Продажа товаров дистанционным способом: все, что нужно знать владельцам интернет-магазинов простыми словами
В ряде моментов интернет-торговля отличается от классической. Некоторые виды товаров вообще нельзя продавать через всемирную паутину, есть разница при обмене и возврате, а также последующему использованию. Сегодня расскажем об основных законах дистанционной торговли, регулирующих эти и другие вещи.
Что такое дистанционная торговля
Это понятие включает в себя не только продажу товаров через всемирную паутину, но и любой другой вид торговли, где у потенциального покупателя или клиента нет возможности ознакомиться с товаром (услугой) вживую на момент заключения договора купли-продажи. Продажа через всевозможные магазины на диване, популярные на телевидении, также будет дистанционной торговлей.
Ключевое понятие здесь — заключение договора купли-продажи. Это важно при торговле категориями товаров, запрещенных к реализации дистанционным способом, например, алкогольной продукции или лекарств. Фишка в том, что никто не мешает открыть онлайн-аптеку и использовать ее в качестве виртуальной витрины. Ни одним законом это не запрещено. А вот принимать оплату онлайн прямо на сайте нельзя, так как это и будет считаться заключением договора купли-продажи. О возможных форматах такой торговли мы расскажем чуть ниже.
Какие законы и нормативные акты регулируют продажу товаров через интернет
Основных документов два:
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей». Закон определяет основные правила взаимоотношений между продавцом товара и покупателем при продажах дистанционным способом. Этому посвящена статья 26.1 “Дистанционный способ продажи товара”;
- “Правила продажи товаров дистанционным способом”, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612. Это более общий документ. Здесь дается определение дистанционного способа торговли, раскрываются основные обязанности продавцов и права покупателей.
Кроме базовых нормативно-правовых документов дистанционную торговлю регламентируют и другие законы и подзаконные акты. Этой темы так или иначе касаются и налоговый кодекс, и закон о продаже спиртосодержащей продукции, табака и так далее.
Например, в законе о продаже лекарственных препаратов есть пункт о том, как осуществляется их продажа через интернет (спойлер: пока никак. Продажа лекарственных средств дистанционным способом полностью запрещена. Законопроект № 285949-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом” пытаются протащить уже несколько лет, однако пока эти попывтки не увенчались успехом. Возможно, очередной раз его рассмотрят в феврале 2020).
Предпосылки развития дистанционной торговли
С полным текстом “Правил продажи товаров дистанционным способом” можно ознакомиться здесь, а почитать статью “Закон о защите прав потребителей” (ищите статью 26 часть 1) — тут.
Каковы обязанности продавца товаров дистанционным способом
Таких чуть больше, чем при классической оффлайн-торговле через розничные магазины. Итак, интернет-продавцы обязаны:
- продукции до покупателя или по указанному адресу. Ни один оффлайн-магазин не обязан этого делать, а вот интернет-магазины должны. Способ при этом неважен, главное само наличие такой возможности. Об этом говорит третий пункт “Правил продажи товаров дистанционным способом”. Это не исключает других возможностей забрать товар у продавца, например, получить его на пункте выдачи или на складе интернет-магазина (самовывозом);
- предупредить покупателя о том, что перед началом применения нужно воспользоваться услугами по подключению, настройками или сборке. Например, стиральную машинку надо присоединить к системам канализации и водоснабжения, мебель — собрать, а на компьютер понадобится установить операционную систему, антивирус или пакет программ;
- продавец должен довести до сведения покупателя ряд обязательных сведений о товаре. Среди них — основные потребительские характеристики, местонахождение, страну-производителя, данные о самом интернет-магазине: его названии, адресе и так далее;
- также необходимо рассказать об условиях оплаты и доставки, гарантиях продавца и производителя, сроке действия предложения, если оно ограничено во времени, а также сроке годности и времени эксплуатации;
- еще один важный момент: интернет-магазин не имеет права оказывать любые услуги без прямого согласия покупателя. Объясним это требование на примере доставки. Допустим, она платная и вы включили ее в стоимость товара, но не уведомили об этом покупателя. Потом выясняется, что дополнительная услуга оказана без ведома клиента. Мало того, что это нарушение закона, так покупатель еще и вправе потребовать возместить ему стоимость расходов на такой сервис;
- интернет-магазин должен информировать покупателя о правилах торговли, законе о защите прав потребителей и сообщать другую информацию, предусмотренную законами. Видели уголок покупателя, который есть в любом розничном магазине? Так вот, в точности такой же, только виртуальный, должен быть и в интернет-магазине.
Публичная оферта
По свежим следам предыдущего пункта расскажем о том, что такое публичная оферта и как она относится к электронной коммерции (продаже товаров дистанционным способом).
Согласно “Википедии”, оферта (лат. offero — предлагаю) — это предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определенному лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц.
Существенные условия договора это как раз то, что было перечислено выше: наименование товара, его стоимость, условия оплаты, доставки и так далее. То есть, любая карточка товара в интернет-магазине это публичная оферта и отступать от нее нельзя. Если написано, что пылесос стоит 5 тысяч рублей и доставка включена в стоимость, значит так оно и есть. Сделку запрещено заключать на других условиях, меняя их по ходу дела. Это как в “Пятерочке”: информация на ценнике всегда приоритетна, даже если на кассе оказывается, что она неверная. Никакие отговорки наподобие “не успели поменять ценник”, “в кассе забита другая цена” работать не будут. Обязаны продать по стоимости, написанной на ценнике.
Нарушение правил публичной оферты
О том, что предложение товара, изложенное в его описании на виртуальной витрине является публичной офертой, прямо написано в “Правилах продажи товаров дистанционным способом”, пункт 12.
Что запрещено продавать через интернет
Список таких товаров и услуг достаточно широк и состоит из нескольких десятков пунктов. Мы не будем тратить ваше время и перечислять их все. Вряд ли этот материал читают те, кто собирается торговать человеческими органами, наркотиками или оказывать услуги суррогатного материнства. Сосредоточимся на потребительских товарах широкого спроса, оборот которых запрещен или ограничен.
Это будут:
- табачные изделия. Дистанционно продавать сигареты нельзя. Об этом прямо говорит часть 1 и 3 статьи 19-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма”. Также пунктом 8 статьи 7-ФЗ «О рекламе» полностью запрещена реклама табачных изделий на любых площадках, в том числе и в интернете. Да что тут говорить: сигареты даже демонстрировать нельзя, перечень продукции нужно предоставлять покупателям в виде списка;
- спиртные напитки. Их продажа дистанционным способом запрещена Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». Технически многие обходят запрет следующим образом: сайт интернет-магазина — это только виртуальная витрина, на которой демонстрируются образцы товара. Заказать и купить их дистанционно нельзя. Зато можно зарезервировать, после чего забрать по указанному адресу. Некоторые рискуют и доставляют курьерами, но это уже на грани нарушения законодательства;
- продажа лекарств в онлайн-аптеках. Дистанционная торговля лекарствами запрещена в принципе. Но сайт оффлайн-аптеке необходим — это позволяет расширить рынок сбыта, повысить качество и скорость обслуживания. Подход примерно тот же, что и при продаже алкоголя. Сайт с каталогом товаров — можно, принимать оплату онлайн и доставлять курьером — нельзя;
- запатентованные товары или продукцию зарегистрированной торговой марки без соответствующего разрешения правообладателя;
- ограничена или запрещена продажа оружия и боеприпасов к нему, а также средств самообороны, пиротехники, взрывчатых веществ. Например, для огнестрельного оружия и пиротехники 4 и 5 классов опасности нужна лицензия, а средства самообороны, используемые спецслужбами продавать вообще нельзя. Кстати, не только через интернет, но и в оффлайне;
- товары, свободный оборот которых ограничен действующими нормативными и законодательными актами Российской Федерации.
Способ получения заказа на сайте алкогольной продукции
Возврат и обмен товаров, приобретенных дистанционно
Еще один спойлер: вернуть можно все, даже нижнее белье и технически сложные изделия. Это требование как раз и продиктовано тем, что покупатель не получил возможности непосредственного ознакомления с товаром. Ну не поймешь всего по картинке и описанию, пускай даже очень подробному. Поэтому запомните: перечня товаров, не подлежащих обмену и возврату для вас не существует.
Единственное исключение из правил — продукция, предназначенная для использования одним человеком. Хотите пример — пожалуйста: если вы сшили на заказ футболку с принтом, изображающим фотографию заказчика, вернуть ее обратно он не имеет права. Такое изделие никому не продашь.
Теперь о сроках обмена и возврата. Они отличаются от тех, что приняты в оффлайн-торговле:
- в общем случае вернуть товар надлежащего качества можно в течение 7 дней после его передачи или в любой момент до нее;
- если условия возврата не предоставлены в письменном виде в момент передачи, срок может быть увеличен до трех месяцев;
- вернуть деньги за возвращенный товар надо в течение 10 дней с того момента, как покупатель выставил соответствующее требование.
Разумеется, речь здесь идет о товаре надлежащего качества. Он должен сохранить товарный вид, заводскую упаковку и не иметь следов эксплуатации. При возврате после передачи покупатель обязан предъявить кассовый чек или иные доказательства покупки в конкретном интернет-магазине. Это могут быть скрины переписки с менеджерами по продажам, платежные документы из банка, номера заказов.
Приватность и конфиденциальность
Покупка в оффлайн-магазинах часто не имеет никакого отношения к работе с персональными данными покупателей. В дистанционной торговле картина иная: здесь почти всегда приходится сталкиваться с такой информацией. Клиенты оставляют номера телефонов, адреса электронной почты, иногда — паспортные данные.
Требования к обработке таких сведений указаны в законе № 152 ФЗ “О персональных данных”. Документ большой и сложный, но главное в нем одно: без согласия покупателя вы не имеете права собирать, обрабатывать, хранить и использовать личную его информацию. А если согласие получено (клиент поставил галочку напротив соответствующего пункта на сайте, например “Соглашение с политикой конфиденциальности” или как он у вас называется), то интернет-магазин не может передавать сведения третьим лицам. Сейчас, во времена когда в открытый доступ попадают даже данные клиентов “Сбербанка”, с его-то защитой, все боятся, что их персональные данные сольют в сеть по пятаку за дюжину.
Как помочь пожилым родственникам с дистанционными покупками?
Как помочь пожилым родственникам с дистанционными покупками?
Покупка продуктов, одежды, предметов интерьера и техники в интернет-магазине стала обыденностью для молодой аудитории. Доля посетителей онлайн ресурсов среди пожилых людей еще не так велика. Хотя именно покупки дистанционным способом способны решить многие проблемы ваших близких.
Онлайн и оффлайн покупки
С возрастом такие простые вещи, как обычный поход в магазин, перерастают в серьезное значимое событие. Из-за слабого здоровья пожилым людям сложно посещать не только огромные супермаркеты, но и небольшие магазинчики. Если раньше походы за продуктами приносили удовольствие, то теперь суета торговых залов вызывает только раздражение.
Довольно часто покупателям в возрасте кажется, что все продавцы куда-то спешат. В свою очередь работники ритейла, пытаясь разговаривать с пожилыми покупателями, обращаются к ним снисходительно. Продавцы вдруг начинают говорить медленно и подчеркнуто громко, чем еще сильнее раздражают старшее поколение.
Покупки через интернет для аудитории 55+ востребованы по разным причинам. Пожилому человеку:
не нужно никуда ходить;
не требуется поднимать тяжелое;
никто не торопит с выбором и не заставляет сразу принимать решение.
Громкая музыка в торговом зале, мелкие буквы на ценниках, огромные площади современных маркетов приводят в замешательство престарелых покупателей. Старики зависают рядом с полками и мучительно пытаются найти нужный товар. Наши бабушки и дедушки могут подолгу пересчитывать мелочь на кассе, вызывая неодобрение стоящих за ними в очереди людей. Кроме того, после магазина людям старшей возрастной группы нужно найти силы, чтобы донести тяжелые сумки до дома. В этом смысле покупка товара онлайн гораздо комфортнее и удобнее.
Старшее поколение, один раз совершив интернет-покупки онлайн, сразу оценивает плюсы этого сервиса:
1. На сайте можно рассмотреть все представленные товары, внимательно изучить состав и цены, сравнить с другими товарами.
2. Покупка совершается без очередей, сидя дома на диване. Не нужно тратить весь день на поход по магазинам. Можно, наоборот, целый день с удовольствием заниматься шоппингом и при этом совсем не устать.
3. Вопросы по характеристикам и другим особенностям товаров можно обсудить с онлайн-консультантами. При необходимости специалисты помогут оформить заказ.
4. Доставку заказа можно назначить на удобное время. По прибытию курьеры терпеливо подождут, пока ваша бабушка или дедушка подойдут и откроют дверь.
Как оплачивать покупки в интернете?
Если ваш близкий хочет самостоятельно делать заказы, то ему потребуется карта для покупок в интернете. Для этих целей подходят любые банковские карты. Чтобы обезопасить пожилого человека можно оформить отдельную карту специально для онлайн-шопинга с определенным лимитом денежных средств. Вам необходимо научить пожилого родственника работе с гаджетами, а также помочь установить необходимые приложения для покупок.
Если пожилому человеку уже сложно разобраться с работой в приложении, покупка продуктов через интернет осуществляется вами самостоятельно. Заказ при этом оформляется с доставкой по нужному адресу.
Особенности онлайн-покупок
Кроме продуктов, через интернет можно заказать домой необходимые медицинские препараты и вещи, сделать подарки любимым внукам и приобрести бытовую технику.
Заказанные через интернет обувь и одежда спокойно примеряются в домашней обстановке. Если что-то не подошло, осуществляется возврат дистанционной покупки.
Покупка лекарств через интернет с доставкой особенно актуальна для людей в возрасте. Как известно, среди посетителей аптек не так много здоровых людей. А в условиях пандемии только дистанционные заказы будут безопасны. Они смогут оградить родных и близких от возможного заражения.
Готовка – это еще один важный момент, который иногда упускают родственники. Престарелым людям трудно самостоятельно готовить себе разнообразные блюда, поэтому они начинают питаться очень скудно и однообразно.
Как сдать в интернет-магазин невозвратный товар?
Законодательством Российской Федерации предусмотрен Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичные товары других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 (далее – «Перечень непродовольственных товаров»).
Так, обратно в обычный магазин, например, не примут нижнее белье, часы, ювелирные украшения, даже если упаковка не повреждена и товары находятся в идеальном состоянии…
Одно «но». Данный Перечень непродовольственных товаров применим только к оффлайн-торговле. В отношении дистанционной торговли ни в статье 26.1 ФЗ «О защите прав потребителей», ни в «Правилах продажи товаров дистанционным способом» о Перечне непродовольственных товаров нет ни слова.
Онлайн-магазины манипулируют нами, уверены психологи!
Когда вы приобретаете товар дистанционным способом, у вас отсутствует возможность полного, всестороннего и объективного представления о данном товаре, хоть онлайн продавцом и предоставляется описание выбранного потребителем товара. Поэтому отсутствие возможности вернуть данный товар, входящий в перечень невозвратных товаров, будет ущемлять законные права потребителя.
Таким образом, если вы в интернет-магазине купили косметику, купальник, фотоаппарат (и другие товары из Перечня), а потом решили, что эти вещи вам не нужны, их можно будет вернуть.
Интернет-продавец не имеет права отказывать вам в принятии, например, косметики или технически сложного товара надлежащего качества.
Важно! Согласно абзацу 3 п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей», возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
Нет чека или квитанции, подтверждающих факт покупки? Покупатель может ссылаться и на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Доказательствами могут служить любые обстоятельства, которые могут подтвердить приобретение товара у конкретного продавца в конкретную дату и время, а именно:
- сам товар будет подтверждением продажи продавцом товара;
- видеозапись из магазина продавца, в случае наличия видеокамеры в магазине;
- свидетели, которые могут подтвердить приобретение товара у конкретного продавца;
- смс-уведомление/электронная квитанция о списании денежных средств (в случае оплаты товара у продавца с помощью банковской карты).
А должны ли следовать букве российского закона и принимать обратно невозвратный товар иностранные продавцы? Да, поскольку сделки между зарубежными интернет-продавцами и российскими потребителями совершаются на территории Российской Федерации, а именно — в момент получения товара потребителем. Соответственно, зарубежные интернет-магазины должны руководствоваться законодательством Российской Федерации.
Когда можно вернуть товар?
Согласно пункту 4 ст. 26.1. Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей», вы вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней.
Кстати, в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Когда вернуть товар нельзя?
- Многие онлайн-магазины доставляют товары клиентам с помощью курьеров. Так вот. Если вы при курьере достали из упаковки товар, который относится к категории невозвратных, осмотрели и сразу не вернули, то потом уже вернуть этот товар вы не имеете права.
- Нельзя вернуть товар, который изготовлен специально для вас. Даже если заказ был сделан онлайн. В законе такой товар именуется товаром с индивидуально-определенными свойствами.
Согласно положениям абзаца 4 части 4 ст. 26.1. Закона «О защите прав потребителей», если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем, то потребитель не вправе выразить отказ от данного товара, имеющего индивидуально-определенные свойства.
Что происходит в реальности?
Исходя из смысла п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» законодатель не предусматривает ограничения по видам товаров надлежащего качества, которые возможно возвратить.
Но законы законами, а последнее слово в спорной ситуации остается за судьей.
В судебной практике порой фигурируют дела, где суды встают на сторону интернет-продавцов и трактуют законодательство следующим образом: вопрос о возможности или невозможности возврата (или обмена) не бывшего в употреблении непродовольственного товара надлежащего качества зависит исключительно от вида товара, а не от способа его приобретения (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.05.2015 по делу № 33-17875).
Если товар, купленный в интернет-магазине, оказался ненадлежащего качества, потребитель имеет право:
Что изменилось в онлайн-торговле: новые требования и возможности для бизнеса
С 1 января 2021 года действуют правила продажи товаров в розницу. Теперь они учитывают особенности интернет-торговли.
Павел Мищенко
Ближайшие шесть лет — до 1 января 2027 года — регулировать продажи через интернет будут новые правила. Юрист Павел Мищенко рассказывает о некоторых из них. А еще мы к каждому разделу дали старые и новые формулировки из закона.
Что случилось
С 1 января 2021 года действуют обновленные правила продажи товаров в розницу.
Предыдущие правила устарели, они не очень хорошо учитывали особенности дистанционной торговли. Когда составляли старый документ, больше ориентировались на покупки через каталог. Помните: каталог, который приходит по обычной почте, вы выбираете в нем свитер и оплачиваете через наложенный платеж.
Новое постановление фиксирует устоявшуюся деловую практику, помогает бизнесу и клиентам договориться об общих правилах. Есть изменения, которые скорее в пользу компаний, а есть — в пользу покупателей. В общем, боевая ничья. Изменений очень много, я расскажу об основных.
Расчетный счет в Тинькофф
Обслуживание — от 0 ₽. До 500 000 ₽ на сервисы партнеров. Бесплатная онлайн-бухгалтерия
На сайте должна быть оферта
Раньше. Об оферте в правилах ничего не было. Хочешь публикуй, хочешь — нет.
Что изменилось. Теперь бизнес обязан публиковать оферту, причем неважно, где именно он продает: на сайте, в приложении, соцсетях. Что продает — тоже неважно. Теперь на сайте магазина бытовой техники и в Инстаграме продавца марафона желаний должна быть оферта. Одного описания недостаточно.
Есть нюанс: оферта — это не всегда отдельный документ, который так и называется. Условия можно разместить на странице сайта, и это тоже будет считаться офертой. В любом случае советую проконсультироваться с юристом.
Оферта магазина спортивного питания: документ опубликован на странице сайта, можно перейти с главной страницы. Иногда такой документ называют «договор-оферта», но юридически это некорректно
На что повлияли изменения. Бизнес и покупатели больше защищены. Если раньше можно было трактовать условия покупки, то теперь они четко прописаны.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
«Продажа товаров дистанционным способом» — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора | 12 пункт. При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты. |
Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил
Раньше. В законе было жесткое требование: если покупатель «выразил намерение купить», бизнес обязан продать.
Бизнес обходил эту проблему, например использовал вариант с предзаказом: вы пока закажите, а мы потом посмотрим — можем или нет. Но такой вариант подходил не каждому бизнесу и был на грани с законом.
Что изменилось. Новое постановление разрешает бизнесу самому определять, когда у него возникает обязанность передать товар покупателю. Обычно это тот же предзаказ, только теперь полностью легальный. Все условия должны быть в оферте.
Давайте на том же примере.
Здесь работает здравый смысл: если на сайте холодильники стоят тысячу рублей, а после оформления заказа магазин меняет стоимость на сто тысяч, тут явно не так. Покупатель может обратиться в госорганы и потребовать разобраться в ситуации. Для бизнеса это рискованно.
На что повлияли изменения. Для бизнеса это большой плюс, потому что теперь есть страховка от ошибок, изменения курса рубля и чего угодно еще. Пока компания не подтвердила, что готова продать товар или услугу на условиях с сайта — у покупателя нет права это требовать.
Для обычных покупателей изменение ничего не меняет все остается . А вот у недобросовестных меньше шансов обхитрить бизнес и нажиться на ошибке.
Клиенты добавляют товары в корзину, но не оплачивают
Контактная информация должна быть подробной
Раньше. Закон всегда требовал делиться контактами с покупателями. Это важно на случай разбирательств: вдруг товар не довезли и непонятно, с кем и как связываться.
Что изменилось. Теперь обязательных данных стало больше: ОГРН, электронный адрес и телефон. Если у ИП нет стационарного телефона, подходит сотовый.
В законе есть оговорка: можно или адрес, или телефон, но пока непонятно, как будет работать норма. Возможно, лучше перестраховаться и добавить телефон.
Обязательные контакты бизнеса | Пример |
---|---|
Название компании или полное ФИО индивидуального предпринимателя | ООО «Сухарики» |
Пример с сайта доставки «Общества чистых тарелок»: есть юридическая информация, адрес и способы связи. Правда, не хватает ОГРН, но, скорее всего, он указан в пользовательском соглашении
На что повлияли изменения. Для компании разницы никакой — только добавить лишнюю строчку в контакты. А вот для ИП все сложнее: формально он обязан указать свой электронный адрес и телефон, даже если работает без офиса. Возможно, не всем захочется давать реальные контакты и придется завести второй номер. Вдруг наплыва покупателей не сможет дозвониться мама.
Деталей к этому правилу нет. Но взываю к здравому смыслу: если у вас магазин «Волшебница», пусть электронный адрес так и называется, а не 777kit@yandex.ru.
Покупатели скорее в плюсе, потому что у них больше контактов для связи с продавцом.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
8. Продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи (далее — договор) предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора | 19. Юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать полное фирменное наименование (наименование), основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона. |
Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Если не прописать процесс для обращений, покупатель может жаловаться как угодно
Раньше. В законе не было четких условий, может ли бизнес требовать определенного порядка при разбирательствах или нет. Поэтому возникали споры. Допустим, покупатель отправляет претензию по электронной почте, а магазин ее не читает. И непонятно, кто прав.
Что изменилось. У бизнеса появилась возможность самому решать, как он готов принимать заявления, если покупателю не понравилось, есть брак, хочется отказаться от покупки и так далее.
Конечно, тут тоже нельзя прописать абсурдные условия. Допустим, магазин работает в Москве, покупатель тоже из Москвы. Магазин не вправе требовать, чтобы покупатель отвез заявления на возврате в бумажной форме в Магадан только потому, что оттуда работает бухгалтер. В юридической сфере есть такое понятие, как злоупотребление правом. Приведенный пример как раз об этом.
Если бизнес сам не пропишет порядок для обращений, у покупателя появляется право обращаться как угодно. Может смс написать: мол, хочу вернуть утюг. Если магазин пропустит срок возврата, потому что не увидел смс, — это проблема магазина.
На что повлияли изменения. Бизнес и покупатели получили больше возможностей для защиты своих интересов. Условный магазин может выбрать удобный для себя способ, а если он этого не сделал — покупатель вправе поступать так, как ему удобно.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
Не было требований и условий | 21. Продавец доводит до потребителя в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 19 настоящих Правил, информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом |
Технику и ювелирные украшения можно возвращать
Раньше. По умолчанию, покупатель вправе отказаться от покупки в любой момент и по любой причине. Это гарантирует закон «О защите прав потребителей». Но есть нюансы.
Правила для возврата товаров очень сильно отличаются от правил для услуг, то же самое с покупками в офлайн- и онлайн-бизнесе. Различий много, но вот самое важное в рамках этой статьи.
Для покупок товаров в офлайн-магазинах есть «невозвратный список» — то, что нельзя возвращать, если нет брака. Например:
- ювелирные украшения;
- технически сложные товары;
- медицинские товары;
- мебельные гарнитуры;
- коты, собаки и кактусы.
Для онлайн-покупок такого списка нет. Формально, можно вернуть и кольцо, и айфон, и кота. Магазины не всегда принимали возврат, и дело доходило до суда. А в судах единого мнения не было: вставал на сторону покупателя, нет.
Что изменилось. Теперь онлайн-бизнес обязан принимать некоторые товары, даже если нет брака или, как говорится в законе, они надлежащего качества.
Теперь точно обязан принять:
- ювелирные украшения, например кольца, серьги;
- технически сложные товары, например бытовую технику, электронику, часы с двумя и более функциями, некоторый транспорт.
К возврату есть требования, и они такие же, как для покупок в офлайн-бизнесе. Покупатель должен:
- сохранить потребительские свойства и товарный вид. Это значит, что на товаре не должно быть никаких сколов, царапин, пятен и так далее;
- показать документ, который подтверждает факт покупки. Точного списка нет, но обычно подходит чек, выписка из банка и даже свидетельские показания.
На что повлияли изменения. Скорее выиграли покупатели: если раньше магазин мог попробовать отказать, то теперь все предельно четко. Купил кольцо, не понравилось — можно вернуть. Это не значит, что у бизнеса нет права оспорить возврат, но сделать это будет сложнее.
Магазин ювелирных изделий еще не знает, что теперь кольца можно возвращать, или делает вид, что не знает
В ст. 26 закона «О защите прав потребителей» есть общее правило:
4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
45. При дистанционном способе продажи товара возврат транспортного средства надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки транспортного средства, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения транспортного средства у этого продавца.
Бизнес должен подтвердить заказ и условия покупки
Как было. В законе ничего не было о том, что происходит после оформления заказа. Оплачиваешь курс, а в ответ тишина: то ли купил, то ли нет.
Что изменилось. Теперь после заказа бизнес обязан подтвердить, что именно оформил клиент и на каких условиях. Как подтверждать — решает компания: может по смс, может по почте. Главное — зафиксировать условия в оферте.
Что должно быть в подтверждении:
- сам факт — да, мы видим, что вы у нас заказали такое;
- для идентификации заказа, например номер.
О других условиях можно рассказать в оферте, например:
- что именно клиент заказал, например название, количество;
- условия доставки, если есть, например адрес и телефон клиента, дата доставки, кто доставляет;
- условия самовывоза, если есть, например адрес точки, график работы и так далее.
На что повлияли изменения. В целом — ни на что. Бизнес и так присылал письма или смс в ответ на оформление заказа. Это способ убедиться, что с покупкой все в порядке, да и просто проявить внимание и заботу. Поэтому, по сути, закон закрепил устоявшуюся практику.
В большинстве случаев магазины и так подтверждают заказы и присылают подробное описание: когда и куда привезут, что в заказе, сколько стоит и так далее
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
В законе не было такого требования | 14. При дистанционном способе продажи товара с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») и (или) программы для электронных вычислительных машин продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора розничной купли-продажи на условиях оферты, которая содержит существенные условия этого договора, после получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи. |
На покупателя можно переложить оплату за повторную доставку
Как было. Допустим, курьер приехал в согласованное время, а покупатель не открыл дверь. Может, он спит, а может — уехал по срочным делам. Если клиент все еще хочет получить заказ, он сам оплачивает повторную доставку.
Что изменилось. По умолчанию, если покупатель сам виноват в том, что не получил заказ, он ничего не платит. Курьер не смог передать заказ — приезжает еще раз и за счет бизнеса.
При этом у бизнеса появилось право включить в оферту пункт об оплате повторной доставки. Но если дополнительное условие не прописано, требовать от покупателя денег нельзя.
На что повлияли изменения. Насколько я знаю, компании редко просили повторно оплатить доставку, потому что это риск потерять клиента. Поэтому на деле новое правило просто фиксирует устоявшуюся практику. Так что для бизнеса и покупателей мало что изменилось.
Старая версия — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 | Новая версия — Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 |
---|---|
24. В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара | 20. В случае если доставка товара произведена в установленные договором розничной купли-продажи сроки, но товар не был передан потребителю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, на условиях, предусмотренных договором розничной купли-продажи |
Можно продавать БАДы
Как было. Санитарные правила и нормы запрещали продавать биологически активные добавки через интернет.
Что изменилось. Постановление главного санитарного врача утратило силу, и теперь можно торговать БАДами хоть через «Озон».
На что повлияли изменения. У бизнеса больше шансов заработать — все-таки еще одна ниша для онлайн-торговли.
В интернете можно купить БАДы на любой вкус: хочешь — от бессонницы, хочешь — для тонуса
Основные изменения
- С 1 января 2021 года действуют обновленные правила продажи через интернет. Действующее постановление о розничной торговле
- Оферта должна быть на сайте.
- Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил.
- Контактная информация должна быть подробной.
- Если не прописать процесс для обращений, покупатель может жаловаться как угодно.
- Технику и ювелирные украшения можно возвращать.
- Бизнес должен подтвердить заказ и условия покупки.
- На покупателя можно переложить оплату за повторную доставку.
- Можно продавать БАДы.
Предложение Тинькофф