Кто имеет право работать в аптеке
Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности
С 01.01.2023 ч. 1 ст. 69 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 275-ФЗ). См. будущую редакцию.
До 01.01.2026 установлен особый порядок получения права на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности (ст. 100 данного закона).
1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют:
С 01.01.2023 п. 1 ч. 2 ст. 69 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 275-ФЗ). См. будущую редакцию.
1) лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации и прошедшие аккредитацию специалиста;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
2.1. Педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо прошедшие аккредитацию специалиста, осуществляющие практическую подготовку обучающихся в соответствии со статьей 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также научные работники, имеющие сертификат специалиста либо прошедшие аккредитацию специалиста, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья, вправе осуществлять медицинскую деятельность. На педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 389-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно по 31.12.2025 года включительно в соответствии со ст. 100 данного документа.
3. Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе, форма свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе и технические требования к нему, порядок выдачи выписки о наличии в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения данных, подтверждающих факт прохождения указанным лицом аккредитации специалиста (далее — выписка о прохождении аккредитации), утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В целях обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну, Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности проведения аккредитации специалиста и признания его прошедшим аккредитацию в отношении отдельных категорий лиц.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 389-ФЗ, от 02.07.2021 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Лицо считается прошедшим аккредитацию специалиста с момента внесения данных о прохождении лицом аккредитации специалиста в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, за исключением отдельных категорий лиц, в отношении которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности проведения аккредитации специалиста и признания его прошедшим аккредитацию, в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Данные о прохождении лицом аккредитации специалиста вносятся в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в рамках ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, в соответствии со статьями 92 и 93 настоящего Федерального закона.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 312-ФЗ)
3.2. По заявлению лица, прошедшего аккредитацию специалиста, ему выдается свидетельство об аккредитации специалиста на бумажном носителе и (или) выписка о прохождении аккредитации. Свидетельство об аккредитации специалиста и выписка о прохождении аккредитации имеют одинаковую юридическую силу при подтверждении факта прохождения лицом аккредитации специалиста.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 312-ФЗ)
4. Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации специалиста.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 29.12.2015 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2023 ч. 5 ст. 69 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 275-ФЗ). См. будущую редакцию.
5. Лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2023 ч. 6 ст. 69 излагается в новой редакции (ФЗ от 14.07.2022 N 275-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, и прохождения аккредитации специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 29.12.2015 N 389-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2023 ст. 69 дополняется ч. 6.1 (ФЗ от 14.07.2022 N 275-ФЗ). См. будущую редакцию.
7. Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фармацевт или провизор. В чем разница?
Какое лекарство поможет, чем заменить препарат, которого нет в наличии, а нет ли чего-нибудь подешевле… Заходя в аптеку, мы часто задаем эти вопросы, а провизоры и фармацевты дают нам ценные советы. Кто же эти люди, которым мы доверяем свое здоровье? Действительно ли они обладают достаточной компетентностью, чтобы рекомендовать лечение без обращения к врачу?
Кто работает в аптеке?
За прилавком в аптеке стоят сотрудники, имеющие специальное фармацевтическое образование. Важно понимать: это не врачи, права проводить диагностику, назначать лечение или выписывать рецепты они не имеют, – но дать грамотный, квалифицированный совет вполне способны. В экстренных случаях сотрудники аптеки могут оказать первую помощь и вызвать врача.
Главная обязанность аптекаря – дать разъяснения по поводу препаратов:
дозировка и нормы приема (если этого нет в рецепте);
информация о безрецептурных препаратах и их цене.
Почему их называют по-разному?
Многие посетители аптек считают, что провизор и фармацевт – это разные названия одной и той же профессии. Однако это не так. Действительно, и провизор, и фармацевт работают в аптеке, носят белые халаты и разбираются в бесконечном многообразии лекарств.
Различие между этими специальностями – в уровне образовании. Провизор (код ОКПДТР – 25850) – это специалист с высшим фармацевтическим образованием. Фармацевт (код ОКПДТР: 27309) – со средним специальным образованием.
Интересно, что в Европе все наоборот: провизор является помощником фармацевта или лаборанта фармацевтического производства, а фармацевт — это специалист, имеющий высшее образование, а также магистерскую степень.
Чем занимается провизор?
Источник фото senivpetro/freepik
Высшее профильное образование и квалификация приравнивает провизора к врачебным должностям.
При этом принято считать, что провизоры – в большей степени теоретики, чем практики. Их объем знаний широк и многообразен, и область применения этих знаний аптекой не ограничивается. Провизоры работают:
- в больницах, научно-исследовательских институтах, где занимаются разработкой новых препаратов;
на фармацевтических фабриках;
в заготовительных подразделениях фабрик (занимаются сбором и обработкой лекарственных растений), на аптечных складах и в аналитических лабораториях контролирующих органов.
в организациях, занимающихся оптовой продажей медицинских препаратов.
Как специалисты с высшим образованием, провизоры могут заниматься и преподавательской деятельностью.
Провизор может иметь две специальности:
Провизор-технолог (код ОКПДТР: 25856) специализируется на изготовлении и производстве лекарственных препаратов.
Провизор-аналитик (код ОКПДТР: 25854) контролирует их качество.
В аптеке провизор-технолог принимает рецепты и требования лечебных учреждений, проверяет правильность оформления рецептов, доз, совместимость входящих компонентов, готовит сложные лекарства, отпускает лекарства, осуществляет контроль за качеством лекарств, следит за сроками их хранения.
На провизора- аналитика в аптеке возложена функция химического и физико-химического контроля качества лекарств, изготовляемых здесь, и медикаментов, используемых для приготовления лекарств, а также методическое руководство по всем видам внутриаптечного контроля.
Что делает фармацевт?
Фармацевты (код ОКПДТР: 27309) могут продавать лекарственные средства и готовить самые простые из них по разработанной рецептуре.
Должность «младший фармацевт» (код ОКПДТР: 24237) не подразумевает работы с препаратами. В его сферу деятельности входят предметы санитарии и гигиены, ухода за больными, лекарственные травы и т. д.
В аптеках есть также должность «помощник фармацевта» – по сути, это фасовщик, в обязанности которого входит участие в приемке товара, его маркировка и раскладка по местам хранения. На эту должность обычно принимают студентов, обучающихся на профильных специальностях.
Как получить фармацевтическое образование?
Получить образование, дающее право на работу в аптеках и других фармацевтических организациях, можно как в высшем, так и в среднем учебном заведении.
В институте, академии или университете можно получить высшее образование по специальности «Фармация». Форма обучения – только очная (заочное обучение по специальности «Фармация» отменили с 2014 года). Время обучения – 5 лет.
Выпускник вуза получает возможность работать провизором (он же фармацевт высшей квалификационной категории), тогда как после среднего специального учебного заведения можно трудиться исключительно помощником провизора или фармацевтом.
Зато в колледж можно поступать как после 9-го, так и после 11 класса. Если школьник приходит после девятого класса, то обучение составляет четыре года, а если после одиннадцатого класса – три.
Существуют квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам (приказы Минздрава России от 08.10.2015 N 707н и от 10 февраля 2016 г. N 83н). Они предполагают дополнительное обучение специальности – специальные сертификационные курсы по программе послевузовского профессионального образования или обучение в интернатуре.
Где и как получить сертификат фармацевта?
Это можно сделать в том же учебном заведении, где проходило обучение – медицинском колледже или фармацевтическом факультете при медицинском университете или академии. Также можно получить сертификат и при научно-методических центрах, ведущих образовательную деятельность в дистанционном формате. Срок действия сертификата составляет 5 лет. Он действует до следующей аттестации.
Курсы повышения квалификации обязательны для каждого фармацевта не реже одного раза в 5 лет. По окончании курса сдается экзамен, результаты которого станут основанием для выдачи или продления сертификата.
Дополнительное профобразование провизора
Для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование по специальности «Фармация», курсы последипломного повышения квалификации организуются по трем направлениям, определенным в приказе Минздрава России №707н от 8.10.2015 г.:
- «Управление и экономика фармации» – для руководителей аптечных организаций и их структурных подразделений;
«Фармацевтическая технология» – для «провизоров» и «провизоров-технологов», а также руководителей структурных подразделений аптечных организаций;
«Фармацевтическая химия и фармакогнозия» – для «провизоров-аналитиков», а также руководителей структурных подразделений аптечных организаций.
Курсы можно пройти в различных медицинских учебных заведениях, имеющих соответствующий сертификат.
Вариантов прохождения учебных программ достаточно много: вузы предлагают, как очную, с отрывом от производства, так и очно-заочную и заочную форму обучения. Время обучения также варьируется от 1 месяца до трех.
По результатам обучения выдаются документы установленного образца: сертификат специалиста (сертификат провизора) и удостоверение о повышении квалификации, действующие на территории России в течение 5 лет.
Важно знать, что курсы профпереподготовки обязательно должны пройти все специалисты (провизоры и фармацевты), которые по той или иной причине допустили перерыв в работе по специальности на 5 и более лет и хотят вернуться к прежней деятельности. Итоговые документы, которые получают слушатели курсов, дают возможность сразу же приступить к работе по только что освоенной специальности.
Разница в должностях и карьерных перспективах
Источник фото senivpetro/freepik
На первый взгляд, должности фармацевта и провизора не слишком отличаются. В аптеках и других организациях можно встретить провизоров и фармацевтов, выполняющих одну и ту же работу, с одинаковыми зарплатами и перспективами карьерного роста. К примеру, по закону возглавить аптеку может и провизор, и фармацевт: только провизору необходим профессиональный стаж не менее трех лет, а для фармацевтов этот срок увеличен до пяти лет. В то же время не секрет, что случаи, когда фармацевта ставят руководить государственной аптекой, довольно редки.
Многие специалисты отмечают, что фармацевты – особенно в первые годы после получения специальности – могут показаться более подготовленными, эффективными и полезными для реальной работы, чем их коллеги с высшим образованием. Однако для многих видов фармацевтической деятельности их знаний и навыков не будет хватать.
Нужно понимать, что при отсутствии необходимой вакансии специалист с дипломом провизора имеет право (по своему образованию) работать фармацевтом, а фармацевт провизором – нет. И, кроме того, наличие диплома о высшем образовании все чаще указывается как обязательное требование в большинстве вакансий.
Как фармацевту стать провизором?
Высшее образование – единственная возможность получить специальность провизора.
Фармацевт, какой бы высокой квалификацией он не обладал; сколько бы курсов повышения квалификации ни окончил и сколько бы сертификатов о переподготовке ни принес, не сможет работать провизором без соответствующего диплома. Здесь дорога одна – в вуз!
Лицензионные требования к аптечным организациям
Лицензионные требования к аптечным организациям — это обязательные нормы, которым должно соответствовать фармацевтическое предприятие, желающее получить разрешение на торговлю лекарственными препаратами и медизделиями.
Основные правила выдачи лицензий
Актуальные лицензионные требования к аптекам предполагают, что осуществляемая фармацевтическая деятельность относится к категории лицензируемых. Действующий утвержденный перечень лицензируемых работ аптеки включает следующие операции:
- хранение лекарственных препаратов;
- перевозка медикаментов;
- отпуск препаратов и розничная торговля лекарствами;
- изготовление лексредств.
Согласно пункту 3 постановления № 1081 выдачу разрешений на розничную продажу лекарств аптечными организациями осуществляют разные органы. Так, если аптека напрямую подведомственна федеральному органу исполнительной власти, то право на торговлю подтвердят в Росздравнадзоре. Остальные категории аптек получают разрешения на свою деятельность в профильных департаментах органов исполнительной власти того региона, где они работают. В соответствии с частью 4 статьи 9 99-ФЗ такой документ в обоих случаях станет бессрочным.
Нормативное регулирование
Основная правовая база лицензирования и создания аптечной организации содержит два нормативных документа:
- , устанавливающий общие правила лицензирования в России; , определяющее порядок выдачи разрешений на розничную продажу лекарств и иные виды фармацевтической деятельности.
Перечисленные правовые акты регулярно пересматриваются и обновляются, чтобы обеспечить наилучшую защиту потребителей лекпрепаратов от приобретения фальсифицированных или низкокачественных товаров. Важные изменения в постановление № 1081 были внесены постановлением Правительства от 21 февраля 2020 года N 192. Также в этой сфере действуют нормативные документы по лицензированию фармацевтической деятельности, изданные Минздравом. Они касаются процедурных вопросов реализации лицензионных норм, включая классификацию аптек.
Виды аптек
С 1 января 2021 года в Российской Федерации вступила в действие новая классификация аптечных организаций. В соответствии с приказом Минздрава от 31 июля 2020 г. N 780н с этой даты все аптеки, работающих в нашей стране, будут делиться на следующие категории:
- розничная аптека, осуществляющая продажу лекарственных средств населению;
- структурное подразделение медицинского учреждения;
- аптечный пункт, работающий самостоятельно или в качестве структурного подразделения медучреждения;
- аптечный киоск.
Требования к соискателю
Чтобы получить требуемое разрешение, соискателю следует подготовить и представить в контролирующий орган пакет документов, подтверждающий, что он выполнил действующие лицензионные требования к аптечным организациям. Они сформулированы в пункте 4 постановления № 1081.
Нормативы для помещений
Одно из важных условий лицензирования — это наличие права пользования помещениями, подходящими для розничной продажи лекарств. Это значит, что в них имеется возможность обеспечить требуемые условия хранения препаратов в соответствии с рекомендациями производителя. Нормативы, которым должно отвечать такое помещение, приведены в приказе Минздрава от 31 августа 2016 года N 647н. Оно может находиться в собственности у соискателя или использоваться им на основании договора аренды.
Нормативы для оборудования
Помимо нормативов для помещения, аптека, подающая заявку на получение разрешительного документа, должна учитывать нормативы по оборудованию. Сейчас основные требования к аптекам для соблюдения лицензионных требований в этом вопросе регулируются приказом N 647н. Они включают следующие условия:
- соответствие оборудования требованиям пожарной безопасности;
- установка объектов на расстоянии не менее 50 см от стен или другой техники для обеспечения свободного прохода и доступа, поступления солнечного света в помещение;
- наличие техпаспорта, а в случае принадлежности к средствам измерения – документации, подтверждающей регулярное прохождение калибровки или поверки;
- обеспечение удобного обзора товара за счет использования стеклянных витрин;
- другие нормативы.
Нормативы для персонала
Действующие требования к лицензированию аптеки содержат следующие условия в отношении персонала организации.
Как открыть аптеку с нуля и сделать её успешной: пошаговая инструкция и действенные рекомендации
В период нарастающей эпидемии в аптеках резко увеличились очереди за масками, противовирусными лекарствами. Видя их, предприимчивые люди начинают задумываться о том, как открыть аптеку и начать зарабатывать много денег. Однако этот путь довольно тернист и вложенные инвестиции могут возвратиться не так быстро. Поэтому необходимо изначально ознакомиться со всеми нюансами этого процесса.
Какие существуют виды аптек?
При открытии точки продаж фармацевтической продукции, необходимо выбрать её формат.
Приказ Минздравсоцразвития России от 27 июля 2010 года № 553н четко определяет возможные варианты:
- Аптека готовых лекарственных форм. В ней нельзя изготавливать лекарства.
- Аптечный киоск.
- Производственная аптека, предполагающая возможность изготовления лекарств, кроме асептических.
- Аптечный пункт.
- Производственная аптека с правом изготовления асептических лекарств.
Аптечный пункт располагается в лечебных или профилактических заведениях и не может реализовывать реабилитационное оборудование, психотропные, наркотические, сильнодействующие, ядовитые препараты. Киоск имеет те же ограничения, но отличается от пункта только лишь конструктивными требованиями к самому помещению.
Выбор системы налогообложения
Открыть аптеку может индивидуальный предприниматель или юрлицо. Выбор системы налогообложения также широкий – от патента до ОСНО.
На патентной системе имеют право торговать только индивидуальные предприниматели, а на ЕНВД ещё и юридические лица. Однако аптечный бизнес в обоих случаях будет ограничен особенностями розничной торговли, размером магазина и другими факторами, указанными в налоговом кодексе. Чтобы иметь возможность реализовывать товар по безналу предприятиям и организациям нужно выбрать «упрощенку» или ОСНО.
Организационно-правовая форма практически не влияет на возможный ассортимент лекарств и выбор вида аптеки при её открытии.
Какие согласования требуются для открытия аптеки?
Для открытия аптеки требуется найти помещение, подобрать персонал и оборудование и только потом начинать согласования в госорганах. В этом заключается основной риск бизнеса.
Лицензия на осуществление фармакологической деятельности
Предпринимателю придется получить разрешение от следующих структур:
- МЧС выдает заключение о соответствии аптеки требованиям противопожарной безопасности.
- Роспотребнадзор выдает санитарный паспорт на здание.
- Местные органы Росздравнадзора в последнюю очередь выдают лицензию на открытие аптеки.
Перечень документов при открытии аптеки, которые нужно подать в местные органы Росздравнадзора для получения лицензии такой:
- Нотариально заверенные учредительные документы юрлица или ИП.
- Документы, подтверждающие право пользования помещением под аптеку на праве собственности или аренды.
- Документы о фармакологическом образовании директора и сотрудников. При открытии аптеки на ИП сам предприниматель обязан быть фармацевтом или провизором.
- Заключения МЧС и Роспотребнадзора.
- Подробное описание схемы помещения, расположения комнат, особенностей получения коммунальных услуг.
- Список используемого оборудования,
Конкретный список документов указать трудно, потому что он будет сильно отличаться, в зависимости от вида аптеки, её организационно-правовой формы и особенностей помещения.
Выбор помещения под открытие аптеки
Менее всего рисков при открытии аптеки в виде пункта в лечебном учреждении. В таком случае минимальная площадь магазина должна составлять 29 квадратных метров. Ожидать от такой торговой точки большой прибыли не стоит, но стабильный доход будет обеспечен.
Возможный план расположения комнат в помещении аптеки
Сложнее придется тем, кто планирует открыть аптеку в спальном или деловом районе города. Минимальный размер аптеки готовых форм в городах составляет от 43 до 75 квадратных метров, в зависимости от количества населения. Подробно требования к площади изложены в приказе Минздрава № 80 от 4 марта 2003 года. Однако региональные власти могут изменять этот параметр по своему усмотрению. Стоимость аренды такого помещения будет немалой.
Ключевым фактором при выборе торговой точки является её проходимость. Просчитать этот параметр заранее сложно, поэтому сразу покупать помещение под бизнес не стоит – лучше взять в аренду. Ассортимент лекарств везде примерно одинаков, поэтому покупатели склонны покупать товар в ближайшей к ним аптеке. Из-за этого аптечный бизнес в помещении, расположенном в малолюдном закоулке или во дворе многоэтажного дома, вряд ли окажется успешным.
Наличие светящейся вывески – важный фактор в привлечении покупателей
При выборе здания под аптеку необходимо сразу проверять его соответствие законодательным нормам:
- Обязательно должно быть минимум два отдельных входа.
- Должен быть оборудован подъезд автотранспорта и автостоянка.
- Окна должны быть с металлическими решетками.
- Не должно быть полых гипсокартонных перегородок, в которых могут обитать грызуны.
- В аптеке должно быть несколько разделенных помещений: торговый зал, комната персонала, помещение для хранения и обработки лекарств, санитарный блок (туалет, душ, умывальник).
Если перечисленные требования не будут учтены предпринимателем, то на них обратят внимание МЧС и Роспотребнадзор при согласовании проекта аптеки и заставят всё исправить. Поэтому лучше проверить соблюдение всех норм заранее.
Требования к оборудованию аптеки
Аптеку посещают множество людей с инфекционными болезнями, поэтому к её оборудованию предъявляются довольно жесткие санитарные требования.
Для аптеки желательно использовать пластиковое и стеклянное оборудование
Основные из них следующие:
- Покрытие стен, пола и потолка должно быть приспособлено для регулярной влажной уборки.
- В помещениях, где изготавливаются лекарства, запрещено размещение цветов, занавесок, ковров, плакатов и подобных им элементов интерьера.
- Конструкция прилавка должна обеспечивать защиту персонала от инфекций, передающихся воздушно-капельным путем.
- Форточки обязательно должны быть оборудованы сетками от насекомых.
- Радиаторы отопления должны быть гладкими, легко моющимися.
- Для хранения наркотических веществ должен быть оборудован сейф.
К оснащению аптеки стеллажами и шкафчиками особых требований нет, предприниматели могут выбирать их дизайн на своё усмотрение. Главное, чтобы торговое оборудование было приспособлено для влажной уборки. Есть много отраслевых требований к размещению стеллажей, частоте влажной уборки и прочим деталям, но их можно будет изучить уже после открытия аптеки.
Также необходимо приобрести онлайн-кассу, эквайринговый терминал и другое кассовое оборудование. Желательно установить программу для учета товаров в рознице, чтобы тщательно контролировать ассортимент и финансовые показатели с первого дня работы. Такое приложение будет в аптеке незаменимым помощником как для персонала, так и для руководителя.
Подбор персонала при открытии аптеки
Работников при открытии аптеки нужно подбирать с особой тщательностью. Если первый раз пообщавшись с продавцом, клиент не получит грамотную консультацию, то велика вероятность, что следующий раз он выберет для покупки торговую точку конкурента.
Заведующим аптекой должен быть человек с фармацевтическим образованием. Им может быть и сам предприниматель. Если нанимается работник со стороны, то согласно закону его стаж работы в аптечном бизнесе должен быть более 3 лет.
Фирменная форма продавца в аптеке должна быть идеально чистой
На должности продавцов можно брать средний медперсонал с соответствующим образованием, в том числе успешных студентов-медиков. Они требуют меньше оплаты и согласны работать в ночную смену.
Если в аптеке имеются наркотические вещества, то о причинах ухода сотрудников с предыдущего места нужно уточнить у бывших работодателей. Возможно, что человек был негласно уволен за воровство.
Все сотрудники аптеки должны иметь санитарную книжку и регулярно проходить профосмотры.
При открытии новой аптеки важно первые месяцы следить за психологической атмосферой в коллективе. Ведь иногда один нерадивый сотрудник может заставить уволиться весь квалифицированный персонал.
Работа аптекаря примерно одинакова в любой торговой точке, поэтому с подбором персонала в большом городе проблем не должно возникнуть. Главное предложить хорошую зарплату.
Закупка лекарств при открытии аптеки
Задумываться об ассортименте при открытии аптеки следует ещё на этапе её регистрации в налоговой, потому что аптечная торговля регулируется разными кодами ОКВЭД.
Обезболивающие препараты лидируют в аптечных продажах
В отдельные разделы классификатора выделены:
- Торговля фармацевтическими товарами.
- Торговля медицинскими и ортопедическими изделиями.
- Торговля косметическими и парфюмерными изделиями.
- Производство медикаментов.
Кроме этого, в аптеках разрешается торговать оптикой, детским питанием, минералкой, средствами личной гигиены и прочими парамедицинскими товарами.
При первых закупках проще всего положиться на опытного провизора. Если же аптека открывается по франшизе, то материнская структура сама предоставит оптимальный список лекарств. Он будет учитывать расположение аптеки, доход горожан и региональные особенности.
Если открыть аптечный киоск рядом с больницей, то необходимо узнать у врачей, какие лекарства они назначают и закупить их. Тогда постоянный поток клиентов из медучреждения будет обеспечен.
При достаточной площади помещения в аптеке, можно выделить специализированный отдел по торговле медицинской электроникой, одеждой или ортопедическими товарами. Обеспечив лучший ассортимент, можно ожидать постоянного наплыва клиентов за этими товарами со всего города. Но специализированному отделу нужна хорошая рекламная компания.
Если набор медикаментов стандартный и поблизости есть конкуренты, то привлечь покупателей можно только ценой и яркой вывеской. Расходы на рекламу в таком случае окупаются очень долго, поэтому вкладывать в неё деньги вряд ли стоит.
Финансовые расходы при открытии аптеки
Стоимость инвестиций в открытие аптеки сильно зависит от её формата и площади.
Расходы на открытие аптеки площадью 100 квадратных метров
Окупаемость стандартного проекта площадью 100 квадратных метров составляет не менее 1,5-2 лет. Такой большой срок обусловлен большими вложениями в торговое оборудование. Хотя при открытии аптечного пункта на базе больницы можно вернуть затраты и в течение полугода.
В любом случае первоначальные инвестиции должны составить минимум 10000 долларов. При нежелании сильно рисковать деньгами, можно воспользоваться франшизой и приобрести готовый бизнес-проект. Однако при этом часть прибыли придется постоянно отдавать материнской компании.
В результате, открытие аптеки оказывается не таким уж простым и прибыльным делом, как кажется на первый взгляд. Однако удачно выбранное место и правильная организация работы могут уже через пару лет окупить все затраты и начать приносить хороший доход.
Читайте также
- Онлайн-касса для интернет-магазинов
- Онлайн-касса для Шоурума и ПВЗ
- Онлайн-касса для курьеров и выездной торговли
- Автоматизация кафе, кофеен и ресторанов быстрого питания
- Онлайн-касса для страховых агентов
- Онлайн-касса для такси и таксопарков
- Контакты
- Доставка и оплата оборудования
- Конфиденциальность данных
- Лицензионный договор
- Условия возврата и приемки оборудования
- Наши партнеры
- Поддержка
- Блог о торговле
Соглашение о конфиденциальности
и обработке персональных данных
1.Общие положения
1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.
1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.
1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:
«Инсейлс» – Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус», ОГРН 1117746506514, ИНН 7714843760, КПП 771401001, зарегистрированное по адресу: 125319, г.Москва, ул.Академика Ильюшина, д.4, корп.1, офис 11 (далее — «Инсейлс»), с одной стороны, и
либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
которое приняло условия настоящего Соглашения.
1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.
1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).
2.Обязанности Сторон
2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.
2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.
2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.
2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:
(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;
(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;
(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;
(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;
(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.
2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.
2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».
2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.
Пользователь имеет право отказаться от получения вышеуказанной информации, сообщив об этом письменно на адрес электронной почты Инсейлс — contact@ekam.ru.
2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.
2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.
Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.
2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.
2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.
3.Ответственность Сторон
3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.
4.Иные положения
4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.
4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).
4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».
Дата публикации: 01.12.2016г.
Полное наименование на русском языке:
Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»
Сокращенное наименование на русском языке:
Наименование на английском языке:
InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)
Юридический адрес:
125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11
Почтовый адрес:
107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»
ИНН: 7714843760 КПП: 771401001
Банковские реквизиты:
В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222