Эволюция научных взглядов на планирование производственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гункин Евгений Михайлович
Рассмотрено зарождение планирования производственной деятельности и эволюции взглядов на него. В первой части освещено появление и ретроспектива развития системы планирования и основные направления развития, а также некоторые аналитические инструменты планирования , характерные для своего времени. Во второй рассмотрена эволюция взглядов на планирование в нашей стране. Освящены основные персоналии учёных, внёсших существенный вклад в развитие планирования как науки.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гункин Евгений Михайлович
EVOLUTION OF SCAINTIFIC WIEWS ON PLANING PRODUCTION ACTIVITI
The article is devoted to the consideration of the origin of production planning and the evolution of views on it. The first part highlights the emergence and retrospective development of the planning system and the main directions of development, as well as some analytical planning tools specific to its time. The second examines the evolution of views on planning in our country. Highlights the main personalities of scientists who have made a significant contribution to the development of planning as a science.
Текст научной работы на тему «Эволюция научных взглядов на планирование производственной деятельности»
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрено зарождение планирования производственной деятельности и эволюции взглядов на него. В первой части освещено появление и ретроспектива развития системы планирования и основные направления развития, а также некоторые аналитические инструменты планирования, характерные для своего времени. Во второй рассмотрена эволюция взглядов на планирование в нашей стране. Освящены основные персоналии учёных, внёсших существенный вклад в развитие планирования как науки.
Ключевые слова: план, планирование, производственная деятельность, система планирования, стратегическое планирование.
«Планы — это ничто иное, как мечты знающих людей», — так в XIX веке говорил австрийский философ и учёный Эрнст Фейхтерслебен.
Сегодня никакое экономически эффективное производство не мыслимо без системы планирования. Оно является фундаментом управления и неотъемлемой частью производственного процесса.
Цель планирования — определение и выполнение задач, поставленных перед предприятием на определённых этапах, посредством разработки и реализации планов. Иными словами это выбор пути движения хозяйствующего субъекта, определённый алгоритм действий. Как правило, это максимизация прибыли, выпуск определённой номенклатуры продукции в заданные сроки, по определённым ценам, расширение номенклатуры и объёмов выпуска, освоение новых видов товаров, сокращение технологического цикла и другие.
Так что же всё-таки мы понимаем под термином «планирование»? Вот какое определение предлагает экономический словарь: «Планирование — составная часть управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, а так же путей, способов и средств его достижения» [1].
Точкой отсчёта развития планирования производственной деятельности принято считать вторую половину XIX века, период первой промышленной революции или как её называют индустриальной. В это время в Великобритании, а в последствии и повсеместно происходит трансформация аграрной экономики в индустриальную, посредством внедрения инноваций, таких как использование парового двигателя, появление ткацкого станка, начало использования кокса в металлургии и других. Этот период ещё связывают с развитием частного предпринимательства. Индустриализация экономики сопровождалась урбанизацией, ростом производительно-
сти труда и уровня жизни на фоне общего экономического роста. В этот период появляются первые промышленные предприятия нового типа -фабрики.
Родоначальником планирования можно считать английского промышленника Р. Аркрайта, который активно внедрял изобретения в производственный процесс и ввёл так называемый «фабричный кодекс» — документ регулирующий фактический процесс производства от планового, посредством системы штрафов [2], за что в последствии подвергался критике, основоположником марксизма — К. Марксом.
Индустриальная революция проходила в различных регионах в разное время и в разные временные промежутки, так во Франции она завершается в 1860-е годы, в скандинавских странах в 1870-е, в 1880-е в Японии и в США в 90-е годы XIX века. Данный факт, собственный накопленный опыт и научные знания и специфика экономики стран, определили взгляды и дальнейшие векторы развития планирования как части управления в разных регионах мира. Далее мы более подробно рассмотрим это.
Следующим этапом в развитии планирования уже как составной части управления можно считать период зарождения научной организации труда (НОТ) в начале XX века. Это время в экономике называют эпохой массового производства, а политике — начало борьбы за мировое господство, сначала между США и Германией, а в последствии Европой и СССР [3]. Развитие планирования в этот период связывают с именами Ф. Тейлора, супруг Гилбертов и конечно же Г. Гантта, именно он, ученик Тейлора, создал систему графиков и диаграмм для управления производственным процессом при строительстве линкоров во время Первой мировой войны. Ленточные графики Гантта или карты схемы производственного планирования оказались мощным аналитическим инструментом, который использовали без изменений практически столетие и только в конце прошлого века претерпел незначительное изменение в целях расширения функциональных возможностей планирования и в настоящее время является де-факто общемировым стандартом планирования. Пример типового технологического процесса изготовления изделия в виде ленточной диаграммы Гантта приведён на рис. 1. На этом рубеже становления в планировании начали выделять прогнозирование, появляются новые методы прогнозирования.
Дальнейшее своё развитие планирование получило при организации поточного производства, 20-е годы XX века. Развитие управления и планирования производства в это время связывают с именем Г. Форда, применившего на практике положения научной организации труда Ф. Тейлора и поставившего технически сложную продукцию — автомобиль на конвейерное производство, за счёт этого существенно снизив издержки и сделав его доступным для населения. Специалисты концерна участвовали
в организации производства автомобилей в СССР на Путиловском, горь-ковском и московском автозаводах.
Еще одним видным теоретиком и практиком, внёсшим существенный вклад в развитие планирования как науки, является А. Файоль, его американцы называют отцом менеджмента и классической школы управления, он и начал выделять планирование как отдельную, самостоятельную составную часть управления.
Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Ь.. 11-41 Г.1|>11 Т-ТЧ' 1|>п|.и выполнения
пвг сен окт ноя дек янв фев мар апр мни
Заключение договоров на поставку ПЕИ и материалов Отдел договоров
Передача документации в производство ОТД ш
Открытие заказа на изготовление ПДО ■
Изготовление блоков, тары и эд Цех ^ш
Настройка и юстировка изделия КТО
Проведение испытаний и приёмка изделия ОТК —
Сдача изделия заказчику КТО ОТК ■
Рис. 1. Типовой технологический процесс изготовления изделия в виде ленточной диаграммы Гантта (пример)
В 30-е годы XX века появляется такой вид планирования как бюджетное, начало составления смет затрат на производство, выделяют уже планирование по периодам: годовое, квартальное, месячное.
40-е годы отмечены выделением в самостоятельную научную мысль стратегического планирования. После окончания Второй мировой войны экономика стран участниц требовала скорейшего восстановления, это достигалось посредством разработки и реализации стратегических планов на государственном уровне. Наибольших успехов добились Япония и Франция, можно так же отметить, что и наша страна благодаря стратегическим планам довольно быстро вернулась к довоенным показателям в экономике. На сегодняшний день выделяют десяток школ и концепций стратегического планирования, это: школа позиционирования, школа дизайна, школа планирования, школа конфигурации, когнитивная школа, школа предпринимательства, школа власти, школа окружающей среды, школа обучения и школа культуры [4].
50-е годы, после восстановления разрушенных хозяйств, мировая экономика начинает своё бурное развитие, этот период характеризуются стабильностью рынков и зарождением долгосрочного планирования, основная идея которого развитие предприятий в долгосрочной перспективе.
В 60-е годы в связи с возросшей конкуренцией на рынке и общемировыми кризисными явлениями зарождается стратегический менеджмент, то есть это стратегическое планирование на микроуровне. Основоположником его считают И. Ансоффа, который разработал аналитический инструмент для определения стратегии поведения фирмы на рынке для продвижения товара, который в последствии назвали «матрицей Ансоффа» (рис. 2). В этот же период зарождается управленческий консалтинг, то есть консультативная деятельность фирм в области управления, направленная на совершенствование ведения бизнеса. Одним из ярких примеров данной деятельности является Бостонская консалтинговая группа (БКГ), созданная в 1963 году, имеющая представительства в 50 странах мира. Компания разработала и успешно применяет на практике такой аналитический инструмент, для стратегического анализа и планирования, как матрица БКГ (рис. 3). В основу его заложены теоретические концепции эффекта масштаба производства и жизненного цикла товара.
Существующий товар Новый товар
Существующий рынок Выход на рынок Развитие товара
Новый рынок Развитие рынка Диверсификация
Рис. 2. Матрица Ансоффа
70-е годы характеризуются зарождением в США глобальной модели международной торговли (модели — ЛИНК), отличительной особенностью которой является глубокое проникновение политических интересов в экономику регионов и влияние на политические процессы экономически-
ми инструментами в основу которой лежит макроэкономическая модель межотраслевого баланса В. Леонтьева.
В 80-е годы экономическое доминирование США на мировом рынке сменяется многополярностью. Как и отмечалось выше, исторически в мире сложились три основные системы планирования, которые совпадают с тремя основными экономическими полюсами: североамериканским, европейским и азиатским.
Темп роста рынка сбыта высокий V Звёзды Проблемные товары Выведение из оборота если доля товара на рынке не повышается
низкий Дойные коровы Собаки Выведение из оборота если товар не приносит прибьии
Относительная доля на рынке
Рис. 3. Матрица БКГ
Североамериканская система (США, Канада) характеризуется повышенным вниманием к вопросам прогнозирования экономических процессов, на основе последних достижений экономики, математики, социологии, широкого применения ЭВМ в системе прогнозов, всесторонним анализом рисков и угроз, стратегические планы предприятий должны быть согласованы с интересами национальной экономики.
В азиатской системе (Япония, Южная Корея, Сингапур) особое внимание уделено государственным инструментам развития экономической активности: льготное кредитование, ипотека, субсидирование и другим в фарватере государственных интересов, прежде всего в развитии определённых приоритетных отраслей и направлений.
Европейскую систему (Германия, Франция, Швеция) характеризует достижение устойчивого экономического развития через разработку и реализацию государственных программ, их прозрачностью перед населением, социальной ответственностью бизнеса.
Современный уровень развития планирования отмечается симбиозом знаний, школ и наработок в этой области, развитием и широким при-
менением прикладного специального программного обеспечения и телекоммуникационной сети Интернет.
Отечественные учёные экономисты и математики так же внесли существенный вклад в развитие производственного планирования. Существенным отличием от общемировых трендов, является то, что отечественное планирование развивалось в условиях плановой или директивной экономики.
Зарождением планирования в нашей стране можно считать начало 20-х годов прошлого века с разработкой государственного плана электрификации страны (ГОЭЛРО). Этот план как иногда ошибочно считают, был не только планом развития электрификации, но и всей экономики страны в целом, так как предусматривал комплексное развитие территорий отраслей и предприятий. Выполнение плана позволило увеличить выработку электроэнергии в 7 раз, вместо планируемых 4,5, это и послужило основой для индустриализации страны.
Дальнейшее развитие планирование в 1927 году получило в виде перехода к разработке стратегических планов развития программно-целевым методом на 5 лет (пятилетку), первая 1928-1933 был выполнен досрочно за четыре года. В последующем пятилетки имели различные итоги от провала до перевыполнения. В целом, несмотря на явные перекосы и перегибы пятилетнее стратегическое планирование к середине XX века доказало свою эффективность, подтверждением этому является победа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов, огромный вклад в которую внёс военно-промышленный комплекс.
В послевоенные годы, несмотря на достижения науки и техники (создание ядерного оружия, первая АЭС, полёт человека в космос) в экономике между отраслями развивались диспропорции, потребовалось оптимизация системы планирования, но руководство страны с этим не справилось, впоследствии это было одной из причин распада СССР [5].
Производственное планирование в нашей стране связывают с именами выдающихся учёных и организаторов производства: С. Струмилина, Н. Вознесенского, А. Косыгина. Академики Л. Канторович (лауреат Нобелевской премии по экономике 1975 года), Л. Понтрягин, В. Немчинов -отечественные теоретики планирования, стояли у истоков создания новой науки — экономической кибернетики.
В начале 90-х в связи с крахом СССР система государственного экономического планирования была разрушена и в последствии практически полностью утрачена.
Как не парадоксально, но мировой опыт доказывает, что существенными толчками к развитию и управления как науки и планирования как её составной части явились вооружённые конфликты и мировые войны, так как в эти периоды резко возрастала потребность в боеприпасах, вооружении, военной технике, разработке новых средств противоборства и
средств доставки, естественно эти задачи успешнее решал тот, кто внедрял новые принципы управления и планирования производства.
Слова известного древнекитайского трактата о военном искусстве и политике «Искусство войны»: «. кто тщательно ведёт расчёт, тот может победить, а кто рассчитывает мало — проиграет; так что ж о шансах на победу говорить того, кто вовсе не считает!» по прошествии почти 25 веков так и не потеряли свою актуальность.
1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
2. Захарченко В.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие. Одесса: ИРЭНТиТ. 1999. 287 с.
3. Муравьев И.В. Генерация новой технологической волны в системе рентных отношений // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. №4 (20).
4. Ушакова О.А. Развитие стратегического планирования в мировой и российской практике // Вестник ОГУ. 2014. №6 (167). [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-strategicheskogo-planirov aniya-v-mirovoy-i-rossiyskoy-praktike (дата обращения: 09.10.2018).
5. Гретченко А.И., Горохова И.В. Плановый опыт СССР и проблемы стратегического планирования в современной России // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2014. №11 (77).
Гункин Евгений Михайлович, аспирант, 9202748610@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
EVOLUTION OF SCAINTIFIC WIEWS ON PLANING PRODUCTION ACTIVITI
The article is devoted to the consideration of the origin of production planning and the evolution of views on it. The first part highlights the emergence and retrospective development of the planning system and the main directions of development, as well as some analytical planning tools specific to its time. The second examines the evolution of views on planning in our country. Highlights the main personalities of scientists who have made a significant contribution to the development of planning as a science.
Key words: plan, planning, production activities, planning system, strategic planning.
Психология труда. Ответы на тесты с психологии труда. В психологии управления рассматривается субъект труда, который включен в
Какие методы используются, если изучается деятельность в полном объеме, в процессе реального её выполнения?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Кем из ученых впервые был предложен термин «эргономика»?
Выберите один ответ:
a. В.Н. Мясищевым и В.М.Бехтеревым
b. З.Фрейдом и А.Фрейд
c. К.Марелом и А.Маслоу
d. Л. Колберг и Е. Макобби
Баллов: 1,00 из 1,00
Общим методом «Психологии труда» является …
Выберите один ответ:
a. экспериментальный метод
b. исследование и развитие субъекта труда
c. биографический метод
d. производственно-аналитический метод
Баллов: 1,00 из 1,00
Объектом «Психологии труда» является…
Выберите один ответ:
a. человек как участник процесса потребительных ценностей
b. психические процессы и свойства личности
c. орудия процесса трудовой деятельности
Баллов: 1,00 из 1,00
Эргономика предполагает комплексное изучение…
Выберите один ответ:
a. труда человека в разных системах
b. человека в труде на стыке разных наук
c. предметов труда в разных сферах
d. управление производством
Для чего чаще всего используют эксперимент в профессиографии?
Выберите один ответ:
a. для определения максимума производительности труда
b. для оптимизации условий труда
c. для проверки психограммы
d. для выявления проблемных зон в организации труда
Баллов: 1,00 из 1,00
К какому типу относят специальности, в которых предмет труда – природа, живые организмы?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Какой из методов изучения профессий предполагает анализ анкет, служебных характеристик, инструкций?
Выберите один ответ:
d. анализ документации
Баллов: 1,00 из 1,00
Кем были сформулированы принципы профессиографирования?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Кто является автором метода независимых характеристик?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Ориентация на изучение более устойчивых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффективности труда – это специфика психограммы для…
Выберите один ответ:
d. рационализации условий труда
Баллов: 1,00 из 1,00
Характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека – это…
Выберите один ответ:
Аттенционные свойства – это свойства
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Имажинитивные свойства – это свойства
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
К мнемическим свойствам относят свойства…
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Как изменяются индивидуально-типологические свойства на протяжении профессионального пути?
Выберите один ответ:
a. значительно изменяются
b. мало изменяются
c. изменяются с возрастом
d. не изменяются
Баллов: 1,00 из 1,00
Какое свойство нервной системы является основным фактором, обуславливающим возможность длительной сосредоточенности на чем-либо?
Выберите один ответ:
a. сила нервной системы
b. подвижность нервных процессов
c. уравновешенность нервных процессов
d. восприимчивость нервной системы
Баллов: 1,00 из 1,00
Планирование рабочими процесса труда изучал…
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Укажите три параметра трудовых действий
Выберите один ответ:
a. сенсорный, когнитивный, силовой
b. временной, когнитивный, силовой
c. силовой, пространственный, временной
d. временной, когнитивный, пространственный
Баллов: 1,00 из 1,00
Для уменьшения эффекта какого явления Д.Уолф предлагал переходить к тренировке другого навыка только после усвоения предыдущего?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Какие работники лучше переучиваются?
Выберите один ответ:
a. имеющие опыт работы менее 2-х лет
b. не имеющие опыта работы
c. имеющие больший опыт работы
Баллов: 1,00 из 1,00
Кто из ученых предложил классификацию умений в соответствии с основными этапами обработки информации в системе «человек-машина»?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
На каком этапе формирования навыка происходит устранение лишних движений и излишней мышечной напряженности?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Умения, которые обеспечивают восприятие информации об отдельных свойствах предметов и явлений – это умения…
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Что происходит с навыком в случае длительного перерыва в деятельности?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Явление интерференции навыков трактуется как…
Выберите один ответ:
a. распределение во время тренировки
c. выработка автоматизма
d. отрицательное взаимное влияние
Баллов: 1,00 из 1,00
Как называется напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, в частых и неожиданных направлениях?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Какой уровень напряжения соответствует работе в оптимальном режиме?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Укажите стадию утомления (по Н.Д.Левитову), когда возникает ощущение переутомления
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Укажите три группы состояний, возникающих в трудовой деятельности согласно В.Асееву
Выберите один или несколько ответов:
a. возникающие периодически
b. относительно устойчивые и длительные
c. стабильные, постоянные
d. временные, ситуативные, быстропроходящие
Баллов: 1,00 из 1,00
Укажите, какие компоненты включает общая и ситуативная психологическая готовность к труду
Выберите один или несколько ответов:
Баллов: 1,00 из 1,00
Укажите, чем вызывается состояние монотонности
Выберите один ответ:
a. психической напряженностью
b. отрицательным отношением к труду
c. однообразием выполняемых действий
d. множеством разнообразных трудовых операций
Баллов: 1,00 из 1,00
Утомление существенное влияние оказывает на…
Выберите один ответ:
a. ценностное отношение к труду
b. производительность труда
c. отношение к руководству
d. целевые установки субъекта труда
Баллов: 1,00 из 1,00
Если предрабочее психофизиологическое состояние адекватно предстоящей деятельности, то оно называется…
Выберите один ответ:
a. состоянием актуальности
b. функциональным состоянием
c. состоянием готовности
d. состоянием восприимчивости
Баллов: 1,00 из 1,00
Какая фаза называется оптимальной фазой работоспособности?
Выберите один ответ:
d. первичной реакции
Баллов: 1,00 из 1,00
Какая фаза работоспособности характеризуется значительным расстройством регулирующих механизмов резервного уровня работоспособности?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
На какой фазе работоспособности уровень резервной работоспособности перестает соответствовать основным требованиям деятельности?
Выберите один ответ:
b. первичной реакции
Баллов: 1,00 из 1,00
Укажите основные фазы работоспособности в течение дня
Выберите один или несколько ответов:
c. конечного порыва
e. оптимального выполнения деятельности
Баллов: 1,00 из 1,00
Укажите показатели, по которым оценивается работоспособность
Выберите один или несколько ответов:
a. индивидуально-типологические показатели
b. количественные показатели
c. производительность труда
d. показатели психофизиологических систем и психики
Баллов: 1,00 из 1,00
Укажите уровни работоспособности
Выберите один или несколько ответов:
В оптимальном отношении к труду сочетаются …
Выберите один или несколько ответов:
a. материальная заинтересованность
b. непосредственный интерес к труду
c. переживание социальной значимости
d. низкий уровень физической нагрузки
Баллов: 1,00 из 1,00
Для какой теории мотивации работников характерно утверждение, что люди способны к самоорганизации и самоконтролю, если заинтересованы в деятельности?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Кто из авторов теорий мотивации трудовой деятельности пришёл к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность трудом вызываются разными факторами?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Кто из ученых является автором теории иерархии потребностей?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Процесс, определяющий энергетическую сторону и направленность поведения – это …
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Согласно концепции Б.Г. Ананьева, социальные мотивы связаны с потребностями .
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Что может приводить к постепенному накапливанию неудовлетворенности трудовой деятельностью?
Выберите один ответ:
c. материальное стимулирование
d. отсутствие интереса к работе
Баллов: 1,00 из 1,00
Важным аспектом для теории и практики рабочих команд является …
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Группа людей, которая обладает всеми умениями, знаниями, полномочиями и обязанностями, необходимыми для выполнения законченной работы – это рабочая команда…
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Какой из подходов, объясняющих поведение человека в организации, доверяет биологическим побудителям, но не отрицает социальных причин?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Кому из авторов принадлежала идея о необходимости развития хозяйственной самостоятельности и инициативы производственных звеньев
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Мотивационные подходы, связанные с привлечением работников к управлению предприятием посредством реализации планов ESOP, получили своё развитие в …
Выберите один ответ:
a. 50-е годы ХХ века
b. 20-е годы ХХ века
c. 70-е годы ХХ века
d. 90-е годы ХХ века
Баллов: 1,00 из 1,00
Подход Оучи относится к теории …
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Становление классического менеджмента происходило в ….
Выберите один ответ:
a. 90-е годы ХХ века
b. 20-е годы ХХ века
c. 70-е годы ХХ века
d. 50-е годы ХХ века
Баллов: 1,00 из 1,00
К какому классу функций руководителя относят контроль, оценку и коррекцию деятельности подчиненных?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Какая функция отражает деятельность органов управления на основе законодательства в области труда и нормативных актов?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Каково число основных функций руководителя?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Какой подход в управлении персоналом предусматривает ориентацию управляющей системы при решении любых задач на человека?
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
На какие два класса делятся основные функции руководителя?
Выберите один или несколько ответов:
Баллов: 1,00 из 1,00
Определение организации как системы сознательно координируемой деятельности двух и более лиц дал …
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
Что из перечисленного относят к основным функциям управления?
Выберите один или несколько ответов:
e. введение инноваций
Баллов: 1,00 из 1,00
Влияние профессиональной деятельности на анатомо-физиологические свойства человека приводит к …
Выберите один ответ:
a. профессиональной деформации
b. личностной деформации
c. профессиональным заболеваниям
d. хроническим заболеваниям
Баллов: 1,00 из 1,00
Влияние труда на личность принято называть…
Выберите один ответ:
a. профессиональным заболеванием
b. субъективным конфликтом
c. профессиональной деформацией
d. личностной деформацией
Баллов: 1,00 из 1,00
Для кадровых служб важна не только информация о профессионально-специальных качествах кандидатов на должность, но и о…
Выберите один ответ:
Баллов: 1,00 из 1,00
К общим факторам профессиональной деформации относят: …
Выберите один или несколько ответов:
a. уровень физического и психического здоровья
b. уровень профессиональной подготовки
c. ограниченность внутренних ресурсов отдельного человека
d. объективное разделение социального труда
Баллов: 1,00 из 1,00
Мотивация профессиональной компетентности наиболее продуктивна, когда профессиональный рост закрепляется…
Выберите один ответ:
b. регулярным повышением квалификации
c. должностным продвижением
d. производственным обучением
Баллов: 1,00 из 1,00
Состояние эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью человека в профессиональные ситуации, связанные с эмоциональными нагрузками, называют…
Выберите один ответ:
b. стрессом общения
c. профессиональным выгоранием
Баллов: 1,00 из 1,00
Способ достижения человеком поставленных целей в профессионально-трудовом и индивидуально-личностном самовыражении — это…
Перспективное планирование трудовой деятельности
Планирование трудовой деятельности – это не только организация процесса взаимодействия между собой работников, самого происходящего процесса, но и организация структуры ячеек. В отличие от советского периода в формате современного предприятия значение методов планирования, их усовершенствования огромно. Рыночная экономика диктует определенные условия жесткой конкуренции, принуждающие компании снижать затраты на одну итоговую единицу. Достижение наилучших результатов – строгий учет трудозатрат, потраченного времени к уровню заработной платы.
Подразделы организации труда
- Статичная форма – организация структуры.
- распределение заданий;
- создание вакантных рабочих мест;
- регулирование взаимодействия внутри организации.
- Анализ эффективности деятельности;
- Проработка алгоритма проведения рабочих процессов;
- Обеспечение симбиоза человека, необходимых средств труда и непосредственно производства.
Задачи организации труда
Перспективная деятельность зависит от успешного выполнения всех нижеприведенных составляющих.
- Экономическая – повышение производительности сотрудников, путем разноплановой стимуляции.
- Социальная – отслеживание и учет соответствия штату ФГОС, последующему содействию повышения квалификации; воспитание ответственности и исполнительности к работе.
- Психофизиологическая – учитывать состояние здоровья относительно всего периода работы, возрастного критерия, социальных факторов и других естественных жизненных обстоятельств.
Принципы трудовой деятельности
Принципы организации помогают легче ориентироваться в социально-технические схемы предприятия. Благодаря им, важные, существенные моменты не будут упущены. Итак:
- Целесообразность. У всех работающих должна быть общая итоговая цель.
- Экономичность. В условиях рыночной экономики необходимо заботиться о рентабельности производимых товаров и услуг и повышении экономичности процесса.
- Равновесие. Тонкая грань балансировки между слишком динамичным движением и статичной, застойной политикой.
- Координация. Составление алгоритма четкого взаимодействия структур компании.
- Прозрачность. Бизнес – без сложных схем, непонятных рядовым сотрудникам.
- Гуманность. Учет предписаний научной части организации труда штатного служащего.
Формы планирования трудовой деятельности и их характеристика
Если говорить о формате организации, ее анализа, то наибольший эффект будет получен от написания бизнес-плана, четко регламентирующего работу и процессы компании. Трудовые показатели фигурируют в нескольких разделах: структура предприятия, основные понятия, расчет экономической целесообразности, алгоритм действий. Требование к ним просто и вместе с тем имеет ограничительные рамки Законом РФ.
В большинстве случаев выделяют три варианта планирования трудовой деятельности в организации:
- Оперативное или экстренное. Задачи составляют по декадам или на сутки, для гибкого маневрирования по ценообразованию относительно конкурентов.
- Текущее. Бизнес-план оформляют в начале года, заранее обозначая основные вехи, которые целесообразно охватить в месяц, декаду.
- Перспективное или работа на будущее. Анализ дает возможность создания планов длительного периода. Здесь учитывается рост заработной платы, инфляция, возможное развитие конкурирующих организаций, увеличение производительной силы.
Формы существования рабочих структур
Целью создания рабочих структур является поднятие общего командного духа, способствующего быстрейшему и эффективнейшему достижению общей цели. Группа получает производственное задание, отвечает за качество, быстроту осуществления и собственноручно управляет всем процессом.
Значение правильной организации трудового процесса не стоит недооценивать, благодаря четкой схеме, снижается уровень энергозатрат и трудозатрат. Снижается утомляемость и существует возможность значительного снижения себестоимости исходной единицы.
Пункты, прорабатываемые по схеме работ:
- Место.
- Алгоритм достижения.
- Период.
- Средства.
- Система вознаграждения.
Принципы планирования трудовой деятельности
- Ручной труд. Предполагает изготовление итоговых единиц небольшим тиражом каждым человеком на персональном месте.
- Цеховое. Группирование сотрудников в пространстве с целью достижения одного, общего результата. Вариант характеризуется однотипным оборудованием; финансовая прибыль абсолютно не связана с ходом прохождения технологических стадий.
- Поточное. Процесс построения последовательных этапов в непрерывную цепочку.
- Звездное. Рабочие места распределяются в лучевом порядке с единым центром-складом.
- Островное. В большом, не разделенном на ячейки пространстве товар проходит все этапы изготовления.
- Вид планирования по месту. Сотрудники организованно доставляются на место проведения для создания объекта.
Интеллектуальное планирование деятельности
Научная часть по организации рабочего процесса направлена путем повышения квалификации персонала и рационализации производства, приумножить скорость производства единиц и минимизировать расход при том же количестве штатных сотрудников.
- Разделение и симбиоз в коллективе.
- деление по функционалу и технологии;
- применение метода корпоратива (внедрение таких форм, как бригада, ячейка);
- совмещение профессионального образования работника с его прямыми обязанностями;
- возложение нескольких функций на одного человека.
- Планирование работы по трудовому воспитанию.
- обучение в течение рабочего дня;
- лайт-брифинги;
- переквалификация штата по производственной необходимости;
- четкая, своевременная информатизация персонала об усовершенствованиях;
- разработка четкой схемы мотивации к обучению;
- Организация рабочего места.
- усовершенствование технической и информационной части;
- эргономически удобные места;
- правильное сочетание трудовых единиц, рабочих мест;
- удовлетворение в потребностях коммуникации;
- соблюдение этических и эстетических норм;
- своевременное снабжение расходным материалом.
- Соблюдение правил охраны труда.
- установка систем противопожарной безопасности, тревожной кнопки;
- проведение аттестации рабочих мест и сотрудников;
- разработка инструкций по технике безопасности для каждой группы.
- Создание благоприятной атмосферы персоналу.
- санитарные и гигиенические условия работы;
- льготы для персонала, предусмотренные Законодательством;
- контроль за распределением труда и отдыха внутри смен.
- Проведение мероприятий на сплочение коллектива.
Здоровый дух среди сотрудников – основа продуктивного отношения к выполняемым функциям.
Планирование трудовой деятельности – пункт, необходимый для внедрения во все области производства, даже небольшого предприятия.
Планирование трудовых ресурсов
Сложно переоценить вклад трудового коллектива в достижение корпоративных целей, именно поэтому работа с ним так важна. Осуществляется она поэтапно. Один из первых этапов — планирование трудовых ресурсов . В статье рассказываем о том, что представляет собой этот процесс, какие задачи решает, как осуществляется.
Понятие планирования трудовых ресурсов
Под термином понимают процесс оценки потребности в трудовых ресурсах , то есть в трудоспособных сотрудниках, которые смогут выполнять операции, способствующие достижению целей компании. Задача этого процесса — обеспечить организацию кадрами при любых условиях. То есть такое планирование осуществляется для того, чтобы поддерживать и совершенствовать способности организации функционировать, в том числе за счёт работы с персоналом и увеличения его численности.
Надо сказать, что процессу планирования, формирования и развития трудовых ресурсов уделяется много внимания в последнее время не просто так. Сегодня затраты на труд составляют значительную долю всего объёма расходов у многих компаний, поэтому важно оптимизировать их. Просто сокращать нерационально, ведь, по сути, речь идёт ещё и о человеческих ресурсах, о человеческом капитале, которые могут сделать компанию более конкурентоспособной в рыночной среде, способствовать её росту. Это объясняется тем, что именно сотрудники:
- работают напрямую с клиентами, выстраивая с ними долгосрочные отношения и побуждая уровнем сервиса, качеством оказываемых услуг возвращаться в компанию снова и снова и рекомендовать её своим друзьям и знакомым;
- управляют машинами, инструментами, механизмами, которые есть на производстве (без людей все эти устройства не приносили бы дохода);
- могут постоянно совершенствовать свои умения и навыки, чтобы оптимизировать бизнес-процессы или экономить другие ресурсы компании без потери качества продукта, тем самым повышая свою ценность.
Этими особенностями и обусловлены высокая стоимость трудовых ресурсов и необходимость внимательно подходить к процессу их использования.
Качественный и количественный характер потребности в трудовых ресурсах
Поскольку основная цель компании — не просто обеспечить себя трудовыми ресурсами, но кадрами, которые способствуют увеличению производительности труда, уже сложившийся коллектив или подходящих кандидатов оценивают по качественным и количественным характеристикам.
- Качественная характеристика — это необходимость привлечь трудоспособных сотрудников, которые и физически смогут выполнять нужную работу, и будут иметь нужные интеллектуальные способности. То есть смогут быстро обрабатывать информацию, креативно мыслить либо заниматься аналитикой, если того требует позиция и т. д. Более того, под качеством трудовых ресурсов понимается и наличие у них нужных знаний, умений, навыков, а также опыта, квалификации, необходимых для выполнения своих обязанностей.
- Количественная характеристика сводится к необходимости привлечения трудовых ресурсов в нужном количестве. То есть имеется в виду, какие именно специалисты нужны и сколько. Количество рассчитывают исходя из стратегических целей компании и краткосрочных задач, а также с учётом оценки объёма работы, которую необходимо выполнить, её характера. Например, какие-то операции сможет выполнить один человек, в то время как для осуществления других нужна команда специалистов или бригада.
Важно! Чтобы объективно оценить потребность в количестве сотрудников, применяют разные методы. Среди них: фотография рабочего времени, при котором поочерёдно фиксируются все действия, выполняемые сотрудником на нужном рабочем месте, после чего оценивается фактический объём работы. Либо проводится собеседование с этим сотрудником и его непосредственным руководителем, по результатам которого делаются выводы о необходимости привлечения дополнительного персонала.
Задачи, выполняемые при планировании трудовых ресурсов
В процессе можно выделить несколько этапов.
- Определение ключевых целей на ближайшее время. К примеру, надо увеличить объём выпускаемой продукции или наладить выпуск новой линейки товаров.
- Адаптация этих целей к требованиям рабочей силы: сколько человеко-часов нужно с учётом особенностей производственного процесса.
- Расчёт и оценка коэффициента текучести кадров, анализ уровня увольняемости. Также на этом этапе прогнозируют, сколько сотрудников может понадобиться для замены.
- Оценка предстоящих изменений рабочего времени. Она позволяет увидеть, где ощущается дефицит кадров.
- Анализ спроса на рабочую силу под влиянием определённых факторов. К примеру, изменится ли количество требуемых сотрудников, если освоить новые технологии, выйти на новые рынки сбыта и пр.
- Окончательный выбор действий, которые позволят преодолеть проблемы или приспособиться к ним. То есть важно определиться, надо ли поменять технологию работы, привлечь новый персонал или рассмотреть вариант движения трудовых ресурсов (временное перераспределение сотрудников, которые уже есть в штате).
- Развитие трудовых ресурсов , управление ими.
При выполнении процесса планирования важно оценивать сильные и слабые стороны работников, которые будут привлекаться к реализации поставленных целей. А для этого важно понимать, какие знания и навыки могут понадобиться на новых позициях, и озвучивать их ещё на этапе подбора персонала. Это сэкономит время и силы в будущем, поскольку позволит сразу отсеять слабых кандидатов или тех, которые не удовлетворяют нужным требованиям.
Чтобы ускорить процесс введения отобранных специалистов в должность впоследствии, надо будет ознакомить их не только с трудовыми обязанностями, но также с результатами, по которым их труд будет оцениваться. И здесь речь идёт уже о ценном конечном продукте (ЦКП) каждого сотрудника, причём этот сотрудник должен понимать не только свой ЦКП, но и ЦКП других членов команды. В противном случае добиться слаженности действий и высоких результатов будет крайне сложно.
Расчёт потребности компании в трудовых ресурсах
Численность персонала напрямую зависит от объёма выпуска продукции и производительности труда. При расчёте учитывают, сколько сотрудников работает в настоящий момент и какой объём работы они выполняют, после чего смотрят, насколько этот объём должен увеличиться и, соответственно, сколько людей дополнительно понадобится.
Обратите внимание на несколько моментов.
- Расчёты осуществляются отдельно по разным категориям персонала (рабочие, специалисты, руководители и пр.).
- Использовать универсальную формулу здесь не получится, так как исходные данные у разных предприятий разные. Чаще всего отличия в количестве рабочих мест, нормах выработки, наконец, в категориях самих рабочих (есть те, кто работают посменно, и там будет иметь значение количество смен в сутки).
- При расчётах также важно проанализировать, как изменится производительность труда, если модернизировать оборудование, освоить новые технологии производства, автоматизировать бизнес-процессы и т. д. Однако, принимая решение о необходимости модернизации или автоматизации производства, надо закладывать средства на обучение персонала работе в новых условиях.
То есть, планируя дальнейшие шаги по развитию, важно рассматривать проблему с разных сторон, чтобы найти оптимальный вариант.
Важность учёта юридических аспектов при планировании трудовых ресурсов
Законодательные изменения могут существенно влиять на потребности компании в человеческих ресурсах. Прежде всего Трудовой кодекс накладывает определённые ограничения на работодателя, регламентируя продолжительность рабочего времени персонала, времени отдыха, а также определяя условия перевода с одной работы на другую.
С другой стороны, при планировании руководителям предприятий важно объективно оценивать свои возможности, а не только опираться на результаты анализа структуры трудовых ресурсов , ведь система социального страхования обязывает компании закладывать средства на обязательные отчисления в фонды за работников.
Выводы
Трудовые ресурсы — важнейшие ресурсы компании. Они напрямую влияют на её конкурентоспособность, а также составляют внушительную долю всего объёма её расходов. Именно поэтому так важно грамотно подойти не только к процессу формирования трудовых ресурсов с учётом факторов , которые влияют на них (а это: правовые нормы, регулирующие трудовые отношения, стратегия развития и т. д.), но и к процессу планирования. Для этого следует объективно оценивать потребность в специалистах на каждом этапе развития и рассчитывать её с учётом качественного и количественного подходов.