Когда продавец обязан предоставить сертификат на товар
I. Общие положения
1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
2. Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи (далее именуется — договор).
3. Режим работы продавца — государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
Режим работы продавца — организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.
В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.
4. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.
При осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне торговых объектов путем непосредственного ознакомления покупателя с товаром: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется — разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов (за исключением случая, указанного в пункте 76(1) настоящих Правил), медицинских изделий, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81, в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.07.2003 N 421, от 27.03.2007 N 185, от 04.10.2012 N 1007, от 05.01.2015 N 6, от 19.09.2015 N 994, от 30.05.2018 N 621, от 16.05.2020 N 697)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.
Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.
8. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.
9. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
10. Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
(см. текст в предыдущей редакции)
Продавец — индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.
При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при наличии печати), с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81; в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1465)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Информация в обязательном порядке должна содержать:
место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара — наименование страны происхождения товара;
сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
сведения об основных потребительских свойствах товара;
сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита — размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.
Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).
(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007, от 23.12.2016 N 1465)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Продажа ввезенных в Российскую Федерацию товаров, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, осуществляется на основании разрешения компетентного органа страны экспортера, а товаров, конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, — на основании разрешения уполномоченного органа.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
При продаже таких товаров продавец обязан предоставить покупателю по его просьбе сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего разрешения.
14. Продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
(см. текст в предыдущей редакции)
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
(см. текст в предыдущей редакции)
Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.
16. Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы).
17. При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.
Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации или условиями договора.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)
(см. текст в предыдущей редакции)
18. Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.
19. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.
(п. 19 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2015 N 1406)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. Договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.
При разносной торговле вместе с товаром (за исключением продовольственных товаров, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящих Правил) покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
21. Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.
22. Предлагаемые продавцом услуги в связи с продажей товаров могут оказываться только с согласия покупателя.
Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товара, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.
Продавец не вправе обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов.
В случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя.
23. Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества, в таре и (или) упаковке за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
Требования к качеству, таре и (или) упаковке передаваемого товара, его комплектности, принадлежностям и документации, комплекту товаров, а также к условиям доставки товара устанавливаются законодательством Российской Федерации.
24. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.
25. При продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок продавец не может продать товар другому покупателю в течение этого срока.
Если иное не предусмотрено договором между продавцом и покупателем, неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в течение определенного договором срока могут рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от приобретения товара.
26. Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу.
Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца, за исключением товаров, не подлежащих обмену или возврату по указанным в настоящем пункте основаниям в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
27. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
возмещения расходов, понесенных покупателем или третьим лицом, на устранение недостатков товара.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
В отношении технически сложных товаров указанное требование покупателя подлежит удовлетворению согласно Перечню таких товаров, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, парфюмерно-косметические изделия, товары бытовой химии и другие товары), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
В случае предъявления покупателем требования об устранении продавцом недостатков товара длительного пользования или замены такого товара покупатель вправе одновременно потребовать предоставление ему на период ремонта или замены товара ненадлежащего качества аналогичного товара надлежащего качества, за исключением товаров по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на которые это требование не распространяется.
28. Продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара.
При возникновении спора о причинах появления недостатков товара продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
29. Сроки удовлетворения продавцом требований покупателя, а также ответственность за нарушение этих сроков определяются в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
30. Покупатель вправе предъявить указанные в пункте 27 настоящих Правил требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня продажи товара покупателю. Если день продажи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Если покупатель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки и др.), гарантийный срок исчисляется с даты устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара установить невозможно, гарантийный срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для сезонных товаров (одежда, меховые товары, обувь и другие товары) гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения покупателей.
В случае если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)
(см. текст в предыдущей редакции)
31. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, установленного в соответствии с федеральным законом или договором.
Нужно ли получать сертификаты, если поставляешь чужой товар на маркетплейсы?
По закону производитель должен передать товар покупателю со всеми документами на него — в том числе с сертификатами или декларацией соответствия.
Это значит, что ваша супруга может передать сертификаты и вам не нужно заново их получать.
Договориться о сертификатах на словах недостаточно: нужно зафиксировать это в договоре. Например, в разделе с обязанностями поставщика написать: «Производитель должен передать сертификаты на товар вместе с товаром».
Это нужно указывать в договоре не только на случай ссоры с женой, но и на случай проверки. Например, Роспотребнадзор может проверить, есть ли у предпринимателя документы.
Требования к сертификату
Нельзя просто распечатать сертификат или сфотографировать его на телефон: такая копия не будет действовать. Копия сертификата станет действительной, когда ее заверит производитель товаров подписью.
Если копию заверяет компания и у нее есть печать, можно поставить к подписи печать.
Копия сертификата должна выглядеть так:
- напечатана на листе А4;
- для ИП: стоит подпись;
- для ООО: стоит подпись и при наличии — печать.
Предприниматель может поставлять товар в другие страны. Если он не сам повезет товар через таможню, а обратится к посреднику, к сертификату нужна доверенность.
Если у продавца нет действительной копии и доверенности, его могут оштрафовать. На сентябрь 2021 года штраф для ИП — от 20 000 до 40 000 ₽, для организаций — от 100 000 до 300 000 ₽.
Как запросить сертификаты у поставщика
По закону поставщик обязан передать бумаги вместе с товаром. Если продавец забыл приложить документы, покупатель должен назначить новый срок, например прислать партнеру уведомление.
Бывает, что товар пришел без документов, а предприниматель внес предоплату. Если поставщик отказывается передать сертификаты, можно вернуть товар и забрать предоплату.
Если поставщик не возвращает деньги, тогда предприниматель может отправить ему претензию и через 30 дней пойти в суд.
В крайнем случае покупатель может пройти сертификацию сам в аккредитованном центре, если не хочет тратить время в суде или нужно быстро продать товар.
Как проверить сертификаты
У сертификатов есть срок действия, после которого они становятся недействительными. Предприниматель может проверить на сайте Росаккредитации, действует ли документ от поставщика.
Еще такая проверка поможет избежать мошенников: если в базе документа нет, скорее всего, он поддельный.
Чтобы проверить сертификат, сперва его нужно найти в базе. Можно искать по параметрам или сразу ввести номер сертификата В карточке сертификата указано, кто его получал, а также действует сертификат или уже нет
Нужно ли предоставлять сертификат на маркетплейсе
Сертификат нужно предоставлять по запросу маркетплейса. Маркетплейс может запросить его во время или после регистрации: у каждой интернет-площадки условия отличаются, нужно смотреть договор.
Покупатели маркетплейса также могут попросить сертификаты на товар. Если они не получат ответ, то могут пожаловаться на торговую площадку в Роспотребнадзор. На основании жалобы он начнет проверку.
Если по итогам проверки Роспотребнадзора маркетплейс получит штраф, эти деньги должен будет компенсировать продавец, который не предоставил сертификаты. Это стандартное условие договора маркетплейса.
Предприниматель соглашается на такой порядок, когда подписывает договор или принимает оферту
Ниже рассказываем, как обстоят дела на популярных площадках. Информация актуальна на сентябрь 2021 года. Если читаете статью позже, правила могут измениться.
Эксперты ответят на ваш вопрос
Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.
Сертификаты для Wildberries
Чтобы начать продавать на Wildberries, сертификаты не нужны. Но их могут спросить позже — так написано в оферте.
На Wildberries требование к сертификату указано в отдельном пункте
Сертификаты для Ozon
Чтобы продавать на Ozon, сертификаты нужны при заполнении карточки — без них продавать на площадке нельзя.
На Ozon требование к сертификату указано в пункте о качестве товара
Сертификаты для Яндекс.Маркета
На Яндекс.Маркете сертификаты не спрашивают. Но это не освобождает продавца от обязанности получить их у поставщика.
На Яндекс.Маркете в договоре прямо не сказано, что продавец обязан показать сертификаты, но написано про обязанность соблюдать законы
Сертификаты для Lamoda
При регистрации на сайте Lamoda сертификаты тоже не спрашивают, но поставщик обязан передавать их на товар, а также присылать по запросу площадки.
В договоре может быть указан конкретный срок, за который нужно отправить сертификат
Предложение Тинькофф
Сертификация товаров для маркетплейсов: зачем нужна, как пройти процедуру и когда без нее можно обойтись
Приобретая товары на маркетплейсе, клиент хочет быть уверен в их качестве, безопасности и оригинальности. Права потребителей защищает государство: существует законодательная база, обязывающая продавцов получать сертификат или декларацию соответствия, а также отказное письмо – один из документов в зависимости от типа товаров. Продажа несертифицированных товаров влечет за собой штрафы, поэтому маркетплейсы тщательно следят за наличием всех разрешительных документов. Рассказываем, для каких товаров сертификация обязательна, как и где пройти процедуру, в каких случаях без нее можно обойтись.
Законодательная база, касающаяся сертификации
Условия сертификации и декларирования соответствия продукции регламентируют:
- Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 №2425 (вступит в силу 01.09.2022);
- Гражданский Кодекс Российской Федерации;
- Закон «О защите прав потребителей» и другие.
Требуя предоставление сертификата, маркетплейсы опираются на эту законодательную базу. Выдача документов осуществляется по разным системам оформления:
- государственные стандарты – это ГОСТ Р;
- технический регламент Евразийского экономического союза (ТР ТС);
- санитарные требования (Роспотребнадзор).
Российских селлеров, работающих на маркетплейсах, чаще всего интересует первая система. По требованию торговой платформы (в некоторых случаях еще на этапе добавления товара в каталог), продавец обязан предоставить один из документов:
- сертификат или декларацию соответствия;
- отказное письмо, подтверждающее отсутствие необходимости в прохождении сертификации.
Документы имеют отличия, порядок сертификации определяют утвержденные перечни товаров. Правила актуальны для продукции российского и иностранного производства. Рассмотрим особенности каждого варианта.
Разница между сертификатом и декларацией: ltsert.ru
В чем заключаются различия между документами
Сертификат соответствия
Сертификат соответствия – маркер качества и безопасности продукции. Наличие сертификата подтверждает, что товар полностью удовлетворяет требования установленных стандартов и регламентов. Селлер или производитель, желающий запустить процесс сертификации, обязан предоставить образец продукта на экспертизу, которую проводят специальные центры. На базе центра выполняется проверка, если продукт удовлетворяет нормы качества, то будет сформировано решение, позволяющее выдать документ.
Сертификат можно оформить как на продукцию из перечня, так и добровольно на любые другие позиции. Многие производители предпочитают проводить сертификацию даже в том случае, если она не является обязательной, чтобы повысить уровень доверия потребителей. Ответственность за проведенную экспертизу несет центр, сроки зависят от типа проверяемой продукции, загруженности и других факторов.
Сертификаты соответствия не бессрочные, что нужно учитывать при выходе на рынок. Например, сертификат ГОСТ действителен до 3 лет, аналогичный документ Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – до 5 лет. Первый признают на территории России, второй – во всех странах-участницах ЕАЭС (в добровольном порядке его не получают).
Пример сертификата соответствия
Для каких товаров нужен сертификат
В перечень включены сотни товаров: речь идет о продукции, использование или употребление которой оказывает влияние на жизнь и здоровье потребителей. В перечень вошли строительные изделия из металла и бетона, инвентарь для прикладных видов спорта, герметики, иные.
Список большой и постоянно актуализируется, поэтому товары придется искать вручную. Более простой способ – обращение в службу поддержки маркетплейса, сотрудники которой предоставят консультацию и скажут, требует ли конкретный товар прохождения сертификации. Дополнительную информацию можно запросить у поставщика.
Новый перечень товаров, подлежащих сертификации
Декларация соответствия
Декларация – документ, с помощью которого производитель (поставщик, импортер) удостоверяет, что реализуемый товар удовлетворяет требования действующих нормативных документов. Если ответственность за сведения, зафиксированные в сертификате, несет центр, который его выдал, то декларация – ответственность компании-заявителя.
Процедура получения декларации более простая, образец не придется отдавать на экспертизу, как в случае с сертификатами. Центр, выдающий декларацию, выносит решение на основе пакета документов, которые представил заявитель. Декларация о соответствии должна оформляться в обязательном порядке на ту продукцию, которая зафиксирована на законодательном уровне. Добровольное декларирование не предусмотрено. Срок действия определяет технический регламент.
Пример декларации: оформляется на обычном листе бумаги формата А4
Для каких товаров нужно получить декларацию о соответствии
Перечень, как и в случае с сертификатами, обширный. Декларированию, что зафиксировано в Постановлении Правительства РФ №2425, подлежат:
- посуда из нержавеющей стали, алюминиевая штампованная и хозяйственная стальная эмалированная;
- строительные смеси и растворы;
- средства для стирки и товары бытовой химии;
- лакокрасочные материалы, изделия из прорезиненных тканей;
- обои, термосы и колбы;
- предметы мелкой галантереи, дезинфекционные средства, прочие.
Можно обратиться в службу поддержки маркетплейса или профильный центр, где определят тип товара и укажут на потребность в декларировании.
Отказное письмо
Отказное письмо – документ, который предоставляет производитель или поставщик, подтверждая отсутствие необходимости в сертификации. В отказное письмо могут быть включены до 10 товаров, процедура проверки максимально упрощена: заявитель отправляет документы в профильный центр, после завершения их анализа формируется письмо. Сертификации и декларированию на соответствие не подлежат:
- аксессуары для волос (ободки, резинки, заколки);
- аксессуары для телефонов;
- ароматизаторы воздуха;
- бижутерия и офисная бумага, канцелярские принадлежности;
- елочные украшения и интерьерный декор;
- зонты, зеркала, сувенирные магниты и картины;
- массажеры для лица и тела, не являющиеся электрическими;
- пряжа и нитки для рукоделия, шитья;
- кухонные принадлежности, например, скалки, разделочные доски, венчики;
- свечи, сувениры, информационные таблички.
Срок действия составляет 1 год, если он не указан – письмо считается бессрочным и утрачивает силу после того, как произойдут изменения в законодательстве.
В каких случаях требуется предоставление подтверждающих документов
При выходе на маркетплейс селлер, имеющий рассматриваемые документы на товары, может сразу же загрузить их через личный кабинет, чтобы предупредить проблемы в будущем. Требование о предоставлении может поступить в любой момент, самые частые случаи – прямые жалобы потребителей, оставшихся недовольными после заключения сделки. При получении запроса от маркетплейса документы нужно направить на проверку в срок до 3 рабочих дней, если условие не будет выполнено, то товары заблокируют до решения вопроса.
Некоторые платформы не открывают доступ к продажам до тех пор, пока селлер не загрузит необходимые документы. Например, такие правила действуют на Ozon, платформа не разрешает сбыт следующих позиций до проверки разрешительных документов:
- биологически активные добавки и витамины;
- пиротехника, относящаяся к I-III классам опасности;
- товары для детей: удерживающие устройства (автомобильные люльки и кресла) и продукты для ребят в возрасте до 3 лет;
- продукцию, конструктивные особенности которой схожи с оружием: пневматические винтовки и пистолеты;
- аграрные химикаты и пестициды.
В этот список, что зависит от торговой площадки, могут быть добавлены фотоэпиляторы, нелекарственные медицинские средства, другие позиции. Условия сертификации и декларирования соответствия постоянно изменяются, поэтому важно отслеживать законодательную базу. Информирование о произошедших изменениях осуществляют маркетплейсы в форме новостей или уведомлений, направляемых в личный кабинет продавца.
Каких последствий стоит ожидать тем, кто работает без документов на товары
Клиент может подать жалобу не только в маркетплейс, но и в контролирующие органы, что чревато проверками и штрафами. Согласно статье 14.45 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации штраф, накладываемый за нарушение правил реализации товаров, подлежащих сертификации, составляет 300 тысяч рублей. Штрафом облагается маркетплейс, но по условиям сотрудничества с платформами его оплачивает селлер-нарушитель. К этой сумме могут добавиться дополнительные внутренние финансовые санкции торговой площадки.
Правила Ozon, касающиеся сертификатов
Как проходит сертификация и декларирование, какие документы необходимы
До начала процедуры сертификации производителю или продавцу необходимо выбрать центр, предоставляющий подобные услуги. Центры доступны во всех регионах России, нужно провести проверку срока работы, изучить отзывы и запросить разрешительную документацию, позволяющую организации вести рассматриваемый вид деятельности. Следующий этап – сбор документов, потребуются (для получения сертификата ГОСТ):
- копия свидетельства ОГРН и ИНН компании-заявителя;
- заявка, завизированная руководителем компании;
- документы, в которых отражены ключевые характеристики продукта: размеры, состав, прочие;
- технические условия или ГОСТ, применяемые для выпуска продукции (требуются в некоторых центрах);
- накладная, контракт от поставщика, если они есть.
Точный перечень лучше уточнить в выбранном центре, могут потребоваться дополнительные документы, что зависит от типа сертифицируемого товара. После получения заявки процедура выполняется так:
- центр осуществляет проверку документов и определяет специфику продукта, от которой зависит тип экспертизы;
- из партии продукции в случайном порядке выбираются образцы, проводится проверка;
- представители центра указывают на выявленные недочеты, заявитель обязан их устранить;
- после устранения проблем проверка проводится повторно, если товар соответствует стандартам – оформляется сертификат.
Выдача декларации о соответствии осуществляется без экспертизы, пакет документов схож. Пройти процедуру можно в следующих центрах (могут работать локально в городах и по всей России):
- РОСПРОМТЕСТ;
- «РТС-Сертификация»;
- «ТестПродукт»;
- «Апсерт»;
- «Промотест».
Срок изготовления декларации – 2-3 дня, цена до 10000 рублей, но все зависит от региона и условий центра. На получение сертификата уходят в среднем 14 дней, что обусловлено длительной экспертизой, стоимость составляет от 17000-20000 тысяч рублей.
Как получить отказное письмо
Отказное письмо можно получить в профильном центре. Потребуется заявление на оформление, а также:
- название продукта и описание характеристик;
- сведения о компании: имя директора, название, юридический адрес и реквизиты.
Если письмо необходимо для товаров зарубежного производства, то придется предоставить договор на поставку. Средний срок получения – 1-3 дня, стоимость оформления редко превышает 3000-5000 рублей.
В заключение
Работая на маркетплейсе, продавец должен иметь необходимый пакет документов, подтверждающих качество реализуемой продукции. Некоторые селлеры откладывают оформление сертификатов и деклараций соответствия, но в результате сталкиваются не только с блокировкой товаров на платформе, но и с высокими штрафами. Пройти процедуру легко: пакет документов не слишком большой, цены – средние, на оформление придется потратить не более 2 недель, а основные хлопоты будут возложены на сотрудников проверяющего центра. Оформление документов, подтверждающих соответствие актуальным требования к качеству, – безопасность не только для селлера, но и для покупателя, поэтому его лучше не игнорировать.
Читайте также
- Онлайн-касса для интернет-магазинов
- Онлайн-касса для Шоурума и ПВЗ
- Онлайн-касса для курьеров и выездной торговли
- Автоматизация кафе, кофеен и ресторанов быстрого питания
- Онлайн-касса для страховых агентов
- Онлайн-касса для такси и таксопарков
- Контакты
- Доставка и оплата оборудования
- Конфиденциальность данных
- Лицензионный договор
- Условия возврата и приемки оборудования
- Наши партнеры
- Поддержка
- Блог о торговле
Соглашение о конфиденциальности
и обработке персональных данных
1.Общие положения
1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.
1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.
1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:
«Инсейлс» – Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус», ОГРН 1117746506514, ИНН 7714843760, КПП 771401001, зарегистрированное по адресу: 125319, г.Москва, ул.Академика Ильюшина, д.4, корп.1, офис 11 (далее — «Инсейлс»), с одной стороны, и
либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
которое приняло условия настоящего Соглашения.
1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.
1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).
2.Обязанности Сторон
2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.
2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.
2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.
2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:
(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;
(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;
(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;
(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;
(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.
2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.
2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».
2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.
Пользователь имеет право отказаться от получения вышеуказанной информации, сообщив об этом письменно на адрес электронной почты Инсейлс — contact@ekam.ru.
2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.
2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.
Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.
2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.
2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.
3.Ответственность Сторон
3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.
4.Иные положения
4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.
4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).
4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».
Дата публикации: 01.12.2016г.
Полное наименование на русском языке:
Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»
Сокращенное наименование на русском языке:
Наименование на английском языке:
InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)
Юридический адрес:
125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11
Почтовый адрес:
107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»
ИНН: 7714843760 КПП: 771401001
Банковские реквизиты:
В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222
Какие документы на товар должны быть у продавца?
При продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации, у продавца должен быть либо сам сертификат (его заверенная копия), либо товаросопроводительные документы, в которых указаны все данные о сертификате.
Законодательство о торговле запрещает реализацию товаров, подлежащих обязательной сертификации или декларированию соответствия, без соответствующих документов. Но какие именно документы должны быть у продавца? Ответ дали судьи Арбитражного суда Волго-Вятского округа. Для законного размещения товара в магазине должен быть один из следующих документов:
• сертификат или декларация соответствия в оригинале;
• копия сертификата или декларации, заверенная держателем подлинника, нотариусом либо органом, выдавшим этот документ;
• заверенные подписью и печатью с указанием адреса и телефона товаросопроводительные документы, где по каждому наименованию товара указан номер сертификата, срок его действия и данные о выдавшем органе либо регистрационный номер декларации, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика, принявшего декларацию и данные об органе, ее зарегистрировавшем.
Документ: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.08.2019 № Ф01-3501/2019 по делу № А43-34828/2018