ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. СТРУКТУРА БУХГАЛТЕРИИ
На данный момент существует две формы организации бухгалтерского учета — это централизованная и децентрализованная форма.
Когда организация бухгалтерского учета ведется по децентрализованной форме, учетный аппарат не сосредоточен в одном месте, а рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, в которых ведется аналитический и синтетический учет, составляются отчетность и балансы хозяйства, подразделений. В таком случае главная бухгалтерия ведет контроль за постановкой учета на отдельных участках организации, а также составляет сводный баланс и отчеты по организации. При такой форме организации самые важные функции учета и внутреннего аудита осуществляют бухгалтерии структурных подразделений организации. [см. Приложение 1]
Когда организация бухгалтерского учета ведется по централизованной форме, весь учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии, и в ней на основании первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации, ведется весь аналитический и синтетический учет. В этих подразделениях осуществляется лишь первичная регистрация хозяйственных операций.[6, 36][см. Приложение 2]
На практике стало очевидно, что централизованная форма организации бухгалтерского учета дает наиболее эффективное руководство, и контролирует со стороны действия главного бухгалтера, позволяет лучше распределять труд между работниками учета и как можно эффективнее использовать персональные электронно-вычислительные машины. Именно поэтому большинстве организаций применяют централизованную форму бухгалтерского учета, а децентрализация учета допускается только в очень крупных организациях.[2, 568 с.]
Структура бухгалтерии и факторы, её определяющие
Структура бухгалтерии состоит из работников бухгалтерского аппарата, которые выполняют учетные функции на основе принципов разделения труда.
Такие факторы как технические средства учета и объем учетной работы, во многом влияют на структуру бухгалтерского аппарата.
Все работники бухгалтерии подчиняются напрямую главному бухгалтеру при линейной. Эта структура бухгалтерии может применяться в небольших организациях, где численность аппарата не превышает 10 человек.
При вертикальной организации бухгалтерского учета создают промежуточные группы управления (отделы,секторы, бюро):
производственно-калькуляционная, осуществляющая учет издержек производства, вычисляющая себестоимость продукции, составляет отчетность о производстве, определяя результаты внутрихозяйственного расчета;
группа учета готовой продукции, которая ведет учет готовой продукции на складах и, осуществляющая ее реализацию;
материальная группа управления, контролирующая учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. Обычно именно в этой группе осуществляется учет основных средств;
группа учета оплаты труда, которая ведет учет затрат труда рабочих, начисляет зарплату работникам, контролирует использование фонда оплаты труда, учет всех расчетов с бюджетом, работниками организаций, фондом социальной защиты населения и другими различными ведомствами, связанными с оплатой труда;
общая группа, состоящая из работников ведущих учет остальных операций и Главную книгу, составляющих бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности.
Помимо этого, в составе бухгалтерии есть бухгалтеры группы (отделы) капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Обычно в крупных организациях, за исключение перечисленных, бывают группы (отделы) учета основных средств, тары, расчетная (в которой работники осуществляют учет денежных средств и расчетов с организациями и лицами), сводная-аналитическая, подготовки и технической обработки информации, и др.
Штаты и структура бухгалтерии зависят от объема работ, которые она выполняет, и уровня автоматизированной обработки учетной информации. Организация сама определяет общую численность учетных работников, их квалифицированный и профессиональный состав. Руководитель организации утверждает штатное расписание, в котором закрепляется должностной состав работников бухгалтерии.
Правильная организация работы учетного аппарата регламентирована Положением о бухгалтерии, в котором определены правовое положение, функциональная и административная подчиненность бухгалтерии.[10, 385 с.]
Что является организационным элементом любой формы бухгалтерского учета
Регистры считаются основным элементом любой организационной формы бухгалтерского учета. Они используются для построения журналов, накопительных и группировочных ведомостей, карточек, бухгалтерских счетов, различных проверочных балансов, разработочных таблиц. [c.275]
Выбор формы бухгалтерского учета (состава, структуры и порядка формирования учетных регистров). Определяется организационная структура бухгалтерии обязанностями работников, схемой документооборота, центрами ответственности. В России наиболее распространены журнально-ордерная и автоматизированная формы. [c.565]
В любом случае выбор той или иной организационной формы бухгалтерского учета представляет собой важный фактор рационализации учетного процесса. Причем если ранее, до широкого внедрения в учетный технологический процесс ЭВМ, более предпочтительным являлось создание централизованных бухгалтерий, то в настоящее время ситуация иная. Большие возможности имеет децентрализация учета. Основной довод — автоматизация рабочего места бухгалтера. Другие факторы объем учетных работ, численность персонала, номенклатура производственных запасов и готовой продукции, количество [c.427]
Ведение в установленной форме бухгалтерского учета и составление отчетности предусмотрены действующим законодательством в качестве обязательной нормы для предприятий всех организационно-правовых форм и видов деятельности. [c.262]
Организационная форма бухгалтерского учета на предприятии определяется [c.266]
Предприятия самостоятельно устанавливают организационную форму бухгалтерского учета исходя из конкретных условий хозяйствования. [c.266]
Организационные формы бухгалтерского учета в производственном объединении, на предприятии [c.356]
В промышленности сложились две организационные формы бухгалтерского учета децентрализованная и централизованная. [c.356]
Организационные формы бухгалтерского учета в производственных объединениях зависят от их отраслевой принадлежности, территориальной разобщенности и хозяйственно-правовой самостоятельности. В отраслях промышленности, где в состав производственных объединений входят предприятия, расположенные в различных административных районах, сложились в основном два типа производственных объединений. [c.361]
Использование современных средств вычислительной и другой организационной техники значительно снижает трудоемкость обработки и формирования учетной информации, а их технические возможности позволяют выдвинуть следующие основные критерии формирования и обработки учетной информации — необходимость и достаточность учетной информации для выполнения поставленной задачи, т. е. информация, выдаваемая вычислительным центром, должна иметь строго направленное целевое назначение выдаваться только тому лицу, кто ее запросил, или принудительно поставляться лицу, ответственному за принятие по этой информации решения не быть избыточной. Для этого форма бухгалтерского учета, ориентированная на использование ЭВМ, должна быть построена на следующих основных принципах [c.76]
Организационные формы бухгалтерского учета строятся на основании законодательно-нормативных актов, в которых эти вопросы разработаны достаточно подробно. Прежде всего следует обратиться к Федеральному закону «О бухгалтерском учете» и «Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации». В соответствии с Законом ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. [c.10]
Отказ от применения субсчетов, отнесение объединяемой в них информации к системам аналитического учета позволяют значительно расширить информационную емкость системы бухгалтерского учета при оптимальном числе номенклатурных позиций синтетического учета. Однако сложность организационных форм бухгалтерского учета убеждает нас в [c.195]
Частичная механизация представляет собой первый уровень механизации учетных работ. Обработка учетных данных ведется с помощью клавишных или перфорационных вычислительных машин. На отдельных участках учетной работы могут применяться электронные фактурные бухгалтерские автоматы. Средства вычислительной техники используются для выполнения вычислительных операций, составления первичных документов и учетных регистров, которые, как правило, незначительно отличаются от принятых в условиях ручного труда. На этапе частичной механизации ручные операции чередуются с машинной обработкой. Ограниченное применение вычислительной техники, как правило, приводит к сохранению журнально-ордерной формы бухгалтерского учета. При этом основными организационными формами использования техники являются индивидуальное использование вычислительных машин, а также пользование услугами машиносчетных бюро или машиносчетных станций. [c.44]
Целесообразность разграничения в бухгалтерском учете организационно-методологического и технологического подходов наиболее полно подтверждается анализом развития форм учета. При ведении учета вручную основными признаками, определяющими его форму, яв- [c.50]
В условиях применения вычислительной техники в основу определения формы бухгалтерского учета, помимо названных, были положены новые признаки способ и техника учетной регистрации, организация учетных записей, уровень и вид используемых технических средств [13 48 52]. Отдельные авторы форму бухгалтерского учета стали отождествлять с технологическим процессом обработки учетной информации. Ведение бухгалтерского учета на современной технической базе расширило круг признаков, принимаемых во внимание при определении содержания формы учета. Однако попытки раскрыть сущность и содержание формы бухгалтерского учета в современных условиях, по сути дела, не достигали цели, поскольку игнорировалась такая важнейшая черта, как организация учетного процесса [40, с. 49]. Между тем организационный аспект на всех этапах его ведения — сбора и регистрации, обобщения и отражения учетной информации — является доминирующим фактором учетного процесса. [c.51]
Таким образом, современные трактовки формы бухгалтерского учета, ориентированные на использование ЭВМ, включают как организационно-методические, так и технологические принципы системы учета. Только полное и комплексное соблюдение этих принципов позволит создать современную машинно-ориентированную форму учета, обеспечит оптимальное функционирование учетного процесса в условиях его автоматизации. [c.52]
Структура и функции системы управления оказывают решающее воздействие на организационные формы бухгалтерского учета, поэтому по мере совершенствования системы управления должны вноситься изменения в проект организации учета. Вообще следует заметить, что неудовлетворительное состояние учета на многих предприятиях объясняется в основном отсутствием проекта организации учета. Нельзя столь сложную систему как бухгалтерский учет организовать исходя из опыта сложившихся стереотипов, когда она зависит от знаний и умений отдельных работников. Нужно разработать проект и вносить в него изменения по мере необходимости. [c.35]
Правовое регулирование образования и деятельности СП. Выполнение контракта и договорные права. Юридические аспекты и требования к отчетности СП в разных странах влияние юридических форм СП на требования к системе бухгалтерского учета. Организационные и производственные вопросы деятельности СП. Некоторые аспекты финансирования и капиталовложений в деятельности СП. Ликвидация СП. Урегулирование внутренних и внешних споров. Наблюдение за выполнением контрактов, договорные права и обязанности. [c.112]
В организационно-техническом плане учетная политика предусматривает выбор формы ведения бухгалтерского учета, организационной структуры бухгалтерской службы. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации О бухгалтерском учете [c.596]
Министерство финансов Российской Федерации — проводит организационно-методологическую работу по совершенствованию бухгалтерского учета. Утверждает планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению и порядку составления отчетности. Разрабатывает и издает нормативные акты по бухгалтерскому учету, которые являются обязательными для исполнения всеми организациями на террито- [c.24]
В бухгалтерском учете и налогообложении в Российской Федерации постоянно происходят существенные изменения, связанные с совершенствованием законодательства, появлением новых организационно-правовых форм предприятий и все большей ориентацией на международные учетные стандарты. [c.157]
Независимо от названных выше форм своего проявления (формирование сети филиалов, стратегических бизнес-единиц и образование малых предприятий) децентрализация бизнеса направлена на совершенствование организационной структуры предприятия, что в конечном счете повышает эффективность его функционирования. Все эти процессы влекут за собой необходимость перестройки сложившейся системы бухгалтерского учета. В трансформированном виде он должен обеспечить возможность четкого оперативного контроля на местах возникновения затрат, создать условия для проведения анализа причин возникновения отклонений от планируемых показателей и оперативного устранения данных отклонений. Все эти задачи могут быть решены лишь в рамках организации учета и отчетности по центрам ответственности предприятия. [c.241]
Учетная политика организации — выбор организацией вариантов учета и оценки соответствующих объектов, а также техники, формы и организации бухгалтерского учета, исходя из установленных требований и допущений, а также особенностей своей деятельности (организационных, технологических, уровня квалификации кадров и др.). [c.490]
В нашей стране официальной датой рождения аудита считается март 1991 г., когда Учредительным собранием Аудиторской палаты был утвержден ее устав. Поначалу в уставе были даны лишь определение аудита, его организационные формы и его носители. Так, в уставе говорится, что аудит — осуществляемая на договорных началах проверка независимым аудитором или аудиторской организацией правильности ведения бухгалтерского учета, достоверности и полноты финансовой отчетности и ее соответствия на предприятии (любой формы собственности) требованиям действующего законодательства что аудитор — физическое лицо, имеющее определенную квалификацию, необходимый опыт работы и получившее лицензию установленного образца на право занятия аудитом что аудиторская организация — это предприятие, объединяющее аудиторов, предметом деятельности которого является осуществление аудита. [c.40]
Таким образом, конечный финансовый результат деятельности коммерческой организации любой организационно-правовой формы хозяйствования выражается так называемой бухгалтерской прибылью (убытком), выявленной за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех ее хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34 н. Согласно данному Положению конечный финансовый результат отчетного периода теперь отражается в бухгалтерском балансе как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения. [c.285]
Многоукладная экономика, представленная различными формами собственности и видами хозяйствования, а также возникновение новых организационно-правовых форм экономических субъектов и новых объектов бухгалтерского учета расширяют пределы его применения за рамками конкретной организации. Так, в современных условиях бухгалтерская информация используется не только с целью внутреннего управления, но и внешними пользователями информации с целью изучения финансового состояния и платежеспособности своих будущих партнеров. [c.3]
К ведению бухгалтерского учета во всех организациях независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и отраслевой принадлежности предъявляются общие требования 1 [c.22]
Первый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют законы и иные законодательные акты Гражданский кодекс Российской Федерации (приняты Государственной Думой — часть 1 от 21.10.95, часть 2 от 01.03.96), Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ О бухгалтерском учете , Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н. В ГК РФ закреплены многие вопросы учетной работы наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица, обязательное утверждение годового бухгалтерского отчета, понятие чистых активов и т.д. Последние же два приведенных документа устанавливают единые методологические основы бухгалтерского учета на территории России для всех юридических лиц, а также определяют порядок организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской информации пользователям. Кроме того, к документам этого уровня относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях. Весьма важными документами первого уровня системы являются также законы соответствующих организационно-правовых форм экономических субъектов, например Федеральный закон Об акционерных обществах и др. [c.27]
По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. [c.96]
При изучении организации необходимо установить ее организационно-правовую форму, организационную структуру и структуру управления, определить наличие различных видов производств (основных, вспомогательных и др.) и видов хозяйственной деятельности, а также наличие структурных подразделений, филиалов, представительств и их территориальное расположение. Изучению подлежат также организационно-технологические особенности и системы методов управления видами деятельности организации. Все эти аспекты оказывают существенное влияние на организацию и построение учетного процесса, в частности на выбор рабочего плана счетов, других организационных, методических и технических аспектов бухгалтерского учета при разработке и принятии учетной политики организации. [c.197]
В результате интенсивной работы по унификации бухгалтерского учета в условиях перехода экономики на рыночные отношения все организации, объединения и другие юридические лица, независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений), используют новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. [c.20]
Наряду с показателями, отражающими состав и размещение имущества, в бухгалтерском учете отражаются и показатели, характеризующие источники образования имущества. Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности имущество по источникам образования подразделяется на две группы собственные (обязательства перед собственниками) и заемные (обязательства перед третьими лицами). [c.59]
Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяй- [c.53]
В зависимости от организационной формы ведения учета регистрация учетных записей может осуществляться в хронологических, систематических, комбинированных или синхронистических регистрах. В одних организационных формах счетные записи сначала фиксируются в журналах регистрации в хронологическом порядке (хронологическая запись), а из них разносятся в систематические регистры (систематическая запись), группирующие счетные записи по однородным объектам бухгалтерского наблюдения. В большинстве случаев систематические регистры применяются для построения бухгалтерских счетов, накопительных и группировочных ведомостей. [c.275]
В других организационных формах хронологическая запись отсутствует и данные из первичных документов переносятся непосредственно в регистры систематической записи (в ведомости или на счета). В третьих — первичные данные заносятся в комбинированные регистры, сочетающие признаки хронологических и систематических регистров. Регистрация счетных записей в классической процедуре бухгалтерского учета осуществляется на этапе журнал. [c.275]
Совокупность всех счетов фирмы с соответствующими кодами называется планом счетов. Небольшой фирме достаточно иметь несколько десятков счетов, в то время как многонациональной корпораций приходится вести тысячи счетов. При этом учитываются производимая продукция, технология, сложность производства, численность работников предприятия и штата бухгалтерии, применяемая организационная форма ведения учета, принятая учетная политика, обеспеченность техническими средствами сбора бухгалтерских и других данных и вычислительной техникой для их обработки, накопления и хранения. В табл. 13.1 приведен примерный план счетов американской фирмы, заимствованный из [87. С. 32-33]. [c.324]
Прежде чем приступить к проверке денежных операций, аудитор должен познакомиться с учетной политикой предприятия, применяемой организационной формой бухгалтерского учета (мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная), и формами учетных регистров (журналов-ордеров, ведомостей к ним, карточек и книг аналитического учета, оборотных ведомостей, машинограмм и Главной книги). [c.100]
Наиболее полная характеристика формы бухгалтерского учета дана В. Ф. Палием и Я. В. Соколовым, которые считают, что под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность алгоритмов для обработки первичных данных и получения результатной учетной информации с помощью заданных технических средств учета [48, с. 197]. Несмотря на полноту и всесторонность данного определения, оно акцентирует внимание на технологической стороне учета, не затрагивая его организационный аспект. Этот пробел восполняет К. Н. Нарибаев, который отмечает, что под формой учета следует понимать порядок его организации по определенным принципам, обусловивший способы и технику учетной регистрации характер взаимосвязей хро- [c.51]
Реальность и точность искомых величин во многом предопределяются правильным отбором признаков или баз (ключей), вовлекаемых в распределительные операции. Какой-нибудь вид (статья, субстатья) расходов в одних случаях включают в себестоимость обращения групп товаров прямо, в других — распределяют, причем самыми различными способами. Решающую роль здесь играют конкретные условия работы предприятия. Таковы (применительно к розничной торговой сети), в частности, тип и специализация магазина наличие отделов и секций, их товарный профиль организация торгово-технологического процесса, степень его механизации (автоматизации) форма продажи товаров продажа товаров населению в кредит оказание дополнительных услуг покупателям, порядок расчета и уплаты наличных денег покупателям, система оплаты труда работников организационная форма бухгалтерского учета уровень механизации учетно-вычислительных работ. [c.17]
Исходя из того, как определяется смысл происходящего, производится оценка и переоценка ресурсов специфицируется форма собственности (в том числе, соотношение государственных и негосударственных активов), показываются прибыли или убытки, фиксируются суммы, предназначенные для налоговых отчислений. Для этого меняются организационно-правовые формы, эмитируются ценные бумаги, используются разные формы бухгалтерского учета. Все они определяют структуру фирмы или бизнеса и их текущее состояние применительно к специфической рыночной ситуации. В результате бизнес может оказаться консолидированным или распределенным, а фирма — исправным плательщиком или хроническим должником. [c.21]
Налоговое планирование, кроме выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и выбора места регистрации предприятия (off-shor), предполагает использование пробелов и достоинств действующего налогового законодательства построение различного рода схем хозяйственной деятельности использование наиболее экономичных и эффективных способов защиты нарушенных прав предприятия грамотную постановку бухгалтерского учета. [c.82]
Как уже говорилось, учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует комплексного подхода с целью максимальной их оптимизации. Поэтому следует при выборе учетной политики организации учитывать основные влияющие на ее эффективность использования и практическую значимость факторы форму собственности и организационно-правовой статус организации (государственная или частная собственность, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.) отраслевую принадлежность и вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство, посредническая деятельность и т.д.) организационную структуру управления и наличие структурных подразделений (бригад, цехов, филиалов, представительств и др.) объемы деятельности и размеры организации уровень свободы действия в вопросах ценообразования, поставок продукции цели и задачи экономического развитая организации на долгосрочную перспективу, программы инвестиций и их направленность окупаемость расходов (затрат) доходами уровень развития квалификации административного персонала и бухгалтерской службы, состояние хозяйственного, налогового и бухгалтерского законодательства, возможные их изменения. Только сисистемный анализ и учет всех факторов может способствовать обоснованной разработке и оптимизации учетной политики организации. [c.214]
В настоящее время в России в условиях переходной экономики в зависимости от организационно-правовой формы собственности, действуют различные виды организаций. В результате возникла необходимость адаптировать бухгалтерский учет и отчетность к требованиям переходного периода, что, в свою очередь, повлекло преобразование всего учета в более оперативную, не обремененную громоздкими регистрами доступную информационно-управленческую систему. В результате существенным изменениям подверглись теоретические и методологические основы бухгалтерского учета, а именно содержание и определение предмета бухгалтерского учета, его объекты, ос-новные задачи. Все это потребовало принятия нового Федерального закона Российской Федерации о бухгалтерском учете и других нормативных актов и методических указаний. i Изучение курса Бухгалтерский учет играет важную роль в процессе профессиональной подготовки высококвалифициро-деанных экономистов всех профилей. [c.3]
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.
Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.
Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Основные определения бухгалтерского учета
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
- бухгалтерские счета – действенный способ группирования текущих обязательств, имущества и операций;
- документирование – тщательное письменное фиксирование всей совершенной хозяйственной деятельности, что придает юридическую силу данным, отображенным в бухгалтерском учете;
- оценка – эффективный способ выражения денежных средств, а также их источников в денежном эквиваленте;
- инвентаризация – регулярная проверка числящегося на балансе организации имущества, которая проводится путем взвешивания, описания, подсчета, взаимной сверки, оценки выявленных средств, и дальнейшее сравнение полученных результатов с данными бухучета;
- двойная запись – взаимосвязанное отображение хозяйственных операций на счетах бухучета, при котором каждая операция одновременно вносится по дебету одного счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму;
- бухгалтерский баланс – это один из главных источников информации, а также способ экономического группирования разного имущества организации согласно источников формирования, составу, размещению, выраженный в денежном эквиваленте и оформленный на определенную дату или период времени;
- бухгалтерская отчетность – группа показателей учета, которые отражены в форме таблиц и характеризующих непрерывное движение обязательств, имущества и финансового положения за определенный период времени;
- калькулирование – вычисление себестоимости одной единицы какой-либо продукции, работы, услуги, выраженной в денежном эквиваленте, другими словами расчет себестоимости.
Кто может заниматься бухучетом
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
- простым бухгалтером, не обязательно главным;
- генеральным директором, когда на фирме отсутствует должность бухгалтера;
- специализированной сторонней структурой или другими словами аутсорсинг.
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
- при условии, что фискальные органы не получили в четко обозначенные сроки сведения о хозяйственной деятельности, граждане будут обязаны заплатить штраф на сумму 100-300 рублей за каждый выявленный случай, а также 300-500 рублей штрафа для должностного лица за каждый случай непредоставления данных или просрочку (согласно ст. 15.6 КоАп).
- при грубом пренебрежении и несоблюдении правил ведения учета и предоставления бухгалтерской документации, а также порядка и сроков сбережения бухгалтерский документов, должностное лицо обязано заплатить штраф 2000-3000 рублей согласно ст. 15.11 КоАп.
Цели бухучета
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
- определение резервов всевозможных имущественных активов компании для поддержания ее устойчивого финансового состояния;
- регулярная и актуальная подача руководству объективной, структурированной и точной экономической информации;
- минимизация рисков, которые могут привести к негативному исходу хозяйственной деятельности;
- реализация контролирующей функции (как со стороны государства, так и со стороны прочих внешних контрагентов).
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Объекты бухгалтерского учета
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
- договоренности предпринимателя они же обязательства;
- имущественные активы, принадлежащие коммерческой организации;
- транзакции, которые осуществляются в процессе ведения предпринимательской деятельности.
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
Основные задачи бухгалтерского учета
Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:
- выявление внутрихозяйственных резервов, которые необходимы для обеспечения финансовой устойчивости фирмы;
- минимизация рисков и предотвращение в будущем отрицательных показателей хозяйственной деятельности организации;
- контроль над движением и наличием обязательств, а также имущества;
- контроль необходимости и целесообразности хозяйственных операций;
- тщательный контроль над соблюдением норм законодательства в процессе осуществления деятельности;
- контроль соответствия деятельности сметам, нормативам и утвержденным нормам;
- контроль использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов организации.
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
- Принцип двойной записи – абсолютно все хозяйственные операции организации должны одновременно отображаться по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на аналогичную сумму.
- Принцип автономности – каждая организация должна существовать как самостоятельное юридическое лицо. Поэтому в бухучете фиксируется то имущество, которое непосредственно принадлежит конкретному предприятию или организации.
- Принцип объективности заключается в том, что все хозяйственные операции в обязательном порядке должны отражаться в бухгалтерском учете, а также регистрироваться на каждом этапе проведения и подтверждаться соответственной документацией, на основании которой ведется бухучет.
- Принцип осмотрительности подразумевает предельную осторожность при формировании суждений, используемых при расчетах в условиях неопределенности. Это поможет избежать в будущем занижения показателей расходов и обязательств, а также завышения прогнозируемых доходов и активов. Строгое соблюдение принципа осмотрительности поможет предотвратить появление чрезмерных запасов и скрытых резервов, сознательное занижение доходов и активов, либо же умышленное завышение расходов и обязательств.
- Принцип действующей организации. Если действующая организация в дальнейшем планирует сохранить свои позиции на рынке, тогда очень важно вовремя погашать собственные обязательства перед партнерами.
- Принцип начисления – операции тщательно записываются по мере их возникновения, не дожидаясь момента оплаты, а далее они начнут относиться к отчетному периоду, в котором была произведена операция. Этот принцип можно разделить две составляющие:принцип соответствия – это когда доходы за отчетный период должны соотноситься с расходами, с помощью которых эти доходы и были получены;принцип регистрации дохода (другими словами выручки) – согласно правилам, доход должен отражаться в тот период, когда он получен, а не в момент произведения оплаты.
- Принцип периодичности обязывает составлять бухгалтерский баланс и отчетности за такие периоды: месяц, квартал, полугодие и год. Благодаря этому принципу можно в будущем легко сопоставлять отчетные данные, исчислять финансовые результаты и делать прогнозы на будущее.
- Принцип конфиденциальности. Данные внутренней учетной документации – это коммерческая тайна фирмы, поэтому за нанесение ущерба или разглашение предусмотрена ответственность перед законом.
- Принцип денежного измерения – результаты хозяйственной деятельности должны измеряться денежных единицах, то есть в валюте страны, где функционирует организация.
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
- Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
- Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
- Расчет зарплаты, учет денежных операций;
- Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
- Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды)
Баланс бухгалтерский — это табличный вариант отражения финансовых показателей организации на определенную дату. В самом широко распространенном в РФ виде баланс бухгалтерский состоит из двух равных по сумме частей, в одной из которых показано то, что имеет организация, в денежном выражении (актив баланса), а в другой — за счет каких источников это приобретено (пассив баланса). В основе данного равенства лежит отражение имущества и обязательств способом двойной записи на счетах бухучета.
ВНИМАНИЕ! C 2020 года бухгалтерская отчетность сдается исключительно в электронном виде. Бумажный бланк больше не примут. Подробнее об изменениях правил представления бух.отчетности читайте здесь. Также напомним, в 2019 году формы отчетности обновлены.
Баланс бухгалтерский, составленный на определенную дату, позволяет оценивать текущее финансовое состояние организации, а сопоставление данных бухгалтерского баланса, составленного на разные даты, — проследить изменение ее финансового состояния во времени. Бухгалтерский баланс является одним из основных документов, служащих источником данных для проведения экономического анализа деятельности предприятия.
Возникли сложности с балансом? На нашем форуме можно проконсультироваться по любому вопросу. Например, тут можно посмотреть, нужна ли пояснительная записка к бухгалтерской отчетности небольшого предприятия.
Последние изменения в балансе
С 01.06.2019 форма баланса действует в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н. Ключевые изменения в нем (а также в другой бухгалтерской отчетности) были таковы:
- отчетность можно составлять только в тыс. руб., миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя;
- ОКВЭД в шапке заменен на ОКВЭД 2;
- в бухгалтерском балансе нужно указывать сведения об аудиторской организации (аудиторе).
Отметку об аудиторе нужно ставить только тем фирмам, которые подлежат обязательному аудиту. Налоговики будут использовать ее как для наложения штрафа на саму организацию, если она проигнорировала обязанность пройти аудит, так и для того, чтобы знать у какого аудитора им истребовать сведения по организации в порядке ст. 93 НК РФ.
Более существенные изменения в 2019 году произошли в форме 2. Подробнее о них см. здесь.
Классификация бухгалтерских балансов
Видов бухгалтерского баланса очень много. Их разнообразие определяется самыми разными причинами: характером данных, на основе которых формируется баланс, временем его составления, назначением, способом отражения данных и рядом других факторов.
По способу отражения данных бухгалтерский баланс может быть:
- статическим (сальдовым) — составленным на определенную дату;
- динамическим (оборотным) — составленным по оборотам за определенный период.
По отношению к моменту составления различают балансы:
- вступительный — на начало деятельности;
- текущий — составляемый на отчетную дату;
- ликвидационный — при ликвидации организации;
- санируемый — при оздоровлении организации, приближающейся к банкротству;
- разделительный — при разделении организации на несколько фирм;
- объединительный — при объединении организаций в одну.
По объему данных по организациям, отражаемых в балансе, выделяют балансы:
- единичный — по одной организации;
- сводный — по сумме данных нескольких организаций;
- консолидированный — по нескольким взаимосвязанным организациям, внутренние обороты между которыми при составлении отчетности исключают.
По назначению бухгалтерский баланс может быть:
- пробным (предварительным);
- окончательным;
- прогнозным;
- отчетным.
В зависимости от характера исходных данных бывает баланс:
- инвентарный (составленный по результатам инвентаризации);
- книжный (составленный только по учетным данным);
- генеральный (составленный по учетным данным, учитывающим результаты проведенной инвентаризации).
По способу отражения данных:
- брутто — с включением данных регулирующих статей (амортизация, резервы, наценка);
- нетто — с исключением данных регулирующих статей.
Бухгалтерские балансы могут различаться в зависимости от организационно-правовой формы компании (балансы государственных, общественных, совместных, частных организаций) и от вида ее деятельности (основная, вспомогательная).
По периодичности балансы делят на месячные, квартальные, годовые. Они могут иметь как полную, так и сокращенную форму.
Таблица бухгалтерского баланса может быть 2 видов:
- горизонтального — когда валюта баланса определяется как сумма его активов, а сумма активов равна сумме капитала и обязательств;
- вертикального — когда валюта баланса равна величине чистых активов организации (т.е. величине капитала), а чистые активы, в свою очередь, равны активам предприятия за вычетом его обязательств.
Для внутренних целей организация сама вправе выбирать периодичность, способы и методы составления баланса. Отчетность, представляемая в ИФНС, должна иметь определенную форму с сопоставимыми данными на даты, указанные в балансе.
Структура бухгалтерского баланса предприятия
Используемая для официальной отчетности в РФ форма бухгалтерского баланса представляет собой таблицу, разделенную на две части: актив и пассив баланса. Итоговые суммы актива и пассива баланса должны быть равны.
Актив баланса — это отражение того имущества и обязательств, которые находятся под контролем предприятия, используются в его финансово-хозяйственной деятельности и могут принести ему выгоду в будущем. Актив делят на 2 раздела:
- внеоборотные активы (в данном разделе отражено имущество, используемое организацией в течение длительного времени, стоимость которого, как правило, учитывают в финансовом результате по частям);
- оборотные активы, данные по наличию которых находятся в постоянной динамике, учет их стоимости в финансовом результате, как правило, осуществляется разово.
Пассив баланса характеризует источники тех средств, за счет которых сформирован актив баланса. Он состоит из трех разделов:
- капитал и резервы, где отражаются собственные средства организации (ее чистые активы);
- долгосрочные обязательства, которые характеризуют задолженность предприятия, существующую в течение длительного времени;
- краткосрочные обязательства, показывающие активно меняющуюся часть задолженности организации.
О том, какие проводки используют, отражая в бухучете собственный капитал, читайте в статье «Порядок учета собственного капитала организации (нюансы)».
Содержание разделов бухгалтерского баланса
Выделение разделов в структуре бухгалтерского баланса обусловлено главным образом временным фактором.
Так, актив баланса разделен на 2 раздела в зависимости от времени использования активов в деятельности организации:
- внеоборотные активы используют более 12 месяцев;
- оборотные активы содержат данные по показателям, которые в течение ближайших 12 месяцев будут в существенной степени изменены.
При выделении разделов в пассиве баланса, помимо временного фактора, играет роль принадлежность средств, за счет которых формируется актив баланса (собственный капитал или привлеченные средства). С учетом этих 2 факторов пассив сформирован из 3 разделов:
- капитал и резервы, где собственные средства организации разделены на практически постоянную часть (уставный капитал) и переменную, зависящую как от принятой учетной политики (переоценка, резервный капитал), так и от ежемесячно меняющегося финансового результата деятельности;
- долгосрочные обязательства — кредиторская задолженность, которая будет существовать в течение более 12 месяцев после даты составления отчетности;
- краткосрочные обязательства — кредиторская задолженность, значительные изменения в которой произойдут в течение ближайших 12 месяцев.
Понятие и значение статей бухгалтерского баланса
Разделы баланса детализируются путем их разбивки на статьи. Рекомендованную для представления в ИФНС детализацию по статьям содержат бланки бухгалтерского баланса, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 09.04.20149) в 2 вариантах:
- полном (приложение 1);
- сокращенном (приложение 5).
Сокращенная (упрощенная) форма бухгалтерского баланса допускает объединение его статей с целью получения укрупненных показателей и упрощения отчетности. Однако ее применение доступно только лицам, имеющим право на ведение упрощенного бухучета (СМП, НКО, участникам проекта «Сколково»).
Разбивка разделов на статьи обусловлена необходимостью выделять основные виды имущества и обязательств, которые формируют соответствующие разделы бухгалтерского баланса.
Рекомендованная Минфином России форма полного бухгалтерского баланса предполагает следующую разбивку разделов по статьям:
- внеоборотные активы:
- нематериальные активы;
- результаты исследований и разработок;
- нематериальные поисковые активы;
- материальные поисковые активы;
- основные средства;
- доходные вложения в материальные ценности;
- финансовые вложения;
- отложенные налоговые активы;
- прочие внеоборотные активы;
- запасы;
- НДС по приобретенным ценностям;
- дебиторская задолженность;
- финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов);
- денежные средства и денежные эквиваленты;
- прочие оборотные активы;
- уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей);
- собственные акции, выкупленные у акционеров;
- переоценка внеоборотных активов;
- добавочный капитал (без переоценки);
- резервный капитал;
- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
О том, как рассчитать валовую прибыль, узнайте здесь.
- долгосрочные обязательства:
- заемные средства;
- отложенные налоговые обязательства;
- оценочные обязательства;
- прочие обязательства;
- заемные средства;
- кредиторская задолженность;
- доходы будущих периодов;
- оценочные обязательства;
- прочие обязательства.
При составлении баланса организация может использовать рекомендованную Минфином России детализацию по статьям. При этом у нее есть право применять собственную разработку этой разбивки, если она считает, что это приведет к большей достоверности отчетности. Кроме того, при отсутствии данных для заполнения соответствующих статей фирма вправе исключить такие статьи из составляемого ею бухгалтерского баланса.
Посмотрите образец заполнения баланса, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.
Состав статей бухгалтерского баланса
Статьи бухгалтерского баланса заполняются на основании данных об остатках на счетах бухучета по состоянию на отчетную дату. При заполнении отчета для представления в ИФНС нужно руководствоваться рядом правил, установленных для составления такой отчетности (ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 года № 43н):
- Исходные учетные данные должны быть достоверны, полны, нейтральны и сформированы в соответствии с правилами действующих ПБУ. При их отражении необходимо соблюдать принципы существенности и сопоставимости с итогами предшествующих периодов.
- В текущем отчете данные предыдущих периодов должны соответствовать цифрам окончательной отчетности за эти периоды.
- Для годового баланса наличие имущества и обязательств нужно подтвердить результатами их инвентаризации.
- Дебетовые и кредитовые остатки в балансе не сворачивают.
- ОС и НМА показывают по остаточной стоимости.
- Активы отражают по их учетной стоимости (за вычетом созданных резервов и наценки).
Подробный построчный алгоритм заполнения бухгалтерского баланса вы можете посмотреть в Путеводителе по бухгалтерской отчетности от КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.
А ниже приведена информация о том, на основании остатков по каким счетам заполняются вышеуказанные статьи баланса применительно к действующей редакции плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н:
- По статье «Нематериальные активы» указывается остаточная стоимость НМА, соответствующая разнице остатков по счетам бухучета 04 и 05. При этом для счета 04 не учитываются данные, попадающие в строку «Результаты исследований и разработок», а для счета 05 — цифры, относящиеся к нематериальным поисковым активам.
- Статья «Результаты исследований и разработок» заполняется при наличии данных о затратах на НИОКР на счете 04.
- Данные по статьям «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы» важны только для тех организаций, которые осуществляют освоение природных ресурсов, если у них на счете 08 есть информация для заполнения строк по этим статьям. К материальным поисковым активам относят материально-вещественные объекты, а к нематериальным — все остальные. Оба вида активов подлежат амортизации, учитываемой соответственно на счетах 02 и 05.
- Для статьи «Основные средства» суммируются данные по остаточной стоимости ОС (разница остатков по счетам бухучета 01 и 02, при этом по счету 02 не учитываются данные, относящиеся к материальным поисковым активам и доходным вложениям в матценности) и затратам на капвложения (счет 08, за исключением цифр, попавших в строки статей «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы»).
- Данные по статье «Доходные вложения в матценности» берутся как разница между остатками по счетам 03 и 02 в отношении одних и тех же объектов.
- Статью «Финансовые вложения» во внеоборотных активах заполняют при наличии сумм со сроком погашения более 12 месяцев на счетах 55 (депозиты), 58 (финансовые вложения), 73 (займы работникам). Сальдо по счету 58 уменьшается на сумму созданного резерва (счет 59), относящегося к долгосрочным вложениям.
- По статье «Отложенные налоговые активы» организации, применяющие ПБУ 18/02, указывают остаток по счету 09.
- Когда используют строку статьи «Прочие внеоборотные активы» — это в балансе отражают активы, либо не попавшие в вышеперечисленные строки, либо те, которые организация считает нужным выделить.
- Цифра по статье «Запасы» формируется как сумма остатков по счетам 10, 11 (за вычетом резерва, учтенного на счете 14), 15, 16, 20, 21, 23, 28, 29, 41 (за вычетом счета 42, если учет товаров ведется с наценкой), 43, 44, 45, 46, 97.
- По статье «НДС по приобретенным ценностям» отражается сальдо по счету 19.
- Для получения данных, указываемых по статье «Дебиторская задолженность», суммируются дебетовые остатки по счетам 60, 62 (оба счета за вычетом резервов, сформированных на счете 63), 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73 (за вычетом данных, учтенных по статье «Финансовые вложения»), 75, 76.
- По статье «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» в оборотных активах показываются данные по счетам 55 (депозиты), 58 (финансовые вложения), 73 (займы работникам) со сроками погашения менее 12 месяцев. При этом цифры по счету 58 уменьшаются на суммы созданного резерва (счет 59) по краткосрочным вложениям.
- Данные для статьи «Денежные средства и денежные эквиваленты» получаются сложением остатков по счетам 50, 51, 52, 55 (за исключением депозитов), 57.
- В строку статьи «Прочие оборотные активы» попадают активы, либо по каким-то причинам не отраженные в вышеперечисленных строках, либо те, которые организация считает нужным выделить. Например, это может быть безнадежная задолженность контрагента или стоимость похищенного имущества, в отношении которого еще не закончены следственные действия. Отражение подобных данных по этой строке с соответствующим уменьшением цифр по тем статьям, в которых они могли бы отражаться, если бы не было решения организации об их выделении, потребует примечаний как к статье «Прочие оборотные активы», так и ко второй статье, которой коснется такая операция.
- Данные для статьи «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» берутся как сальдо по счету 80.
- Цифры статьи «Собственные акции, выкупленные у акционеров» соответствуют остаткам по счету 81.
- Для статьи «Переоценка внеоборотных активов» используются данные об остатках на счете 83, относящиеся к ОС и НМА.
- Данные по статье «Добавочный капитал (без переоценки)» формируют как остатки на счете 83 за вычетом данных по переоценке ОС и НМА.
- По статье «Резервный капитал» показывается сальдо по счету 82.
- Значение, отражаемое по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», в годовом бухгалтерском балансе представляет собой сальдо по счету 84. Для промежуточной отчетности (до реформации баланса, осуществляемой в конце года) эта цифра складывается из двух остатков: по счету 84 (финансовый результат предшествующих лет) и 99 (финансовый результат текущего периода отчетного года). Статья «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — единственная статья бухгалтерского баланса, которая может иметь отрицательное значение. При этом важно, чтобы у организации, имеющей убыток, итог раздела «Капитал и резервы» (чистые активы) не оказался меньше величины уставного капитала. Если это обстоятельство будет иметь место в течение двух финансовых лет подряд, то организация либо должна уменьшить свой уставный капитал до соответствующей цифры (а это не всегда возможно, т. к. уставный капитал не может быть меньше минимального значения, установленного действующим законодательством), либо она подлежит ликвидации.
ВНИМАНИЕ! С отчетной кампании за 2020 год начинают действовать изменения в ПБУ 18/02, 16/02, 13/2000, ФСБУ 5/2019 «Запасы». А с отчетности за 2022 год следует применять новый ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Начать применять новые бухгалтерские стандарты можно и раньше. Такое решение нужно закрепить в учетной политике предприятия.
- Статья «Заемные средства» в разделе «Долгосрочные обязательства» заполняется при наличии задолженности по кредитам и займам, срок погашения которой превышает 12 месяцев (сальдо по счету 67). При этом проценты по долгосрочным заемным средствам должны быть учтены в составе краткосрочной кредиторской задолженности.
- По статье «Отложенные налоговые обязательства», организации, применяющие ПБУ 18/02, указывают остаток по счету 77.
- Значение по статье «Оценочные обязательства» в разделе «Долгосрочные обязательства» соответствует сальдо по счету 96 (резервы предстоящих расходов) в части тех резервов, срок использования которых превышает 12 месяцев.
- По статье «Прочие обязательства» в разделе «Долгосрочные обязательства» показываются обязательства со сроком погашения более 12 месяцев, не попавшие в иные строки долгосрочных обязательств.
- Статья «Заемные средства» в разделе «Краткосрочные обязательства» заполняется при наличии задолженности по кредитам и займам, срок погашения которой менее 12 месяцев (сальдо по счету 66). При этом сюда попадают проценты по долгосрочным заемным средствам, учитываемые на счете 67, и задолженность по долгосрочным кредитам и займам, учтенная на счете 67, если до ее погашения осталось менее 12 месяцев.
- Данные для статьи «Кредиторская задолженность» формируются как сумма кредитовых остатков по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76.
- Для статьи «Доходы будущих периодов» значение берется как сумма остатков по счетам 86 (целевое финансирование) и 98 (доходы будущих периодов).
- Значение по статье «Оценочные обязательства» в разделе «Краткосрочные обязательства» соответствует сальдо по счету 96 (резервы предстоящих расходов) в части тех резервов, срок использования которых составляет менее 12 месяцев.
- По статье «Прочие обязательства» в разделе «Краткосрочные обязательства» показываются обязательства со сроком погашения менее 12 месяцев, не попавшие в иные строки краткосрочных обязательств.
Об одном из наиболее часто создаваемых краткосрочных резервов читайте в материале «Создание резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете».
Прочие внеоборотные активы — это в балансе что такое?
«Прочие внеоборотные активы» — в балансе это, как уже было сказано, внеоборотные активы, которые не нашли своего отражения по другим строкам раздела 1 «Внеоборотные активы».
К прочим внеоборотным активам организации могут относиться, например:
- вложения во внеоборотные активы организации, учитываемые на соответствующих субсчетах счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», в частности, затраты организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве объектов НМА или ОС, а также затраты, связанные с выполнением незавершенных НИОКР, если организация не отражает данные показатели;
- оборудование к установке (оборудование, требующее монтажа), а также относящиеся к нему транспортно-заготовительные расходы, отражаемые по счетам 15 и 16;
- разовый паушальный платеж, при условии, что период списания этих расходов превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительность операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- суммы перечисленных авансов и предварительной оплаты работ, услуг, связанных со строительством объектов основных средств.
О правилах учета вложений во внеоборотные активы читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».
Текущие пассивы в балансе — это строка 1500 баланса
Нередко бухгалтеры, заполняя таблицы, характеризующие финансовое состояние организации, сталкиваются со сложностями, когда требуется указать текущие пассивы, ведь это понятие отсутствует в нормативных документах по бухгалтерскому учету и налогообложению.
Чтобы определить, где в балансе отражаются текущие пассивы, обратимся к значению данного термина. Финансовый словарь определяет текущие пассивы как кредиторскую задолженность, подлежащую погашению в течение ближайших 12 месяцев. Иными словами, текущие пассивы являются синонимом краткосрочных обязательств. Краткосрочные обязательства отражаются в разделе V пассива бухгалтерского баланса. Таким образом, текущие пассивы в балансе — это строка 1500 «Итого по разделу V», которая определяется как сумма строк 1510, 1520, 1540, 1550, 1530 пассива бухгалтерского баланса.
О том, когда сдается бухгалтерский баланс (сроки, нюансы), узнайте здесь.
Итоги
Бухгалтерский баланс – основная составляющая бухгалтерской отчетности, сводка финансовых показателей организации на определенную дату. Он составляется в определенной форме и по определенным правилам. Сдается в налоговую а также представляется другим заинтересованным пользователям. Начиная с 1 июня 2019 года нужно использовать бланк в редакции от 19.04.2019.