Компания как организация
Перейти к содержимому

Компания как организация

Как IT-компании получить аккредитацию Минцифры

30 сентября 2022 года утверждены новые правила госаккредитации IT-компаний. 10 октября 2022 года на Госуслугах заработала форма, через которую можно подать заявку. Подробно рассказываем, что нужно сделать, чтобы попасть в реестр аккредитованных IT-компаний.

Для аккредитованных IT-компаний доступны льготные кредиты, налоговые льготы, упрощенный приём иностранных граждан, а сотрудники таких компаний могут оформить льготную ипотеку и получить отсрочку от службы в армии и мобилизации. 30 сентября 2022 года утверждены новые правила госаккредитации . 10 октября 2022 года на Госуслугах заработала форма , через которую можно подать заявку.

Условия аккредитации для действующего бизнеса

Чтобы получить аккредитацию, организация должна соответствовать пяти условиям:

1. Профильный IT-ОКВЭД заявлен в качестве основного. Список профильных кодов ОКВЭД указан в приложении 1 к постановлению № 1729 от 30.09.2022 . Его расширили, теперь в список входит более 30 видов деятельности.

Если основной вид деятельности по ОКВЭД — 26.20.4, 46.51.2, 47.91.2, 58, 58.2, 59.14, 60.10, 60.20, 63.91, 73.20.1, 85.30, 84.41, 85.42, аккредитацию можно получить только при наличии дополнительных кодов ОКВЭД с группами 62, 63.

2. Средняя зарплата работников компании не ниже средней по России или региону — по выбору компании. Среднемесячный размер выплат считают, исходя из данных за предыдущий квартал. Информацию о среднемесячном размере выплат в компании Минцифры будут получать от ФНС России. В расчёт средней зарплаты не включают декретниц и исполнителей по договорам ГПХ.

Важная деталь: дивиденды, которые получает директор-учредитель, к зарплате не относятся. Если из-за этого компания не может выполнить требование по средней зарплате, придётся менять структуру доходов директора и увеличивать его зарплату.

3. Доход от IT-деятельности в общем доходе больше 30%. Доход от IT-деятельности считают по итогам прошлого года. Если компания была зарегистрирована в прошлом году, то доход считают с момента регистрации до конца прошлого года. Если организация зарегистрирована в этом году — доход надо показать с момента регистрации до момента подачи документов.

Для подтверждения доходов организация должна предоставить справку о доходах от IT-деятельности, установленную уполномоченным органом.

10 октября 2022 года Минцифры выложило приказ № 766 от 08.10.2022 с перечнем видов деятельности, которые министерство считает IT-шными. Именно доходы от этих направлений деятельности должны быть выше планки в 30%, чтобы претендовать на получение аккредитации.

4. У организации есть сайт, где размещена информация в её деятельности в области IT. На сайте должны быть указаны сведения:

  • о направлениях деятельности в IT-сфере;
  • о включении продуктов, созданных и/или используемых организацией в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

5. Компания предоставила согласие налоговой на представление сведений, составляющих налоговую тайну. Инструкцию по направлению такого согласия можно найти здесь .

Компании, которые соответствуют всем условиям, кроме требования об уровне средней зарплаты, могут получить аккредитацию без учёта этого требования. Для этого нужно соответствовать двум дополнительным критериям:

  1. Доход за предыдущий год более 1 млн руб. Если организация зарегистрирована в 2022 году, доход показывают с момента регистрации до момента подачи документов.
  2. Организация является правообладателем ПО, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и имеет доход от реализации прав на него в течение года, предшествующему году подачи заявления на аккредитацию.

Условия аккредитации для стартапов

IT-стартапы могут получить аккредитацию без соблюдения требования о 30% доходе от IT-деятельности. Для этого они должны соответствовать следующим условиям:

  1. Компания создана менее, чем за 3 года до подачи заявления.
  2. Доход организации менее 1 млн руб. с момента создания.
  3. Организация зарегистрирована в реестре стартапов. Такой реестр есть только в Москве, поэтому предоставлять выписку должны только московские компании. Остальным регионам пока условие можно исключить, но планируется, что их подключат к подобным реестрам в ближайшие два месяца.

Остальные требования такие же, как и для других IT-компаний.

Как подать заявление на получение аккредитации

Для получения аккредитации организация должна подать заявление Госуслугах. Заявление подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо усиленной квалифицированной электронной подписью. К заявлению нужно приложить:

  1. Справку об отсутствии судимости руководителя.
  2. Справку о доходах (для казённых учреждений и автономных некоммерческих организаций — о расходах) в разрезе видов деятельности.
  3. Согласие на предоставление сведений, составляющих налоговую тайну.
  4. Выписку из реестра стартапов (для зарегистрированных в Москве).

Минцифры может запросить у компании дополнительные сведения для проверки соблюдения условий. Их нужно предоставить в течение 5 рабочих дней. Плата за аккредитацию не взимается.

Кому откажут в аккредитации

  1. Организациям, которые не соответствуют заявленным условиям для аккредитации.
  2. Компаниям с госучастием не менее 50%.
  3. Государственным и муниципальным учреждениям, предприятиям, госкомпаниям и госкорпорациям.
  4. Банкам, небанковским и кредитным финансовым организациям, страховым организациям, оператором, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования.
  5. Организациям с недоимкой по налогам, сборам, страховым взносам и задолженностью по пеням и штрафам больше 3 тыс. руб.
  6. Организациям, у которых руководитель имеет неснятую и непогашенную судимость.
  7. Акционерным обществам из этого списка .
  8. Организациям, которые не предоставили согласие на представление сведений, составляющих налоговую тайну.

Компания может повторно заявиться на аккредитацию после того, как устранит причину отказа.

Что делать IT-компаниям, которые уже аккредитованы

Если ваша компания уже аккредитована, то повторно подавать заявление сейчас не нужно. Но до 1 ноября 2022 года необходимо направить в ФНС согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, чтобы пройти проверку на соответствие требованиям для аккредитации.

Начиная с 2023 года, ежегодно до 1 июля аккредитованные компании будут проверять на соответствие требованиям. Для этого организациям необходимо будет предоставлять сведения о доходах в сфере IT. Также Минцифры проверит выполнение требований по средней заработной плате за предыдущий год.

Министерство может провести и внеплановую проверку. Например, если в аккредитованной организации числится всего один человек, то по формальным признакам эта компания ничего не нарушает, но повышенное внимание и вероятность внеплановой проверки у неё выше, чем у других.

Процедура организации и оформления группы компаний

Группа компаний – одна из форм существования ЮЛ, отличающаяся своими преимуществами и недостатками. Предполагает особый порядок организации.

Как выявить и учесть общие экономические интересы группы компаний (участников холдинга) при совершении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность?

Понятие группы компаний и законодательное обоснование

В законе отсутствует понятие «группа компаний». Ранее оно содержалось в законе «О финансово-промышленных группах», однако действовал он до 2007 года. Был отменен в связи с необходимостью прекращения чрезмерного государственного регулирования. На данный момент к группам компаний применимы следующие законы:

  • Глава 3.1. «Консолидированные группы налогоплательщиков». Данная глава может применяться весьма ограничено. Связано это с тем, что она регулирует только налогообложение и касается крупных организаций с общим объемом выручки от 100 миллиардов рублей.
  • ФЗ «О конкуренции». В нем речь идет об аффилированных лицах. То есть о тех лицах, которые могут воздействовать на работу организации. Это понятие близко к понятию групп компаний, однако оно не является эквивалентным.

Группа компаний и холдинг – это разные понятия. Под холдингом понимают совокупность организаций, где головная компания имеет полномочия на управление дочерними фирмами. Понятие группы компаний в законе отсутствует. Однако сделать вывод о содержании термина можно из сложившейся практики. Группа компаний – это несколько ЮЛ, которые добровольно признают себя группой. У всех организаций, входящих в группу, есть общий круг владельцев.

Преимущества групп компаний

Организации довольно часто объединяются в группы. Связано это со следующими преимуществами этой юридической формы:

  • Экономия на закупках. Закупки у поставщиков в большом объеме предполагают получение скидок.
  • Отстаивание общих интересов. Участники группы получают возможность лоббировать общие интересы в государственных органах.
  • Увеличение управляемости. Большой компанией очень сложно управлять. Проще разделить ее на ряд компаний и назначить в каждой своего управляющего.
  • Успешная работа по каждому направлению. Группа компаний позволяет разделить зоны ответственности. К примеру, одна компания занимается транспортировками, другая – рекламой.
  • Возможность привлечения менеджеров высокого профессионального уровня. Для управления крупной компанией можно пригласить топ-менеджера. Однако большой организацией очень сложно управлять. Проще разделить фирму на ряд компаний, каждой из которой будет управлять профессиональный менеджер.
  • Осуществление оперативного управления. Опыт показывает, что в крупной компании все решения принимаются и реализуются очень медленно. Деление организации на части позволит повысить оперативность.
  • Повышение качества продукции. Крупная компания, разделенная на части, как правило, обладает всеми ресурсами для производства продукта за счет самодостаточной системы. Группа организаций занимается и изготовлением товара, и его транспортировкой, и рекламой. Все это позволяет увеличить конкурентоспособность компании.
  • Согласованная работа. Все компании придерживаются общей финансовой и инвестиционной политики. Это увеличивает эффективность предпринимательской деятельности.
  • Увеличение лояльности со стороны контрагентов. Разделение компаний позволяет создать имидж крупной и влиятельной структуры. Это позволит привлечь новых партнеров, инвесторов.
  • Распределение коммерческих рисков. Если одна из компаний будет работать с низкой эффективностью, это не окажет значительного влияния на остальные организации.

Организация групп компаний – это вовсе не гарантия получения всех перечисленных преимуществ. Оценить все достоинства этой правовой формы можно только при правильной организации и грамотном управлении.

Вопрос: Внутри группы компаний есть необходимость передачи имущества от материнской организации (АО) в пользу дочерней (100%-ное участие) без изменения размера уставного капитала. Закупка оборудования для реализации нового глобального проекта на территории нескольких регионов РФ осуществляется через материнскую компанию, которая распределяет его между дочерними обществами, задействованными в реализации данного проекта. Какие правовые конструкции можно использовать при передаче оборудования? Как они влияют на учет и налогообложение?
Посмотреть ответ

Недостатки групп компаний

Группа компаний – форма, обладающая несомненными преимуществами. Но у нее есть и недостатки:

  • Отсутствие конкуренции внутри группы, что может привести к нерентабельности отдельных производств и снижению эффективности.
  • Усложненность иерархической структуры, бюрократия.
  • Различное налогообложение для каждой из компаний, что предполагает определенные неудобства.

Еще один из очевидных недостатков – отсутствие законодательного регулирования. В нормативных актах не содержится даже понятия «группы компаний». Тем более в законе ничего не говорится о порядке организации рассматриваемой структуры.

Особенности организации группы компаний

Порядок организации не установлен нормативными актами. По этой причине группу компаний юридически оформлять не требуется. Разделение организаций устанавливается исключительно внутренними документами. Их нужно сформировать и утвердить внутри компании. Законодательство позволяет формировать дочерние общества. Это организации, которые с одной стороны являются автономными, а с другой – управляются головным офисом.

То есть первый шаг к созданию групп компаний – формирование зависимых компаний. Сделать это можно несколькими способами:

  • Созданием дочерних организаций.
  • Приобретением контрольного пакета акций другой компании.
  • Заключением договора о совместной деятельности.

Второй шаг – разработка внутренних актов. Они будут регулировать порядок управления, особенности взаимодействия между компаниями.

В каких случаях актуально создание группы компаний?

Создание группы компаний – не всегда наилучшее решение. Разделять большую организацию имеет смысл только в том случае, если на это есть действительная необходимость:

  • Компания слишком большая, ей сложно управлять.
  • Организация работает сразу по нескольким направлениям: реклама, транспортировка и прочее.

Объединение в группу компаний – это, как правило, способ упростить управление. Все объединенные организации должны быть связаны между собой для согласованной работы.

Документооборот внутри групп компаний

Разрозненная структура компаний предполагает усложнение документооборота. На эту часть работы нужно обратить особое внимание. Существует два варианта организации документооборота:

  • Разделение зоны ответственности. В этом случае компания будет отвечать за одну часть документооборота (к примеру, регистрация документов, контроль над их исполнением), другая – за оставшуюся (например, учет документации).
  • Собственная система документооборота в каждой компании. В этом варианте каждая организация имеет свое делопроизводство.

Первый вариант актуален в том случае, если дочерние компании возникли из одной головной организации. То есть они тесно связаны друг с другом. Второй вариант подходит для разрозненных компаний, которые были объединены в группу.

Рекомендации к оптимизации документооборота

Документооборот можно оптимизировать. Для этого нужно соблюсти следующие требования:

  1. Формирование общей инструкции по делопроизводству.
  2. Организация в каждой компании своей службы делопроизводства. Численность ее зависит от размера компании.
  3. Установление правил движения документационных потоков между компаниями, входящими в группу.

Для передачи сведений между компаниями может использоваться электронная переписка. Для передачи важных документов следует обратиться к службе курьерской доставки.

Организационная структура предприятия: виды и схемы

Марина Крицкая

Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.

Что такое организационная структура предприятия?

Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.

Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?

  • Организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия.
  • Организационная структура связывает участников. Благодаря ей люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями.
  • Организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.

Элементы организационной структуры

Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.

Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.

  • Управление

Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации.

  • Правила, по которым работает организация

Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.

  • Распределение труда

Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.

Традиционные организационные структуры

Эти структуры основаны на функциональном подразделении и отделах. Они характеризуются тем, что на верхнем уровне сосредоточены полномочия стратегических и оперативных задач.

Существует несколько типов традиционных структур.

  • Линейная организационная структура

Самая простая структура из всех существующих. Характеризуется наличием определенной цепи инстанций. Решения спускаются сверху вниз. Этот вид структуры подходит для маленьких организаций вроде небольших бухгалтерских фирм и адвокатских контор. Линейная структура позволяет легко принимать решения.

  • Самый простой вид организационной структуры.
  • В результате жесткого управления формируется жесткая дисциплина.
  • Быстрые решения приводят к быстрым и эффективным действиям.
  • В структурах власти и ответственности существует ясность.
  • Поскольку контроль лежит на одном начальнике, в ряде случаев он может проявлять гибкость.
  • Есть хорошие перспективы карьерного роста у людей, которые выполняют работу качественно.
  • Есть возможности оказывать влияние на начальника отдела.
  • Постоянная проблема — отсутствие специализации.
  • Начальник отдела может быть перегружен работой.
  • Коммуникации осуществляются только сверху вниз.
  • Начальник, обладающий властью, может неправильно использовать ее для своей выгоды.
  • Решения принимаются одним человеком.

Линейно-штабная организация

Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.

  • Позволяет сотрудникам быстро выполнять задачи.
  • Помогает сотрудникам брать на себя ответственные функции и специализироваться на конкретных функциях.
  • Помогает линейным руководителям сконцентрироваться на определенных задачах.
  • При организационных изменениях минимален риск возникновения сопротивления.
  • Сотрудники чувствуют, что их вклад оценен.
  • Среди сотрудников может возникать путаница.
  • У сотрудников недостаточно знаний, чтобы ориентироваться на результат.
  • Слишком много уровней иерархии.
  • Сотрудники могут расходиться во мнениях, что замедляет работу.
  • Более дорогостоящая структура, чем простая линейная организация, из-за наличия начальников подразделений.
  • Решения могут приниматься слишком долго.

Функциональная структура

Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.

  • Высокая степень специализации.
  • Ясный порядок подчиненности.
  • Четкое понимание ответственности.
  • Высокая эффективность и скорость.
  • Отсутствие необходимости в дублировании работы.
  • Все функции одинаково важны.
  • Коммуникация сталкивается с несколькими барьерами.
  • В центре внимания находятся люди, а не организация.
  • Решения, принятые единственным человеком, могут не всегда идти на пользу организации.
  • По мере роста компании становится труднее осуществлять контроль над действиями внутри нее.
  • Отсутствие командной работы между различными отделами или единицами.
  • Поскольку все функции отделены, сотрудники могут не знать о том, что творится у коллег.

Дивизиональная структура

Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.

  • Продуктовая (товарная) структура

Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.

  • Структурные единицы, которые не работают, можно легко закрыть.
  • Каждая единица может управляться как отдельное структурное подразделение.
  • Быстрое и легкое принятие решений.
  • Большая независимость у лиц, принимающих решения.
  • Отдельные продукты привлекают отдельное внимание в зависимости от проблем, которые возникают.
  • Организация характеризуется высокой производительностью и эффективностью.
  • Поскольку каждая структурная единица работает самостоятельно, организационные цели не могут быть достигнуты.
  • Нездоровая конкуренция среди внутренних подразделений.
  • Большое количество организационных уровней препятствует развитию бизнеса.
  • Все единицы не могут быть равнозначными.
  • Маркетинг отдельных продуктов может сильно отличаться по стоимости.

Рыночная структура

Сотрудники группируются исходя из того, на каком рынке работает компания. У компании может быть пять различных рынков, согласно этой структуре каждый из них будет отдельным подразделением.

  • Сотрудники могут общаться с клиентами на местном языке.
  • Они доступны клиентам.
  • Проблемы на конкретном рынке могут решаться изолированно.
  • Поскольку люди ответственны за конкретный рынок, задачи выполняются вовремя.
  • Сотрудники специализируются на работе на конкретном рынке.
  • Могут выводиться новые продукты для специализированных рынков.
  • Может возникнуть острая конкуренция среди сотрудников.
  • Принятие решений может вызывать конфликты.
  • Трудно определить производительность и эффективность.
  • Все рынки могут не рассматриваться как равные.
  • Может отсутствовать связь между начальниками и сотрудниками.
  • Сотрудники могут неправильно использовать свои полномочия.
  • Географическая структура

У крупных организаций есть офисы в различных местах. Организационная структура в этом случае следует за зональной структурой.

  • Хорошая коммуникация среди сотрудников в том же самом местоположении.
  • Местные работники лучше знакомы с местной деловой средой и могут приспосабливаться к географическим и культурным особенностям.
  • Клиенты чувствуют лучшую связь с местными менеджерами, которые могут говорить на их языке.
  • Отчеты по работе отдельных рынков.
  • Решения принимаются взвешенно.
  • Могут вводиться новые продукты или модификации продуктов, удовлетворяющие потребности определенной области.
  • Может возникать нездоровая конкуренция среди различных географических зон.
  • Этика компании и ее принципы могут отличаться от региона к региону.
  • Отслеживание работы и прибыли каждой области может отнимать много времени.
  • Возможна плохая коммуникация среди сотрудников в различных регионах.
  • Взаимодействие между сотрудниками различных регионов может не сложиться.

Матричная структура

Это комбинация продуктовой и функциональной структур. Она объединяет преимущества обеих структур для большей эффективности. Эта структура самая сложная из существующих. Отличительная особенность матричной структуры — подчинение сотрудников двум или более руководителям одного уровня.

Существует функциональная матрица. В этом типе матричной структуры менеджеры по проекту следят за функциональными аспектами проекта. Однако они обладают очень ограниченной властью, фактически управляет ресурсами и проектом руководитель функционального подразделения.

  • Сотрудники не работают на временной работе.
  • Руководитель функционального подразделения управляет проектом.
  • Руководитель функционального подразделения несет ответственность в случае, если что-либо идет не так, как надо.
  • Чем больше менеджер по проекту общается с сотрудниками, тем лучше результаты.
  • Менеджер по проекту может реально повлиять на ситуацию, не будучи под контролем.
  • Принятие решений сосредоточено в руках руководителя функционального подразделения.
  • Менеджер по проекту может столкнуться с апатией со стороны сотрудников.
  • Менеджер по проекту не имеет полной власти.
  • Будучи не контролируемыми, сотрудники могут показывать меньшую производительность всего подразделения.
  • Менеджер по проекту обладает слабой властью, которая не позволяет ему контролировать сотрудников.
  • Менеджер по проекту не имеет никакого контроля над управлением рабочей нагрузкой и определением приоритетов в задачах.
  • Менеджер по проекту не может дать отчет о работе.

Есть еще проектная матрица, когда прежде всего ответственен за работу менеджер по проекту, в то время как руководитель функционального подразделения может давать методические консультации и распределять ресурсы.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Компания как организация

Компания — это не просто организационная структура. Ее существование подчиняется тем же законам, что и человеческое: она так же состоит из «клеток» и «органов», в ней точно так же работает закон сохранения энергии, она способна самообучаться. Именно объединенная энергия сотрудников в сочетании с их принципами и убеждениями позволяет великим компаниям добиваться невероятных результатов. Публикуем развернутые цитаты по теме из книги «Живая организация», в которой показан целостный взгляд на управление компанией как живым организмом.

Чтобы понять, на чем строится деятельность успешных компаний, необходимо избавиться от ментальных фильтров, мешающих глубже осознать действительность. Так же как потребовалось изобретение новых устройств, чтобы обнаружить скрытые элементы, предсказанные теорией Эйнштейна, нужно создать новые ментальные «линзы», чтобы рассмотреть невидимые силы, действующие в мире современного бизнеса, и то, как они проявляются в виде «волшебных» результатов.

Все компании и организации состоят из отдельных людей, объединенных в группы, которые формируют еще более сложную систему. Все сложные живые системы, будь то отдельный человек или организация, состоят из энергетических полей, помимо очевидных, составляющих физическое «тело». К этим тонким энергетическим полям относятся мысли, убеждения, эмоции, желания и более глубокая цель, которые определяют выбор и поведение живых систем. Будучи живым организмом, ваша компания также находится под действием этих тонких энергетических полей, включая энергию так называемой глубинной цели.

Глубинная цель — это мощная сила, привлекающая необходимые энергетические структуры для объединения и воплощения заложенной миссии. У каждой живой единицы есть уникальная причина для существования: она вносит свой уникальный вклад в нечто, что гораздо масштабнее ее самой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *