Уведомление о контролируемых сделках кто должен подавать
НК РФ Статья 105.16. Уведомление о контролируемых сделках
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 105.16 НК РФ
1. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.
2. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в настоящем пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.
В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ)
3. Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:
1) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;
2) предметы сделок;
3) сведения об участниках сделок:
полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации);
фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;
фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.
4. Указанные в пункте 3 настоящей статьи сведения могут быть подготовлены по группе однородных сделок.
5. Налоговый орган, получивший уведомление о контролируемых сделках, в течение 10 дней со дня его получения направляет в электронной форме это уведомление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В случае, если налоговый орган обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет ему сведения о таких сделках, полученные в соответствии с положениями международного договора Российской Федерации, настоящего Кодекса и (или) другого федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О направлении в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, извещения и соответствующих сведений налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней со дня направления извещения.
(в ред. Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Форма извещения и порядок его направления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
7. Направление налоговым органом, проводящим налоговую проверку, полученных им сведений о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не является препятствием для продолжения и (или) окончания такой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в установленном порядке.
Заполняем уведомление о контролируемых сделках
Расширение бизнеса всегда радует его владельца, но приносит и новые отчеты в жизнь бухгалтера. Таким отчетом может стать уведомление о контролируемых сделках, необходимость сдать которое не всегда связана с размером годовой выручки. Расскажем, кто должен подавать это заявление и порядок его заполнения в программе «1С:Бухгалтерия 8», версия КОРП.
Кто подает уведомление о контролируемых сделках
Пережив март, апрель – годовую и квартальную отчетность, мы с нетерпением ждем мая – долгожданного отдыха, праздников, тепла. Но в конце месяца некоторые бухгалтеры должны встрепенуться и подать уведомление о контролируемых сделках. Срок его сдачи в этом году – 21 мая.
Как понять, относитесь ли вы к организациям, которые должны подавать данное уведомление? Сразу оговорюсь, подача уведомления обязанность обоюдная – его отправляют в ИФНС оба участника сделки.
Начнем с истоков: критерии отнесения сделок к контролируемым описаны в статье 105.14. НК РФ. Список критериев несколько больше, чем мы рассмотрим в нашем выпуске, в котором сделан упор на самые часто встречающиеся варианты. Опустим такие специфические виды деятельности, как работа со Сколково, добыча нефти в новом морском месторождении и другие.
Основными критериями являются:
- сделки между взаимозависимыми лицами (кого к ним причисляют, опишем ниже);
- реализация товара взаимозависимыми лицами через посредника, который не вкладывает какие-либо значительные трудозатраты в перепродажу товара (сделано для того, чтобы связанные лица не уходили от контроля при помощи третьего участника);
- внешнеторговые сделки более 60 млн руб. по продаже нефти, ее производных, а также еще некоторых специфических товаров, описанных в п. 5 той же статьи (сделки с представительствами этих фирм, находящимися на территории РФ, также относятся к контролируемым);
- сделки на сумму более 60 млн руб. с участие резидентов офшорных зон.
Признаки взаимозависимости описаны в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, основные среди которых:
- доля участия юридического или физлица в уставном капитале организации более 25% (список участников можно посмотреть, сформировав ОСВ по 80 счету);
- между физлицами существуют близкородственные связи.
Но даже если ваши организации взаимозависимы, это не означает, что вам однозначно придется отчитываться перед контролирующими органами. Это обязанность возникнет в следующих случаях (полный перечень указан в п. 2 ст. 105.14 НК РФ):
- сумма выручки за год превысила 1 млрд руб.;
- сделки суммой более 60 млн руб., где одна из сторон является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых;
- сделки суммой более 100 млн руб., где одна из сторон применяет режимы ЕСХН и ЕНВД.
Заполнение помощника подготовки уведомления
Перейдем к практической части и рассмотрим, как заполнить уведомление с помощью «1С:Бухгалтерии 8».
Во вкладке «Отчеты» есть графа «Контролируемые сделки», в ней два пункта: «Помощник подготовки уведомления» и, собственно, само «Уведомление о контролируемых сделках».
Открыв помощник, мы сразу разбираемся с наличием взаимозависимости. Для этого кликаем «Создать», в появившемся окошке выбираем контрагента и дату начала свершения сделок. Это будет начало года, если на 31.12. ваш годовой оборот с поставщиком/покупателем превысил 1 млрд; или дата, отличная от 01.01, – указывается в том случае, если работать с поставщиком/покупателем вы начали не с начала года. Например, вы подписали договор и поставили товар 05.04.2017, значит, датой начала свершения сделок будет именно этот день.
Далее выбираем тип взаимозависимости или же показываем, что ее нет. Сразу ниже этого пункта находятся критерии, характеризующие деятельность нашего контрагента: выбираем те, которые относятся к нашему поставщику/покупателю. Все заполнили – «Записать и закрыть». Во вкладке появятся данные о вашем деловом партнере.
Если у вас были покупки/продажи по договоры комиссии, то вам следует выбрать номенклатуру эту номенклатуру в поле «Предмет сделки для комиссии», если же вы не работаете по такому договору, то не заполняйте это поле.
Далее формируем список сделок, кликнув по одноименному полю. Если у вас были какие-либо прочие сделки, подходящие под критерии контролируемых, то их нужно внести в графу «Включение прочих сделок в состав контролируемых»: заходим в него, кликаем «Создать» и вносим данные по сделке в появившееся окошко. У кого прочих сделок не было – игнорируем эту графу. После этого мы можем просмотреть список контролируемых сделок. Если у вас было несколько тысяч сделок за год, то будьте готовы к тому, что формироваться он будет несколько минут.
После этого мы можем приступить к проверке данных для подготовки уведомления. Открываем ссылку «Сведения об организации», в ней отражаются наши уже внесенные ранее данные, проверяем их правильность, если что-то осталось не заполненным (дата, сведения о НДПИ или ОЭЗ), то заполняем и нажимаем «Записать и закрыть».
Далее просматриваем сведения о взаимозависимых лицах (если таковые имеются), открываем пункт, жмем «Сформировать» и проверяем данные на правильность. Затем переходим к сведениям о контрагентах контролируемых сделок, формируем отчет, и в поле «Договор» появятся все наши договоры. В них нужно установить «Код наименования сделки», «Способ определения цены сделки», «Код условий поставки» для участников ВЭД, также, если требуется, отметить галочкой пункт о ЕСХН и ЕНВД.
Если у вас в контролируемой сделке принимает участие большая группа номенклатуры, то следующий пункт «Сведения о предметах контролируемых сделок» будет для вас несколько затруднительным, так как в каждой товарной позиции нужно указать некоторые реквизиты. Остановимся на этом более подробно. Переходим по ссылке в указанный пункт и формируем отчет для удобства фильтрации позиций, участвующей в контролируемых сделках. Заходим в карточку номенклатуры, в ней разворачиваем ссылку «Классификация» и заполняем поля ОКВЭД2, ТН ВЭД, ОКПО.
Также требуется отметить, если применяется НДПИ. Для этого щелкаем напротив номенклатуры по полю «Облагается НДПИ по процентной ставке» и отмечаем галочкой этот пункт.
Пункт «Контролируемые сделки для включения в уведомление» сформирует вам список сделок, заполнять отдельно в нем ничего не требуется. Следующий – «Границы включения сделок в уведомление» покажет вам именно ту причину, по которой вы попали под контроль. Следом идет пункт «Один лист 1Б для…» продолжение его названия будет зависеть от того, что вы выберете во вкладке. Щелкнув ссылку, вы попадете в настройки заполнения, где вам будет предложено выбрать принцип формирования листа 1Б. В этом листе отражаются данные о товаре: страна происхождения, цена, место продажи и проч., если у вас по нескольким сделка одни и те же условия, то можно объединить их, выбрав соответствующий пункт. Далее выбирается место предоставления декларации. После этого заполняем уведомление и проверяем его на наличие ошибок.
Переходим к пункту «Состав уведомления (листы 1А и 1Б)», открываем его и в каждой сделке нужно указать некоторые данные о ней. Открываем сделку, во вкладке «Информация о сделке» проверяем, чтобы в полях «Основание отнесения сделки к контролируемым» и «Особенности отнесения сделки к контролируемым» была установлена галочка (подтягивается из данных, внесенных вначале заполнения), далее указываем «Тип сделки» и «Код наименования сделки», после этого «Код стороны сделки» заполнится автоматически; указываем «Способ определения цены сделки». Если есть какие-либо комментарии к 7 пункту (количество участников сделки), то заполняем его. Но обычно участников двое и заполнять его не надо.
Поле «Суммы по сделке» заполняется автоматически, также, как и предмет сделки. В поле «Лист 1Б» открываем строку и заполняем «Адрес отправки товара» и «Адрес совершения сделки», выбираем код региона в пункте отправки и свершения сделки. Эти данные должны быть прописаны в вашем договоре с контрагентом. Если вы сомневаетесь на счет кода региона, то лучше уточнить его у поставщика/покупателя. Все данные внесли, записываем и закрываем. Проводим анализ уведомления.
Переходим к завершению, ошибок нет, уведомление готово. Выгружаем его для отправки. Вот тут следует быть внимательными, если у вас очень большое количество сделок (несколько тысяч), то помните, что на каждую сделку идет 2 листа: А и Б, и, соответственно, размер файла уведомления будет большим. Возможно, для отправки отчетности вы используете услуги сторонней организации и большой файл будет их головной болью, но если вы отправляете отчетность со своего компьютера, то проверьте, чтобы отправка «тяжелого» файла была возможна с вашего компьютера.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Автор: Надежда Игнатьева,
И.О. заместителя руководителя отдела бухгалтерского учета компании «ГЭНДАЛЬФ»
Критерии контролируемых сделок — таблица на 2022 год
Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2022 году
Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.
Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.
Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:
- налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
- российские фирмы;
- иностранные фирмы.
Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).
Проверьте, правильно ли вы определили критерии контролируемых сделок с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Контролируемые сделки — 2022: критерии в табличной форме
Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице — критерии 2022 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.
Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?
Критерии отнесения сделки к контролируемой
Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым
Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ
Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий
- стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка
подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
- хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое
подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
- хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД
подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
- одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль
подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
- одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ
подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ;
- хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту «Сколково» или участником проекта по закону «Об инновационных научно-технологических центрах» от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС
подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
- хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль (данное условие не действует с 01.01.2022 по 31.12.2024, если доходы/расходы признаются в соотвестии с гл. 25 НК РФ)
подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (в ред. от 26.03.2022 67-ФЗ)
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
- хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке
подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ
п. 3 ст. 105.14 НК РФ
Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами
Сделки при участии посредников
Сделки признаются контролируемыми, если:
- посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
- годовой оброт по таким слелкам превышает 120 млн. руб.*
П. 1 ст. 105.14 НК РФ;
подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ
п. 3 ст. 105.14 (в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ)
Сделки с товарами мировой биржевой торговли
Сделки признаются контролируемыми, если:
- ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
- нефть и нефтепродукты;
- сталь и иные черные металлы;
- алюминий и иные цветные металлы;
- минеральные удобрения;
- золото и иные драгметаллы;
- алмазы и другие драгоценные камни;
П. 3 ст. 105.14 НК РФ (в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ);
подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;
п. 5 ст. 105.14 НК РФ;
п. 7 ст. 105.14 НК РФ;
письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070
Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н
Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 120 млн. руб. в год*
п. 3 ст. 105.14 НК РФ (в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ);
подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;
п. 7 ст. 105.14 НК РФ
Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ
Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ
Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 120 млн. руб. в год*
П. 1 ст. 105.14 НК РФ;
п. 3 ст. 105.14 НК РФ (в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ);
письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070
Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@
*Новый годовой лимит доходов в 120 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ в ред. от 26.03.2022 № 67-ФЗ) распространяется на сделки, совершенные в 2022 и последующих календарных годах. При подаче в 2022 году уведомления по контролируемым сделкам за 2021 год нужно ориентироваться на действовавший ранее лимит в 60 млн руб. Это следует из письма ФНС от 11.05.2022 № ЗГ-3-13/4750@.
Минпромторг утвердил новый перечень товаров для внешней торговли. Как это повлияет на котролируемые сделки? Оформите пробный бесплатный доступ к КонсультантПлюс и переходите в новостной Обзор.
Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:
- между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;
Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.
- между лицами, которые одновременно:
- зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
- не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
- отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
- не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
- по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
- по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.
Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2022 году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.
Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)
В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок его отправки по итогу года — 20 мая года, который следует за отчетным. В 2022 году этот документ составляется по форме, которая утверждена приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@ в редакции приказа от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@. Скачать ее можно на нашем сайте в материале «Уведомление о контролируемых сделках: новый бланк».
А заполнить уведомление вам помогут разъяснения и образец от экспертов КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Данный формуляр включает:
- титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
- разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
- разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).
Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.
Итоги
Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.
Самое важное о контролируемых сделках в 2021 году: критерии, сроки, штрафы
До 20 мая ежегодно требуется сдать отчет о контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами и приравненных к ним за прошлый год. Проверьте, все ли моменты, указанные в законе, вы учли. Расскажем о сделках, по которым требуется информирование ФНС в 2022 году, и какими будут последствия их заключения.
По каким критериям сделка 2021-го года между взаимозависимыми лицами относится к контролируемым
Где в законодательстве о налогообложении в контролируемых сделках закрепляется перечень условий контролируемых сделок в 2021 г.? Сперва рекомендуем обратиться к гл. 14.4 раздела V.I НК РФ. Различные аспекты трансфертного ценообразования (ТЦО) и сделок регламентируются международными актами, базирующимися на документации Организации экономического сотрудничества и развития. ТЦО — это установление цен в сделках между участниками группы компаний или другими взаимозависимыми лицами для облегчения «налогового бремени» при налогообложении.
Внутригосударственное и интернациональное регулирование контролируемых сделок нужно для защиты транспарентности проведения сделок, а также предотвращения ухода от налогов в 2 вариантах:
- путем вывода активов за пределы страны;
- путем операций аффилированных компаний, предпринимателей и физлиц, которые являются резидентами различных государств.
Главный признак контролируемой сделки — взаимозависимость контрагентов, где ключевой характеристикой является способность контрагентов воздействовать на результаты сделок и действия друг друга.
Детально перечень критериев контролируемых сделок указан в ст. 105.14 НК РФ. Выделяются случаи, где выявляется потенциал аффилированности, подходящий для определения контролируемых сделок в 2021 году:
- у компании/гражданина имеется доля в компании, объем которой позволяет владельцу влиять на решения по контролируемым операциям;
- физлицо обладает должностными полномочиями и имеет возможность руководить функционированием организации;
- физлица являются родственниками.
Взаимозависимость — это самое главное обстоятельство для контролируемых сделок, но при этом бывают сделки, расцениваемые как контролируемые, несмотря на отсутствие взаимозависимости. Их приравнивают к контролируемым.
По субъектному содержанию контролируемые операции в 2021 году классифицируются:
- сделки взаимозависимых резидентов России;
- сделки, которые являются приравненными к сделкам с взаимозависимыми лицами;
- сделки с взаимозависимыми нерезидентами России.
О сделках между взаимозависимыми резидентами РФ
Здесь основополагающим фактором становится доход от операций за год. Сейчас граница на уровне 1 млрд руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Если «внутрироссийские» операции отвечают условиям взаимозависимости, но доход от них меньше упомянутого, то они неконтролируемые. Однако, в целях налогообложения важно правильно рассчитать доход.
Для восприятия операции 2021 года между резидентами как контролируемой, достаточно 1 факта, закрепленного в п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Сюда входят неодинаковые ставки по налогу на прибыль или вообще освобождение контрагентов от поименованного налога, также к этому относятся ЕСХН. Ключевым здесь является, что участники сделки «облегчают» бремя налогообложения.
Когда компании функционируют на общей системе налогообложения, не реализуют льготы по налогу на прибыль, и у них нет иных обстоятельств из п. 2 ст. 105.14 НК РФ, несмотря на размер прибыли контролируемыми сделки не являются.
Итак, чтобы сделки резидентов РФ были контролируемыми в 2021 году необходимо одновременное наличие 3-х значимых фактов:
«Послабления» по налогам у участника (п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
Суммарная годовая прибыль по сделкам между взаимозависимыми лицами пересекла границу в 1 млрд р.
Однако п. 4 статьи 105.14 НК РФ закрепляет варианты, при которых вышеперечисленные обстоятельства не вызовут «контролируемость» (подробнее см. в примечаниях к блок-схеме).
Сделки, которые приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами
Законодательство перечисляет сделки, расцениваемые как «приравненные к взаимозависимым» в 2021 году, с отсчетом ежегодного дохода от гораздо меньшего числа — от 120 млн р. (пп. 1, 3 статьи 105.14 НК РФ).
- сделки в области внешней торговли с товарами, входящими в состав одной или нескольких товарных групп: нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и камни. Коды товаров по ним указаны в Приказе Минпромторга России от 03.02.2022 № 267;
- отношения сторон оформляются через псевдонезависимого посредника (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
- участник сделки является резидентом офшора/имеет регистрацию в офшоре (перечень офшоров см. в Приказе Минфина от 13 ноября 2007 No108н). Тогда для признания «контролируемости» не важна взаимозависимость, хватит регистрации, места жительства или резидентства в офшоре.
Чтобы сделки между взаимозависимыми лицами были контролируемыми при «условно взаимозависимых сделках» нужны 3 условия:
- операции приравнены к взаимозависимым согласно вышеуказанному списку;
- годовой доход по операциям с каждым таким лицом больше 120 млн руб.;
- операция не входит в число «неконтролируемых» по п.4 ст.105.14 НК РФ.
Суд может расценить сделки как контролируемые и без наличия указанных обстоятельств. Здесь суду необходимо установить факты, подтверждающие, что сделка принадлежит к группе однородных операций нацелена на формальное исключение критериев контролируемости (п.10 ст.105.14 НК РФ).
Сделки взаимозависимых нерезидентов России
Нерезидент РФ — юридическое или физическое лицо незарегистрированный и не живущий в России постоянно, который не является налоговым резидентом РФ. Операции нерезидентов считаются контролируемыми, если доход по ним превысил 120 млн р. за год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Еще они будут контролируемыми, только если не входят в ряд «неконтролируемых» по п. 4 ст. 105.14 НК РФ.
Алгоритм определения контролируемых сделок
Если последовательно ответить на вопросы, приведенные в блок-схеме, можно узнать: является ли сделка контролируемой?
Блок-схема
Примечания к блок-схеме:
[1] «Неконтролируемые» сделки по п. 4 ст. 105.14 НК РФ:
- Операции участников консолидированной группы плательщиков (с полезными ископаемыми с налогами по ставке в процентах и сделки, где доходы (расходы) берутся для расчета налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов);
- Операции сторон, имеющих регистрацию в одинаковом субъекте нашей страны, без филиалов и представительств по остальным регионам России и в прочих странах. Кроме этого, нужно чтобы участники не платили налог на прибыль в прочих субъектах РФ + не имели убытков по результатам года, а операции не включают льготы по налогообложению, закрепленные в пп. 2 — 7 ст. 105.14 НК РФ;
Операция не является причисленной к контролируемым только из-за убытков по результатам отчетного периода или из-за специальной ставки налога на прибыль (письма Министерства финансов от 11.05.2018 No03-12-11/1/32942, от 24.11.2015 No03-01-18/68227).
- межбанковские кредиты /депозиты, предоставленные на период до недели;
- операции с гарантиями/поручительствами, выданными российскими организациями без статуса «банк»;
- беспроцентные займы между взаимозависимыми резидентами РФ. Здесь, в частности, важен реальный выгодоприобретатель займа. Требуется, чтобы он также был резидентом РФ.
- уступка требования банком в рамках действий, нацеленных предупредить банкротство;
- операции, обусловленные международным военным и техническим сотрудничеством России;
- операции, связанные с добычей углеводородов на новом месторождении в море, по 1 месторождению.
[2] Налоговые послабления, имеющие значения для определения контролируемых сделок:
- налог на прибыль по неодинаковым ставкам (кроме пп. 2-4 ст. 284 НК);
- НДПИ по «процентной» ставке у одного участника по полезному ископаемому;
- ЕСХН у участника;
- освобождение от налога на прибыль для одного контрагента;
- инвестиционный вычет по налогу на прибыль для одного участника. Обращаем Ваше внимание, что данное условие не применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора;
- по операциям, связанным с добычей углеводородов на недавно открытом месторождении в море, один участник использует ст. 275.2 НК РФ, а другой связан с иной сферой;
- участник является инновационным научно-технологическим центром (по Закону от 29.07.2017 No 216-ФЗ);
- один участник платит налог на дополнительный доход от добычи углеводородов и учитывает доход от сделки в процессе исчисления этого налога;
- участник является исследовательским корпоративным центром (по Закону от 28.09.2010 No244-ФЗ).
[3] Признаки сделок, приравненных к контролируемым:
- для связи между взаимозависимыми лицами прибегают к услугам посредника;
- операция совершается с товарами, коды которых указаны в Приказе Минпромторга России от 03.02.2022 № 267;
- участник операции – резидент офшора.
Обратите внимание! Если операция входит в однородную группу сделок, нацеленных на формальное исключение признаков контролируемой сделки, то суд может квалифицировать операцию как контролируемую сделку (п.10 ст.105.14 НК РФ).
Надеемся, что теперь вам понятно, какие сделки признаются контролируемыми в 2021 году.
УЗНАЙТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВАША СДЕЛКА КОНТРОЛИРУЕМОЙ
Процесс расчета дохода
Чтобы выяснить, попадают ли сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним сделки по доходам в состав контролируемых, для этого анализируются сведения за год. Если взаимозависимость имела место не в начале периода, нужно суммировать поступления исключительно за время взаимозависимости по сделкам (письмо Минфина от 21 марта 2017 No03-12-11/1/16105).
Суммы складываются по каждой операции с конкретным контрагентом.
Доходы, которые не учитываются при расчете налога на прибыль, не входят в перечень расчетов по сделкам.
- нереализованные разницы курса валют,
- дивиденды по долям в компаниях, прочие поступления от долевого участия;
- штрафы и неустойки за несоблюдение условий договора (письма Министерства финансов от 17.07.2013 №03-01-18/28094, от 16.08.2013 No03-01-18/33535).
ФНС имеет полномочия на проверку «рыночности» доходов по сделкам (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).
Если вы хотите получить качественную помощь по контролируемым сделкам и в целом по ТЦО, эксперты «Правовест Аудит» всегда рады проконсультировать и сформировать требуемые документы.
Порядок уведомления о контролируемых операциях
Все участники обсуждаемой операции обязаны направить уведомление в налоговую. Правило об уведомлении о контролируемых сделках не относится к случаям, когда подающим информацию является комиссионер, действующий от своего имени, но по поручению комитента. В этом случае уведомление подает комитент.
Уведомление о сделке надо подавать в ИФНС по месту нахождения. Крупнейшие плательщики налогов направляют уведомление в ИФНС, поставившую их на учёт.
ИФНС в срок в течение 10 дней перенаправит уведомление о сделке в Федеральную налоговую службу для анализа на предмет корректности по сделкам.
Для подачи уведомлений за 2021 год действует форма, закрепленная приказом ФНС от 26 июля 2019 No ММВ-7-13/380@.
Уведомление о сделке при подаче должно содержать информацию (перечень):
- о сути операции;
- момент заключения;
- сторонах операции, по которой подается уведомление;
- поступлениях и затратах.
В 2022 году направить уведомление о сделке нужно в срок до 20.05.2022 года. Штраф за ненаправление уведомления составит 5 тыс. р.
Еще за некорректное уведомление о контролируемых сделках могут наложить штраф (ст. 129.4 НК РФ).
Если направить в налоговую корректное уведомление до обнаружения нарушения по сделкам, штрафные санкции не грозят.
Проверка цен
Для занижения суммы налогов участники сделки зачастую манипулируют с ценой. Исключительно Федеральная налоговая служба проверяет ценовой аспект по контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами и приравненным к ним.
Пять способов проверки цены (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):
- метод сопоставимых цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
Методы проверки по сделке можно применять исключительно в выше обозначенной последовательности. И только при невозможности использовать метод, который является первым в списке, переходят к следующему.
Метод сопоставимых рыночных цен выступает методом «первой линии» проверки корректности цены по рассматриваемым операциям, за исключением случаев, где товары приобретают, чтобы в будущем их перепродать без переработки не аффилированным лицам. Тут вступает в игру метод последующей реализации по контролируемой операции (п. 3 ст. 105.7, п. 2 ст. 105.10 НК РФ).
Затратный метод предполагает сравнение затрат по сделке с уровнем затрат на рынке (п. 1 ст. 105.11 НК РФ).
При сопоставлении рентабельности сравнивают сведения о рентабельности стороны договора с рентабельностью независимых субъектов (п. 1 ст. 105.12 НК РФ).
Метод распределения прибыли применяют, когда недостаточно информации для использования остальных способов сверки по сделкам, или, когда стороны контролируемой сделки владеют нематериальным активом, оказывающим сильное влияние на их рентабельность (ст. 105.13 НК РФ).
За нарушение рыночной цены в сделке между взаимозависимыми лицами ФНС начислит неуплаченные налоги, пени, возможные штрафы: от 30 тысяч р. до 40% от начисленного (п. 4 ст. 105.3, ст. 129.3 НК РФ). Однако данная ответственность не применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года включительно, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Способом избежать ответственности и пени является самостоятельное использование «рыночной» цены взаимозависимым участником сделки при найденном несоответствии.
Запомните: инициативное доначисление налогов при применении рыночной цены по сделке осуществляется по итогу года, вместе с направлением декларации по налогу на прибыль или НДФЛ, а заплатить недостающую сумму необходимо до 28 марта по налогу на прибыль, до 15 июля – по НДФЛ. Пени не должны начисляться до конца указанных сроков. НДС и НДПИ корректируют посредством представления уточненных деклараций в один момент с пояснениями, позволяющими налоговикам понять, по какой сделке доначисляются налоги (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).
Отметим, что в случае указанной выше корректировки по сделке между взаимозависимыми лицами взаимозависимый участник должен привести обоснования использования конкретного метода определения, иначе инспекция может использовать другой метод, который приведет к получению другого результата.
Также законом предусмотрены варианты для снижения последствий применения нерыночных цен в сделках с помощью симметричных корректировок (ст. 105.18 НК РФ):
- другому взаимозависимому участнику сделки в результате проверки цен ФНС был доначислен налог, он исполнил вынесенное решение. Второй участник симметрично корректирует свою налоговую базу на основе соответствующего уведомления от ФНС России за период его получения;
- другой участник сделки по собственной инициативе скорректировал исчисленные налоги, использовав рыночные цены. Второй участник сделки проводит симметричное корректирование на основе подтвержденной подачи контрагентом уточненной декларации и уплаты недоимки по налогам. Второй взаимозависимый участник сделки также подает уточненки за время, когда скорректированы цены и обязательства перед налоговой.
Налоги – непростая область даже для профессионалов, легко совершить ошибку и запутаться в сложных правовых актах. А с учетом того, что наметился тренд на ужесточение регуляторных мер, последствия ошибки немалые. «Правовест Аудит» более 15 лет на рынке, реализовано значительное количество проектов по ТЦО. Мы предлагаем помощь в организации и проведении работы с контролируемыми сделками. Эксперты «Правовест Аудит» владеют различными аспектами ТЦО. Поддержим на выбранной вами стадии: от консультаций и формирования списка взаимозависимых лиц и контролируемых сделок до подготовки документов, а также защиты клиента в спорах с налоговиками. Кроме того, мы выступаем за человеческий подход и поддерживаем контакт на всех стадиях процесса, для клиента выделяется персональный куратор, доступный в режиме 24/7.
Мы придерживаемся индивидуализированного способа оказания помощи, учитываем специфику бизнеса каждого клиента. Профессиональная помощь налоговых консультантов и экспертов по ТЦО и контролируемым сделкам между взаимозависимыми лицами в 2021 году сохранит ваше время, возможные расходы и обеспечит спокойствие руководства и собственников бизнеса.