Какой вид налогового режима выбрать участнику маркетплейса
Как регулируются отношения между продавцом и маркетплесом? И какой из видов налогового режима лучше подойдет для вас?
Маркетплейс – это платформа электронной коммерции, которая обеспечивает широкому кругу производителей, продавцов и дистрибьюторов комплексную инфраструктуру и технологии эффективной интернет-торговли. Основное преимущество маркетплейса для бизнеса – возможность быстрого масштабирования, расширения целевой аудитории и выхода на новые рынки без дополнительных затрат на рекламу.
Маркетплейсы пользуются популярностью у покупателей, поскольку предоставляют им максимально возможный ассортимент товаров по конкурентным ценам, а также гарантированные условия оплаты и доставки.
На современном этапе маркетплейс признается одной из наиболее удачных бизнес-моделей, что обусловливает их широкое распространение и разнообразие. В зависимости от типа реализуемых товаров принято различать следующие категории маркетплейсов:
- маркетплейсы, предлагающие разнообразные товары (Ozon, AliExpress);
- маркетплейсы, специализирующиеся на сфере услуг (Uber, Booking.com);
- площадки для реализации видео- и музыкального контента (Yelp, Spotify);
- инвестиционные краудфандинговые платформы (Kickstarter, Planeta).
Как регулируются отношения между продавцом и маркетплейсом
Отношения между продавцом (исполнителем) и владельцем маркетплейса определяются договором. Например, это может быть договор возмездного оказания услуг, один из посреднических договоров (агентский договор, договор комиссии и др.), непоименованный или смешанный договор. Это следует из п. 2 ст. 1, пп. 1 п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 420, п. п. 2, 3 ст. 421 ГК РФ. В соответствии с договором маркетплейс получает вознаграждение в виде 5–15% от суммы сделки, а также дополнительную оплату за услуги хранения и транспортировки.
Продавцы, действующие на маркетплейсе, признаются самостоятельными экономическими субъектами, которые получают доход от своей коммерческой деятельности и являются налогоплательщиками в соответствии с действующим законодательством.
Они должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица (ст.48 ГК РФ) или индивидуального предпринимателя (ст.23 ГК РФ). Зарегистрированный субъект предпринимательской деятельности использует код по ОКВЭД 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет». В отдельных случаях допускается участие в маркетплейсах самозанятых граждан, осуществляющих продажу собственной продукции и имеющих годовой доход до 2,4 млн руб.
Соответственно, основными налоговыми режимами для участников маркетплейсов являются:
- общий режим налогообложения с уплатой налога на прибыль, НДС и других обязательных налоговых платежей;
- упрощенная система налогообложения (УСН) с уплатой налога – для экономических субъектов с годовым доходом не более 219,2 млн руб.;
- налог на профессиональный доход – для самозанятых граждан.
Применение патентной системы налогообложения при торговле через маркетплейсы не допускается, поскольку на основании пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ данный режим не могут использовать субъекты розничной торговли, осуществляющие деятельность вне стационарной торговой сети через компьютерные сети.
Рассмотрим специфику различных налоговых режимов для участников маркетплейсов подробнее.
В чем суть общего налогового режима
При использовании общего режима налогообложения участники маркетплейсов, зарегистрированные в качестве юридических лиц, должны уплачивать налог на прибыль, НДС, а также налог на имеющееся у них недвижимое имущество. Маркетплейс, работающий по агентскому договору, в налоговом учете должен признать доходы от реализации в сумме агентского вознаграждения, а также расходы, связанные с исполнением поручения и не возмещаемые принципалом (поставщиком товаров/услуг).
При этом поступления и выплаты, связанные с исполнением поручения и возмещаемые принципалом, в налоговом учете маркетплейс не признает. Следовательно, налоговой базой для расчета налога на прибыль является сумма агентского вознаграждения без НДС.
Порядок обложения НДС маркетплейса зависит от того, как он действует по агентскому договору: от своего имени или от имени заказчика (принципала). Если от имени принципала, то нужно только рассчитать и начислить НДС с агентского вознаграждения. Оформлять и регистрировать счета-фактуры по товарам (работам, услугам) принципала не нужно. Если же маркетплейс действует от своего имени, то он сам должен выставлять покупателям счета-фактуры по товарам (работам, услугам) принципала.
Индивидуальный предприниматель, использующий общую систему налогообложения, вместо налога на прибыль организаций уплачивает налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст.224 НК РФ), при этом исчисление и уплата НДС осуществляется на общих основаниях.
Очевидно, что общая система налогообложения обеспечивает максимально высокую налоговую нагрузку на участника маркетплейса, поэтому большинство экономических субъектов предпочитают переходить на упрощенную систему налогообложения, позволяющие уплачивать налог УСН вместо налога на прибыль, НДС и налога на имущество, используемое в предпринимательской деятельности.
В чем суть упрощенной системы налогообложения
Для применения УСН необходимо, чтобы доход за налоговый период не превышал 200 млн руб., скорректированный на коэффициент-дефлятор (в 2022 году максимальный уровень дохода на данном налоговом режиме составляет 219,2 млн руб.). Ограничения устанавливаются также на остаточную стоимость имущества (150 млн руб.) и максимальную численность сотрудников (130 человек).
При выборе УСН маркетплейсы в доходах учитывают только свое вознаграждение и дополнительную выгоду, а поступающие к ним деньги, которые в последствии должны передавать продавцам или принципалу – не учитывают, так как они маркетплейсам не принадлежат (п. 1 ст. 248, пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 1, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
При режиме УСН объект «доходы минус расходы» со ставкой налога 15 % в расходах стоит учитывать только свои затраты, которые не возмещает принципал. Возмещаемые затраты, а также переданные продавцам и принципалу деньги не учитываются, так как это расходы не маркетплейса (п. 1 ст. 252, п. 9 ст. 270, п. п. 1, 2 ст. 346.16 НК РФ).
Если у маркетплейса режим УСН объект «доходы» со ставкой налога 6 %, то никакие расходы в рамках агентских договоров он не учитывает (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
В случае, если маркетплейс действуете от своего имени и его принципал – плательщик НДС, то у маркетплейса появляются обязанности по НДС по учету операций в рамках агентского договора (п. 3.1 ст. 169, п. п. 5, 5.1, 5.2 ст. 174 НК РФ).
Наиболее подходящим налоговым режимом для участника маркетплейса является упрощенная система налогообложения с объектом «доходы» и уплатой налога по ставке 6%, так как, как правило, маркетплейсы не обладают высокой долей расходов по отношению к доходам.
Юридические лица на УСН уплачивают страховые взносы за своих сотрудников в размере 30% от величины их заработной платы. Индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать фиксированные страховые взносы за себя, независимо от суммы полученных доходов, а также аналогичные платежи за своих сотрудников. Сумма единого налога по УСН может быть уменьшена на величину внесенных в бюджет страховых взносов.
Единый налог по УСН уплачивается ежеквартально не позднее, чем через 25 дней после окончания отчетного периода. Обязанность по сдаче декларации наступает ежегодно до 30 апреля следующего года.
Каковы условия для самозанятых на маркетплейсах
Крупные торговые интернет-площадки (например, интернет-магазин Wildberries) активно предлагают самозанятым размещать свои товары на выгодных условиях. К примеру, со сниженной комиссией или скидками на доставку. Но самозанятым надо помнить о двух правилах.
- Правило 1. Самозанятым запрещено заниматься перепродажей чужих товаров. Они могут продавать только собственную продукцию, которая полностью или частично сделана своими руками. Кстати, хендмейд – это не обязательно то, что человек сделал сам с нуля. Если он купил партию белых футболок и нанес на них рисунки, это тоже считается собственной продукцией.
- Правило 2. Доход самозанятого не должен превышать 2,4 млн руб. в год. А вот лимитов для ежемесячного дохода нет: самозанятый может получить в сентябре 10 000 руб., в октябре – ничего, а в ноябре – сразу полмиллиона.
Нарушение этих правил чревато лишением статуса самозанятого. Либо с даты первой перепродажи, либо с даты превышения лимита в 2,4 млн руб. – в зависимости от того, что произошло раньше. Снятие с учета в качестве самозанятого повлечет доначисление НДФЛ, а возможно, и взносов, если человек – ИП. Также надо будет подать отчетность о полученных доходах.
Таким образом, участники маркетплейсов являются самостоятельными экономическими субъектами, использующими общий или упрощенный режим налогообложения, либо уплачивающими налог на профессиональный доход.
В связи с ростом числа мошеннических действий в сети Интернет покупка товаров через маркетплейс является сравнительно безопасной, поскольку потребитель всегда может оставить жалобу на действия недобросовестного продавца, а также воспользоваться иными возможностями, которые ему предоставляет оператор онлайн-площадки.
Появление маркетплейсов внесло существенные коррективы в привычный экономический уклад, изменив сферы торговли и потребительских услуг, а в скором времени изменит и область финансов, особенно восприимчивую к инновационным решениям.
Статья подготовлена управляющим партнером Defense Solutions, адвокатом Дмитрием Ефремовым. Вы можете получить консультацию и узнать больше об услугах адвоката Дмитрия Ефремова на его странице.
Как зарегистрировать ИП, чтобы без проблем торговать на маркетплейсах
В последнее время к маркетплейсам растет интерес небольших региональных продавцов и малого бизнеса. В связи с этим возникает много вопросов. Кто может продавать на маркетплейсах — только ИП или самозанятые тоже? Эксперты из Эльбы разобрались в этой теме в очередном выпуске видеоблога.
Прежде всего нужно заметить, что для самозанятых какого-либо законодательного запрета или ограничения для торговли на маркетплейсах нет. При этом сами маркетплейсы могут устанавливать такие ограничения. На сегодняшний день ситуация складывается следующим образом:
Разрешают торговать самозанятым | Не разрешают торговать самозанятым |
---|---|
Wildberries | Яндекс.Маркет |
Ozon | Lamoda |
Aliexpress |
Таким образом, запрет самой торговой площадки — это первое и самое главное препятствие, с которым может столкнуться человек, желающий работать на маркетплейсе и при этом не планирующий регистрировать ИП в 2022 году.
Второе препятствие — это ограничение специального налогового режима для самозанятых. Даже если маркетплейс разрешает работать самозанятым, то они должны соответствовать ряду условий, чтобы не слететь с этого режима. Так, например, Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ вводит для самозанятых ограничение по доходам в год — не более 2,4 млн руб., а также запрет на перепродажу товаров. То есть самозанятый не может заказывать на Aliexpress товар с целью его последующей перепродажи на Wildberries. Он может продавать только товары собственного производства.
Что считается товаром собственного производства у самозанятых
Подобных вопросов возникает немало. Но нигде, в том числе в Федеральном законе от 27.11.2018 № 422-ФЗ, подробных разъяснений на эту тему нет. Хотя есть Письмо Минфина РФ от 02.03.2020 № 03-11-11/15055, в котором затрагивается вопрос применения специального налогового режима для самозанятых в отношении деятельности флористов. Там написано, что «физические лица, которые осуществляют деятельность по созданию флористических композиций и букетов из цветов, вправе применять НПД в отношении доходов от указанной деятельности при соблюдении ограничений, установленных Федеральным законом № 422-ФЗ».
Некоторые вопросы о деятельности самозанятых рассматривали эксперты Контур.Журнала:
Относительно деятельности на маркетплейсах важно помнить следующее: если вы хотите заниматься перепродажей товаров, то вам придется регистрировать ИП для маркетплейса.
Какую систему налогообложения выбрать для торговли на маркетплейсах
Решая, как открыть ИП для вайлдберриз, обратите внимание на несколько вариантов: патент, УСН «доходы» и УСН «доходы минус расходы».
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ, торговать на патенте через маркетплейсы нельзя, поскольку интернет-торговля не относится к рознице в целях применения ПСН.
У УСН есть два подвида:
- УСН «доходы»: налог считается со всех доходов и чаще всего платится по ставке 6 %;
- УСН «доходы минус расходы»: из доходов вычитают понесенные расходы, а разницу умножают на ставку, обычно 15 %. Иногда регионы вводят ставки ниже.
Какое ИП выгоднее при работе на маркетплейсах? Если много расходов, лучше выбрать «доходы минус расходы». Как, правило, если расходы составляют 70 % от выручки, то этот вариант выгоднее.
Как платить налоги с продаж на маркетплейсе
Маркетплейс удерживает комиссию от продаж, то есть предприниматель получает доход уже за вычетом этой суммы.
При этом на УСН есть правило: платить налог нужно со всех полученных доходов. Многие предприниматели ошибочно думают, что если им на счет приходит сумма меньше, за вычетом комиссии, то с нее они и должны платить налог. Казалось бы, это очевидно. Но на самом деле платить налог нужно с суммы до вычета комиссии маркетплейсом.
Новым ИП — год Эльбы в подарок! Всё, что нужно, бесплатно: отчетность без бухгалтера, документы за пару кликов, заботливая поддержка
Допустим, вы продали товар на маркетплейсе за 100 руб., площадка удержала с вас комиссию 10 руб. и перечислила вам на счет 90 руб. Вы должны заплатить налог не с 90, а со 100 руб.
Если ИП применяет УСН «доходы минус расходы», то он имеет право учитывать расходы, и тогда комиссия маркетплейса будет входить в расходы.
Как зарегистрировать ИП для торговли на маркетплейсе
Есть несколько способов регистрации, нужно только решить, где вам удобнее будет открыть ИП. Прежде всего нужно подготовить необходимый пакет документов. Многие задаются вопросом, сколько это стоит в 2022 году. На самом деле процедура в большинстве случаев бесплатная. В случае личной подачи документов на регистрацию нужно будет заплатить госпошлину в размере 800 руб.
Сформировать документы можно в мастере регистрации ИП в Эльбе или на сайте nalog.ru. Зарегистрироваться также можно через сайт Госуслуги.
При удаленной регистрации ИП потребуется электронная подпись физлица.
Также есть вариант регистрации через банк. В этом случае предпринимателю автоматически откроют расчетный счет.
Вместе с документами на регистрацию ИП очень важно подать заявление о применении УСН.
Как стать самозанятым для торговли на маркетплейсе
Самозанятым стать еще проще, чем ИП. Для этого нужно скачать приложение «Мой налог», при этом электронная подпись не потребуется. Для подтверждения личности достаточно сделать сэлфи и отсканировать паспорт.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как платить налоги с продаж на маркетплейсе?
Все зависит от вида УСН — упрощенной системы налогообложения
Маркетплейсы продают товары предпринимателей на своей площадке и за это берут с предпринимателей агентское вознаграждение. Есть два вида расчета вознаграждения:
- ИП получает всю выручку с продажи товара, а потом выплачивает вознаграждение площадке отдельно.
- Маркетплейс сразу удерживает свое вознаграждение и переводит ИП остаток.
В обоих случаях доход ИП — вся сумма с продажи товара. Неважно, сколько денег ИП получил на счет.
ИП работает на УСН «Доходы»
На УСН «Доходы» нужно заплатить налог со всей суммы, которую заплатил покупатель. Обычно эта сумма отражается в личном кабинете продавца на маркетплейсе, там же вы найдете сумму вознаграждения площадки.
При этом неважно, что предприниматель платит вознаграждение маркетплейсу. Вознаграждение считается расходами ИП, а на УСН «Доходы» расходы нельзя вычитать из налогооблагаемой базы.
За первый квартал 2022 ИП продал товаров на 500 000 ₽.
Агентское вознаграждение площадки — 100 000 ₽.
Маркетплейс перевел продавцу 400 000 ₽.
Налог: 500 000 ₽ × 6% = 30 000 ₽.
Если продаете еще через собственный интернет-магазин и торговую точку, нужно включить и эти доходы.
Онлайн-бухгалтерия Тинькофф может считать налог с учетом комиссии, которую берет Wildberries. Клиенты Тинькофф могут подключить онлайн-бухгалтерию и настроить работу с маркетплейсами в личном кабинете. О том, как это сделать, можно прочитать в инструкции по ссылке.
Если у вас пока нет счета в Тинькофф, вы можете подключить онлайн-бухгалтерию после открытия расчетного счета и пользоваться ею бесплатно.
ИП работает на УСН «Доходы минус расходы»
На УСН «Доходы минус расходы» доходом будет вся сумма, которую заплатил покупатель. Агентское вознаграждение учитывается как расход. Так же в расходы можно включать другие затраты предпринимателя, подтвержденные документально.
За первый квартал 2022 года продажи ИП на маркетплейсе — 500 000 ₽.
Агентское вознаграждение — 100 000 ₽.
Другие расходы предпринимателя — 200 000 ₽.
Налог: (500 000 ₽ − 100 000 ₽ − 200 000 ₽) × 15% = 30 000 ₽.
Режим УСН «Доходы минус расходы» обычно выгодно выбирать, если расходы составляют свыше 60% доходов.
Эксперты ответят на ваш вопрос
Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.
Как узнать налоговую ставку
Если вы только планируете открыть ИП для продаж на маркетплейсе, уточните на сайте налоговой ставку в вашем регионе.
В разных регионах ставки налога могут различаться. Например, на УСН «Доходы» — от 1 до 6%, на УСН «Доходы минус расходы» — от 5 до 15%.
Проверить размер ставки можно на сайте налоговой. Там же — информация о льготах.
Выберем Ярославскую область
Внизу страницы найдите блок «Информация ниже зависит от вашего региона». Здесь собраны тексты законов по УСН.
Нажмите на «Загрузить», чтобы перейти к документу
Ниже расположена краткая информация по льготным ставкам.
Например, у вас есть форелевая ферма и вы работаете по УСН «Доходы минус расходы» в Ярославской области. Ваша налоговая ставка — 5%
Если ваш бизнес не попадает ни в одну из льготных категорий, то вы платите налог по федеральной ставке — 6% на УСН «Доходы» и 15% на УСН «Доходы минус расходы».
Предложение Тинькофф
Налоги на маркетплейсах
Чтобы успешно торговать на маркетплейсах нужно разбираться во многих аспектах работы с ними: ценообразование, схемы логистики, налогообложение и многое другое. В этой статье разберем особенности налогового учета продаж на маркетплейсах, какие существуют системы уплаты налогов и как в них разобраться. Также мы собрали рекомендации, которые облегчат вам работу на маркетплейсе.
Особенности налогового учета продаж на маркетплейсах
Кто может продавать товары на маркетплейсах?
Прежде чем мы начнем разбор систем уплаты налогов на маркетплейсах, нужно обозначить, какие типы предпринимателей могут работать с онлайн площадками. Мы собрали все типы лиц, которые могут работать с маркетплейсами и доступные им системы налогообложения в этой таблице.
Возможные системы налогообложения
Товары, доступные для продажи
Налог на профессиональный доход (НПД)
Исключительно товары собственного производства. Перепродажа товаров запрещена.
Индивидуальный предприниматель (ИП)
УСН Доходы минус Расходы
Товары собственного производства и продукция, приобретенная у поставщиков.
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)
УСН Доходы минус Расходы
Налог на профессиональный доход (НПД)
Эта опция доступна только индивидуальным предпринимателям и самозанятым.
Максимальный доход для НПД – 2,4 млн рублей в год.
Продавцы, выплачивающие НПД, могут торговать только продукцией своего производства. Это значит, что они не могут пользоваться услугами наемных работников или закупать готовую продукцию у поставщиков, но им можно обращаться к подрядчикам.
Например, продавец создал модель рубашки, подобрал ткани и фурнитуру, а затем заказал пошив у подрядчика. В этой ситуации продавец имеет право продавать эти рубашки через маркетплейсы. Необязательно собственноручно производить товары от начала и до конца.
Ставка НПД применяется к выручке, а не к прибыли. Выручка включает в себя всю сумму, полученную продавцом от продаж за месяц и не учитывает расходы продавца (комиссии маркетплейсам, например).
Ставка НПД при продаже товара физическим лицам составляет 4%. При продаже индивидуальным предпринимателям и организациям применяется ставка 6%, но в основном товары на маркетплейсах покупают физические лица, а не организации.
Вам не нужно считать НПД самостоятельно, этим занимается ИФНС (Инспекция федеральной налоговой службы).
Индивидуальный предприниматель или самозанятый, работающий по НПД, обязан:
- Заносить каждую продажу в приложение «Мой налог», чтобы уведомить ИФНС.
- Сформировать и отправить чек покупателю, это можно сделать в том же приложении.
- Оплатить в конце месяца сумму налогу, рассчитанную ИФНС.
Ниже мы привели пример расчета НПД для самозанятых:
Самозанятый Андрей Кузнецов продает в маркетплейсе украшения, сделанные своими руками.
Он закупил материалов на 10 000 рублей, изготовил товары и продал их за 40 000 рублей. Комиссия маркетплейса – 5 000 рублей.Доход Андрея: 40 000 – 10 000 – 5 000 = 25 000 рублей. НПД от этой суммы считается следующим образом: 40 000×4% = 1600 рублей.
ОТЧЕТНОСТЬ И ДОКУМЕНТООБОРОТ С МАРКЕТПЛЕЙСАМИ с сервисом БИТ.Интеграция с маркетплейсами
- Выгружайте отчет комиссионера напрямую в учетную систему
- Создавайте документы в автоматическом режиме
- Получайте уведомления о важных событиях системы в telegram
- Управляйте продажами и ведите бухгалтерский учет из одного окна
- Получайте и анализируйте отчетность о продажах
- Синхронизируйте данные об остатках на разных маркетплейсах и в учетной системе
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Эта опция доступна индивидуальным предпринимателям и организациям с годовым доходом меньше 200 млн рублей. Каждый год эта сумма корректируется на коэффициент; в 2022 году она составляет 219,2 млн рублей.
УСН может применяться к доходам или к доходам минус расходы. Мы рассмотрим отличия этих двух вариантов ниже.
Для налогоплательщиков по УСН существует ограничение по количеству наемных работников – максимум можно нанять 130 человек.
Налогоплательщикам по УСН нужно оформлять всего одну декларацию в год, однако платить налоги нужно самостоятельно 4 раза в год. В конце первого, второго и третьего финансовых кварталов нужно платить авансы, а в конце года нужно выполнить перерасчет и доплату налога.
Ставки УСН в разных регионах и в разных сферах деятельности могут различаться. Мы рекомендуем предварительно ознакомиться со ставками УСН в вашем регионе и сфере деятельности.
УСН Доходы
Эта вариация УСН, как и НПД, не учитывает расходы продавца.
Ставка налога зависит от дохода продавца (цифры актуальны для 2022 года):
- 6% (доход до 164,4м млн рублей).
- 8% (доход от 164,4 до 219,2 млн рублей). Повышенная ставка применяется только к сумме, превышающей 164,4 млн рублей.
Плюс этой вариации УСН в том, что вам не нужно предоставлять документы, подтверждающие ваши расходы, поскольку они не учитываются при расчете налога.
Если ваши расходы не слишком высоки по сравнению с вашими доходами, то лучше платить налоги по этой модели.
Пример расчета налогов по УСН Доходы:
ИП Мамонтов Б.И. продает товары через маркетплейс и работает по системе УСН Доходы. За первый квартал 2022 года ИП получил выручку в размере 15 млн рублей и потратил 5 млн на затраты (включая комиссии маркетплейса).
Прибыль ИП составляет 10 млн, но платить налог нужно будет со всей выручки. Используем следующую формулу: 15 млн x 6% = 900 тыс. рублей.
УСН Доходы минус Расходы
Эта вариация УСН учитывает расходы продавца.
- Налог в этом случае – это разница между доходом и расходами, умноженная на актуальную ставку.
- Ставки на УСН Доходы минус Расходы в 2022 году:
- 15% (на доход до 164,4 млн рублей).
- 20% (на доход от 164,4 до 219,2 млн рублей).
Важно предоставлять документальные свидетельства затрат, связанных с продажей товаров на маркетплейсах. В противном случае оформить эти затраты как расходы не получится.
Выгоднее применять УСН Доходы минус Расходы, если расходы «съедают» большой процент ваших доходов (60-70%) от продажи товаров на маркетплейсах.
Ниже мы представили расчет налога по системе УСН Доходы минус Расходы. Возьмем ситуацию из предыдущего примера.
ИП Мамонтов Б.И. продает товары через маркетплейс и работает по системе УСН Доходы минус Расходы. За первый квартал 2022 года ИП получил выручку в размере 15 млн рублей и потратил 5 млн на затраты (включая комиссии маркетплейса).
В этом случае налог считается так: (15 – 5) x 15 = 1,5 млн рублей. В этой ситуации выгоднее платить налоги через УСН Доходы.
Стандартный блок с ФОС
Ведите налоговый учет продаж на маркетплейсах из окна 1С, не дублируя и не перенося информацию из таблиц. Сервис БИТ.Интеграция с маркетплейсами позволит управлять всеми операциями на торговых площадках, вести документооборот в автоматическом режиме, синхронизировать данные и получать необходимую отчетность.
Общая система налогообложения (ОСНО)
Самая доступная система налогообложения без ограничений по виду деятельности, количеству работников и объему дохода. Однако, это самая сложная и дорогая система оплаты налогов.
При оплате налогов при работе с маркетплейсами по этой системе нужно платить следующие налоги:
- Налог на прибыль для организаций. Ставка – 20% от дохода организации.
- Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Ставка для ИП составляет 13% или 15% (если сумма дохода превышает 5 млн рублей).
- Эти налоги считаются с прибыли продавца (выручка с вычетом расходов).
- Налог на добавленную стоимость (НДС). В данном случае ставка налога варьируется в зависимости от категории товара и может равняться 0, 10 или 20%. НДС включается в цену товара и по факту его оплачивает покупатель. Тем не менее расчетом и начислением НДС должен заниматься продавец.
Эта система налогообложения отличается высокой степенью запутанности, повышенной налоговой нагрузкой и большим количеством отчетности. По умолчанию все ИП и ООО ставятся на эту систему, так что будьте внимательны.
Работать через ОСНО может быть выгодно, если вы покупаете товары у самых крупных поставщиков. Они работают по ОСНО и им выгоднее работать с компаниями и предпринимателями, которые работают по той же системе.
Большая часть компаний, работающих по ОСНО, делает это вынужденно, поскольку они не соответствуют требованиям других систем налогообложения.
Ниже мы привели пример расчета налога по ОСНО:
ООО “Полюс” торгует товарами на маркетплейсе и работает через ОСНО. В первом квартале 2022 года они заработали 250 млн рублей и израсходовали 150 млн рублей (в том числе на комиссии маркетплейса).
Налог на прибыль по ставке 20% рассчитывается так: (250 – 150) x 20% = 20 млн рублей. Также не стоит забывать про НДС.
Дополнительные рекомендации по работе с маркетплейсами
В этом разделе мы предоставили несколько рекомендаций, не имеющих прямого отношения к налоговому учету маркетплейсов. Тем не менее они будут полезны для любого продавца на таких онлайн-площадках как Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет.
- Внимательно изучайте условия работы с маркетплейсами. Общие принципы работы с онлайн площадками схожи, но у каждой из них есть небольшие нюансы, которые нужно учитывать.
- Тщательно подбирайте модель работы с маркетплейсом. Важно знать, какой вариант работы с маркетплейсом выгоднее для вас. FBS (fulfillment by seller) больше подойдет для тех, у кого есть собственный склад и вы готовы взять на себя ответственность за управление логистикой. FBO (fulfillment by operator) – это обратная ситуация, логистикой занимается маркетплейс, но при этом вы платите площадке за логистические услуги. Подробнее об особенностях этих схем на работы на Wildberries и Ozon — по ссылкам. DBS (delivery by seller) – это максимально гибкая система, где маркетплейс выступает только в роли витрины.
- Обращайтесь к фулфилмент компаниям. Вы можете работать по модели FBS даже если у вас нет собственного склада и/или службы доставки. Для этого вам нужно обратиться к фулфилмент компании. Эти логистические операторы могут взять на себя часть обязанностей по хранению, обработке и доставке ваших товаров и их тарифы обычно ниже, чем комиссии маркетплейсов за аналогичные услуги.
- Используйте рич контент в карточках ваших товаров. Рич контент (rich content) позволяет вам более эффективно донести информацию до потенциального покупателя. Примерами рич контента являются фотографии, видеоролики, 3D модели, инфографика, панорамные фото и так далее. С их помощью вы также можете выделиться среди множества аналогичных продавцов на площадке. Большинство крупных отечественных маркетплейсов предлагают различные услуги по продвижению товаров. Это отличный способ заявить о себе и увеличить свою клиентскую базу.
- Не бойтесь торговать на нескольких площадках. Разные категории товаров по-разному продаются на маркетплейсах. Что-то выгоднее продавать на WIldberries, что-то – на Ozon, а для каких-то товаров наилучшим местом продажи будет Яндекс Маркет. Сервис БИТ.Интеграция с маркетплейсами позволяет управлять продажами на разных маркетплейсах из одного окна.
- Пользуйтесь системами автоматизации. Это специальные программы, которые позволяют с легкостью вести учет товаров на складе и составлять карточки товаров для разных маркетплейсов в одном месте. Такие умные решения могут существенно облегчить вашу работу на маркетплейсе.
Подробнее о том, как вести учет на маркетплейсах — в статье.
Вывод
Основные выводы по теме:
- Вы можете продавать на маркетплейсе, если вы являетесь самозанятым, индивидуальным предпринимателем или владеете компанией. Каждому виду продавца нужно платить налоги на маркетплейсах через разные системы.
- НПД подойдет для тех, кто продает небольшие объемы товаров. Только индивидуальные предприниматели и самозанятые могут платить налоги через НПД.
- УСН подойдет большинству средних предпринимателей и компаний. Если у вас высокий уровень расходов – выбирайте УСН Доходы минус Расходы. В противном случае предпочтительнее платить налоги на маркетплейсах через УСН Доходы.
- ОСНО – это наиболее громоздкая и дорогая система налогообложения. Рекомендуется, если вы работаете с крупнейшими поставщиками, поскольку они сами платят налоги через ОСНО и предпочитают работать с продавцами на той же системе.
- Использование автоматизированных систем для работы с торговыми площадками позволит упростить и ускорить работу, связанную с составлением отчетности для налоговых органов. Наша компания занимается разработкой умных решений для предпринимателей любого уровня, а теперь мы специализируемся и на автоматизации работы с маркетплейсами. Если у вас появилось желание узнать о наших продуктах больше – свяжитесь с нами, мы с радостью вас проконсультируем.
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку