Как разработать товарный знак самостоятельно
Перейти к содержимому

Как разработать товарный знак самостоятельно

Инструкция по созданию торговых марок

Если вы уже задумались над созданием собственной торговой марки или вас волнует вопрос как использовать торговую марку в своем бизнесе или может быть вас больше занимает вопрос, как придумать и как зарегистрировать собственную торговую марку то эта статья для вас. В данной статье мы довольно подробно разберем вопрос как создать торговую марку и составим пошаговую инструкцию по приобретению прав на торговую марку.

Итак, речь пойдет о регистрации и приобретении прав на торговую марку на территории России. На территории России сам факт регистрации товарной марки является правоустанавливающим действием, и владелец приобретает полные права на торговую марку после прохождения государственной регистрации. Фактически для того чтобы стать владельцем торговой марки на территории России необходимо Зарегистрировать товарный знак в 35/42 классе (торговля) Международной классификации товаров и услуг МКТУ. Инструкция по регистрации товарного знака это тема следующей статьи, а сейчас мы сосредоточимся именно на инструкции по созданию торговой марки.

До того как начать комплекс действий по приобретению прав на торговую марку или регистрацию торговой марки нам необходимо разработать обозначение (словесное или изобразительное или комбинированное) которое будет впоследствии зарегистрировано в «Роспатент»Е и сделает вас владельцем вашей собственной торговой марки. Ниже мы приведем несколько простых вопросов, на которые вам следует ответить в процессе разработки вашей собственной торговой марки.

Разработка торговой марки

Шаг 1 — Определить суть торговой марки

  • Что представляет из себя ваш продукт или услуга?
  • Суть брэнда (основная идея (миссия) продукта или услуги)?
  • УТП (уникальное торговое предложение продукта или услуги). Почему именно ваш продукт или услугу захочет купить потребитель? В чем отличие от основных конкурентов?
  • 3 основные ценности продукта или услуги (рациональные\эмоциональные)?
  • Какую выгоду приобретают потребители из вышеперечисленных ценностей?
  • Для кого? Основная группа потребителей вашего продукта или услуги?
  • Для чего? Для чего ваш продукт или услуга нужен потребителю? Какие проблемы потребителя он решает, в чем облегчает его жизнь?
  • Кода потребитель будет приобретать ваш продукт или услугу?
  • Почему он будет платить за ваш продукт или услугу назначенную вами цену?
  • С кем/чем будет потребитель сравнивать ваш продукт или услугу?

Не переживайте если на некоторые вопросы у вас пока не нашлось ответа. Однако помните — каждая успешная частная торговая марка и люди которые управляют данной торговой маркой четко представляют себе ответы на вышеперечисленные вопросы.

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак

Представьте, вы открыли кафе «Витязь», быстро стали популярны и вдруг обнаруживаете, что на краю города открылось точно такое же кафе, с таким же названием и дизайном. Или вы шьёте женскую одежду, раскрутили свой Инстаграм, и вдруг друзья присылают профиль, очень похожий на ваш. В обоих случаях конкуренты хотят нажиться на вашем имени. Чтобы этого не случилось, зарегистрируйте название своего бизнеса и логотип в качестве товарного знака. Рассказываем, как это сделать и сколько будет стоить.

  • Автор: Марина Сенинг
  • Редактор: Ирина Ситникова
  • Иллюстратор: Ivan Might

Зарегистрируйте свой товарный знак, если что-то производите или у вас успешный бизнес с уникальным стилем. Это касается любых компаний и ИП. О том, что можно и что нельзя регистрировать как товарный знак — в нашей статье.

Шаг 1. Проверьте свой товарный знак на уникальность

Стоимость: от 4 130 ₽ до 49 440 ₽ за один класс МКТУ
Время: от 1 до 15 дней

Если товарный знак с вашим названием уже есть, это ещё не значит, что вам нельзя его использовать. Проверьте, к каким классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) он относится — это указано в свидетельстве на товарный знак. Если кто-то зарегистрировал товарный знак «Коробейники» для строительных материалов, а у вас продукты питания или канцелярия, вы можете его использовать. Главное, чтобы один товарный знак не использовали для одних и тех же товаров и видов бизнеса (ст. 1481 ГК РФ).

Компания «Массандра», которая выпускает вина, подала в суд на торговый дом «Массандра» за нарушение исключительных прав на товарный знак № 270653 — название компании. В описании товарного знака производителя вина сказано, что его используют для любого алкоголя, кроме пива. В выписке ЕГРЮЛ торгового дома сказано, что он сдаёт в аренду помещения. Суд отклонил иск, потому что компании занимаются разным бизнесом.

Бывает, товары и услуги нужно проверять сразу по нескольким классам МКТУ. Дело в том, что некоторые однотипные товары находятся в разных классах, например, «соковыжималки электрические» — 7 класс, а «соковыжималки бытовые неэлектрические» — 21 класс классификации. Прежде чем проверять свой товарный знак, определитесь с классами.

Есть три способа проверить товарный знак: с патентным поверенным, через ФИПС или самостоятельно.

Способ 1. С патентным поверенным. Патентного поверенного можно найти и проверить через сайт Роспатента. Специалист поможет правильно подготовить документы и проверит ваш товарный знак — насколько он уникальный и не нарушает ли закон. Если название вашего товарного знака всё же совпадает с уже зарегистрированным, патентный поверенный поможет вам его изменить.

Мы узнали цены и сроки в нескольких юридических фирмах. Нам обещали проверить товарный знак в срок от 1 до 15 дней и просили за это от 7200 ₽. Цена зависит от того, в скольких классах МКТУ вы хотите проверить товарный знак.

Способ 2. Через ФИПС. Федеральный институт промышленной собственности ведёт официальные базы данных интеллектуальной собственности, в том числе товарных знаков. Проверка товарного знака в ФИПС за один класс МКТУ будет стоить:

Срок проверки Словесный товарный знак Изобразительный товарный знак Комбинированный (название + изображение)
За 20 дней 4 130 ₽ 8 260 ₽ 12 390 ₽
За 10 дней 8 260 ₽ 16 520 ₽ 24 780 ₽
За 5 дней 12 390 ₽ 24 780 ₽ 37 170 ₽
За 3 дня 24 780 ₽ 49 560 ₽ 74 340 ₽
За 1 день 49 560 ₽ 99 120 ₽ 148 680 ₽

Способ 3. Самостоятельно. Сайты юридических фирм предлагают сделать проверку товарного знака бесплатно и мгновенно — стоит лишь вбить название в строку поиска. Но так вы проверите только уже зарегистрированные товарные знаки, а учитывать нужно и заявки.

Базы заявок на товарные знаки платные — от 500 ₽.

Когда убедитесь, что ваш товарный знак свободен, есть два варианта:

1. Сначала заплатить госпошлину, а потом заполнить заявление на регистрацию товарного знака.

2. Сначала заполнить заявление, а потом заплатить госпошлину.

Мы идём по первому варианту.

Шаг 2. Заплатите госпошлину за проверку документов

Стоимость: от 10 500 ₽.
Если подадите заявку через интернет, пошлина обойдётся вам на 30% дешевле (п. 7 Положения о патентных и иных пошлинах).
Время: 1 день

За что Фиксированная сумма При подаче электронной заявки За каждый дополнительный класс МКТУ Пункт положения о пошлинах
Приём заявки 3500 ₽ 2 450 ₽ 1000 ₽, если в заявлении больше пяти классов МКТУ 2.1
Экспертиза 11 500 ₽ 8 050₽ 2500 ₽, если в заявлении больше одного класса МКТУ 2.4

Вы можете получить квитанцию в банке или сформировать на сайте Роспатента.

В поле «Вид объекта» укажите «Заявка на товарный знак» или «Экспертиза заявки на товарный знак». В поле «Номер объекта» укажите краткое описание товарного знака и название компании, а если вы уже подали заявление — номер заявки, который вам присвоили:

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 2

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 2

Нажмите «Отправить». В окне браузера появится заполненная заявка — её можно распечатать и идти в банк:

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 3

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 3

Шаг 3. Подготовьте документы

Стоимость: до 30 000 ₽
Время: 1 — 3 дня

Вам нужно подать в Роспатент:

1. Заявку на регистрацию товарного знака.

2. Согласие на обработку персональных данных.

3. Копию нотариально заверенной доверенности, если заявку подаёт ваш помощник или поверенный (ст. 185.1 ГК РФ).

Документы можно подать в бумажном виде или по интернету: через Госуслуги или сайт ФИПС.

В заявке укажите:

1. Адрес для переписки. Укажите свой почтовый адрес или адрес своего представителя — на него Роспатент отправит результаты проверки документов. Не забудьте указать электронную почту и телефон.

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 4

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 4

2. Информацию о заявителе:

1. Фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя или полное название юридического лица.

2. Адрес, по которому зарегистрирован индивидуальный предприниматель или компания.

3. ОГРНИП, ИНН и КПП для индивидуального предпринимателя или ОГРН, ИНН и КПП для компании.

4. Код страны по стандарту ВОИС ST.3, для России — RU.

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 5

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 5

3. Информацию о представителе. Если подаёте документы через представителя, укажите:

  • фамилию, имя и отчество представителя;
  • адрес;
  • телефон, электронный адрес и факс.

Отметьте, кто ваш представитель. Если вас представляет патентный поверенный, укажите его регистрационный номер:

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 6

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 6

4. Изображение и описание товарного знака. В квадрат под кодом 540 вставьте изображение или название, которое хотите зарегистрировать в качестве товарного знака. Оно должно быть точно таким, каким вы хотите его зарегистрировать и использовать. Если изображение цветное, нельзя добавлять чёрно-белый рисунок. Он должен быть в том цвете, в каком вы хотите его зарегистрировать.

Можно вставить картинку на компьютере или вклеить в квадрат фотографию, типографский оттиск. Если вклеиваете изображение, оно должно быть на плотной бумаге размером 8×8 сантиметров.

В описании укажите:

  • вид товарного знака — словесный, изобразительный или комбинированный;
  • если название редко используют в русском языке или это термин — его объяснение;
  • если название на иностранном языке — его транслитерацию и перевод, если он есть;
  • если название не имеет значения — способ его образования (аббревиатура, вымышленное слово, начальные слоги слов);
  • если изображение абстрактное — его смысловое значение;
  • смысловое значение всех элементов изображения.

Если товарный знак цветной — в поле 591 перечислите его цвета:

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 7

Изображение и описание словесного товарного знака

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 8

Описание к комбинированному товарному знаку телеканала «Россия 1»: Девушка.ру

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 7

Изображение и описание словесного товарного знака

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 8

Описание к комбинированному товарному знаку телеканала «Россия 1»: Девушка.ру

5. Перечень товаров и услуг. В заявке укажите номер класса МКТУ и название товаров и услуг, которые ему соответствуют:

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 9

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 9

6. Приоритет товарного знака по дате. Здесь поставьте галочку рядом с пунктом под кодом 320. Остальные пункты касаются международной регистрации, выставок и случая, когда вы из одной заявки выделяете другую. Мы напишем об этом отдельную статью.

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 10

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 10

Следующий пункт пропустите — он про тот же случай, когда вы из одной заявки выделяете другую. Переходите сразу к госпошлинам.

7. Оплату госпошлины. Поставьте галочки в п. 2.1 (за приём заявки) и 2.4 (за экспертизу). Укажите плательщика.

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 11

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 11

8. Перечень документов. Поставьте галочки рядом с документами, которые вы прикладываете к заявке:

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 12

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 12

9. Приложения. Приложений может быть два:

1. Изображение товарного знака — это обязательное приложение. Оно должно быть точно таким же, как в заявке. Если подаёте документы на бумаге, распечатайте его на весь лист. Если подаёте документы через интернет, изображение должно быть:

  • в формате TIF или DOC.;
  • без сжатия, не более 5 Мб;
  • с разрешением не менее 300 dpi;
  • на непрозрачном фоне.

Получается, что изображение товарного знака вы подаете в двух экземплярах: одно — в заявке, второе — в приложении к этой заявке.

2. Продолжение перечня товаров и услуг. Если вы регистрируете товарный знак для нескольких классов МКТУ и в заявке не хватило места, чтобы все их перечислить, продолжите в приложении.

Если подаёте документы на бумаге, подпишите приложение от руки, если отправляете по интернету — поставьте электронную подпись.

Шаг 4. Подайте документы в Роспатент

Стоимость: 0 ₽
Время: 1 день

Есть пять способов подать документы:

1. Отправить через Госуслуги.

2. Отправить через сайт ФИПС.

3. Отнести в офис Роспатента: Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1.

4. Отправить по почте: Роспатент, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993.

5. Отправить по факсу: +7 495 531-63-18.

Если подаёте документы через интернет, поставьте на них электронную подпись.

Шаг 5. Дождитесь ответ Роспатента

Стоимость: 0 ₽
Время: до 13,5 месяцев

Сколько ждать, максимум Что будут проверять Как узнать результат
Две недели Что вы заплатили госпошлину Если вы не оплатили госпошлину, вам пришлют уведомление об этом. Оплатить госпошлину нужно в течение двух месяцев со дня отправки уведомления
+ Месяц с момента окончания предыдущего этапа Правильность оформления документов: Роспатент может запросить дополнительные материалы. Их нужно прислать в течение трёх месяцев. Если этого не сделать, вашу заявку признают отозванной — вам придётся собирать и подавать документы заново Вам пришлют одно из четырёх решений:
— о принятии заявки,
— об отказе в принятии заявки,
— о признании заявки отозванной,
— об удовлетворении заявления о признании заявки отозванной
+ 12 месяцев с момента окончания предыдущего этапа Сам товарный знак: проведут экспертизу вашего товарного знака Вам пришлют решение о регистрации товарного знака

Если вы передумали до того, как Роспатент зарегистрировал ваш товарный знак, вы можете отозвать заявку. Для этого подайте заявление.

Шаг 6. Заплатите госпошлину за регистрацию товарного знака

Стоимость: от 12 600 ₽
Если подадите заявку через интернет, пошлина обойдётся вам на 30% дешевле (п. 7 Положения о патентных и иных пошлинах).
Время: 1 день

За что Фиксированная сумма При подаче электронной заявки За каждый дополнительный класс МКТУ Пункт положения о госпошлинах
Регистрация товарного знака 16 000 ₽ 11 200 ₽ 1000 ₽, если в заявлении больше пяти классов МКТУ 2.11
Свидетельство на товарный знак 2000 ₽ 1 400 ₽ 2.14

Как заполнить квитанцию

Вы можете получить квитанцию в банке или сформировать на сайте Роспантента.

В поле «Вид объекта» напишите «Регистрация товарного знака» или «Свидетельство на товарный знак». В поле «Номер объекта» напишите номер заявки:

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 13

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 14

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 13

Инструкция: как зарегистрировать товарный знак, фото 14

Шаг 7. Получите свидетельство на товарный знак — его пришлют по почте

Стоимость: 0 ₽
Время: от 15 минут до 6 дней

Вам отправят свидетельство заказным письмом — оно идёт до 6 дней в зависимости от расстояния. Если не хотите ждать, можете получить свидетельство лично в Роспатенте за 15 минут. Не забудьте взять с собой паспорт (п. 6 Приказа Роспатента от 24.07. 2018 № 128).

На регистрацию товарного знака уйдёт минимум 30 000 ₽ и максимум 13 месяцев

Чек-лист

Чтобы зарегистрировать товарный знак:

1. Проверьте его на уникальность.

2. Оплатите госпошлины за проверку товарного знака.

3. Заполните заявку и отправьте её в Роспатент.

4. Дождитесь ответа.

5. Оплатите госпошлину за регистрацию товарного знака.

6. Получите свидетельство о регистрации товарного знака.

На регистрацию товарного знака уйдет максимум 13 месяцев. Обычно всё происходит быстрее — за 7-8 месяцев.

Как зарегистрировать товарный знак

Разобрались, как зарегистрировать товарный знак, чтобы его охранял закон. Полтора года, триста тысяч рублей, одна большая инструкция — и он ваш.

Виолетта Молостова

Зачем регистрировать знак в Роспатенте

В законе есть определение товарного знака: обозначение для индивидуализации товаров юридических лиц или предпринимателей. Для услуг такое обозначение называется знаком обслуживания. Хоть названия знаков отличаются, регистрируются они по одним правилам. Обозначением или знаком обслуживания бывают названия, логотипы, упаковки, звуки, ароматы.

Товарный знак регистрируют компании и предприниматели, но это строго по их желанию. Если бизнес — магазин «Продукты» у дома или парикмахерская «Елена», товарный знак низачем не нужен, и Роспатент его не зарегистрирует, потому что посчитает неуникальным. Но если эта же парикмахерская становится сетью или запускает франшизу, понадобится придумать и зарегистрировать уникальный знак.

Зарегистрированный товарный знак помогает бизнесу бороться с подделками товаров и продавать франшизу .

Как производитель детских планшетов борется с подделками

Защита от подделок. Конкурент заказывает дешевую партию товара с известным логотипом в Китае и продает в России как оригинал. Подделки снижают прибыль настоящей компании и портят репутацию: клиенты покупают дешевую копию, а в плохом качестве винят производителя оригиналов. Если логотип зарегистрирован, с подделками можно бороться.

Для примера — сладости из супермаркета, которые на первый взгляд слишком похожи на популярные конфеты:

Автоматически за подделку товаров не наказывают. Чтобы производителя конфет Адель оштрафовали, владельцу знака Рафаэлло нужно обратиться в антимонопольную службу и доказать: знаки похожи настолько, что покупатель может их перепутать. В законе это называется «до степени смешения».

С зарегистрированным знаком компания подает в суд на производителя подделок и получает компенсацию.

Еще один способ защиты от подделок — Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Если товарный знак есть в реестре, товары с ним не пропустят на таможне без разрешения владельца знака. Партию подделок задержат на таможне, и до покупателей она не доедет.

Продажа франшизы. Для покупателя франшиза — это бизнес, который можно купить. Но суть франшизы — передача прав на этот бизнес, в том числе товарного знака.

Продавать франшизу без регистрации товарного знака можно, но она, скорее всего, будет стоить меньше, потому что это рискованно для продавца и покупателя.

Продавец рискует, потому что франчайзи может зарегистрировать товарный знак сам, а потом запретить продавцу его использовать. Или другая компания зарегистрирует этот знак, и тогда продавец и франчайзи потеряют деньги.

С зарегистрированным товарным знаком таких проблем не будет, потому что он под охраной закона.

На что обратить внимание при покупке франшизы

Нематериальный актив. Знак — это актив компании. Чем известней знак, тем он дороже. Если товарный знак зарегистрирован, компания выставляет на продажу не только заводы, офисы и товары со склада, но и бренд: название, логотип.

Что можно зарегистрировать

Гражданский кодекс четко определяет, что может быть товарным знаком:

  • слово или фраза;
  • изображение;
  • комбинация изображения и слов;
  • упаковка товара;
  • форма товара;
  • звук или комбинация звуков. Например, звук включения Виндоус — товарный знак;
  • запах.

Мы будем говорить о регистрации слов и изображений: чаще всего это названия, логотипы и фирменные герои компаний. Фирменных героев еще называют маскотами или персонажами-талисманами.

С товарными знаками есть ограничение: зарегистрировать можно не всё. Например, не получится зарегистрировать логотип с флагом России или название для ресторана «Министерство культуры». Полный список таких ограничений есть в законе, например нельзя зарегистрировать такие обозначения:

  • ложные;
  • противоречащие принципам гуманности и морали;
  • схожие с официальными названиями объектов культурного наследия;
  • общепринятые символы и термины.

Регистрировать знаки и владеть ими вправе только компании и предприниматели. При этом компания необязательно должна быть коммерческой: знак может принадлежать благотворительной или общественной организации. Только физлицу не может.

Регистрация знака занимает полтора года, а пошлина обходится по-разному: от 23 000 до 320 000 рублей. Вот что нужно сделать:

  • проверить уникальность знака;
  • подать заявку в Роспатент, оплатить пошлину за регистрацию заявки и формальную проверку;
  • получить решение по результатам формальной проверки;
  • оплатить пошлину за экспертизу знака;
  • получить решение о регистрации знака;
  • оплатить пошлину за регистрацию знака и выдачу свидетельства;
  • получить свидетельство о регистрации.

А теперь подробнее.

Шаг 1. Проверить уникальность знака

Знак можно зарегистрировать, если он уникален и не похож на уже зарегистрированные знаки. Роспатент для этого проводит экспертизу. Чтобы сэкономить время, компании предварительно проверяют знак по базе Федерального института промышленной собственности, сокращенно ФИПС.

В бесплатном доступе есть только словесные знаки, которые уже кто-то зарегистрировал. Еще Роспатент проверяет знак по заявкам, это платная услуга — экспертиза товарного знака. Стоит 11 500 рублей.

Для бесплатной проверки переходим на сайт ФИПС, во вкладке «Выбор базы данных для поиска» ставим галочку возле базы «Товарные знаки»:

Затем переходим во вкладку «Поиск», выбираем критерии поиска: логический или нечеткий. Лучше поискать сначала одним, а потом другим способом, чтобы быть уверенным в уникальности знака. Вводим в поисковую строку слово или фразу и нажимаем на кнопку «Поиск».

В результатах поиска есть обозначение «НТЗ в процентах». Эта цифра показывает, насколько товарный знак неуникален.

Если нажать на знак, откроется описание с именем владельца, классами и товарами, в которых зарегистрирован знак.

Это предварительная проверка, она не гарантирует, что при экспертизе Роспатентом не найдется похожий и уже зарегистрированный знак, но отсеет на 100% неуникальные варианты.

Считать знак уникальным или нет, решает эксперт Роспатента. Если компания докажет: знак уникален настолько, что покупатель не перепутает его с другими, — можно будет зарегистрировать. Для доказательства нужно сопоставить схожие элементы, проанализировать, совпадают ли товары и услуги у компаний, и подумать, как изменить знак, чтобы он был стал уникальным.

Для проверки логотипов в интернете пока нет бесплатной базы.

Шаг 2. Выбрать классы и товары

Роспатент пользуется международной классификацией товаров и услуг, сокращенно МКТУ. Это большой список, в котором товары и услуги рассортированы по классам. Класс — группа товаров с каким-нибудь одним признаком. Например, класс «Пища» объединяет товары, которые можно съесть.

Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно выбрать класс. У одного и того же знака могут быть разные владельцы в разных классах.

Допустим, есть товарный знак «Булки энд Котлеты». Его могут использовать несколько владельцев в разных классах:

класс 30 — продукты, если владелец продает полуфабрикаты;

класс 40 — услуги для третьих лиц, если владелец занимается переработкой отходов.

Всего в списке 45 классов. В каждом есть подклассы, Например, класс 30 — продукты питания, кроме овощей и фруктов, а подкласс 30.01 — мукомольная продукция, — бобовая мука.

Зарегистрировать товарный знак можно сразу в нескольких классах, каждый класс стоит 2050 рублей. Если выбрать все 45 классов из списка, придется доплатить 92 250 рублей.

Лучше не регистрировать товарный знак во всех классах, на всякий случай на будущее. Дело не только в деньгах: если компания зарегистрировала знак и не пользуется им три года, его правовая охрана прекращается . Это значит, что знак освобождается и его может использовать кто-то другой.

Чтобы выбрать класс:

Теперь на примере. Допустим, компания регистрирует название для шоколада. Тогда она выбирает класс 30 — продукты питания — и подклассы: какао и продукты на основе какао, шоколад, шоколадные изделия, кондитерские изделия, конфеты, леденцы, пирожные, печенье, торты, вафли.

Бывает, что нужные товары находятся в разных классах, тогда придется доплатить по 2050 рублей за каждый класс. Класс и названия вписываем в заявку.

Шаг 3. Заполнить заявку

Заявка на регистрацию товарного знака — это анкета на три страницы. На первой странице указывают название, адрес и реквизиты компании, адрес для писем, товарный знак и его описание.

На второй странице выбираем тип товарного знака, указываем классы и названия товаров и пишем, какие документы сдаем вместе с заявкой.

На последней странице заявки — подпись и дата.

Сотрудники Роспатента могут не принять заявку, если в ней нет:

  • информации о заявителе и его адреса;
  • перечня товаров или услуг, для которых регистрируется знак. Перечень должен быть сгруппирован по классам;
  • описания знака.

Бывает, что регистрацией занимается посредник — представитель компании или патентный поверенный. Тогда к заявке прикладывается его согласие на обработку персональных данных и доверенность на ведение дел с Роспатентом.

Шаг 4. Подать заявку на регистрацию товарного знака

Товарные знаки регистрирует Роспатент. Заявку компания передает как удобно:

  • по почте заказным письмом;
  • лично в Роспатенте;
  • по факсу, а затем приносит оригиналы лично;
  • через сайт Роспатента;
  • через Госуслуги.

Чтобы подать заявку через сайт Роспатента, понадобится электронная подпись.

При регистрации знаков главное — дата подачи заявки. В день, когда компания подала заявку, она получает приоритет на товарный знак. Это значит, что другие компании не смогут зарегистрировать этот же знак.

После подачи заявки Роспатент проводит формальную экспертизу и по ее результатам отказывает в регистрации или принимает заявку. Отказы Роспатента бывают предварительными и окончательными. Предварительный отказ можно оспорить, но об этом — в следующий раз.

Если Роспатент принимает заявку после формальной проверки, то проводит расширенную экспертизу — она называется экспертизой по существу — затем регистрирует знак и выдает свидетельство.

Шаг 5. Оплатить пошлину

Регистрация товарного знака платная. Госпошлина зависит от пакета услуг и количества классов, в которых регистрируется знак. Не стоит рассчитывать на минимум, потому что за каждое исправление в заявке, знаке или данных компании придется доплачивать.

Как зарегистрировать товарный знак: пошаговый план для бизнеса

Алексей Башук

С первого раза редко кому удается зарегистрировать товарный знак — это непростой процесс с неочевидными нюансами. Мы собрали инструкцию, которая поможет разобраться в нем: как найти юриста, сколько все стоит, какие документы нужны и в каком порядке платить пошлины.

Это подробная статья: в ней расписаны все этапы. Если сейчас не собираетесь регистрировать товарный знак, сохраните в закладках — пригодится, когда решите масштабировать бизнес и защитить свой бренд.

Что такое товарный знак

Товарный знак — обозначение продукта, услуги или компании. Чаще всего это слово, логотип или все это вместе

Чтобы закон начал защищать товарный знак, его нужно зарегистрировать. В России это можно сделать в федеральной службе — Роспатенте. Если использует чужой товарный знак, это незаконно. А если товарный знак не регистрировать, его законно может использовать кто угодно.

Товарные знаки регистрируют в отношении продуктов и услуг, на которых бизнес будет зарабатывать. Давайте для примера рассмотрим регистрацию логотипа Starbucks в реестре Роспатента.

Регистрация товарного знака Starbucks в реестре Роспатента Это страница из реестра Роспатента. Логотип Starbucks — зарегистрированный товарный знак

Товарный знак Starbucks действует только в отношении определенных товаров — они выделены жирным в перечне товаров и услуг. Это, например, кофе в зернах, часы, печенье — полный список всех товаров на иллюстрации не поместится.

Все, что в этот список не входит, логотип Starbucks не защищает: например, шоколадные батончики. Это значит, что другая компания может выпускать шоколадные батончики с названием Starbucks, но никто ничего не скажет — все законно.

Иногда товарный знак называют торговой маркой. Это одно и то же, но словосочетание «торговая марка» используют в англоговорящих странах, а «товарный знак» — в России. Еще товарный знак путают с названием ООО, но это совсем разные понятия.

Бесплатно зарегистрируем ИППредложение Тинькофф

Бесплатно зарегистрируем ИП

  • Без походов в налоговую и пошлин
  • Поможем выбрать коды ОКВЭД и систему налогообложения
  • Даем до 500 000 ₽ на сервисы партнеров

Зачем нужно регистрировать товарный знак

Регистрация товарного знака нужна всем, кто создает собственный бренд и дорожит репутацией. Обычно это нужно и международной сети кофеен, и сызранской пекарне из двух точек. Например, им может быть важно, чтобы клиенты получали от них продукт, к которому они привыкли, а конкуренты не открыли точку с таким же названием в соседнем городе. Давайте разберем это на примере.

Компания может остановить недобросовестного конкурента и потребовать компенсацию за незаконное использование товарного знака. В этом компании помогут суды и госорганы.

Есть еще несколько ситуаций, в которых пригодится товарный знак.

Защитить домен. Домен может оказаться слишком похожим на товарный знак — тогда сайт могут закрыть или запретить продавать на нем определенные товары и услуги.

Такого не будет, если зарегистрировать свой домен как товарный знак. Другой способ — выбрать домен, который будет таким же, как и товарный знак: например, чтобы название на кириллице легко читалось на латинице. Так, товарный знак Coca-Cola — это и название напитка, и доменное имя сайта.

Продавать на маркетплейсах. Без товарного знака могут не пустить на торговую площадку. А если пустили без него, могут возникнуть проблемы.

Защититься от недобросовестной рекламы. Можно запретить конкурентам использовать ваш товарный знак в рекламе. Если настроил рекламу по названию вашего бренда, можно подать жалобу в техподдержку рекламной площадки.

Продавать франшизы. Продажа франшизы — это продажа права пользоваться товарным знаком. Если начать продавать франшизу без товарного знака, может оказаться, что ваш бренд давно зарегистрировал другой. Тогда этот может обратиться в суд, чтобы потребовать компенсацию.

Контролировать провоз товаров. Можно договориться с таможней, чтобы без вашего разрешения товар под вашим товарным знаком через границу не возили. Для этого нужно внести товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. В итоге это поможет защититься от тех, кто подделывает товар и продает его в других странах.

Повысить капитализацию компании. Можно поставить товарные знаки на баланс компании. Тогда уставной капитал будет больше привычных всем 10 000 ₽. Такой уставной капитал увеличит шансы привлечь инвесторов и партнеров. Насколько сильно повысится уставной капитал — зависит от оценки товарного знака.

Не всем нужна регистрация товарного знака. Если вы не собираетесь развивать бренд или масштабировать бизнес, вам это может и не пригодиться. Например, без него обходятся ларьки «Ремонт обуви» или «Овощи и фрукты» — чтобы так называться, товарный знак и не нужен.

Срок действия прав на товарный знак

В России закон охраняет товарный знак в течение 10 лет. Когда срок закончится, товарный знак можно зарегистрировать еще раз — это продлит его действие на следующие 10 лет.

Чтобы товарный знак оставался под охраной, его нужно использовать постоянно. Если товарный знак не используют на протяжении трех лет, его охрану могут прекратить через суд по заявлению заинтересованного лица. Таким способом закон защищает бизнес от «патентных троллей» — так называют тех, кто регистрирует товарные знаки, но ничего под ними не производит, а только зарабатывает на взыскании компенсаций.

Суд постановил прекратить охрану товарного знака Highlander

Ситуация. На «Ламоде» появилась обувь с товарным знаком Highlander. Спустя время объявились владельцы этого знака — ООО «Вексель». Они обратились в суд: потребовали взыскать с «Ламоды» 5 млн рублей и изъять из оборота контрафактную обувь.

Перелом. Сперва суд частично удовлетворил требования «Векселя». С владельцев «Ламоды» взыскали 50 000 ₽ и изъяли из оборота контрафакт. Юристы «Ламоды» это так не оставили и два года ходили по судам. В итоге они доказали, что компания специально зарегистрировала товарный знак на себя только для того, чтобы взыскивать с других компаний компенсации, а в бизнесе его не использовала.

Итоги. Вместо 5 миллионов с нарушителя взыскали всего 50 000 ₽, а охрану товарного знака Highlander потом и вовсе досрочно прекратили.

Как зарегистрировать товарный знак в РФ

Регистрация состоит из нескольких этапов — собрали их на схеме.

Как зарегистрировать товарный знак Процедура регистрации товарного знака проходит в девять шагов и обычно длится 6—8 месяцев

Когда вы подадите заявку, вашему товарному знаку присвоят приоритет. Это значит, что другой не сможет подать заявку на ваш товарный знак, потому что вы уже его заняли.

Бывают случаи, когда нужно поторопиться с регистрацией. Например, предприниматель нанял команду и собрался продавать одежду на «Ламоде»: уже все готово, а про товарный знак забыли. Смотрит, что нужно для старта на маркетплейсе, а там такое:

Регистрация товарного знака для торговли на «Ламоде» Раньше на «Ламоде» было достаточно заявки на товарный знак, а теперь нужна регистрация товарного знака

Ускорить процесс можно, если оплатить пошлину за ускоренную регистрацию — она стоит 94 400 ₽. Эксперты Роспатента вне очереди проверят ваш товарный знак и дадут отчет. С ним регистрация займет 2—3 месяца вместо 6—8.

В большинстве случаев ускоренная регистрация не нужна даже тем, кто сначала думает, что нужна. Если сразу правильно подготовить документы и выбрать перспективное название товарного знака, регистрация и без ускорения иногда может уложиться в 3—4 месяца.

Разберемся, что делать на каждом шаге и сколько денег нужно будет заплатить.

Шаг 1. Найти патентного поверенного

Патентный поверенный по товарным знакам — это юрист, который прошел аттестацию Роспатента и помогает предпринимателям в делах по товарным знакам. Он проверяет варианты обозначений по базам Роспатента, подает заявки на регистрацию, ведет делопроизводство, спорит с Роспатентом и судится за предпринимателей. Если найдете хорошего специалиста, все остальные шаги он сделает за вас.

Патентный поверенный — это отдельная юридическая профессия. Даже штатные юристы компаний обращаются к ним, когда нужно зарегистрировать товарный знак.

Без патентного поверенного можно зарегистрировать товарный знак, только если повезет. При этом полученная регистрация может работать не так, как ожидает предприниматель: многие ошибаются с указанием обозначения и правильным подбором товаров и услуг.

Работа поверенного заключается не просто в том, чтобы заполнить документы и подать заявку в Роспатент. Поверенный — это специальный консультант, который помогает в сложных ситуациях.

Чтобы найти хорошего патентного поверенного, нужно обратить внимание на шесть вещей: специализация, отзывы, портфолио, добросовестность, договор и стоимость.

Специализация. Обычный юрист может не знать всех тонкостей о регистрации товарного знака, поэтому нужен юрист со специализацией в интеллектуальном праве. У патентного поверенного будет свидетельство с четырехзначным номером, которое подтверждает его специализацию. Свидетельство можно проверить в реестре Роспатента.

Отзывы. Хорошо, если патентного поверенного рекомендуют другие предприниматели из вашей сферы. Спросите знакомых, у кого они регистрировали товарные знаки и готовы ли порекомендовать вам этого человека и его компанию.

Портфолио. Обычно это свидетельства на товарные знаки или ссылки на такие свидетельства на сайте Роспатента.

Одни поверенные публикуют портфолио у себя на сайте, а другие — нет. Не пугайтесь, если не найдете портфолио на сайте. В таком случае попросите ссылки на свидетельства на товарные знаки, которые поверенные помог получить.

Спросите у специалиста, сколько он зарегистрировал товарных знаков. Если в портфолио всего лишь несколько десятков, перед вами неопытный юрист. Может быть, ему повезет зарегистрировать еще один, а может быть, и нет. У опытных поверенных количество регистраций исчисляется тысячами.

Чтобы убедиться, что это реальное портфолио поверенного, можно сделать так.

Скопируйте номер товарного знака из свидетельства и вбейте его в реестр товарных знаков.

В открывшемся документе посмотрите на адрес для переписки в самом конце — если он такой же, как и у поверенного, которого вы проверяли, то все в порядке. Это означает, что именно этот специалист переписывался с Роспатентом, когда помогал зарегистрировать товарный знак.

Свидетельства о регистрации товарного знака Слева бумажное свидетельство, а справа то же самое, но в реестре Роспатента

Портфолио не может быть конфиденциальным: когда регистрируют товарный знак, он публикуется в открытом реестре на сайте Роспатента. Если юрист не показывает свои работы, значит, ему есть что скрывать.

Добросовестность. Чтобы ее проверить, спросите у юриста, что будет, если он подаст заявку и получит предварительный отказ. Если юрист замнется и не найдет что ответить, то возможны два варианта. Первый — он не знает, что делать. Второй — знает, но расскажет тогда, когда придет отказ, чтобы взять дополнительную плату за ответ на него.

Адекватные поверенные обычно рассказывают обо всех вариантах развития событий на старте.

Другой способ проверить подход к делу — выяснить, насколько глубоко поверенный вникает в вашу задачу. Для этого можно посмотреть, выясняет ли специалист, на чем будет зарабатывать бизнес сейчас и в ближайшие несколько лет.

Как проверить юриста для регистрации товарного знака Если поверенный не знает, какие у вас бизнес-задачи, есть риск зарегистрировать товарный знак, который не будет защищать компанию

Договор. Спросите, что входит в стоимость услуги, и убедитесь, что в договоре есть ее конкретное описание. Иначе может получиться, что вам помогут подать заявку, а на запросы экспертов отвечать не будут. Тогда за них придется платить отдельно.

Хорошо, если в услугу входит и проверка товарного знака, и подача заявки, и полное ведение делопроизводства, и ответ на предварительный отказ. Тогда не надо ни о чем беспокоиться: вам помогут от выбора товарного знака до получения свидетельства.

Стоимость. В 2021 году патентные поверенные могут взять за всю регистрацию товарного знака в среднем 35 000—50 000 ₽. Если юрист просит меньше денег за такую услугу, это повод насторожиться. Может оказаться, что он не отвечает за результат, делает не все, что надо, или у него мало опыта.

Шаг 2. Проверить законность и уникальность товарного знака

Законность. Нельзя назваться «Лучшим магазином за углом» или «Российским магазином»— это нарушает закон. О том, какие названия могут нарушить законы или навредить компании, мы написали отдельную статью. Проверьте по ней ваше название: если оно ничего не нарушает, можно двигаться дальше.

Уникальность. Проверьте уникальность своего товарного знака, чтобы убедиться, что никто не работает с похожим. О том, какие базы названий смотреть, мы написали отдельную статью. Кликните по ссылке справа.

Шаг 3. Выбрать вид товарного знака

Нужно выбрать, какой товарный знак будете регистрировать. Они бывают такими:

Обычно достаточно зарегистрировать название бренда в качестве словесного знака. Это будет защищать вас вне зависимости от цвета, шрифта и графики. Но бывает, что нужно зарегистрировать еще или . Давайте разберем три случая.

Интернет-магазин. Если сайт играет большую роль в бизнесе, сделайте домен и название бренда одинаковыми: чтобы название на кириллице легко считывалось на латинице. А затем зарегистрируйте название бренда. В таком случае и домен, и название бренда никто, кроме вас, не сможет использовать. Например, у интернет-магазина «Ламода» домен lamoda.ru.

Кафе. Если вы открываете сеть кофеен, скорее всего, вы будете ставить логотип на стаканчики. Тогда вам может пригодиться зарегистрировать еще и логотип в качестве изобразительного товарного знака.

Кому важно сэкономить. Можно зарегистрировать комбинированный товарный знак — название и логотип: заплатите за один, а охранять будут и то и другое, вместе и по отдельности. По умолчанию это работает так, но не всегда. Например, есть интересный кейс с «Забиякой».

Регистрация комбинированного товарного знака Это зарегистрированный товарный знак. На нем есть слово «Забияка». По идее его должны охранять, но когда дело дошло до спора, регистрация не помогла

Предприниматель не смог защитить слово в комбинированном товарном знаке

Ситуация. «Сима-ленд» зарегистрировал комбинированный товарный знак: большой попугай и надпись «Забияка» на крыле. Через время в «Детском мире» в продаже появился игрушечный вертолет с надписью «Забияка» на коробке. Партию игрушек привез поставщик, который не получал у «Сима-ленда» разрешения на это.

Конфликт. В «Сима-ленде» сочли, что название «Забияка» принадлежит им, а «Детский мир» нарушает их права. В итоге они подали в суд на «Детский мир».

Судебное решение. В иске отказали, апелляция и кассация решение поддержали. Попугай — это один из элементов товарного знака, который занимает доминирующее положение. А сходство товарных знаков нужно оценивать не по отдельным элементам, а в целом.

Шаг 4. Выбрать класс, товары и услуги МКТУ

Класс МКТУ. МКТУ — международная классификация товаров и услуг. Например, пиво относится к 32 классу, а кафе — к 43.

Выберите, какие классы товаров и услуг займет товарный знак. Это можно сделать только один раз — при подаче заявки. Если компания укажет одни товары, а потом захочет продавать другие под этим же товарным знаком, добавить новые уже не выйдет. В таких случаях регистрируют новый товарный знак или решают проблемы с законом. Вот какими они могут быть.

Чтобы сразу зарегистрировать товарный знак на все нужные классы МКТУ, подумайте, на каких товарах и услугах вы будете зарабатывать в ближайшие 10 лет. Обычно регистрируют три-четыре класса МКТУ, а иногда и пять. Один класс — это редкость. Давайте разберем основные классы для чайно-кофейного бизнеса.

Рекомендуем посмотреть все классы, иначе можно упустить. Иногда нужный вам класс может оказаться в неожиданном месте. Например, в 33 классе «Алкогольные напитки» нет пива — оно относится к 32 классу, а в 11 классе грелка соседствует с ядерным реактором.

Можно указать все классы МКТУ при заявке на товарный знак. Но мы не рекомендуем так делать. Если компания не будет вести бизнес по определенным классам на протяжении трех лет, то ее товарный знак по этим классам аннулируют через суд. Деньги на все классы МКТУ — деньги на ветер.

Товары и услуги. Внутри каждого класса МКТУ есть свои товары и услуги. Нужно выбрать, какие займет ваш товарный знак.

Чтобы товарный знак защищал все ваши товары и услуги, нужно выбирать и собирательные понятия, и все, что в них входит. Именно поэтому список товаров и услуг обычно занимает 5—10 страниц.

Алгоритм поиска нужных классов, товаров и услуг такой.

Сперва посмотрите, что вам нужно, в онлайн-версии МКТУ — по ссылке в начале. Когда зайдете на сайт, поставьте галочку «только Ницца» — так он будет искать только формулировки из официальной редакции МКТУ. Если не поставить эту галочку, сайт будет выдавать все товары и услуги из справочников разных стран — там товаров и услуг больше, чем в МКТУ, и каждая страна может формулировать их . Если этот способ неудобный, посмотрите то же самое на сайте ФИПС — там все лежит в Excel-таблице.

Затем посмотрите формулировки того, что вам нужно, в Лексико-семантическом идентификаторе товаров и услуг — это российское дополнение к МКТУ.

Выбор классов МКТУ для регистрации товарного знака Когда перейдете по ссылке «все версии МКТУ», откроется разводящая страница. На ней вам нужна последняя редакция МКТУ и Лексико-семантический идентификатор товаров и услуг

Шаг 5. Оплатить первые госпошлины

Всего нужно оплатить четыре госпошлины: за регистрацию заявки, экспертизу, регистрацию товарного знака и свидетельство.

Стоимость пошлин зависит от того, как вы будете подавать документы. Если подавать заявку через интернет, госпошлины обойдутся минимум в 23 100 ₽. Если подавать офлайн, то минимум в 33 000 ₽. Минимум — если вы будете подавать заявку только на один класс МКТУ.

Чтобы подать заявку онлайн и сэкономить, вы или ваш патентный поверенный должны использовать квалифицированную электронную подпись.

Порядок оплаты госпошлин такой:

  • Сначала нужно заплатить две пошлины: за регистрацию заявки и экспертизу.
  • Когда экспертиза закончится и Роспатент примет решение о регистрации, нужно доплатить еще две пошлины: за свидетельство и регистрацию товарного знака.

Если Роспатент откажет в регистрации товарного знака, пошлины не возвращают — экспертиза же прошла.

За что платить Сколько За каждый класс МКТУ Источники
Регистрация заявки 3500 ₽ 1000 ₽

Если подадите заявку через интернет, вам дадут скидку 30%. Тогда первые пошлины обойдутся в 10 500 ₽ — это не считая дополнительных классов МКТУ.

Чтобы оплатить госпошлину, перейдите по ссылке справа. В появившемся окне нужно вбить данные и сформировать две квитанции: на оплату регистрации и экспертизы. Затем просто оплатите в любом банке, можно и онлайн.

Оплата регистрации заявки на товарный знак Так выглядит заполненная квитанция на оплату регистрации заявки

Когда вы оплатите госпошлину, Роспатент будет проверять, действительно ли вы ее оплатили. Если оплата не прошла, вам пришлют уведомление. В таком случае нужно будет оплатить пошлину в течение двух месяцев.

Шаг 6. Заполнить и отправить заявку

Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно заполнить заявку на регистрацию и отправить ее в Роспатент. Это можно сделать офлайн или через интернет.

Все, кто самостоятельно подают заявку, часто допускают ошибки. Если перепутали ИНН или подобное, это еще можно исправить за месяц в переписке с ведомством. А вот ошибки в выборе обозначения и подборе перечня товаров уже не исправишь — можно получить отказ или бесполезную регистрацию.

Кликните на ссылку справа — там пример того, как заполнять заявку. А вот детали, на которые стоит обратить внимание.

Один товарный знак — одна заявка. Если вы хотите зарегистрировать несколько товарных знаков, заполняйте заявку для каждого и оплачивайте каждый. Вот так делать не нужно:

❌ Роспатент может такое зарегистрировать, но охранять будут не каждый логотип, а вот эту композицию из девяти лого

Изображение и описание товарного знака — в заявке есть такой блок. В нем есть нюансы, которые касаются двух вещей: описания товарного знака и большого квадратного поля, куда нужно вставить товарный знак.

Изображение и описание товарного знака в заявке на регистрацию Так выглядит блок с изображением и описанием товарного знака

Рассмотрим нюансы блока на двух примерах — регистрации словесного обозначения и логотипа.

Если вы регистрируете словесное обозначение, обратите внимание вот на что:

  • Поле «Заявляемое обозначение». Ваше слово можно написать любым нейтральным шрифтом вроде Times New Roman. Охраняться будет только слово, а не то, как оно написано.
  • Поле «Описание заявленного обозначения». Если слово на иностранном языке, напишите перевод и транслитерацию. Если слова нет в русском словаре или это термин, объясните его значение. Если слово ничего не значит, то укажите, каким способом оно образовалось: может быть, это вымышленное слово, или аббревиатура, или вы составили слово из начальных слогов фразы.

Если вы регистрируете логотип, обратите внимание вот на что:

  • Поле «Заявляемое обозначение». Опишите словами, что именно изображено на логотипе. Например, если там попугай, расскажите, что за вид, где он сидит, что он делает.
  • Поле «Заявляемое обозначение». Если логотип будет отличаться от того, каким вы его хотите зарегистрировать, то его не станут охранять. Например, если вы хотите зарегистрировать оранжевый логотип, то не вставляйте его черно-белым.

Если будете подавать заявку на регистрацию логотипа офлайн, а не через интернет, нужно вклеить изображение. Для этого используйте плотную бумагу размером 8 × 8 см.

Перечень товаров и услуг. В этом блоке нужно указать, в каких классах МКТУ вы хотите зарегистрировать товарный знак. Но в блоке всего девять свободных строчек. Если у вас не влезли все классы МКТУ, то можно продолжить перечисление на отдельном листе и прикрепить его в приложении.

Приложения. Приложите к заявке изображение товарного знака — это обязательно, иначе его не зарегистрируют. Если подаете на бумаге, то распечатайте его на весь лист. Если через интернет, то нужно соблюсти пять условий:

  • формат TIF или DOC;
  • изображение не сжимать;
  • размер — не более 5 Мб;
  • разрешение — не меньше 300 dpi;
  • изображение должно быть на прозрачном фоне.

Есть три способа подать заявку: через интернет, лично отнести в офис Роспатента или отправить по почте:

  • Через интернет можно подать на сайте ФИПС — Федерального института промышленной собственности, это часть Роспатента. Понадобится квалифицированная электронная подпись. Еще можно подавать заявки на портале госуслуг, но обычно этим способом никто не пользуется — дополнительные интеграции могут вызвать лишние ошибки.
  • Лично передать документы в офис Роспатента по адресу: г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1. С понедельника по четверг Роспатент работает так: 09:30 — 18:15, а в пятницу так: 09:30 — 17:00. Перерывов на обед нет.
  • Отправить по почте заказным письмом. Чтобы письмо не потерялось, сохраните идентификатор отправления. Адрес: Роспатент, г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Г-59, ГСП-3, 125993.

Когда эксперты посмотрят вашу заявку, они могут отправить вам запрос. Это не означает, что вам отказывают — скорее всего, экспертам не хватает информации. На такой запрос нужно ответить в течение трех месяцев. Если затянуть с этим, заявку признают отозванной и придется все делать заново.

Шаг 7. Пройти экспертизу: что делать при отказе Роспатента

В двух из трех случаев эксперты присылают предварительный отказ. он называется «Уведомление о результатах проверки соответствия». В нем эксперт приводит основания для отказа и поясняет, почему считает, что товарный знак зарегистрировать нельзя.

Отказ можно оспорить и в итоге добиться регистрации. Шанс на правильный ответ только один, длительной переписки тут нет. Если эксперта устроит объяснение, товарный знак зарегистрируют. Если не устроит, придется придумывать новый товарный знак и заново подавать все документы.

Отказ в регистрации товарного знака Так выглядит обычный отказ

Как поменять мнение эксперта — зависит от ситуации. Чаще всего нужно руководствоваться законами, регламентами самого Роспатента и судебной практикой. Но иногда патентный поверенный может договориться с другой компанией, чтобы она дала согласие на регистрацию вашего знака — тогда противопоставление снимут и основание для отказа отпадет.

Шаг 8. Оплатить следующие госпошлины

Когда Роспатент принял решение о регистрации товарного знака, нужно заплатить пошлины за регистрацию и за свидетельство на товарный знак. Оплатить эти пошлины можно так же, как и первые две: по квитанции в офисе банка или онлайн.

За что платить Сколько За каждый класс МКТУ Источники
Регистрация товарного знака 16 000 ₽ 1000 ₽

Если отправить заявку в электронном виде, то эти госпошлины обойдутся в 12 600 ₽, не считая классов дополнительных МКТУ.

Шаг 9. Получить свидетельство

Когда пошлины оплачены, Роспатент регистрирует товарный знак и высылает свидетельство на него. Свидетельство придет по адресу, который вы указали в заявке под графой «Для переписки».

Чек-лист по регистрации товарного знака

  1. Заложить на регистрацию 6—8 месяцев и 35 000—50 000 ₽.
  2. Прислать заявку в Роспатент. Как только сделаете это, вашему товарному знаку присвоят приоритет. Это значит, что никто его не сможет занять, пока он на регистрации.
  3. Обратиться к патентному поверенному, чтобы не переплачивать за пошлины и зарегистрировать товарный знак быстро.
  4. Пробить товарный знак в базах Linkmark и poiskznakov.ru, чтобы убедиться, что его никто не использует.
  5. Проверить, что товарный знак не нарушает закон о рекламе и ничьи авторские права, а еще не указывает на государство, ваш продукт и не содержит оценочных суждений.
  6. Разобраться, какой вид товарного знака выгоднее регистрировать. Обычно хватает словесного — но такого, чтобы совпадал с доменом.
  7. Подумать, на чем бизнес будет зарабатывать в ближайшие 10 лет. Чтобы товарный знак защищал весь бизнес, а не одну услугу, обычно регистрируют три-четыре класса МКТУ и пять страниц товаров и услуг.
  8. Запомнить: один товарный знак — одна заявка. Подайте две заявки, если нужно зарегистрировать и логотип, и название.
  9. Оплатить две госпошлины перед подачей заявки: за регистрацию заявки и экспертизу. А когда ответите на отказ, можно платить за регистрацию товарного знака и за свидетельство на него.
  10. Ответить на предварительный отказ можно только один раз. Чтобы не делать все заново, ответьте вместе патентным поверенным.

Бесплатно зарегистрируем ИППредложение Тинькофф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *