Кто несет ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры
КоАП РФ Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 16.19 КоАП РФ
1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, —
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
2. Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Таможенный контроль: нарушения и ответственность
Заполнение и подача таможенной декларации на товар – сложная процедура, у которой много нюансов и «подводных камней». Если компания раньше не занималась этим и не имеет в штате профессионального специалиста по ВЭД, необходимо тщательно изучить таможенное законодательство, дабы не столкнуться со штрафами и конфискацией груза.
Мы расскажем вам о том, какие нарушения наиболее опасны и о том, как их избежать.
Недостоверное декларирование
Статья 16.2 КоАП РФ – «недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». Статья предусматривает 3 возможных вида нарушения:
Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию
Фактически, таковое нарушение рассматривается как попытка скрыть от государства факт ввоза товара на территорию страны.
Предполагает штраф в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой.
Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений
Нарушение предполагает указание в декларации сведений, таких как наименование товара, описание, классификационный код ТН ВЭД, страна происхождения и т.д., не соответствующих реальным свойствам товара – если такие сведения могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Иными словами, если указанные в декларации сведения как-то влияют на таможенную стоимость товара, любое их искажение, преднамеренное или нет, рассматривается как попытка занижения размера таможенных пошлин и налогов.
Влечет за собой штраф влечет в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Заявление недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения могли послужить основанием для несоблюдения запретов или ограничений, установленных таможенным законодательством.
Существует перечень товаров, запрещенных или ограниченных ко ввозу на территорию Таможенного Союза.
Попытка искажения сведений о товаре с целью обойти эти запреты и ограничения влечет за собой штраф в от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений
Статья Статья 16.12 КоАП РФ. Оговаривает ответственность за несоблюдение сроков при подаче декларации и сведений. Статья включает в себя 5 возможных видов нарушения:
Несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации – штраф от 10 до 50 тысяч рублей.
Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров – штраф от 50 до 100 тысяч рублей.
Непредставление в установленный срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля — штраф от 100 до 300 тысяч рублей.
Несоблюдение срока подачи таможенной декларации на товары, явившиеся орудиями, средствами совершения или предметами административного правонарушения либо преступления – штраф от 10 до 50 тысяч рублей.
Неисполнение обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля — штраф от 200 до 300 тысяч рублей.
Как избежать нарушений и штрафов
Самая большая сложность заключается в составлении декларации. Даже если не искажать сведения преднамеренно, всегда есть риск допустить ошибку при заполнении. Единственный способ свести риск к минимуму – доверить заполнение документов лицензированному декларанту.
Однако содержать свой собственный штат декларантов дорого, далеко не для всех компаний это оправдано. Как же быть в этом случае?
Мы рекомендуем отдавать таможенное оформление на аусторсинг, обращаясь в компанию, которая специализируется на таможенном оформлении и обладает необходимым опытом и кадрами.
AKFA может выступить в качестве таможенного представителя при оформлении ваших грузов, гарантируя, что все процедуры будут соблюдены и груз выпустят в свободное обращение.
Обратите внимание! Специалисты AKFA заполняют декларацию, основываясь именно на тех исходных данных, которые вы нам предоставляете. Убедительная просьба: пожалуйста, не искажайте данные и удостоверьтесь в их точности! К вы узнали из этого материала, искажение сведений приводит к серьёзным последствиям!
Статья 16.19 КоАП РФ. Несоблюдение таможенной процедуры
1. Заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2, статьей 16.17 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
2. Пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
3. Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Комментарии к ст. 16.19 КОАП РФ
1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с регулированием требований и условий пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами.
В ТК ТС и Законе о таможенном регулировании понятие «таможенный режим» заменено понятием «таможенная процедура».
Товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из нее, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством РФ (ст. 203 ТК ТС).
Не подлежат помещению под таможенные процедуры товары, происходящие с таможенной территории ТС; выпущенные для свободного обращения на таможенной территории ТС; изготовленные из товаров, происходящих с территории ТС или выпущенных для свободного обращения на территориях государств — членов ТС.
Виды таможенных процедур установлены ст. 202 ТК ТС. Таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада устанавливаются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза (см. комментарий к ст. 16.15 КоАП РФ).
2. ТК ТС определяет таможенную процедуру как совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами (подп. 26 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в несоблюдении условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенную процедуру, содержание которой предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений, за исключением без применения мер нетарифного регулирования.
Условия помещения товаров под таможенные режимы установлены разделом 6 «Таможенные процедуры» части II ТК ТС и разделом IV Закона о таможенном регулировании. Транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями гл. 48 ТК ТС «Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа» и гл. 44 Закона о таможенном регулировании.
К таможенным процедурам, за несоблюдение условий помещения товаров под которые предусмотрена ответственность по данной статье, относятся все таможенные режимы, за исключением выпуска для внутреннего потребления и экспорта (см. ст. 202 ТК ТС).
Способом совершения данного правонарушения является заявление при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах либо представления недействительных документов.
При разграничении данного состава с составами, предусмотренными ч. ч. 2 и 3 данной статьи, следует иметь в виду, что заявленные недостоверные сведения могли послужить основанием для помещения товаров под определенную таможенную процедуру, а также для освобождения от уплаты таможенных платежей и (или) неприменения установленных запретов и ограничений.
4. Объективную сторону по ч. 2 комментируемой статьи составляет пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, либо передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров или транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.
Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (ч. 2 ст. 153 ТК ТС). Ограничения, связанные с пользованием и распоряжением товарами, помещенными под определенный таможенный режим, установлены рядом статей раздела 6 части II ТК ТС (например, ст. ст. 241, 266, 279, 287 ТК ТС).
Разрешение или письменное уведомление таможенного органа предусмотрены при передаче прав владения, пользования или распоряжения в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (ст. 279 ТК ТС). Сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться без ограничений со стороны таможенных органов (п. 4 ст. 232 ТК ТС).
5. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 данной статьи выражается в бездействии — незавершении в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении.
Требование о завершении установлено в отношении большинства таможенных процедур (ст. ст. 237, 243, 253, 263, 273, 280, 284 Закона о таможенном регулировании). При этом сроки завершения зависят от условий помещения товаров под данную процедуру (например, от срока переработки товаров на таможенной территории). Указанные сроки могут быть продлены (см. напр., ст. 278 Закона о таможенном регулировании).
Следует иметь в виду, что физические лица за нарушение сроков временного ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств несут ответственность по ст. 16.18 КоАП РФ, содержащей специальные нормы.
6. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 данной статьи выражается в бездействии — неисполнении при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта об обязательном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачислении на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, а также неподтверждении факта выполнения такой обязанности.
Статьей 166 ТК РФ было установлено, что условиями помещения товаров под таможенный режим экспорта является, в частности, соблюдение требований и условий, установленных другими федеральными законами. Требование, которое нашло отражение в диспозиции комментируемой нормы, предусмотрено ст. 45 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
ТК ТС (ст. 213) изменил требования и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, определив только три условия: уплата вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; соблюдение запретов и ограничений; представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией таможенного союза в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран. В этой связи привлечение лиц к административной ответственности по ч. 4 представляется проблематичным.
7. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, является декларант, поскольку именно на него в соответствии со ст. 188 ТК ТС возложена обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру и ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры. Таможенный представитель не является субъектом правонарушения по данной статье, так как обязанность выполнять установленные ограничения прямо возложена на другое лицо.
8. С субъективной стороны данные правонарушения могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формой вины.
9. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 — 3 данной статьи рассматривают должностные лица таможенных органов, а также судьи (ст. 23.8 и ч. 2 ст. 23.1), а по ч. 4 — должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица таможенных органов (ст. 28.3).
Кто несет ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры
Глава 29. Общие положения о таможенных процедурах
статьи 202-208
1. В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:
1) выпуск для внутреннего потребления;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) временный ввоз (допуск);
9) временный вывоз;
12) беспошлинная торговля;
14) отказ в пользу государства;
15) свободная таможенная зона;
16) свободный склад;
17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами).
2. Таможенные процедуры, указанные в подпунктах 15) и 16) пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются международными договорами государств – членов Таможенного союза.
3. Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства – члена Таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии Таможенного союза.
(п.3 в ред. Протокола от 16.04.2010)
1. По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом и законодательством государств – членов Таможенного союза.
2. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с настоящим Кодексом.
Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возлагается на декларанта.
1. Таможенный контроль за соблюдением условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза, проводится таможенными органами того государства – члена Таможенного союза, на территории которого товары выпущены в соответствии с такой таможенной процедурой, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
2. Таможенный контроль в отношении товаров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, находящихся на территории иного государства – члена Таможенного союза, чем то государство, таможенным органом которого выпущены товары, проводится в соответствии с главой 17 настоящего Кодекса.
Ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.
1. В случае изъятия товаров, помещенных под таможенную процедуру, либо наложения ареста на такие товары в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза действие таможенной процедуры в отношении этих товаров приостанавливается.
Если принято решение об отмене изъятия товаров либо наложения на них ареста, действие таможенной процедуры возобновляется.
При возобновлении действия таможенной процедуры проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с настоящим разделом, за период приостановления действия таможенной процедуры не начисляются и не уплачиваются.
2. При конфискации или обращении в собственность государства по решению суда товаров, помещенных под таможенную процедуру, действие таможенной процедуры в отношении этих товаров прекращается, а конфискованные или обращенные в собственность государства иностранные товары приобретают статус товаров Таможенного союза.
3. Если привлечение лица к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза связано с несоблюдением им таможенной процедуры и допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего применения данной таможенной процедуры, действие таможенной процедуры должно быть завершено в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу соответствующего решения по привлечению лица к ответственности.
Товары, в отношении которых действие таможенной процедуры не завершено в соответствии с частью первой настоящего пункта, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.