Новые обязанности работодателей по гражданской обороне в 2021 году
2021 год принес немало новых законов и поправок, сказавшихся на работе кадровиков. Изменения коснулись и инструктажей по гражданской обороне.
Инструктажи для сотрудников
Постановлением Правительства от 18.09.2020 № 1485 утверждена необходимость проведения обучающих мероприятий для работников. Согласно документу работодатель обязан каждый год инструктировать персонал о правилах поведения в экстремальных ситуациях. Для вновь принятых сотрудников обучение назначается в первый месяц работы.
Инструктаж проводится по заранее разработанной программе и дополняется брошюрой с основными правилами. В ходе обучения необходимо предоставить работнику следующую информацию:
- правила поведения во время чрезвычайных ситуаций, спровоцированных природными или техногенными явлениями;
- основные способы защиты;
- действия для улучшения ситуации или устранения ее последствий;
- методы оказания первой помощи пострадавшим;
- правила использования средств защиты.
Получив такую информацию, ваши сотрудники будут четко понимать, какие действия следует выполнять в той или иной ситуации. Это поможет избежать паники и ненужных жертв.
Ответственный за гражданскую оборону
Ст. 14 Федерального Закона № 68 регулирует количество сотрудников, отвечающих за проведение инструктажей. Это может быть целый отдел или один работник, на которого по совместительству возложена функция обучения правилам гражданской обороны.
Количество ответственных лиц зависит от численности сотрудников компании. В фирмах, где работает менее 500 человек, достаточно 1 специалиста по гражданской обороне. Большие компании, имеющие более 2000 работников, назначают 2-3 ответственных лица.
Также важно выяснить, относится ли предприятие к категориям по гражданской обороне. Для этого направьте письмо в местное отделение по чрезвычайным ситуациям и получите нужную информацию.
Если фирма не имеет категории, достаточно назначить ответственного сотрудника, который по совместительству будет выполнять работу по инструктажам. Обычно эта функция возлагается на кадровиков.
Инструктажи для удаленных работников
В соответствии со статьей 312.3 Трудового кодек са удаленные работники освобождаются от инструктажей по охране труда. Однако необходимость обучения правилам поведения в чрезвычайных ситуациях сохраняется.
Обязательно нужно инструктировать работников, работающих на полной или частичной удаленке. Сроки и периодичность обучения прописывают в трудовом договоре. Работодатель обязан предоставить дистанционному сотруднику оборудование и средства для прохождения инструктажа (если они необходимы).
Нововведения по гражданской обороне обусловлены эпидемией коронавируса. В результате разгула заболевания вводятся множественные ограничения. Кроме того, пандемия может стать причиной объявления режима чрезвычайной ситуации в отдельных регионах и даже по стране. Позаботьтесь о том, чтобы ваши сотрудники знали, как вести себя в сложных обстоятельствах и не поддаваться панике.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Инструктаж по ЧС с 2021 года: как работодателю его организовать и провести
С каждым годом у работодателей появляются все новые обязанности. С 1 января 2021 года они должны проводить инструктаж по чрезвычайным ситуациям в организации. Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Виктория Соловьева объясняет, кого касается новое требование, как организовать и провести инструктаж, а также какая ответственность предусмотрена за отказ.
Постановлением правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1485 утверждено новое положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Документ вступит в силу 1 января 2021 года и будет действовать до 31 декабря 2026 года.
В связи с этим утратит силу постановление правительства РФ от 4 сентября 2003 года № 547, которым ранее определялся порядок подготовки населения в области защиты от ЧС.
В новом положении значительно поменялись требования подготовки в области защиты от ЧС для работающего населения:
- инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы;
- самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях, участие в учениях и тренировках.
- проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам;
- самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
Также положением установлено, что подготовка населения в области защиты от ЧС осуществляется в рамках единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от ЧС.
Кто должен проводить инструктаж по ЧС в организации
В целях проведения с работниками инструктажа по ЧС в организации рекомендуется назначить ответственное лицо.
Лицо, ответственное за проведение инструктажа по ЧС, рекомендуется назначить приказом (распоряжением) руководителя организации из числа работников, уполномоченных на решение задач в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, руководителей занятий по ЧС, либо осуществлять инструктаж непосредственно руководителем организации при условии прохождения им соответствующей подготовки.
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.
С кем нужно проводить инструктаж
Инструктаж по ЧС проводится в организациях, зарегистрированных в установленном порядке и использующих в своей деятельности наемный труд (работников).
Инструктаж по ЧС проходят:
- вновь принятые на работу лица, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;
- лица, командированные в организацию на срок более 30 календарных дней.
Инструктаж по ЧС проводится в период, не превышающий 30 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица), далее ежегодно.
Информация о трудоустройстве новых работников или прибытия в организацию командированных лиц доводится под роспись лицу, ответственному за проведение инструктажа по ЧС, кадровым органом в срок не превышающий 7 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).
Как организовать и провести инструктаж по ЧС
Программу проведения инструктажа по ЧС работников организации и журнал учета прохождения инструктажа по ЧС целесообразно разрабатывать на основании соответственно примерной программы инструктажа по ЧС и типовой формы журнала учета проведения инструктажа по ЧС, а также утверждать у руководителя организации.
При разработке программы инструктажа по ЧС рекомендуется учитывать:
- особенности деятельности (опасные производственные факторы) и месторасположения (топо-, географические, административно-юридические) организации;
- положения плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и других документов, регулирующих организацию и планирование мероприятий по защите от ЧС природного и техногенного характера.
Организация инструктажа в обособленных подразделениях организации
В случае наличия в организации филиалов и представительств, удаленно расположенных от головного офиса, в целях проведения инструктажа по ЧС предлагается в каждом филиале и представительстве организации назначать в установленном порядке лицо, ответственное за проведение инструктажа по ЧС, производить регистрацию и ведение журнала учета проведения инструктажа по ЧС, либо организовать проведение инструктажа по ЧС в дистанционной форме.
Примерная программа инструктажа по ЧС
N п/п | Примерный перечень учебных вопросов | Время <*> на отработку (минут) |
1. | Возможные действия работника на рабочем месте, которые могут привести к аварии, катастрофе или ЧС техногенного характера в организации | 5–15 |
2. | Наиболее характерные ЧС природного и техногенного характера, которые могут возникнуть в районе расположения организации и опасности, присущие этим ЧС | 5–20 |
3. | Принятые в организации способы защиты работников от опасностей, возникающих при ЧС, характерных для производственной деятельности и района расположения организации | 5–20 |
4. | Установленные в организации способы доведения информации об угрозе и возникновении ЧС | 2–10 |
5. | Порядок действий работника при получении сигналов оповещения о возникновении ЧС | 2–10 |
6. | Порядок действий работника при ЧС, связанных с утечкой (выбросом) аварийно химически опасных веществ и радиоактивным загрязнением, в том числе по изготовлению и использованию подручных средств защиты органов дыхания | 6–30 |
7. | Порядок действий работника при получении и использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи (при их наличии в организации) | 6–30 |
8. | Порядок действий работника при укрытии в средствах коллективной защиты (при применении в организации данного способа защиты) | 6–30 |
9. | Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от ЧС природного и техногенного характера | 2–15 |
<*> Рекомендуемая продолжительность программы инструктажа по ЧС.
Проведение инструктажа в дистанционной форме
При проведении инструктажа по ЧС в дистанционной форме предлагается:
- использовать аппаратно-программные средства, поддерживающие аудиовизуальную связь инструктора и инструктируемого лица в режиме реального времени с возможностью дистанционного ведения электронного журнала учета прохождения инструктажа по ЧС, либо обеспечить оформление акта, содержащего запись о факте прохождения работником инструктажа по ЧС с последующим направлением данного акта в головной офис организации в течение 20 календарных дней с даты проведения инструктажа;
- приказом (распоряжением) руководителя организации утвердить порядок проведения инструктажа по ЧС для удаленных филиалов и представительств, содержащий следующие сведения:
- ФИО, должность лица, ответственного за проведение инструктажа по ЧС работников удаленного филиала или представительства;
- программу проведения инструктажа по ЧС работников удаленного филиала или представительства;
- журнал учета прохождения инструктажа по ЧС работников удаленного филиала или представительства;
- данные об аппаратно-программных средствах, применяемых для проведения инструктажа по ЧС работников удаленного филиала или представительства.
Как оформить результаты проведения инструктажа
В журнал учета проведения инструктажа по ЧС, зарегистрированный в организации, рекомендуется вносить запись о факте прохождения работником инструктажа по ЧС, содержащую:
- дату проведения инструктажа;
- ФИО, наименование должности, подписи инструктируемого и инструктирующего лиц;
- отметку о проверке усвоения информационного материала.
Планируемые результаты прохождения инструктажа по ЧС
По завершению прохождения инструктажа по ЧС инструктируемый должен:
- потенциальные источники опасностей, которые могут привести к ЧС в организации (на территории организации), виды ЧС, характерные для территории расположения организации;
- установленные в организации способы оповещения при угрозе и возникновении ЧС;
- принятые в организации основные способы защиты от опасностей, возникающих при указанных ЧС, правила действий при угрозе и возникновении данных опасностей;
- места хранения средств индивидуальной защиты и расположения средств коллективной защиты (при наличии их в организации).
- действовать по сигналам оповещения;
- действовать при объявлении эвакуации;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Проверка знаний
В целях проверки усвоения информационного материала, доведенного в ходе инструктажа по ЧС, в завершении занятия инструктор в устной форме производит опрос инструктируемых лиц в рамках содержания программы инструктажа по ЧС, утвержденной в организации.
В случае удовлетворительного ответа считается, что материал усвоен, в журнал учета вносится отметка « Зачет », в противном случае — отметка « Незачет ».
Вне зависимости от результата прохождения инструктажа по ЧС, лица, его прошедшие, допускаются к исполнению трудовой деятельности.
В отношении лиц, имеющих отметку « Незачет » в результате прохождения инструктажа по ЧС, следует повторно провести инструктаж по ЧС в течение 30 календарных дней с даты последнего инструктажа.
Риски в случае не проведения инструктажа
За невыполнение обязанности по проведению инструктажа по ЧС работодателю грозит штраф в следующем размере (часть 1 статьи 20.6. КоАП РФ):
Го и чс на предприятии с чего начать 2021
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 30 декабря 2020 г. N 43-9472-11
На основании Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2004 г. N 868, в рамках осуществления функции МЧС России по методическому руководству при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера разработаны и утверждены Организационно-методические рекомендации по подготовке всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации в 2021 — 2025 годах (далее — ОМР), прилагаются.
Данные ОМР направляются в целях их применения при организации подготовки должностных лиц, учащихся и неработающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
30 декабря 2020 г. N 2-4-71-36-11
ПО ПОДГОТОВКЕ ВСЕХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2021 — 2025 ГОДАХ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
ГО — гражданская оборона
ДОТ — дистанционные образовательные технологии
ЕСПН ГОЧС — единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
ЗНТЧС — защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Курсы ГО — курсы гражданской обороны муниципальных образований
КЧС и ОПБ — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
ОМСУ — органы местного самоуправления
РСЧС — единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
НАСФ — нештатные аварийно-спасательные формирования
НФГО — нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
УМЦ — учебно-методические центры по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации
УКП ГО — учебно-консультационные пункты по гражданской обороне муниципальных образований
ФОИВ — федеральные органы исполнительной власти
ЧС — чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Решение задачи подготовки всех групп населения к действиям при угрозе возникновения и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области ГО и ЗНТЧС.
ФОИВ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организации в 2016 — 2020 годах продолжили совершенствовать деятельность по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС. Проведение в этот период Года гражданской обороны, Года культуры безопасности, Года предупреждения чрезвычайных ситуаций способствовало развитию у населения теоретических знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности, а также получению специалистами органов государственной власти опыта в вопросах подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
В целях реализации стратегических национальных приоритетов, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, основ единой государственной политики Российской Федерации в области ГО и ЗНТЧС на период до 2030 года по вопросам подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС рекомендуется:
1. ФОИВ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организациям продолжить работу по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС как ключевой составляющей формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
2. Главной задачей по подготовке населения Российской Федерации в области ГО и ЗНТЧС в 2021 — 2025 годах рекомендуется считать повышение качества подготовки должностных лиц ФОИВ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, а также населения к выполнению мероприятий ГО и защиты от ЧС.
3. Приоритетными направлениями по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС рекомендуется считать:
организацию и проведение обязательной подготовки соответствующих групп населения в образовательных организациях, УМЦ, на курсах ГО, в УКП ГО и организациях;
осуществление подготовки руководителей (работников) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО, муниципальных образований и организаций;
внедрение новых форм, разработку и актуализацию программ и методов подготовки с использованием современных технических средств обучения, информационных технологий и тренажеров, особое внимание уделить применению ДОТ;
дальнейшее развитие и совершенствование комплексных систем информирования населения об угрозе возникновения и о возникновении ЧС;
повышение эффективности использования современных методик и технических средств обучения, а также средств массовой информации и современных информационных технологий;
привлечение общественных объединений и некоммерческих организаций, добровольцев (волонтеров) к мероприятиям по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС, в том числе информационно-пропагандистского и обучающего характера;
внедрение новых методов пропагандистской и информационной работы с населением по вопросам ГО и защиты от ЧС;
проведение мероприятий (тренингов, лекций, встреч с гражданами и иных мероприятий) в целях формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.
4. ФОИВ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организациям рекомендуется осуществлять реализацию комплекса мер, направленных на дооснащение и развитие существующей учебно-материальной базы по подготовке всех категорий населения в области ГО и защиты от ЧС, в соответствии с рекомендациями МЧС России.
II. РЕКОМЕНДАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ОТРАСЛЕВОГО
УПРАВЛЕНИЯ, ПО ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В целях совершенствования организации и осуществления подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, а также для обеспечения функционирования ЕСПН ГОЧС ФОИВ и организациям, осуществляющим функции отраслевого управления, рекомендуется:
организовать развитие нормативно-методического обеспечения функционирования ЕСПН ГОЧС в части подготовки служащих и работников центральных аппаратов, территориальных органов и подведомственных организаций в области ГО и защиты от ЧС;
организовать разработку и принятие до 25 января 2021 года организационно-методических рекомендаций по подготовке служащих и работников центральных аппаратов, территориальных органов и подведомственных организаций в области ГО и защиты от ЧС в 2021 — 2025 годах;
организовать мероприятия по подготовке служащих и работников центральных аппаратов, территориальных органов и подведомственных организаций в области ГО и защиты от ЧС в 2021 — 2025 годах в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
обеспечить повышение качества подготовки должностных лиц ФОИВ и подведомственных организаций к выполнению мероприятий по ГО и защите от ЧС;
до 25 января 2021 года организовать переработку и утверждение программ курсового обучения в области ГО работников и личного состава формирований и служб, создаваемых в подведомственных организациях, с учетом примерных программ, утвержденных МЧС России;
обеспечить контроль проведения с работниками подведомственных организаций вводного инструктажа по ГО совместно с инструктажем по действиям в ЧС, проводимым в течение первого месяца при приеме на работу, далее инструктаж по действиям в ЧС проводить не реже одного раза в год;
обеспечить создание и поддержание в рабочем состоянии соответствующей учебно-материальной базы в области ГО и защиты от ЧС подведомственных организаций;
организовать оформление ежегодных планов деятельности по пропаганде знаний в области ГО и защиты от ЧС среди служащих и работников центральных аппаратов, территориальных органов и подведомственных организаций в области ГО и защиты от ЧС;
обеспечить ежегодное направление до 15 марта в МЧС России заявок на обучение в области ГО и защиты от ЧС руководителей (их заместителей), соответствующих должностных лиц функциональной подсистемы РСЧС и работников ГО в федеральном государственном бюджетном военном образовательном учреждении высшего образования «Академия гражданской защиты МЧС России» в следующем году;
организовать взаимодействие своих территориальных органов, подведомственных организаций (дочерних обществ и организаций) с территориальными органами МЧС России по вопросам планирования, организации и выполнения мероприятий по подготовке соответствующих групп населения;
организовать составление ежегодных планов подготовки руководителей всех уровней, должностных лиц, работников, а также личного состава формирований в области ГО и защиты от ЧС центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций;
организовать ведение журналов учета посещения мероприятий по подготовке в области ГО и защиты от ЧС, проводимых в центральном аппарате, территориальных органах и подведомственных организациях;
организовать ведение персонального учета должностных лиц и работников ГО и РСЧС, прошедших обучение в области ГО и защиты от ЧС в течение последних 5 лет;
организовать оформление плана контроля выполнения мероприятий по подготовке в области ГО и защиты от ЧС руководителей соответствующих уровней, работников ГО и работников территориальных органов и подведомственных организаций;
ежегодно до 25 января по состоянию на 1 января текущего года и до 25 июня по состоянию на 1 июня текущего года обеспечить подготовку и представление в МЧС России Доклада об организации и итогах подготовки работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, подведомственных служб, агентств и организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций по форме 1/ОБУЧ-Ф.
III. РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В целях совершенствования организации и осуществления подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, а также обеспечения функционирования ЕСПН ГОЧС органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется:
организовывать разработку и принятие до 25 января 2021 года организационно-методических рекомендаций по подготовке населения субъекта Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС с конкретизацией задач и мероприятий для ОМСУ и подведомственных организаций в 2021 — 2025 годах;
организовать мероприятия по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС в 2021 — 2025 годах в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
обеспечить повышение качества подготовки населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации, в области ГО и защиты от ЧС;
обеспечить повышение качества подготовки должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций к выполнению мероприятий по ГО и защите от ЧС, в том числе посредством привлечения для проведения занятий и других мероприятий специалистов, имеющих практический опыт предупреждения и ликвидации ЧС, выполнения мероприятий ГО;
обеспечить до 25 января 2021 года приведение программ обучения УМЦ в соответствие с примерными программами, утвержденными МЧС России, при этом в случае отсутствия потребности применения курсового обучения руководителей и работников ГО программы курсового обучения данных категорий применять не следует;
до 25 января 2021 года организовать переработку и утверждение программ курсового обучения в области ГО работников и личного состава формирований и служб, создаваемых в подведомственных организациях, с учетом примерных программ, утвержденных МЧС России;
обеспечить контроль проведения с работниками подведомственных организаций вводного инструктажа по ГО совместно с инструктажем по действиям в ЧС, проводимым в течение первого месяца при приеме на работу, далее инструктаж по действиям в ЧС проводить не реже одного раза в год;
разработать и утвердить в I квартале 2021 года пятилетний план совершенствования учебно-материальной базы УМЦ субъекта Российской Федерации и обеспечить его ежегодную корректировку;
обеспечить создание и поддержание в рабочем состоянии соответствующей учебно-материальной базы в области ГО и защиты от ЧС подведомственных организаций;
разрабатывать и включать в ежегодный план основных мероприятий субъекта Российской Федерации в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах подраздел о подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС;
обеспечить планирование и рассмотрение на заседании КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации не реже одного раза в год вопросов, связанных с подготовкой населения в области ГО и защиты от ЧС;
контролировать создание и организацию деятельности курсов ГО во всех муниципальных и городских округах, муниципальных районах, а также УКП ГО в поселениях;
обеспечить внедрение новых форм, программ и методов подготовки в области ГО и защиты от ЧС с использованием современных технических средств обучения, информационных технологий и тренажеров в УМЦ;
разработать комплекс мероприятий, направленный на повышение роли общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области ЗНТЧС, по вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения;
организовать оформление ежегодных планов деятельности по информированию населения и пропаганде знаний в области ГО и защиты от ЧС среди населения;
организовать участие общественных объединений и некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и волонтеров (добровольцев) в мероприятиях, проводимых с целью формирования культуры безопасности жизнедеятельности;
обеспечить внедрение новых методов пропагандистской и информационной работы с населением в области ГО и защиты от ЧС;
наращивать охват обучаемых должностных лиц РСЧС и работников ГО с помощью применения технологий электронного и дистанционного обучения в УМЦ;
ежегодно до 1 декабря организовывать разработку и утверждение плана комплектования УМЦ на следующий год слушателями, проходящими подготовку в области ГО и защиты от ЧС по заявкам органов государственной власти субъекта Российской Федерации и ОМСУ;
организовать составление ежегодных планов по подготовке руководителей соответствующих уровней, должностных лиц, работников, а также личного состава формирований в области ГО и защиты от ЧС органов государственной власти субъекта Российской Федерации и подведомственных организаций, в том числе организацию и проведение семинаров (вебинаров) по ГО, либо включать данные вопросы в ежегодный план основных мероприятий субъекта Российской Федерации в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
обеспечить ежегодное направление до 15 марта в территориальный орган МЧС России заявок на обучение в области ГО и защиты от ЧС соответствующих руководителей, должностных лиц территориальной подсистемы РСЧС и работников ГО в федеральном государственном бюджетном военном образовательном учреждении высшего образования «Академия гражданской защиты МЧС России» в следующем году. Обобщенные сведения за федеральные округа ежегодно направляются в МЧС России до 20 марта через главные управления МЧС России, дислоцированные в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов;
организовывать контроль за разработкой и выполнением в ОМСУ ежегодных комплексных планов мероприятий по подготовке населения муниципального образования в области ГО и защиты от ЧС;
совместно с территориальными органами МЧС России организовать ведение персонального учета должностных лиц РСЧС и работников ГО территориальных органов ФОИВ, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, ОМСУ, а также подведомственных им организаций, прошедших соответствующее обучение в области ГО и защиты от ЧС в течение последних 5 лет;
контролировать подготовку руководителей ОМСУ и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по ЗНТЧС, председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований и указанных организаций только в УМЦ;
организовать ведение журналов учета посещения мероприятий по подготовке в области ГО и защиты от ЧС, проводимых в органах государственной власти субъекта Российской Федерации и подведомственных организациях;
организовать проведение ежегодных учебно-методических сборов с руководящим составом, должностными лицами звеньев территориальной подсистемы РСЧС и работниками ГО ОМСУ по подведению итогов подготовки населения за год и постановки задач на очередной учебный год;
обеспечить проведение не реже одного раза в два года смотра-конкурса учебно-материальной базы в области ГО и защиты от ЧС подведомственных организаций, курсов ГО и УКП ОМСУ и подведомственных им организаций;
ежегодно до 25 января по состоянию на 1 января текущего года и до 25 июня по состоянию на 1 июня текущего года обеспечить подготовку и представление в территориальный орган МЧС России Доклада об организации и итогах подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций по форме 1/ОБУЧ-П.
IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В целях совершенствования организации и осуществления подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, а также для обеспечения функционирования ЕСПН ГОЧС ОМСУ рекомендуется:
обеспечить выполнение мероприятий по подготовке населения муниципальных образований в области ГО и защиты от ЧС в 2021 — 2025 годах в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
обеспечить создание и организацию деятельности курсов ГО во всех муниципальных и городских округах, муниципальных районах, а также УКП ГО в поселениях;
обеспечить оказание консультационных услуг при подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС в УКП ГО;
обеспечить повышение качества подготовки населения, проживающего на территории муниципального образования, в области ГО и защиты от ЧС;
обеспечить повышение качества подготовки должностных лиц органов местного самоуправления и подведомственных организаций к выполнению мероприятий по ГО и защите от ЧС;
обеспечить до 25 января 2021 года приведение программ обучения на курсах ГО в соответствие с примерными программами, утвержденными МЧС России, при этом в случае отсутствия потребности применения курсового обучения слушателей курсов ГО программы курсового обучения данных категорий применять не следует;
до 25 января 2021 года организовать переработку и утверждение программ курсового обучения в области ГО работников и личного состава формирований и служб, создаваемых в подведомственных организациях, с учетом примерных программ, утвержденных МЧС России;
обеспечить контроль проведения с работниками подведомственных организаций вводного инструктажа по ГО совместно с инструктажем по действиям в ЧС, проводимым в течение первого месяца при приеме на работу, далее инструктаж по действиям в ЧС проводить не реже одного раза в год;
разработать и утвердить в I квартале 2021 пятилетний план совершенствования учебно-материальной базы курсов ГО и УКП ГО муниципального образования для подготовки в области ГО и защиты от ЧС и ежегодно его корректировать;
обеспечить создание и поддержание в рабочем состоянии соответствующей учебно-материальной базы в области ГО и защиты от ЧС подведомственных организаций;
организовать и осуществлять контроль за подготовкой личного состава формирований и служб муниципальных образований, а также подведомственных организаций;
разрабатывать и включать в ежегодный план основных мероприятий ОМСУ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах подраздел о подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС;
обеспечить планирование и рассмотрение на заседании КЧС и ОПБ муниципального образования не реже одного раза в год вопросов, связанных с подготовкой населения в области ГО и защиты от ЧС;
обеспечить ежегодное направление до 15 марта в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявок на обучение руководителей, должностных лиц звена территориальной подсистемы РСЧС и работников ГО ОМСУ и подведомственных организаций в УМЦ на следующий год;
ежегодно разрабатывать комплексный план мероприятий по подготовке населения муниципального образования в области ГО и защиты от ЧС, а также организовать его рассмотрение, утверждение и заслушивание хода его выполнения на заседаниях КЧС и ОПБ муниципальных образований;
ежегодно до 1 декабря организовывать разработку и утверждение планов комплектования курсов ГО слушателями на следующий год;
организовать составление ежегодных планов по подготовке руководителей соответствующих уровней, должностных лиц, работников, а также личного состава формирований в области ГО и защиты от ЧС ОМСУ и подведомственных организаций, либо включать данные вопросы в ежегодный план основных мероприятий ОМСУ в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
обеспечить подготовку руководителей ОМСУ и подведомственных организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по ЗНТЧС, председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований и указанных организаций в УМЦ;
организовать взаимодействие с общественными объединениями и некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в области ЗНТЧС по вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения;
обеспечить внедрение новых методов пропагандистской и информационной работы с населением в области ГО и защиты от ЧС;
организовать проведение мероприятий (тренингов, лекций, встреч с гражданами и иных мероприятий) в целях формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения на территории муниципального образования;
организовать ведение журналов учета посещения мероприятий по подготовке в области ГО и защиты от ЧС, проводимых в ОМСУ и подведомственных организациях, а также персонального учета подготовки руководителей, должностных лиц, работников, личного состава формирований в области ГО и защиты от ЧС ОМСУ и подведомственных организаций;
организовать проведение ежегодных учебно-методических сборов с руководящим составом, уполномоченными работниками по ЗНТЧС и работниками ГО подведомственных организаций по подведению итогов подготовки населения за год и постановки задач на очередной учебный год;
обеспечить ежегодное проведение муниципальных смотров-конкурсов учебно-материальной базы в области ГО и защиты от ЧС подведомственных организаций;
ежегодно до 20 января по состоянию на 1 января текущего года и до 20 июня по состоянию на 1 июня текущего года обеспечить подготовку и представление в орган государственной власти субъекта Российской Федерации Доклада об организации и итогах подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (форма 1/ОБУЧ-П).
V. РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ
НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
В целях совершенствования организации и осуществления подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, а также для обеспечения функционирования ЕСПН ГОЧС рекомендуется:
организовать и обеспечить проведение мероприятий по подготовке работников организаций в области ГО и защиты от ЧС в 2021 — 2025 годах в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
обеспечить повышение качества подготовки должностных лиц организаций к выполнению мероприятий по ГО и защите от ЧС;
до 25 января 2021 года организовать переработку и утверждение установленным порядком программ курсового обучения работников в области ГО, с учетом примерных программ, утвержденных МЧС России;
организовать и обеспечить проведение с работниками подведомственных организаций вводного инструктажа по ГО совместно с инструктажем по действиям в ЧС, проводимым в течение первого месяца при приеме на работу, далее инструктаж по действиям в ЧС проводить не реже одного раза в год;
организовать создание и поддержание в рабочем состоянии учебно-материальной базы по подготовке в области ГО и защиты от ЧС;
планировать и проводить учения и тренировки по ГО и защите от ЧС;
организовать формирование плана подготовки руководителя организации, работников ГО и других работников организации по вопросам ГО и защиты от ЧС;
организовать ведение журналов учета посещения мероприятий по подготовке в области ГО и защиты от ЧС, проводимых в организации и ее филиалах, а также персонального учета подготовки руководителя организации, работников ГО и уполномоченных по ЗНТЧС работников организации по вопросам ГО и защиты от ЧС;
ежегодно до 15 января по состоянию на 1 января текущего года и до 15 июня по состоянию на 1 июня текущего года обеспечить подготовку и представление в ОМСУ Доклада об организации и итогах подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (форма 1/ОБУЧ-П).
5.2. Организациям, отнесенным к категориям по ГО и продолжающим работу в военное время, а также организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО ФОИВ, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по ГО, дополнительно к пункту 5.1:
организовать проведение обучения руководителей и личного состава формирований и служб, создаваемых в организации;
до 25 января 2021 года организовать переработку и утверждение установленным порядком программ курсового обучения личного состава формирований и служб, создаваемых в организации, с учетом примерных программ, утвержденных МЧС России;
разрабатывать и включать в ежегодный план основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах подраздел о подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС.
С 2021 года у работодателей появятся новые ежегодные обязанности
Правительство РФ утвердило новый порядок подготовки граждан, иностранцев и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций, который описан в Постановлении Правительства №1485 от 18.09.2020 г. и вступает в силу с 1 января 2021 года.
Что нужно будет делать
Согласно положению сотрудники предприятий, учащиеся, руководители органов государственной власти, другие уполномоченные работники, а также неработающие граждане должны проходить подготовку по борьбе с чрезвычайными ситуациями (ЧС).
Граждане, в том числе неработающие, должны самостоятельно изучать порядок действий в ЧС, читать листовки, буклеты, смотреть специальные передачи.
Работодатели должны проводить инструктаж по правилам поведения во время ЧС не реже, чем один раз в год, а также при приеме на работу в организацию проводить инструктаж для всех новых сотрудников в течение первого месяца работы.
Основные задачи работодателя при подготовке сотрудников в области защиты от ЧС:
- ознакомление с правилами поведения при ЧС;
- обучение способам защиты в разных ситуациях;
- демонстрация способов оказания первой помощи пострадавшим;
- объяснение порядка использования коллективных и индивидуальных способов защиты;
- проведение учебных тренировок по действиям во время ЧС.
В зависимости от наличия категории по гражданской обороне и количества работников зависит, сколько в организации должно быть ответственных за гражданскую оборону. У большинства компаний нет категории, и число работников составляет меньше 200 человек. Такие организации вправе добавить в штатное расписание всего одного уполномоченного по гражданской обороне. Причем на эту должность можно назначить сотрудника по совместительству.
Если сотрудник взят на должность, которая связана с обеспечением безопасности и защиты от ЧС, он обязан в течение первого года работы пройти программу повышения квалификации и получить дополнительное профессиональное образование. В зависимости от занимаемой должности обучение проводится в учебно-методических центрах по гражданской обороне и ЧС, на курсах гражданской обороны, а также в Академии гражданской защиты Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Подготовка населения должна проводиться в рамках единой системы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Новое постановление действует до 31 декабря 2026 года включительно.
Существующие обязанности работодателей по подготовке работников в области гражданской обороны
В соответствии со ст. 9 Федерального закона №28-ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне» организации должны осуществлять подготовку работников в области гражданской обороны, планировать и организовывать проведение мероприятий, а также оформлять по ним документы. Согласно правилам подготовки населения в области защиты от ЧС такая подготовка сотрудников должна проводиться за счет организации.
По положению о подготовке населения в области гражданской обороны работодатели обязаны проводить вводный инструктаж по гражданской обороне в течение первого месяца работы для вновь принятых работников. Все остальные проходят курсовое обучение, участвуют в тренировках и других плановых мероприятиях. Также предусмотрено самостоятельное изучение правил гражданской обороны.
Обращаем внимание на то, что невыполнение мероприятий по подготовке сотрудников в области гражданской обороны влечет штраф для юридических лиц в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. в соответствии с п. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.