Как называется исследование для проверки качества подготовленного инструментария
Перейти к содержимому

Как называется исследование для проверки качества подготовленного инструментария

А. Которая не подвергается действию независимой переменной

а) О. Конт; б) Г. Спенсер; в) Э. Дюркгейм; г) К. Марксом.

64. Идея гармонизации общества как основного условия его стабильности принадлежит теоретику…а) М. Веберу; б) Р. Мэртону; в) О. Конту; г) Э. Дюркгейму

65. Учение о норме и патологии в обществе принадлежит теоретику…

а) К. Марксу; б) Р. Дарендорфу; в) Э. Дюркгейму; г) О. Конту.

66. Представителями психологического направления в социологии в России в конце 19 века были…

а) М. Бакунин, М. Ковалевский; б) Е. де Роберти, Н. Кареев;

в) С. Булгаков, П. Сорокин; г) Е. де. Роберти, М. Ковалевский

67.Социологию на теоретическую и практическую первый их русских социологов подразделил:

а) М. Ковалевский; б) Н. Михайловский; в) П. Сорокин; г) Н. Кареев.

68.Т. Парсонс выделил типы обществ:

а) примитивные, промежуточные, современные;

б)первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое;

в) индустриальное, постиндустриальное, всеобщего благоденствия;

г) доцивилизационное, цивилизационное, современное.

69.«Основной закон интеллектуальной эволюции» принадлежит теоретику…

а) Г. Спенсеру, б) К. Марксу, в) О. Конту, г) Э. Дюркгейму

70.Последователям школы социального дарвинизма следует причислить теоретиков…

а) К. Маркса, б) У. Самнер в) Л. Гумпловича, г) В. Парето

71.Основоположником органической школы социологии является…

а) К. Маркс, б) О. Конт, в) В. Дильтей г) Г. Спенсер

72.Концепции понимающей социологии придерживался

а) Э. Дюркгейм б) М. Вебер в) Л. Фон Визе г) О. Конт

73.Теоретик, изучавший в социологии проблему самоубийства:

а) К. Маркс б) О. Конт в) Р. Парк г) Э. Дюркгейм

74. Идеалом общественного развития в социологии Э. Дюркгейма является…

а) социальная справедливость б) социальное равенство

в) развитие личности г) нарастание солидарности

75.Следующее концептуальное положение: « Чтобы объяснить социальный факт, мы должны выяснить его функцию в создании социального порядка» принадлежит….

а) Б. Кистяковскому б) П. Сорокину в) А. Щюцу г) Э. Дюркгейму

76. Автор труда «Расовая борьба»:

а) Г. Спенсер б) К. Маркс в) Л. Гумплович г) П. Бергер

77.Основоположником этноцентризма является:

а) М. Ковалевский б) О. Конт в) Г. Лебон г) Г. Гумплович

78.Автор «теории социальной физики»:

а) Г. Зиммель б) П. Бергер в) Э. Дюркгейм г) О. Конт

79.Теоретик, рассматривавший социальные конфликты в качестве патологического явления:

а) Р. Дарендорф б) Г. Спенсер в) Р. Миллс г) Э. Дюркгейм

80.Основоположник концепции понимающей социологии:

а) Э. Дюркгейм б) Л. Визе в) М. Вебер г) Э. Дильтей

81.Автор определения «социология – наука об идеальных типах (моделях, образцах), которые регулируют социальные действия людей»:

а) О. Конт б) М. Веберв) П. Сорокин г) Г. Спенсер

82.Автор определение «социология – наука о социальных фактах, т.е. идеях, нормах, ценностях, вырабатываемых коллективным сознанием людей»:

а) М. Ковалевский б) О. Конт в) П. Сорокин г) Э. Дюркгейм

83.Закон социологии, который открыл и сформулировал М. М. Ковалевский называется…

а) закон гармонии б) закон инерции

в) закон прогресса г) закон равновесия

84. Автор теории стадий экономического роста:

а) Т. Адорно б) Д. Белл в) У. Ростоуг) А. Тоффлер

85.Впервые систему социологии обосновал…

а) Н. Михайловский б) П. Лавров в) Т. Адорно г) П. Сорокин

Прикладная социология

1. Сущность и виды прикладных социологических исследований.

2. Процедура прикладного социологического исследования.

3. Методы сбора социологической информации.

1. Сущность и виды прикладных социологических исследований.

Прикладная социология – это совокупность теоретических знаний, методологических принципов, специальных и отраслевых социологических теорий, моделей, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта в развитии социальных явлений и процессов.

Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные знания об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

По содержанию, направленности, формам и способам – прикладные социологические исследования чрезвычайно разнообразны, поэтому существует довольно много их видов и типологий. Так, например, в зависимости от масштабности и сложности решаемых исследовательских задач, от глубины анализа полученных эмпирических данных прикладные социологические исследования подразделяются на: пилотажные (разведывательные), описательные и аналитические.

Пилотажное (разведывательное) исследование – предварительное исследование, цель которого – проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации, определение его валидности, т. е. надежности. Более сложным является описательное исследование.Оно ориентировано на получение социологической информации, позволяющей социологу дать относительно целостное, непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик. Самым углубленным типом прикладного социологического исследования является аналитическое исследование, цель которого – не только в описании структурных элементов и характеристик изучаемого социального объекта, но и в выявлении причин, обусловливающих его особенности и сущность.

По характеру подхода к изучению социальных объектов, исследования могут быть статическими (точечные) и динамическими (повторные).

Точечное (разовое) прикладное социологическое исследованиедает возможность получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов изучаемого процесса (явления) и не дает ответа на вопрос об его изменении и развитии. (Маркетинговые исследования, цель которых в выявлении предпочтений в выборе товаров и услуг; электоральные исследования, позволяющие установить, какой из претендентов на депутатское кресло или президентский пост имеет наибольшие шансы).

Цель повторных исследований – изучение одного и того же объекта или его различных компонентов, проводимое несколько раз через определенные интервалы времени, в одинаковых или видоизменяющихся условиях.

2. ПРОЦЕДУРА ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Этапы социологического исследования: подготовительный – составление программы социологического исследования, основной (полевой) – сбор данных, заключительный – обработка и анализ собранных данных.

Программа социологического исследования – это документ, содержащий методологическое, методическое и организационно-технологическое обоснование социологического исследования.

Программа социологического исследования начинается с формулирования проблемы и анализа проблемной ситуации. Проблема – это вопросительные высказывания, выражающие неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема – это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование. Проблемная ситуация – это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны.

После анализа проблемной ситуации и постановки проблемы исследования осуществляются следующие шаги:

· выделение объекта и предмета исследования;

· определение целей и задач исследования;

· «операционализация и интерпретация основных понятий» (уточнение смысла категорий и понятий);

· формулировка гипотез и вариантов решения исследуемой проблемы.

Операционализация понятий и формулирование гипотез открывают переход ко второму, методико-процедурному разделу исследовательской программы. Он включает в себя:

1.Определение общего плана исследования;

3.Определение метода сбора и процедуры анализа исходных данных.

Выборка – это представительная (репрезентативная) часть генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности в целом. Генеральная совокупность – это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования.

В методико-процедурной части программы определяется метод исследования. Метод – это система правил теоретической и практической деятельности, направленной на изучение существенных характеристик изучаемого объекта. Исходя из выбранного метода сбора информации, обосновывается тип инструментария, т. е. определенного набора методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк интервью, карточка наблюдения и др.).

Анкетирование

Доклассический, классический и современный этапы развития социологии. Предмет изучения и качественная специфика социологического знания. Особенности развития социологии в России.

21. Кто не относится к сторонникам конфликтологической теории:

22. Установите соответствие между названием и содержанием теоретических направлений в социологии:

Функционализм

всоциальные конфликты в форме социальной конкуренции и противоборства являются динамической силой и основой развития любого современного общества

бобщество — это система частей, объединенных в единое целое и сохраняющих устойчивость из-за наличия внутренних механизмов контроля и преодоление дисфункций

ав основе строения общества лежит единство, общественное согласие и функциональное соответствие

23. Ядро социальной теории Э. Дюркгейма образует идея:

24. О. Конт сформулировал закон о последовательных стадиях:

психологического развития человечества

нравственного развития человечества

интеллектуального развития человечества

25. Впервые термин «социальный факт» употребил:

Э. Дюркгейм

26. Кто из ниже перечисленных социологов считал, что существует ряд фундаментальных черт, позволяющих уподобить общество биологическому организму:

Э. Дюркгейм

27. Что не является социальным действием по М. Веберу:

28. Кто создал метод «идеальных типов»:

Э. Дюркгейм

29. Как называется подход к изучению общества, предложенный О. Контом:

30. К психологическому направлению в социологии не относится:

31. К особенностям социального знания на доклассическом этапе его развития не относятся:

32. Установите соответствие между содержанием предмета социологии и его автором:

апредмет социологии — общество в его целостности, основу которой образует всеобщие согласие, которое опирается на единство истории человечества и самой природы человека

впредмет социологии — чистые формы становления социального или обобществления, образующиеся при взаимодействии индивидов в любой сфере общества

бпредмет социологии — целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъекта действий

33. Кто из социологов России видел «единственный» смысл истории в развитии нравственного идеала:

34. Кто, по П.Л. Лаврову, является «единственным агентом прогресса в человечестве»:

а) творческая личность

б) критически мыслящая личность

в) передовая интеллигенция

35. Субъективный метод в социологии не направлен на:

поиск оптимальных форм и солидарности между людьми

36. Кто из мыслителей считал, что прогресс в обществе невозможен без прогресса личности:

37. К какому из нижеперечисленных направлений относится М.М. Ковалевский:

38. Установите соответствие между пониманием критериев прогресса и их автором:

в прогресс связан с ростом влияния гидрологического фактора в обществе

а прогресс связан с ростом численности и плотности населения

б прогресс связан с ростом самосознания личности и солидарности в обществе

39. Что не характерно для развития социологии на классическом этапе:

40. Т. Парсонс предлагал рассматривать социальные системы с точки зрения:

функциональных императивов системы

41. Установите соответствие между функцией системы и подсистемами, её реализующими, по Т. Парсонсу:

аэкономика (получение ресурсов из окружающей среды и распределение их внутри общества)

вкультура (поддержание единства и упорядочение действий членов общества)

бполитика (формулирование общих целей и мобилизация ресурсов для их достижения)

42. Общество по Т. Парсонсу стремится к достижению:

гармонии и порядка

43. Кто считал причиной конфликтов в обществе неравенство ролей:

44. Установите соответствие между пониманием общества и социологическими теориями:

Проверка инструментария исследования

Следующим шагом в проведении социологического опроса является проверка инструментария исследования. Чтобы получить как можно более точные результаты, необходимо контролировать выборку и вопросы, особенно если выборка мала. Если при проведении опроса оказывается, что респонденты отвечают не на все вопросы, что им не хватает вариантов ответов для выражения мнения, вопросы вызывают сомнения, непонимание, выборка становится неконтролируемой, и результаты будут в значительной степени ошибочными. Особенно трудно контролировать выборку в почтовых и газетных опросах. Возвратность анкет в этих случаях невелика (20-25% считается хорошей возвратностью), поэтому неизвестно как влияет избирательность ответов респондентов на результаты исследования.

Анализ первичных данных

Следующий этап социологического опроса — представление первичной информации в виде таблиц, статистический анализ данных и интерпретация результатов анализа. В большинстве исследований (исключая, может быть, самые маленькие выборки) на этом этапе используются компьютеры (программы типа “Statgraph”, “Statistica” и т.д.).

Ограниченность социологического опроса

Трудно найти более полезный метод для получения точной информации социальной жизни больших групп людей, чем социологический опрос. Но, как и любой другой метод, он обладает определенной ограниченностью. Люди обычно точны сообщая свою биографическую информацию — пол, возраст, профессию, образование и т.д. — хотя и здесь они могут сознательно или неосознанно ошибаться. В более сложных вопросах вероятность сознательных ошибок или неосознанного искажения возрастает. Кроме того, люди не всегда ведут себя так, как говорят. Представления (в том числе и о самих себе) и действия людей могут быть очень далеки друг от друга. Например, люди редко признаются в национальной дискриминации, но часто ведут себя так. Они могут честно сообщать исследователю, что ратуют за улучшение образования, но при этом будут недовольны повышением налогов на образовательные нужды. Хорошо спроектированное и осуществленное исследование должно давать представление не только о явных мнениях людей, но и об их скрытых установках. Исследователь должен помнить, что мнения, выражаемые респондентами, не всегда отражают их представления и поведение.

Эксперимент

Эксперимент является классическим общенаучным методом для исследования причинно-следственных отношений. Обычно, эксперимент применяется для проверки гипотезы о взаимоотношениях между двумя переменными. Одна из них — независимая переменная — вводится для выявления оказываемого ею влияния на другую — зависимую переменную.

Идеальный контролируемый эксперимент состоит в том, чтобы изолировать эффект производимый независимой переменной на зависимую от воздействия других переменных. Для этого участников эксперимента случайным образом делят на две одинаковые группы. Независимая переменная представляется одной группе (эта группа называется экспериментальной). Другая группа — контрольная — ничего о независимой переменной не знает. Затем производится сравнение появления в обеих группах зависимой переменной. На основании этого сравнения делается вывод о верности или неверности исходной гипотезы.

Например, экспериментальной группой могут быть ученики, обучающиеся чтению с помощью компьютера. Контрольной группой тогда будут такие же дети (по возрасту, уровню знаний и т.д.), которые обучаются по обычной методике (букварь, книги). Через некоторое время навыки чтения в обеих группах проверяются, и выявляется, какая из групп успешнее овладела чтением. Различия в способности чтения (зависимая переменная) объясняются влиянием избранной методики (компьютер или букварь) — независимой переменной. Конечно, может оказаться, что выявленные успехи экспериментальной группы связаны не столько с методикой (использование компьютера), сколько с различными дополнительными факторами — дети, обучающиеся с помощью компьютера, могут быть более мотивированы на быстрое овладение знаниями из-за необычности методики, или родители этих детей, заинтригованные экспериментом, будут больше помогать детям в их домашних занятиях. Возможно, сказался хоуторнский эффект — изменение испытуемым своего поведения под воздействием знания о том, что он является участником эксперимента. Поэтому данные эксперимента нуждаются в дополнительной проверке. К тому же трудно подобрать абсолютно одинаковые группы.

Не все эксперименты предполагают формирование одинаковых экспериментальной и контрольной групп. В некоторых исследованиях, наоборот, подбираются различные группы, чтобы выявить то влияние, которое оказывают их различия на результаты эксперимента. Например, исследователи отобрали в одну группу добровольцев из богатых семей, живущих в пригородных районах. В другую группу набирались за плату бедные представители городских трущоб, того же возраста, что и первые. Обеим группам показывали одни и те же фрагменты художественных фильмов (независимая переменная), изображающие различные сцены насилия. У участников эксперимента во время просмотра замеряли физиологические реакции (чувствительность кожи и т.д.).

Исследование показало, что жители трущоб физиологически больше реагируют на сцены насилия, демонстрируемые на экране, чем жители богатых пригородных районов. Наиболее ярко разница проявлялась при демонстрации сцен изнасилования. Почему? Исследователи выдвинули предположение о том, что жители трущоб более остро реагируют на такие сцены потому, что они отражают их повседневный опыт в большей степени, чем опыт богатых, живущих в пригородах (Frost & Stauffer, 1987)[15].

Большинство обычных экспериментов проходят в лабораториях, так как там можно лучше контролировать создаваемые условия и замерять результаты. Например, в одном эксперименте участвовали две группы по 15 мужчин и 15 женщин каждая. Они слушали записанные на пленку шутки. Для экспериментальной группы после каждой шутки был записан смех аудитории. Контрольная группа слушала те же шутки без записанного смеха. После каждой шутки исследователи замеряли уровень реакции (улыбки, смех и т.д.). Оказалось, что экспериментальная группа смеялась чаще и больше, чем контрольная. Записанный на пленку смех усиливал эмоции слушателей. К тому же оказалось, что экспериментальная группа лучше запомнила прозвучавшие шутки (Chapman, 1973)[16].

Лабораторные эксперименты типичны для психологии. Социологи обычно стараются перенести эксперимент в реальные условия, поскольку лабораторный эксперимент в социологии или невозможен, или нежелателен. Такие эксперименты называются естественными (полевыми) — экспериментальная и контрольная группы помещены в реальные условия. Например сравнение академической успеваемости студентов больших и малых ВУЗов, сравнение детских навыков в полных и неполных семьях и т.д.

Конечно, лабораторные эксперименты создают больше возможностей для контроля и измерения, чем полевые эксперименты. Зато сама лаборатория с ее искусственными условиями может непредсказуемо влиять на результаты эксперимента. Наоборот, полевой эксперимент создает много трудностей по отбору групп, контролю условий, замеру результатов, зато он может обеспечить лучшее понимание динамики реальной социальной жизни.

Наблюдение

Систематическое наблюдение — это восприятие социологом, где и когда это возможно, реальных взаимодействий, повседневной жизни во всех ее проявлениях. Наблюдение субъективно, наблюдатель не может контролировать его ход (разве что в тех случаях, когда оно сочетается с контролируемым экспериментом). Однако вполне возможно улучшить сами процедуры наблюдения и фиксации поведения таким образом, что любой квалифицированный наблюдатель смог повторить эти процедуры. Систематическое наблюдение проводится как в естественных, так и в лабораторных условиях.

Лабораторное наблюдение

Многие исследовательские проекты предполагают наблюдение небольших групп в лабораторных условиях. Например в классическом исследовании Бейлса (Bales, 1951)[17] небольшой группе предлагалось обсудить некоторую проблему. Во время обсуждения социолог, оставаясь невидимым, фиксировал как часто повторяются определенные поведенческие реакции — подача и восприятие мнения, согласие и несогласие, шутки, критика. На основании подобных многолетних наблюдений исследователь пришел к эмпирическим обобщениям, которые ныне известны как теория малых групп (Bales, 1970)[18]. Таким образом, несмотря на искусственность условий лабораторные наблюдения способны дать много полезной информации.

Полевое наблюдение

Полевое наблюдение социолог ведет постоянно — дома, на работе, на улице и т.д. Иногда он наблюдает формальные группы в действии — комиссии, собрания, заседания кафедры. Иногда — отдельные аспекты социальной жизни — сценки на улице, работе, даже дома у телевизора. Часто эти наблюдения опровергают распространенные мнения. Например, представление о бродягах как одиноких людях при ближайшем рассмотрении оказывается не совсем точным. Конечно, они не имеют семьи в обычном смысле этого слова, но у них также есть определенные устойчивые группы со своими симпатиями и антипатиями. Конечно, эти наблюдения в большинстве случаев не имеют систематического характера. Организовать систематическое наблюдение с фиксацией результатов в полевых условиях чрезвычайно сложно, но возможно.

Так, два английских социолога организовали полевое наблюдение просмотра телевизионных программ в специально отобранных семьях рабочих, которые по данным предварительного исследования интенсивно смотрели телевизор (в этом исследовании интенсивность просмотра замерялась специальным прибором, фиксировавшим время включения и выключения телевизионного приемника). Они обнаружили, что на самом деле никакой связи между временем работы телевизора и действительным его просмотром нет. Члены отобранных семей, могли бродить рядом с включенным телевизором, заниматься своими делами и лишь время от времени действительно смотреть телепрограммы. Телевизор мог работать часами, оставаясь фоном для повседневных занятий семьи (Broadstreet & Segnit, 1975)[19].

Некоторые социологи, не желая вносить своим присутствием искажений в наблюдение, используют косвенные измерители — предметные следы человеческого поведения (Webb et al., 1966)[20]. Подобно детективам они рассматривают следы обуви на полу музея, чтобы выявить предпочтения посетителей, фиксируют помарки и закладки в библиотечных книгах, чтобы выявить читательские привычки. Такие наблюдения используются редко, но они дополняют обычные источники, а главное они свободны от влияния наблюдателя на наблюдаемый процесс.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 790 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *