Коммерческая осмотрительность при выборе контрагента
Определений должной и коммерческой осмотрительности в законодательных актах нет. Но эти понятия прочно вошли в жизнь бизнесменов. Для достаточного проявления коммерческой осмотрительности создаются целые инструкции, чек-листы, разрабатывается программное обеспечение, оказывающее помощь в формировании пакета документов, являющегося весомым доказательством проявления коммерческой осмотрительности при выборе контрагента.
Что же подразумевается под должной и коммерческой осмотрительностью в 2022 году?
Термин «должная осмотрительность» появился достаточно давно. Именно ею необходимо было пользоваться при выборе контрагента. Налоговики при выявлении необоснованной налоговой выгоды должны были оценивать обоснованность выбора контрагента налогоплательщиком. Налогоплательщик, в свою очередь, обязан был провести работу по изучению деятельности контрагента, которая выходила за рамки простого запроса уставных документов и выписки из ЕГРЮЛ.
Еще о должной осмотрительности мы писали в статье.
ВАЖНО! Необоснованную налоговую выгоду можно получить при учете нереальных операций и операций с «техническими» контрагентами, которые введены в цепочку сделок исключительно с целью получения той самой выгоды.
Как рассчитать налоговую нагрузку, можно прочитать в нашем материале.
Впоследствии должную осмотрительность заменили коммерческой — в 2022 году налогоплательщики должны проявлять именно коммерческую осмотрительность. Это понятие более широкое по сравнению с должной осмотрительностью. В чем его суть и на каких правовых актах оно основано, расскажем ниже.
Под сомнение может подпасть и право применения вычета по НДС. Как следует проявлять осмотрительность, чтобы не сняли вычеты по НДС? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и переходите в Путеводитель по НДС.
На чем основана необходимость коммерческой осмотрительности
Установлена необходимость проявления коммерческой осмотрительности письмом ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@. Оно описывает практику применения ст. 54.1 НК РФ.
Таким образом, проявлять должную коммерческую осмотрительности при выборе контрагента нас обязывают:
- ст. 54.1 Налогового кодекса РФ;
- письмо ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@.
Кратко напомним основные положения ст. 54.1 НК РФ:
Указанное выше письмо расшифровывает, как должны действовать налоговые органы для выявления операций, незаконно отраженных налогоплательщиком при исчислении налоговой базы и, соответственно, налога. Налогоплательщик, в свою очередь, должен принять во внимание критерии налоговиков для проверки и разработать в организации общий стандарт коммерческой осмотрительности, по которому следует проверять всех новых контрагентов.
О том, какие критерии предусмотреть и как разработать стандарт, расскажем далее.
О презумпции добросовестности налогоплательщика мы писали здесь.
Критерии коммерческой осмотрительности
Налоговики не стали изобретать велосипед и придумывать что-то инновационное в вопросе проявления коммерческой осмотрительности. Они опирались на нормы гражданского законодательства и на сложившуюся судебную практику. Коммерческая осмотрительность основана на осмотрительном поведении в гражданском обороте, которое ожидается от его разумного участника. При этом проявление коммерческой осмотрительности может варьироваться в зависимости от размера и частоты сделок с контрагентом. То есть разовый поставщик канцелярии для офиса может не подвергаться столь тщательному контролю, как постоянный поставщик основного сырья для производства.
Оценивается не только недобросовестность контрагента, но и знание об этом или возможность такого знания налогоплательщиком, то есть недобросовестность не контрагента, а уже самого налогоплательщика.
Что подскажет налоговикам, что налогоплательщик недобросовестный?
Исходя из вышеизложенного, напрашивается вопрос, а какая информация считается достаточной для определения добросовестности контрагента, то есть достаточной для проявления той самой коммерческой осмотрительности. Эти критерии приведены в письме ФНС.
Цены сделки, значительно отличающиеся от рыночных, тоже могут указывать на необоснованную налоговую выгоду.
ВАЖНО! Каждый из этих критериев сам по себе не является доказательством недобросовестности налогоплательщика или контрагента, их следует рассматривать в совокупности.
О трендах налоговых проверок в 2022 году мы рассказывали в статье.
Как разработать стандарт коммерческой осмотрительности
Итак, для снижения факторов риска следует:
- проверять контрагента и иметь достаточно доказательств того, что вы его проверили;
- аккуратно и корректно вести документальное сопровождение сделки: иметь все необходимые документы, которые заполнены в соответствии с законодательством и не содержат противоречий.
Проверка контрагента является основной частью проявления коммерческой осмотрительности. Поэтому стоит разработать регламент о проверке контрагентов, которым будут руководствоваться сотрудники, непосредственно отвечающие за выбор партнеров.
Что указывать в регламенте:
Пример регламента о проверке контрагента приведен в «КонсультантПлюс». Оформите пробный доступ к системе и переходите в Типовую ситуацию, где дан образец документа. Это бесплатно.
Какие сторонние ресурсы существуют для проверки контрагентов? Большинство ресурсов работают на базе официального сайта налоговой инспекции. Здесь можно получить:
- актуальную выписку из ЕГРЮЛ — https://egrul.nalog.ru/index.html;
- много интересной информации — сервис «Прозрачный бизнес» (массовый или нет адрес регистрации, во скольких компаниях принимает участие то или иное физлицо, не является ли директор дисквалифицированным и пр.);
- проверку задолженности юрлица — https://service.nalog.ru/zd.html.
Имейте в виду, что некоторые сервисы работают в тестовом режиме!
Также есть сервисы иных государственных служб, которые дают важные сведения о контрагенте:
- реестр недобросовестных поставщиков — https://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/search/search.html;
- арбитражные дела — https://kad.arbitr.ru/;
- данные по исполнительным производствам — https://fssp.gov.ru/iss/ip/;
- сведения о банкротстве — https://bankrot.fedresurs.ru/?attempt=1;
- бухгалтерская отчетность — http://www.gks.ru/accounting_report.
Чтобы облегчить процесс сбора разрозненной информации, многие поставщики специальных справочных систем создали блоки для аккумуляции информации о контрагентах, которую они выдают в виде уже готового отчета. Конечно, данная услуга поставляется за отдельную плату.
Итоги
Налоговики обязывают налогоплательщиков проявлять коммерческую осмотрительность при выборе контрагента. На предприятии следует разработать регламент, где детально будет прописан порядок проверки контрагента: какая информация о нем собирается, кем и как анализируется, каков порядок отчетности по проведенной работе. Проявление коммерческой осмотрительности позволит уменьшить риски, связанные с претензиями налоговиков.
О налоговых рисках и скоринге контрагентов. Как выстроить систему, которая поможет проверять контрагентов
От редакции: в интернете можно найти подробные методики скоринга. Проблема для пользователей не в ее создании, а в наполнении информацией и настройке бальной системы. Эта статья — описание инструмента с примерами балльных расчетов.
Почему проверка контрагентов снова выходит на первый план
После выпуска письма ФНС от 10 марта 2021 г. N БВ-4-7/3060 «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации» появился повод в очередной вспомнить о подтверждении надежности контрагентов. Письмо стало уже традиционным, вызвало многочисленные обсуждения в профессиональной среде и породило немало вопросов о том, что нового хотели донести этим посланием для налоговых органов налогоплательщикам.
А между тем за последние три года информационные системные интеграторы сделали большой шаг вперед, и у налоговых органов появились новые возможности для мониторинга налогоплательщиков. Возможно, это одна из причин для ФНС напомнить налоговым органам на местах о некоторых положениях и принципах налоговых проверок, а налогоплательщикам о необходимости помнить в своей хозяйственной деятельности о рисках которые несет для них применение налоговыми органами статьи 54.1 НК РФ. Поэтому предпринимателям есть повод еще раз задуматься о рисках своих контрагентов.
Этими рисками следует управлять и иметь формальные доказательства, подтверждающие добросовестность вас и вашего контрагента. Последнее также актуально и для самих предпринимателей. Ведь от надежности контрагента зависит и их бизнес.
За три года практика применения статьи 54.1 НК РФ показала, что система оценки надежности контрагента в том или ином виде должна стать частью управления бизнесом. Система должна уметь увидеть признаки повышения рисков контрагентов, как для целей бизнеса, так и в целях подтверждения для налоговых органов. К сожалению, полноценное управление рисками контрагента — это дорогое удовольствие, особенно, для малых и средних предприятий. Их работа в этом направлении ограничивается проверкой контрагента при заключении контракта в одном или нескольких системных интеграторах.
В России существуют несколько систем, интегрирующих данные из государственных источников, таких как ФНС России, Росстат, Федеральной нотариальной палаты, Росреестра, Российского кредитного бюро и других. Есть информационные сервисы СПАРК, СКАН, Налог.ру, Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и другие.
В мировой практике также есть множество интеграторов данных, специализирующихся на различных регионах и странах. Наиболее известный интегратор данных — фирма «Дан энд Брэдстрит», которая собирает информацию примерно о 3 млн. фирм США и Канады.
На их информационной базе возможно создание системы оценки надежности контрагентов. Однако для полноценного и надежного функционирования системы требуется достаточно много дополнительной информации.
Ключевым недостатком информационных сервисов является недостаточная полнота и своевременность информации, на основании которой можно сделать выводы о надежности контрагента.
Эти недостатки обусловлены в первую очередь законодательством РФ , которое определило перечень открытой к публикации информации о хозяйствующих субъектах, их учредителях и финансовом положении.
Бизнес процессы оценки надежности контрагента, оценки рисков контрагентов, неплатежеспособности контрагентов, кредитного риска и рисков ликвидности — это все множество вариантов названий бизнес процессов, реализуются в так называемых скоринговых системах.
Что такое скоринг
Название «скоринг» происходит от английского слова score, то есть «счет».
Первоначально скоринг как название системы оценки клиентов применялся и применяется банками, но в последнее десятилетие скоринг все активнее применяют и компании реального сектора. Скоринговый подход к оценке контрагента в финансово экономическом управлении применяется в качестве инструмента управления рисками ликвидности и кредитными рисками. При этом банковский подход к оценке надежности заемщика существенно отличается от применяемого в компаниях реального сектора. Промежуточными по подходам между банковскими скоринговыми системами и скоринговыми системами организаций реального сектора являются скоринговые системы факторинговых компаний.
В рамках статьи рассмотрим информационную основу скоринговых расчетов надежности контрагента для организаций реального сектора не только в плане прогнозирования или оценки рисков банкротства и ликвидности, но и в части минимизации налоговых рисков, связанных с применением налоговыми органами статьи 54.1 НК РФ.
Информация о контрагенте, о событиях влияющих на его бизнес, об экономической ситуации и уровне спроса и многое другое — это все множественные факторы, влияющие на скоринговые расчеты.
В основе надежности скоринговой системы лежит правильная оценка влияния информации о событии. События могут быть как долговременными, так и разовыми.
В качестве примера долговременного события можно привести результат влияния макроэкономической среды в сфере деятельности, в которой работает бизнес.
Примером разового события, имеющего значительное влияние на оценку надежности контрагента, может быть информация о подаче заявления в регистрирующий орган о реорганизации, опубликованные результаты арбитражного процесса с участием контрагента, факт смены собственника или высшего менеджмента.
Отдельно стоит отметить информацию, которая влияет на налоговые риски связанные с контрагентом.
Также значение имеет косвенная информация, например наличие лицензий, публикации в СМИ, штатная численность, наличие вакансий и т.д.
При создании скоринговой системы в организации реального сектора необходимо четко определить задачи, стоящие перед системой, перечень необходимой информации, которую следует оценить с точки зрения ее полноты, своевременности и надежности. Надо сказать, что информации, полностью удовлетворяющей требованиям полноты, своевременности и надежности, практически нет. Наиболее надежной и достоверной является только информация о разовых событиях и информация, формируемая внутри хозяйствующего субьекта .
На практике в условиях недостаточности и несвоевременности информации результат скоринговых расчетов формируется на основании нескольких оценок посредством применения весов влияния каждой оценки.
Несмотря на сложность и неоднозначность скоринговых расчетов, накоплена достаточно большая методология и практика скоринга. Интеграторы данных предлагают собственные скоринговые расчеты по организациям. И их оценки также могут быть полезны в вашей системе.
В качестве примера можно привести Репутационный индекс, формируемый в СПАРК по организациям реального сектора .
Это комплексный показатель, определяющий факторы риска по информации из СПАРК , который определяется по наихудшему значению из трех индексов:
- должной осмотрительности;
- финансового риска;
- платежной дисциплины.
1.Индекс должной осмотрительности (ИДО).
По информации из СПАРК, ИДО — это результат скорингового расчета по 39 факторам, который позволяет оценить вероятность того, что контрагент не является «однодневкой». «брошенным активом», «транзитной единицей». Индекс постоянно уточняется и тестируется.
2. Индекс финансового риска (ИФР).
ИФР оценивает вероятность неплатежеспособности или возникновения финансовых проблем у контрагента. Индекс базируется на методологии финансового анализа и требует постоянного уточнения.
3. Индекс платежной дисциплины (Paydex).
Это аналитический показатель, отражающий средний фактический срок исполнения компанией своих финансовых обязательств по контракта. Индекс важен своими изменениями по времени, по нему можно судить о тенденциях финансового положения у контрагента.
Основным недостатком в использовании данных СПАРК является запаздывание информации. Наибольшая задержка — по финансовым индексам, так как они определяются по данным годовых отчетов. Также, часть информации, например, для расчета платежной дисциплины — может отсутствовать.
Схема простой системы скоринга
Ниже приводится принципиальная схема простой системы скоринга, не требующей построения сложных вычислительных систем доступной для любого квалифицированного бухгалтера владеющего навыками работы с компьютером.
Вся информация о контрагенте разделены на 6 групп:
- Показатели профиля;
- Репутация
- Финансовая оценка;
- Налоговые и прочие социальные обязательства;
- Показатели, основанных на истории взаимоотношений с контрагентом;
- Макроэкономические показатели.
И источники информации — это:
1. Данные, предоставляемые непосредственно контрагентом (что должно быть предусмотрено договором на этапе его заключения).
2. Данные из открытых внешних источников (СПАРК), а также кредитных учреждений.
3. Собственные данные.
Примерный перечень показателей и их источник приводится ниже.
Группа показателей
Перечень исходных показателей в группе
Источник информации
1 группа показателей
«Показатели профиля компании»
1.1. Организационно-правовая форма;
1.2.Принадлежность к холдингу, группе, аффилированность;
1.5.Доля на рынке;
1.7.Подтверждение срока активности на рынке;
1.8.Структура акционерного капитала компании;
2 группа показателей
2.1.Репутационные индексы СПАРК:
2.1.2. Финансовый риск,
2.1.3. Платежная дисциплина.
2.2. Арбитражные дела
3 группа показателей
«Финансовая оценка компании»
Показатели бухгалтерской отчетности контрагента (бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и прочих расшифровок к ним)
Данные контрагента, СПАРК
4 группа показателей
«Налоговые и прочие социальные обязательства»
Задолженность по бюджетным обязательствам, по заработной плате, во внебюджетные фонды.
Данные контрагента, СПАРК
5 группа показателей
«Показатели, основанные на истории взаимоотношений с контрагентом»
5.1.Период взаимоотношений с контрагентом в рамках договоров.
5.2. Просрочки платежей.
5.3.Объемы выполняемых работ по текущим сделкам (договорам) , а также выполненные объемы работ по сделкам (договорам) если их выполнение пришлось на период за два предыдущих календарных года
5.4. Просроченная задолженность.
5.5. Отсутствие контрагента в списке неблагонадежных контрагентов.
6 группа показателей
6.3.Критические изменения в отрасли/области деятельности (серьёзный обвал, повышение цен на рынке, катастрофы, форс-мажор, изменение законодательства и т.п.).
Внешняя информация, СПАРК
Укрупненное описание бизнес процесса скорингового расчета выглядит примерно так:
Цель расчета — определение уровня рисков надежности контрагента.
- от 80 до 100 баллов — это показатель высокой надежности контрагента;
- от 50 до 79 баллов — приемлемой надежности;
- от 25 до 49 баллов — низкой надежности;
- ниже 24 считаем уровнем ненадежности.
Таблица 2 (цифры условные)
Бальная оценка показателя
Уровень надежности
Определяем оценку влияния каждой группы показателей на конечный результат оценки. Наиболее сильно и значимо на надежность контрагента влияет его финансовое состояние. Поэтому на него падает 50-60 % влияния. Финансовое состояние, как правило, определяется методами финансового анализа. Выбор показателей и методик для оценки финансового состояния очень обширен и органичен только количеством информации.
Также, исходя из здравого смысла и опыта, оценивается влияние других показателей.
Таблица 3 (цифры условные)
Группа показателей
Степень влияния в %
4.Налоговые и прочие социальные обязательства;
5.Показатели, основанных на истории взаимоотношений с контрагентом;
Внутри группы каждый показатель оценивается как минимум по трем-четырем позициям , и каждой позиции присваивается балл.Таб.4(цифры условные)
Оценка показателя
Хорошо
Приемлемо
Удовлетворительно
Плохо
Баллы оценки
Чем позиций больше, тем более чувствительной и точной будет модель.
В наиболее чувствительных моделях бальная оценка может иметь сложный подбор показателя. В этом случае таблица 4 будет иметь более сложный вид.
Финансовая оценка контрагента: когда она нужна и как ее провести
Чтобы бизнес работал как часы, нужно выполнение многих условий. Одно из них — уверенность в том, что ваши контрагенты платежеспособны, то есть смогут вовремя исполнить свои финансовые обязательства. В противном случае коммерческая безопасность компании гарантирована быть не может, то есть существенно повышается риск убытка. В этом материале расскажем о том, как провести анализ платежеспособности контрагента.
Когда это необходимо
В идеале проводить оценку действующего или потенциального контрагента целесообразно перед любой сделкой. Однако это не всегда возможно. В обязательном порядке провести такой анализ следует, если:
- появляется новый бизнес-партнер;
- с контрагентом, с которым раньше сотрудничество носило эпизодический характер, планируется работать в долгосрочной перспективе;
- при подписании соглашения с отсрочкой платежа либо предварительной оплатой;
- всегда, когда возникают подозрения по поводу платежеспособности контрагента, в том числе потенциального.
Подход к оценке может быть разным: полный анализ деятельности субъекта бизнеса или определение отдельных наиболее важных показателей, анализа которых будет достаточно для выводов о платежеспособности и надежности контрагента.
Зачем это нужно
Доверие — вещь, безусловно, хорошая, но строить бизнес лишь на этом чревато неприятными последствиями. Их спектр весьма широк:
- финансовые потери;
- репутационные риски (например, из-за непоступления оплаты от контрагента компания не смогла выполнить свои кредитные обязательства); , доначисления и санкции за непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента; ;
- судебные разбирательства, привлечение к ответственности.
Этапы проведения анализа абзац
В основном действия сводятся к получению о потенциальном или реальном контрагенте всевозможной информации из самых разных источников.
Запрос документов и сведений у контрагента
В первую очередь, нужно получить копии свидетельства о госрегистрации контрагента, документа о присвоении ему ИНН, а также Устава (для организаций). Запросить эти документы следует у самого контрагента.
Государственный номер (ОГРН или ОГРИП) и ИНН — базовые сведения, на основе которых можно получить данные из открытых источников, в том числе выписку из ЕГРЮЛ. Вместе с тем отметим, что не стоит ограничиваться только выпиской — это не является проявлением должной осмотрительности.
Кроме того, можно запросить у контрагента бухгалтерскую отчетность, информацию о лицензиях, о том, как он рассчитывается с бюджетом, и некоторые другие сведения. Добросовестный бизнесмен, скорее всего, не станет возражать против предоставления такой информации, хотя закон и не обязывает этого делать. В любом случае отказ может говорить о том, что компании есть что скрывать.
Контур.Фокус — быстрая проверка контрагента!
Иногда владельцы бизнеса не хотят предоставлять такие сведения, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако информация об учреждении компании и данные из реестра, сведения о лицензиях, налоговых отчислениях, финансовой отчетности и даже о заработной плате персонала не относится к коммерческой тайне. Стоит разъяснить это потенциальному контрагенту, и, возможно, тогда он пойдет навстречу.
Если контрагент не хочет давать запрашиваемые документы и данные, можно предложить ему выбрать иной способ подтверждения собственной платежеспособности.
Использование открытых источников
Провести анализ данных, которые содержатся в открытых источниках, удобнее всего через специальные сервисы проверки контрагентов, например, Контур.Фокус. Из таких систем можно получить много полезной информации. Они включают как сведения открытых реестров и баз данных, так информацию, которую условно можно назвать неофициальной. Это упоминание о компании в интернете, отзывы клиентов, работников и другие сведения.
В следующей таблице мы собрали основные открытые источники данных, которые можно использовать для анализа.
Таблица. Ресурсы для анализа контрагента
Реестр юридических лиц и ИП на сайте ФНС (выписка из Реестра без подписи);
Расчет показателей
Контур.Норматив — справочно-правовая система!
Если в вашем распоряжении есть бухгалтерская отчетность контрагента, можно рассчитать показатели его ликвидности и платежеспособности:
На что бизнесу обращать внимание при проверке контрагентов: 13 показателей
Почти четверть компаний считались убыточными по итогам 2021 года, а более 8 тыс. юридических лиц из 3,2 млн в России на момент написания статьи находятся в реестре недобросовестных поставщиков. Недобросовестность партнеров может обернуться для компании не только финансовыми и налоговыми рисками, но и репутационными. Чтобы избежать или уменьшить риски, бизнес проверяет информацию о контрагентах в открытых источниках, собирает отзывы у коллег, которые уже работали с потенциальным партнером. Если проверять приходится много и часто, компании пользуются сервисами проверки контрагентов (СПК).
СПК агрегируют данные о компании из официальных реестров и списков. Подписка на многие СПК стоит от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей в год, существуют и бесплатные сервисы. Каждая платформа предлагает разные уровни аналитики. Однако в большинстве случаев компании ищут один набор сведений о контрагентах. В этой статье расскажем, какую информацию стоит проверять, чтобы оценить благонадежность партнеров.
Статус организации
На сайте Федеральной налоговой службы любой желающий может получить выписку ЕГРЮЛ. В ней указан статус организации. Если компания в статусе ликвидации, то она не может вести полноценную хозяйственную деятельность, а только завершать выполнение текущих обязательств и расчетов. Сотрудничать с таким партнером рискованно.
Компания А договорилась о сотрудничестве с компанией Б. За время подготовки документов компания Б начала процесс ликвидации и не сообщила об этом. Из выписки ЕГРЮЛ компания А узнала о новом статусе компании Б и не стала заключать с ней договор. Это позволило быстро найти замену.
Дата создания юридического лица
По тому, как давно создана компания, нельзя судить о ее благонадежности. Однако дата регистрации юридического лица поможет оценить риски при выборе партнера для долгосрочного сотрудничества. Так, о фирме, которая работает уже давно, можно найти отзывы в интернете или спросить у коллег и знакомых.
Cвежая дата регистрации свидетельствует, что компания создана недавно или сменила юридическое лицо. Узнать о прошлом компании и ее репутации помогут сервисы проверки контрагентов.
Компания А договорилась о сотрудничестве с недавно созданной компанией «Понедельник-2». СПК показала, что несмотря на недавнюю дату регистрации, в составе ее учредителей есть компания «Понедельник» с растущей выручкой, которая не состоит в негативных списках и имеет известные товарные знаки. Это существенно снижает риски в работе с «Понедельником-2».
Сведения о подписанте
Подписывать договор может руководитель компании или лицо с доверенностью. В доверенности могут быть указаны ограничения: срок, сумма договора и характер деятельности. Если ваш договор подписывает генеральный директор контрагента, он должен быть указан в ЕГРЮЛ. Если же подписант — другое лицо, запросите доверенность. Заключение договора с лицом без необходимых полномочий делает договор недействительным.
Компании А пришлось срочно искать новый офис. Договор аренды был заключен с компанией «Покупаем-продаем» и субарендатором бизнес-центра по совместительству. Этот договор оказался недействителен. Дело в том, что бумаги подписывал сотрудник субарендатора, однако его доверенность не распространялась на договор аренды, а только на определенные виды договоров с ограничением суммы сделки.
Основные реквизиты
ИНН, КПП, ОГРН, юридический адрес и другие реквизиты в договоре можно проверить в реестре ЕГРЮЛ или в сервисах проверки контрагентов. Это поможет избежать рисков в будущем. Например, если партнер сделал опечатку или указал устаревшие данные по ошибке.
Юристы компании А проверяют актуальность реквизитов, а новые документы автоматически заполняют с помощью API интеграции данных из СПК. API существенно сократила время, которое компания тратит на проверку реквизитов.
Размер уставного капитала
Как правило, большой уставной капитал (УК) говорит о надежности компании. Многие СПК автоматически присваивают компаниям высокий рейтинг, если размер уставного капитала исчисляется сотнями тысяч рублей или более.
Однако нельзя судить о благонадежности партнера на основании только лишь суммы УК. Большой УК должен коррелировать с оборотами компании и ее хозяйственной деятельностью.
Виды деятельности
Важно проверять виды деятельности компании по ОКВЭД. Несколько совершенно далеких друг от друга видов деятельности контрагента могут косвенно указывать на возможность возникновения рисков.
Потенциальному подрядчику компании А присвоено несколько кодов ОКВЭД: разработка программного обеспечения, строительство, изготовление продуктов питания и логистика. Само по себе это не нарушает правовые нормы, однако дает сигнал юристу компании А провести дополнительную проверку будущего партнера.
Специальные реестры
Включение компании в некоторые реестры позволяет бизнесу применять льготные режимы налогообложения. Например, в реестр аккредитованных ИТ-компаний Минкомсвязи, реестр участников проекта «Сколково», единый реестр российских программ для ЭВМ и БД и другие.
Попасть в некоторые реестры непросто, поэтому с высокой вероятностью контрагент благонадежен, если состоит в реестре. Например, чтобы войти в реестр участников проекта «Сколково», компания должна пройти несколько этапов проверки Фонда. Даже молодым компаниям из этого реестра доверяют крупнейшие заказчики.
Некоторые компании согласны сотрудничать с контрагентом, готовым выплачивать долги и дивиденды даже в кризис. Подтверждением этого может быть реестр компаний, отказавшихся от моратория на банкротство.
Реестры недобросовестных поставщиков
Федеральная антимонопольная служба ведет реестр недобросовестных поставщиков (РНП). В него попадают компании, которые не исполнили или нарушили условия договора: выиграли тендер и уклонились от подписания договора, подписали договор и нарушили его условия, некачественно выполнили работы или оказали услуги ненадлежащего качества. Проверить, состоит ли потенциальный контрагент в реестре, можно на сайте единой информационной системы в сфере закупок или в СПК.
Пока компания находится в РНП, она не может участвовать в тендерах и конкурсах по № 223-ФЗ, № 44-ФЗ и некоторых других. Юридические лица заносят в реестр на 2 года — после этого компания может продолжить деятельность.
Недостоверные сведения
В ЕГРЮЛ компании могут быть отметки о недостоверности юридического адреса, руководителя или других сведений. Например, по данным ЕГРЮЛ, свыше 284 тыс. юридических лиц имеют недостоверный адрес. Отметку о недостоверности адреса может получить любая компания, даже надежная.
По данным СПК, юридический адрес компании А был недостоверным. Оказалось, что фирма сменила адрес, но эти данные еще не успели отразиться в ЕГРЮЛ. Компания А предоставила партнеру документы, подтверждающие передачу новых сведений в налоговую инспекцию, и компании начали сотрудничество.
Отметки о недостоверности сведений могут сигнализировать о том, что потенциальный контрагент — рисковая компания. Так, недостоверный адрес усложнит взыскание долгов, а также дает повод банку заблокировать расчетный счет.
Проблемные процессы
«Серийных предпринимателей» можно опознать по сотням уже закрытых компаний
Блокировки счетов, дисквалификация руководителей или учредителей, а также суды свидетельствуют не в пользу будущего партнера. Эта информация не всегда мешает компании исполнять обязательства, однако ее стоит учитывать.
Статус счетов компании доступен на сайте ФНС.
Дисквалификацию руководителей и учредителей также можно найти в сервисе Прозрачный бизнес ФНС.
Интеллектуальная собственность
Процесс создания и регистрации интеллектуальной собственности достаточно трудоемкий, как правило, фирмы-однодневки интеллектуальной собственности не имеют. Проверить можно данные об интеллектуальной собственности компании:
товарные знаки (логотипы),
интеллектуальная собственность на программы ЭВМ,
Например, при покупке франшизы необходима проверка прав франчайзера на товарный знак.
Связи руководителей
Визуализация связей руководителей и учредителей на графе позволяет быстро проверить контрагентов даже тем предпринимателям, которые не обладают глубокими познаниями в правовой сфере. Например, недавно созданную компанию можно считать надежной, если ее учредитель — известная компания с отличной репутацией.
Однако существуют компании с сотнями связей первого уровня. Выделить важную информацию бывает трудно. Чтобы определить, на какие из связей необходимо обратить внимание, некоторые предприниматели составляют собственные схемы в Miro.
На схеме видны все компании Филиппа Киркорова и люди, непосредственно связанные с его бизнесом
Легко отследить разветвленную систему компаний на примере лейбла звукозаписи «Блэк стар»
История компании
История компании может многое рассказать. Чтобы узнать о прошлом организации, можно проверить исторические срезы ЕГРЮЛ. Эта информация не доступна на сайте ФНС, ее предоставляют некоторые СПК.
Список всех генеральных директоров компании поможет определить потенциально рискованного партнера. Частая смена руководителей — это повод пристально изучить другие показатели и данные о компании.
Регулярная проверка не только партнеров, но и собственной компании поможет избежать неприятных сюрпризов. Большинство данных о компаниях открыты и их можно получить из официальных источников. Это требует времени, особенно если партнеров и исполнителей становится всё больше. Сервисы проверки контрагентов объединяют информацию в удобном интерфейсе, что экономит время юристов, бухгалтеров и руководителей компаний. Некоторые СПК бесплатны, например, DataNewton.