Зачем нужен профессиональный стандарт
Перейти к содержимому

Зачем нужен профессиональный стандарт

Все о профессиональных стандартах

По ряду специальностей на государственном уровне введены профессиональные стандарты. Для большинства работодателей они носят рекомендательный характер, однако по некоторым сферам деятельности указанные в стандартах положения обязательны к применению.

Роль в кадровой политике

Напомним, что первые профессиональные нормативы появились в июле 2016 года, и теперь отсылка к этим документам дается в Трудовом кодексе (ст. 195.1-195.3, ст. 57 ТК РФ).

В настоящее время работодатели своими локальными актами устанавливают порядок внедрения профессиональных стандартов в кадровую практику. Наниматели могут использовать информацию, содержащуюся в профстандартах:

  • при разработке должностных инструкций;
  • составлении квалификационных требований к соискателям;
  • оформлении нормативов оценки персонала во время аттестации.

Для этих целей опираться надо только на те стандарты, которые утверждены Министерством труда. Напомним, что действующие профессиональные стандарты – это документы, которые прошли регистрацию в Минюсте и включены в единый реестр стандартов.

В частности, предприятия, контрольным пакетом акций которых владеет государство, должны применять профстандарты в обязательном порядке. Изменение этого положения возможно при условии, что правки будут инициированы Правительством РФ, а Трехсторонняя комиссия, занимающаяся урегулированием трудовых отношений, поддержит нововведения. Вопросы по профессиональным стандартам на предприятиях госсектора раскрыты в постановлении Правительства от 27.06.2016 № 584.

Назначение документов

У работодателей, которым вменено в обязанность применение профстандартов, нет выбора. Они должны пользоваться государственными рекомендациями при наборе персонала. Но другие категории нанимателей задаются вопросом: зачем им нужны профессиональные стандарты, а также какую выгоду от их применения можно извлечь. Эти нормативы позволяют унифицировать подход к разделению сфер ответственности между специалистами со схожими рабочими функциями.

В любом стандарте учтены:

  • особенности квалификационной подготовки работников и наработанный стаж;
  • обозначен необходимый минимум знаний и навыков.

Это дает возможность минимизировать риск субъективной оценки трудовых функций кадровыми специалистами. Перечислим, для чего нужны профессиональные стандарты:

  • рациональное распределение нагрузки на всех сотрудников;
  • оптимизация системы оплаты труда с привязкой к сложности выполняемых задач;
  • у работодателя появляется методической материал по подбору квалифицированных кадров на вакантные места;
  • также профессиональный стандарт повышает уровень доверия к кадровому менеджменту со стороны трудового коллектива, так как все требования унифицированы и заранее известны участникам трудовых взаимоотношений.

Как начать применять

Чтобы кадровый орган мог использовать в практической деятельности положения профессиональных нормативов, руководитель предприятия должен издать приказ о формировании комиссии по внедрению этого типа формуляров. В распоряжении указывается, обязательны ли профессиональные стандарты, кто несет ответственность за актуализацию их положений для предприятия. Члены комиссии перечисляются пофамильно с обозначением должностей каждого участника. В рабочую группу могут входить:

  • кадровый инспектор или другой представить отдела управления персоналом;
  • экономист;
  • бухгалтер;
  • юрист;
  • инженер по охране труда.

Коллегиальный орган собирается на первое заседание, на котором разрабатывается график введения в действие профстандартов в организации. В плане приводится пошаговый алгоритм внедрения унифицированных стандартов в кадровую деятельность.

Для реализации мониторинговой функции обозначаются предельные сроки по каждому этапу, указываются ответственные лица за осуществление заложенных в план мероприятий. Расскажем, как применять профессиональные стандарты на практике:

  • трудовые обязанности наемного персонала сопоставляются с требованиями профессионального норматива;
  • при необходимости содержание должностной инструкции корректируется;
  • осуществляется анализ штатного расписания, наименования должностей приводятся в соответствие со стандартами;
  • внесение корректировок в систему оплаты труда;
  • составление плана профессиональной переподготовки и обучения работников, создание локальной программы аттестации персонала.

Если в процессе внедрения федеральных профессиональных стандартов нанимателем вносятся правки в штат, в результате чего меняются наименования должностей, необходимо отразить это в трудовых контрактах с работниками. Корректировки в договорную документацию, заключаемую с персоналом, вносятся путем составления дополнительных соглашений.

Наниматель может изменить содержание должностных инструкций, но при условии, что действующие работники согласны с этим решением. Обязательность профессиональных стандартов по отношению к некоторым должностям обуславливает оптимизацию системы оплаты труда:

  • работники с одинаковым функционалом и квалификацией должны получать заработную плату в равных размерах;
  • при выполнении сотрудником задач, требующих соответствия повышенным требованиям по уровню образования и профподготовки, зарплата должна быть выше, чем у коллег, которые не могут справиться с аналогичными заданиями.

Если профессиональным нормативом по конкретной должности предусмотрена необходимая квалификация более высокого уровня, чем имеется у работника, назначенного на это место, наниматель может инициировать перевод специалиста или отправить человека на курсы переподготовки.

В настоящее время стандарты разработаны далеко не для всех профессий. Как быть, если по некоторым специальностям нет утвержденного Минтрудом стандарта? На практике лучше поступить следующим образом:

Профессиональные стандарты в вопросах и ответах

Высокие темпы развития современного общества, техники и производства, а также постоянно изменяющиеся условия рынка труда требуют от каждого специалиста регулярного развития и совершенствования своих профессиональных навыков и компетенций.

В связи с этим на первый план выходят такие понятия, как «квалификация сотрудника» и «профессиональный стандарт», являющиеся основой для установления более конкретных требований работнику с учетом специфики деятельности организации. Значения данных понятий определены в ст. 195.1 Трудового кодекса РФ. Согласно данной статье, квалификация работника – это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Для чего нужны профессиональные стандарты?

Профстандарты призваны в будущем заменить квалификационные справочники (по мнению специалистов, это произойдёт не сразу, а только к 2020 году) и смогут влиять на образовательные стандарты.

Согласно информации сайта Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России, с 1 июля 2016 года соблюдать профессиональные стандарты будут обязаны все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования.

Для государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50% акций (долей) в уставном капитале находятся в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов установит Правительство РФ.

Для остальных работодателей, если законодательством отдельно не установлены дополнительные требования к квалификации их сотрудников, применение профессиональных стандартов останется рекомендуемым.

В этом случае при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты будут ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.

Где найти подробную информацию о профессиональных стандартах?

Все принятые профессиональные стандарты, а также проекты стандартов можно найти на сайте Минтруда России http://profstandart.rosmintrud.ru/

Если организация не будет применять профессиональные стандарты, чем ей это грозит?

Если для организации применение конкретного профессионального стандарта является обязательным, но она его не применяет, это может привести к тому, что к организации и должностным лицам при проведении проверки инспекцией труда будут применены административные санкции по ст. 5.27 КоАП.

Что делать, если соискатель не соответствует профессиональному стандарту?

«Если потенциальный работник во всём устраивает работодателя, но при этом не соответствует квалификации, установленной профессиональным стандартом, то работодатель может принять соискателя на работу, но на иную должность, по которой нет профессионального стандарта, либо принять на необходимую должность, но с обязательным дополнительным обучением», — объясняет член рабочей группы по разработке профстандартов при Министерстве труда РФ Митрофанова Валентина Васильевна, директор Института профессионального кадровика (г. Москва).

Если же на позиции, по которой принят профессиональный стандарт (например, главный бухгалтер, начальник отдела кадров, педагог), уже работает сотрудник, чья квалификация не соответствует профессиональному стандарту, то у работодателя есть несколько вариантов действий:

— переименовать должность работника на такую, по которой нет профессионального стандарта;

— перевести сотрудника на должность, которой соответствует его квалификационный уровень согласно профстандарту;

Может ли один сотрудник соответствовать сразу нескольким профессиональным стандартам и искать работу в разных профессиях?

Реалии современного общества таковы: у многих работников есть более чем два высших образования, а иногда и практический опыт работы в совершенно разных областях, следовательно, квалификационный уровень таких сотрудников может соответствовать сразу нескольким профстандартам. Кроме этого, есть «универсальные» специальности, например, «Менеджмент», «Управление персоналом», «Социология», где выбор конкретной должности может быть очень широким.

Профстандарты призваны в будущем заменить квалификационные справочники (по мнению специалистов, это произойдёт не сразу, а только к 2020 году) и смогут влиять на образовательные стандарты.

Согласно информации сайта Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «НИИ ТСС» Минтруда России, с 1 июля 2016 года соблюдать профессиональные стандарты будут обязаны все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования.

Для государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50% акций (долей) в уставном капитале находятся в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов установит Правительство РФ.

Для остальных работодателей, если законодательством отдельно не установлены дополнительные требования к квалификации их сотрудников, применение профессиональных стандартов останется рекомендуемым.

В этом случае при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты будут ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.

Где найти подробную информацию о профессиональных стандартах?

Профстандарты: обязательность и особенности применения

В 2016 г. на сайте Минтруда России 2 появился Реестр профессиональных стандартов – ​тогда в нем было около 800 позиций, сегодня в списке – ​уже 1425 должностей и профессий: они меняются и дополняются. Очевидно, если бы все они были обязательными, HR-службам все свое время пришлось бы посвятить только этому вопросу.

Общее правило, действующее по умолчанию

  • ст. 195.3 фиксирует: если в ТК РФ, других федеральных законах и нормативных правовых актах есть требования к квалификации работника для выполнения определенной трудовой функции, стандарт обязателен именно в части этих требований к квалификации;
  • в абз. 3 ч. 2 ст. 57 есть уточнение: если на основании законов работа сотрудника связана с предоставлением льгот, компенсаций и ограничений, то наименование должностей, профессий или специальностей 3 и квалификационные требования к ним должны соответствовать профстандартам.

Проще говоря, если в различных законах есть требования к опыту и образованию определенных должностей или для этих должностей есть льготы и компенсации (как правило, за вредные условия труда), то названия и квалификация должны соответствовать профстандарту. Квалификация – ​это про опыт и образование. Трудовую функцию и должностные обязанности вы вправе формулировать по своему усмотрению. Во всех других случаях стандарты являются рекомендательными и не обязательны к исполнению.

Специфика по сфере деятельности

Почему тема с охраной труда так всех взволновала? В ч. 1 ст. 217 ТК РФ сказано, что в организациях со штатом более 50 человек должен быть специалист по охране труда (или служба охраны труда) с соответствующей подготовкой или опытом работы в этой области. ТК РФ обязателен для всех, значит, и требования к этой должности должны соблюдать все работодатели (отметим, что если в компании менее 50 человек, то работодатель принимает решение о введении должности специалиста по охране труда или создании службы охраны труда с учетом специфики своей производственной деятельности). Значит, надо открыть реестр стандартов, найти в нем специалиста по охране труда и сверить, соответствуют ли квалификация и опыт вашего сотрудника тому, что указано в профессиональном стандарте. Но это то, что.

Профстандарт: понятие и сложности при внедрении

В настоящее время на смену традиционным квалификационным и тарифно-квалификационным характеристикам, которые определяют требования к уровню квалификации работников, приходят профессиональные стандарты (профстандарты). Для Беларуси это новая форма изложения квалификационных требований по трудовым функциям и описания самих трудовых функций. Поэтому на практике закономерно возникают вопросы, что такое профстандарт, чем он отличается от привычных нам квалификационных и тарифно-квалификационных характеристик, содержащихся в квалификационных справочниках, какие существуют сложности при внедрении профстандартов.

1. Что такое профстандарт

Определение профстандарта приведено, в частности, в ч. 5 п. 3 Общих положений ЕКСД и ч. 3 п. 5 Общих положений ЕТКС. Так, профстандарт представляет собой характеристику содержания трудовых функций и требования к квалификации работников, необходимой для их выполнения. Аналогичное определение содержится и в абз. 2 п. 2 Примерного положения о секторальных советах квалификаций. Правда, в последнем случае понятие стандарта более развернутое — профессионально-квалификационный стандарт.

В целом основные термины и определения, которые используются в области профстандартов (трудовые действия, обобщенная трудовая функция, Национальная рамка квалификаций и секторальная рамка квалификаций и т.п.), приведены в таких НПА, как:

— Методические рекомендации по разработке профстандартов (п. 3);

— стратегия совершенствования Национальной системы квалификаций (глава 1) и др.

Прежде чем привести основные термины и определения в области профстандартов, предлагаем ознакомиться с примерным соотношением терминов, используемых в новой системе квалификации и действующей (см. схему). Это позволит сориентироваться в первое время в новой системе. Соотношение является примерным, т.к. новая система строится на других принципах и решает вопросы квалификации на качественно ином уровне.

Справочно
Новая система квалификации — это система новой оценки сложности труда, требований к допуску к выполнению трудовых функций, система, приходящая на смену квалификационным и тарифно-квалификационным характеристикам, на основе профстандартов. Но профстандарты — это один из элементов. В новую систему квалификации входят также сетки квалификаций, независимая система оценки квалификаций и т.п.

Примерное соотношение терминов новой системы квалификации и действующей

Схема. Примерное соотношение терминов новой системы квалификации и действующей

Далее рассмотрим основные термины и определения (см. таблицу 1) и приведем сравнительный анализ квалификационных справочников и профстандартов (см. таблицу 2).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *