Эффективность как процесс выполнения функций
Существующие исследования процесса управления ограничиваются оценками результатов деятельности при данной организации управления, что, на мой взгляд, аналогично только постановкой диагноза у больного, а не выявлением причины заболевания. Именно для того, чтобы можно было указать на возможности по улучшению эффективности управления, необходимо анализировать все стадии принятия решения — основы процесса управления. Нельзя забывать и о факторах (внутренних и внешних), которые оказывают влияние на принятие конкретных решений. Не секрет, что в некоторых случаях влияние внешней среды является основополагающим фактором, который не включается в традиционные оценки эффективности.
Только в этом случае можно будет оценить эффективность управления на каждом этапе реализации: от мотивации принятия того или иного решения до получения конкретных результатов деятельности.
Функции управления характеризуют разделение, специализацию труда в сфере управления и определяют основные стадии реализации воздействий на отношения людей в процессе производства. Основными (общими) функциями управления производством являются: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль и регулирование.
Выполнение принятых управленческих решений требует соответствующего организационного обеспечения, которое сопровождается регламентацией работы подразделений, созданием нормативной базы планирования, инструктажем исполнителей, организацией взаимодействия (координацией работы) звеньев и ступеней управления производством. Указанные выше действия управленческого персонала должны предусматривать определенную меру ответственности руководителей подразделений и их функциональных органов за возможный срыв выполнения производственных программ и заданий. В связи с этим возникает необходимость соблюдения каждым участником производственного процесса строгой дисциплины по своевременному выполнению работ, а также постоянному контролю и регулированию хода производства.
Функция организации имеет отношение к системе управления, характеризуя присущие ей свойства, структуру, состав, взаимосвязь и процесс взаимодействия элементов. Применительно к фирме функция организации в первую очередь отражает структуру управляемого и управляющего объектов, обеспечивающих процесс производства продукции и целенаправленное воздействие на коллектив людей, реализующих этот процесс.
Организация как форма существования объекта обладает свойством динамичности, что подтверждается непрерывным процессом внедрения новой техники, технологии, повышением уровня автоматизации управления. Организация и система управления тесно взаимосвязаны. В каждом подразделении совершенствование фирмы сопровождается совершенствованием системы управления и, наоборот, необходимость совершенствования системы управления вызывает первоочередное проведение работ по совершенствованию организации хозяйственного процесса. Если не придерживаться этого условия, может возникнуть диспропорция между уровнями организации фирмы и системы управления.
Организация управления — это совокупность приемов и методов рационального сочетания элементов и звеньев управляющей системы и ее взаимосвязи с управляемым объектом (фирмой) и другими управляющими системами во времени и в пространстве. В этом значении организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов.
Можно также выделить еще одно значение функции организации, которое имеет отношение к организации работы отдельных звеньев управления и непосредственных исполнителей управленческих решений. Особое значение эта разновидность функции организации приобретает в случаях, когда при выполнении принятых решений действия указанных звеньев и отдельных исполнителей выходят за рамки нормативных актов, утвержденных инструкций, методик и требуют оперативной организации работы.
Организационная структура управления, способствующая быстрым нововведениям, играет более важную роль для повышения эффективности деятельности фирмы, чем концентрация производства и финансовые ресурсы фирмы. Столь же важны целенаправленные изменения в структуре занятости и квалифицированности персонала, подготовка и эффективность использования управленческих кадров, наличие специалистов в области технических разработок, маркетинга, финансов.
Исходя из изложенного, процесс управления производством можно представить как совокупность последовательных действий управленческого персонала по определению целей для объектов управления и их фактического состояния на основе регистрации и обработки соответствующей информации, формированию и утверждению (принятие решений) экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий.
Процедуры доведения принятых решений до исполнителей, организация и координация работ всех участвующих в производственном процессе подразделений и при необходимости регулирование хода производства являются заключительной стадией процесса управления.
Эффективность производства и управления во многом зависит от совпадения интересов подразделения и работающих в нем. Совмещение этих интересов можно представить следующей схемой (рис. 7).
Для анализа совмещения интересов работающих и фирмы нужно оценить степень вовлечения рабочих в процесс управления. Для этого оцениваются такие показатели, как:
степень влияния рабочих на решение проблем управления, включая участие в прибылях, программах стабилизации занятости, повышении качества, в принятии решений; наличие совместных рабочих групп, в которые входят представители всех категорий заинтересованных специалистов;
внедрение новых форм организации производства, методов управления в практику, начиная с изменений в процессе внедрения управленческих нововведений; внедрение новых форм управления со стороны людей, которые используют их в своей повседневной работе;
наличие прогрессивных организационных изменений, таких, как система управления производством по принципу «точно вовремя», внедрение новых производственных линий (участков), организация эффективной системы обслуживания потребителей, выпускаемых изделий и т.д.
Рис. 7. Совмещение интересов подразделения и работающих, обуславливающее стабильность производства и управления
Реализация функций управления производством в масштабе фирмы и каждого подразделения осуществляется под влиянием внешних и внутренних факторов. Они характеризуют основные черты поведения объекта, определяют характер процесса управления, влияют на протекание производства во времени, обусловливают формирование и принятие управленческих решений.
Оценка реальной эффективности управления
Специфика управления состоит в том, что реализация целей управления осуществляется как в рамках системы управления (субъект управления), так и в рамках управляемого объекта. Эта сложность взаимодействия целей в рамках системы управление-производство требует рассмотрения результатов деятельности обеих подсистем — управляющей и управляемой. Каждая из этих подсистем обладает своими ресурсами, эффективность использования которых необходимо учитывать.
Рис. 8. Схема цикла управления
Рис. 9. Структура оценки эффективности управления при системном подходе
Итак, можно обобщить основные характеристики системы управления и, соответственно, критерии ее эффективности (рис. 9).
Пример расчета системы управления организации по предлагаемым направлениям оценки и системе показателей представлены в табл. 4.
Эффективность как процесс выполнения функций
Обеспечение конкурентоспособности организации на внутреннем и мировом рынках представляет собой одну из основных задач управления. Немаловажную роль при этом играет наличие сертификата ИСО. Организации, не имеющие соответствующего сертификата, в нашей стране не могут участвовать в тендерах на получение госзаказа. На международном уровне это приводит к ограничениям при заключении контрактов, потому что существуют государства, где сертификация системы менеджмента качества является обязательной. Не удивительно, что в последнее время в нашей стране увеличивается популярность сертификации. Международная организация по стандартизации (ИСО) представила данные («The ISO Survey of Certifications — 2010»), согласно которым по количеству сертифицированных компаний на конец 2010 г. Российская Федерация находилась в мире на третьем месте [3].
Сертификация в соответствии со стандартами ИСО, безусловно, повышает имидж организации. Тем не менее ограничиваться только этой целью — значит не использовать и малой части того, что может обеспечить грамотно внедренная система менеджмента качества. Указания на это можно увидеть в тексте стандартов. Например, ГОСТ Р ИСО 9004-2010 (идентичный ISO 9004:2009) «содержит рекомендации по достижению устойчивого успеха организации в сложной, требовательной и постоянно меняющейся среде путем использования подхода на основе менеджмента качества» [1]. Там же говорится о том, что для достижения устойчивого успеха эта система должна быть построена с использованием принципов, одним их которых является процессный подход к управлению.
При процессном подходе деятельность организации представляется в виде совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых процессов. Существуют различные мнения относительно того, какие группы процессов целесообразно выделять. Вне зависимости от этого есть общие подходы к классификации процессов. Например, выделяются те из них, которые направлены на достижение бизнес-целей организации. Это процессы, добавляющие ценность для потребителя. Прочие процессы принято считать добавляющими продукту стоимость. Первые можно отнести к основным, а вторые — к вспомогательным процессам организации.
В рамках рассматриваемого способа управления организацией, естественно, особое внимание уделяется собственно процессам: предлагаются методики их моделирования; способы оптимизации; рассматриваются различные подходы к оценке затрат. Эта деятельность направлена на повышение эффективности функционирования организации посредством улучшения ее процессов.
Термин «эффективность» также используется в качестве одной их характеристик процесса. Имеет смысл подробнее остановиться на его толковании, поскольку есть определенные разночтения в понимании термина «эффективность процесса». Сразу следует оговориться, что в рамках данной статьи предметом исследования является экономическая эффективность. К рассматриваемому вопросу можно подойти с позиций процессного подхода к управлению в его широком понимании и с точки зрения требований, содержащихся в стандартах ИСО.
В первом случае, как правило, формируется целая система показателей. Например, для оценки эффективности процессов предлагается оценка по трем направлениям: параметры процесса; параметры продукции; степень удовлетворенности потребителя [4]. Первое направление включает показатели затрат ресурсов, затраты на качество и эффективность использования ресурсов в расчете на единицу времени. Второе направление — это функциональные показатели, надежностные характеристики, показатели безопасности и наличие дополнительных услуг потребителю или поставщику. Последнее направление, оценивающее степень удовлетворенности потребителя, имеет самый обширный набор показателей: объемы продаж; длительность деловых связей; количество постоянных клиентов; количество претензий, рекламаций, жалоб, замечаний; количество потерянных за период клиентов; доля рынка по продукту; количество «имиджевых клиентов»; данные анкетирования о степени удовлетворенности. Приведенная система показателей интересна своей глубиной и продуманностью. Организация, которая разработает и возьмет на вооружение подобную методику, будет иметь комплексное представление об эффективности ее процессов. При этом нужно заметить, что не все показатели могут напрямую характеризовать экономическую эффективность. В основном данные параметры сосредоточены в первой группе.
Не умаляя достоинств описанной выше системы показателей эффективности процессов, надо отметить, что она не может однозначно удовлетворять требованиям стандарта ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», который устанавливает терминологию для систем менеджмента качества. В разделе «Термины, относящиеся к менеджменту» присутствуют два термина: результативность и эффективность. Результативность (effectivieness) трактуется как «степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов». Эффективность (efficiency) — это связь между достигнутыми результатами и использованными ресурсами [2]. Рассматриваемые формулировки возникли в результате перевода обоих терминов на русский язык стандартов ИСО версии 2000 и не претерпели изменения в более поздних версиях. Здесь и кроются источники проблемы, возникшей вследствие позиции, выбранной при официальном переводе, что было отмечено Л.Е. Скрипко [5]. По ее мнению, термин «результативность» соответствует тому значению, которое подразумевалось разработчиками стандарта, а вот термин «эффективность» был подобран не очень удачно, его следовало бы перевести скорее как «рациональность». С данной точкой зрения трудно не согласиться. Но нельзя и не отметить тот факт, что в русскоязычном тексте стандарта нет прямого указания на то, что речь идет об экономической эффективности (economic efficiency).
Термин «эффективность» широко применяется во многих сферах. Результат не обязательно должен отражать экономический эффект, а использованные ресурсы не всегда оцениваются в стоимостном выражении. Например, известный и широко применяемый в технике КПД (коэффициент полезного действия) — это также показатель эффективности. Он рассчитывается путем сопоставления полезной работы (результата) и полной (затраченных ресурсов). Если иметь в виду показатели оценки использования экономических ресурсов, то здесь преобладают показатели рентабельности (рентабельность продукции, рентабельность производства) и так называемые «ресурсные» показатели эффективности. Термин «рентабельность» в упомянутом контексте обычно означает отношение полученного результата (прибыли) к стоимости ресурсов, которыми располагает организация. При этом сравниваемые величины выражаются в денежных единицах, и результат измеряется в долях единицы или процентах. «Ресурсные» показатели отражают эффективность использования отдельных ресурсов организации. Так, всем известный коэффициент фондоотдачи, характеризует эффективность использования основных средств, а производительность труда — рабочей силы. В отличие от рентабельности при расчете данных показателей не всегда результат представлен в стоимостном выражении. Допускается сравнение объемов произведенной продукции в натуральном выражении со стоимостью использованных ресурсов (фондоотдача) или с численностью работников (производительность труда).
Остается открытым вопрос, имеет ли смысл рассматривать эффективность процесса как аналог показателя экономической эффективности? С одной стороны, это не заложено изначально разработчиками стандартов ISO, с другой стороны, экономическая эффективность представляет собой показатель, являющийся универсальным измерителем целесообразности деятельности, связанной с затратами. Он дает возможность оценивать различные процессы на основе общего подхода, а именно: измерять эффективность в расчете на единицу стоимости процесса. Но если рассчитать стоимость процесса вполне реально, например можно использовать методику ABC (Activity based costing), то оценить в денежных единицах результаты многих процессов представляется проблематичным. Наиболее сложным моментом в этом случае является оценка процессов, не добавляющих ценности. Например, такой важный процесс, как обучение работников организации. Разумеется, обучение персонала является существенным фактором повышения эффективности ее деятельности. Но при попытке определить результат в виде экономического эффекта от повышения квалификации сотрудников появляется проблема выделения его из общего эффекта, обусловленного совокупностью факторов, в том числе не имеющих отношения к процессу обучения. Если же не акцентировать внимание на необходимости выявлять результат в стоимостном измерении, то можно предложить однозначные показатели, отражающие эффективность. Для данного процесса это может быть количество работников, успешно завершивших обучение. Таким образом, можно прийти к выводу, что рассматривать эффективность процесса как экономическую эффективность вполне логично. При этом не следует стремиться к тому, чтобы результат, который подлежит сравнению с затратами на процесс, также был представлен в стоимостной форме. Достаточно убедительным является вариант аналогичный ресурсной эффективности, когда натуральный показатель сравнивается со стоимостью использованных ресурсов.
Идея оценивать эффективность исключительно с использованием стоимостных показателей имеет еще ряд минусов. В зависимости от того, какую цель имеет процесс, показатель эффективности может расти или уменьшаться при улучшении процесса. Рассмотрим процесс производства какого-либо продукта. При увеличении выпуска (в стоимостном выражении) на единицу стоимости процесса произойдет рост показателя эффективности. А если в качестве примера взять планово-предупредительный ремонт, а показателем результативности затраты на неплановые ремонты? Понятно, что в этом случае уменьшение затрат на единицу стоимости процесса будет означать повышение его эффективности. Обратимся теперь к процессу внутреннего аудита, подробно рассмотренного Л.Е. Скрипко [5]. По ее мнению, результативность этого процесса может быть определена как «суммарная выгода от улучшения процессов и дополнительная полученная прибыль оттого, что несоответствия процесса были устранены в результате проведения аудита». Что же получается? Если процесс осуществляется правильно, то при каждом последующем аудите будет выявляться все меньше несоответствий. В то же время уменьшение эффекта от выявления несоответствий может происходить, если внутренний аудит проводится с отклонениями от требований. То есть возможность мониторинга эффективности процесса как таковая отсутствует. Следовательно, при выборе способа расчета показателя эффективности процесса, стоимостные оценки следует использовать только в том случае, если их применение обеспечивает однозначные выводы относительно его изменения.
Что же все-таки должен представлять собой показатель эффективности процесса?
- Такой показатель может применяться для оценки и мониторинга любого процесса организации.
- Он должен рассчитываться путем сравнения результатов процесса с затратами на его осуществление.
- Результат не всегда представляется в стоимостной форме. Возможно использование натуральных показателей. Затратами является стоимость процесса за рассматриваемый период.
- Положительная динамика показателя должна свидетельствовать об улучшении процесса.
Если принять предложенную точку зрения, можно избежать множества разночтений в толковании понятия «эффективность процесса организации» и получить действенный инструмент для мониторинга и управления процессами.
Рецензенты:
Ходос Д.В., д.э.н., профессор ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г.Красноярск.
Якимова Л. А., д.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет», г. Красноярск.
Эффективность: способы ее определения и достижения
Эффективность (результативность) является отношением результата (эффекта) и затрат. Эффект может оказаться положительным, если результат приближается к идеальному состоянию, удовлетворяет целевую функцию и соответствует системе ограничений. Но он может оказаться и отрицательным, если не удается выбранными средствами достичь цели или удается, но невозможно при этом соблюсти систему ограничений. Меру достижения системы целей можно оценить по следующим показателям и параметрам.
Эффективность (результативность) является отношением результата (эффекта) и затрат. Это классический метод определения обобщающего показателя экономической эффективности управленческого труда. Эффект может оказаться положительным, если результат приближается к идеальному состоянию, удовлетворяет целевую функцию и соответствует системе ограничений. Но он может оказаться и отрицательным, если не удается выбранными средствами достичь цели или удается, но невозможно при этом соблюсти систему ограничений.
Эффективность управления — это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), имеющих как количественные, так и качественные характеристики.
Основными понятиями эффективности управления являются:
- эффективность труда работников аппарата управления;
- эффективность процесса управления (функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения);
- эффективность системы управления (с учетом иерархии управления);
- эффективность механизма управления (структурно-функционального, финансового, производственного, маркетингового и др.).
При применении целевого подхода следует учитывать следующее:
- достижение цели не является легко измеримым, если организации не производят осязаемой продукции;
- организации предпринимают попытки достижения нескольких целей, а достижение одной из них зачастую препятствует или затрудняет выполнение других задач;
- само существование общего набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всех сотрудников, является спорным.
Меру достижения системы целей можно оценить по показателям и параметрам, которые представлены в таблице 1.
Себестоимость. Фондоотдача. Соответствие требованиям экологии. Рентабельность. Прибыль. Выручка. Финансовая устойчивость. Ликвидность. Платежеспособность. Норма прибыли по инвестициям. Объем капиталовложений. Риск. Цены продукции. Объемы и темпы продаж продукции. Послепродажное обслуживание.
Параметры элементов системы управления.
Поскольку прямая оценка результатов труда в управлении ограничена, используется косвенная оценка, включающая определение удельного вклада работников в итоговые показатели деятельности аппарата управления, реализуемые в конечных результатах деятельности управляемого объекта.
Соотношение результативности управления Ру и удельных управленческих затрат Уз дает показатель для сравнительной оценки эффективности управления Эу:
Модификацией является метод определения показателя эффективности коллективного управленческого труда:
Э = В / (Зпл + Фоб + Е * Фос)
где В — объем конечной продукции, руб.; Зпл — затраты на оплату работников, руб.; Фоб — текущие затраты на оборотные фонды, руб.; Фос — стоимость основных промышленно-производственных фондов, руб.; Е — коэффициент эффективности производственных фондов (может использоваться нормативный).
Измерить результативность труда управленческих работников возможно также опосредованно, через параметры состояния производства, что предполагает формирование системы показателей в зависимости от индивидуальных условий организации.
Различают три вида эффективности:
- индивидуальная эффективность — базовый уровень, который отражает степень и качество выполнения задач конкретными служащими или членами организации, так как подлежащие выполнению задачи являются частью рабочего процесса или должностных обязанностей в организации. Менеджеры традиционно оценивают индивидуальную эффективность с помощью оценочных показателей, которые являются основой для увеличения заработной платы, продвижения по службе и других стимулов, действующих в организации;
- групповая эффективность — члены организаций редко работают в одиночку, в изоляции от остальных ее участников, но в некоторых случаях групповая эффективность представляет собой простую сумму вкладов всех членов группы, а в других случаях эффективность представляет собой нечто большее, чем сумма отдельных вкладов, проявляется синергетический эффект;
- организационная эффективность — факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время, она включает в себя индивидуальную и групповую эффективность, но за счет синергетических эффектов превышает их сумму.
В любом случае главная задача системы управления состоит в обеспечении активного воздействия на управляемый объект с целью улучшения его показателей. Различные свойства и параметры деятельности субъекта и объекта управления часто не согласуются между собой, находятся в диалектическом противоречии, в связи с чем существует проблема определения обобщающего показателя, который явился бы измерителем эффективности управления. Однако характеристики систем управления и условия, в которых они работают, настолько различны, что целесообразно применение разных критериев эффективности для различных систем.
Формула эффективного руководства (предложена академиком В. А. Трапезниковым) состоит из четырех звеньев, отражающих требования к руководителю: « знает» — « может» — « хочет» — « успевает».
Оценка эффективности управления во многом затруднена из-за специфических особенностей управленческого труда, но содержание и процесс управленческой деятельности находятся в непосредственной зависимости от требований к руководителю:
- компетентность — руководитель, в дополнение к волевыми качествами (твердость, энергия, настойчивость, гибкость), профессионально знает, что должен делать и как делать;
- достоинство и высшая ответственность во всех делах — руководитель должен проявлять эти качества как по отношению к себе, так и ко всем, с кем он ежедневно взаимодействует: с поставщиками, потребителями, коллегами;
- чувство нового и умение рисковать — умение идти впереди того, что делается сегодня, всегда искать новые возможности, прислушиваться к их зову, готовность и способность использовать их;
- чувствительность и подвижность — чувствовать возникающие нужды, время, события — это значит уважать мнения других, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям;
- высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все наилучшим образом и проч.
Также популярен среди менеджеров комплексный подход к организации эффективной деятельности, который разработан в 1644 г. легендарным самураем в истории Японии Миямото Мусаши и представляет собой девять правил искусства борьбы на мечах (кендо):
- Никогда не имей коварных мыслей.
- Неустанно тренируйся следовать выбранному пути.
- Освой навыки и развивай умения.
- Ежедневно расширяй знания в разных областях.
- Учись различать во всем выгоду и убыток.
- Развивай в себе способность видеть все «насквозь» с первого взгляда.
- Старайся познать суть того, что скрыто от глаза.
- Не ослабляй внимания даже по отношению к мелочам.
- Не трать время на бесполезные занятия.
Показателен американский стандарт критериев оценки профессиональных, психофизиологических и личностных качеств управленческого работника:
- уровень общего образования, определяющий степень функциональной грамотности человека (навыки чтения, письма, счета, включая владение арифметическими действиями с простыми числами, дробями), а также уровень понимания(понятливости), необходимые для освоения сравнительно несложных профессий (работ);
- профессиональная подготовка как формальная, так и полученная благодаря опыту и самообразованию, но в любом случае отражающаяся в знаниях, умениях, навыках, достаточных для выполнения на среднем уровне различных профессиональных функций;
- умственные и физические способности, отвечающие специфике профессии и позитивно влияющие на результаты обучения и труда, планирование и развитие карьеры;
- типы и черты темперамента — в оптимальном варианте сильная, уравновешенная, подвижная нервная система — как благоприятный фактор овладения работником навыками и искусством управления (менеджмента), выполнения сложных, точных, ответственных, опасных, монотонных работ, а также ускоренной его адаптации к изменениям производственной и социальной среды, перемене профессии, работы;
- профессиональные интересы (предпочтения, склонности), проявляющиеся в адекватных видах деятельности и активизирующие их;
- состояние здоровья, в первую очередь органов и систем, вовлеченных в данную профессиональную деятельность, с точки зрения их соответствия требованиям профессии.
Перечисленные выше показатели, характеризующие работника, оцениваются по степени значимости, сложности и сопоставляются с профессиональными функциями, видами работ при профотборе персонала. В то же время они могут быть использованы и для классификации профессий по медицинским и психологическим критериям.
К вопросу о понятии "эффективность" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штеле Е.А., Вечерковская О.Б.
Предмет. Поскольку эффективность выступает в качестве индикатора развития экономики как системы, то повышение эффективности деятельности является основой успешного функционирования каждого хозяйствующего субъекта. В статье в логической последовательности показано формирование категорий « эффективность » и « результативность » с периода возникновения классической экономической теории и до наших дней, также описано поэтапное развитие рассматриваемой категории в соответствии с движением экономической мысли. Цели. В отечественной и зарубежной литературе наблюдаются существенные терминологические разночтения в толковании рассматриваемых понятий. В связи с этим возникает необходимость в уточнении и конкретизации близких понятий « эффективность » и « результативность », что и является целью статьи. Методология. В ходе исследования использованы ретроспективный анализ дефиниции « эффективность » и принципы процессного, институционального подходов для формирования авторского определения. Результаты . Проведен анализ подходов отечественных ученых к определению экономических категорий « эффективность » и « результативность ». Систематизированы критерии, взятые за основу трактовки эффективности и результативности в трудах современных отечественных и зарубежных ученых. Выводы. Представлена собственная трактовка изучаемого понятия с точки зрения содержания экономического процесса . Эффективность определена как соотношение затраченных ресурсов на реализацию интересов экономических субъектов и реальных итогов отношений между субъектами в заданной институциональной среде. Исследование имеет теоретическую значимость в части уточнения и систематизации существующего в науке терминологического аппарата.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Штеле Е.А., Вечерковская О.Б.
On the concept of efficiency
Subject The article demonstrates, in natural sequence, the formation of the categories of efficiency and effectiveness from the period of classical economic theory emergence down to our days, and describes the phased development of the category under consideration in accordance with the movement of economic thought. Objectives Significant differences in the analyzed concepts’ interpretation, existing in domestic and foreign literature, necessitate their refining. Methods The study employs retrospective analysis of the definition of ‘ efficiency ’ and principles of process and institutional approaches to generate an original definition. Results We analyzed the approaches of domestic scientists to the definition of economic categories of efficiency and effectiveness , systematized the criteria taken as a basis for interpretation of efficiency and effectiveness in the works by domestic and foreign scientists. Conclusions and Relevance We present our own interpretation of the studied concept. Efficiency is defined as a balance of resources spent to realize the interests of economic entities and real outcome of relations of actors in a given institutional environment. The research has theoretical significance to the extent of clarification and systematization of existing terminology.
Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии "эффективность"»
ISSN 2311-8725 (Online) Теория экономического анализа
ISSN 2073-039X (Print)
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ»
Евгения Анатольевна ШТЕЛЕа% Оксана Богдановна ВЕЧЕРКОВСКАЯ"
a кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита, бухгалтерского учета и аудита, Омский государственный университет путей сообщения, Омск, Российская Федерация shtele@list.ru
b студентка института магистратуры, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация vecherkovskaya94@mail.ru • Ответственный автор
Принята 20.12.2016 Принята в доработанном виде 13.02.2017
Одобрена 13.04.2017 Доступна онлайн 29.05.2017
УДК 330.8 JEL: А10
эффективность, результативность, эффект, результат, экономический процесс
Предмет. Поскольку эффективность выступает в качестве индикатора развития экономики как системы, то повышение эффективности деятельности является основой успешного функционирования каждого хозяйствующего субъекта. В статье в логической последовательности показано формирование категорий «эффективность» и «результативность» с периода возникновения классической экономической теории и до наших дней, также описано поэтапное развитие рассматриваемой категории в соответствии с движением экономической мысли.
Цели. В отечественной и зарубежной литературе наблюдаются существенные терминологические разночтения в толковании рассматриваемых понятий. В связи с этим возникает необходимость в уточнении и конкретизации близких понятий «эффективность» и «результативность», что и является целью статьи.
Методология. В ходе исследования использованы ретроспективный анализ дефиниции «эффективность» и принципы процессного, институционального подходов для формирования авторского определения.
Результаты. Проведен анализ подходов отечественных ученых к определению экономических категорий «эффективность» и «результативность». Систематизированы критерии, взятые за основу трактовки эффективности и результативности в трудах современных отечественных и зарубежных ученых.
Выводы. Представлена собственная трактовка изучаемого понятия с точки зрения содержания экономического процесса. Эффективность определена как соотношение затраченных ресурсов на реализацию интересов экономических субъектов и реальных итогов отношений между субъектами в заданной институциональной среде. Исследование имеет теоретическую значимость в части уточнения и систематизации существующего в науке терминологического аппарата.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
В условиях развития менеджмента как научного направления, широко пронизывающего все сферы корпоративных отношений, актуальными становятся вопросы эффективности управления в организациях, отраслях и локальных экономических системах. Тема эффективности деятельности компании и ее оценка находятся под пристальным вниманием как теоретиков (научных работников), так и практиков (экономистов и менеджеров) уже непосредственно в масштабах отдельно взятой организации.
Современная конкурентная среда требует от компаний быстрой адаптации к меняющимся, зачастую в негативную сторону, условиям. Однако даже организации с высоким ресурсным потенциалом не всегда успешно проходят через этот процесс, отчасти из-за недостаточного внимания к оценке эффективности и резервам ее повышения. Целесообразность такой оценки для
бизнеса огромна, так как менеджеры и руководители могут использовать эту информацию для оценки успешности топ-менеджмента или же как критерий приемлемости при осуществлении капитальных вложений и инвестиций.
Практическая значимость эффективности отражается повсеместным внедрением и использованием этого термина или тех или иных показателей ее оценки. Классическим примером внедрения оценки эффективности для достижения лучших результатов является японская компания Toyota и разработанная ею всеобщая система управления (Toyota Management System — TMS). Помимо системы управления цепью поставки (supply chain performance management) для достижения эффективной оптимизации логистики при производстве автомобилей в этой компании внедрена развернутая система ключевых показателей эффективности (KPI), часть из
которых направлена на то, чтобы справиться с переизбытком автомобилей на китайском рынке в 2015-2016 гг. [1, с. 42].
Справедливо заметить, что термин «эффективность» присущ не только сфере корпоративных отношений. Он также фигурирует на макроуровне. Оценка эффективности расходов бюджета — важный и неотъемлемый инструмент современной бюджетной политики государства. При этом оценка эффективности может осуществляться и в целях международных сравнений и применяться, как правило, международными финансовыми организациями, среди которых фигурируют проекты Международного валютного фонда, Европейской комиссии, Всемирного банка для оценки инвестиционных проектов [2, с. 42].
Также оценка эффективности происходит и в части исполнения субъектами Российской Федерации государственных программ. Например, в соответствии с методикой оценки эффективности государственных программ Амурской области оценка эффективности производится по четырем комплексным критериям, формируемым из одиннадцати частных (первичных) критериев эффективности. В Брянской области оценка эффективности осуществляется на основе сопоставления фактических и плановых значений показателей с учетом бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели1.
О чрезвычайной актуальности эффективности в современном мире говорит и О.В. Обухов, отмечая, что проблема эффективности в современной экономической науке и экономической практике находится едва ли не в буквальном смысле на острие научного, общественного, политического и в значительной степени бытового дискурса [3, с. 5]. При этом на сегодняшний день можно выделить как объективные (типичные) причины повышенного внимания к понятию «эффективность» (например, классическая проблема роста численности населения при дефиците невозобновляемых ресурсов), так и ситуативные или спонтанно возникающие («санкционная война» в системе отношений России и стран Запада, вызванная обострением ситуации на Украине).
Отличительной особенностью понятия
«эффективность» является отсутствие
однозначного определения. Сама трактовка
1 Афанасьев Р.С., Голованов Н.В. Оценка эффективности бюджетных расходов: федеральный и региональный опыт. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 2. С. 56-64.
понятия «эффективность», обозначившегося в экономической теории в трудах классиков далекого прошлого, и в настоящее время является предметом научных дискуссий в разных сферах.
Чтобы раскрыть проблематику трактовки понятия «эффективность» в российской научной литературе и сформулировать собственное определение, представим историческую перспективу развития данной экономической категории.
Современные исследователи расходятся во мнении, кто из ученых XVIII-XIX вв. впервые использовал термин «эффективность». Ряд экономистов считают, что несмотря на неоднозначное отношение к самому понятию, первенство принадлежит Д. Рикардо («Теория сравнительных преимуществ», 1817 г.) [4 с. 22; 5 с. 35; 6 с. 184]. В то же время существуют иные точки зрения. Например, что впервые термин «эффективность» как таковой в экономической теории появляется в трудах классика В. Парето [7, с. 11]. Или же, что этот термин был внесен в экономическую науку лишь в начале ХХ в. с появлением труда Г. Эмерсона The twelve principles of efficiency в 1911 г., не точно переведенным в СССР в 1930 г. как «Двенадцать принципов производительности»2 [8 с. 202].
В табл. 1 представлены исследователи, так или иначе затрагивавшие и рассматривавшие эффективность как экономическую категорию.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что понятие «эффективность» прошло исторический путь от игнорирования до становления в виде основного мерила в оценке деятельности компании. В практическом смысле подход к понимаю сущности данного понятия ушел от трактовки эффективности как просто соотношения результата и затрат. В настоящее время большинство западных экономистов видят в эффективности степень достижения целей.
Так как финансовый менеджмент и корпоративное управление зародились за рубежом, путаница в терминологии могла возникнуть еще и из-за неоднозначности перевода английских понятий effectiveness, efficiency и performance. Справедливо заметить, что данная проблема характерна и для других стран, где английский не является родным языком — подобная путаница описывается и в польской специализированной экономической литературе [20, с. 252].
2 Латфуллин Г.Р., Никитин А.С., Серебренников С.С. Теория менеджмента. СПб.: Питер, 2014. 464 с.
Иной причиной сложившейся ситуации с трактовкой термина «эффективность» в российской научной литературе может служить то, что большинство исследователей опираются в своих работах на выводы ХХ в., ограничивающиеся лишь соотношением результата и затрат.
Несколько шире данное понятие отражено в научно-популярном издании СССР под авторством Г.Л. Авреха, Н.П. Федоренко, Е.П. Щукина [21, с. 74]: эффективность — величина относительная, получаемая делением выходов (результатов) из производственной системы ко входам (ресурсам) в эту систему. С обоснованной для того времени позиции авторы отмечают большую эффективность предприятий,
работавших максимально интенсивно (на пределе мощности, исходя из заложенного потенциала). Но, по мнению авторов, эта позиция несколько устарела в современных условиях, когда потенциал уже не является заданным и фиксированным и трактуется с позиции промышленной выработки. Стоит отметить, что ресурсный подход себя не исчерпал и используется для описания сущности понятия
В современном российском научном мире существует ряд близких понятий, так или иначе связанных с проблемой эффективности, ключевым из которых является результативность. В российской науке существует тенденция отождествлять понятия эффективности и результативности, как и эффекта и результата. В Большом экономическом словаре А.Б. Борисова эффективность трактуется как результативность процесса4. В свою очередь Х.Я. Галиуллин считает, что любой результат является тем или иным видом эффекта [22, с. 123], а Л.В. Ермолина предлагает разделить эффективность
применительно к деятельности организации на эффективность использования ресурсов (производительность, рентабельность) и эффективность процессов (результативность) [23, с. 99].
Существует и иной взгляд на взаимосвязь эффективности и результативности,
разграничивающий данные категории. Например, Л.А. Насакина, чтобы развести данные термины, предлагает соотношение результата к затратам
3 Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Ресурсоориентированный экономический анализ: теория и практика // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 38. С. 2-8.
4 Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир,
относить к результативности как некий коэффициент полезного действия, а эффективность понимать как показатель верности выбранного направления [24, с. 71].
В то же время диаметрально противоположного мнения придерживается О.Ю. Шашина, трактуя эффективность как соотношение затрат и ресурсов, а результативность, как направление развития для целей реализации стратегических задач [25, с. 166].
Достаточно критически высказывается об отождествлении эффективности и результата Г.В. Черевко, а именно: если результатом производственного процесса окажется продукт, который не соответствует требованиям и не имеет применения, где же здесь будет эффективность? Результат-то есть, но он отрицательный, поэтому нет и эффективности [19, с. 2-3].
В свою очередь А.Д. Шеремет обходится без использования термина «результат» при трактовке понятия «эффективность», определяя ее как отдачу в форме доходов различных ресурсов предприятия, находящихся в распоряжении5.
Современные российские исследователи С.М. Васин и О.А. Мамонова [26, с. 231] условно разделяют на основные группы (табл. 2).
Таким образом, на всех этапах развития экономической мысли вопрос о сущности эффективности является дискуссионным. На наш взгляд, в работах российских исследователей ключевой проблемой является трактовка данного понятия через смежные термины «эффект», «результат» и «результативность», что создает определенную терминологическую путаницу. Можно выделить три подхода к определению сущности категории «эффективность»:
• достижение эффекта или результата;
• соотношение результата и затрат;
• реализация целей при приемлемом соотношении затрат и результатов.
Чтобы вывести трактовку термина «эффективность», рассмотрим классические показатели эффективности, которые традиционно рассчитываются в финансовом менеджменте. Оценка экономической эффективности может включать разнообразные показатели, что следует
5 Шеремет А.Д. Комплексный анализ показателей устойчивого развития предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 45. С. 2-10.
из предложенного определения (при изменении числителя и знаменателя). Основные показатели экономической эффективности по факторам производства (список неисчерпывающий) представлены в табл. 3.
При этом некоторые показатели рассчитываются по классической трактовке эффективности, то есть как частное от результата к тем или иным затратам. В то же время часть показателей считается как обратное соотношение (фондоемкость и фондоотдача) или как разница (прибыль и рентабельность). Некоторые показатели, например, внутренняя норма доходности (производный показатель) имеют сложную экономическую интерпретацию и не дают конкретных сведений об эффективности вообще (особенно, как отмечает В.Н. Лившиц, для нестационарной экономики [27, с. 390-393.]). Но общим для всех приведенных показателей является отражение процесса с точки зрения соотношения входа и выхода процессов.
Под результатом в экономической сфере целесообразно понимать итоги деятельности хозяйствующего субъекта, выраженные в каких-либо величинах. Ярким примером является прибыль, как финансовый результат в одноименном отчете. Экономический эффект — это разница в результатах деятельности субъекта, например, до и после какого-либо мероприятия. Таким образом, эффект — это некая абсолютная величина, полученная вследствие сравнения результатов деятельности.
Наконец, рассмотрим виды эффективности по объектам оценки, иными словами, эффективность чего принято рассчитывать или оценивать на практике. Основные показатели, встречающиеся в литературе, представлены в табл. 4.
Несмотря на различные подходы к объектам эффективности, встречающиеся в литературе, считаем, что эффективность может быть рассчитана только в отношении процесса, так как во всех определениях имеется ссылка на результаты, которыми может обладать только процесс. То есть не существует эффективности предприятия, а существует эффективность деятельности предприятия (деятельность организации и должна рассматриваться как процесс, а не явление), не существует эффективности менеджмента как отдела управления, а существует эффективность процесса управления организацией и т.д.
Изучая категорию эффективности применительно к экономике, считаем принципиальным рассматривать не процессы вообще, а именно экономические процессы, которые стоит описать подробнее.
По содержанию экономический процесс представляет собой процесс спецификации прав собственности субъектами хозяйствования на предполагаемые и получаемые результаты деятельности. По форме экономический процесс -поток транзакций, инициируемый процессом согласования экономических интересов субъектов хозяйствования. Уровень согласованности экономических интересов определяется соотношением уровня транзакционных издержек одного субъекта хозяйствования и тем уровнем издержек, который имеет другой субъект в предположении первого.
Согласимся с определением экономического процесса, предложенного О.А. Бияковым: это -отношение между субъектами в заданной институциональной среде по реализации экономических процессов, направленных на возможные результаты совместной деятельности
Сам процесс (экономический) возникает при наличии нескольких (от двух) субъектов, представляющих свои экономические интересы по поводу будущего объекта отношений между ними.
В современной экономике процессы по своей форме сводятся к осуществлению трансакций. Процессы имеют объективный характер, поскольку реализуются в институциональной среде, а значит, они соответствуют заданным на рынке условиям, законам, рамкам. Процессы прогрессируют при условии соответствия ожиданий заинтересованных участников по поводу затрат на поддержание процесса и их результатов. И наоборот, конкретные процессы угасают при снижении ценности результатов по сравнению с затратами ресурсов на поддержание их функционирования. Форма протекания экономического процесса носит субъективный характер, реализуясь через хозяйственный механизм, экономические процессы реализуются как хозяйственные.
В с е о пис анно е зад ае т о пр е де ле нны й институциональный тон изучаемому понятию в рыночной экономике. По мнению Карла Поланьи, в условиях рынка именно институты побуждают акты индивидуального выбора к образованию взаимозависимых движений, составляющих в
итоге экономический процесс [31]. Автор также говорит об источнике — индивидуальном выборе и о том, что сам процесс состоит из взаимозависимых движений (что говорит о сложной структуре экономических процессов).
Определим условия минимально необходимые для возникновения экономического процесса, опираясь на сказанное:
• интересы у субъектов на будущий объект отношений;
• достаточный уровень согласованности интересов субъектов по поводу объекта.
Для возникновения экономического процесса приведенные обстоятельства необходимы, но не достаточны для его реализации. Важно, что по содержанию такой процесс должен соответствовать актуальным институциональным правилам и ограничениям. Кроме того, процесс должен представать как хозяйственный процесс, направленный на реализацию экономических интересов его субъектов.
То есть экономический процесс — объект отношений между экономическими субъектами, обусловленный наличием между ними экономических интересов. Такой процесс становится реальным в случае соотнесения интересов его участников (субъектов) и предполагаемых результатов их совместной деятельности. Стоит отметить, что выходом (продуктом) этого процесса должен быть какой-либо результат. При отсутствии таких результатов интересы субъектов процесса могут со временем стать полярными, или процесс согласования интересов изменит будущий результат. Поэтому не стоит говорить о результате процесса как об объекте экономических отношений. Иначе говоря, желаемый результат процесса может быть не достигнут, в то время как сам процесс возможен.
Тогда, с точки зрения процессного подхода, результативность — это соотношение выходов экономического процесса с целями. С учетом институциональной направленности, результативность представляет собой соотношение ожиданий по поводу взаимодействия экономических субъектов и реальных итогов такого взаимодействия, обусловленного согласованными интересами
экономических субъектов в заданной институциональной среде.
Эффективность — соотношение входов и выходов экономического процесса (сопоставление выходов процесса с ресурсами, затраченными на обеспечение/функционирование этого процесса),
или соотношение затраченных ресурсов на реализацию интересов экономических субъектов и реальных итогов отношений между субъектами в заданной институциональной среде.
Стоит отметить, что такой подход не определяет результативность как дочернее понятие по отношению к эффективности. Скорее наоборот, поскольку смыслом деятельности любой организации является развитие и достижение поставленных целей, а не прибыль как показатель эффективности. Тогда первоначальной категорией является именно результативность, а не эффективность. Поэтому исходя из поставленных целей оцениваются результативность
экономических процессов или деятельности компаний, а впоследствии и их эффективность.
С маркетинговой точки зрения организация достигает своих целей путем удовлетворения нужд потребителей с большей эффективностью и результативностью, чем конкуренты. Эффективность и результативность имеют здесь особенное значение. Результативность — мера, в которой удовлетворяются требования покупателей, а эффективность — мера, в которой используются ресурсы фирмы для удовлетворения этих требований [32].
Таким образом, в современных условиях развития экономики управления следует различать понятия «эффективность» и «результативность». Эффективность можно рассматривать как показатель стремления к конечному результату, но не сам результат, как вариант правильности. Следовательно, для определения эффективности необходимо отказаться от привычного понимания ее как простого отношения или коэффициента.
С нашей точки зрения эффективность — это соотношение какого-либо измерения итогов экономической деятельности субъекта (процесса) с затратами на достижение этих показателей.
В заключение приведем слова М. Лебаса и К. Юске: термин «эффективность» является одним из «слов-чемоданов», куда каждый помещает нужные ему понятия, перекладывая заботу об определении на контекст [33].
Развитие категории эффективности в экономической науке Table 1
Development of the category of efficiency in Economics
Период Направление Исследователи Использование понятия «эффективность»
1776-1817 гг. Формирование классической экономической теории А. Смит Не употреблял в своих трудах термина «эффективность», однако считал ее обязательным следствием «невидимой руки» рынка [9]
Д. Рикардо Использует термин «эффективность» не в качестве оценки результата, а как отношение результата к определенному виду затрат, иначе -«превышение результата над затратами» [10, с. 48]
1818-1883 гг. Марксизм К. Маркс Экономическая эффективность — основное условие трансформации одной общественно-политической формации в другую [11, с. 142]
1890-1924 гг. Появление и развитие понятия «экономическая эффективность» В. Парето Эффективность — ситуация, когда все выгоды от обмена сторон исчерпаны*
А. Пигу Экономическая система достигает максимальной эффективности тогда, когда предельная полезность всех факторов выравнивается [12, с. 37]
Г. Эмерсон Эффективность — основная задача управления. Формулирует 12 принципов [13, с. 122]
Начало ХХ в. Появление институционализма Дж. Гэлбрейт Экономическая эффективность корпораций определяется способностью достигать поставленных целей: защитных и положительных [14, с. 144]
ХХ в. Развитие менеджмента как науки П. Друкер Эффективность — способность «делать вещи правильно», то есть получать результаты с наименьшими затратами ресурсов [6, с. 184]
К. Кэмерон Ограничил эффективность рядом характеристик: с чьей перспективы оценивается; используемые показатели; цель оценки; период наблюдения; чему противопоставляется [15, с. 233]
Конец ХХ -начало ХХ1 в. Современный период: использование неоинституционального подхода для исследования эффективности М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури Эффективность — внутренняя экономичность, которая измеряет наилучшее использование ресурсов**
П. Дойл, П. Стерн Эффективность связана с удовлетворением нужд потребителей и является внешним показателем, в то время как производительность описывает соотношение результата и внутренних затрат [16, с. 233]
К.Р. Макконелл, С.Л. Брю Эффективность — производство продукта определенной стоимости при наименьших затратах ресурсов; достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости [17, с. 47]
М. Ротбард Эффективность не имеет смысла вне контекста преследования специфических целей [18, с. 92]
Дж. Ван Гиг Эффективность — степень достижения ряда целей [19, с. 4]
* ВасильцоваВ.М., Тертышный С.А. Институциональная экономика. СПб.: Питер, 2013. 256 с.
**Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2012. 672 с.
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Современное понимание эффективности и результативности Table 2
Modern understanding of efficiency and performance
А.К. Семенов, В.И. Набоков* Разделяют результативность (отношение результата деятельности предприятия к его целям) и эффективность (отношение результата к ресурсам)
А.Г. Поршнев, Е.И. Кнышова, Т.В. Алесинская и др.** Эффективность деятельности предприятия — есть его результативность, то есть достижение намеченных целей в соответствии с потраченными ресурсами
Д.О. Ямпольская и др.*** Результативность — максимальный выпуск продукции, а эффективность -соотношение максимального выпуска с минимальными издержками
И.В. Бондаренко**** Результативность — одно из измерений эффективности, степень достижения целей. Эффективность — соотношение результата и затрат
* Семенов А.К., НабоковВ.И. Основы менеджмента. М.: Дашков и К, 2008. 556 с. ** Пopшнeв А.Г. Качество, результативность и эффективность менеджмента. URL:
http://www.elitarium.ru/kachestvo_menedzhmenta/; КнышоваЕ.И. Менеджмент. М.: Форум; ИНФРА-М, 2006. 304 с.; Алесинская Т.В., Дейнека Л.Н., Проклин А.Н. и др. Менеджмент организации / под ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006. 304 с.
*** Ямпольская Д., ЗонисМ. Понятие эффективности менеджмента. URL: https://www.inventech.ru/lib/management/management-0056/.
**** БондаренкоИ.В. Эффективность управления предприятием — ключевая задача менеджмента. URL: http://www.progressive-management.com.ua/statyi- avtora/ef-management
Источник: авторская разработка на основе работы [26]
Source: Authoring, based on [26]
Основные показатели экономической эффективности по факторам производства Table 3
Main indicators of economic efficiency broken down by factor of production
Объект анализа Показатель
Общие показатели Производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов (производительность). Прибыль на единицу общих затрат. Рентабельность производства. Затраты на 1 руб. товарной продукции
Эффективность трудовых ресурсов Производительность труда. Доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда. Коэффициент использования полезного фонда рабочего времени. Трудоемкость единицы продукции. Зарплатоемкость единицы продукции
Эффективность производственных активов Фондоотдача. Фондоотдача активной части основных фондов. Рентабельность основных фондов. Фондоемкость единицы продукции. Материалоемкость единицы продукции. Коэффициент использования важнейших видов сырья и материалов
Эффективность оборотных активов Оборачиваемость оборотных средств. Рентабельность оборотных средств. Относительное высвобождение оборотных средств. Экономичность
Эффективность инвестиционных проектов Удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции). Рентабельность капитальных вложений. Срок окупаемости капитальных вложений и др. Прибыль проекта. Рентабельность инвестиций. Внутренняя норма доходности
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Определения эффективности в зависимости от предмета оценки Table 4
Definitions of efficiency depending on the subject of evaluation
Эффективность предприятия (эффективность деятельности предприятия) Способность предприятия давать высокую и увеличивающуюся прибыль (или другой финансовый показатель) по отношению к конкурентам как в ближней, так и в дальней перспективе [28]
Эффективность проекта Категория, которая отображает соответствие затрат и результатов инновационного проекта интересам и целям участников, здесь могут также учитываться интересы государства и населения [27, 29]
Эффективность труда Выражает степень результативности труда при наименьших трудовых затратах
Эффективность управления (менеджмента) Относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающейся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления)
Эффективность производства Представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех ресурсов производства за определенный промежуток времени
Эффективность сотрудника (организующего продажи) Соотношение продаж, осуществленных сотрудником, к его заработной плате
Источник: авторская разработка с использованием работ [27-29] Source: Authoring, based on [27-29]
1. Amasaka K. The Validity of Advanced TMS: A Strategic Development Marketing System-Toyota's Scientific Customer Creative Model Utilizing New JIT. International Business & Economics Research Journal (IBER), 2011, vol. 6, iss. 8, pp. 35-42. doi: 10.19030/iber.v6i8.3395
2. Беленчук А.А. Эффективность расходов бюджета: подходы и сравнения // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2010. № 3. С. 31-44.
3. Обухов О.В. К вопросу методологии типологизации характеристик эффективности предприятий реального сектора // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 3. С. 5-10.
4. Евдокимова Т.В. Анализ генезиса теоретических подходов к понятию и оценке эффективности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3. С. 22-27.
5. Хаджаев Р.Ш., Никонова И.М. Эволюция сущности понятия «эффективность предпринимательской деятельности» и ее особенности в медиабизнесе региона // Вестник Балтийского государственного университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 3. С. 34-40.
6. Шабашев В.А., Батиевская В.Б. Генезис и классификация понятия «экономическая эффективность» // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. 2014. № 2. С. 183-189.
7. Лимарева Ю.А., Лимарев П.В. Эволюция категории «эффективность» в экономической науке // Universum: экономика и юриспруденция. 2014. № 4. С. 10-22. URL: https://docs.google.com/viewer? url=http://7universum.com/pdf/economy/4(5)/Limarev%D0%B0.pdf
8. Рыжкова Т.В. Теоретические аспекты экономической оценки эффективности деятельности предприятий // Вестник МГУЛ — Лесной вестник. 2013. № 4. С. 201-205.
9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. 684 с.
10. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М.: Эскмо, 2007. 960 с.
11. Маркс К. К критике политической экономии. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 178 с.
12. Уэрта де Сото Х. Социально-экономическая теория динамической эффективности. Челябинск: Социум, 2011. 409 с.
13. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Бизнес-Информ, 1997. 200 с.
14. Еланцев С.В. Проблемы роста эффективности корпоративного сектора российской экономики // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 4. С. 143-146.
15. Гудова Е.А. Эффективность с «человеческим лицом»: эволюция понимания эффективности в теории организаций // Мониторинг. 2016. № 1. С. 231-239.
16. Doyle P., Stern P. Marketing Management and Strategy. Pearson Education Ltd, 2006, 446 p.
17. Новоселова С.Е. Сущность эффективности управления предприятием в теории и практике менеджмента // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 35. С. 46-51.
18. Ширяев И.М. Типологизация подходов к определению эффективности экономических институтов // Journal of Institutional Studies. 2014. № 2. С. 91-109.
19. Колодийчук В.А., Колодийчук И.А. Социально-экономические аспекты категории эффективности // Universum: экономика и юриспруденция. 2015. № 2. URL: http: //7universum .com/pdf/e conomy/2(13)/Kolodiychuk .pdf
20. Nesterak J., Ziçbicki B. Performance Management. Concepts and Methods. Cracow, Cracow University of Economies Foundation, 2011, 252 p.
21. Аврех Г.Л., Федоренко Н.П., Щукин Е.П. Затраты и результаты: беседы об экономике. М.: Наука, 1990. 192 с.
22. Галиуллин Х.Я., Ермаков Г.П. Эффект как категория теории эффективности // Проблемы современной экономики. 2013. № 4. С. 120-124.
23. Ермолина Л.В. Экономическое содержание категории «эффективность». Понятие стратегической эффективности // Основы экономики, управления и права. 2013. № 2. С. 98-102.
24. Насакина Л.А. Новые подходы к оценке хозяйственной деятельности в условиях развития рыночных отношений // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3. С. 70-74.
25. Шашина О.Ю. Исследование современных подходов к содержательной стороне экономической категории «эффективность» // Транспортное дело России. 2014. № 5. С. 165-168.
26. Васин С.М., Мамонова О.А. Природа и сущность понятия эффективности системы управления предприятием // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4. С. 229-233.
27. Лившиц В.Н. Системный анализ рыночного реформирования нестационарной экономики России: 1992-2013. М.: Ленанд, 2013. 640 с.
28. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Эффективность предприятия // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2010. № 5. С. 15-26.
29. Василенок К.В. Эффективность инвестиционного проекта: понятие, виды, принципы оценки // Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты. СПб.: Институт бизнеса и права, 2010. С. 12-20.
30. Бияков О.А. Экономический процесс: сущность, анализ, и синтез понятия // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2004. № 1. С. 82-88.
31. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 2. С. 62-73. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205032/ecsoc_t3_n2.pdf
32. Neely A., Bourne M., Mills J., Platts K., Richards H. Getting the Measure of Your Business. Cambridge University Press, 2002, 151 р.
33. Lebas M., Euske K.A. Conceptual and Operational Delineation of Performance. In: Neely A. (ed.). Business Performance Measurement: Unifying Theory and Integrating Practice. Cambridge University Press, 2007, pp.125-139.
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
ISSN 2311-8725 (Online) Theory of Economic Analysis
ISSN 2073-039X (Print)
ON THE CONCEPT OF EFFICIENCY
Evgeniya A. SHTELEa% Oksana B. VECHERKOVSKAYAb
a Omsk State Transport University, Omsk, Russian Federation shtele@list.ru
b Saint-Petersburg State Economic University, St. Petersburg, Russian Federation vecherkovskaya94@mail.ru
Received 20 December 2016 Received in revised form 13 February 2017 Accepted 13 April 2017 Available online 29 May 2017
JEL classification: A10
Keywords: efficiency, effectiveness, effect, result, economic process
Subject The article demonstrates, in natural sequence, the formation of the categories of efficiency and effectiveness from the period of classical economic theory emergence down to our days, and describes the phased development of the category under consideration in accordance with the movement of economic thought.
Objectives Significant differences in the analyzed concepts' interpretation, existing in domestic and foreign literature, necessitate their refining.
Methods The study employs retrospective analysis of the definition of 'efficiency' and principles of process and institutional approaches to generate an original definition.
Results We analyzed the approaches of domestic scientists to the definition of economic categories of efficiency and effectiveness, systematized the criteria taken as a basis for interpretation of efficiency and effectiveness in the works by domestic and foreign scientists.
Conclusions and Relevance We present our own interpretation of the studied concept. Efficiency is defined as a balance of resources spent to realize the interests of economic entities and real outcome of relations of actors in a given institutional environment. The research has theoretical significance to the extent of clarification and systematization of existing terminology.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016
1. Amasaka K. The Validity of Advanced TMS: A Strategic Development Marketing System — Toyota's Scientific Customer Creative Model Utilizing New JIT. International Business & Economics Research Journal (IBER), 2011, vol. 6, iss. 8, pp. 35-42. doi: 10.19030/iber.v6i8.3395
2. Belenchuk A.A. [Efficiency of budget expenditures: Approaches and comparison]. Finansovyi zhurnal = Financial Journal, 2010, no. 3, pp. 31-44. (In Russ.)
3. Obukhov O.V. [On the methodology for classifying the characteristics of efficiency of real sector enterprises]. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii = Theory and Practice of Service: Economy, Social Sphere, Technologies, 2015, no. 3, pp. 5-10. (In Russ.)
4. Evdokimova T.V. [Analyzing the genesis of theoretical approaches to the concept and evaluation of efficiency]. Vestnik Tomckogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika = Tomsk State University Journal of Economics, 2013, no. 3, pp. 22-27. (In Russ.)
5. Khadzhaev R.Sh., Nikonova I.M. [Evolution of the concept of business efficiency and its features in the media business of the region]. Vestnik Baltiiskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta. Ser.: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki = IKBFU's Vestnik. Ser. Humanities and Social Science, 2013, no. 3, pp. 34-40. (In Russ.)
6. Shabashev VA., Batievskaya V.B. [Genesis and classification of the concept of economic efficiency].
Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta imeni akademika M.F. Reshetneva = VestnikSibGAU, 2014, no. 2, pp. 183-189. (In Russ.)
7. Limareva Yu.A., Limarev P.V. [Evolution of the efficiency category in the economic science]. Universum: ekonomika i yurisprudentsiya, 2014, no. 4, pp. 10-22. (In Russ.) Available at: https://docs.google.com/viewer?url=http://7universum.com/pdf/economy/4(5)/Limarev%D0%B0.pdf
8. Ryzhkova T.V. [Theoretical aspects of economic evaluation of enterprise performance]. VestnikMGUL -Lesnoi vestnik = Forestry Bulletin, 2013, no. 4, pp. 201-205. (In Russ.)
9. Smith A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An Inquiry Into the Nature and Causes of the Wealth of Nations]. Moscow, Izdatel'stvo sotsial'no-ekonomicheskoi literatury Publ., 1962, 684 p.
10. Ricardo D. Nachala politicheskoi ekonomii i nalogovogo oblozheniya [On the Principles of Political Economy and Taxation]. Moscow, Eskmo Publ., 2007, 960 p.
11. Marx K. Kkritikepoliticheskoi ekonomii [Zur Kritik der politischen Ökonomie]. Moscow, Librokom Publ., 2012, 178 p.
12. Jesús Huerta de Soto. Sotsial'no-ekonomicheskaya teoriya dinamicheskoi effektivnosti [The Theory of Dynamic Efficiency]. Chelyabinsk, Sotsium Publ., 2011, 432 p.
13. Emerson H. Dvenadtsat' printsipov proizvoditel'nosti [The Twelve Principles of Efficiency]. Moscow, Biznes-Inform Publ., 1997, 200 p.
14. Elantsev S.V. [Problems related to efficiency of the corporate sector of the Russian economy]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta = Bulletin of Shadrinsk State Pedagogical Institute, 2013, no. 4, pp. 143-146. (In Russ.)
15. Gudova E.A. [Efficiency with a human face: Evolution of understanding the efficiency in the theory of organizations]. Monitoring, 2016, no. 1, pp. 231-239. (In Russ.)
16. Doyle P., Stern P. Marketing Management and Strategy. Pearson Education Ltd, 2006, 446 p.
17. Novoselova S.E. [The essence of efficiency of enterprise management in theory and practice of management]. Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad = Modern Trends in Economics and Management: A Fresh Approach, 2015, no. 35, pp. 46-51. (In Russ.)
18. Shiryaev I.M. [Classification of approaches to the definition of efficiency of economic institutions].
Journal of Institutional Studies, 2014, no. 2, pp. 91-109. (In Russ.)
19. Kolodiichuk V.A., Kolodiichuk I.A. [Socio-economic aspects of the efficiency category]. Universum: ekonomika i yurisprudentsiya, 2015, no. 2. (In Russ.) Available at: http: //7universum .com/pdf/e conomy/2(13)/Kolodiychuk .pdf
20. Nesterak J., Zi^bicki B. Performance Management. Concepts and Methods. Cracow, Cracow University of Economics Foundation, 2011, 252 p.
21. Avrekh G.L., Fedorenko N.P., Shchukin E.P. Zatraty i rezul'taty: besedy ob ekonomike [Costs and benefits: Discussions about economics]. Moscow, Nauka Publ., 1990, 192 p.
22. Galiullin Kh.Ya., Ermakov G.P. [Effect as a category of the theory the efficiency]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2013, no. 4, pp. 120-124. (In Russ.)
23. Ermolina L.V. [Economic content of the category of efficiency. The concept of strategic efficiency]. Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava = Basics of Economy, Management and Law, 2013, no. 2, pp. 98-102. (In Russ.)
24. Nasakina L.A. [New approaches to measuring the economic activity under market relations development]. VestnikNGIEI = VestnikNSIEI, 2015, no. 3, pp. 70-74. (In Russ.)
25. Shashina O.Yu. [Studying the contemporary approaches to the content of the economic category of efficiency]. Transportnoe delo Rossii = Transport Business of Russia, 2014, no. 5, pp. 165-168. (In Russ.)
26. Vasin S.M., Mamonova O.A. [The nature and essence of the concept of efficiency of enterprise management system]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta = Science Vector of Togliatti State University, 2012, no. 4, pp. 229-233. (In Russ.)
27. Livshits V.N. Sistemnyi analiz rynochnogo reformirovaniya nestatsionarnoi ekonomiki Rossii: 1992-2013 [System analysis of the market reform of unstable Russian economy: 1992-2013]. Moscow, Lenand Publ., 2013, 640 p.
28. Zhemchugov A.M., Zhemchugov M.K. [Efficiency of the enterprise]. Narodnoe khozyaistvo. Voprosy innovatsionnogo razvitiya = National Economy. Issues of Innovation Development, 2010, no. 5, pp. 15-26. (In Russ.)
29. Vasilenok K.V. Effektivnost' investitsionnogo proekta: ponyatie, vidy, printsipy otsenki. V kn.: Problemy sistemnoi modernizatsii ekonomiki Rossii: sotsial'no-politicheskii, finansovo-ekonomicheskii i ekologicheskii aspekty [Efficiency of investment project: Concept, principles of evaluation. In: Problems of system modernization of Russian economy: Socio-political, economic and environmental aspects]. St. Petersburg, Institute of Business and Law Publ., 2010, pp. 12-20.
30. Biyakov O.A. [An economic process: Nature, analysis and synthesis of the concept]. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta = Vestnik of Kuzbass State Technical University, 2004, no. 1, pp. 82-88. (In Russ.)
31. Polanyi K. [Economy as an institutionally designed process]. Ekonomicheskaya sotsiologiya, 2002, vol. 3, no. 2, pp. 62-73. (In Russ.) Available at: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205032/ecsoc_t3_n2.pdf
32. Neely A., Bourne M., Mills J., Platts K., Richards H. Getting the Measure of Your Business. Cambridge University Press, 2002, 151 p.
33. Lebas M., Euske K.A. Conceptual and Operational Delineation of Performance. In: Neely A. (ed.). Business Performance Measurement: Unifying Theory and Integrating Practice. Cambridge University Press, 2007, pp. 125-139.
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential
conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this
article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the