Принципы, задачи и сущность планирования. Процесс стратегического планирования
В деятельности предприятия или же в любых сферах жизни человека постоянно присутствуют определенные цели, для достижения которых следует наметить четкую последовательность действий. Сущность планирования состоит в том, чтобы разработать качественный алгоритм, который позволит добиться конкретных результатов в намеченные сроки.
Что такое планирование
Сущность планирования состоит в распределении временных и материальных ресурсов, а также разработке алгоритма действий для достижения поставленных целей. Если рассматривать данное понятие применительно к предприятию, то это одна из основных функций менеджмента. В данном случае процесс планирования будет выглядеть следующим образом:
- формулировка миссии предприятия;
- в соответствии с предыдущим пунктом разрабатываются цели, которые планируется достигнуть;
- составление общей программы действий;
- поиск ресурсов, необходимых для реализации плана;
- определение круга исполнителей программы и доведение до них исчерпывающей информации;
- фиксация результатов в форме заверенного документа установленной формы.
Таким образом, сущность планирования можно трактовать как разработку системы целей, а также путей их достижения. Объект — это конкретная организация или ее структурное подразделение, для которого составляется перспективная программа. Что же касается субъектов планирования, то это лица или конкретные отделы, которые осуществляют данную деятельность.
Основные принципы
Выделяют следующие основные принципы планирования:
- принцип единства заключается в том, что все мелкие задачи, включенные в план, должны быть направлены на достижение конечной глобальной цели;
- принцип участия подразумевает, что в процесс планирования, в той или иной мере, должны быть вовлечены все лица, которые будут работать над реализацией проекта;
- принцип непрерывности гласит, что выполнение планов не должно останавливаться из-за непредвиденных обстоятельств (стоит ограничиться лишь внесением корректив);
- принцип гибкости подразумевает возможность изменения плана, с целью адаптировать его к постоянно изменяющимся условиям;
- принцип научности — все положения должны быть четко обоснованы в соответствии с известными теориями;
- принцип точности состоит в том, чтобы максимально объективно описывать конечные и промежуточные результаты.
Все перечисленные требования являются обязательными к выполнению. Соблюдая данные принципы планирования, вы будете иметь возможность составить качественную и эффективную программу действий.
Основные методы планирования ресурсов
Планирование ресурсов на предприятии может осуществляться в соответствии с такими основными методами:
- балансовый метод подразумевает поиск равновесия между потребностями в ресурсах, а также их источниками;
- расчетно-аналитический метод позволяет учесть все факторы, влияющие на достижение конечного результата, а также их динамику;
- экономико-математические методы подразумевают использование специально разработанных моделей, которые позволяют получить наиболее точные результаты;
- графоаналитический метод состоит в использовании специальных средств представления промежуточных и конечных результатов;
- программно-целевой метод подразумевает разработку комплекса мероприятий и задач, выполнение которых обеспечивает достижение конечного результата.
Выбор методики планирования зависит не только от специфики деятельности предприятия, но и от ситуации, которая сложилась во внутренней и внешней среде на конкретный период времени.
Основные задачи планирования
Для того чтобы достижение целей было реальным, необходимо составлять качественные программы и алгоритмы действий. Таким образом, задачи планирования могут быть сформулированы так:
- формирование перечня проблем, которые предстоит решить в плановом периоде;
- поиск сценариев, в соответствии с которыми может развиваться ситуация;
- обоснование целей и определение степени их значимости;
- поиск источников ресурсов, а также разработка плана их использования;
- обозначение конечных и промежуточных результатов, в соответствии с которыми будет производиться контроль за достижением целей.
После разработки глобального плана важно правильно разбить его на локальные задачи. Они выступают своего рода этапами, выполнение которых приближает организацию к достижению конечной цели.
Почему нужно составлять планы
Необходимость планирования во всех сферах деятельности обусловлена рядом причин:
- развитие экономики характеризуется высоким уровнем неопределенности, а оптимизация использования ресурсов путем составления четкого плана помогает сгладить кризисные моменты;
- планирование помогает создавать конкурентные преимущества за счет того, что в перспективных документах есть возможность предусмотреть колебания внешней среды, перебои в поставках ресурсов и прочие моменты;
- система планирования позволяет внедрить программы по применению инноваций и достижений научно-технического прогресса;
- стабильно работающее предприятие, действующее на основе четко спланированной программы, является более привлекательным для инвестирования;
- постепенные структурные преобразования, которые обеспечивают планомерное достижение тактических и стратегических целей;
- составление реальных программ путем соотнесения текущих возможностей и перспективных планов;
- целенаправленное развитие организации и движение в выбранном направлении;
- возможность предвидения возможных проблем;
- стимулирующее действие для работников всех уровней;
- упорядочение управленческих действий и прочих мероприятий.
Грамотно составленный план позволяет руководителю и его подчиненным планомерно двигаться к достижению поставленной цели. Следуя четкому алгоритму, не придется отвлекаться на посторонние действия. Кроме того, в плане зачастую предусматриваются варианты реагирования на непредвиденные ситуации, а потому выровнять положение удастся без значительных материальных и временных потерь.
Каким должен быть эффективный план
Для того чтобы процесс планирования был эффективным, к нему выдвигается ряд требований, а именно:
- программа должна быть целесообразной и адекватной в конкретной ситуации;
- в планы закладывают реально достижимые цели и показатели;
- в документах отражается исчерпывающая информация относительно текущей ситуации, а также перспективного положения;
- план составляется в соответствии с четкими стандартами и правилами;
- составление перспективных программ должно быть систематичным;
- в рамках плана стоит оперировать четкими цифрами и конкретными выражениями.
Стоит отметить, что алгоритм действий для предприятия значительно отличается от того, который человек составляет лично для себя. В случае с организацией план является более жестким и допускает внесение корректив только в экстренных ситуациях.
Роль стратегического планирования
Стратегическое планирование обладает следующими преимуществами для предприятия:
- определяет общее направление развития, в соответствии с которым составляется программа дальнейших маркетинговых и прочих исследований;
- определение глобальной цели, с которой будут увязаны локальные программы всех подразделений предприятия;
- является основой для поиска и распределения ресурсов;
- подразумевает разработку ряда альтернатив, которыми предприятие может воспользоваться в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;
- долгосрочные перспективы заставляют руководство анализировать слабые стороны, а также искать пути их устранения.
Стоит отметить, что стратегическое планирование является необходимым условием функционирования предприятия. Оно определяет общие ориентиры деятельности, а также положение организации в будущем.
Виды планирования
Классификация видов планирования осуществляется в соответствии со следующими признаками:
- В соответствии с периодом планирования:
- долгосрочное (свыше 5 лет);
- среднесрочное (до 5 лет);
- краткосрочное (менее 1 года).
- по организации в целом (определяет общее направление деятельности);
- по конкретному подразделению;
- по проекту;
- по обязанностям определенного работника.
- планирование научных исследований;
- планирование процесса производства;
- определение объемов и каналов сбыта;
- кадровое планирование;
- снабжение материальными и финансовыми ресурсами.
- оперативное;
- стратегическое.
Процесс стратегического планирования
Для нормального функционирования каждое предприятие должно иметь долгосрочные ориентиры. Так, процесс стратегического планирования включает в себя следующую последовательность этапов:
- определение миссии, которая служит общим направлением развития организации;
- анализ сильных и слабых сторон внутри организации, а также угроз и возможностей, которые присутствуют во внешней среде;
- формулировка долгосрочных целей;
- разработка альтернатив на случай возникновения непредвиденных обстоятельств;
- выбор базовой стратегии, на основании которой будет функционировать предприятие.
Планирование кадров
Кадровое планирование представляет собой целенаправленную и обоснованную деятельность организации, которая состоит в формировании полноценного штата работников в определенный момент времени. Это одна из важнейших задач, ведь именно работники обеспечивают стабильную работу предприятия. Так, цели планирования персонала могут быть сформулированы следующим образом:
- разработка политики в сфере кадров;
- определение потребности в количественном и качественном составе персонала;
- продвижение перспективных работников по карьерной лестнице;
- разработка сценария действия на случай непредвиденных ситуаций;
- приведение в соответствие целей организации и каждого конкретного работника;
- определение затрат на содержание и развитие кадров.
Персонал является основой работы любого предприятия как один из самых главных ресурсов. Именно поэтому к кадровому планированию нужно подходить со всей ответственностью, предусматривая полноценную работу как в настоящем, так и в будущем периоде времени.
Сущность тактического планирования
Тактическое планирование можно определить, как конкретизацию глобальной стратегии организации. Можно сказать, что это действия, которые обеспечивают эффективное достижение долгосрочных целей. Тактическое планирование имеет следующие особенности:
- подразумевает разработку детализированных программ с указанием пошагового алгоритма действий;
- имеет краткосрочный характер;
- за данный вид планирования несет ответственность персонал из среднего руководящего звена;
- подразумевает решение однородных вопросов, которые часто повторяются;
- действия должны осуществляться в соответствии с определенным графиком;
- ограниченное количество альтернативных решений.
Таким образом, можно сказать, что тактика — это средство достижения стратегических целей. Это конкретные шаги, выполнение которых приближает организацию к достижению конечного результата.
Выводы
Сущность планирования заключается в рациональном распределении временных и материальных ресурсов, а также составлении четкого алгоритма действий для достижения определенной цели. Стоит отметить, что это не просто обязательный процесс, но еще и одна из основополагающих функций менеджмента. Чтобы план носил не декларативный, а обязательный характер, ему непременно придают форму официального документа. Его исполнение контролируется высшим руководством. Мониторинг достижения плановых показателей стоит проводить не только на конечном этапе работы, но и на протяжении всего периода. это позволяет своевременно реагировать на отклонения и вносить коррективы в сроки и методы работы.
При составлении планов, необходимо руководствоваться рядом обязательных принципов. Все цели и задачи не должны противоречить друг другу, а иметь единое направление. Также стоит отметить, что к процессу составления плана желательно привлекать всех лиц, которые будут ответственны за его выполнение. Важно понимать, что как бы не сложились обстоятельства, выполнение программы не стоит приостанавливать. Должны быть внесены коррективы, соответствующие текущему положению для обеспечения продолжения полноценной работы. Планы должны быть гибкими. Алгоритмы действий должны иметь под собой научное обоснование, а указанные результаты должны характеризоваться максимальной точностью.
Планирование является одним из необходимых условий эффективного функционирования предприятия. Это связано в первую очередь с тем, что экономика характеризуется некоторой степенью неопределенности. грамотно составленный план позволяет заранее предусмотреть и сгладить негативные моменты. Также появляется возможность получить значительные преимущества среди конкурентов. При помощи подробно составленного плана можно планомерно внедрять в производство новейшие разработки и технологии. Кроме того, важно предусмотреть и структурные преобразования в организации. Стратегия планирования должна предусматривать возможность возникновения тех или иных проблем, а также способы реагирования на них. Можно сказать, что это не просто алгоритм действий, но также инструмент мотивации сотрудников.
Стратегическое и тактическое планирование в менеджменте — Сравнительный анализ стратегического и тактического планирования
Стратегическое планирование- заключение. В определении главных целей организации и ориентирована на определение конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечение необходимыми ресурсами.
Основные проблемы на решение которых направлено планирование. 1.определ. направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования. 2. внедрение технологических новшеств и прогрессивных технологий.3. диверсификация деятельности и обновление продукции. 4.Формы осуществление заграничных инвестиций. 5.Совершенствование организации управления по отдельным подразделениям кадровой политике.
Текущее планирование- осущ. путем детальной обработки, оперативных планов для компании в целом и её отдельных подразделений (план маркетинга).
Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.
Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под тактическим планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика, в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий. Тактическое планирование — это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией.
Чтобы лучше понять, что такое тактическое планирование, рассмотрим различия между стратегическим и тактическим планированием по некоторым характеристикам.
Подробность. В стратегическом планировании проводится планирование общих линий деятельности предприятия. В тактическом планировании имеет место детальное планирование.
Временной уровень. В стратегическом планировании планы характеризуются долгосрочностью, а в тактическом планировании — краткосрочностью.
Лица, принимающие решения. В стратегическом планировании решения принимают немногочисленные специалисты из высшего руководства, в тактическом — многочисленные специалисты из среднего звена руководства.
Характер проблем. В стратегическом планировании рассматриваются редко повторяющиеся проблемы и задачи, а в тактическом планировании решаются однородные проблемы.
Степень регулярности действии. В стратегическом планировании действия могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер. В тактическом планировании принят фиксированный график действий.
Количество альтернатив. В стратегическом планировании может быть много альтернатив, в тактическом планировании таких альтернатив мало.
Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Подготовка плана включает в себя сбор, систематизацию и уточнение различной информации э деятельности предприятия, анализ полученной информации, угощение целей и задач планирования, постановку менеджером задач отдельным структурным подразделениям и работникам на разработку плана, определение подлежащих включению в план мероприятий. Принятый план обязательно должен быть документально оформлен и утвержден руководителем предприятия.
Сравнительный анализ стратегического и тактического планирования
Более глубокое понимание природы и целей стратегического и тактического планирования можно получить при их сравнении. Оно может осуществляться по следующим параметрам:
• организационный уровень разработки и принятия решений;
• непрерывность процесса планирования и осуществления;
• преобладание «жестких» или «мягких» проблем и решений;
• количество рассматриваемых альтернатив решения;
• объем и тип необходимой управленческой информации;
• временные интервалы планирования, осуществления и контроля управленческих действий;
• используемые человеческие ресурсы управления;
• точность контроля и оценки;
• превалирующие интересы участников процесса принятия решений;
• отношение к риску, степень риска и последствия реализации рисковых решений.
Вероятно, логично будет начать сравнение с определения горизонта планирования, ведь от того, насколько он широк, зависит и ответственность лиц, планирующих деятельность предприятия. Исходя из различного понимания стратегического и тактического планирования, следует отметить, что существуют различные оценки этого горизонта. Так А.Т. Зуб определяет его от трех до десяти лет для стратегического и от нескольких недель до трех лет — для тактического (оперативного). В то же время И. Ф. Симонова предлагает рассматривать горизонт от года до пяти лет для тактического и свыше пяти лет — для стратегического. Фактор времени во многом определяет ответственность, которую приходится нести «авторам» планирования. По этой причине носителями идей планирования выступает: для стратегического – высший менеджмент, а для тактического – средний. Однако при этом также существует ряд оговорок, определяемых, главным образом, конкретной моделью планирования, принятой на предприятии (что будет более подробно раскрыто в следующей главе).
Разработка стратеги и тактики (при условии относительной широты горизонта планирования) фирмы осуществляется в условиях неопределенности. Ее порождают как процессы вне организации, так и внутри нее. Внешняя среда характеризуется неустойчивостью действия факторов, вынуждающих организацию изменяться. Неопределенность внутренних факторов обусловливается взаимосвязью и взаимозависимостью компонентов и подсистем организации как сложной системы. Однако точно и детально моделировать поведение сложных систем нельзя; можно лишь выявлять и предвидеть тенденции их саморазвития. Отсюда проистекают следующие различия стратегического и тактического планирования: прерывистость и системность процесса управления, а также преобладание в стратегическом управлении «мягких» проблем, т.е. таких, которые характеризуются неопределенностью исходных параметров и граничных условий. Прерывистость означает, что стратегические решения принимаются, не так часто, а их реализация требует длительного времени, иногда нескольких лет. Нужны весьма серьезные причины, чтобы приостановить развитие уже принятой для реализации стратегии. Тактическое управление в меньшей степени прерывисто, планирование осуществляется с большей частотностью, задачи носят менее растянутый во времени характер; оно имеет дело, как с «мягкими», так и с «жесткими» проблемами, но в большей мере с последними (в отличие от стратегического).
При стратегическом планировании важно на ранних этапах процесса выдвинуть и рассмотреть максимально возможное количество альтернатив. Эта процедура снижает степень риска ошибки планирования, которая может стоить дорого. Однако, чем больше альтернатив, тем больше требуется приложить усилий и времени для их оценки. В случае тактического управления менеджеры имеют дело или с хорошо структурированными, «жесткими» проблемами, решения которых запрограммировано, или с «мягкими» решениями, но с невысоким риском серьезного ущерба при ошибке.
Для разработки стратегии необходим большой объем информации, получаемой из разных источников и о самых разнообразных процессах, как во внешнем окружении организации, так и во внутриорганизационных системах. Трудно определиться в сборе данных, особенно если на их основе делаются экстраполяции будущих тенденций развития факторов и процессов, часто здесь решающими факторами являются интуиция и опыт. Процессы же сбора информации для тактического управления в значительной мере формализованы, источники ее стабильны и находятся внутри организации, качество и достоверность данных информации можно проконтролировать. При этом можно шире использовать машинную обработку информации и автоматизированные системы управления.
Между стратегическими и тактическим решениями существует тесная связь, так тактические решения всегда являются элементом выполнения стратегии и нацелены на достижение перспективных целей. Поэтому стратегия формулируется в более общих чертах, менее детализировано, что диктуется временным лагом.
Различается и использование человеческих ресурсов. Стратегическое управление осуществляется высшим управленческим персоналом. Часто требует привлечения внешних и внутренних консультантов. Велика роль также групп людей, заинтересованных в успехе организации или пытающихся повлиять на процесс стратегического управления — стейкхолдеров. Затраты на человеческие ресурсы в процессе стратегического управления высоки. Тактическое управление осуществляется средним и линейным управленческим персоналом (в зависимости от трактовки «тактического планирования»), и затраты на него включаются в затраты на заработную плату (хотя и далеко не всегда).
Отличия есть и в требованиях к контролю и оценке последствий управленческих действий. Эффективность принятых стратегий оценивать гораздо сложнее, чем результаты стратегического управления. Последствия стратегических решений можно с достаточной полнотой оценить только со временем, когда становится трудно, а иногда и невозможно выделить степень воздействия тех или иных факторов на процесс реализации стратегии. Последствия тактического управления, как правило, не разделены большим промежутком времени с принятием решения, и поэтому причины, например неудачи, достаточно легко анализировать.
Стратегические решения подчинены корпоративным целям, в то время как тактическое управление может ориентироваться на локальные, частные цели. Стратегическое планирование – это всегда перспективные цели (на уровне предприятия: выбор направлений деятельности, обеспечивающих наибольшую прибыль, с учетом существующих рыночных условий; определение программы деятельности), тогда как тактическое – конкретные задачи (вопросы финансирования, инвестирования, сбыта, снабжения, персонала; определение потребности в товарах и групп потенциальных покупателей, оценка конкурентоспособности товара, обновление ассортимента и модификации товаров; планирование сбыта и системы распространения товара; выбор рекламных средств, определение методов стимулирования продавцов и поощрения покупателей, оценка способов воздействия на конкурентов; планирование финансовых показателей по проведению маркетинговых мероприятий; расстановка руководящего состава, подготовка и переподготовка кадров, привлечение специалистов и консультантов, организация изучения опыта других компаний или предприятий).
Цель стратегического планирования — дать обоснованную оценку будущей рентабельности различных подразделений компании и на этой основе принять решение по поводу прекращения одного вида предпринимательской деятельности и внедрения другого.
Тактическое и оперативное планирование основываются на показателях стратегического плана. Основным документом оперативно-тактического планирования является годовой план — документ, определяющий объем производства, использования рабочей силы, капиталовложений, выпуска и продажи продукции.
Риск при принятии стратегических решений несоизмеримо выше по сравнению с возможными потерями от неправильных тактических решений, что объясняется как масштабами решений, так и различным уровнем неопределенности и сложности среды.
Стратегический менеджмент ставит во главу угла повышение адаптационной способности компании, задачу повышения ее устойчивости по отношению к меняющимся воздействиям внешней среды.
В заключение главы хотелось бы отметить, что теперь, когда границы между стратегическим и тактическим планированием, очевидно, стали четче, можно более уверенно говорить о том, что между двумя этими понятиями, или, скорее, даже явлениями есть немало общего. Одно органично вплетается в другое, так же, как звено – лишь часть цепи (целей и задач). В этой связи примечательно мнение Ф.В. Шелова-Коведяева: «Ошибочно жесткое противопоставление элитами тактического и стратегического подходов – первопричина постоянно увеличивающегося в последние годы разрыва между потребностями реформирования и доминирующей в России культурой планирования. Эту проблему можно решить с помощью современной подхода к целевому планированию – «Метода анализа иерархий», который строится на построении «дерева целей»: иерархии целей, политик, подцелей, задач, направлений, и т.д. Смысл этих операций состоит в строгом выявлении весов взаимовлияния всех элементов целевой программы и разработке комплекса задач и действий, выстроенного так, чтобы в результате выполнения в срок и в полном объеме намеченных мероприятий все цели были достигнуты, а задачи решены».
Система целей организации включает высшие цели организации, которые разрабатываются исходя из миссии организации высшим ее руководством и штабными подразделениями. Далее на основе этих высших целей линейными руководителями соответствующих уровней разрабатываются цели конкретных подразделений. Важным требованием при построении такого “дерева целей” является система поддержки целей более высокого уровня целями низшего уровня.
Основными этапами управления по целям являются: выработка кратких, точных формулировок целей, построение “дерева целей” от высшей цели организации (самый верхний уровень) до цели конкретного работника; разработка реалистичных планов достижения системы целей; осуществление систематического контроля за ходом реализации планов; принятие корректирующих мер для достижения поставленных целей в изменившихся условиях.
Управление по целям, как и любой метод, имеет сильные и слабые стороны.
Высокая эффективность метода обусловлена его практической обоснованностью, четкой ориентацией на результат, широкими возможностями для стимулирования исполнителей. Однако всегда ли эффективно привлечение исполнителей к выработке целей? Так ли прост метод в его практическом применении, особенно формулировка четких (а самое главное — реалистичных) целей, для достижения которых требуется оптимальное использование ресурсов организации? Метод управления по целям используют для организации более эффективной работы. А как реагируют исполнители на методы, применение которых интенсифицирует работу?
Важным условием эффективного применения метода управления по целям является постоянная и полная поддержка реализации планов высшим руководством. Но всегда ли ему это выгодно? Высшее руководство формулирует цели организации. Однако при большом объеме текущей работы метод требует осуществления контроля за мерой достижения целей, осуществления необходимых корректировок, анализа причин, из-за которых цели не достигнуты. Все ли руководители способны и хотят выполнить этот объем работы на необходимом уровне?
Наконец, важен и вопрос мотивации руководителей и исполнителей, например, соотношение материальных и моральных стимулов, результатов для организации, усилий, затраченных руководителем и его вознаграждения.
Планирование как функция менеджмента
Планирование – это выбор целей и составление плана действий по их достижению. Его цель заключается определение будущего состояния и перспектив развития организации или ее отдельных элементов.
Выделяют стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Стратегический уровень обеспечивает достижение стратегических целей, будущую жизнеспособность и эффективность различных направлений деятельности организации. Тактическое планирование ориентировано на реализацию важных этапов достижения стратегических целей. Оперативное планирование направлено на достижение организацией оперативных целей, решение текущих задач, стоящих перед ней. Оно в наибольшей степени конкретно и детально по содержанию.
Процесс планирования зависит от множества факторов, важнейшими из которых являются:
- субъект планирования, его квалификация и профессионализм;
- объект планирования и его важность в деятельности организации;
- период (сроки) планирования;
- применяемые принципы, методы и приемы планирования;
- используемые средства планирования, в том числе вычислительная техника;
- порядок согласования планов с вышестоящими и взаимодействующими организациями.
В общем виде содержание планирования включает:
- определение цели (целей);
- формулировку задач, которые надо решить для достижения цели;
- установление этапов, перечня, последовательности и временных параметров выполнения мероприятий (работ), реализация которых обеспечивает решение задач;
- определение ресурсов, необходимых для достижения цели и распределение их по этапам выполнения работ;
- выбор (разработку) способов выполнения запланированных мероприятий
- оформление планов.
Эффективность планирования обеспечивается соблюдением ряда принципов, формулируемых, как требования:
- планирование должно быть рациональным и экономически обоснованным, т.е. обеспечивать достижение цели с наименьшими затратами времени, финансов и других ресурсов;
- цели должны быть достижимыми, а задачи выполнимыми. Их содержание должно соответствовать реальным возможностям организации и исполнителей;
- планирование должно быть достаточно гибким, чтобы в процессе реализации планов и принятых решений можно было по мере необходимости вносить в них изменения.
Организация как функция менеджмента
организация-как общая функция менеджмента, представляющая собой управленческую деятельность, направленную на создание условий для успешного выполнение принятых решений и реализации планов.
Цель организации, состоит в обеспечении выполнения запланированных действий и достижения поставленных целей. В процессе реализации данной функции взаимодействуют три основных компонента: люди, отношения между ними и ресурсы, затрачиваемые в процессе труда.
Функция организации тесно связана с функцией планирования. Зачастую невозможно определить грань между ними, когда одна функция переходит в другую. В общем случае при планировании на стратегическом уровне определяется, что именно будет делать организация, а на низших уровнях управления – перечень проводимых мероприятий. В соответствии с этим, организация как функция менеджмента включает в себя две составляющие:
на высшем уровне – организационное проектирование;
на тактическом и оперативном уровнях – организацию процесса работы.
В первом случае определяются структура организации и условия обеспечения ее функционирования, в том числе обеспечение персоналом, материалами, финансовыми и другими ресурсами. Такая работа проводится при создании организации, либо при ее адаптации, т.е. приведении в соответствие с новыми целями, намеченными на стадии планирования.
Содержание функции организации на тактическом и оперативном уровнях включает:
- проектирование работы;
- назначение исполнителей и распределение задач;
- организацию взаимодействия;
- организацию всестороннего обеспечения;
- доведение задач;
- координацию действий по реализации решений и планов.
Основные этапы тактического планирования
Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.
Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, то есть конкретизацию стратегии. Тактика является одной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий.
Тактика определяет пути, обеспечивающие приближение к заданным целям и параметрам. Тактические цели рассчитаны на более близкое будущее, а решение задач – на настоящее время.
Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий:
1. Подготовка плана(сбор, систематизация и уточнение различной информации о деятельности предприятия, анализ полученной информации, уточнение целей и задач планирования, постановка менеджером задач отдельным структурным подразделениям и работникам на разработку плана, определение подлежащих включению в план мероприятий);
2. Принятия плана(принятый план должен быть документально оформлен и утвержден руководителем предприятия).
Тактическое планирование следует отличать от текущего, или оперативного планирования.
Текущее, или оперативное планирование – это то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии. К нему относится планирование работы предприятия на небольшой промежуток времени (день, месяц, квартал, полугодие, год).
При текущем планировании, в отличие от стратегического и тактического, отсутствует существенный временной разрыв между фиксацией на уровне создания действия, подлежащего исполнению, и осуществлением такого действия в реальном режиме. Менеджер должен знать, что реакции оперативного планирования и оперативного действия могут иметь весьма важные стратегические последствия.
Этапы текущего планирования:
1. Выявление проблемы;
2. Определение возможных действий;
3. Предварительный выбор одного из определенных возможных действий;
4. Анализ возможных последствий;
5. Окончательный выбор действия.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
- Здесь темы рефератов по менеджменту
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Тактическое планирование на предприятии
Тактическое планирование — один из центральных элементов в структуре управления производственной компанией. Оно предполагает составление комплекса мероприятий, которые определяют этапы достижения целей при наиболее рациональном использовании ресурсов каждым подразделением и в целом предприятием. Поэтому от тактических планов во многом зависит успешность деятельности всей компании.
Виды планирования на предприятии и их особенности
Планирование на предприятии подразделяют на три уровня, которые неразрывно связаны друг с другом. Каждый вид планирования преследует определенные цели и решает конкретный набор задач.
Стратегическое
Стратегическое планирование характеризуется как долгосрочное и затрагивает период 5-10 лет. Его особенность — отсутствие конкретных значений показателей, которые характеризуют конечные результаты деятельности организации. Цели стратегического планирования на предприятии — определить виды деятельности, направленность развития предприятия, его миссию и желаемый результат, на достижение которого будут направлены усилия в плановый период. Постановка стратегических целей предусматривает анализ внешней среды, составление прогнозов и сопоставление их с имеющимися и планируемыми ресурсами предприятия.
Тактическое
Тактические планы содержат методы и средства, которые необходимо использовать для реализации стратегии. Они определяют последовательность действий, направленных на достижение целей, распределяют задачи между структурными подразделениями, устанавливают количественные показатели по продукции, содержат данные о финансовых вложениях и источниках финансирования. Если стратегическое планирование охватывает долгосрочную перспективу, то тактические планы учитывают текущую ситуацию на рынке и в компании, поэтому разрабатываются на достаточно короткий период — до одного года.
Оперативное
Смысл оперативного планирования заключается в детализации тактических планов. Оно охватывает краткосрочный период от 1 до 10-12 рабочих дней. Оперативное планирование направлено на составление плановых заданий для конкретных исполнителей, поэтому предполагает наибольшую точность, гибкость и динамичность, требует одновременного учета множественных ограничений, связанных с десятками операций технологического процесса или сотнями единиц оборудования.
Таким образом, тактическое планирование является связующим элементом между долгосрочным стратегическим и краткосрочным оперативным планированием.
Цели и задачи тактических планов
Тактический план — это подробная программа для каждой области производственно-хозяйственной деятельности компании. Она предполагает достижение глобальных целей, сформулированных в стратегии, при наиболее оптимальном применении материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
На этом уровне планирования затрагиваются проблемы эффективности работы предприятия: повышение конкурентоспособности выпускаемых изделий, достижение необходимого уровня рентабельности, рост производительности труда и т.д.
Тактическое планирование на предприятии должно обеспечить решение ряда задач:
- определение объемов и каналов продаж с учетом сложившейся конъюнктуры рынка, конкурентного окружения и текущего потребительского спроса;
- определение производственных мощностей и объемов производства, технологического и материально-технического обеспечения производственного процесса;
- установку финансовых параметров, включая вложения и инвестиции, издержки, прибыль и убытки, прогнозируемое соотношение расходов и доходов и т.д.;
- обоснование объема требуемых ресурсов и их связь с рентабельностью и эффективностью деятельности;
- определение перечня действий по повышению конкурентоспособности производственной компании;
- выявление рисков и негативных событий, которые могут помешать реализации, разработка мер по их предупреждению и минимизации;
- контроль за реализацией плановых заданий, обеспечение взаимосвязи стратегии и оперативных планов, расстановка приоритетов, решение текущих рабочих ситуаций.
Только при успешном решении тактических задач можно добиться реализации стратегических целей.
Принципы тактического планирования
Эффективное тактическое планирование базируется на следующих принципах:
- Принцип единства. Промышленное предприятие — это единый организм, все структурные элементы которого должны развиваться в одном направлении. Поэтому задачи каждого отдела и подразделения должны соотноситься с целями всей организации.
- Принцип участия. Процесс планирования должен носить коллективных характер и предусматривать привлечение работников, для которых он предназначен.
- Принцип непрерывности. Деятельность по планированию на производственном предприятии должна носить характер постоянной.
- Принцип гибкости. Поскольку внешние и внутренние обстоятельства изменчивы, требуется вносить корректировки и уточнения с учетом этих изменений.
- Принцип точности. В процессе разработки необходимо стремиться к максимально возможной в сложившихся обстоятельствах детализации и конкретизации планов.
Состав тактических планов на предприятии
Тактическое планирование предполагает выработку целого комплекса планов по всем сферам деятельности предприятия и его структурным подразделениям. Структуру и состав тактических планов каждая организация определяет индивидуально исходя их специфики. К основным составляющим относятся:
- Финансы. Включают плановые затраты, калькуляцию себестоимости, определение балансовой прибыли, расчет рентабельности видов выпускаемой продукции и производства, оценку влияния на прибыль увеличения затрат на освоение производства нового ассортимента, модернизацию основных фондов, внедрение новых технологий и т.д.
- Производственная программа. Она определяет номенклатурную линейку, объем выпускаемых изделий, их качественные характеристики и сроки поставки готовой продукции. Главный принцип при реализации производственной программы заключается в рациональном распределении ресурсов и снижении всех видов издержек.
- Закупки сырья и материалов. Для планирования закупок выполняется расчет потребности в материалах и комплектующих и составляется прогноз их дефицита. Соответственно, первым источником для расчета является производственная программа. Кроме этого, определяется оптимальный объем запасов, который позволит поддерживать непрерывный производственный процесс, и не повлечет существенного увеличения издержек на содержание.
- Маркетинг и сбыт. В плане продаж отражают требуемые показатели для отдела сбыта, достижения которых нужно добиться в планируемом периоде, с учетом целевых показателей прибыли и программы производства. На следующем этапе определяется комплекс маркетинговых мероприятий для реализации плана продаж.
- Кадры. Эта область тактического планирования предназначена для установление норм выработки и производительности, определения количества сотрудников и рабочих, которое потребуется для реализации задач. Рассчитывается общая численность и структура кадрового состава, дополнительная потребность в сотрудниках и источники ее обеспечения, общая величина и структура фонда оплаты.
Последовательность планирования
Процесс создания тактических планов подразделяется на ряд этапов:
1. Формулировка целей. Это этап помогает определить методики планирования, а также критерии для утверждения плановых решений и последующего контроля за их выполнением. Система тактических целей подчинена стратегии, а также внешним и внутренним возможностям и ограничениям.
2. Аналитическая работа. На этом этапе описывается текущая ситуация и формулируется желаемый конечный результат с учетом условий планируемого временного отрезка. Рассматриваются сведения, характеризующие потенциал организации, включая производственные мощности, численность кадров, наличие запасов материальных ресурсов, а также анализируются внешние возможности и риски.
3. Разработка сценариев. Определяются потребности ресурсов и основных средств, формируются несколько путей достижения целей и для каждого моделируется сценарий с целью анализа их эффективности.
4. Согласование плана. Предусматривает проведение оптимизирующих расчетов для выбора наилучшего варианта развития. Итоговый документ утверждается руководством.
Методики тактического планирования
Планирование проводится с применением различных подходов, необходимых для определения плановых значений. Среди них:
- Расчетно-аналитический. Этот метод применяют, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно — на основе изучения их динамики за ряд периодов.
- Экспериментальный. Предполагает определение норм, нормативов и моделей планов на базе проведения опытов и экспериментов.
- Отчетно-статистический. Заключается в том, что нормы устанавливаются на основе отчетных или статистических данных за прошедший период. Основой таких норм обычно служат сложившиеся за отчетный период средние фактические затраты.
При тактическом планировании чаще всего эти методы применяются в комплексе, дополняя друг друга.
Преимущества и недостатки тактического планирования
Наличие плана не означает, что цель компании будет обязательно достигнута, поскольку важно не только его разработать, но и обеспечить условия для выполнения. Но применение планирования создает следующие важные преимущества:
- определяет и дает возможность использовать будущие благоприятные условия для развития предприятия;
- помогает определить будущие проблемы и риски, а также принять меры по их предотвращению;
- стимулирует руководство и сотрудников к достижению цели;
- помогает координировать работу смежных подразделений;
- способствует более рациональному распределению ресурсов;
- помогает улучшить контроль в организации.
На многих российских предприятиях отсутствует эффективное тактическое планирования. Недостатки, связанные с этой управленческой функцией, во многом объясняются отсутствием оперативной реакции на изменение спроса и координации между сферами деятельности и подразделениями, а также недостаточным вниманием к связи тактического, стратегического и оперативного планирования.
Актуальные вопросы планирования на производстве
В текущих рыночных условиях процесс планирования нельзя свести к простой последовательности операций по выработке планов. Сейчас он требует гибкости и возможности внесения изменений, иначе планы не приведут к решению поставленных задач.
Формулировка целей и задач происходит до начала их реализации, поэтому их необходимо конкретизировать в процессе выполнения, вносить корректировки и уточнения.
Решить все эти проблемы возможно с помощью автоматизированных систем производственного планирования. Программный продукт СНАРЯД | APS разработан российскими разработчиками как инструмент в рамках методологии производственного планирования, транслируемой ведущими западными вендорами, с использованием методов современной математики и технологий искусственного интеллекта. За счет этого система обеспечивает:
Планирование
Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Это одна из основных функций менеджмента. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
- ;
- Составление программы действий;
- Выявление необходимых ресурсов и их источников;
- Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.
- Гдe мы нaxoдимcя в нacтoящee вpeмя? Мeнeджepы дoлжны oцeнить cильныe и cлaбыe cтopoны opгaнизaции в ocнoвныx ee oблacтяx (финaнcы, мapкeтинг, пepcoнaл, НИОКР), чтoбы oпpeдeлить, чeгo мoжeт peaльнo дoбитьcя opгaнизaция;
- Кaк мы coбиpaeмcя cдeлaть этo? Мeнeджepы peшaют, чтo дoлжны дeлaть члeны opгaнизaции для дocтижeния пocтaвлeнныx цeлeй.
- Точная формулировка целей организации, учреждения, предприятия;
- Ранжирование задач и составление последовательности действий по их разрешению.
Фyнкция плaниpoвaния oзнaчaeт выpaбoткy и пpинятиe oпpeдeлeннoгo пocтaнoвлeния, пиcьмeннoгo или ycтнoгo, в кoтopoм пepeд oбъeктoм yпpaвлeния бyдeт пocтaвлeнa тa или инaя цeль, зaдaчa. Этo пocтaнoвлeниe — yпpaвлeнчecкoe peшeниe. Плaниpoвaниe — этo oдин из cпocoбoв, c пoмoщью кoтopoгo pyкoвoдcтвo oбecпeчивaeт eдинoe нaпpaвлeниe ycилий вcex члeнoв opгaнизaции к дocтижeнию ee oбщиx цeлeй. С дaннoй фyнкции нaчинaeтcя пpoцecc yпpaвлeния, oт ee кaчecтвa зaвиcит ycпex opгaнизaции.
Задача плaниpoвaния
Пo cвoeй cyти фyнкция плaниpoвaния пpизвaнa oтвeтить нa cлeдyющиe ocнoвныe вoпpocы:
Кyдa мы xoтим двигaтьcя? Мeнeджepы дoлжны, oцeнивaя вoзмoжнocти и yгpoзы в oкpyжaющeй opгaнизaцию cpeдe, oпpeдeлить, кaкими дoлжны быть цeли opгaнизaции # и чтo мoжeт пoмeшaть дocтижeнию этиx цeлeй;
Проблема реализации
Большинство менеджеров с неохотой занимаются систематическим планированием. Они более склонны действовать, чем сидеть и размышлять о поведении. Нехватка времени и загруженность работой также затрудняют для менеджеров тщательное планирование. Для многих, планирование – это скучная и утомительная работа, которую можно легко и быстро заменить непосредственными действиями.
Одна из проблем, актуальных для предпринимателей, менеджеров, консультантов и всех тех, кто на практике занимается совершенствованием систем управления, это проблема несоответствия стратегии компании и механизма ее реализации, то есть стратегического разрыва. Сегодня разработано достаточно большое количество технологий преодоления данного разрыва. Так, Майкл Ковени в своей книге «Стратегический разрыв: Технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь» описывает многоэтапный процесс эффективной реализации стратегии путем интеграции лучших приемов управления эффективностью бизнеса (BPM) с новейшими информационными технологиями. Технология BSC (The Balanced Scorecard) подразумевает создание такого механизма управления предприятием, при котором стратегические показатели эффективности его деятельности будут соединены через систему причинно-следственных связей со стратегическими инициативами и конкретными мероприятиями по выполнению этой стратегии.
ИТ-поддержка планирования
Число программных продуктов для поддержки всего цикла корпоративного управления, включая планирование, на российском рынке быстро растет. То и дело появляются новые системы отечественных разработчиков, локализуются зарубежные продукты. На решение этих же задач претендуют и так называемые КИС, (корпоративные информационные системы), «бум» которых начался несколько раньше.
Роль планирования в управленческом процессе
Организация в процессе планирования определяет свои действия на некоторый временной промежуток, характер действий и их последовательность. Между процессом управления и планированием существует жесткая взаимосвязь и взаимозависимость. Управление призвано добиваться целей, поставленных планированием, и держать данный процесс под постоянным контролем.
В общих чертах планированием обеспечивается:
Уровни планирования
Планирование в организации имеет несколько обязательных уровней.
Стратегическое планирование
Первый уровень. Его задача: сформировать долгосрочные цели, нарисовать перспективы, к которым организации следует стремиться. Этого невозможно достичь без определения организацией собственной миссии. Когда организация говорит о миссии, ей приходится дать себе отчет о смысле ее существования, насколько она необходима в данном обществе, и какую пользу может принести ее деятельность.
Обычно формулирование миссии производится в терминах бизнес-достижений, положения на локальном специфическом рынке, либо отношений с основными потребителями, клиентурой. Соответственно, стратегические цели указывают, чего именно организация стремится достичь в глобальном масштабе.
Стратегическое планирование не слишком подробно останавливается на деталях. Его основная задача – в общих чертах наметить путь к желаемому результату. Организация, понимая динамический характер происходящих в обществе процессов, должна иметь некоторой набор стратегий, из которых одна будет базовой, другие же реализуются в случае конкретных, не всегда желательных, ситуаций. Стратегическое планирование призвано задать границы вероятного пространства реализации основной деятельности, пространства конкретного бизнес-планирования, и базу для планирования повседневного (оперативного).
Бизнес-планирование
Второй уровень. Оно связывает деятельность по достижению конкретных результатов с подключаемыми ресурсами.
В первую очередь упор делается на грамотное использование финансовых ресурсов, но одновременно дается оценка и планируется использование ресурсов человеческих, информационных, интеллектуальных, статусных.
Бизнес-планирование показывает, насколько реально достижим намеченный уровень результатов. Позитивная роль бизнес-планирования заключается также в придании планам организации систематического вида, преобразовании общих идей в четкие показатели определенного вида.
Оперативное планирование
Третий уровень. Здесь осуществляется переход от обобщенного видения миссии и заданных перспектив на уровень решения повседневных задач. Оперативное планирование полностью основывается на конкретике: действия, их объем, процедуры, нормирование, определение сроков, объем реальных затрат.
Показатели данного уровня планирования полностью измеримы, поэтому легче всего поддаются контролю. Оперативное планирование активно включает человеческий фактор в процедуру управления деятельности организации. Повседневное планирование ориентируется на кратковременные сроки. Предусматриваются опорные точки для анализа текущих результатов следования оперативному плану. На основании результатов анализа при необходимости производится корректировка планов, внесение дополнений либо изменений.
Сравнение оперативных планов организации, анализов их выполнения за некоторый временной период, может дать реальную картину процесса управления ее деятельностью.
Ссылки
Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь