Аванс какой счет
Перейти к содержимому

Аванс какой счет

Аванс какой счет

«Расчеты по выданным авансам» — счет бухгалтерского учета предварительных оплат, авансов, выданных предприятием своим поставщикам и подрядчикам в счет исполнения ими своих обязательств по поставкам в адрес предприятия товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Суммы выданных авансов и предварительных оплат учитываются обособленно от платежей, перечисляемых по предъявленным поставщиками и подрядчиками расчетным документам.

Суммы авансов и предварительных оплат, выданные иностранным поставщикам и подрядчикам, учитываются отдельно от аналогичных платежей, перечисляемых отечественным контрагентам. Это значит, что к счету 371 при необходимости в бухгалтерском учете следует открывать счета третьего порядка. Например:

— 3711 — «Авансы, выданные отечественным поставщикам (подрядчикам)»;

— 3712 — «Авансы, выданные иностранным поставщикам (подрядчикам)».

Если предприятие имеет дело сразу с несколькими видами валют, — открываются счета по видам валют. Отражение на счете 371 операций происходит по следующей схеме:

Схема рассчетов по выданным авансам

Аналитический учет авансов выданных ведется по каждому отдельному дебитору.

Сальдо по счету учета авансов выданных может быть только дебетовым. В зависимости от срока погашения, оно отражается по строке баланса 050 (если срок погашения этой задолженности превышает 12 месяцев от даты баланса) или 180 (если срок погашения этой дебиторской задолженности не превышает 12 месяцев от даты баланса).

В сравнении со счетами учета расчетов по поставкам (например, сч. 36 или сч. 63), корреспонденция счетов по счету авансов выданных весьма ограничена ввиду ограниченности проведения операций с авансами (см. таблицы ниже). При достаточно корректном ведении бухгалтерского учета никаких нестандартных проводок по этому счету быть не может.

Типовая корреспонденция субсчета 371 «Расчеты по выданным авансам»

По дебету субсчета 371 «Расчеты по выданным авансам»

«Касса в национальной валюте»

Выдан аванс представителю поставщика (подрядчика) наличными под поставку материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг. Операция выполняется на основании доверенности, выданной контрагентом своему представителю. Оформляется расходным кассовым ордером

«Текущие счета в национальной валюте»

Выдан аванс поставщику (подрядчику) под поставку материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг путем перечисления средств со счета в банке

«Краткосрочные кредиты банков в национальной валюте»

Получен краткосрочный кредит непрямым путем. Деньги перечисляются непосредственно на счет поставщика или подрядчика

«Доход от операционной курсовой разницы»

Увеличение балансового показателя авансов, выданных иностранным поставщикам (подрядчикам), в результате возникновения операционных курсовых разниц в связи с переоценкой дебиторской задолженности, проведенной вследствие изменения курса гривни по отношению к иностранной валюте на дату составления баланса

«Доход от неоперационной курсовой разницы»

Увеличение балансового показателя авансов, выданных иностранным контрагентам (обязавшимся поставить предприятию активы, приобретаемые в целях их использования в неоперационной деятельности) в результате возникновения неоперационных курсовых разниц в связи с переоценкой дебиторской задолженности, проведенной вследствие изменения курса гривни по отношению к иностранной валюте на дату составления баланса

По кредиту субсчета 371 «Расчеты по выданным авансам»

Возврат аванса (предоплаты) поставщиком или подрядчиком вследствие расторжения договора с предприятием путем перечисления на счет в банке

Погашение долгосрочных кредитов путем переуступки банку права требований с дебиторов их задолженности. Проводка выполняется на сумму оценки дебиторской задолженности (минус дисконт)

Погашение краткосрочных кредитов путем переуступки банку права требований с дебиторов их задолженности. Проводка выполняется на сумму оценки дебиторской задолженности (за минусом дисконта)

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Зачет выданных авансов в расчеты с поставщиками или подрядчиками

после исполнения ими условий договора о поставках или о выполнении работ (оказании услуг)

«Потери от операционной курсовой разницы»

Уменьшение балансового показателя дебиторской задолженности поставщиков (заказчиков) за счет возникновения операционных курсовых разниц в связи с переоценкой дебиторской задолженности вследствие изменения курса гривни по отношению к иностранной валюте на дату составления баланса

«Прочие финансовые расходы»

«Прочие расходы обычной деятельности»

Дисконтирование задолженности по авансам выданным, вследствие уступки финансовому агенту (например, организации-фактору) долговых требований, направленных в отношении тех или иных дебиторов. Проводка выполняется на сумму дисконта

Списание задолженности покупателей (поставщиков), погашение которой вследствие чрезвычайных событий, признано невозможным

Подводя итог теме об учете авансов выданных, можно выделить из ряда типовых проводок три: — средства, выдаваемые в виде авансов предприятием своим поставщикам (подрядчикам) под будущие поставки в адрес предприятия товаров или под выполнение в будущем работ (оказание услуг) по заказу предприятия, отражаются по кредиту счета учета денежных средств (30 «Касса» или 31 «Счет в банке») и дебету счета 371 «Авансы выданные». Так образуется дебиторская задолженность поставщика перед предприятием;

-средства, выданные в виде авансов предприятием своим поставщикам (подрядчикам), зачтенные им в оплату за выполненные поставки (работы, услуги), или при выполнении определенного этапа работ (если акты подписываются поэтапно), отражаются по кредиту счета 371 «Авансы выданные» в корреспонденции со счетом расчетов за выполненные договора: 631 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Так суммы выданных авансов списываются с этого счета.

Возврат не освоенных поставщиками или подрядчиками авансов (или части этой суммы, излишне уплаченной) отражается по кредиту счета 371 «Авансы выданные» в корреспонденции со счетом денежных средств (30 «Касса» или 31 «Счет в банке»). Это еще один вид списания авансов выданных со счета.

Счет 62 в бухгалтерском учете (нюансы)

Правила, которые нужно иметь в виду при работе со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», указаны в плане счетов бухгалтерского учета и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н. Счет 62 используется для отражения:

  • дебиторской задолженности (далее — ДЗ) покупателей и заказчиков за проданные товары, работы, услуги (далее — ТРУ);
  • кредиторской задолженности в виде авансов полученных.

Оборот по дебету 62-го счета имеет место при отражении задолженности покупателей, когда происходит реализация ТРУ. Второй стороной проводки будут счета доходов 90.1, 91.1 или счет 46 при поэтапном отражении доходов от выполнения долгосрочных работ. Таким образом, ДЗ отражается одновременно с выручкой. В соответствии с правилами бухучета выручка показывается в учете при соблюдении ряда условий (п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н):

  • наличие юридически обоснованного права на получение выручки;
  • наличие суммового значения выручки;
  • наличие убежденности в получении оплаты;
  • был осуществлен переход права собственности, т. е. покупатель принял ТРУ;
  • наличие суммового значения соответствующих расходов, понесенных для получения этой выручки.

Если не выполнено хотя бы одно условие, то оплата, полученная организацией, должна отражаться как кредиторская задолженность, а не погашать дебиторскую.

При поступлении оплаты от покупателя счет 62 кредитуется, а запись по дебету делается на счетах учета денежных средств.

Аналитика 62 счета должна позволять проверять его остатки на наличие просроченной задолженности, то есть вестись в разрезе контрагентов, выставленных счетов, сроков оплат. Для обеспечения прозрачности отчетности просроченная задолженность должна быть зарезервирована проводкой Дт 91.2 Кт 63 (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). В балансе дебиторка показывается за минусом резерва. Долги, вернуть которые нет возможности, и долги с истекшим сроком исковой давности должны быть списаны (п. 77 ПБУ) за счет резерва проводкой Дт 63 Кт 62, а если они не были зарезервированы, то списываются на финансовые результаты Дт 91.2 Кт 62. При этом еще 5 лет списанная ДЗ отражается за балансом (счет 007) для того, чтобы отслеживать изменение материального состояния должника и возможность возврата долга.

Бухучет авансов полученных

Оплата ТРУ до их отгрузки или передачи учитывается на 62-м счете обособленно, обычно применяется субсчет 62.2 «Авансы полученные», тогда как субсчет 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» используется для учета ДЗ от покупателей. В балансе полученные авансы входят в состав кредиторской задолженности, то есть показываются в пассиве, показывать авансы свернуто с ДЗ нельзя. Кроме того, при получении предоплаты поставщик должен начислить НДС (п. 1 ст. 167 НК РФ).

В июле ООО «Пчелка» (покупатель) и ООО «Василек» (продавец) подписали договор на приобретение тротуарной плитки стоимостью 944 590 руб. В этом же месяце ООО «Пчелка» произвело полную предоплату. В учете ООО «Василек» делаются следующие проводки:

Дт 51 Кт 62.2 — 944 590 руб. — на расчетный счет поступила предварительная оплата от ООО «Пчелка»;

Дт 76 субсчет «НДС с авансов полученных» Кт 68 субсчет «НДС» 157 431,67 руб. (944 590 × 20/120) — начислен НДС при получении предоплаты.

В августе ООО «Василек» отгрузило всю тротуарную плитку покупателю и отразило такие записи:

Дт 62.1 Кт 90 — 1 944 590 руб. — начислена выручка;

Дт 90.3 Кт 68 субсчет «НДС» — 157 431,67 руб. — начислен НДС с продажи;

Дт 68 субсчет «НДС» Кт 76 субсчет «НДС с авансов полученных» 157 431,67 руб. — начисленный ранее НДС с полученной предоплаты принят к вычету;

Дт 62.2 Кт 62.1 — 944 590 руб. — произведен зачет ранее полученной предоплаты.

Подробнее о действиях продавца при получении предоплаты читайте в статье «Какой общий порядок учета НДС с авансов полученных?».

Как отразить полученные авансы в декларации по НДС, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к примерам заполнения отчета.

Расчеты векселем

В инструкции к плану счетов также уделено внимание особенностям расчетов векселями. Если покупатель выдает поставщику собственный вексель, то задолженность не погашается, но этим действием оформляется отсрочка платежа и выдается гарантия оплаты. Для учета полученных векселей рекомендуется выделить отдельный субсчет, например, 62.3 «Векселя полученные». В учете продавца делаются следующие записи:

Счет 62 в бухгалтерском учете

На счете 62 организации учитывают расчеты с покупателями и заказчиками. На этом счете одновременно фиксируют задолженность покупателей перед компанией, иными словами — дебиторку, и долги перед покупателями по полученным авансам.

Счет 62 в бухгалтерском учете

Характеристика счета 62

Официальное разъяснение о порядке применения счета 62 можно найти в Приказе Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Счет 62 — активно-пассивный. Следовательно, на конец периода по счету может быть как кредитовый, так и дебетовый остаток. Остаток по кредиту — это долги перед покупателями по полученным авансам, по дебету — долг покупателей перед компанией.

В бухгалтерском балансе счет 62 попадает сразу в две строки. Дебетовый остаток в строку 1230 «Дебиторская задолженность», кредитовый — в строку 1520 «Кредиторская задолженность».

По дебету счет 62 корреспондирует со счетами: 46, 50, 51, 52, 55, 57, 62, 76, 79, 90, 91.

По кредиту счет 62 корреспондирует со счетами: 50, 51, 52, 55, 57, 60, 62, 63, 66, 67, 73, 75, 76, 79.

Важно! При создании резерва по сомнительным долгам, дебиторскую задолженность отражают в балансе за вычетом суммы созданного резерва (п. 35 ПБУ 4/99).

Аналитический учет по счету 62

Аналитику по счету 62 строят в разрезе каждого выставленного покупателю счета, а если расчет ведется плановыми платежами, то по каждому покупателю и заказчику. При этом аналитика должна быть построена таким образом, чтобы получать данные:

  • о покупателях и заказчиках по расчетным документам, срок оплаты которых еще не наступил;
  • о покупателях и заказчиках по расчетным документам, которые не были оплачены вовремя;
  • о полученных от покупателей авансах;
  • о векселях, срок погашения которых еще не наступил;
  • о дисконтированных векселях;
  • о векселях, по которым денежные средства в срок не поступили.

Расчеты с покупателями должны быть документально оформлены. Для этого используют накладные, акты, счета-фактуры, кассовые и товарные чеки.

Субсчета к счету 62

Организация вправе открывать любые субсчета к счету 62, чтобы обеспечить необходимый уровень детализации. На практике организации открывают хотя бы два субсчета:

  • 62.01 — для учета расчетов с покупателями в общем режиме;
  • 62.02 — для учета полученных от покупателей авансов.

Организации, которые работают с векселями, для их учета открывают отдельный субсчет 62.03.

Счет 62 в розничных продажах

При розничных продажах организация вправе не использовать счет 62.Так как оплата происходит прямо в момент отгрузки, то выручка сразу отражается проводкой Дт 50/51 Кт 90.1.

Основные проводки со счетом 62

Чаще всего счет 62 корреспондирует с кредитом счетов 90 и 91. А суммы полученных оплат от покупателей проходят в корреспонденции с дебетом счетов 50 и 51. В таблице собраны основные проводки.

Дебет Кредит Описание
50 / 51 62.02 В кассу / на расчетный счет поступил аванс от покупателя
62.01 90.01 Отражена выручка от реализации продукции покупателю
62.01 91.01 Отражена выручка по неосновной деятельности (например, при сдаче в аренду)
62.02 62.01 Ранее внесенная предоплата зачтена в счет оплаты отгруженной продукции
62.03 62.01 Получен вексель от покупателя
51 62.3 На расчетный счет поступили деньги при предъявлении векселя
58.2 62.01 Получен вексель третьего лица в счет оплаты от покупателя
91.02 62.01 Списали безнадежную дебиторскую задолженность
60 62 Зачли долг контрагента в счет кредиторской задолженности перед ним

Пример операций по расчетам с покупателями

ООО «Альфа» заключило с ООО «Браво» договор на поставку 50 компьютерных столов общей стоимостью 1 200 000 рублей, в том числе НДС 20% — 200 000 рублей. Себестоимость этих столов 700 000 рублей.

ООО «Браво» вносит предоплату 600 000 рублей, и только после этого «Альфа» отгружает продукцию. Спустя 5 дней «Браво» перечисляет остаток денежных средств.

Бухгалтер будет строить такие проводки.

Дебет Кредит Сумма Описание
51 62.02 600 000 Поступила предоплата 50% от ООО «Браво»
76.АВ 68.НДС 100 000 Начислен НДС с полученной предоплаты
62.01 90.01 1 200 000 Отгружены компьютерные столы для ООО «Браво»
90.03 68.НДС 200 000 Начислен НДС с реализации
90.02 41 700 000 Списана себестоимость товаров
68.НДС 76.АВ 100 000 Приняли к вычету НДС, начисленный с предоплаты
62.02 62.01 600 000 Зачтена предоплата в счет отгруженных товаров
62.01 51 600 000 Получена окончательная оплата от ООО «Браво»

Разберем проводки при расчетах векселем. Допустим, столы для ООО «Браво» будут отгружены без предоплаты. А в качестве оплаты «Браво» выдает простой вексель.

Дебет Кредит Сумма Описание
62.01 90.01 1 200 000 Отгружены компьютерные столы для ООО «Браво»
90.03 68.НДС 200 000 Начислен НДС с реализации
62.03 62.01 1 200 000 От ООО «Браво» получен простой вексель
51 62.03 1 200 000 Поступила оплата при предъявлении векселя

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Проводите реализации, фиксируйте предоплаты, начисляйте НДС и считайте финансовый результат от продажи прямо в программе. Система позволяет настроить гибкую аналитику по счету 62 так, чтобы вы точно не забыли про своих дебиторов.

Счет 60 в расчетах по авансам: примеры в 1С

Согласно действующему Приказу Минфина № 94н, закупки товара, работ или услуг компании следует отражать на специальном активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе субсчетов. Однако при взаиморасчетах с поставщиками, ввиду большого документооборота и наличия авансов, а также постоплат, нередки случаи некорректного формирования проводок, что препятствует правильному зачету задолженности, в том числе и в учетных программах.

Рассмотрим типовые примеры расчетов с поставщиками по авансам, а также проверки взаиморасчетов с контрагентами на примере программы «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0.

В случае перечисления аванса поставщику в базе оформляется документ «Списание с расчетного счета» с видом операции «Оплата поставщику». Хозяйственная операция сама по себе несложная, однако некоторые пользователи сталкиваются с неверной корреспонденцией счетов в информационной базе, из-за чего возникают ошибки в последующем зачете аванса.

Важно учесть тот факт, что расчеты по авансам с поставщиками учитываются на счете 60.02 «Расчеты по авансам выданным», соответственно, счет дебета при проведении документа выбирается программой автоматически, так как перед поставщиком по выбранному договору задолженность на момент проведения документа отсутствует. При отражении данной операции программа образует корреспонденцию счета 60.02 «Расчеты по авансам выданным» со счетом 51 «Расчетные счета».

В дальнейшем, например, при оформлении документа «Поступление товаров и услуг», аванс будет зачтен (Дт 60.01 Кт 60.02 — зачет аванса поставщику).

Пользователю также нужно учитывать тот факт, что зачет аванса производится в соответствии с одним из трех способов, указанным в документе «Поступление товаров и услуг»: автоматически, по документу либо не зачитывается вообще.

В случае если пользователь устанавливает способ зачета аванса «Автоматически», то программой анализируются остатки авансов по указанному в документе договору и произведется зачет сумм авансов в порядке их оплаты. Зачет авансов будет производиться последовательно по каждому документу оплаты, начиная с самого раннего. Этот вариант наиболее удобен при работе с большим количеством оплат и поставок.

При установке способа «По документу» следует дополнительно указать конкретный документ оплаты, по которому следует произвести зачет аванса. В этом случае аванс будет зачтен по указанному документу. Авансы по другим документам зачитываться не будут. Такой вариант подходит, если организация ведет расчеты по конкретному документу поставки.

И, наконец, при выборе способа «Не зачитывать» программой не будет производиться анализ и зачет авансов по договору ни при каких условиях. Такой вариант может рассматриваться, если аванс будет направлен на оплату других сделок. Зачет такого аванса может в дальнейшем производиться документом «Корректировка долга» через раздел «Покупки» — «Корректировка долга» с видом операции «Зачет авансов». В поле «Зачесть аванс» выбираем значение «Поставщику», а в поле «В счет задолженности» необходимо выбрать «Нашей организации перед поставщиком» или «Нашей организации перед третьим лицом».

Состояние взаимных расчетов между сторонами можно проверить «Актом сверки взаиморасчетов». До его формирования можно проверить сальдо и обороты по расчетам с поставщиком. В этом случае можно воспользоваться отчетом «Оборотно-сальдовая ведомость» по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе субсчетов, который можно открыть из раздела «Отчеты».

Документ «Акт сверки расчетов с контрагентом» создаем в разделе «Покупки» — блок «Расчеты с контрагентами» — «Акты сверки расчетов».

В документе указываем контрагента, по которому проверяем расчеты, при необходимости можно указать конкретный договор. На закладке «Счета учета расчетов» содержится по умолчанию список счетов учета, по которым можно осуществить сверку, нужно снять флажки у всех счетов, кроме 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В нижней части закладок «По данным организации» и «По данным контрагента» выводятся данные по остаткам на начало и на конец периода сверки взаиморасчетов, а также отражаются суммы расхождений с данными контрагента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *