Где рекомендуется размещать инструкции по охране труда
Перейти к содержимому

Где рекомендуется размещать инструкции по охране труда

Где рекомендуется размещать инструкции по охране труда

III. Рекомендации по организации взаимодействия

с работниками в целях информирования о трудовых правах,

включая право на безопасные условия и охрану труда

12. При проведении онлайн-опросов, телефонных интервью и собеседований в целях информирования работников о трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, обеспечивается соблюдение положений законодательства о защите персональных данных <1>. Работодателю или службе охраны труда (специалисту по охране труда) рекомендуется заблаговременно информировать участников указанных мероприятий об их проведении. При осуществлении указанных мероприятий рекомендуется учитывать формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, ответственность за проведение мероприятий работодателю рекомендуется возлагать на службу охраны труда (специалиста по охране труда), в том числе посредством деятельности кабинета охраны труда или уголка охраны труда (при их наличии).

<1> Статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451).

Перечень действующих нормативных правовых актов по охране труда, включая правила и инструкции, с указанием их местонахождения рекомендуется хранить у руководителя (специалиста) службы охраны труда у работодателя, а также у руководителей структурных подразделений работодателя.

Правила и инструкции по охране труда для работников рекомендуется размещать непосредственно на рабочих местах или участках, в специально отведенных и оборудованных для информирования работников местах — кабинетах или уголках по охране труда, либо хранить в ином доступном для работников месте, определенном руководителем структурного подразделения, а также в электронном виде.

Разработка инструкций по охране труда

2022 год приготовил для специалистов по охране труда новую порцию работы по актуализации нормативных актов. Очередь дошла и до вопроса переработки инструкций по охране труда. Что это за документы — работники знают и зачастую откладывают в сторону их изучение, ошибочно думая, что опыт работы и осторожность с лихвой перекроет содержание любой инструкций. А ведь каждый специалист по охране труда твердит – эти правила написаны кровью. Рассмотрим же все по порядку.

Что такое инструкция по охране труда?

Инструкция по охране труда – это некий свод правил, которые должен соблюдать работник при выполнении своих трудовых обязанностей. В инструкции прописаны основные требования к возрасту, компетенции работника, что необходимо выполнить перед началом выполнения работ, при их выполнении, по завершению и что делать в аварийных ситуациях. Конечно, многие правила по охране труда описаны языком, сложным для восприятия, но донесение их сути (возможных рисков, опасностей и защите от них), т.е. основных требования безопасности – главная цель в любой организации.

Основание для разработки инструкций по охране труда

Статья 214 Трудового кодекса РФ гласит, что работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. К таким локально-нормативным актам по охране труда относятся и инструкции по охране труда. Количество инструкций по охране труда, в каждом конкретном случае устанавливается работодателем в соответствии со спецификой своей деятельности.

Разъяснение Минтруда о необходимости разработки правил по охране труда

Правила по охране труда — не новый документ, но необходимость его разработки и утверждения в организации ранее не устанавливалась. В связи с вступлением новых требований по разработки и утверждению правил и инструкций по охране труда с 1 марта появился резонный вопрос: «достаточно ли иметь инструкции по охране труда или нужно дополнительно разрабатывать правила по охране труда?». Скачать письмо Министерства труда и социальной защиты № 15-2/ООГ-3549 от 27.12.2021 (формат PDF).

Цель требований по разработке инструкций по охране труда

Обновление от 18.03.2022 Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 772н не применяется с 29.03.2022 до 01.01.2023 на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.03.2022 № 140н (приказ вступает в силу 29.03.2022г.). Информацию, на основании чего разрабатывать инструкции и как поступить в сложившейся ситуации читайте ниже.

Рассмотрим Приказ подробнее

Обновленный документ, как мы видим уже в названии, устанавливает основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем. Основной целью данных требований является обеспечение безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей. Для достижения данной цели перед работодателем стоит нелегкая задача в установлении оптимальных требований безопасности, которые будут оценены в установленных уровнях профессиональных рисков и при этом не будут противоречить государственным нормативным требованиям охраны труда (п.3, п.7 Приказа). В каком количестве будут разработаны инструкции по охране труда или правила предприятия отдается на откуп работодателю (п.4 Приказа). Относительно правил по охране труда, инструкции по охране труда должны быть разработаны и утверждены. Необходимость разрабатывать правила по охране труда прокомментировал Минтруд в своём письме.Письмо Минтруда от 27.12.2021.pdf Цитата из письма:

При этом обязанности работодателя по разработке правил по охране труда локальным нормативным актом трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Полагаем достаточным, в целях обеспечения безопасности труда и сохранения жизни и здоровья работников обеспечить разработку инструкций по охране труда в установленном порядке с учетом требований правил по охране труда, утвержденных Минтрудом России.

Разработанные документы должны быть всегда актуальными, соответствовать специфике организации, организационным и структурным изменениям (п.5 Приказа). Разработанные инструкции, как правило, вводятся в действие единым перечнем приказом по организации. Пример представлен ниже:

Перечень действующих инструкций - пример

Перечень действующих инструкций — пример

Рассмотрение нормативного акта и произошедших изменений

  1. Важным моментом стало появление Правил по охране труда, требования по разработке к которым ранее не предъявлялись. Более подробная информация касаемо требований к содержанию и оформлению указана ниже.
  2. Разработка Правил и Инструкций по охране труда должна основываться на проведенном анализе (оценке) профессиональных рисков, причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, результатах специальной оценки условий труда (п.8 Приказа). Оценка профессиональных рисков отныне общий тренд в нашем законодательстве по охране труда, более подробно о них вы можете узнать здесь.
  3. С введением нового Приказа исчезнет периодичность в пересмотре инструкций по охране труда раз в пять лет. С 01.03.2022 инструкции по охране труда должны постоянно содержаться в актуальном состоянии.
  4. Для определения актуальности в Приказе указаны случаи пересмотра инструкций по охране труда: — когда произошли изменения условий труда; — было внедрено новое оборудование или изменился технологический процесс; — проведено расследование причин аварий, несчастных случаев, профзаболеваний или по требованию надзорных органов (п.30 Приказа).
  5. При необходимости допускается разработка временных инструкций по охране труда в случаях внедрения нового оборудования или проведения работ по реконструкции. Срок действия таких инструкций будет ограничен – до введения в эксплуатацию нового (реконструируемого) оборудования (п.27 и п.28 Приказа).
  6. Появилось разделение на Правила по охране труда и Инструкции по охране труда. К каждому из них определены основные требования по содержанию и оформлению. Отступать от данных требований не допускается. Рассмотрим их по отдельности:

Правила по охране труда

Требования к содержанию
Наименование главы Что должно содержаться
Общие требования а) определение сферы действия Правил; б) описание вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил.
Требования охраны труда работников при организации и проведении работ а) требования охраны труда, предъявляемые к работникам; б) требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе при назначении должностных лиц, ответственных за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий; в) требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии); г) меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием опасностей и связанных с ними профессиональных рисков, возможного причинения вреда здоровью работника и перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей; д) способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования; е) способы своевременного уведомления о возникновении вредных и (или) опасных производственных факторов, реализации профессиональных рисков при проведении работ; ж) меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций.
Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), в целях обеспечения охраны труда работников Включаются положения, связанные с соответствием производственных помещений и площадок безопасному выполнению работ, в том числе: а) запрет на загромождение проходов и проездов проезды внутри зданий (сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных средств; б) содержание переходов, лестниц, площадок и перил к ним в исправном состоянии и чистоте, а расположенных на открытом воздухе — очищенными в зимнее время от снега и льда, обработанными противогололедными средствами; в) наличие действующей общеобменной вентиляции, а на стационарных рабочих местах — местной вентиляции; г) наличие необходимого освещения, в том числе сигнального в ночное время; д) иные требования, по усмотрению работодателя, необходимые для безопасного выполнения работ и предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда.
Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест в целях обеспечения охраны труда работников а) требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению; б) требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков); в) требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников; г) мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании.
Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в целях обеспечения охраны труда работников а) особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения; б) требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющие на обеспечение охраны труда работников; в) меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны; г) меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов.
№ п/п Требования к оформлению
1 Разработанные Правила должны включать лист согласования, который подписывается разработчиком (представителями участников разработки), руководителем юридической службы работодателя (при наличии), руководителем службы охраны труда (при его отсутствии — лицом, выполняющим функции специалиста по охране труда), лицом, ответственным за разработку Правил. При этом по воле работодателя количество согласующих лиц может быть расширен при необходимости. (п.15 Приказа).
2 Если организация использует в своей работе электронный документооборот, то лист согласования Правил подписывается с учетом настроек маршрута согласования. (п.15 Приказа).
3 Правила должны быть утверждены работодателем или его уполномоченным лицом с учетом выборного органа первичной профсоюзной организации (или уполномоченного работниками представительского органа (при наличии).
4 По желанию разработчиков в Правила могут быть включены ссылки на государственные нормативные акты.

Сделаны по изменениям от 01.03.2022 и 01.09.2022

Инструкции по охране труда

Требования к содержанию
Наименование раздела Что должно содержаться
Общие требования охраны труда а) указания о необходимости соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; б) требования по выполнению режима рабочего времени и времени отдыха при выполнении соответствующих работ; в) перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей; г) перечень специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными государственными нормативными требованиями охраны труда, или ссылку на локальный нормативный акт; д) порядок уведомления о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента (или ссылку на локальный нормативный акт); е) правила личной гигиены и эпидемиологические нормы, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.
Требования охраны труда перед началом работы а) порядок подготовки рабочего места; б) порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты) (при наличии); в) порядок осмотра работником и подготовки к работе средств индивидуальной защиты до использования; г) порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).
Требования охраны труда во время работы а) способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов; б) требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты); в) указания по безопасному содержанию рабочего места; г) действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций; д) требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников.
Требования охраны труда в аварийных ситуациях а) перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; б) процесс извещения руководителя работ о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, и о каждом произошедшем несчастном случае; в) действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций; г) действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья (исходя из результатов оценки профессиональных рисков).
Требования охраны труда по окончании работы а) действия при приеме и передаче смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования; б) последовательность отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры; в) действия при уборке отходов, полученных в ходе производственной деятельности; г) требования соблюдения личной гигиены; д) процесс извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.
Общие требования по содержанию
Применимость (принадлежность) (п.18 Приказа). Инструкция по охране труда для работников разрабатывается исходя из их должности или профессии, направления трудовой деятельности или вида выполняемой работы.
Расширенные основания для разработки (п.19 Приказа) – введены впервые Проведенный анализ (оценка): — трудовой функции работников по профессии, должности, виду и составу выполняемой работы, для которых разрабатывается инструкция по охране труда; — результатов специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии, в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии; — требований соответствующих профессиональных стандартов; — определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии; — анализа результатов расследования несчастных случаев, а также типичных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ; — определения безопасных методов и приемов выполнения трудовых функций и работ.
Эксплуатационные требования безопасности используемого оборудования (п.20 Приказа) При разработке инструкций по охране труда необходимо учесть данные требования безопасности, указанные в эксплуатационной (ремонтной) документации заводов-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.
№ п/п Требования к оформлению
1 Инструкции по охране труда утверждаются работодателем (руководителем организации) или уполномоченным им лицом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии) (п.29 Приказа).
2 В инструкциях по охране труда должен быть учтен объем выдаваемых работнику СИЗ – либо в виде перечисления данных СИЗ, либо в указании ссылки на внутренний нормативный акт (нормы выдачи СИЗ, приказ выдачи СИЗ и т.д.) или на пункт типовых норм выдачи СИЗ.

В конце каждой инструкции по охране труда необходимо указать лист ознакомления. Например, как представленный ниже.

Лист ознакомления

Лист ознакомления

Как правильно переработать (ввести в действие) инструкции по охране труда

Два пути решения «проблемы» остаются неизменными:

  • внести изменения в действующие Правила (инструкции) по охране труда путем утверждения распорядительным документом (например, приказом) изменений;
  • полностью произвести актуализацию инструкций по охране труда с учетом всех требований Приказа.

По какому пути лучше всего двигаться решает лицо, ответственное за переработку инструкций по охране труда. Если в организации имеются технологические процессы, не имеющие технически сложного оборудования или не требующие специальной подготовки, то достаточно будет внести изменения.

Сделаны по изменениям от 01.03.2022 и 01.09.2022

Приказ 772н отменили. Что делать работодателям?

Начнем с того, что Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» отменен не был, его действие будет приостановлено с 29.03.2022 до 01.01.2023 на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.03.2022 № 140н (приказ вступает в силу 29.03.2022г.).

Как теперь быть работодателям и на основании чего разрабатывать инструкции по охране труда? На что будут смотреть контролирующие органы при проведении проверок и какими нормативно-правовыми актами апеллировать?

До введения в действие «Основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 772н, документом, регламентирующим разработку инструкций по охране труда, были «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда», утв. Минтрудом РФ 13.05.2004 г.

Стоит отметить, что на данный момент «Методические рекомендации…» не отменены. Однако по нему не проверялось соблюдение требований охраны труда в части разработки инструкций. Об этом мы можем судить по отсутствию ссылок на него в нормативно правовых актах, использовавшихся при проведении проверок согласно Приказу Роструда от 10.11.2017 N655 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (утратил силу с 10.03.2022г.).

Приказ же 772н упоминается в новых проверочных листах, утв. Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 01.02.2022 №20 введенным вместо проверочных листов, утв. Приказом №655. Но в связи со скорой приостановкой действия Приказа 772н на период его приостановки, контрольные вопросы, составленные на его основании при проведении плановых проверок использоваться не могут.

Чем пользоваться пока действие Приказа 772н приостановлено?

Можно предположить, что в связи с приостановкой действия Приказа 772н, необходимо использовать требования, приводимые в «Методических рекомендациях…».

Согласно п.3 «Методических рекомендаций…»:

«Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии — межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций – изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.»

Как мы знаем, типовые инструкции по охране труда отменены, и в настоящее время документами на основании, которых должны разрабатываться инструкции по охране труда, являются Правила по охране труда.

Вывод

Таким образом, по нашему мнению, Ваши уже утверждённые инструкции, разработанные в соответствии с Приказом №772н (даже если в своем тексте они ссылаются на него), если они введены или будут введены в действие в период с 1 марта до 29 марта 2022г., актуальны и с ними ничего не нужно делать. Вы молодцы.

Если вы сейчас только занимаетесь пересмотром инструкций (у вас есть приказ об их пересмотре) Вам необходимо доделать их, утвердить и ввести в действие до 29 марта 2022г. Если же понимаете, что до 29 марта не успеете их переделать – убрать из текста инструкций упоминание Приказа 772н и вводить в действие текущей датой после 29 марта.

После же приостановки действия Приказа 772н 29 марта 2022г. – Вы можете разрабатывать инструкции как с учетом требований Приказа 772н так и без их учета – привлечь к ответственности контролирующие органы после 29 марта 2022г временно не смогут.

Но стоит помнить, что действие Приказа 772н лишь приостанавливается до 1 января 2023г. Смеем предположить, эта дата может в любой момент измениться как в одну, так и в другую сторону. Поэтому разумно, по возможности (а в плане инструкций по охране труда – такая возможность есть), иметь документы, которые не противоречат действующим в настоящий момент нормативно-правовым актам и соответствуют тем, действие которых будет возобновлено. Это позволит, во-первых, не делать двойную работу, во-вторых не держать руку на пульсе, проверяя, когда Приказ 772н возобновит свое действие.

Где рекомендуется размещать инструкции по охране труда

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru представлен Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем».

В настоящее время проводится общественное обсуждение Проекта документа и его независимая антикоррупционная экспертиза.

В соответствии со статьей 2112Трудового Кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2021, №_ ‎ст._) и подпунктом 5.2.16(6) пункта 5.2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2014, № 32, ст. 4499; 2021, № , ст. )

1. Утвердить требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 года.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Правила (стандарты) и инструкции по охране труда разрабатываются работодателем в целях обеспечения безопасности и сохранения здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.

2. Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе:

1) устанавливать в локальных нормативных актах работодателя, в том числе в правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям;

2) при отсутствии обязательных требований по охране труда по отдельным видам или условиям работ в нормативно правовых актах Российской Федерации устанавливать в правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда, разрабатываемых работодателем, необходимые требования охраны труда.

3. Работодатель при разработке и утверждении правил (стандартов) и инструкций по охране труда для работников обязан обеспечить учет изложенного в письменном виде мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

4. Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель, в соответствии со спецификой своей деятельности.

5. Правила (стандарты) и инструкции по охране труда являются частью документированной информации системы управления охраной труда работодателя и должны поддерживаться в актуальном состоянии. В тех случаях, когда законодательством допустимо отсутствие системы управления охраной труда в организации, требования в правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда дает возможность работодателю минимизировать уровень профессиональных рисков, создавать безопасные рабочие места, предотвращать связанные с работой травмы и ухудшение состояния здоровья работников, формировать культуру безопасного труда, тем самым обеспечивая для работников безопасную и благополучную рабочую среду.

6. В разрабатываемых работодателем правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда должны использоваться термины, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере охраны труда.

7. В тексте правил (стандартов) и инструкций по охране труда должно быть исключено дублирование (цитирование) других нормативных правовых актов, а также локальных нормативных актов работодателя.

8. В правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда не допускается применение определений, подчеркивающих особое значение отдельных требований (например, «категорически», «особенно», «обязательно», «строго», «безусловно» и т.п.), а также терминов и понятий, не отвечающих принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении.

9. Правила по охране труда (далее — Правила) могут быть разработаны работодателем в формате стандарта организации.

10. Правила должны:

1) не противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

2) не дублировать требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

3) не содержать норм, которые могут ухудшить положение работников;

4) действовать в пределах только данной организации.

11. Разработка Правил осуществляется работодателем на основе исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, и результатов специальной оценки условий труда, производственного контроля.

12. В Правила работодателю рекомендуется включать следующие главы:
1) общие требования;
2) требования охраны труда работников при организации и проведении работ;
3) требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников;
4) требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников;
5) требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников.

13. В главе «Общие требования» предусматриваются:

1) определение сферы действия Правил;

2) описание опасных и вредных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил.

14. Глава «Требования охраны труда работников при организации и проведении работ» содержит:

1) требования охраны труда, предъявляемые к работникам;

2) требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе при назначении должностных лиц, ответственным за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий;

3) требования при организации работ по наряду-допуску;

4) меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием опасностей, возможного причинения вреда здоровью работника и перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от конкретных опасностей;

5) способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования;

6) способы своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных факторов, реализации профессиональных рисков при проведении работ;

7) меры по защите работников, возникающих в аварийных случаях.

15. В главе «Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников» приводятся допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов в производственных помещениях (на площадках — для процессов, выполняемых вне производственных помещений) и на рабочих местах на основании результатов специальной оценки условий труда, производственного контроля и иных проведенных на рабочих местах лабораторных измерений в соответствии с нормативными правовыми актами, а также параметры освещенности, температурного режима, влажности и других факторов (со ссылками на нормативные требования, устанавливающие эти допустимые уровни). Если требования к производственным помещениям и площадкам при выполнении данного вида работ не установлены, раздел в Правила не включается

16. В главе «Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников» приводятся:

1) требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению;

2) требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков);

3) требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников;

4) методы и приемы безопасной работы на опасном технологическом оборудовании.

17. В главе «Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников» отражаются:

1) особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, рациональные способы их хранения;

2) требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющих на обеспечение охраны труда работников;

3) меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны;

4) меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов.

18. Приказом работодателя из числа работников организации назначается должностное лицо, ответственное за разработку правил, и разработчики правил из числа работников организации, в том числе специалистов по охране труда (службы охраны труда), руководителей структурных подразделений, в которых выполняются виды работ, в отношении которых разрабатываются Правила, представители работников, непосредственно участвующих в выполнении этих видов работ, иные заинтересованные стороны (подрядные организации, поставщики, производители оборудования).

19. По решению работодателя допускается разработка Правил сторонней организацией или иными физическими лицами. Приемка работ в этом случае проводится при участии лица, ответственного за разработку Правил.

20. Правила должны иметь лист согласования, который подписывается разработчиком (представителями участников разработки), руководителем юридической службы предприятия (при наличии), руководителем службы охраны труда (при наличии), лицом, ответственным за разработку Правил.

21. Правила утверждаются работодателем (руководителем организации).

22. Правила при необходимости могут содержать требования или ссылку на требования стандартов безопасности труда, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, устанавливающих требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, правил и норм безопасности и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

23. Правила пересматриваются при изменении государственных нормативных требований, производственных процессов работодателя.

24. Работодатель обязан под роспись ознакомить и проверить знание требований по охране труда, содержащихся в разработанных и утвержденных Правилах, у работников организации, у которых трудовая деятельность непосредственно связанна со сферой данных Правил. Порядок проверки знания требований по охране труда, содержащихся в Правилах, устанавливает работодатель.

25. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы.

26. Разработка инструкций по охране труда работодателем осуществляется на основе установленных обязательных требований по охране труда в Российской Федерации, а также:

1) изучения вида работ, для которого инструкция по охране труда разрабатывается;
2) результатов специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах для соответствующей должности, профессии (вида работ), в том числе определения вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
3) анализа требований соответствующих профессиональных стандартов;
4) определения профессиональных рисков и опасностей, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
5) анализа результатов расследования имевшихся несчастных случаев, а также типичных, наиболее вероятных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для соответствующих должностей, профессий, видов работ;
6) определения безопасных методов и приемов выполнения работ.

27. Инструкция по охране труда для работника учитывает, но не должна дублировать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства, применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

28. Инструкция по охране труда должна содержать:

1) общие требования охраны труда;
2) требования охраны труда перед началом работы;
3) требования охраны труда во время работы;
4) требования охраны труда в аварийных ситуациях;
5) требования охраны труда по окончании работы.

29. В разделе «Общие требования охраны труда» необходимо отражать:

1) указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка;
2) требования по выполнению режимов труда и отдыха при выполнении соответствующих работ;
3) перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, а также перечень профессиональных рисков и опасностей;
4) перечень (ссылка на локальный нормативный документ работодателя) специальной одежды, специальной обуви и средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами;
5) порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;
6) правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

30. В раздел «Требования охраны труда перед началом работы» следует включать:

1) порядок подготовки рабочего места;
2) порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);
3) порядок осмотра средств индивидуальной защиты до использования;
4) порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения, наличия предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков).

31. В разделе «Требования охраны труда во время работы» необходимо предусматривать:

1) способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов;
2) требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
3) указания по безопасному содержанию рабочего места;
4) действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций;
5) требования, предъявляемые к правильному использованию (применению) средств индивидуальной защиты работников.

32. В разделе «Требования охраны труда в аварийных ситуациях» следует излагать:

1) перечень основных возможных аварий и аварийных ситуаций и причины, их вызывающие;
2) действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций;
3) действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.

33. В разделе «Требования охраны труда по окончании работ» необходимо отражать:

1) порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования;
2) порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры;
3) порядок осмотра средств индивидуальной защиты после использования;
4) порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности;
5) требования соблюдения личной гигиены;
6) порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

34. Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников.

35. Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

36. Разработчик инструкций по охране труда назначается приказом работодателя.

37. Инструкции по охране труда утверждаются работодателем (руководителем организации).

38. Пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

39. Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

1) при изменении условий труда работников;
2) при внедрении новой техники и технологии;
3) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4) по требованию представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда.

40. Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается еще на 5 лет.

41. Требования охраны труда, содержащиеся в соответствующих инструкциях по охране труда, доводятся до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа по охране труда.

42. Действующие инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, а также перечень этих инструкций хранится у руководителя структурного подразделения.

43. Местонахождение инструкций по охране труда для работников рекомендуется определять руководителю структурного подразделения организации с учетом обеспечения доступности и удобства ознакомления с ними.

44. Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при инструктаже по охране труда на рабочем месте либо вывешены на рабочих местах или участках, либо хранятся в ином месте, доступном для работников.

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ДОКУМЕНТА

В настоящее время текст Проекта Приказа Минтруда России «Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» проходит публичное обсуждение .

Где рекомендуется размещать инструкции по охране труда

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 декабря 2021 г. N 894

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО РАЗМЕЩЕНИЮ РАБОТОДАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

В ЦЕЛЯХ ИНФОРМИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ОБ ИХ ТРУДОВЫХ ПРАВАХ,

ВКЛЮЧАЯ ПРАВО НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ И ОХРАНУ ТРУДА

В соответствии с частью четвертой статьи 216.2 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139) и подпунктом 5.2.19(1) пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2021, N 42, ст. 7120), приказываю:

1. Утвердить рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, согласно приложению.

2. Признать утратившим силу постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 января 2001 г. N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда».

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г.

к приказу Министерства труда

и социальной защиты

от 17 декабря 2021 г. N 894

ПО РАЗМЕЩЕНИЮ РАБОТОДАТЕЛЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

В ЦЕЛЯХ ИНФОРМИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ОБ ИХ ТРУДОВЫХ ПРАВАХ,

ВКЛЮЧАЯ ПРАВО НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ И ОХРАНУ ТРУДА

I. Общие положения

1. Настоящие рекомендации разработаны для оказания помощи работодателям при организации работы/процесса в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда.

2. В настоящих рекомендациях приведен примерный порядок размещения работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, в зависимости от структуры и организации работы у конкретного работодателя, а также его финансовых возможностей.

3. На основании настоящих рекомендаций работодатели могут самостоятельно определять и осуществлять размещение информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, с учетом форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда.

4. Работодатели могут размещать информационные материалы в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, любыми перечисленными способами:

а) тиражирование (распространение) печатной продукции и видеоматериалов по информированию работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда;

б) распространение материалов по информированию работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда через кабинеты охраны труда или уголки по охране труда;

в) размещение на внутреннем корпоративном веб-портале или веб-сайте работодателя (при наличии);

г) рассылка по электронной почте/проведение онлайн-опросов;

д) проведение телефонных интервью;

е) проведение собеседований.

5. Работодатель может осуществлять указанные в пункте 4 мероприятия (далее — мероприятия) либо по отдельности, либо одновременно, выбор конкретного мероприятия или состава мероприятий осуществляется работодателем самостоятельно.

6. Работодатель может вести оценку эффективности работы по информированию работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, в рамках реализации профилактических мероприятий в системе управления охраной труда на основе перечисленных количественных показателей эффективности информирования работников в установленный период:

а) охват целевой аудитории: сколько работников проинформировано о своих трудовых правах (в абсолютных или относительных величинах);

б) количество размещенных в электронной форме материалов (публикаций, выпусков периодических изданий) о трудовых правах работников, включая право на безопасные условия и охрану труда;

в) тираж печатных материалов (или их количество) с информацией о трудовых правах работников, включая право на безопасные условия и охрану труда;

г) количество проведенных мероприятий, на которых обсуждались вопросы обеспечения трудовых прав работников или распространялись печатные материалы о трудовых правах работников, включая право на безопасные условия и охрану труда.

II. Рекомендации по организации тиражирования

(распространения) печатной продукции и видеоматериалов

7. Выпуск периодических корпоративных изданий (журналы, информационные бюллетени, информационные листки) по вопросам обеспечения трудовых прав работников может осуществляться как в печатном, так и в электронном виде.

8. Выпуск периодических печатных изданий может осуществляться тиражом, рассчитанным только на штатную численность работников, либо на более широкую аудиторию. Распространение таких изданий рекомендуется осуществлять как среди работников посредством распределения тиража между структурными подразделениями, так и по почте заинтересованным сторонам, а также рекомендуется размещать в общедоступных местах на территории работодателя или распространять по подписке на возмездной или безвозмездной основе.

9. Размещение материалов в целях информирования о трудовых правах работников, включая право на безопасные условия и охрану труда, может осуществляться на плакатах, приобретенных из числа существующих шаблонов или разработанных по заказу работодателя. Плакаты рекомендуется размещать как на рабочих местах в структурных подразделениях работодателя, так и в кабинетах и уголках по охране труда, а также в общедоступных местах на территории работодателя.

10. Выпуск материалов в целях информирования о трудовых правах работников, включая право на безопасные условия и охрану труда, может осуществляться в виде листовок, буклетов, выпускаемых как в электронном, так и в печатном виде. Выпуск отпечатанных листовок и буклетов может осуществляться тиражом, рассчитанным только на штатную численность работников, или на более широкую аудиторию. Распространение таких листовок и буклетов рекомендуется осуществлять среди работников путем распределения тиража между структурными подразделениями работодателя и (или) направлять по почте заинтересованным сторонам, а также рекомендуется размещать в общедоступных местах на территории работодателя.

11. Видеоматериалы в целях информирования о трудовых правах работников, включая право на безопасные условия и охрану труда, рекомендуется распространять в соответствии с формами (способами) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и (или) рассылать работникам на электронную почту с учетом соблюдения положений законодательства о защите персональных данных, а также транслировать в социальных сетях. Осуществление такой рассылки рекомендуется возлагать на подразделение (подразделения), определяемые работодателем, в том числе на службу охраны труда (специалиста по охране труда), в том числе посредством деятельности кабинета охраны труда или уголка охраны труда (при их наличии).

III. Рекомендации по организации взаимодействия

с работниками в целях информирования о трудовых правах,

включая право на безопасные условия и охрану труда

12. При проведении онлайн-опросов, телефонных интервью и собеседований в целях информирования работников о трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, обеспечивается соблюдение положений законодательства о защите персональных данных <1>. Работодателю или службе охраны труда (специалисту по охране труда) рекомендуется заблаговременно информировать участников указанных мероприятий об их проведении. При осуществлении указанных мероприятий рекомендуется учитывать формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, ответственность за проведение мероприятий работодателю рекомендуется возлагать на службу охраны труда (специалиста по охране труда), в том числе посредством деятельности кабинета охраны труда или уголка охраны труда (при их наличии).

<1> Статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451).

Перечень действующих нормативных правовых актов по охране труда, включая правила и инструкции, с указанием их местонахождения рекомендуется хранить у руководителя (специалиста) службы охраны труда у работодателя, а также у руководителей структурных подразделений работодателя.

Правила и инструкции по охране труда для работников рекомендуется размещать непосредственно на рабочих местах или участках, в специально отведенных и оборудованных для информирования работников местах — кабинетах или уголках по охране труда, либо хранить в ином доступном для работников месте, определенном руководителем структурного подразделения, а также в электронном виде.

IV. Рекомендации по организации работы кабинета охраны

труда или уголка охраны труда у работодателя

и в его структурных подразделениях

13. Кабинет охраны труда или уголок охраны труда рекомендуется создавать в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, информирования работников о требованиях охраны труда, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе в рамках функционирования системы управления охраной труда у работодателя и в его структурных подразделениях. Необходимость организации кабинета охраны труда или уголка охраны труда в своих структурных подразделениях работодатель определяет самостоятельно.

14. При принятии работодателем решения об организации кабинета охраны труда под него рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов) с оснащением необходимыми техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

При принятии работодателем решения об организации уголка охраны труда его оформление рекомендуется осуществлять в зависимости от площади, выделяемой для его размещения, и может представлять собой стенд, витрину (проектор) или телевизионную панель с видеосвязью, компьютер со встроенной программой (системой).

15. Решение о создании кабинета охраны труда или уголка охраны труда и его оснащении работодателю (его представителю) рекомендуется принимать при организации у него службы охраны труда или специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности.

16. У работодателей, осуществляющих производственную деятельность, со штатной численностью 50 и более работников, а также у работодателей, специфика деятельности которых связана с большим объемом работы по обеспечению соблюдения требований охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; у работодателей со штатной численностью менее 50 работников, а также в отдельных структурных и иных обособленных подразделениях работодателей — уголка охраны труда. Количество таких уголков охраны труда определяется работодателем самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.

У работодателей, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), рекомендуется оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда.

17. Работу кабинета охраны труда и уголка охраны труда рекомендуется обеспечивать в рамках функционирования системы управления охраной труда.

Организацию и руководство работой кабинета охраны труда и уголка охраны труда, в том числе контроль за их работой, рекомендуется возлагать на службу охраны труда у работодателя или специалиста по охране труда, в том числе привлекаемого работодателем по гражданско-правовому договору.

18. При участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда допускается создание базовых кабинетов охраны труда при научно-исследовательских институтах и центрах охраны труда в целях оказания методической помощи работодателям в организации и обеспечении функционирования кабинетов охраны труда и уголков охраны труда.

19. При осуществлении деятельности кабинета охраны труда и уголка охраны труда обеспечивается:

а) оказание помощи руководителям структурных подразделений работодателя и работникам в обеспечении выполнения требований охраны труда;

б) информирование работников об их трудовых правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда у работодателя, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах и локальных нормативных актах работодателя по охране труда;

в) пропаганда вопросов охраны труда.

20. Деятельность кабинета охраны труда обеспечивает реализацию следующих мероприятий по охране труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда у работодателя, а также организуемых совместными действиями руководства и иных должностных лиц работодателя, комитета (комиссии) по охране труда, службы охраны труда или специалиста по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов:

а) проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций по вопросам охраны труда, в том числе в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда;

б) обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, правильному применению средств коллективной и индивидуальной защиты, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

в) проведение инструктажей по охране труда, тематических занятий с работниками, к которым предъявляются дополнительные требования по обеспечению охраны труда, соблюдению норм промышленной безопасности и санитарных норм, проверки знаний требований охраны труда;

г) организацию выставок, экспозиций, стендов, макетов и других форм наглядной агитации и пропаганды передового опыта по обеспечению безопасных условий труда;

д) проведение аналитических исследований состояния условий и охраны труда на рабочих местах и у работодателя в целом и их влияния на безопасность и здоровье работников при осуществлении ими трудовой деятельности.

21. Деятельность уголка охраны труда обеспечивает в зависимости от уровня оснащенности выполнение отдельных или всех мероприятий, предусмотренных пунктом 20 для кабинета охраны труда.

22. Деятельность уголка охраны труда структурного подразделения (участка) работодателя обеспечивает доведение до работников информации о:

а) трудовых правах работников, включая право на безопасные условия и охрану труда;

б) планах работы кабинета охраны труда (при наличии у работодателя);

в) графиках проведения инструктажей по охране труда и расписаниях учебных занятий по охране труда;

г) приказах и распоряжениях по вопросам охраны труда у работодателя, планах мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

д) выявленных вредных и опасных производственных факторах и имеющихся средствах индивидуальной и коллективной защиты на рабочих местах структурного подразделения (участка);

е) выявленных нарушениях требований законодательства об охране труда и принятых мерах по их устранению;

ж) случаях производственного травматизма и профзаболеваний у работодателя и в его структурных подразделениях и принятых мерах по устранению их причин;

з) новых поступлениях документов, учебно-методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и других документов и материалов в кабинет охраны труда.

V. Тематическая структура и оснащение кабинета охраны труда

и уголка охраны труда

23. В тематическую структуру оснащения кабинета охраны труда и уголка охраны труда рекомендуется включать общий и специальные разделы.

В общий раздел рекомендуется включать законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, принятые на федеральном уровне и уровне соответствующего субъекта Российской Федерации, локальные нормативные акты работодателя, информацию о системе управления охраной труда у работодателя, а также общие сведения по обеспечению безопасных условий труда, в том числе об опасных и вредных производственных факторах на рабочих местах, применяемых средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий.

Перечень специальных разделов и их содержание (сведения, включающие отличительные особенности основных и вспомогательных технологических процессов, конкретный перечень вредных производственных факторов, соответствующие им средства коллективной и индивидуальной защиты и меры предосторожности, принятые на производстве знаки безопасности и др.) рекомендуется определять с учетом условий труда на рабочих местах и специфики деятельности работодателя. Рекомендуется раздельное комплектование учебного и справочного разделов, отражающих специфику всех видов производства у работодателя.

24. Оснащение кабинета охраны труда и уголка охраны труда рекомендуется определять исходя из выбранного состава общего и специальных разделов и в зависимости от используемых и планируемых к использованию носителей информации, которыми могут быть печатная продукция, кино- и видеопродукция, компьютерная продукция, программы радиовещания, натурные образцы, тренажеры, манекены и макеты.

25. Оценку необходимой площади для кабинета охраны труда рекомендуется производить на основе расчета потребности в обучении по охране труда на календарный год.

26. Для организации уголка охраны труда рекомендуется выделять либо отдельное помещение, либо оборудовать часть помещения общего назначения.

27. При организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда рекомендуется учитывать:

а) соответствие требованиям (в части целей, содержания и направлений работы) системы управления охраной труда, которые работодатель самостоятельно определяет с учетом специфики своей деятельности;

б) возможность посещения работниками кабинета охраны труда или уголка охраны труда у работодателя с целью получения ими достоверной информации по вопросам охраны труда, в том числе об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда;

в) планирование работы (в соответствии с перспективным и текущим планами работы), в том числе в рамках функционирования системы управления охраной труда.

28. В целях эффективной работы кабинета охраны труда (уголка охраны труда) рекомендуется:

а) составить план работы кабинета охраны труда (уголка охраны труда), включающего разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием лиц, ответственных за их проведение;

б) организовать работу оборудования, оснащения и оформления кабинета охраны труда (уголка охраны труда) в соответствии с заявленными мероприятиями;

в) организовать проведение указанных мероприятий с участием структурных подразделений и служб работодателя, с привлечением, при необходимости, специалистов органов исполнительной власти по вопросам охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, объединений профсоюзов и объединений работодателей, образовательных и специализированных организаций в области охраны труда и других.

29. Допускается установление коллективным договором (отраслевым соглашением) (при наличии) дополнительных, не противоречащих законодательству требований к кабинетам охраны труда (уголкам охраны труда), организационным формам их работы, оснащению и методическому обеспечению, обеспечивающих улучшение координации и повышение эффективности работы кабинетов охраны труда и уголков охраны труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *