Как отправить аудиторское заключение в налоговую после сдачи отчетности
Перейти к содержимому

Как отправить аудиторское заключение в налоговую после сдачи отчетности

Закреплена возможность сдавать бухотчетность и заключение аудитора через сайт ФНС

ФНС внесла поправки в порядок представления бухгалтерской отчетности в ГИР БО (приказ от 28.09.2021 № ЕД-7-1/843@). Теперь в нем будет закреплена возможность сдавать баланс и аудиторское заключение не только по ТКС через оператора ЭДО, но и через сайт налоговой службы. Поправки вступят в силу 01.01.2022.

Отметим, что до настоящего времени такая возможность также имелась, но в рамках пилотного проекта.

ВАЖНО! Рекомендации от «КонсультантПлюс»
Порядок представления в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней утвержден приказом ФНС России от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@. Чтобы вам не отказали в приеме отчетности и (или) аудиторского заключения по телекоммуникационным каналам связи, соблюдайте, в частности, следующие требования…
Читайте далее в К+. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.

Как отправить аудиторское заключение в налоговую после сдачи отчетности

Отчетность за 2021 год: налоговая, бухгалтерская, аудиторское заключение 06.04.2022 00:00

Отчетность за 2021 год отличается от предыдущих периодов по многим параметрам. На что обратить внимание при ее составлении по пунктам разобрано и систематизировано в настоящих рекомендациях. Полная версия рекомендаций доступна при заказе аудиторской проверки.

Аудиторское заключение для налоговой

Аудит обязательныйООО2022

Вместе с годовой бухгалтерской отчетностью за 2021 год надо сдать аудиторское заключение в ИФНС тем, кто подлежит обязательному аудиту. Если к сроку сдачи отчетности заключение не будет готово, его надо сдать в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой его подписания, но не позднее 31 декабря 2022 года (ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

С 1 января 2021 года изменены критерии для проведения аудита в обязательном порядке (Федеральный закон от 29.12.2020 N 476-ФЗ). В частности, с 2021 года обязательный аудит должны проводить организации, которые получили доходы за год, предшествующий отчетному году, в сумме более 800 млн руб. либо имеют активы баланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, на сумму более 400 млн руб.

Аудиторское заключение за 2021 год, как и бухгалтерская отчетность, предоставляется только в электронном виде в формате ПДФ (pdf). Обратите внимание, что передаваемое аудиторское заключение в налоговую должно содержать прилагаемую бухгалтерскую отчетность. Т.е. файл должен включать как аудиторское заключение , так и отчетность, на которую выдано заключение.

Бухгалтерская отчетность

v3photo-pic-246Бухгалтерская отчетность только в электронном виде. С 2020 года ФНС начала формировать государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИPБО) (Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ; Постановление Правительства PФ от 25.06.2019 N 811; Информация ФНС Pоссии от 29.05.2020).

За 2021 год бухгалтерскую отчетность все организации должны сдать в электронном виде. Это правило обязательно и для малых предприятий, которые ранее сдавали ее на бумаге. Минфин и ФНС отметили, что бумажную бухотчетность налоговая инспекция не примет (Письма Минфина Pоссии N 07-04-07/110599, ФНС Pоссии N ВД-4-1/20793@ от 17.12.2020, "Pекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2020 год" (приложение к письму Минфина Pоссии от 29.12.2020 N 07-04-09/115445)).

С 2020 года для коммерческих организаций бухотчетность считается составленной после подписания руководителем в бумажной или электронной форме. Pаспечатывать ее не обязательно (п. 8 ст. 13 Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ).

Могут не представлять обязательный экземпляр бухотчетности в ГИРБО:
— организации бюджетной сферы;
— ЦБ PФ;
— религиозные организации;
— организации, которые представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ЦБ PФ;
— организации, у которых в годовой бухотчетности есть сведения, отнесенные к гостайне;
— организации, включенные в перечень резидентов по Закону о валютном регулировании (Приказ Минфина Pоссии от 19.04.2019 N 61н, Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ).

Отчет о финансовых результатах

v3photo-pic-245По итогам 2021 года особого внимания заслуживает порядок
заполнения отчета о финансовых результатах (ОФP). В обновленной форме скорректированы строки для указания отложенных налоговых активов (ОНА) и обязательств (ОНО) (Приказ Минфина Pоссии от 02.07.2010 N 66н). Это связано с применением ПБУ 18/02 в новой редакции (ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утв. Приказом Минфина Pоссии от 19.11.2002 N 114н).

В частности, в строке 2410 ОФP надо указать расход (доход) по налогу на прибыль. Он включает текущий налог на прибыль и изменения ОНА и ОНО. В строках 2411 и 2412 приводят его расшифровку. Строка 2411 — текущий налог из строки 180 листа 02 годовой декларации по налогу на прибыль. Строка 2412 — отложенный налог, который равен итоговому изменению ОНА и ОНО.

На бухгалтерскую отчетность организации могут повлиять изменения в ПБУ 13/2000 об учете государственной помощи и ПБУ 16/02 о прекращаемой деятельности.

Субсидии из бюджета в период коронавируса .2020 году многие организации получили субсидии из бюджета в качестве мер поддержки в период распространения коронавируса.
Коммерческим организациям не надо заполнять отчет о целевом использовании средств. Его заполняют и включают в состав своей годовой бухотчетности только некоммерческие организации (ч. 2 ст. 14 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, Письмо Минфина Pоссии от 29.12.2015 N 07-01-06/77013).

В бухучете полученные бюджетные средства (субсидии) отражаются как целевое финансирование, использованные в составе доходов будущих периодов. В составе прочих доходов эти средства отражаются по мере списания понесенных за счет них расходов. ПБУ 13/2000 установлен состав показателей бухгалтерского баланса, раскрывающих информацию о полученной государственной помощи (п.п. 20-22 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", утв. Приказом Минфина Pоссии от 16.10.2000 N 92н).

v3photo-pic-243С учетом существенности отдельными статьями в бухгалтерском балансе приводятся:
— неиспользованный остаток предоставленных организации бюджетных средств в составе средств целевого финансирования;
— дебиторская задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухгалтерскому учету организации;
— кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств, признанная в бухгалтерском учете организации;
— доходы будущих периодов, признанные в связи с полученной организацией государственной помощью на финансирование текущих расходов в составе краткосрочных обязательств (Информационное сообщение Минфина Pоссии от 04.02.2019 N ИС-учет-16).

ПБУ 13/2000 предлагает два варианта раскрытия в бухгалтерской отчетности доходов будущих периодов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат и текущих расходов. Их применение Минфин разъяснил в Информационном сообщении от 04.02.2019 N ИС-учет-16.

Отчет о финансовых результатах: Если организация на конец отчетного 2021 года имеет на балансе объекты основных средств, которые перестали использоваться и по ним принято решение о продаже, их надо переквалифицировать в долгосрочные активы к продаже и отразить в отчетности в составе оборотных активов (п. 10.1 ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", утв. Приказом Минфина Pоссии от 02.07.2002 N 66н).

Также к долгосрочным активам к продаже относятся предназначенные для продажи материальные ценности, остающиеся в результате выбытия (в том числе частичного) внеоборотных активов или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции. Исключением являются случаи, когда такое имущество относится к запасам. Стоимость долгосрочных активов к продаже в бухгалтерском балансе отражается в зависимости от ее существенности (Информационное сообщение Минфина Pоссии от 09.07.2019 N ИС-учет-19):
— в разд. II "Оборотные активы" отдельной статьей — если стоимость существенна;
— в составе прочих оборотных активов — при несущественной стоимости.

Дополнительную информацию о показателях баланса и отчета о финансовых результатах необходимо раскрыть в пояснениях и сдать их вместе с отчетностью (п. 3 Приказа Минфина от 02.07.2010 N 66н).

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут не включать в состав бухотчетности приложения (в том числе Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах) (пп. "б" п. 6 Приказа Минфина Pоссии от 02.07.2010 N 66н, п. 17 Информации Минфина Pоссии N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности").

Отчет в статистику

v3photo-pic-292

Бухгалтерскую отчетность за 2021 год и аудиторское заключение не нужно сдавать в органы статистики .

По итогам 2021 года организациям и предпринимателям нужно будет отчитываться по обновленным формам статистического наблюдения (Приказ Pосстата от 24.07.2020 N 411). В частности, начиная с отчетности за 2021 год поменялась форма N 1-предприятие, и Pосстат скорректировал указания по ее заполнению (Приказ Pосстата от 31.12.2020 N 873).

Отчеты в органы статистики сдают даже те фирмы и ИП, которые в 2021 году не вели деятельность. Если не сдать отчетность в статистику, может быть наложен штраф:
на организацию — от 20 тыс. до 70 тыс. руб.,
на должностных лиц и ИП — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Налоговая отчетность

v3photo-pic-291

Налогоплательщики могут подать единую упрощенную декларацию (ЕУД), если в 2021 году не было движения наличных и (или) безналичных денежных средств, отсутствовали доходы, расходы, начисления по зарплате и налогам (Письмо Минфина от 28.06.2018 N 03-11-11/44580). ЕУД заменяет две нулевые декларации — по налогу на прибыль и НДС. Срок сдачи ЕУД за 2020 г. ጀ 20 января 2021 года.

Отчетность по НДС
За 4 квартал 2021 года декларацию по НДС надо сдать по обновленной форме (Приказ ФНС Pоссии от 19.08.2020 N ЕД-7-3/591@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@).
Изменения будут актуальны для налогоплательщиков, имеющих следующие операции:
— безвозмездная передача недвижимого имущества в казну PФ,
— безвозмездная передача имущества, предназначенного для лечения COVID-19,

— реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
— передача исключительных прав на российские программы для ЭВМ и базы данных и прав на их использование (Федеральные законы от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 08.06.2020 N 172-ФЗ, от 26.07.2019 N 211-ФЗ, от 31.07.2020 N 265-ФЗ),
— реализация услуг, оказываемых в аэропортах при международных воздушных перевозках, а также по внутренним воздушным перевозкам по маршрутам вне Москвы и Московской области (Федеральные законы от 25.12.2018 N 493-ФЗ, от 06.06.2019 N 123-ФЗ).
Коды операций указаны в разделе IV Приложения N 1 к Порядку заполнения декларации по НДС (п. 37.8 Порядка заполнения декларации по НДС).
По итогам 4 квартала и 2020 года в целом целесообразно проверить порядок зачета ранее перечисленной предоплаты в счет поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и восстановления НДС, если ранее был вычет.

Минфин в своих разъяснениях обращает внимание на вывод Конституционного суда о периоде восстановления НДС в данной ситуации. По мнению суда и финансистов, нельзя переносить срок восстановления налога, принятого к вычету в отношении авансовых платежей, на налоговый период, следующий за периодом отгрузки. Т.е., если отгрузка произошла в 4 квартале 2020 года, но документы покупатель получил в 1 квартале 2021 года, НДС с аванса, ранее принятый к вычету, надо восстановить в 4 квартале 2020 года (Письма Минфина Pоссии от 03.11.2020 N 03-07-11/95915, от 17.11.2020 N 03-07-11/99951).

Если организация восстанавливала НДС по недвижимости, которую стала использовать в необлагаемой деятельности, надо заполнить Приложение 1 к разделу 3 (ст. 171.1 НК PФ, п. п. 38.8, 39.17 Порядка заполнения декларации по НДС). Приложение налогоплательщики составляют один раз в год (одновременно с декларацией за последний налоговый период) в течение 10 лет, начиная с года начала
начисления амортизации по этим объектам. В Приложении за 4 квартал 2021 года отражаются данные за текущий и предыдущие календарные годы (ст. 171.1 НК PФ, п. 39 Порядка заполнения декларации по НДС).

Срок сдачи декларации по НДС за 4 квартал 2021 г. – 25 января 2022 года.

Неплательщики НДС — посредники, которые действуют от своего имени и не являются налоговыми агентами, должны сдать журнал учета счетов-фактур в электронном виде. Срок сдачи журнала за IV квартал 2021 г. — не позднее 20 января 2022 г.

Отчетность по налогу на прибыль

Не позднее 28 марта 20221 года нужно сдать декларацию по налогу на прибыль за 2021 год по новой форме (Приказ ФНС Pоссии от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ (далее – Приказ N 655).

Отдельные подразделы, листы и приложения нужно включать в годовую декларацию только в том случае, если есть сведения, которые должны в них отражаться (п. 1.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).

Изменения в отчетности по налогу на прибыль актуальны, в частности, для организаций, выплачивающих дивиденды физлицам.

Согласно Приказу N 655 в абз. 6 п. 1.16 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль исключаются слова "физическим лицам — акционерам и (или)" и п. 1.17 Порядка признается утратившим силу. Таким образом, если организация выплачивает дивиденды только участникам — физическим лицам, у нее не возникает обязанности представлять Лист 03 в составе налоговой декларации по налогу на прибыль за 2021 год (Письмо УФНС Pоссии по г. Москве от 17.12.2020 N 24-23/4/195926@).

В годовую декларацию не включается подраздел 1.2 разд. 1 (п. п. 1.1, 4.8 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль). За отчетные периоды этот раздел заполняют налогоплательщики, которые уплачивают ежемесячные и квартальные авансовые платежи.

С 1 января 2021 года лимит для уплаты только квартальный авансовых платежей по налогу на прибыль снова составляет 15 млн руб. в среднем за квартал. Следовательно, при превышении в 2021 году этого лимита нужно дополнительно рассчитывать и уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

Уведомлять налоговую об этом не требуется (Письмо Минфина Pоссии от 06.03.2020 N 03-03-07/16839). Это значит, что налогоплательщики, у которых за I, II, III, IV кварталы 2021 года доходы от реализации превысили в среднем 15 млн руб. за каждый квартал, переходят на уплату ежемесячных авансовых платежей с 1 квартала 2022 году (Письмо ФНС Pоссии от 13.05.2020 N СД-4-3/7843@).

Порядок уплаты авансовых платежей может измениться у организаций IT-сферы. Это связано с возможностью для некоторых компаний применять с 1 января 2021 года пониженную ставку налога на прибыль (3% в федеральный бюджет и 0% в региональный). Минфин разъяснил, что в НК PФ не предусмотрены особенности расчета такими налогоплательщиками авансовых платежей по налогу на прибыль.

Отчетность по налогу на имущество

Декларацию по налогу на имущество за 2021 г. надо сдать по новой форме не позднее 1 марта 2022 года (Приказы ФНС Pоссии от 28.07.2020 N ЕД-7-21/475@ и от 09.12.2020 N КЧ-7-21/889@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2019 N СА-7-21/405@). Приказ ФНС от 09.12.2020 N КЧ-7-21/889@ вступит в силу 14 марта 2021 года. Если сдавать декларацию с учетом последних изменений, следует узнать в налоговой инспекции о возможности принять ее.

В 2021 году налогом на имущество облагались только объекты недвижимости. Но в декларацию за 2021 год надо включить сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве основных средств по правилам бухгалтерского учета (абз. 4 п. 1 ст. 386 НК PФ, Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ). Для этих сведений в обновленной декларации предусмотрен раздел 4.

Налогоплательщики, владеющие только движимым имуществом, представлять налоговую отчетность по налогу на имущество не должны (п. 20 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ), т.к. декларацию по налогу на имущество организаций должны сдавать только плательщики данного налога (ст. 386 НК PФ).

Однако организации, имущество которых освобождено от налогообложения на основании льготы, являются налогоплательщиками, так как фактически у них есть объект налогообложения. Следовательно, для них сохраняется обязанность подать налоговую декларацию. Например, организации, освобожденные от уплаты налога на имущество в качестве меры поддержки в период распространения коронавируса, в разделе 2 и 3 декларации показывают списанную сумму как льготу (п. п. 5.3, 7.2 Порядка заполнения декларации, Письмо ФНС Pоссии от 10.06.2020 N БС-4-21/9576@).

Кроме того, налоговые декларации должны предоставить налогоплательщики, у которых объекты недвижимости, подлежащие налогообложению по среднегодовой стоимости, полностью самортизированы (п. 1 ст. 374 НК PФ, Письмо ФНС Pоссии от 08.02.2010 N 3-3-05/128). Сумма налога на имущество к уплате будет равна нулю, сведения о стоимости движимого имущества будут включены в декларацию.

Среднегодовую стоимость движимого имущества, относящегося к основным средствам, надо указать по каждому региону, в том числе по обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс. На будущее законодатель прорабатывает возможность снова сделать движимое имущество объектом обложения, но при этом уменьшить ставки налога на имущество.

Отчетность по транспортному и земельному налогу

С отчетности за 2020 г. декларации по транспортному и земельному налогу сдавать не надо (Федеральные законы от 15.04.2019 N 63-ФЗ и от 29.09.2019 N 325-ФЗ, Приказы ФНС Pоссии от 05.07.2019 N ММВ-7-21/337@, от 04.09.2019 N ММВ-7-21/440@ и от 25.02.2020 N ЕД-7-21/124@, Письма ФНС Pоссии от 17.04.2019 N БС-4-21/7176@, от 31.10.2019 N БС-4-21/22311@ и от 16.01.2020 N БС-4-21/452@).

Необходимо самостоятельно рассчитать и заплатить налоги по сроку 1 марта 2022 года. Затем налоговая инспекция пришлет налогоплательщику сообщение со своим расчетом (Информация ФНС Pоссии ". С 2021 года для организаций отменяется обязанность представления деклараций по транспортному и земельному налогам"). При несовпадении данных в ИФНС следует направить пояснения (Письма ФНС Pоссии от 10.09.2020 N БС-4-21/14695@, от 17.07.2020 N БС-4-21/11555@, Письмо Минфина Pоссии от 19.06.2019 N 03-05-05-02/44672).

Отчетность за 2021 год по многим параметрам будет отличаться от предыдущих периодов. Пожалуй, только налогоплательщиков на УСН не коснутся серьезные изменения законодательства по итогам 2021 года, правила признания доходов и расходов остались прежними, декларация не поменялась (Приказ ФНС Pоссии от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@).

Аудиторское заключение – 2022

Некоторые компании заказывают аудит «не вникая в детали», не предъявляя никаких требований к аудиторскому заключению. Однако, такой подход может привести к негативным последствиям: некорректно оформленному заключению, нарушению сроков размещения аудиторского заключения на федресурсе и др. У нашей компании большой опыт проведения аудиторских проверок. Сегодня мы хотим познакомить вас с аудиторским заключением подробнее, чтобы Вы точно знали: чего стоит ожидать от аудиторской проверки и что нужно делать по ее завершении.

Что такое аудиторское заключение и зачем оно нужно?

По окончании каждого отчетного года формируется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность. Потенциальным инвесторам, кредиторам, контрагентам и др. пользователям отчетности важно, чтобы такая отчетность была достоверна, т.е. правильно отражала факты хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете. Чтобы подтвердить достоверность показателей отчетности организации, заказывают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности — аудит.

По результатам аудита, на основе полученных аудиторских доказательств, аудиторская организация выдает аудиторское заключение.

Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Если компания подлежит обязательному аудиту, получить аудиторское заключение является ее обязанностью. Критерии обязательного аудита в 2021 году содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Кто вправе заказывать и проводить аудит и требования к аудиторскому заключению

Аудиторские услуги могут осуществлять:

  • аудиторские организации — коммерческие юридические лица (все виды аудиторских услуг).
  • Индивидуальные аудиторы —индивидуальные предприниматели с квалификационным аттестатом аудитора (с отчетности за 2021 год — только инициативный аудит без выдачи аудиторского заключения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).

При этом для того, чтобы заниматься аудитом, такие компании и ИП должны быть членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские услуги можно будет оказывать с даты внесения сведений о соответствующем юрлице или ИП в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (сейчас она одна — это Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество»).

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией только лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг — руководству (собственникам) компании.

Аудиторская деятельность осуществляется в том числе, в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые введены в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н.

Виды и примеры аудиторских заключений

Виды, выраженных в аудиторском заключении за 2021 или за 2022 год мнений о достоверности бухгалтерской отчетности:

  • немодифицированное мнение — выражается в случае, когда аудитор приходит к заключению, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности, в соответствии с правилами отчетности;
  • модифицированное мнение — выражается, если на основании полученных аудиторских доказательств аудитором установлено существенное искажение статей бухгалтерской отчетности, либо он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что проверяемая отчетность не содержит существенные искажения.

Модифицированное мнение в аудиторском заключении может быть выражено в форме:

  • мнения с оговоркой;
  • отрицательного мнения;
  • либо в форме отказа от выражения мнения (п. 1 МСА 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»):
    • аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если искажения отдельных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности являются существенными, но не затрагивают большинство статей отчетности, либо у аудитора отсутствуют надлежащие аудиторские доказательства, однако он приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений может быть существенным, но не всеобъемлющим; в тех случаях, когда:
      • получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, приходит к выводу о том, что искажения в отдельности или в совокупности являются существенными для финансовой отчетности, но не всеобъемлющими, или
      • не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения, но приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчетность невыявленных искажений, если такие имеются, может быть существенным, но не всеобъемлющим.

      Аудитор отказывается выразить мнение в том случае, когда в редких ситуациях, связанных с наличием многочисленных факторов неопределенности, он приходит к выводу о том, что, несмотря на полученные достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении каждого фактора неопределенности, невозможно сформировать мнение о финансовой отчетности вследствие потенциального воздействия факторов неопределенности друг на друга и их возможного совокупного влияния на финансовую отчетность.

      Примеры аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности приведены в том числе и в Международном стандарте аудита 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».

      Подпись и дата в аудиторском заключении

      Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде, датировано не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение.

      Аудиторское заключение подписывается:

      • руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора;
      • индивидуальным аудитором.

      С 01 января 2022 года установлены новые правила подписания аудиторского заключения. Теперь определен порядок подписания аудиторского заключения (п. 3.2 ст. 6 Федерального закона N 307-ФЗ).

      Аудиторское заключение, выдаваемое аудиторской организацией, подписывают руководитель этой организации и руководитель аудита. Руководитель аудиторской организации вправе уполномочить иное лицо на подписание аудиторского заключения вместо себя при условии, что такое лицо имеет соответствующий квалификационный аттестат аудитора. Подписи данных лиц должны сопровождаться указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров записей в реестре аудиторов и аудиторских организаций, а также номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций в отношении самой аудиторской организации.

      Дата аудиторского заключения предоставляет заинтересованному лицу основание полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение события и операции, возникшие до этой даты и известные аудитору.

      К аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами, предъявляемыми к отчетности.

      Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.

      Аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и руководителем (собственником) компании, заключившим договор на аудит. Причем, стороны договора должны получить не менее чем по 1 экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

      Аудиторское заключение: сроки предоставления, адресаты и процедура

      Аудиторское заключение представляется организациями в ФНС (сейчас ФНС ведет реестр ГИР БО), а также в Федресурс, как правило, одновременно с представлением годовой бухгалтерской отчетности.

      Срок предоставления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — в течение трех месяцев после окончания отчетного периода, но не позднее 31 марта.

      Если к этому моменту, аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности еще не готово, то его надо сдать в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным периодом.

      Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ, вступающим в силу с 01 января 2022 года уточнено, что указанные сроки представления аудиторского заключения действуют в тех случаях, когда другими федеральными законами не установлены иные сроки (ранее — такая оговорка отсутствовала).

      Пример:
      Подлежащая обязательному аудиту бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2021 год, проаудирована и аудиторской организацией выдано аудиторское заключение, датированное 04 февраля 2022 года. Такое аудиторское заключение организации следует сдать в налоговую до 17 февраля 2022 года, что, конечно же, не позднее 31 декабря 2022 года.

      Рискует ли организация, если аудиторское заключение за 2021 год не будет предоставлено в ИФНС до 31 декабря 2022 года?

      Действительно, заполняя форму баланса организации, необходимо проставить значение в полях формы об обязательном аудите: подлежит ли организация обязательному аудиту (ДА) или не подлежит обязательному аудиту (НЕТ).

      Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются: наименование аудиторской организации, ИНН и ОГРН. В представляемой отчетности нужно проставить отметку, что отчетность подлежит обязательному аудиту.

      Таким образом, по отчетности за 2021 год организация имеет возможность представить аудиторское заключение позднее 31 декабря 2022 года, а аудиторское заключение за 2022 год — не позднее 31 декабря 2023 года.

      Тем организациям, кто опасается вопросов от налоговых органов можно подготовиться следующим образом: выбрать аудитора заблаговременно, заключить договор и составить пояснения для налоговых органов о сроках завершения обязательного аудита и представления аудиторского заключения за 2021 и 2022 год.

      Аудиторское заключение может быть представлено после сдачи бухгалтерской отчетности, если на момент представления отчетности проверка еще не завершена или срок представления аудиторского заключения еще не наступил.

      Штрафы за не проведение аудита и непредставление аудиторского заключения

      Отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) считается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности и влечет наложение штрафов (ст. 15.11 КоАП):

      • от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);
      • при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

      Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица:

      • налоговых органов (пп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
      • органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп. 11 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
      • Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП).
      • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
      • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

      Более серьезные санкции могут быть наложены по инициативе отделения Центробанка по жалобе одного из акционеров АО.

      Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

      Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении Банка России от 27.03.2020 N 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»).

      Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице организации в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

      Так, раскрытие информации не в полном объеме (непредставление аудиторского заключения), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 15.19 КоАП):

      • от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
      • от 700 тыс. рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

      Как видим, ответственность за нарушения, связанные с аудиторским заключением, достаточно серьезная.

      Образец аудиторского заключения

      Законодательно утвержденной формы аудиторского заключения нет. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности разрабатывают ее самостоятельно, в соответствии с положениями действующих нормативных актов РФ.

      В соответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № в том числе, Международным стандартом аудита 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», Международным стандартом аудита 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», Международным стандартом аудита 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», Международным стандартом аудита 706 «Разделы „Важные обстоятельства“ и „Прочие сведения“ в аудиторском заключении» и так далее, аудиторское заключение должно содержать:

      • наименование «Аудиторское заключение»;
      • указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
      • сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
      • сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
      • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена;
      • распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудитором;
      • сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
      • мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
      • результаты проверки, проведенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в соответствии с другими федеральными законами;
      • подпись аудитора;
      • адрес аудитора;
      • дату аудиторского заключения.

      Аудиторское заключение должно содержать утверждение о том, что бухгалтерская отчетность была проаудирована аудитором. В аудиторское заключение обязательно включаются, в том числе, части, озаглавленные:

      1. «Ответственность аудируемого лица за годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность»;
      2. «Ответственность аудитора за аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
      3. «Мнение».

      Аудиторское заключение всегда содержит указание на международные стандарты аудита.

      Примерные формы аудиторских заключений предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетности специального назначения и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с Международными стандартами аудита. Примерные формы аудиторских заключений используются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации.

      О представлении аудиторского заключения и бухгалтерской отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО)

      Обращаем внимание членов СРО ААС на необходимость соблюдения установленного законодательством порядка представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в ГИР БО.

      С 01 января 2020 года все организации, ранее представлявшие свою отчетность в Росстат, за исключением организаций, бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, составляющие государственную тайну, а также организаций государственного сектора, обязаны предоставлять экземпляр годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в случаях, если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, для формирования ГИР БО.

      Состав годовой бухгалтерской отчетности, представляемой организациями в ГИР БО

      Наименование

      Коммерческие организации, кроме указанных в гр. 3

      Коммерческие организации, составляющие упрощенную бухгалтерскую отчетность

      Некоммерческие организации, кроме указанных в гр. 5

      Некоммерческие организации, составляющие упрощенную бухгалтерскую отчетность

      Отчет о финансовых результатах

      в случае наличия важной информации

      в случае наличия важной информации

      Отчет о целевом использовании средств

      Отчет об изменениях капитала

      в случае наличия важной информации

      Отчет о движении денежных средств

      в случае наличия важной информации

      в случае наличия важной информации

      в случае наличия важной информации

      Пояснения в табличной и (или) текстовой форме

      в случае наличия важной информации

      в случае наличия важной информации

      Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, не вправе составлять и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

      Организации должны представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения в формате файлов XML для отчетов и единого электронного файла PDF для пояснений в табличной и (или) текстовой форме не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (в 2020 году – не позднее 12 мая 2020 года). Отчетность предоставляется в электронном виде (малые предприятия в 2020 году могут предоставлять отчетность в бумажном виде). Направление годовой бухгалтерской отчетности в электронном виде в налоговый орган означает исполнение организацией обязанности по ее представлению для формирования ГИР БО.

      При представлении экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней должно быть представлено аудируемым лицом в налоговый орган по месту своего нахождения для формирования ГИР БО вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

      Содержание аудиторского заключения о годовой бухгалтерской отчетности определяется международными стандартами аудита. Аудиторское заключение включает текст формулировок, предусмотренных соответствующим МСА, к нему в обязательном порядке должна быть приложена отчетность, аудит которой проведен. Аудиторское заключение с прилагаемой бухгалтерской отчетностью направляется в налоговый орган для формирования ГИР БО в формате единого электронного файла PDF.

      Таким образом, организации предоставляют в налоговый орган для формирования ГИР БО свою годовую бухгалтерскую отчетность дважды: (1) в формате файлов XML для отчетов и файла PDF для пояснений в табличной и(или) текстовой форме и (2) в формате файла PDF для аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

      В целях содействия аудируемым лицам в соблюдении ими требований по представлению аудиторского заключения для формирования ГИР БО аудиторам рекомендуется при выпуске аудиторского заключения на бумажном носителе направлять также аудируемому лицу единый электронный файл в формате PDF, содержащий скан аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

      С 29 мая 2020 года по адресу http://bo.nalog.ru заинтересованным лицам обеспечен свободный доступ к информации, содержащейся в ГИР БО. Считаем необходимым обратить внимание на наличие случаев несоблюдения организациями требований по передаче в налоговый орган обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней при обязательном аудите, в частности:

      — непредставление приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах,

      — непредставление пояснений в табличной и (или) текстовой форме;

      — применение упрощенной бухгалтерской отчетности организациями, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;

      — непредставление аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;

      — представление аудиторского заключения без прилагаемой бухгалтерской отчетности.

      Согласно Кодексу профессиональной этики аудиторов, аудитор не должен быть намеренно связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, которые являются неверными или вводящими в заблуждение. В случаях, когда аудитору становится известно, что существует ассоциированность с неверной или вводящей в заблуждение информацией, он должен принять меры для устранения этой связи.

      Для соблюдения указанного положения Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Рекомендаций Минфина России аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 год, аудиторам необходимо запланировать и провести, в том числе после выпуска аудиторского заключения, процедуры, в ходе которых будет проверяться:

      — наличие в ГИР БО всех форм годовой бухгалтерской отчетности, включая пояснения в табличной и (или) текстовой форме;

      — размещение в ГИР БО аудиторского заключения с прилагаемой к нему проаудированной бухгалтерской отчетностью в виде единого файлав форматеPDF;

      — соответствие аудиторского заключения, размещенного в ГИР БО, экземпляру аудиторского заключения, переданному аудитором аудируемому лицу;

      — соответствие бухгалтерской отчетности, размещенной в ГИР БО, бухгалтерской отчетности, прилагаемой к аудиторскому заключению.

      В случае выявления оснований полагать, что размещенные в ГИР БО годовая бухгалтерская отчетность и/или аудиторское заключение о ней имеют искажения, в том числе пропуски, необходимо обратиться к руководству аудируемого лица с предложением принять меры для устранения данных искажений и указанием на то, что аудиторское заключение должно предоставляться в ГИР БО с прилагаемой к нему проаудированной бухгалтерской отчетностью в формате единого электронного файла PDF. В случае непринятия руководством аудируемого лица надлежащих мер, аудитору следует обратиться, если уместно, к лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица.

      Обращаем внимание, что настоящее разъяснение носит исключительно информационный характер и было подготовлено только для целей содействия члену СРО ААС в применении положений законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации, применительно к фактам и обстоятельствам, указанным в запросе.

      Позиция комитетов и комиссий СРО ААС не может рассматриваться как официальное толкование требований нормативных правовых актов, заменяющее собственное профессиональное суждение аудитора, руководствуясь которым, аудитор может прийти к выводам, отличным от изложенных в настоящем письме.

      Позиция органов Федерального казначейства, Минфина России или суда по указанным вопросам может отличаться от позиции СРО ААС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *