупок и государственным контрактом. В отдельных случаях, которые установлены законодательством о контрактной системе в сфере закупок, в госконтракте, заключенном по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя, может указываться формула и максимальное значение цены. В контрактной системе такие случаи установлены в Постановлении Правительства № 19 от 13.01.2014.
Что касается госконтрактов, в которых устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию или возмещающая издержки, то в таком договоре устанавливаются срок и условия действия соответствующего вида стоимости, а также порядок изменения ее на фиксированную. Одновременно с определением значения фиксированной стоимости продукции устанавливается твердая цена госконтракта, которая не изменяется до окончания срока его действия.
Основные требования к указанию перечня статей
Государственный контракт, заключаемый с единственным исполнителем, содержит расчет и обоснование стоимости с указанием и обоснованием применяемого метода ее расчета, а также прогнозную стоимость продукции, если она определялась при формировании государственного оборонного заказа на соответствующий год и плановый период.
В случае формирования стоимости товара с применением метода индексации по статьям затрат в государственном контракте следует указывать предусмотренный пунктом 33 Положения № 1465 перечень статей, величина затрат головного исполнителя по которым:
- определяется путем их индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;
- на приобретение товаров, работ, услуг у организаций, занимающих доминирующее положение в соответствии со ст. 14 № 275-ФЗ от 29.12.2012, для календарных лет, следующих за базовым годом, может быть определена затратным методом с учетом планируемых и фактических расходов головного исполнителя;
- не индексируется, а рассчитывается для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при расчете базовой стоимости единицы продукции.
В рамках п. 43 Положения № 1465, если при заключении договора применяется ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию либо возмещающая издержки, в таком государственном контракте устанавливают срок ее действия, условия уточнения, а также порядок перевода в фиксированную с учетом пунктов 46 — 52 Положения № 1465.
Условиями госконтракта на поставку продукции, стоимость которой является ориентировочной (уточняемой), может быть установлено предельное значение цены договора в случае взаимного согласия государственного заказчика и единственного поставщика.
В соответствии с пунктом 44 Положения № 1465, условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо возмещающей издержки в фиксированную предусматривают значения фиксированной стоимости как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) либо возмещающей установленные издержки.
Таким образом, в договоре, который подписан с применением таких условий, нужно установить постатейный порядок перевода соответствующего вида цен в фиксированную с указанием применяемых методов расчета каждой статьи затрат, в том числе перечень статей, величина затрат головного исполнителя по которым:
- при переводе из одного вида цены в другой определяется исходя из экономически обоснованных и документально подверженных фактических затрат;
- рассчитывается для каждого календарного года с использованием нормативов, принятых при установлении ориентировочной (уточняемой) стоимости товара либо возмещающей издержки;
- определяется путем индексации с применением соответствующих данным затратам индексов;
- иные согласованные сторонами контракта условия перевода соответствующего вида стоимости в фиксированную, не противоречащие законодательству.
Антимонопольная служба предусмотрит такие положения в типовых формах государственных контрактов, которые заключаются госзаказчиками в раках ГОЗ.