Кто имеет право на рассмотрение индивидуальных служебных споров
Перейти к содержимому

Кто имеет право на рассмотрение индивидуальных служебных споров

Кто имеет право на рассмотрение индивидуальных служебных споров

Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

1. Индивидуальные служебные споры (далее — служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее — органы по рассмотрению служебных споров):

1) комиссией государственного органа по служебным спорам;

2. Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Комиссия государственного органа по служебным спорам (далее — комиссия по служебным спорам) образуется решением представителя нанимателя и состоит из равного числа назначаемых им представителей представителя нанимателя и избираемых на собрании (конференции) гражданских служащих государственного органа представителей гражданских служащих, включая представителя (представителей) выборного профсоюзного органа (выборных профсоюзных органов) данного государственного органа.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Собрание (конференция) гражданских служащих государственного органа проводится по решению представителя нанимателя, в том числе в связи с обращением гражданских служащих или выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Собрание гражданских служащих государственного органа считается правомочным, если на нем присутствует более половины гражданских служащих государственного органа.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

4.2. Конференция гражданских служащих государственного органа считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей гражданских служащих государственного органа — делегатов от подразделений государственного органа, избранных на соответствующих собраниях, в том числе в территориальных органах государственного органа.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

4.3. Решение собрания (конференции) гражданских служащих государственного органа принимается большинством голосов гражданских служащих (делегатов), присутствующих на собрании (конференции).

(часть 4.3 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

4.4. Представитель нанимателя создает необходимые организационные условия для проведения собрания (конференции) гражданских служащих государственного органа.

(часть 4.4 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

5. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом.

6. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.

7. Служебный спор рассматривается комиссией по служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

8. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

9. В случае пропуска по уважительным причинам срока, установленного частью 8 настоящей статьи, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.

10. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Заседание комиссии по служебным спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов, представляющих представителя нанимателя, и не менее половины ее членов, представляющих гражданских служащих. В случае избрания в состав комиссии по служебным спорам одного или нескольких представителей выборного профсоюзного органа (выборных профсоюзных органов) данного государственного органа проведение заседания комиссии по служебным спорам без его (их) участия не допускается.

(часть 11 в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. При возникновении или возможности возникновения конфликта интересов в ходе рассмотрения служебного спора член комиссии по служебным спорам, у которого имеется прямая или косвенная личная заинтересованность в решении по служебному спору, обязан до начала заседания комиссии по служебным спорам или в ходе рассмотрения служебного спора заявить об этом. В таком случае указанный член комиссии по служебным спорам не принимает участия в дальнейшем рассмотрении служебного спора и принятии решения по служебному спору.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

11.2. Член комиссии по служебным спорам, находящийся в непосредственной подчиненности или подконтрольности у гражданского служащего, в отношении которого комиссией рассматривается служебный спор, либо состоящий с этим гражданским служащим в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), не участвует в заседании комиссии по служебным спорам и принятии решения по данному служебному спору.

(часть 11.2 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

11.3. Служебный спор рассматривается в присутствии гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подавших письменное заявление в комиссию по служебным спорам, или уполномоченного указанными гражданским служащим либо гражданином представителя (далее в настоящей статье — уполномоченный представитель). Рассмотрение служебного спора в отсутствие указанных гражданского служащего либо гражданина или уполномоченного представителя допускается лишь по письменному заявлению указанных гражданского служащего либо гражданина.

(часть 11.3 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

11.4. В случае неявки гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, или уполномоченного представителя на заседание комиссии по служебным спорам по уважительной причине рассмотрение служебного спора откладывается. В случае вторичной неявки указанных гражданского служащего либо гражданина или уполномоченного представителя комиссия по служебным спорам может вынести решение о снятии служебного спора с рассмотрения, что не лишает указанных гражданского служащего либо гражданина права подать заявление о рассмотрении служебного спора повторно в пределах срока, установленного частью 8 настоящей статьи.

(часть 11.4 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

11.5. В случае, если служебный спор не рассмотрен комиссией по служебным спорам в десятидневный срок, гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, имеет право перенести рассмотрение служебного спора в суд.

(часть 11.5 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

11.6. Комиссия по служебным спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, а также запрашивать необходимые для рассмотрения служебного спора информацию и материалы, которые представляются в комиссию по служебным спорам в установленный ею срок.

(часть 11.6 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

11.7. Комиссия по служебным спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Копия решения комиссии по служебным спорам, подписанная председателем комиссии по служебным спорам или его заместителем и заверенная печатью комиссии по служебным спорам, вручается представителю нанимателя и гражданскому служащему либо гражданину, поступающему на гражданскую службу или ранее состоявшему на гражданской службе, или уполномоченному представителю в течение трех дней со дня принятия решения.

(часть 11.7 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

12. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

13. В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

14. Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы, о неправомерных действиях (бездействии) представителя нанимателя или уполномоченных им лиц при обработке и защите персональных данных гражданского служащего;

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим ущерба, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры:

1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;

2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

16. В случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о взыскании в пользу гражданского служащего денежной компенсации причиненного ему морального вреда. Размер этой компенсации определяется судом.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.

Постановления Совета Министров ЛНР

государственного органа Луганской Народной Республики по служебным
спорам индивидуального служебного спора между представителем нанимателя
и государственным гражданским служащим Луганской Народной Республики
(далее – гражданский служащий) либо гражданином, поступающим
на государственную гражданскую службу Луганской Народной Республики или
ранее состоявшим на государственной гражданской службе Луганской
Народной Республики (далее – гражданин), разногласия по вопросам
применения законов, иных нормативных правовых актов о государственной
гражданской службе Луганской Народной Республики и служебного контракта,
о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных
споров.

Настоящий Порядок не регулирует рассмотрение служебного спора,

стороной которого является гражданский служащий, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности Главой Луганской Народной
Республики или Председателем Правительства Луганской Народной
Республики.

Индивидуальный служебный спор – неурегулированные между

представителем нанимателя и гражданским служащим / гражданином разногласия
по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о
государственной гражданской службе Луганской Народной Республики и
служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению
индивидуальных служебных споров (далее – служебный спор).

3. Служебные споры рассматриваются следующими органами

по рассмотрению индивидуальных служебных споров:

1) комиссией государственного органа Луганской Народной Республики

по служебным спорам;

2) судом.
4. Комиссия государственного органа Луганской Народной Республики по

служебным спорам (далее – Комиссия) создается в государственном органе
Луганской Народной Республики (далее – государственный орган) решением
представителя нанимателя.

5. Служебный спор рассматривается Комиссией, если гражданский

служащий / гражданин самостоятельно или с участием своего
уполномоченного представителя не урегулировал разногласия при
непосредственных переговорах с представителем нанимателя.

6. Гражданский служащий / гражданин вправе обратиться в Комиссию

в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать
о нарушении своего права.

7. Обращение гражданского служащего / гражданина в Комиссию

обязательно должно быть составлено письменно в форме заявления.

Заявление составляется на имя председателя Комиссии в произвольной

форме в двух экземплярах. Первый экземпляр передается в Комиссию, второй
остается у заявителя с отметкой о регистрации заявления в журнале
регистрации заявлений государственных гражданских служащих,
замещающих должности государственной гражданской службы
в государственном органе Луганской Народной Республики, граждан,
поступающих на государственную гражданскую службу или ранее
состоявших на государственной гражданской службе в государственном
органе Луганской Народной Республики, и выдачи копий решений Комиссии
(далее – журнал).

Заявление должно содержать:
наименование государственного органа Луганской Народной Республики;
фамилию, имя, отчество, должность (ранее замещаемая должность /

должность (профессия) по месту основной работы), адрес места жительства
гражданского служащего / гражданина;

существо спорного вопроса и требования гражданского служащего /

обстоятельства и доказательства, на которые гражданский служащий /

перечень прилагаемых к заявлению документов;
личную подпись гражданского служащего / гражданина, дату составления

8. В случае пропуска трехмесячного срока обращения в Комиссию

гражданский служащий / гражданин может обратиться в Комиссию
с заявлением о восстановлении пропущенного срока и рассмотрении
служебного спора по существу. В заявлении должна быть указана причина,
по которой срок обращения был пропущен.

9. В случае пропуска по уважительным причинам срока обращения

Комиссия может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор
по существу.

В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в Комиссию

расцениваются обстоятельства, препятствовавшие гражданскому служащему /
гражданину своевременно обратиться в Комиссию, подтвержденные
соответствующими документами (болезнь гражданского служащего /
гражданина, нахождение гражданского служащего / гражданина в

командировке, невозможность обращения в Комиссию вследствие
обстоятельств непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода
за тяжелобольными членами семьи и иные причины).

10. Поступившее в Комиссию письменное заявление, в том числе

и поданное позже трехмесячного срока, подлежит обязательной регистрации
Комиссией в журнале в день его подачи.

11. В случае признания Комиссией причины пропуска срока обращения

неуважительной срок не восстанавливается и служебный спор
не рассматривается, о чем Комиссия выносит соответствующее решение.

В случае отказа в восстановлении пропущенного срока и рассмотрении

служебного спора данное решение Комиссии может быть обжаловано в суд.

12. Заявление гражданского служащего / гражданина может быть снято с

рассмотрения, если до принятия решения Комиссией разногласия между
гражданским служащим / гражданином и представителем нанимателя были
урегулированы либо гражданский служащий / гражданин отказывается
от рассмотрения заявления на заседании Комиссии. При этом снятие заявления
с рассмотрения оформляется протоколом, который подписывается
председателем Комиссии,

и заверяется печатью Комиссии.

13. Дата, время и место заседания Комиссии устанавливаются

14. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем

присутствует не менее половины членов Комиссии, делегированных
от профсоюза, и не менее половины членов Комиссии, делегированных
от представителя нанимателя.

15. Служебный спор рассматривается в присутствии гражданского

служащего / гражданина или уполномоченного им представителя.
Рассмотрение служебного спора в отсутствие гражданского служащего /
гражданина или его уполномоченного представителя допускается лишь
по письменному заявлению гражданского служащего / гражданина.

16. В случае неявки гражданского служащего / гражданина или его

уполномоченного представителя на заседание Комиссии рассмотрение
служебного спора откладывается.

В случае вторичной неявки гражданского служащего / гражданина или

его уполномоченного представителя без уважительных причин Комиссия
может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения.

Письменное уведомление о решении Комиссии о снятии его вопроса

с рассмотрения, а также о праве гражданского служащего / гражданина подать
заявление о рассмотрении служебного спора повторно в трехмесячный срок со
дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права,
вручается секретарем Комиссии гражданскому служащему / гражданину
лично.

В случае невозможности вручения уведомления гражданскому

служащему / гражданину о решении Комиссии лично оно направляется

по почте заказным письмом с уведомлением, о чем делается отметка
в журнале.

17. На заседании Комиссии секретарем Комиссии ведется протокол,

который подписывается председателем Комиссии или его заместителем,
председательствующим на заседании Комиссии, членами и секретарем
Комиссии и заверяется печатью Комиссии.

18. Члены Комиссии и лица, участвовавшие в заседании Комиссии,

не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы
Комиссии.

19. В случае если служебный спор не рассмотрен Комиссией

в десятидневный срок, гражданский служащий / гражданин имеет право
перенести его рассмотрение в суд.

20. Решение Комиссии может быть обжаловано в суд любой из сторон

служебного спора в десятидневный срок со дня вручения ей копии решения
Комиссии.

21. В случае пропуска по уважительным причинам установленного

срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор
по существу.

22. Комиссия не рассматривает служебные споры:
1) о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу;
2) по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они

3) о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы

независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта,
освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с
гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой
должности гражданской службы и формулировки причины указанного
освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия
гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о
выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных
обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

4) о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного

государственному органу, если иное не предусмотрено законами.

23. Комиссия не рассматривает и другие споры, разрешение которых

отнесено нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики
к компетенции иных органов, о чем выносит соответствующее решение.

24. Решение Комиссии должно быть исполнено в течение трех дней

по истечении десяти дней, предусмотренных законодательством Луганской
Народной Республики на обжалование, сторонами служебного спора
или одной из сторон соответственно.

25. В случае неисполнения решения Комиссии стороны служебного спора

вправе обратиться в суд в срок, установленный законодательством Луганской
Народной Республики.

Руководитель
Аппарата Правительства
Луганской Народной Республики А. И. Сумцов

Порядок урегулирования индивидуальных служебных споров

В соответствии со статьей 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», индивидуальные служебные споры (далее — служебные споры) могут рассматриваться в следующем порядке: комиссией по служебным спорам или судом.

Комиссия Министерства социальной политики Свердловской области
по служебным спорам

Суд

Нормативная правовая база

— Федеральный закон от 27.07.2004
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

— Приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 07.12.2017 № 615 «Об утверждении Положения о комиссии по индивидуальным служебным спорам Министерства социальной политики Свердловской области»

— Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

— Трудовой кодекс Российской Федерации

Основания обращения

Наличие неурегулированных между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласий по вопросам, которые не отнесены к спорам, рассматриваемым в судах.

— несогласие с решением комиссии
по служебным спорам;

— неправомерный отказ в поступлении на гражданскую службу;

— восстановление в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо
от оснований прекращения
или расторжения служебного контракта;

— освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

— увольнение с гражданской службы;

— изменение даты освобождения
от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения;

— перевод на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего;

— оплата за время вынужденного прогула либо выплата разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

— дискриминация со стороны представителя нанимателя.

Сроки обращения

Гражданин или гражданский служащий может обратиться в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам вышеуказанного срока, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Сроки обращения за рассмотрением служебного спора устанавливаются федеральными законами.

Порядок и сроки обжалования

Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано в судебном порядке в десятидневный срок со дня вручения копии решения комиссии по служебным спорам. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Решение суда обжалуется в соответствии с главой 39 ГПК РФ
в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Сроки рассмотрения служебных споров

В течение десяти календарных дней со дня подачи письменного заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 154 ГПК РФ гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

Статья 382 ТК РФ. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (действующая редакция)

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, если иное не установлено настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 382 ТК РФ

1. Установление законодателем органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров свидетельствует, что соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным правовым актом организации не может решаться вопрос о создании иных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры.

2. Комиссия по трудовым спорам (КТС) — общественный орган, уполномоченный государством на выполнение правоохранительной функции.

Суд (районный суд) — это государственный орган, обеспечивающий защиту и охрану прав и интересов сторон трудового договора.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» исключены из подсудности мирового судьи дела, возникающие из трудовых отношений. Мировой судья не рассматривает трудовые споры в качестве суда первой инстанции.

В случаях, определенных законодателем, в отношении некоторых категорий работников установлено, что признать действия работодателя неправомерными может вышестоящий в порядке подчиненности орган (вышестоящее должностное лицо), что не лишает работника права обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в суд. Таким образом, в качестве органа, рассматривающего индивидуальные трудовые споры, в некоторых случаях может выступать и вышестоящий в порядке подчиненности орган.

На основании п. 4 ст. 40, п. 3 ст. 40.1 Закона о прокуратуре работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Пунктом 27 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621, установлено, что вышестоящий руководитель в пределах предоставленных ему полномочий имеет право отменить, смягчить или усилить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем, если найдет достаточные основания для такого решения (усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о взыскании рассматривается в связи с обращением виновного работника). Действие этого Положения распространено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 11.10.1993 N 1032 на всех работников метрополитенов, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания, сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха.

3. Государственный инспектор труда наделен функцией по оценке правоприменительной деятельности работодателя: когда трудовой спор рассматривается КТС. Часть 2 ст. 357 ТК предоставляет право профсоюзному органу, работнику, иному лицу обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), когда обжалуется решение работодателя об увольнении работника (ст. 373 ТК).

Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право предъявить работодателю предписание об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работника, подлежащее обязательному исполнению.

4. Обращение работника в КТС, районный суд зависит от подведомственности возникшего трудового спора.

Подведомственность трудового спора — это определение органа, который вправе принять трудовой спор к своему рассмотрению. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора играет большую практическую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

О трудовых спорах, подведомственных КТС, см. ст. 385 ТК; о трудовых спорах, подведомственных суду, — ст. 391 ТК.

5. С 01.01.2011 введен в действие Закон о процедуре медиации, направленный на создание правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

Данным Законом регулируются отношения, связанные с использованием процедуры медиации к спорам, возникающим также из трудовых правоотношений (ч. 2 ст. 1 Закона процедуре медиации).

Законом установлено, что альтернативная процедура урегулирования споров применяется после возникновения индивидуальных трудовых споров и не может быть реализована при разрешении коллективных трудовых споров (ч. 5 ст. 1 Закона о процедуре медиации).

Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (медиатора) направлена на заключение сторонами (работником и работодателем) медиативного соглашения, свидетельствующего о разрешении возникшего конфликта. Использование сторонами трудового договора альтернативной процедуры урегулирования спора предоставляет возможность работнику и работодателю устранить возникший конфликт, не обращаясь в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров.

6. Медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2 Закона о процедуре медиации).

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения (п. 2 ст. 2 Закона о процедуре медиации).

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора (ст. 3 Закона о процедуре медиации).

7. Применение процедуры медиации при рассмотрении спора судом осуществляется в случае:

— если стороны (работник и работодатель) заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права;

— если спор передан на рассмотрение суда, стороны могут применить процедуру медиации в любой момент до принятия решения по спору соответствующим судом. Отложение рассмотрения дела о споре в суде, а также совершение иных процессуальных действий определяется процессуальным законодательством (ст. 4 Закона о процедуре медиации).

На основании ч. 1 ст. 169 ГПК РФ суд может отложить разбирательство дела на срок, не превышающий 60 дней, по ходатайству обеих сторон в случае принятия ими решения о проведении процедуры медиации.

Суд не вправе по собственной инициативе устанавливать срок для проведения процедуры медиации, отличный от срока, определенного сторонами в соглашении о проведении такой процедуры.

Если процедура медиации была проведена сторонами до обращения в суд, но по каким-либо обстоятельствам спор был передан на рассмотрение суда и стороны вновь приняли решение о ее проведении (ч. ч. 3 и 4 ст. 7 Закона о процедуре медиации), то в этом случае суд может отложить рассмотрение дела не более чем на 60 дней независимо от продолжительности предыдущей процедуры (ч. 3 ст. 13 Закона о процедуре медиации) (см. справку о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», утв. Президиумом ВС РФ 06.06.2012).

8. Установлено требование конфиденциальности к информации, относящейся к процедуре медиации.

При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином.

Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон.

Стороны (работник, работодатель), организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, независимо от того, связано ли судебное разбирательство со спором, который являлся предметом процедуры медиации, не вправе ссылаться, если стороны не договорились об ином, в ходе судебного разбирательства на информацию: 1) о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры; 2) мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора; 3) признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации; 4) готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

Истребование от медиатора и от организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, информации, относящейся к процедуре медиации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если стороны не договорились об ином (ст. 5 Закона о процедуре медиации).

9. В случае если медиатор получил от одной из сторон (работника, работодателя) информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию (ст. 6 Закона о процедуре медиации).

10. Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон, в т.ч. на основании соглашения о применении процедуры медиации. Ссылка в договоре на документ, содержащий условия урегулирования спора при содействии медиатора, признается медиативной оговоркой при условии, что договор заключен в письменной форме.

Процедура медиации может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства, в т.ч. по предложению судьи.

Наличие соглашения о применении процедуры медиации, равно как и наличие соглашения о проведении процедуры медиации и связанное с ним непосредственное проведение этой процедуры, не являются препятствием для обращения в суд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Проведение процедуры медиации начинается со дня заключения сторонами соглашения о проведении процедуры медиации.

Если одна из сторон направила в письменной форме предложение об обращении к процедуре медиации и в течение тридцати дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на применение процедуры медиации, такое предложение считается отклоненным.

Предложение об обращении к процедуре медиации должно содержать требуемые законом сведения.

Предложение об обращении к процедуре медиации может быть сделано по просьбе одной из сторон медиатором или организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (ст. 7 Закона об альтернативной процедуре урегулирования споров).

11. Соглашение о проведении процедуры медиации заключается в письменной форме и должно содержать сведения: о предмете спора; о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; о порядке проведения процедуры медиации; об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; о сроках проведения процедуры медиации (ст. 8 Закона о процедуре медиации).

12. Для проведения процедуры медиации стороны по взаимному согласию выбирают одного или нескольких медиаторов.

Организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации.

Медиатор, выбранный или назначенный, в случае наличия или возникновения в процессе проведения процедуры медиации обстоятельств, которые могут повлиять на его независимость и беспристрастность, незамедлительно обязан сообщить об этом сторонам или в случае проведения процедуры медиации организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, также в указанную организацию (ст. 9 Закона о процедуре медиации).

13. Деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе; деятельность организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, — на платной основе.

Оплата деятельности по проведению процедуры медиации медиатора, медиаторов и организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, осуществляется сторонами в равных долях, если они не договорились об ином (ст. 10 Закона о процедуре медиации).

14. Порядок проведения процедуры медиации устанавливается соглашением о проведении процедуры медиации.

Порядок проведения процедуры медиации может устанавливаться сторонами в соглашении о проведении процедуры медиации путем ссылки на правила проведения процедуры медиации, утвержденные соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

В правилах проведения процедуры медиации, утвержденных организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, должны быть указаны: виды споров, урегулирование которых проводится в соответствии с данными правилами; порядок выбора или назначения медиаторов; порядок участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации; сведения о стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов, установленных соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации; порядок проведения процедуры медиации, в т.ч. права и обязанности сторон при проведении процедуры медиации, особенности проведения процедуры медиации при урегулировании отдельных категорий споров, иные условия проведения процедуры медиации.

В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать, если иное не предусмотрено федеральным законом или соглашением сторон (в т.ч. соглашением о проведении процедуры медиации), на самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости скорейшего урегулирования спора.

Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора.

В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.

При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и законные интересы одной из сторон (ст. 11 Закона о процедуре медиации).

15. Медиативное соглашение заключается в письменной форме и должно содержать сведения о сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, медиаторе, а также согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения.

Медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда, может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством (ст. 12 Закона о процедуре медиации).

16. Сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная процедура была прекращена в срок не более чем в течение 60 дней.

В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с необходимостью получения дополнительной информации или документов срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по договоренности сторон и при согласии медиатора.

Срок проведения процедуры медиации не должен превышать 180 дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда, не превышающего 60 дней (ст. 13 Закона о процедуре медиации).

17. Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

— заключение сторонами медиативного соглашения — со дня подписания такого соглашения;

— заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям — со дня подписания такого соглашения;

— заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, — в день направления данного заявления;

— заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации — со дня получения медиатором данного заявления;

— истечение срока проведения процедуры медиации — со дня его истечения с учетом положений, названных в п. 15 комментария к ст. 382 ТК (ст. 14 Закона о процедуре медиации).

18. Медиаторы должны отвечать установленным требованиям:

— деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе;

— осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее имеющие высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации. Приказом Минобрнауки России от 14.02.2011 N 187 утверждена Программа подготовки медиаторов, являющаяся дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки;

— деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью;

— лица, осуществляющие деятельность медиаторов, также вправе осуществлять любую иную не запрещенную законодательством РФ деятельность;

— медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Медиатор не вправе:

— быть представителем какой-либо стороны; оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

— осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в т.ч. состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях.

Определение «родственные отношения» в законодательстве РФ регламентируется СК РФ. В соответствии со ст. 2 СК РФ семейное законодательство в т.ч. регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, — между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению Департамента инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России, в части родственных отношений необходимо руководствоваться СК РФ (см. разъяснения Минэкономразвития России от 27.05.2011 «Позиция Минэкономразвития России по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»);

— делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в т.ч. к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе (ст. ст. 15, 16 Закона о процедуре медиации).

19. Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе (ч. 3 ст. 16 Закона о процедуре медиации).

20. Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством (ст. 17 Закона о процедуре медиации).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *