Бизнес умный дом с чего начать
Перейти к содержимому

Бизнес умный дом с чего начать

«Этот бизнес тяжело масштабировать — за 15 лет не было резкого роста»: как я создала компанию на рынке умных домов и яхт

Без стартового капитала — и в нише, которая только начала рождаться в России.

Привет! Я — Анна Горлова, основательница компании Luxury Engineering. Мой бизнес начинался в 2006 году, когда рынок умных домов ещё не был сформирован. Первые годы покупатели относились к умным домам настороженно: технология ещё не была обкатана и работала нестабильно. А к середине 2010-х аудитория поняла ценность продукта. Как я открывала свой бизнес и к чему компания пришла сегодня — рассказываю в этой статье.

Свой первый бизнес — компанию, которая продаёт оборудование для радиостанций, я начинала в начале нулевых. Многое делала сама — например, написала сайт на HTML. Накопленные с зарплат $1000 потратила на аренду комнаты 18 м2 для разработки оборудования и покупку прямого телефонного номера.

Но спустя три года мне захотелось двигаться дальше: всё же для меня торговля — это не про творчество. К тому моменту я получила инженерное и экономическое образование, и мне хотелось реализовать эти навыки.

Меня увлекала идея создавать умные дома. Они только начали появляться за рубежом, и это было интересно и необычно. Я начала читать о реализации умных домов, ходить на отраслевые выставки, наблюдать за зарубежными производителями.

При этом в России производителей систем для умного дома почти не было. Я нашла людей, которые готовы этому учиться. Часть команды — инженеров по радиосвязи — пригласила из первого бизнеса. Мы создавали первые проекты на базе:

  • оборудования американского разработчика систем управления аудио- и видеотехникой и системами безопасности AMX;
  • оборудования австралийского производителя домашней автоматизации Clipsal.

Наши проекты прошли несколько итераций. Первая система, которую мы создали, могла контролировать только видеонаблюдение, оно выводилось на монитор домофона.

В следующих итерациях реализовали управление освещением по датчикам движения. Вся территория дома оснащалась системой датчиков и камер. Если датчик срабатывал, реагировала камера, которая находилась в этом участке. Хозяин дома мог посмотреть на телефоне, что там происходит.

Затем мы стали разрабатывать управление системами развлечения: мультимедиа, аудио, видео. И уже после этого научились создавать умный дом: управление освещением, климатом — отоплением, вентиляцией, кондиционированием, подогревом пола, системой безопасности и мультимедиа.

В 2006 году я открыла компанию House Control Engineering. В команде на тот момент было не больше 10 сотрудников. Стартового капитала у нас не было: я вынимала деньги из предыдущего бизнеса, потом возвращала — внушительных средств у нас не было.

Я не планировала привлекать инвесторские деньги, поскольку считаю, что так создавать бизнес намного сложнее — мотивация не так сильна.

Тем более предприниматели, которые привлекают инвестиции для открытия первого бизнеса, часто проваливаются: инвесторские деньги тратятся не так, как собственные или кредитные. Предприниматель обещает результат в обмен на деньги. Но если ничего не получится, их не придётся возвращать.

Когда распоряжаешься собственными средствами и ощущаешь ответственность перед сотрудниками, это даёт мощный импульс к активным действиям.

В конце нулевых умные дома воспринимались как нечто фантастическое. Нас постоянно приглашали на радиоэфиры Business FM и «Сити FM», снимали центральные телеканалы: «Первый», «Второй», НТВ, СТС.

Но этого было недостаточно для привлечения клиентов, поэтому мы продвигали компанию через несколько каналов.

Она стоила очень дорого и результата не принесла. Думаю, у нас был слишком новый рынок и сложный продукт, который нужно объяснять. А тех клиентов, которые в объяснениях не нуждались, — их были единицы, — привлечь с помощью этого канала оказалось сложно.

Всё же глянец — это скорее имиджевая реклама. Она тоже важна, но у маленьких компаний на неё нет ресурсов: продолжать не стали.

Мы знакомились с дизайнерами и за процент от заказа просили рекомендовать нас своим клиентам. Это канал оказался эффективным.

Мы поучаствовали в четырёх мероприятиях, но этот канал оказался затратным и неэффективным. В основном на выставки приезжали сами специалисты, которые покупали чужое оборудование и устанавливали его конечным клиентам.

Выставки принесли нам только одного заказчика — это был наш самый первый клиент — известный режиссёр. Он знал, что его квартира — наш первый объект, и был готов к эксперименту. В процессе были ошибки, и из-за этого срок сдачи затянулся. В итоге мы сдали проект и расстались с клиентом в отличных отношениях.

Прибыль с первого заказа была минимальной — мы установили скромную цену за дебютный проект. К тому же нам пришлось погашать расходы, которые увеличились вместе со сроками.

Первые годы оборудование, на котором строили автоматизацию, было несовершенным. Почти все системы автоматизации базировались на центральном процессоре, который не всегда работал стабильно. Когда он «зависал», выходила из строя вся система «умного» дома. Продукт был ещё сырой и постоянно требовал доработки. Из-за этого вся индустрия заработала дурную славу.

Первые пять лет нашими клиентами были в основном фанаты инноваций и новой техники. Именно они с пониманием относились к несовершенствам в системах умных домов.

Через несколько лет появились системы с распределённым интеллектом: когда в каждой розетке есть свой процессор и зависание всей системы невозможно. Умный дом превратился в хорошую, качественную электрику.

У меня был любопытный случай: я приехала к своим партнёрам в Германию. Один из них хотел посмотреть на российские умные дома, потому что в Германии, по его словам, такого ни у кого не было.

Я приехала к нему в гости и неожиданно увидела самую продвинутую систему умного дома, которая только возможна: управление освещением, климатом, электрикой. В гардеробной по нажатию кнопки выезжали подставки для галстуков, а все телевизоры находились за потолком и по нажатию кнопки выезжали вниз. Но немцы не воспринимали это всё, как умный дом. Для них это просто качественная дорогая электрика.

По мере совершенствования систем автоматизации у нас начали появляться новые клиенты — не только технические энтузиасты, но и те, кто хотели повысить свой комфорт.

Мы выполняли несколько видов проектов — систем умных домов:

  1. В жилых помещениях: квартирах и домах разной площади и в пентхаусах. Работали по всей России, но большинство клиентов из Москвы.
  2. В домашних кинозалах.
  3. В яхтах.

Поскольку хозяева яхт часто ходят в море, мы ездили на монтаж в Португалию, Испанию, Италию, Грецию и другие страны.

Яхты — наши любимые проекты, в них много творчества и экспериментов. Но масштабировать это направление невозможно.

Во-первых, рынок ограничен: потенциальных клиентов не много.

Во-вторых, автоматизировать яхту затратно, а маржинальность невысока.

Проектирование и монтаж «умного» дома состоит из нескольких этапов.

  • узнаём, какие процессы он хочет автоматизировать;
  • выполняем замеры. Если заказчика интересует управление акустикой, мы замеряем акустические параметры помещения, анализируем проблемные зоны, составляем техзадание.

Для этого используем BIM-проектирование с искусственным интеллектом (Building Information Modeling). Это технология 3D-моделирования помещения с учётом его физических характеристик. К примеру, система сама подсказывает архитектору, что на стене есть выступ или вентиляционный люк. В BIM-проектировании исключены ошибки, а стоимость расходных материалов снижается до 50% благодаря точным расчётам.

На этом этапе мы рассчитываем, сколько будет стоить оборудование для автоматизации по техническому заданию.

Поскольку пока у нас нет собственного оборудования (сейчас разрабатываем его в «Сколково»), мы строим автоматизацию на базе европейского и американского оборудования.

Производителей на рынке очень много, периодически мы тестируем новинки и, если у них хорошее качество, начинаем закупать. Однажды мне очень понравились выключатели одного производителя, я установила их в своём доме и разочаровалась.

Каждый заказ, который к нам поступает — уникален. У клиентов разные по площади помещения, технические задания, бюджет. К тому же мы всегда интегрируемся в процесс ремонта — систему автоматизации не монтируют в готовом помещении. Поэтому срок выполнения заказа зависит от продолжительности ремонта.

Самый короткий срок, в который мы уложились — три месяца. А максимальный — более шести лет. Это клиент, который реконструирует старинный дом в Москве.

Во-первых, в объектах исторической ценности необходимо согласовывать каждое изменение, и это затягивает ремонт. Во-вторых, заказчик получает удовольствие от процесса: ему нравится продумывать каждую деталь и искать более совершенные решения.

Возможно, если бы на строительной площадке находились только наши сотрудники, автоматизация была бы смонтирована за неделю. Но поскольку мы зависим от рабочих, которые стелят пол, кладут плитку, отделывают стены, — приходим на объект, когда это технически возможно.

Благодаря тому, что каждый проект уникален, наша работа увлекательна и наполнена творчеством. С другой стороны, этот бизнес тяжело масштабировать. У нас не было резких скачков роста за эти 15 лет.

Около 10 лет нашими клиентами были крупные предприниматели и политики, для которых технологии — скорее интересное увлечение или инструмент по созданию комфорта.

Сейчас появляется другая категория клиентов — ИТ-предприниматели и блогеры, которые много зарабатывают и ценят удобство, эргономику и здоровье. Для них умный дом — инструмент по поддержанию когнитивных функций и хорошего самочувствия.

Вместе с клиентами изменились и мы: у нас появился контроль качества воздуха и оптимальных параметров для жизни. К примеру, вечером свет в помещении должен быть приглушённым и тёплым, чтобы способствовать синтезу мелатонина. Наша система сама меняет температуру и уровень освещённости в зависимости от биоритмов.

Так мы стали работать с ещё одним сегментом, кроме премиума — бизнес.

Примерно в то же время мы переименовали компанию. Большинство игроков рынка назывались примерно одинаково, никто не выделялся. И я решила придумать что-то запоминающееся. Luxury Engineering — это хулиганство, провокация. Но именно резкостью название и привлекает внимание.

Параллельно основному бизнесу я окончила Международную школу дизайна и открыла бюро светодизайна — проектирование и конструирование освещения. Сейчас практически во всех проектах Luxury Engineering мы делаем не просто систему управления освещением, а светодизайн.

На волне интереса к технологиям для поддержания здоровья я пошла учиться в «Сколково Практикум». Там защитила наш новый проект по производству оборудования в области заботы о здоровье. Сейчас идёт разработка и тестирование первых прототипов.

За 15 лет моя компания из эксперимента по автоматизации эволюционировала в проект по созданию качественного пространства. Мы изучаем исследования авторитетных учёных о влиянии светового загрязнения, шума и температуры на здоровье человека и создаём решения в этой области.

Рынок умных домов продолжает трансформироваться. Благодаря тренду на осознанное потребление в Европе появляется запрос на дома, которые не потребляют ресурсы, а производят их. В России пока к этому не пришли. С одной стороны, у нас недорогая энергия, поэтому острой потребности в экономии нет. С другой, когда не закрыты базовые потребности людей, трудно задумываться о домах с комплексом энергосберегающих технологий.

Надеюсь, вам было интересно узнать о том, как развивались умные дома, через призму нашей истории. Хотели бы оборудовать у себя такой дом? Для каких целей?

Смотрю на фото стойки в статье и не понимаю что там может быть напихано для управления ?) Я сам занимаюсь системой умного дома как хобби, но такое кол-во железа под эти нужды явно излишне.
А как реализуете голсовое управление ? или у вас контроль только через приложение ?

Это очень большие проекты, в которых реализовано управление всеми инженерными системами. Голосовое управление — конечно осуществляем, посредством той же Алисы или подобных вариантов

Там надо присмотреться (лучше не с телефона). Верхняя линия 2 юнита коаксиальные разъемы. Видимо аудио. Ниже 3-4 ряда просто удлинители с воткнутыми блоками питания с наклейками (видимо сборная солянка разных производителей), почему не поставить 1-2 блок питания на все — большой вопрос. видимо на каждую функцию своя коробочка. Ну да ладно, здесь не хабр.

Это хобби, выросшее в небольшой бизнес.

Одна из причин, за что я люблю vc, так это читать подобные истории предпринимателей. Хочется сказать автору, что она большой молодец и пожелать удачи в развитии ее дела)

Спасибо большое! Есть что-то еще о чем интересно почитать?

Спасибо! Рассказать о чем-нибудь еще?

Очень круто, внимательно читал. Делал когда-то умные счетчики, зависимость про строителей — это боль, очень не просто им продать. Умный дом и яхты, потрясающая модель. Рад что вы нашли свою нишу и нашли способ заработать.

Спасибо! О чем еще рассказать?

Да нет тут боли если использовать современные беспроводные решения.

Интерфейс — огонь. Особенно на фоне яхты и домов.

Я согласен — над интерфейсом стоит поработать, главное, чтобы владелец не погуглил и не увидел, какие они бывают

Очень сложная у вас тема. На ней спотыкаются сейчас даже самые крупные производители электротехнических изделий, буксуют, но выдать что-то массовое не могут. Всегда приходят к тому, что надо дом строить изначально с учетом того, что он умный, а еще, что самое трудное, предусмотреть возможность обновления и модернизации без сильной переделки дома. Последний пункт выбивает из колеи — пока непонятно, куда пойдет прогресс в этой теме и к чему готовиться. Ту же машину можно (если много денег) поменять, если хочется пользоваться новейшими помогаторами и фишками, а дом поменять гораздо сложнее. А клиенты себе умный дум видят просто — он должен на себя взять всю бытовуху, сам должен регулировать влажность и температуру, сам должен готовить, мыть посуду и заказывать продукты, сам должен постирать, развесить бельё, выкинуть мусор, помыть пол и погулять с собакой. Мол, без всего этого дом не так уж и умён. Удачи вам!

Огромное спасибо за такой комментарий) нечасто встречаешь понимание

история в духе феминизма) представляю уже как набегут тут разные.

Женщина в таком бизнесе — это тема для отдельной статьи на самом деле.

Наверное вы молодец. Говорю наверное, потому что с одной стороны было интересно, а с другой стороны как человек проживший с умным домом 8 лет, маркетолог по образованию, и предприниматель с 23 летним стажем.

Вижу что ЦА сегментирован далеко не полностью, продвижение делается вообще на 10%, результаты оценки ведут к неточным вводам по перспективам рынка.

Возможно просто статья не достаточно полная по этим вопросом. Поэтому не хочу навязывать свое мнение, если интересно мнение пользователя умного дома который не стал и судя по статье не станет вашим клиентом, маркетолога который может дать советы по продвижению и имеет знания в вашей отрасли, и предпринимателя который хотел работать на этом рынке но все посчитал и не стал. Просто спросите, я отвечу тут или в личке.

В любом случае Вам и вашем бизнесу удачи, вы делаете хорошее и нужное дело.

Интересно будет пообщаться

Тема интересная, но, к сожалению, не раскрыта. Ни с точки зрения технический реализации (возможно это и не было целью) и ни с точки зрения пользовательского опыта. Описанное выше имеет опосредованное отношение к умному дому. Я не работаю в этой области, но являюсь энтузиастом в этой области и также обращался к различным фирмам с запросом об установке "умного дома". Максимум к чему все свелось — аудио / видео системы, немного освещение и безопасность (видеонаблюдение). Впрочем как и в вашем описании. Разница в том, что я живу в Германии и любые услуги здесь могут легко стоить раз в 5-10 дороже чем в России. Но сути не меняет.

Чтобы не гонять из пустого в порожнее: наиболее используемые функции на этот месяц у меня дома.

например, отопление: делает ли ваша система автоматическое гидравлическое выравнивание для теплых полов / батарей? То есть анализ необходимого тепла для нагрева комнаты с приоритетом между всеми комнатами или просто "низкая температура — включить"?

Из уровня комфорта: дашбоард голосовых оповещений (нажатие иконки приводит к активации проговаривания различных текстовых сообщений на определенных алексах, просто чтобы позвать детей на обед в большом доме, отправить гулять с собакой кого то определенного или позвать делать уроки, смотреть вместе фильм или ещё что).

Moonlight сценарий — при голосовой активации включается ряд светильников на бэкграунде и выключаются через пару минут — дети, сказав родителям "спокойной ночи* идут в свои крылья дома и им не надо включать / выключать свет по пути.

Дашбоард, показывающий сколько времени дети занимались на пианино или играли на компьютере или смотрели телевизор.

Пылесосы роботы с одной иконкой для очистки только определенной зоны — после загрузки камина, чтобы не запускать робота из приложения и не выбирать в приложении зону, зона уже занесена в умный дом и запускается голосом.

Освещение: так понимаю, цветовую температуру в зависимости от времени суток вы уже меняете? Приглушённый свет по датчику движения в ванной / туалете ночью? Сценарии голосового управления освещением? При звонке в дверь — световая индикация ты некоторых комнатах (например, рабочее бюро)?

Как начать бизнес на технологиях «умный дом»

Технический прогресс не стоит на месте и с каждым годом позволяет все более совершенствовать условия жизни современного человека. К таким новейшим технологиям относится специальная система «умный дом». Современный бизнес все чаще обращается к таким технологиям, которые могут стать по-настоящему выгодным делом при условии знания некоторых важных особенностей.

Технологии «умный дом». Как организовать бизнес?

Инновационная система «умный дом» представляет собой полностью автоматизированный комплекс управления жилым пространством. Их использование не только делает проживание в доме более комфортным, но и повышает безопасность, обеспечивая защиту жизни и имущества своих жильцов, а также гарантируя ресурсосбережение.

На видео: Система умный дом в действии

Преимущественно в систему «умный дом» включают такие функции:

  • фиксация на видео всего, что происходит возле дома в отсутствие хозяев,
  • имитация присутствия жильцов для сохранения безопасности имущества (включение музыки, управление жалюзи),
  • предотвращение утечки воды или газа, включение пожарной безопасности при необходимости; и многие другие полезные действия.

Использование такой системы, помимо прочего, экономит время хозяина дома, которое он может больше не тратить на различные отвлекающие мелочи. Использование «умных» систем делает безопасным пребывание дома детей, так как устраняет все возможные опасные факторы.

Благодаря всем этим преимуществам у системы «умный дом» появляется все больше поклонников. Увеличение спроса приводит к увеличению предложений в этой области, однако эта ниша еще нова и потому представляет обширную область для начала бизнеса.

На видео: Технология умный дом своими руками

Начинать бизнес по установке технологий «умный дом» следует с изучения этой отрасли и анализа существующих предложений, а также ценовой политики конкурентных компаний. Поскольку фирмы-конкуренты могут иметь определенный опыт в этой деятельности, а потому они на слуху у потенциальных клиентов, соревноваться с ними в одной ценовой категории может быть сложно, поэтому лучше предложить свои услуги по немного более низким ценам.

Далее, проведя анализ рынка, важно определить, будет ли установка системы «умный дом» единственным видом услуг, оказываемых компанией, или стоит объединить ее с другими предложениями, например, охранными или пожарными системами, сигнализацией и прочими. Этот фактор зависит от того, на какой контингент клиентов рассчитывает предприниматель: поскольку стоимость установки систем «умного дома» достаточно высокая, рассчитывать приходится на заказчиков с уровнем дохода выше среднего. Именно поэтому, учреждая такое предприятие в небольшом городе, лучше объединить несколько услуг, чтобы не испытывать дефицит клиентов.

На видео: Подготовка дома к установке системы “Умный дом”

Дополнительной областью деятельности компании может стать обслуживание систем «умный дом». Таким образом, можно получить постоянных клиентов, благодаря которым иметь стабильный доход.

Наиболее важными факторами, влияющими на качество работы создаваемых систем, а значит, и успех всего предприятия, можно считать техническую составляющую и наличие квалифицированных профессионалов в этой области.

Так, закупая максимально качественное оборудование, можно быть уверенными в высоком уровне устанавливаемого оборудования и продолжительном сроке его службы. Поэтому не стоит доверять малоизвестным производителям, предлагающим дешевое оборудование: на качестве в технологиях такого рода экономить не стоит.

Система удаленного контроля умный дом - для обеспеченных клиентов

Система удаленного контроля умный дом – для обеспеченных клиентов

К обязательным условиям функционирования предприятия по продаже и монтажу технологий «умный дом» можно причислить аренду складского помещения, где будет располагаться все необходимое оборудование. Такое помещение должно отвечать требованиям пожарной, санитарной и прочих инспекций и быть обустроено в соответствии с правилами безопасности.

Немаловажно также наличие офиса для сотрудников компании. Это помещение может быть небольшим, но должно иметь презентабельный вид, поскольку в нем будет производиться не только обслуживание систем, но и прием клиентов. В связи с этим офисное помещение должно быть статусным, обставленным со вкусом и стильно, поскольку большинство клиентов таких компаний – профессионалы высшего класса, имеющие определенное представление о комфорте и стиле.

Подбор сотрудников для продажи услуг и непосредственно установки систем «умный дом» будет одним из важнейших этапов создания этого бизнеса, что связано с огромной ответственностью, возлагаемой на таких специалистов. Так, кроме менеджеров по продажам, в компании должно быть достаточное количество узконаправленных профессионалов, специализирующихся непосредственно на монтаже оборудования и электроники. Желательно, чтобы мастера выезжали по адресу целой бригадой для максимально быстрого выполнения всех работ. Достаточное количество сотрудников должно находиться и на рабочих местах в офисе, контролируя работу систем дистанционно. Поскольку эта отрасль деятельности относительно нова, часто приходится обучать сотрудников непосредственно после приема на работу, что также важно учитывать, открывая новое предприятие.

Умный дом инфографика

Определенные отличительные особенности имеет и рекламная кампания предприятия, занимающегося установкой систем «умный дом». Главный нюанс связан с относительно высокими ценами на подобные технологии, поэтому, занимаясь рекламой, важно четко представлять себе потенциального клиента, понимать, где он может увидеть рекламу компании и каким образом отреагировать на нее. Поэтому уличная реклама, особенно в недорогих СМИ или листовках, может сработать значительно хуже, чем информация об аналогичных услугах в специализированных интернет-изданиях.

Один из вариантов, который могут рассматривать те, кто сомневаются в достаточности имеющегося стартового капитала – покупка франшизы. Такой вид бизнеса более простой, поскольку требует меньших вложений в рекламную кампанию, не нуждается готовый проект и в тщательных технических разработках – система будет действовать уже по отлаженной схеме. Приобретая франшизу, в целом можно ограничить стартовые вложения 200 тысячами рублей, тогда как создание компании с нуля предполагает более солидные инвестиции.

Налоговая регистрация предприятия

Одним из самых важных шагов в организации бизнеса по предоставлению услуг установки систем «умного дома» будет регистрация субъекта предпринимательской деятельности. Оформить можно как физическое, так и юридическое лицо. В первом случае нужно пройти регистрацию как индивидуальный предприниматель, из существующих разновидностей юридического лица, как правило, выбирают вариант ООО. Каждая из форм предпринимательства имеет свои положительные и отрицательные стороны. Но если впоследствии владелец предприятия планирует расширять свою деятельность, сотрудничать с крупными компаниями и работать на международном рынке, предпочтительнее остановиться на форме юридического лица, в основном – ООО. Оформив общество с ограниченной ответственностью, его владелец может еще в процессе регистрации перейти на упрощенную систему налогообложения, которая дает возможность уплачивать только 6 процентов налога от доходов и, что очень важно, значительно упростить отчетность.

5

К преимуществам ООО можно отнести и отсутствие личного финансового риска для владельца компании: при банкротстве вся ответственность будет ложиться на уставной капитал, а не самого владельца.

Последовательность действий для оформления ООО будет следующей:

  • заполнение заявления на открытие ООО по специальной форме, которую предоставляют в отделении ФНС, а также можно найти на сайте этой службы;
  • предоставление устава предприятия, решения о его создании, а при наличии нескольких владельцев – протокол собрания учредителей;
  • личные документы владельца (при наличии нескольких учредителей – паспорта и ИНН всех участников);
  • предъявление уставного капитала. Этот пункт очень важен, так как при отсутствии нужной суммы в денежном эквиваленте заявление на открытие ООО не примут. Минимальная сумма уставного капитала составляет от 10 тысяч рублей, но при организации компании, специализирующейся на современных технологиях, потребуется большая сумма;
  • оплата государственной пошлины, квитанция о которой также подается вместе с заявлением. Сумма, которую необходимо уплатить в качестве пошлины, составляет 4 тысячи рублей.

После подачи заявления и пакета документов лично или в онлайн-режиме будущему предпринимателю придется ожидать в течение нескольких дней, пока специалисты налоговой инспекции рассмотрят его. При условии выполнения кандидатом всех требований примерно через 5 рабочих дней выдают все документы, дающие статус ООО и позволяющие законно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Если будущий владелец предприятия по продаже и монтажу систем «умный дом» решает ограничиться оформлением ИП, все этапы регистрации будут значительно проще: так же нужно заполнение специального заявления, уплата пошлины и предоставление паспорта и идентификационного кода заявителя по адресу его прописки.

Таким образом, выбрав для будущей бизнес-деятельности технологии «умный дом», важно еще на этапе планирования правильно оценить масштаб выбранной деятельности и выбрать наиболее верную стратегию. Правильно рассчитав необходимые стартовые вложения и выбрав подходящий способ налоговой регистрации, нужно действовать в соответствии с продуманным и составленным бизнес-планом.

Как открыть производство устройств для умного дома [бизнес план с расчетами на 2022 год]

По данным Strategy Analytics на конец 2018 года в мире было зафиксировано более 200 000 000 домохозяйств, в которых присутствовала бы хотя бы одна система умного дома.

К 2023 году их число должно достигнуть 300 000 000. Это знаковое число, ведь оно означает, что системы умного дома появятся в 30% всех домов, подключенных к сети широкополосного интернета. Объём рынка составит 157 млрд. долларов.

Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.

Россия значительно отстаёт от мировых показателей, но тенденции видны и у нас. За первый квартал 2020 года «Связной» анонсировал колоссальный спрос на гаджеты для умного дома – их удалось продать в 23 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года. А весь годовой прирост спроса составил 62%. Сидя на самоизоляции, люди заинтересовались умными устройствами.

Идея умного дома – это домашняя автоматизация, т.е. упрощение ежедневных рутинных действий. Кроме того, часть гаджетов может обеспечить дополнительную защиту вашего имущества от пожара или злоумышленников.

Простейший пример умного дома – управление уровнем освещения в определённое время. Немного сложнее заставить включаться камеру, когда кто-то открывает входную дверь. Совсем сложная система: поднятие или опускание штор и авто включение кондиционера, в зависимости от изменения температуры в помещении.

Пользователи выбирают умный дом не только за простоту настройки, но и за возможность постепенно ознакомиться со всем его функционалом. Начать можно с одной розетки, датчика или лампочки, а потом разнообразить домашний быт так, как захочется именно вам.

Любая система умного дома построена на двух вещах: управляющем хабе и датчиках, которые оценивают обстановку и обеспечивают работу системы. Хаб обычно подключается к розетке, находит WiFi и координирует работу датчиков.

Датчики работают на аккумуляторах. Они обычно беспроводные и, если бы они подключались к WiFi напрямую, то не смогли бы делать это в течение продолжительного времени.

Для хаба разработан ряд энергоэффективных интерфейсов, наиболее популярными из которых являются Z-Wave и ZigBee.

Для начала работы с умным домом понадобится хаб и любые датчики на ваш выбор. Рассмотрим какие они бывают.

О видах хаба и датчиков

На рынке представлены различные виды управляющих хабов:

  • Xiaomi Mi Smart Home Hub;
  • Aqara Hub Gateway- Redmond SkyCenter- «Яндекс.Станция» (хотя часть гаджетов Яндекс справляются и без неё)

А для чего они могут быть использованы?

1. Освещение

Чаще всего люди устанавливают элементы умного дома именно в направлении «умного света». В отдельных случаях здесь хаб вообще не нужен. Например, для «умных» лампочек, управлять которыми можно через приложение на смартфоне.

«Умное» освещение может соблюдать исполнение определённых сценариев, заложенных пользователем: включение или выключение света в установленное время, при открытии дверей, от голоса и т.п.

На рынке можно встретить следующие предложения по лампочкам:

  • Xiaomi LED Smart Bulb — от 650 рублей;
  • «Умная» лампочка от «Яндекса» — от 1 500 рублей;
  • «Умная» лампочка Aqara LED Light Bulb — от 1 400 рублей;

И по люстрам:

  • Светильник Gauss 2050112 — от 6000 рублей;
  • Citilux Старлайт Смарт CL703A30G — от 6500 рублей;

2. Безопасность

Интеллектуальные датчики безопасности делятся на три категории: движения, освещения и контроля дверей. Их функция или уведомить пользователя о текущем положении дел в той или иной области дома, или послужить сигналом для включения других устройств, к примеру, света или обогревателя.

На рынке представлены:

  • Aqara Motion Sensor — от 1 450 рублей;
  • Elari Smart Motion Sensor — от 1000 рублей;

Есть ещё устройства для фиксирования утечек газа, воды и возможного возгорания.

Датчики газа:

  • Xiaomi Mi Honeywell — от 3 500 рублей;Redmond SkyGas (RSG-151S) — от 4 300 рублей;

Водной протечки:

  • Aqara Water Leak Sensor — от 1000 рублей;

AJAX LeaksProtect — от 2500 рублей;

Пожарные датчики:

  • AJAX FireProtect — от 3500 рублей;

Rubetek KR-SD02 — от 1600 рублей;

3. Камеры

Интеллектуальные камеры могут одновременно выступать в роли хаба. Их основная сфера применения запись движения, попадающего в поле зрения, например, если кто-то подошёл к входной двери. Вывод изображения можно настроить даже на экран смартфона.

Среди предложений можно найти:

  • Xiaomi MiJia Mi Home security camera от 3 100 рублей;
  • Wi-Fi камера Rubetec RV-3404 от 4 700 рублей;

Есть и камеры, стоимостью свыше 15 000 рублей. У них значительно больше функций и высокодетализированное качество изображения.

4. Удалённое управление

Сюда относят имитаторы пультов для управления бытовой техникой. Они синхронизируют сигналы обычного пульта со своим и позволяют управлять привычной нам «старой» техникой со смартфона. Также благодаря им можно задать своей технике определённые сценарии поведения.

Из предложений можно встретить:

  • пульт «Яндекса» от 1400 рублей;
  • пульт HIPER IoT IR2 от 900 рублей;
  • пульт Aqara Cube от 1000 рублей;

5. Голосовое управление

«Умные» колонки и встроенные голосовые помощники позволяют осуществить управление элементами умного дома за счёт голосовой команды. Именно они в конченом счёте производят тот самый «WOW-эффект» от наступления будущего.

Самые популярные «умные» колонки:

  • «Яндекс.Станция» от 15 000 рублей;- Apple HomePod Mini от 13 000 рублей;- Google Home от 12 000 рублей;

И их мини-версии:

  • Google Home Mini от 4 200 рублей;
  • «Яндекс.Станция Мини» от 7 000 рублей;

О том, как заработать на производстве устройств для «умного» дома на примере iRidium Mobile Сергея Королёва

Настало время оценить, насколько трудно создать свой бизнес в России на производстве систем для умного дома и поможет нам в этом пример Сергея Королёва, основателя iRidium Mobile.

Сергей начал первый бизнес в 1999 году, он был связан с установкой продуктов от 1C. Заказчиков часто интересовало оснащение офисов более новой техникой, и Сергей решил не упускать свой шанс. Он открыл компьютерную фирму, которая быстро переросла в сеть из 5 точек.

Продавая по 200 ПК в месяц, оборот сети превышал 15 000 000 рублей. Тогда же один из сотрудников предложил обратить внимание на «умные дома». После выставки Hi-Tech Building в Москве у обоих парней сложилось впечатление, что через 10 лет эти технологии прочно войдут в нашу жизнь.

На дворе был 2007 год. Сергей открыл офис продаж по системам умного дома в Екатеринбурге. Он обошёлся ему в 120 000 рублей (примерно 320 000 рублей по состоянию на 2021 год).

По словам Сергея, дом на 300 квадратов обслуживался за 2 000 000 рублей (7,7 млн рублей с учётом инфляции к 2021). Сейчас ту же площадь можно оснастить умными гаджетами за 300 000 рублей. Причём клиенты были. Тогда в нулевые люди легко расставались с деньгами.

Вскоре из-за кризиса 2008 года компьютерную сеть пришлось закрыть. «Умные дома» же переросли в разработку софта под названием Iridium Mobile. Тот же офис, только пришлось нанять больше программистов.

Тогда, ещё до начала официальных продаж в России первого iPhone, команда проекта уже переносила управление умным домом на него. В отличие от панелей AMX за 5000 долларов, смартфон обходился всего в 1000 – в 5 раз выгоднее.

Уже в 2009-ом Hi-Tech Building признали уникальный проект: датчиков было много, а управление со смартфона – единственное. Приложение в AppStore называлось iRidium HD.

Через год софт продали в Голландию. В течение последующих лет команда разрабатывала софт для «умного» дома, а с 2018 года и полноценные устройства, начиная с настенных панелей управления. Сегодня в списке контактов Iridium Mobile ритейлеры из 72 стран.

По словам Сергея, продукт чаще всего интересует инженеров, которые занимаются автоматизацией яхт и элитной недвижимости. На втором месте – проекты с огромной площадью, свыше 1 500 квадратных метров: конференц-залы, больницы, отели.

Для начинающих стартапов в этой сфере два пути. Первый, если у вас MVP (минимальный продукт, готовый к выходу на рынок), вы можете пройти отбор в международном акселераторе. Тогда вашей идеей заинтересуется инвестор, и вы сможете найти специалистов на полный цикл производства.

Второй вариант, это путь команды Iridium Mobile. Создать уникальный софт и представить его российским инвесторам. Использовать Россию, как тестовый полигон, а потом масштабироваться на мир.

Первые сервера для собственных устройств команда заказывала в США. Был даже случай потери целой партии в 250 серверов, стоимостью свыше 10 000 долларов.

Изначальный план предпринимателя подразумевал открытие офиса в Германии, а производственного цеха в Китае, где производство электроники обходится в почти в 2 раза дешевле, чем в России.

Однако, из-за решения развивать компанию постепенно Iridium Mobile запустили производство на Урале по ОКВЭД: 46.6 – оптовая торговля оборудованием, прочими машинами и принадлежностями.

В команде проекта 47 человек (со средней зарплатой 90 000 рублей) и 32 из них это программисты. Компания стала резидентом «Сколково» и получила освобождение от налога на прибыль.

Сейчас она продвигает проекты «умного» дома на выставках, стоимость участия в которых от 800 000 рублей. По 500 000 рублей на мероприятие компенсирует «Сколково». Из 150-170 контактов, около 15-20% становятся клиентами.

Чтобы запустить производство собственного оборудования Сергей занимал у Фонда поддержки предпринимательства 5 000 000 рублей под ставку 7,75% годовых.

Первый заём в 1 000 000 рублей был потрачен на аренду цеха и ремонт. Затем ещё 3 000 000 рублей ушли на оборудование. Последний заём произошёл в 2020 году и связан с увеличением производственных мощностей.

Тогда был оформлен и другой заём сразу на 20 000 000 рублей от Свердловского венчурного фонда, вложенных в «разработку новых систем».

По данным бухгалтерской отчётности компания каждый год работает в убыток, примерно на 400 000 рублей. Однако, выручка компании в 2019 году превышала 14 000 000 рублей.

Бизнес-план по установке системы «Умный дом»

  • 31.05.2017

Интеграция различных систем инженерного оборудования в единый управляемый комплекс является одним из наиболее современных решений в строительной индустрии. Данный бизнес-план по установке системы “Умный дом” предусматривает создание компании, которая будет заниматься проектированием и монтажом эффективных систем, обеспечивающих комфорт проживания жителей на уровне современных требований.

Бизнес-план по установке системы «Умный дом»

Общая концепция проекта

Основным экономическим преимуществом систем «Умный дом» является возможность существенного повышения комфортности жилого здания при одновременном снижении затрат на энергоносители. Интеллектуальные системы «Умный дом» относительно недавно появились в России. Они представляют собой автоматизированный управляемый комплекс инженерного оборудования, включающий в качестве элементов следующие системы:

  • Регулирования освещения.
  • Регулирования отопления.
  • Слежения (датчики движения).
  • Противопожарной безопасности и защиты от иных форс-мажоров техногенного характера (затопление, утечка газа и прочее).

Система регулирования светом позволяет осуществлять контроль за каждым источником света и включать (выключать) его дистанционным образом или по расписанию, задаваемому специальной программой. Это позволяет значительно снизить стоимость оплаты услуг по электроснабжению.

Система регулирования отопления позволяет устанавливать и поддерживать индивидуальные и экономически обоснованные параметры климата в каждом помещении. Регулируется таким образом температура, уровень влажности, величина притока свежего воздуха.

Система слежения формируется благодаря установке в доме датчиков слежения, позволяющих обнаружить перемещающийся объект снаружи дома.

Система противопожарной безопасности включает в себя датчики дыма, которые автоматически передают сигнал при превышении пороговых значений по задымлению на пульты охранных структур.

Открытие компании по реализации проектов «Умный дом» предполагает решение следующих социальных и предпринимательских задач:

  • Удовлетворение потребностей граждан в создании комфортных условий проживания, соответствующих современным требованиям.
  • Создание новых рабочих мест для специалистов различных специальностей, задействованных в данном виде деятельности.
  • Пополнение муниципального бюджета налоговыми поступлениями от деятельности высокорентабельного предприятия;
  • Извлечение прибыли.

Используемый как пример бизнес-план по установке системы “Умный дом” с расчетами содержит выверенный по срокам проект создания предприятия, жизненный цикл которого предусматривает 4 фазы:

  • Разработка бизнес-плана по созданию компании.
  • Выход на рынок услуг.
  • Рост.
  • Достижение зрелости.

Общий жизненный цикл проекта – 3 года 9 месяцев.

Анализ рынка

Общее состояние отечественного рынка услуг по внедрению систем «Умный дом» характеризуется ростом. Причем такой рост обусловлен оживлением предпринимательства. Основными потребителями услуги являются частные домашние хозяйства с уровнем дохода выше среднего по стране. Это обусловлено тем, что данная услуга является довольно дорогостоящей и воспользоваться ей может лишь незначительная часть населения. Это утверждение особенно актуально для жителей небольших городов и сельской местности. По расчетам, в среднестатистическом российском областном центре с населением в 400 000 человек экономически доступной услуга является только для 60 000, т.е. для 15% жителей. Для таких населенных пунктов данный уровень будет являться предельным значением емкости рынка.

Значимым инструментом повышения привлекательности данной услуги может стать инвестиционная политика государства, обеспеченная соответствующими ресурсами для предоставления кредитов. Для компаний, занимающихся данной деятельностью, важнейшим фактором выживаемости в конкурентной борьбе является постоянное обновление проектов в соответствии с современными стандартами и технологиями.

Маркетинг и реклама

Маркетинговая политика создаваемого предприятия строится исходя из следующих целей:

  • Завоевание доли рынка и повышение значимости оказываемых услуг.
  • Извлечение прибыли.
  • Повышение социальной ответственности и уровня общественного признания компании.
  • Постоянное внедрение новейших технологических разработок в практику.

Для этого будет организовано проведение следующих мероприятий:

  • Исследования на предмет целесообразности открытия филиалов в других населенных пунктах.
  • Маркетинговые исследования с целью получения сведений о востребованности услуги.
  • Мониторинг клиентской базы.
  • Гибкая коррекция товарной и ценовой политики.
  • Мониторинг политики сбыта.
  • Комплекс коммуникативных мероприятий.

С целью привлечения новых заказчиков и повышения имиджа компании рекламная деятельность будет проводиться:

  • В печатных изданиях населенного пункта (не реже 2 раз в год).
  • На телевидении и радио (2 раза в день, периодически на протяжении года).
  • В форме участия в разнообразных массовых мероприятиях в качестве спонсора.
  • В сети Интернет (путем разработки и продвижения собственного сайта).
  • Через социальные сети путем создания целевых сообществ.

Таблица расходов на маркетинговые и рекламные мероприятия:

Статьи Сумма (в рублях)
Приобретение офисных расходных материалов 50 000
Реклама в городских СМИ 80 500
Реклама на телевидении и радио 20 000
Расходы на спонсорство 50 000
Исследование рынка 20 000
Создание и продвижение сайта компании 3 000
Всего 223 500

Описание объекта

Фирма по установке систем «Умный дом» занимается оказанием услуг по монтажу и интеграции элементов одноименной системы. Доходность предприятия определяется направлениями, по которым будет осуществляться предпринимательская деятельность. На начальной стадии реализации проекта предполагается осуществлять монтаж систем:

  • Регулирования освещения.
  • Противопожарной безопасности.
  • Регулирования отопления по принципу климат-контроля.

Для каждого помещения будет разрабатываться индивидуальный проект системы с набором необходимого оборудования.

Компания создается как малое предприятие в организационно-правовой форме ООО (общество с ограниченной ответственностью). Выбор сделан на основании более гибкого реагирования предприятий такого типа на потребности рынка и высокой адаптивности к изменениям его конъюнктуры. ООО функционирует на основании:

  • Код ОКОПФ: 65.
  • Код ОКФС: 16.

В компании устанавливается следующий режим рабочего дня и трудового распорядка:

  • Продолжительность рабочей недели – 5 дней.
  • Продолжительность рабочего дня – 8 часов с учетом обеденного перерыва.

При данных условиях прогнозируемое количество реализуемых проектов за 1-й год работы предприятия – 57.

Персонал

Открытие и последующее функционирование предприятия связано с неизбежным изменением численности рабочего персонала, что обусловлено непредсказуемостью рынка и изменением количества реализуемых проектов в различные периоды деятельности компании. Предполагается, что в первый год работы для выполнения плана оказания услуг на предприятии необходимо иметь следующих сотрудников:

  • Технические специалисты – 3.
  • Монтажники – 1.
  • Программисты – 1.

Общее количество явочных сотрудников – 5 человек.

На начальной стадии работы предприятия учредитель берет на себя обязанности руководителя, бухгалтерия передается на аутсорсинг.

Расчет расходов на оплату труда работников фирмы представлен в сводной таблице оценки эффективности проекта.

Оценка экономической эффективности

Расчет времени нужен для четкого представления о сроках, необходимых для качественного проведения всех мероприятий, предусмотренных данным бизнес-планом. Так, он предполагает, что под офисное помещение будут использоваться арендуемые площади и капитального строительства вестись не будет, следовательно, установка офисного оборудования не потребует много времени.

Основные этапы осуществления инвестиционного проекта:

Этап реализации проекта Доинвестиционные мероприятия Инвестиционный период Производственный период
Шаг расчета (год) 1 2 3 4
Подготовка документов на получение кредитных средств +
Разработка технической документации +
Приобретение производственно-технологического оборудования и расходных материалов +
Установка оборудования +
Оказание услуг + + + +

Производственное оснащение

Для нормального функционирования компании по оказанию услуг «Умный дом» необходимо приобрести следующее производственно-технологическое оборудование:

  • Персональный компьютер.
  • Цветной принтер.
  • Сканер.
  • Сенсорная доска.
  • Копировальная машина.
  • Проектор.
  • Монтажный инструментарий и инвентарь.

Стоимость оборудования и затраты на его приобретение (с учетом амортизационных отчислений) представлены в данной таблице:

Вид оборудования Количество единиц Сумма (в руб.) Амортизация
За единицу Общая Норма, % Сумма (в руб.)
Персональный компьютер 3 25 000 75 000 33,33 25 000
Принтер 1 4 000 4 000
Сканер 1 2 000 2 000
Копировальная машина 1 5 000 5 000
Сенсорная доска, проектор 1 30 000 30 000 20 6 000
Всего 116 000 31 000
Дополнительно 23 200
Монтажный инструментарий и инвентарь 5 800
Общая сумма 145 000

При данных затратах средняя норма амортизации составит 26,72% (31 / 116 х 100).

Данный бизнес-план по установке системы «Умный дом» с расчетами не предусматривает капитальные вложения, направляемые на формирование оборотных активов, так как все оборудование, необходимые материалы и прочее будут приобретаться на условиях полной предоплаты.

Источники финансирования проекта:

  • Средства, получаемые по договору коммерческого кредитования (50% расчетной стоимости проекта).
  • Собственный капитал учредителя (50% расчетной стоимости проекта).

Финансовая структура инвестиций

Категория Источники финансирования Условия финансирования
Собственный капитал учредителя Средства коммерческого кредита ставка, % срок займа, лет начало погашения займа
% сумма % сумма
Первоначальный капитал 50 91 060 50 91 060 24 1 1
Всего общих издержек 50 91 060 50 91 060

Прогнозирование расходов на производство и реализацию услуг выполнено на основе исходного положения о том, что стоимость элементов системы «Умный дом» отличается незначительно и, в среднем, равна 3 000 руб. за кв. м. Средняя площадь помещений, в которых эти элементы будут смонтированы, составляет 200 кв. м.

Таким образом, можно рассчитать производственные затраты по расчетным периодам и величину реализационной цены:

Показатель Сумма (в руб. по расчетным периодам)
1 2 3 4
Производственные и реализационные расходы 10 426 583 14 011 501 19 663 406 28 672 551
Объем продаж (количество реализованных проектов) 13 19 28 43
Производственные и реализационные расходы на единицу продукции 802 045 737 447 702 265 666 804
Коэффициент торговой наценки 0,050 0,050 0,100 0,130
Цена без НДС 842 147 774 319 772 492 753 489
Отпускная цена 993 733 913 696 911 541 889 116

Общие расходы на реализацию проекта по расчетным периодам составят:

Статьи Сумма (в руб. по расчетным периодам)
1 2 3 4
Расходы на материальные ресурсы, в том числе: 7 830 628 11 436 441 16 843 546 25 852 691
Приобретение производственно-технологического оборудования 7 800 000 11 400 000 16 800 000 25 800 000
Оплата электроэнергии 7 480 9 126 10 768 13 030
Оплата тепловой энергии 23 148 27 315 32 778 39 661
ФОТ 1 596 000 1 596 000 1 776 000 1 776 000
Начисления на зарплату 414 960 414 960 461 760 461 760
Амортизационные расходы 31 000 31 000 31 000 31 000
Прочие расходы 554 955 533 100 551 100 551 100
Проценты за кредит 21 855
Оплата аренды помещения 150 000 150 000 150 000 150 000
Расходы на подготовку персонала 159 600 159 600 177 600 177 600
Расходы на проведение маркетинговых и рекламных мероприятий 223 500 223 500 223 500 223 500
Всего 10 426 583 14 011 501 19 663 406 28 672 551

Оценка преимуществ и рисков

Для оценки эффективности проекта использована методология SWOT-анализа. Она предусматривает сравнение сильных и слабых сторон компании, оценку потенциальных рисков и предлагает компенсационные меры для минимизации слабых сторон проекта.

SWOT-анализ фирмы данного бизнес-плана выявил следующие сильные и слабые стороны в деятельности компании по оказанию услуг по монтажу систем «Умный дом»:

  • Использование высокотехнологичного оборудования.
  • Наличие квалифицированных сотрудников.
  • Восприимчивость к инновациям.
  • Доступность финансовых ресурсов.
  • Высокая себестоимость конечного продукта.
  • Высокий уровень отпускных цен.
  • Узкий ассортимент решений по их востребованности потребителями.

Благоприятные потенциальные возможности:

  • Возможность расширения перечня услуг.
  • Выход на новые рынки.
  • Возможность разработки собственных инновационных решений.
  • Повышение репутации фирмы.
  • Улучшение потребительских характеристик внедряемых решений.

Потенциальные риски и угрозы:

  • Усиление конкуренции на рынке.
  • Неблагоприятная государственная налоговая политика.
  • Отсутствие надежных поставщиков высококачественного оборудования.

На основании данного анализа можно сделать вывод о том, что создаваемое предприятие будет иметь высокую рентабельность и стабильно приносить прибыль. Количество сильных сторон и возможностей превышает число потенциальных рисков и угроз.

Выводы

Оценка расчетов, приведенных в бизнес-плане создания предприятия по монтажу систем «Умный дом», показывает, что срок окупаемости проекта составляет 2 года 15 дней. Доходность компании составит 8,68 рубля чистой прибыли с 1 рубля вложений.

Таким образом, данный вид бизнеса является высокодоходным, рискованным, со значительной перспективой к дальнейшему развитию. Особенно важными достоинствами проекта являются высокая надежность внедряемого оборудования, его экологичность и возможность персонализации инженерных решений для каждого проекта системы. Слабая сторона – высокий уровень однообразия услуг, присутствующих в данном сегменте рынка.

Успешность предприятия будет во многом определяться грамотной маркетинговой стратегией: активной коммуникационной политикой, стремлением к постоянному обновлению своих технологических решений, возможностями по расширению ассортимента внедряемого оборудования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *