Как пользоваться электронным больничным и где его посмотреть — инструкция
Уже с октября 2021 года все украинские медучреждения полностью перешли на электронные больничные. До этого момента действовала переходная модель — часть врачей еще выдавала бумажные больничные, хотя большинство уже использовали электронную систему.
В этом материале редакция AIN.UA рассказывает, как получить, где проверить наличие и как предоставить работодателю электронный больничный.
Где получить электронный больничный
Изображение: AIN.UA
На время переходного периода украинские медучреждения могут выдавать как электронные, так и бумажные больничные. По словам прессекретаря Министерства здравоохранения Романа Борща, из 3 000 больниц, которые могут определять нетрудоспособность, цифровую систему начали использовать более около 2 000.
Те больницы, которые уже начали использовать электронную систему теряют право выдавать бумажный документ. А уже с начала октября все медучреждения должны будут полностью перейти на электронные больничные.
Процедура получения э-больничного ничем не отличается от прежней процедуры, за тем исключением, что после обследования врач создает заключение о временной нетрудоспособности в электронной форме. После создания такого электронного заключения пациент получает сообщение от E-health.
Где посмотреть информацию о своем больничном
Информацию об электронном больничном можно посмотреть в личном кабинете на портале Пенсионного фонда Украины. Для этого необходимо:
1. Залогиниться в личном кабинете с использованием КЭП, ID.GOV.UA, токен или логин с паролем, если вы уже были зарегистрированы;
Изображение: AIN.UA
2. Перейти на вкладку «Мої листки непрацездатності»;
Изображение: AIN.UA
3. На этой вкладке должны отображаться все электронные больничные, которые есть в реестре.
Изображение: AIN.UA
Важно! Как отмечают в МОЗ, данные должны появится в тот же день, когда было выдано заключение. Но это не значит, что информация об электронном больничном появится в личном кабинете мгновенно. Как показывает практика, информация о больничном может появиться через несколько часов, или только к вечеру дня выдачи.
AIN.UA также рассказал:
Как работодатель может посмотреть э-больничный
Работодатель автоматически получает информацию о больничных своих сотрудников в электронном кабинете страхователя на том же портале пенсионного фонда. Но при этом сотрудник должен уведомить работодателя о получении больничного «любым удобным способом».
Кроме того у электронных больничных есть уникальный номер, по которому можно узнать даты открытия/закрытия и вообще проверить подлинность документа. Они видны в кабинете владельца документа.
Изображение: AIN.UA
Для проверки даже не нужно логиниться на сайт пенсионного фонда, достаточно пройти на вкладку поиска и ввести нужный номер.
Изображение: AIN.UA
Электронная медицинская карта пациента: как создавать и заполнять
С марта врачи медучреждений, подписавших договор с Нацслужбой здоровья и подключенных к электронной системе здравоохранения, начали тестировать электронную медицинскую карту пациента. А уже с мая врач должен уметь создавать и работать с электронной документацией. В статье показываем образец с фотопримерами как правильно это делать!
Она автоматически доступна в системе врачу первички для каждого из пациентов, с которым он подписал декларацию.
Изменения постепенные и требуют от медработников освоения лишь нескольких несложных электронных инструментов в течение года. Постепенно в электронный формат переведут и направления к специалистам, рецепты на лекарственные средства по программе «Доступные лекарства», больничные. Вносить данные в базу могут не только врачи, но и медсестры.
Электронная медицинская документация — это способ упростить работу врачей. Она откроет доступ к медицинской информации об уже внесенном в Центральную базу данных пациенте.
Для работы с электронными медицинскими картами в Украине медучреждения должны запустить:
- компьютеризацию: на начало 2019 года компьютерами должны были быть оборудованы все кабинеты семейных врачей, чтобы они имели возможность оформлять электронные медкарты. С середины 2019-го года будет происходить компьютеризация кабинетов врачей-специалистов. Благодаря компьютеризации медучреждения смогут участвовать в правительственных программах, вроде «Бесплатная диагностика».
- МИС: от середины 2019 года за пользование базовым функционалом МИС надо будет платить. Каждое медучреждение имеет возможность самостоятельно выбрать систему из представленных на ehealth.gov.ua так, чтобы она имела все необходимые модули для работы на уровне первички и специализированной амбулаторной помощи.
Что представляют собой электронные медицинские записи
Первый шаг к полному переходу от бумажных к электронным медицинским картам — внедрение электронных медицинских записей.
Электронная медицинская запись — информация о пациенте, которую собирают и хранят в МИС конкретного медучреждения. Данные в централизованной системе являются элементом, на основе совокупности которых в дальнейшем можно строить выписки, отчеты, формы.
Электронные медицинские записи — это:
- запись о визите пациента с применением ICPC-2 и указанием анамнеза;
- запись об уровне глюкозы в крови в контексте результатов исследований;
- данные аллергоанамнеза.
Вибір МІС: на що звернути увагу
Работа с электронной медицинской картой
С 2019 года медицинская информация о пациенте будет передаваться в электронные медицинские карты. При этом информация, которая может собираться в нескольких медучреждениях об одном и том же пациенте, сохраняется централизованно. Поэтому любое медучреждение или медработник, который нуждается в информации о пациенте для оказания ему медпомощи, может получить ее в любой момент в разрешенном пациентом объеме. Кроме этого, централизация хранения данных о пациенте решает еще одну проблему бумажного документооборота — когда несколько медучреждений имеют самостоятельные бумажные медкарты для одного и того же пациента с ограниченным количеством информации о нем, ни одна не содержит данные в полном объеме.
Централизация хранения данных о пациенте
Как отмечалось, сбор данных о пациенте осуществляется с помощью МИС медучреждений, после чего информация направляется в Центральную базу данных.
- Минздрав и Нацслужба здоровья получают возможность анализа обезличенных данных, который будет использоваться для совершенствования менеджмента медицинской отрасли; НСЗУ может также обрабатывать информацию для управления качеством медуслуг;
- доступность информации для пациента и врача, поскольку посмотреть электронную медицинскую карту можно независимо от того, работает ли сервер медучреждения, с которого происходил ввод данных или нет.
- медучреждение может изменить МИС без риска потерять ключевые данные и получать электронную медицинскую карту пациента с применением другой информационной системы.
Внедрение электронных медицинских карт в Украине
У каждого государства есть возможность самостоятельно определять, каков объем информации подлежит централизованному хранению и введению в личную электронной медицинскую карту пациента. Для украинцев внедрение электронной медкарты происходить поэтапно, каждый этап включает реализацию функционала, позволяющего вносить в нее различные наборы записей. Рассмотрим эти этапы подробно.
Время внедрения
Нововведения
Начало 2019 года
Врачи первичного звена могут вносить данные о каждом визите пациента, пользуясь ICPC-2, а также данные, которые сейчас вносятся в бумажную амбулаторную медкарту (форма № 25/о). Врачи могут выписывать рецепты и направления в электронном формате.
Середина 2019 года
Врачи амбулаторий могут вносить консультативные заключения; специалисты диагностических центров могут вносить результаты наиболее распространенных лабораторных исследований. Врачи могут выписывать электронные больничные.
Начало 2020 года
Медработники стационаров могут вносить информацию о выписке пациента в таком объеме, который содержит карта пациента, выбывшего из стационара (форма № 66/о).
В то время как будут внедряться электронные медицинские карты, Минздрав также намерен упростить ведение бумажной документации — информацию на электронных носителях не нужно дублировать на бумаге.
Если говорить о существующих на данный момент меддокументах и данных в них, то лишь самая необходимая информация будет вводиться в централизованную электронную медицинскую карту. Речь идет о данных, которые важны при оказании неотложной помощи. Большую часть накопленной годами информации оставят на бумаге. А так как внедрение электронных медицинских карт в Украине не будет происходить одномоментно, то какое-то время записи на электронных носителях и на бумаге будут сосуществовать.
Про технології в медицині:
Как создать электронную медицинскую карту: алгоритм и образец eHealth
В апреле 2019 года врачи вносят информацию в электронную медицинскую карту в Украине в тестовом режиме, но с начала мая стало обязательным записывать визит пациента в электронную систему здравоохранения.
Электронные медицинские карты как программа содержит электронный носитель, хранящий историю болезней пациента и другую информацию о состоянии его здоровья.
Как создать запись в системе, покажем на примере медицинской информационной системы (далее – МИС) Health24 *.
* Даже если врач работает в другой МИС, принцип создания записи почти аналогичный. Различаться могут дополнительные функции, которые есть у конкретной МИС, а также интерфейс и дизайн.
Как создать электронную медицинскую запись в электронной медицинской карте (фото, образец в системе eHealth)
1. Нажмите на кнопку «Пациенты» в вертикальном боковом меню слева. Если пациент обратился впервые, добавьте его в систему. Для этого нажмите на соответствующую кнопку (рис. 1).
Рис. 1. Функция «Добавить пациента»
Если пациент уже зарегистрирован в системе, выберите его из списка и нажмите на кнопку «Создать событие» у его имени. Или нажмите сразу на зеленую кнопку со знаком «+» в нижнем правом углу экрана и из выпадающего списка выберите раздел «Создать событие/визит» (рис. 2).
Рис. 2. Функция «Создать событие»
2. На странице создания события заполните все обязательные поля, отмеченные звездочкой, и нажмите кнопку «Создать» (рис. 3).
Рис. 3. Блок «Создание события»
3. После того как успешно создадите событие, нажмите на зеленую кнопку «+ Добавить запись» в нижней части экрана (рис. 4).
Рис. 4. Функция «Добавить запись»
4. Прикрепите созданную запись в эпизод лечения.
Если соответствующий эпизод уже создан, выберите его из списка (рис. 5). Если же нужный эпизод лечения определяете впервые, создайте его – нажмите на соответствующий пункт и заполните все обязательные поля, отмеченные звездочкой (рис. 6).
Рис. 5. Поиск готового эпизода
Рис. 6. Функция «Создать новый эпизод»
Нажмите кнопку «Сохранить изменения» в нижней части экрана.
5. Заполните все необходимые данные в соответствующих вкладках медицинской записи (рис. 7).
Рис. 7. Вкладки медицинской записи
6. Подпишите запись. Для этого нажмите на соответствующую кнопку синего цвета.
Таким образом, переход на электронную медицинскую карту предоставляет врачу быстрый доступ ко всем записям о пациентах со стационарных или отдаленных мест для предоставления более скоординированной и эффективной медпомощи. Благодаря ведению медкарт в электронном виде врачи меньше времени тратят на заполнение документов и обработку информации. Медучреждение также имеет доступ к единым медицинским электронным справочникам и базам данных, а также гораздо больше информации для практической работы и оценки состояния каждого пациента.
Как проверить электронную медкарту?
1 февраля вступил в силу приказ Министерства здравоохранения, дающий право медицинским учреждениям отказаться от ведения бумажных медицинских карт. Решение о полном или частичном переходе на электронные медкарты поликлиники будут принимать сами.
Пациенты смогут просматривать информацию об оказанных им услугах в своих электронных медицинских картах на портале госуслуг. По желанию они также могут потребовать от поликлиники продолжить дублировать данные в бумажном виде. Согласно приказу «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов» от 07.09.2020 № 947н, такой запрос должен быть удовлетворен в день обращения.
Переход на электронные медкарты позволит россиянам оперативно предоставлять свои медицинские документы в других медорганизациях для более детального изучения истории болезни.
Где пациенты смогут увидеть информацию об оказанных им услугах?
После посещения врача пациенты смогут узнать всю информацию об оказанных услугах в своих электронных медицинских картах на портале госуслуг. Но перед этим необходимо предварительно оформить доступ к электронной медкарте.
На данный момент в электронной медицинской карте доступны протоколы осмотров врачей (с 2017 года), результаты лабораторных исследований (с 2019 года); результаты тестов на COVID-19 (с 20 апреля 2020 года), информация о вакцинации ребенка (детей), результаты инструментальных исследований (с 2019 года, некоторые виды исследований доступны и за более ранние периоды), информация выписных эпикризов стационарных отделений (с 2019 года), а также дневники здоровья.
Как получить доступ к электронной медицинской карте?
Для получения доступа заявитель старше 15 лет должен иметь:
— стандартную или полную учетную запись на портале госуслуг;
К примеру, в столице для получения доступа к электронной карте необходимо заполнить заявление по ссылке на портале мэрии Москвы и прикрепить к ней фотографию с паспортом в руке.
В заявлении на доступ нужно указать имя и дату рождения, паспортные данные, мобильный телефон и данные полиса ОМС. Фото требуется только для пользователей, имеющих стандартную учетную запись на mos.ru. Для того чтобы получить полную учетную запись, нужно обратиться в Центр госуслуг «Мои документы» с паспортом, СНИЛС с просьбой подтвердить учетную запись на mos.ru.
Как получить доступ к электронной медицинской карте ребенка?
Для открытия доступа к электронной карте ребенка необходимо предварительно пройти процедуру проверки родительских прав в личном кабинете в следующем порядке:
1) в случае если свидетельство о рождении ребенка выдано в субъекте Российской Федерации после 01.10.2018 либо в Москве (вне зависимости от даты выдачи), необходимо заполнить данные о ребенке (ФИО, дата рождения) в личном кабинете и дождаться завершения их автоматической проверки посредством межведомственного электронного взаимодействия с органами записи актов гражданского состояния;
2) в случае если свидетельство о рождении ребенка выдано в субъектах Российской Федерации (за исключением Москвы) до 01.10.2018 или на территории иностранного государства, необходимо обратиться в любой МФЦ с оригиналами следующих документов:
— документ, удостоверяющий личность заявителя;
— свидетельство о рождении ребенка или иной документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный компетентным органом иностранного государства.
Можно ли внести изменения в информацию в электронной медкарте?
На портале можно не только получить доступ к собственной электронной медицинской карте или к электронной карте своего несовершеннолетнего ребенка, но и внести изменения или отменить доступ к этому документу. Так, по словам заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой, москвичи могут подгружать данные о детских прививках, сделанных в федеральных и частных учреждениях, вносить информацию о семейном анамнезе, а также вносить в раздел «Дневник здоровья» температуру тела, уровень кислорода, пульс, уровень сахара в крови, показатели артериального давления.
Чтобы отменить доступ к электронной медицинской карте, на шаге № 3 нужно отметить цель обращения — Отменить доступ, а затем на шаге № 4 подтвердить номер телефона и отправить запрос.
Можно ли получить доступ к электронной медицинской карте по временному полису ОМС?
Получить доступ к электронной медицинской карте по временному полису ОМС, в котором указаны девять цифр, невозможно. Запросить доступ к электронной медицинской карте можно после получения постоянного полиса ОМС (16 цифр). Срок его изготовления — 30 рабочих дней.
В Москве справки о болезни ребенка теперь доступны в электронной медкарте
Электронная медицинская карта продолжает развиваться — теперь пользователям сервиса в цифровом виде доступны выданные справки о временной нетрудоспособности ребенка по форме 095/у. Их можно найти в новом разделе медкарты «Мои справки» на портале mos.ru или в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО». Благодаря этому справки о болезни ребенка будут всегда под рукой, их можно быстро отправить в электронном виде или при необходимости распечатать, к примеру, для предоставления в спортивную секцию, которую посещает ребенок. Об этом сообщила заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
«Мы продолжаем вести активную работу по расширению возможностей электронной медкарты и для родителей, и для детей. Новый раздел «Мои справки» — это еще один шаг в этом направлении. Ранее самая востребованная справка по форме 095/у была доступна в цифровом виде только врачам и медработникам в городских школах и детсадах. Теперь же мы открыли доступ к этим справкам и родителям. Благодаря этому важные документы не потеряются и будут храниться в электронной медкарте, что позволит при необходимости распечатать их или отправить онлайн в спортивные секции или частные детские сады и школы», — рассказала она.
В новый раздел уже загружены справки, выданные в городских поликлиниках с конца 2020 года. Все вновь созданные электронные справки по болезни детей будут доступны в этом разделе. При просмотре справки, в ней отображается дата выдачи, порядковый номер, ФИО врача-педиатра, наименование медучреждения, диагноз заболевания, наличие контакта с инфекционными больными, кому выдана справка, причина отсутствия, образовательное учреждение, а также даты освобождения от его посещения и рекомендованный период освобождения от физической нагрузки.
Напомню, с апреля текущего года приносить бумажную справку после болезни в городские школы или детские сады больше не нужно. Благодаря интеграции единой цифровой платформы здравоохранения с «Московской электронной школой», появилась возможность оформлять справку 095/у в электронном виде, и она стала доступна онлайн как лечащим врачам поликлиник, так и медицинским работникам в образовательных учреждениях в системе «ЕМИАС.Школа». Учителя при этом могут видеть в электронном журнале «МЭШ» информацию о периоде освобождения ребенка от занятий, в том числе об освобождении от физкультуры.
В настоящий момент родители также могут посмотреть в электронных медкартах своих детей протоколы врачебных осмотров, результаты лабораторных и инструментальных исследований, выписки из стационаров и данные о вызовах скорой помощи, действующие рецепты, историю вакцинации. Также есть возможность самостоятельно загрузить в медкарту сканированные документы о прививках и иммунодиагностических тестах, выполненных в частных и федеральных клиниках. Для удобства пользователей все документы из электронной медкарты можно скачать и затем отправить через мессенджеры или электронную почту.
Подать заявку на предоставление доступа к своей электронной медицинской карте и карте ребёнка можно на портале mos.ru через стандартную или полную учетную запись. Для оформления пользователь должен иметь полис ОМС и быть старше 15 лет.
В случае наличия стандартной учетной записи услуга предоставляется по заявлению пользователя в течение пяти рабочих дней. При наличии полной учетной записи — в тот же день. Если в личном кабинете подтверждены сведения о несовершеннолетних детях (в том числе подопечных), то доступ к их электронным медкартам также предоставляется в проактивном режиме. Для открытия просмотра сведений медкарты следует просто перейти по ссылке.