Что такое статическое электричество для детей
Перейти к содержимому

Что такое статическое электричество для детей

Знакомство дошкольников со статическим электричеством посредством опытно-экспериментальной деятельности

Статическое электричество— «электричество от трения». Оно возникает в результате неравенства зарядов (отрицательного и положительного) между двумя объектами.

Шарики на стене

Установить причину возникновения статического электричества.

Воздушные шары, шерстяная ткань.

Надуйте воздушный шарик и завяжите. Потрите шерстяной тканью. Поднесите шарик к стене той стороной, которую натирали. Воздушный шар прилип к стене. Потрем шарик о шерстяной свитер и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате.

Когда натирали шарик, он стал электрическим (электроны при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд, поэтому притянулся к стене.

• Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов.

2 воздушных шара на длинных нитках, кусочки шерстяной ткани.

Потрите каждый шар шерстяной тканью. Держите шары за нитку и поднесите их друг к другу. Шарики будут, отталкиваясь разлетаться в стороны.

При натирании каждый шарик получил отрицательный заряд (стал электрическим). Предметы с двумя одинаковыми зарядами отталкиваются друг от друга. (Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.)

• Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов. Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

2 воздушных шара на длинных нитках, кусочки шерстяной ткани, мокрая ткань.

Потрите каждый шар шерстяной тканью. Держите шары за нитку и поднесите их друг к другу. Шарики будут, отталкиваясь разлетаться в стороны. Подставьте один шар под струю воды или протрите мокрой тканью. Поднесите шарики друг к другу, они притянутся, прилипнут.

Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу. (При натирании каждый шарик получил отрицательный заряд (стал электрическим). Вода снимает («смывает») отрицательный заряд и шарик становится не электрическим (положительно заряженным). Разноименные тела притягиваются.)

Установить причину возникновения статического электричества.

Пластмассовые расчески, цветное конфетти, шерстяная варежка или свитер.

Возьмите шерстяную варежку (свитер) и натрите расческу. Она стала электрической. Поднесите её к бумажному конфетти. Цветные кружочки прилипнут к расческе.

Электричество живет в одежде. Электроны с шерстяной варежки при трении переходят на пластмассовую расческу придавая ей отрицательный заряд.

Установить причину возникновения статического электричества. Привести воду в движение «заставить её двигаться в сторону шарика».

Воздушный шарик, шерстяная ткань, струя воды.

Надуйте шарик и завяжите его. Откройте кран, чтобы вода текла тонкой струйкой. Потрите шар шерстяной тканью и поднесите его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика.

Электроны с шерстяной ткани при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. В струе воды положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет её к себе. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Шарик и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечёт ровно. (при трении шарика о шерстяную ткань он заряжается электричеством, то есть электризуется, после чего может притягивать к себе другие предметы, как магнит.)

Электричество в голове

• Установить причину возникновения статического электричества. Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шарик о волосы. Приподнимаем шарик над головой. За шариком тянутся волосы, что хорошо чувствуется.

При натирании шарика о голову электроны переходят с волос на резиновую оболочку шарика. Шарик заряжается отрицательно, волосы положительно. Разноименно заряженные тела притягиваются, поэтому волосы тянутся к шарику. (В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим.)

Познакомить детей с проявлением одного вида электричества. Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

Расческа, шерстяная ткань.

Потереть расчёску о шерстяную ткань, дотронуться до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».

Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью. Доброе электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

• Привести овсяные хлопья в движение «заставить их прыгать и танцевать».

Воздушный шарик. Овсяные хлопья. Тарелка. Шерстяная ткань

Насыпаем овсяные хлопья в тарелку. Надуваем воздушный шарик. Трем шариком о шерстяную поверхность. Подносим шарик над хлопьями. Хлопья будут подпрыгивать, и притягиваться к шарику. Постепенно шарик перестанет притягивать хлопья. Овсяные хлопья упадут обратно в тарелку.

Натерев воздушный шарик о шерсть, шарик приобретает отрицательный заряд. Если после этого его поднести к легким овсяным хлопьям, они начнут к нему притягиваться даже на расстоянии в несколько сантиметров. В этом эксперименте помогает статическое электричество. Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол.

• Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада). Ножницы. Воздушный шарик. Бумажное полотенце.

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада) очень узкими и длинными полосками. Высыпьте полоски фольги на бумажное полотенце. Проведите несколько раз шариком по своим волосам (наэлектризуйте, а затем поднесите его вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать».

Алюминиевые полоски притягиваются к шарику, при касании заряжаются и отскакивают как одноименно заряженные.

• Формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве. Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Чайная ложка молотого перца. Чайная ложка соли. Бумажное полотенце. Воздушный шарик. Шерстяной свитер.

Расстелите на столе бумажное полотенце. Высыпьте на него перец и соль и тщательно их перемешайте. Надуйте воздушный шарик. Потрите шарик о шерстяной свитер, затем поднесите его к смеси соли и перца. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Лист стекла. Две книги. Бумажные фигурки человечков, собачек и т. д. высотой 2см. Шерстяная варежка.

Положите лист стекла между страницами двух книг, так, чтобы стекло лежало над столом примерно на высоте 3см. Из тонкой бумаги вырежьте фигурки человечков, собачек и т. д. высотой 2см. Положите эти фигурки на стол под стекло. Натирайте стекло шерстяной варежкой. Фигурки начнут приставать, подпрыгивать к стеклу. Они будут подпрыгивать пока стекло натирают шерстью.

Бумажные фигурки бабочек разного цвета, шерстяная варежка, пластмассовая палочка или расческа.

Вырежьте из тонкой цветной бумаги фигурки бабочек. Разложите их на столе. Потрите палочку шерстяной варежкой и поднесите её к бабочке. Фигурка прилипнет к пластмассовой палочке.

Лист стекла. Воздушные шары. Шерстяная варежка.

Закрепите лист стекла над полом (столом) не выше 40см. Надуйте воздушные шары и положите их под стекло. Натирайте стекло шерстяной варежкой. Шарики зашевелятся и подпрыгнут к стеклу.

Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.

Листок бумаги. Воздушный шарик. Тарелка с водой.

Сделайте из листа бумаги кораблик и спустите его на воду (в тарелку с водой). Надуйте воздушный шар и потрите его о волосы. Поднесите шарик к кораблику, он поплывет в сторону шарика.

Бумажная стрелка («электрический компас»)

Листок бумаги. Ластик. Металлический стержень (иголка). Стеклянный стакан. Расческа.

Вырежьте из бумаги стрелку. Воткните мет. стержень в ластик. Уравновесьте стрелку на верхушке стержня. Наэлектризуйте расческу о волосы и поднесите к стрелке – стрелка повернется в сторону расчески.

• Установить причину возникновения статического электричества.

Палочки пластмассовые, стеклянные, металлические, бумажные, деревянные. Шерстяная ткань. Кусочки бумаги.

Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. Потрите шерстяной тканью каждую палочку и поднесите к измельченным листочкам бумаги. Листочки будут прилипать не ко всем палочкам.

Заряд, создавая вокруг себя электрическое поле, действует на расстоянии на эти листочки бумаги и электризует их.

Если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, то палочка приобретёт способность притягивать к себе листочки «султана» (см. рис. 1.1, пушинки, тонкие струйки воды. При расчёсывании сухих волос пластиковой расчёской волосы притягиваются к расчёске.

Поднесите к султанчику, сделанному из «дождя» или магнитной ленты, наэлектризованную палочку. Полоски потянуться за палочкой и будут за ней перемещаться. Мы наблюдаем электризацию на расстоянии.

Выдуйте мыльный пузырь и посадите его на сухую шерстяную материю. Наэлектризуйте палочку и поднесите к пузырю, он вытягивается.

Лист тонкой бумаги, скотч, воздушный шарик.

Обведите раскрытую ладонь на бумаге. Вырежьте её по контуру. Прикрепить «ладонь» скотчем к столу. Наэлектризуйте шарик и поднесите к «ладони». Пальцы начнут шевелиться, и ладонь приподнимется над столом.

Как увидеть молнию

• Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Сложенные друг на друга кусочки ткани натрите воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Поднесите к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъедините ткань. Появился треск – проявление электричества.

Молнии в комнате

Пластмассовая расчёска. Шерстяная ткань. Металлическая дверная ручка.

В тёмной комнате потрите расчёску шерстяной тканью. Сразу же прислоните расчёску к дверной ручке. Возникает искра.

Когда натирали расчёску шерстяной тканью – расчёска притянула электричество (положительные заряды). При прикосновении к дверной ручке, электрический заряд переходит на неё. При этом возникает искра.

Почему лампочка светит?

• Понимать принцип работы электроприбора.

Батарейка для фонарика (4,5В, тонкая проволока, маленькая лампочка.

Формирование основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности Мастер -класс по теме «Формирование основ естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности на.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской.

Гидрогель в опытно-экспериментальной деятельностиГидрогель в опытно-экспериментальной деятельности Шарики гидрогель, очень полезны и практичны. их можно использовать в опытно-экспериментальной деятельности, так и в уголке сенсорного развития.

Фотоотчёт по опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчёт по опытно-экспериментальной деятельности Анастасия Милосердова Фотоотчёт по опытно эксперементальной деятельности. Тема:»Как вытолкнуть воду?» Проводя опыт дети узнали,что уровень.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с песком» Такой разный песок. Образовательная область: социализация, познание, коммуникация, художественная литература. Цель и задачи 1. Выявить.

Обмен опытом работы «Влияние опытно-экспериментальной деятельности на познавательное развитие дошкольников» Слайд Добрый день, уважаемые члены жюри! Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Влияние опытно-экспериментальной деятельности.

Отчёт по самообразованию «Развитие познавательно-речевой активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности» В 2018-2019 учебном году мною была изучена тема «Развитие познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно — экспериментальной и исследовательской деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Березка» Утверждаю: Заведующий МБДОУ Детский сад №3.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Знакомство дошкольников с электричеством и его безопасностью Конспект по окружающему миру Знакомство дошкольников с электричеством и его безопасностью Программное содержание: Образовательные задачи:.

СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Материал принят к публикации в печатном сборнике практико-ориентированных материалов « Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – НОЯБРЬ 2020 г.

Смецкая Ольга Алексеевна,

Осадченко Лидия Ивановна,

Клевцова Наталья Ивановна

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 9»

Рекламное сообщение

г. Шебекино Белгородской области

СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

Цель:

  • Создание условий для непосредственного усвоения детьми комплекса знаний, умений и навыков при проведении исследовательской деятельности;
  • Способствовать расширению и систематизации знаний о физических явлениях;
  • Познакомить детей со статическим электричеством, его свойствами, причинами возникновения.

Задачи:

  • развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка путем совершенствования навыков исследовательской деятельности и развития исследовательских способностей;
  • содействовать развитию творческой исследовательской активности детей, подводить к осознанию причинно-следственных связей;
  • обобщать знания об электричестве;
  • познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
  • расширять и углублять знания и представления детей об окружающем мире, формировать представления о свойствах электричества.
  • развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь дошкольников, использовать в практике – общения элементов описательных монологов и объяснительной речи.
  • заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Предварительная работа:

Наблюдения; беседы со взрослыми, обсуждение с детьми; просмотр телепередач; изучение литературы, информации из Интернета; эксперименты.

Ход занятия.

Организационный момент.

(дети под музыкальное сопровождение становятся кругом, берутся за руки)

Минутка вхождения в день:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться, доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

(дети садятся за столы)

Мотивационно-ориентировочный этап.

Восп. Дети, сегодня мы собрались в научной лаборатории на очередное заседание ученого совета, на котором подведем итог нашей проектно-исследовательской деятельности на тему: «Статическое электричество. Что это?».

Почему нас заинтересовала эта тема?

Реб. Я заметила, когда гладишь кошку, ее шерсть поднимается за рукой.

Реб. А я, снимая шапку, увидела, как мои волосы поднимаются вверх.

Реб. Когда я снимаю свитер, он трещит и колется.

Восп. И вы стали спрашивать у меня, почему это происходит? Я ответила, что это – статическое электричество.

Реб. Но электричество идет по проводам, а на нас же нет проводов? Так откуда же появляется это невидимое электричество?

Поисковый этап.

Восп. И я предложила изучить это незнакомое для вас явление.

С помощью экспериментов вы научились получать статическое электричество, познакомились с его свойствами и даже «поиграли» с ним.

И сейчас мы еще раз вспомним этапы нашей работы.

Реб. В начале, мы выдвинули гипотезу – предположили, что статическое электричество невидимое, «живёт» почти в каждом предмете и возникает в результате трения предметов друг о друга.

(ребенок подходит к экрану)

Реб. Дома с родителями мы смотрели детские телепередачи: «Профессор Почемучкин», «Забавная наука», мультфильмы «Фиксики», читали энциклопедии «Хочу все знать» и «Юный физик».

(показ видео и слайда)

Оказывается, слово «электричество» происходит от слова «электрон», которым древние греки называли янтарь. С тех пор учёные пытались открыть тайны этой загадочной силы. И только спустя много лет люди научились использовать электричество. Оно вошло в нашу жизнь. Электротехника, электроника, электроэнергия.

Реб. Мы узнали, почему предметы электризуются и что заставляет их тянуться друг к другу.

(слайд 1)

Оказывается, статическое электричество легко получить, если потереть предметы друг о друга. В электричестве и во всех предметах есть заряды – положительные и отрицательные. И при трении предметов друг о друга их заряды передвигаются – притягиваются. Вывод: в результате трения предметов электрические заряды притягиваются – электризуются.

Практический этап.

Восп. Хорошо, спасибо, так что же в результате трения предметов происходит с зарядами? (притягиваются-электризуются).

Реб. Эксперимент – «Дрессированное конфетти».

В этом эксперименте мы узнали, что с помощью статического электричества можно управлять предметами из бумаги. Мы приготовили из бумаги цветные конфетти. Теперь нужно взять расческу, причесать волосы и поднести ее к конфетти. Конфетти стали подпрыгивать, как дрессированные.

Восп. Молодец, у тебя получилось показать всем настоящий фокус «Дрессированное конфетти».

Восп. Молодцы, ребята, продолжим наши эксперименты.

Реб. Я покажу эксперимент «Кораблик».

Бумажный кораблик опустим в таз с водой. Воздушный шарик потрем о волосы и поднесем к кораблику. Статическое электричество двигает бумажный кораблик! Он плавает по воде за шариком самостоятельно.

Можно сделать вывод: с помощью статического электричества можно управлять предметами из бумаги, находящимися в воде.

Восп. Очень интересный эксперимент, молодец.

Восп. В следующем эксперименте мы использовали овсяные хлопья.

Реб. Эксперимент «Танцующие хлопья».

Мы доказали действие статического электричества и на овсяные хлопья. Хлопья положу на салфетку, потру шарик о шерстяной шарф и поднесу к ним. Овсяные хлопья тоже притягиваются к шарику.

Вывод: в этом эксперименте нам удалось заставить «танцевать» овсяные хлопья с помощью статического электричества.

Восп. Молодец, очень интересно и познавательно.

Физкультминутка

(под музыкальное сопровождение).

Восп. Дети, некоторые опыты вы проводили дома с родителями. Давайте посмотрим, возникает ли статическое электричество на поверхностях воды?

(Слайд 2)

Реб. Эксперимент «Гибкая вода». Нам стало интересно, сможет ли статическое электричество воздействовать на воду? Этот эксперимент мы проводили дома с родителями. Воздушный шарик я потерла о шерстяную ткань и поднесла к тонкой струйке воды. Струя воды отклонилась в сторону шарика.

Мы выяснили, что статическое электричество возникает и на поверхности жидких материалов.

Восп. Хорошо, ребята, что вы узнали из эксперимента? (что статическое электричество возникает и на поверхности воды).

Восп. А где еще встречается статическое электричество?

(Слайд 3)

Реб. По телевизору я смотрела передачу «Галилео» и узнала, что статическое электричество часто встречается в природе.

Когда летит самолет, он трется о воздух и электризуется. После посадки к самолету не сразу подают трап, потому что может возникнуть пожар. Сначала самолет разряжают.

А когда машины едут, то шины трутся о дорогу и тоже электризуются, поэтому сзади машин подвешивают металлические цепи, чтобы заряд уходил в землю.

Молния – это тоже статическое электричество. Чтобы молния была не опасна, люди придумали громоотвод.

Восп. Спасибо, очень интересная информация.

Ребята, мы доказали, что статическое электричество, окружающее нас в быту не опасно для нашей жизни, но разряд молнии очень опасен, так как он несет с собой огромный заряд электричества, который может убить человека, сжечь дом или дерево, вывести из строя электроприборы.

И провести опыт с мини-молнией нам помогут наши коллеги из фиксилаборатории, они связались с нами по видеосвязи.

(показ видеоролика 1)

(видеоролик объясняет и доказывает опасность молнии для жизни человека, этот опыт дети повторяют самостоятельно)

Восп. Для проведения эксперимента возьмите деревянную досточку, положите на неё фигурку человечка, вырезанную из кальки.

Затем натрите файл о волосы, и поднесите к фигурке человечка, она с помощью статического электричества должна притянуться к файлу.

Мы доказали, что статическое электричество в силе молнии опасно для человека. Но мы уже знаем, что люди придумали громоотводы, в которые попадает молния.

Внимание на экран, наши коллеги Фиксики покажут нам значение громоотводов.

(показ видеоролика 2)

(видеоролик доказывает значение установки громоотвода для безопасности людей)

Восп. Положите опять на досточку фигурку человечка, возьмите проволоку и вставьте её в досточку, она будет громоотводом. Потрите о волосы файл, поднесите его к фигурке человечка.

Какие изменения вы заметили? (фигурка человечка не притягивается к файлу).

Что же доказал наш опыт? (разряд молнии притянулся к громоотводу, а не к фигурке человечка).

Давайте скажем спасибо нашим друзьям Фиксикам и попрощаемся с ними. (видеоролик)

Рефлексивно-оценочный этап.

Восп. Ребята, мы с вами проделали большую работу, вы провели много интересных экспериментов, узнали, что такое статическое электричество, познакомились с его свойствами и причинами возникновения.

Так удалось ли подтвердить нашу гипотезу?

Реб. Да, в ходе экспериментирования наша гипотеза подтвердилась: статическое электричество невидимое, неопасное, «живёт» почти в каждом предмете. Оно возникает в результате трения предметов друг о друга.

Восп: Ребята, вам понравилось быть исследователями и работать в научной лаборатории?

А проводить эксперименты?

А какой эксперимент тебе понравился? …

В результате чего появляется статическое электричество?

Какие свойства статического электричества вы узнали?

Последующая работа:

В дальнейшем мы с вами начнем знакомиться с другими видами электричества, его значением для нашей жизни.

А за то, что вы сегодня очень хорошо потрудились, я вам подарю по воздушному шарику, экспериментируйте в свободное время!

Конспект занятия по экспериментированию с электричеством для подготовительной группы

Цель занятия: познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества, создать условия для формирования у детей интереса к опытно- экспериментальной деятельности.

1. Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты.

2. Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами.

3. Познакомить с достижением человечества – электричеством;

4. Формировать представление о возможностях использования электричества человеком.

5. Обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком.

6. Познакомить с новым понятием «статическое электричество».

Оборудование: оборудование для экспериментирования (два надутых воздушных шарика с нитками на концах; шерстяная ткань; алюминиевая банка от газированного напитка; овсяные хлопья.), журналы записи экспериментов.

Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Вот мы и снова оказались в нашей экспериментальной лаборатории. Хотите узнать, что же сегодня мы будем с вами изучать?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Тогда отгадайте загадку:

Вдаль, к деревням, городам
Он идет по проводам,
Светлое величество!
Это … ( Электричество )

Дети: Электричество.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы правы, это действительно электричество! Первое электрическое явление, на которое обратили внимание люди еще в V веке до нашей эры, состояло в том, что потертый мехом или шерстью кусок янтаря обладает возможностью притягивать к себе лёгкие предметы: пылинки, волоски, тонкие нити. Янтарь по-гречески – электрон. Отсюда и слово «электричество». Внутри металлических проводов есть микрочастицы – электроны. Они, с одной стороны, настолько мелкие, что их даже в микроскоп невозможно рассмотреть, а с другой – их очень много. В обычном состоянии они находятся на одном месте и ничего не делают. Но когда включаете прибор, электроны начинают с большой скоростью передвигаться внутри проводов. Это движение и рождает энергию электричества. Электроны в проводах можно сравнить с водой в трубах – не зря же говорят, что ток по проводам течет. Словно капли жидкости в трубочке, подталкивающие друг друга, следующие одна за другой, бегущие, пока не перекрыт вентиль, электроны действуют точно так – только у них вместо вентиля выключатель. А еще от прямого контакта с электронами, в отличие от воды, вы не намокаете, а получаете электрический удар. Это самый настоящий удар: ведь электронов очень много и они бегут с огромной скоростью. А потому, если встать у них на пути, они бьются в кожу с большой силой, что, конечно, очень больно. Поэтому, если прибор включен в розетку или оголился провод (что по сути равноценно разрыву трубы, когда вода вытекает наружу: и чем больше воды, тем сильнее ее напор), нельзя мешать ему. Пусть электроны тратят энергию на лампочку, а не на то, чтобы потратить ее, обидев вас! Поэтому очень важно соблюдать технику безопасности при обращении с электроприборами. Давайте вместе подумаем и обсудим некоторые правила, которые я зачитаю вам в стихах.

· Папа и мама сынишку бранят,
К розетке ему подходить не велят:
“Запомни! Что злой и опасный, как зверь,
Ток электрический прячется в ней!”

· Если ты пошёл гулять
Или друга провожать,
Закрывая в доме дверь,
Всё ли выключил, проверь!

· Телевизор и компьютер
Наши верные друзья,
Только мокрыми руками
Прикасаться к ним нельзя!

· Задымился если вдруг
Электрический утюг,
Что ты должен сделать, детка?
Вынуть вилку из розетки.

· Чтобы с тобой не случилась беда,
За провода не берись никогда.
Правило это помни, дружок!
Не любит шутить электрический ток!

Выводы по технике безопасности при обращении с электричеством

– У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека.

– Почему? (Ответы детей).

– Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами.

Давайте вспомним правила безопасности.

1. Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.

2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

5. Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

Статическое электричество

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, еще я хочу рассказать вам о таком явлении, как статическое электричество. Кто знает, что это такое?

Ответы детей.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Статическое электричество окружает нас в быту повсюду. Оно может возникнуть от ходьбы по шерстяному ковру, при надевании свитера, расчесывании волос, контакте с полиэтиленом или пенопластом. Статическое электричество относительно безопасно для человека. Правда, если отрицательно заряженным телом коснуться к металлу, то можно получить лёгкий удар током. Так как же оно возникает? Вся материя в мире состоит из атомов, а атомы состоят из протонов (частицы с положительным зарядом), нейтронов (без заряда) и электронов (с отрицательным зарядом). Частицы с противоположными зарядами притягивают друг к другу. Обычно частицы внутри атома, и поэтому в целом атом заряда не имеет. Однако, если потереть определенные вещи друг о друга (например, воздушный шарик об волосы), тогда некоторые электроны перетекают от атомов одной вещи к другой, делая один предмет позитивно заряженным, а другой – негативно заряженным. Поэтому они какое-то время будут притягивать друг друга, пока баланс зарядов не восстановится. Поэтому, кстати, статическое электричество плохо накапливается при большой влажности – тогда заряженные частицы взаимодействуют с частицами воды, растворенными в воздухе.

Подвижная игра «Атомы-электроны»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сейчас я хочу предложить вам, ребята, самим превратиться ненадолго в малюсенькие частицы, электроны. Для этого нужно 3 раза хлопнуть в ладоши и повернуться вокруг себя! Теперь, когда мы превратились в электроны, мы можем свободно путешествовать по нашей группе, но как только я дам команду: АТОМЫ, каждый должен будет найти себе пару и взяться за руки. Когда вы услышите команду ЭЛЕКТРОНЫ, снова можно будет в одиночку путешествовать по группе. Итак, все готовы?

Проводится подвижная игра «Атомы-электроны»

ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с вами обсудили, что же такое статическое электричество и как оно возникает. А сейчас я предлагаю увидеть его в действии и провести научные эксперименты.

Эксперименты

Эксперимент 1

ВОСПИТАТЕЛЬ: Итак, для первого эксперимента нам понадобится два воздушных шарика и кусочек шерстяной ткани. Потрите два надутых воздушных шара об шерстяную ткань. Попробуйте поднести их друг к другу и посмотрите, что происходит.

Дети проводят эксперимент.

Вывод: Молодцы! Мы увидели, что шарики будут отталкиваться друг от друга. Это происходит благодаря статическому электричеству. Оно образуется при натирании шаров о волосы или шерстяную ткань. Таким образом, шарик отдаёт материалу большую часть своих положительных электронов и становится отрицательно заряженным. Два, одинаково отрицательно заряженных шара, будут отталкиваться друг от друга.

Эксперимент 2

ВОСПИТАТЕЛЬ: Потрите один из шаров о ткань и поднесите его к своим волосам. Какой будет эффект?

Дети проводят эксперимент.

Вывод: Во этом случае все будет наоборот. Отрицательно заряженный воздушный шарик будет притягивать к себе позитивно заряженные волосы и поднимать их. Таким образом, шарик ненадолго испортит вашу причёску.

Физкультминутка

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, эксперименты — это разминка для нашего ума. Но нужно не забывать устраивать разминку и для нашего тела! Поэтому повторяйте за мной движения:

Ток бежит по проводам, (Бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам. («Фонарики»)

Чтоб работали приборы, («Моторчик»)

Холодильник, мониторы. ( Хлопки в ладоши на каждый бытовой

Кофемолки, пылесос, прибор)

Ток энергию принёс. (Взяться за руки)

Эксперимент 3

ВОСПИТАТЕЛЬ: Положите алюминиевую банку на ровную поверхность боком. Натрите один шарик о ткань или волосы и поднесите его к банке. Двигайте его дальше по поверхности и посмотрите что произойдёт.

Дети проводят эксперимент.

Вывод: На этом этапе эксперимента вы сможете увидеть ещё наглядней, как отрицательные электроны притягивают позитивные. Алюминиевая банка постепенно покатиться за шариком, даже если вы будете понемногу двигать его в сторону.

Эксперимент 4

ВОСПИТАТЕЛЬ: Высыпьте на стол немного овсяных хлопьев. Натрите шарик о ткань и подержите немного на небольшом расстоянии над хлопьями. Запомните результат.

Дети проводят эксперимент.

Вывод: В последней части эксперимента позитивно заряженные хлопья притянуться и «прилипнут» к вашему воздушному шару.

Итоги занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь, ребята, ответьте пожалуйста на мои вопросы:

1. Откуда берется электричество?

2. Какие правила безопасности необходимо соблюдать при обращении с электроприборами?

3. Как называется безопасное электричество?

4. Как мы может его увидеть в жизни?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Вам понравилось сегодняшнее занятие? Сейчас я хочу предложить вам каждому взять по воздушному шарику и рассказать, что больше всего понравилось в занятии, а что показалось сложным.

Дети отвечают на вопросы.

Воздушные шарики вы можете забрать домой и показать родителям простые, но интересные эксперименты со статическим электричеством, которые мы проводили на сегодняшнем занятии.

Что такое статическое электричество для детей

Автор: Шарафутдинова Лейсан Зявдатовна

Организация: МБДОУ детский сад №3 «Солнышко»

Населенный пункт: Республика Татарстан, с. Пестрецы

Цель: совершенствование умений детей в проведении самостоятельных исследований и лабораторных опытов на основе цифровой лаборатории «Наураша», знакомство с электричеством, его основными свойствами, методами получения.

Образовательные задачи:

  • Дать общее представление об электричестве;
  • Познакомить с понятиями «электрический ток», «электрический заряд», «статическое электричество»;
  • Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством;
  • Учить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока при помощи цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение работать в коллективе;
  • Вызывать радость открытий, полученных из опытов.

Интегрированные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное

Оборудование: воздушные шарики, бумажные звездочки, шерстяные тряпочки, подносы, провод, карточки-схемы правил безопасности, электроприборы, овощи, фрукты, цифровая лаборатория «Наураша»

Ход занятия

Электроша: Привет ребята, я Профессор Электроники, вы можете меня называть – Электрошей.

Пока я шла к вам, мне позвонили друзья, у них возникла проблема. Посмотрите! (показываю планшет, в котором фрагмент мультфильма «Откуда берется электрический ток»)

— Ребята, а вы можете помочь моим друзьям ответить на вопрос «откуда берется электрический ток?»

Дети: из розетки, по проводам.

Электроша: А туда как он попадает?

Электроша: А хотели бы узнать поподробнее? А откуда мы можем это узнать?

Дети: из книжки, от родителей, из интернета

Электроша: Какие вы молодцы! А мы спросим у моих друзей-фиксиков. Слушайте внимательно!

(просмотр фрагмента «Электричество» из мультфильма «Фиксики»)

Электроша: Теперь вам понятно? Откуда берется электричество? Как распространяется и попадает к нам в дома?

Дети: Вырабатывается на электростанциях, откуда распространяется по линии электропередач. А потом ток бежит по проводам, которые подвешаны на высоченные опоры и попадает к нам в дома.

Электроша: Току приходится совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Сверху он одет в резиновую рубашку, а под ней – пучок тонких проволочек. (Показ образца провода).

Движение электрического тока похоже на реку, только в реке течет вода, а по проводам движутся очень маленькие частицы – электроны. Дальше, ток попадает в розетку, а затем — в электроприборы.

Чтобы понять я предлагаю вам поиграть:

Игра «Ток бежит по проводам»

Дети встают в круг, берут в руки веревочку с узелками, поочередно перехватывая узелки говорят:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиры к нам.

Чтоб работали приборы:

Ток энергию принес. (Игра повторяется два раза, в обратную сторону)

Электроша: А вы знаете, что здесь спрятались предметы, которые работают с помощью электричества. Найдите их и принесите мне на стол.

Игра «Найди электроприборы»

Дети находят предметы и ставят их на стол.

Электроша: Молоды какие, как много предметов вы нашли. Что вы принесли, расскажите. А как можно все это назвать одним словом?

Дети: электроприборы (похвала детей)

Электроша: У них у всех есть электрический шнур, который вставляется в розетку и все эти приборы работают от электричества.

А посмотрите, вы еще принесли батарейку. Скажите мне она тоже является электроприбором?

Дети: да (нет)

Электроша: получается, чтобы она заработала, нам нужно вставить ее в розетку.

Дети: нет

Электроша: Совершенно верно. Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Она не является электроприбором.

Электроша: Правильно! Батарейка – это миниэлектростанция. И она сама может давать элетрический ток. А какие электроприборы могут работать от батарейки?

Дети: телефон, фонарик, пульт, рация

Электроша: Какие вы молодцы! Значит, электрические приборы могут работать не только от сети, но и от батарейки.

Техника безопасности, беседа о технике безопасности

Электроша: Друзья мои, у нас действительно есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При неправильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека. Почему?

Ответы детей. Электроша хвалит детей за активность.

Электроша:

Давайте вспомним правила безопасности. Помогут нам карточки-схемы.

Вопросы: Что означает эта карточка?

О чем предупреждает эта схема?

О чем рассказывает эта схема?

Электроша: А может еще кто-то хочет что-то добавить? Какие еще правила знаете?

Электроша: Не забывайте соблюдать правила безопасности при пользовании электрическими приборами!

Электроша: (удивленно): Здесь еще остались яблоко, картошка и лимон? Почему вы их не взяли?

Дети: там нет электричества

Электроша: А вот мой друг-профессор Наураша, к которому мы сейчас отправимся в гости утверждает, что они также, как и батарейка могут проводить электрический ток. Согласны посетить его лабораторию?

Дети: да

Электроша: Но прежде чем войти в лабораторию, вам нужно разделиться на пары. Договоритесь между собой, кто с кем будет работать.

Электроша: Здесь лежит датчик божья коровка, с помощью которого вы будете работать. И электроды: цинковый и медный. После каждого применения их нужно промывать водой и вытирать бумажной салфеткой.

В лаборатории Наураши есть главное правило: Начинать измерения датчиком надо только после того, как Наураша закончит формулировать задание. Это необходимо, чтобы датчики работали правильно!

(Дет проходят в лабораторию, проводятся опыты с лимоном, яблоком, и картошкой по очереди)

Опыты на основе цифровой лаборатории «Наураша»

1.С зелёным яблоком. (Сделать два надреза для электродов)

Первая пара выполняют, остальные слушают.

Если во фруктах есть электрический ток, то по спирали побежит ток.

2.С лимоном. (Сделать надрезы)

Проводится опыт. Электроды промыть в чистой воде.

3.С картошкой. (Сделать надрезы)

Проводится опыт. Промыть электроды.

4. С Динамо – машиной

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что это?

Это динамо-машина – моторчик, который нужно крутить вручную. Чем быстрее крутить, тем больше будет вырабатываться электричество. Электричество, которое у вас дома, вырабатывают тоже динамо-машины, но только очень большие. Их приводят в движение , как я говорила ранее вода под большим напором или пар.

Подготовить Динамо – машину, подсоединить провода к датчику. Динамо – машина – это моторчик, который они будут крутить сами. Чем быстрее крутить, тем больше будет напряжение.

Итог:

Электроша: При помощи чего можно получить электричество?

Дети: при помощи яблока, картошки, лимона, динамо-машины

Электроша: Молодцы! Все они являются мини-электростанциями.

А сейчас попрощаемся с Наурашей!

Но это еще не все! Еще бывает другое электричество: тихое, незаметное, неопасное. И называется такое электричество — Статическое, оно живет повсюду само по себе. Давайте скажем вместе-Статическое. Но если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Давайте поиграем?

Дети: Да (воспитатель и дети подходят к столу с воздушными шариками и бумажными звездочками)

Опыт «Танец звезд»

Электроша: Здесь необычные шарики, а волшебные и звездочки, которые могут танцевать. Но прежде чем приступить к работе, вы должны усвоить определенные правила:

  1. Нельзя бегать с шариками по группе;
  2. Обращаться с ними аккуратнее, чтобы шарики не лопнули;
  3. Работать вместе дружно.

Электроша: Надо шарик потереть о волосы или шерстяные тряпочки и медленно преподнести к звездочкам. Что происходит?

Дети: звездочки затанцевали

Электроша: Верно. Натирая шарики шерстяной тканью или волосами, вы создаёте заряд электричества. Оно включает в себя отрицательно и положительно заряженные частицы, плюсы и минусы. Заряды-плюсы притягиваются к зарядам-минусам, и между ними проходит электрический разряд, в результате которого появляется статическое электричество.

Электроша: Ребята, а теперь вам задание на сообразительность: как при помощи статического электричества прикрепить воздушный шарик к стене?Подумайте! (Если дети не догадались, Электроша подсказывает: нужно потереть шарик о волосы и прикрепить шарик к стене)

Рефлексия:

Электроша: а теперь, друзья, подойдите ко мне и получите заслуженную награду за вашу работу (раздаю звездочки).

-Теперь вы знаете, откуда берется электрический ток?

— В каких овощах и фруктах есть электричество?

-Ребята, что было для вас самым интересным сегодня?

-Что было самым трудным?

-О чем сегодня расскажете маме и папе?

Вы сегодня все такие молодцы, все славно поработали. И я хочу с вами поделиться шариками, чтобы вы могли с ними поиграть и у себя в группе со своими друзьями и показать статическое электричество. (Электроша дарит шарики).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *