Кто подписывает рукописные бланки оценочных листов чемпионата
Перейти к содержимому

Кто подписывает рукописные бланки оценочных листов чемпионата

Личная подпись: актуальные вопросы, судебная практика, рекомендации

Личная рукописная подпись человека – это собственноручно выполненное человеком уникальное графическое начертание совокупности символов с применением некоторых оформительных приёмов, служащее для идентификации человека.

Необходимо иметь ввиду, что действующее законодательство РФ никак не разъясняет понятие личной подписи, в связи с чем вопрос определения понятия «личная подпись» по настоящее время остается дискуссионным.

В судебной практике существует, по меньшей мере, два подхода к определению понятия «личная подпись».

Некоторые суды в качестве определения понятия личной подписи применяют широко распространенное в словарях русского языка значение слова «подпись», указывая, что под личной подписью следует понимать собственноручно написанную фамилию, в связи с чем собственноручно написанной фамилии достаточно для квалификации её в качестве личной подписи человека [1] .

Тем не менее, в настоящее время наиболее популярным подходом к определению понятия личной подписи в правоприменительной практике является определение личной подписи как уникальной совокупности символов, написанных от руки, с применением определенных оформительных приемов, служащей для идентификации человека [2] .

Спе­циальные правила выполнения подписи отсутствуют, поэтому каждый человек вправе выбрать (создать) себе подпись произ­вольно. Подпись может состоять из букв, как образующих фамилию человека так и не образующих его фамилию. При этом обозначение фамилии в подписи, как правило, отличается от обычного её начертания. Подпись также может состоять из не образующих буквы символов (штри­хов, росчерка), выполненных с применением определенных оформительных приёмов, или содержать таковые.

Также стоит отметить, что закон не требует от человека иметь постоянную устойчивую личную подпись, поэтому человек вправе изменять свою личную подпись.

Несмотря на то, что требования к личной подписи отсутствуют, необходимо иметь ввиду, что простые и краткие подписи не поддаются идентификации, то есть даже посредством проведения почерковедческой экспертизы будет невозможно установить, кому именно принадлежит такая подпись [3] .

В случаях, когда подпись человека в документе визуально выглядит простой и краткой, рекомендуется настоять на том, чтобы такой человек рядом со своей личной подписью проставил её расшифровку, то есть собственноручно проставил фамилию и инициалы в непосредственной близи от своей личной подписи (желательно тем же пишущим инструментом, которым он проставил подпись). Это позволит существенным образом увеличить шансы на идентификацию почерка автора подписи в случае спора по вопросу о подлинности (принадлежности) подписи. В противном случае велика вероятность того, что в последующем, при возникновении спора относительно подлинности (принадлежности) подписи, авторство простой и краткой подписи установить не удастся, а человек, которому будет вменяться авторство спорной подписи, сможет, при определенных обстоятельствах, от неё отказаться (заявит о том, что спорная подпись ему не принадлежит).

Если человек отказывается проставлять расшифровку подписи, обосновывая это тем, что он не понимает для чего это нужно, то рекомендуется объяснить ему для чего нужна расшифровка личной подписи и что она имеет большое значение в конкретной ситуации, по причине того, что проставленная им личная подпись представляется простой и краткой, что в дальнейшем может сделать невозможным определение её авторства.

2. Почему личная рукописная подпись так важна

В правоотношениях личная подпись выступает одним из способов выражения (изъявления) воли человека (наряду с устным заявлением, конклюдентными действиями и молчанием) на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Подпись служит своего рода удостоверительным знаком человека, который позволяет идентифицировать и аутентифицировать его.

Так, подпись – это необходимое условие для заключения гражданско-правового договора в письменной форме (ст. 160, п. 2 ст. 434 ГК РФ), то есть, если не доказано иное, то наличие личной подписи человека (правомочного лица) в договоре свидетельствует о выражении его воли на заключение договора.

Если в договоре отсутствует личная подпись человека, а равно если подпись в договоре не принадлежит этому человеку (лицу, полномочному заключать договор), то договор считается незаключенным, то есть не влечет для такого человека (лица) никаких правовых последствий [4]. Тем не менее, не стоит забывать о том, что подпись не является единственным способом выражения воли.

Так, например, в п. 3 ст. 432 ГК РФ указано, что сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности. В данном случае речь идет об «одобрении» договора, которое может быть выражено не только в полном или частичном его исполнении, как это было указано выше, но и в таких действия как, например, уплата неустойки, подписание различных актов и протоколов, переписка, касающаяся условий договора или его исполнения.

Иными словами, если действие договора впоследствии подтверждено лицом, которое заявляет о его незаключенности на том основании, что такой договор им не подписывался, то такой договор не получится признать незаключенным, независимо от того кем и как договор подписан, и подписан ли он вообще [5].

3. Должна ли личная рукописная подпись соответствовать подписи, содержащейся в паспорте или иных документах

Требование о проставлении личной подписи в документах как в паспорте широко распространено во многих организациях (например, в банках), которые полагают, что подпись в паспорте является неким «эталоном», т.е. если личная подпись лица в документе визуально соответствует личной подписи лица, содержащейся в его паспорте или ином документе (например, в карточке образцов подписи), то проставленная в документе личная подпись принадлежит именно этому лицу. Такая точка зрения, конечно же, ошибочна, что неоднократно находило своё подтверждение в судебной практике [6] .

В данном вопросе имеет значение не визуальное соответствие личной подписи паспорту, а то, кому действительно принадлежит личная подпись в документе, то есть личность человека, рукой которого выполнена подпись. Поэтому в правоприменительной практике главенствует позиция, согласно которой подпись, выполненная лицом в документе, не обязательно должна визуально соответствовать подписи, содержащейся в паспорте, а само по себе визуальное несоответствие подписи паспорту, не свидетельствует о том, что подпись данному лицу не принадлежит [7]. Данная позиция может быть закономерно применена и к вопросу соответствия подписи лица, выполненной в документе, подписям, выполненным этим лицом в других документах.

Указанная позиция обусловлена тем, что в силу особенностей почерка человека, возможности его изменения или фальсификации, достоверно установить принадлежность или непринадлежность подписи к тому или иному лицу возможно только путем проведения почерковедческой экспертизы. Поэтому лицо, не обладающее специальными знаниями в области почерковедения не вправе делать самостоятельные выводы относительно принадлежности или непринадлежности подписи к тому или иному лицу [8].

Тем не менее, в правоприменительной практике встречаются редкие случаи, когда в ходе судебного разбирательства суд без проведения почерковедческой экспертизы делает выводы о непринадлежности подписи тому или иному лицу, основываясь на простом визуальном несоответствии подписи лица, выполненной в документе, подписи, содержащейся в его паспорте [9].

Стоит отметить, что в некоторых редких случаях личная рукописная подпись лица, выполненная в документе, всё таки должна визуально соответствовать подписи этого лица, содержащейся в иных документах [10], однако с учетом всего вышеизложенного подобные требования носят исключительно формальный характер.

Существует две причины, по которым визуальное соответствие или несоответствие подписи лица в различных документах само по себе не свидетельствует о принадлежности или непринадлежности подписи этому лицу и потому не имеет правового значения.

Во-первых, подпись человека может быть подделана, то есть, подпись в документе может визуально соответствовать подписи лица, содержащейся в его паспорте или ином документе, однако в действительности такая подпись может быть выполнена совсем другим лицом с подражанием подлинной подписи лица из паспорта или иного документа [11].

Во-вторых, подпись человека, как и его почерк, могут меняться. Причиной различия подписей, выполненных одним и тем же лицом, может являться вариационность почерка человека, а также естественное или умышленное изменение почерка. Естественное или умышленное изменение почерка принято относить к так называемым «необычным условиям».

Под вариационностью почерка понимают устойчивое видоизменение почерка одного и того же лица, отображенное в его рукописях, являющееся средством приспособления к различным условиям их выполнения.

Естественное изменение почерка – это не зависящие от человека обстоятельства, которые могут привести к изменению почерка, в том числе подписи. К ним можно отнести возрастные изменения почерка, некоторые заболевания, травму руки или смену пишущей руки, обстановку в которой выполняется подпись и пр.

К искусственному изменению почерка относятся случаи, когда человек умышленно искажает свою подпись при её проставлении (автоподлог) с целью последующего отказа от неё [12].

Изменение подписи человека не является безусловным препятствием для определения принадлежности или непринадлежности подписи тому или иному лицу при проведении почерковедческой экспертизы [13], так как существует множество специальных устойчивых признаков, по которым осуществляется идентификация почерка человека.

Стоит отметить, что в редких случаях человеку всё же удается изменить свой почерк до такой степени, что по результатам почерковедческой экспертизы дать ответ в категоричной форме будет невозможно, то есть результаты экспертизы будут носить вероятностный характер [14].

Для того чтобы гарантировать подлинность личной рукописной подписи в документе рекомендуется, по возможности, обеспечить личное присутствие при проставлении подписи, чтобы убедится, что подпись проставлена собственноручно именно тем, лицом, которое указано в документе.

Если кто-либо настойчиво требует расписаться в документе также как и в паспорте, то во избежание потери времени, лишних споров и конфликтов, рекомендуется выполнить такое требование и подписать документ такой подписью, как в паспорте или ином документе, на который ссылается требующая сторона.

В случаях, когда поставить личную подпись как в паспорте физически не представляется возможным (почерк сильно изменился в результате травмы руки или иной болезни, либо по иным причинам), рекомендуется сообщить об этом требующей стороне и предложить ей подписать документ текущей подписью с проставлением расшифровки подписи.

Кроме того, в случае если документ подписывается при личном присутствии человека, который настаивает на проставлении такой же личной подписи, как в паспорте, то такого человека можно заверить в том, что проблем с установлением авторства подписи в дальнейшем не возникнет, так как подпись ставится в его присутствии, что исключает возможность проставления подписи другим человеком.

4. Чем лучше всего проставлять личную рукописную подпись

Действующее законодательство РФ не содержит какого-либо общего правила относительного того, при помощи чего должна быть проставлена личная рукописная подпись в том или ином документе, т.е. закон прямо не указывает, должна ли это обязательно быть паста (чернила), а если паста то какая, или же можно обойтись карандашом.

Тем не менее, в ряде случаев установлены требования к тому, какой пишущий инструмент должен быть использован для составления рукописного документа и проставления подписи в нем, однако такие требования на практике встречаются редко, так как применяются в отдельных «узких» сферах [15].

Универсальным решением для проставления личной рукописной подписи в документах представляется использование ручки с пастой (чернилами) синего, черного или фиолетового цвета, так как большинство существующих требований устанавливает необходимость использования ручки именно с таким цветом пасты (чернил). При этом лучше всего использовать шариковую ручку.

Использование гелевой ручки для составления рукописного документа и (или) проставления подписи в нем является не лучшим решением, так как в отличие от использования шариковой ручки, использование гелевой ручки исключает возможность проведения экспертизы документов на давность их подписания, то есть давность исполнения личной подписи можно установить только в том случае, когда личная подпись выполнена с использованием шариковой ручки [16] .

Карандаш, в отличие от ручки с пастой (чернилами), легко удаляется с бумажного носителя, поэтому использование карандаша для проставления личной подписи – это не надежное решение, которое, к тому же, вызовет определенные подозрения со стороны других лиц.

В отличие от карандаша, применение ручки с пастой (чернилами) для проставления личной подписи – это достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило. Разумный и добросовестный человек, который действительно намерен выразить свою волю на бумаге, не будет ставить свою личную подпись в договоре карандашом, зная, что его легко можно удалить.

Иными словами, в поддержку безоговорочного запрета на использование карандаша можно привести такие доводы как применение обычая (ст. 5 ГК РФ), применение принципа добросовестности (п. 4 ст. 1 ГК РФ), а также запрет на злоупотребление правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Для проставления личной рукописной подписи, во избежание потери времени, лишних споров и конфликтов, рекомендуется использовать шариковую ручку с пастой (чернилами) исключительного синего цвета, так как по синему цвету пасты (чернил) легче всего отличить оригинал от ксерокопии.

__________________________________

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019 № 18АП-4156/2019 по делу № А07-7535/2018; Определение Фировского районного суда Тверской области от 24.10.2018 по делу № 2-98/2018; Решение Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 08.10.2015 по делу № 2-1812/2015

М-1152/2015; Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11.03.2015 по делу № 33-3043/2015.

Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 25.02.2020 по делу № 2-2660/2019, 33-1893/2020; Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 23.01.2020 по делу № 33-886/2020(2-1396/2019); Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 11.09.2019 по делу № 33-5452/2019; Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 29.05.2018 по делу № 33-13084/2018; Решение Нерехтского районного суда Костромской области от 20.03.2020 № 12-27/2020; Решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 14.10.2019 по делу № 2-1396/2019; Решение Калининского районного суда города Челябинска от 09.10.2018 по делу № 2-3245/2018; Решение Армянского городского суда Республики Крым от 04.04.2017 по делу № 2-1/2017(2-370/2016;)

М-329/2016; Решение Чертановского районного суда города Москвы от 09.09.2016 по делу № 2-4890/2016; Решение Рудничного районного суда города Прокопьевска от 03.12.2015 по делу № 2-1769/2015).

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.06.2020 № Ф09-1565/20 по делу № А60-16139/2019; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.03.2019 N Ф03-939/2019 по делу № А51-12118/2017; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.10.2018 № Ф07-12611/2018 по делу № А56-92283/2016; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2017 № Ф05-1086/2017 по делу № А40-11097/2015; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2020 № 09АП-16372/2020 по делу № А40-59522/2019; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2020 № 17АП-1889/2020-ГК по делу № А60-54163/2019; Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 03.03.2020 по делу № 8г-3119/2020; Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2020 по делу № 88-1792/2020; Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.06.2019 по делу № 33-121/2019.

Решение Останкинского районного суда города Москвы от 17.01.2019 по делу № 2-670/19; Решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 25.05.2018 по делу № 2-1933/2018

М-1166/2018; Решение Заводского районного суда города Саратова от 25.05.2018 по делу № 2-1291/2018

Постановление Президиума ВАС РФ от 13.12.2011 № 10473/11 по делу № А07-16356/2009; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.10.2019 № Ф08-9270/2019 по делу № А01-1527/2018; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.10.2019 № Ф04-4449/2019 по делу № А70-18025/2018; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.09.2017 № Ф09-5438/17 по делу № А07-26107/2016; Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2020 № 15АП-234/2020 по делу №А53-25884/2019; Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 № 05АП-7035/2018 по делу № А59-282/2018; Решение Советского районного суда города Рязани от 25.06.2019 № 2-131/2019(2-2410/2018;)

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.06.2018 № Ф01-2028/2018 по делу № А43-6552/2016 ; Решение Уржумского районного суда Кировской области от 02.04.2019 по делу № 2-2/2019(2-412/2018;)

М-428/2018; Решение Урицкого районного суда Орловской области от 14.03.2019 по делу № 2-1-3/2019(2-1-458/2018;)

Апелляционное определение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 12.04.2018 по делу № 11-254/2018; Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 14.03.2016 по делу № 33-1534/2016; Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 33-3249/2015; Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 24.03.2015 по делу № 33-1974/2015; Решение Серпуховского городского суда Московской области от 28.09.2018 по делу № 2-1453/2018; Решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 07.03.2017 по делу № 2-357/2017

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.11.2016 № Ф07-10344/2016 по делу № А21-11232/2014); Апелляционное определение Свердловского областного суда от 07.12.2018 по делу № 33-22125/2018; Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 08.09.2016 по делу № 33-9774/2016; Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 30.08.2016 по делу № 33-22213/2016; Решение Ленинского районного суда города Махачкалы от 30.07.2019 по делу № 2-148/2019; Определение Приморского краевого суда от 19.07.2011 по делу № 33-6781.

Решение Верховного Суда Республики Крым от 29.11.2017 по делу № 21-1158/2017; Решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.04.2018 по делу № 2-165/2018

п. 4 ч. 19 ст. 61 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ; п. 45 «Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений», утвержденного Приказом Минфина РФ от 22.09.2008 № 99н; пп. «е» п. 86 «Порядка заключения и формы договора о предоставлении государственному внебюджетному фонду Российской Федерации бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете бюджета», утвержденного Приказом Минфина России от 09.09.2019 № 144н.

Апелляционное определение Московского городского суда от 12.07.2019 по делу № 33-31147/2019; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 22.02.2019 по делу № 33-3025/2019; Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 16.05.2018 по делу № 33-3666/2018; Решение Кромской районного суда Орловской области от 03.09.2019 № 2-1-206/2019

М-1-187/2019; Решение Заводского районного суда города Орла от 02.07.2019 по делу № 2-1441/2019; Решение Дятьковского городского суда Брянской области от 11.03.2019 по делу № 2-11/2019(2-756/2018;)

М-704/2018; Решение Промышленного районного суда города Оренбурга от 31.01.2018 по делу № 2-73/2018(2-3104/2017;)

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2019 № Ф08-12199/2018 по делу № А32-8551/2018; Апелляционное определение Астраханского областного суда от 17.07.2019 № 33-2543/2019; Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 29.05.2018 по делу № 33-1278/2018); Решение Бабушкинского районного суда города Москвы от 28.06.2019 по делу № 2-877/2019; Решение Пролетарского районного суда города Тулы от 10.06.2019 по делу № 2-825/2019; Решение Ленинского районного суда города Саратова от 30.01.2019 по делу № 2-24/2019(2-4960/2018;)

Решение Советского районного суда города Липецка от 11.10.2018 по делу № 2-5058/2018

М-3925/2018; Приговор Тулунского городского суда Иркутской области от 10.04.2017 по делу № 1-1/2017(1-2/2016;1-82/2015).

Апелляционное определение Московского областного суда от 06.02.2019 по делу № 33-290/2019(32234/2018); Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 05.09.2016 по делу № 33-5574/2016.

ст. 45.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1; п. 7.2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И; п. 2.2.5, 3.2.12, 4.2.16 Правил безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 № 485.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2019 № Ф07-17624/2018 по делу № А56-19830/2018; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2019 № Ф04-6176/2018 по делу № А03-17879/2016; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.03.2018 № Ф01-296/2018 по делу № А11-9517/2016; Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2018 № 07АП-338/18(2) по делу № А03-14117/2017; Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 по делу № А11-9517/2016; Апелляционное определение Смоленского областного суда от 13.08.2019 по делу № 33-2473/2019; Решение Калининского районного суда города Чебоксары от 28.08.2019 по делу № 2-631/2019.

Регламент Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (worldskills russia)

Каждый критерий подразделяется на один или несколько Субкритериев. Каждый Субкритерий подразделяется на несколько Аспектов субкритерия, за которые начисляются баллы. Аспекты оценки могут быть либо субъективными, либо объективными.

15.1.3. Количество аспектов

Количество Аспектов оценки должно составлять от 50 до 300 шт. Оптимальное количество составляет в пределах от 75 до 200 аспектов.

Если число Аспектов по какой-либо специальности превышает 300, то Оргкомитет чемпионата должен подтвердить Техническому директору Союза, что Жюри сможет без спешки завершить процесс оценки в пределах отведенного времени.

15.1.4. Максимальная объективность оценки

Чемпионат должен стремиться к тому, чтобы максимально повысить объективность оценки.

15.1.5. Обоснование и система начисления баллов

    1. Оценка субъективных показателей
      1. Регламент использования веерных табличек

      При субъективной оценке по 10-ти бальной шкале применяются следующие принципы начисления баллов:

      1-4: ниже промышленного стандарта до среднего уровня;

      5-8: на среднем уровне или выше промышленного стандарта;

      9-10: блестящая или выдающаяся работа.

          1. Расчет присужденного балла
              1. Использование оценочных ведомостей
                1. Оценка объективных показателей
                  1. Процесс
                      1. Использование форм
                        1. Процесс оценки
                          1. Начало Чемпионата
                              1. Оценка субъективных показателей происходит до оценки объективных показателей
                                  1. Группы оценки
                                      1. Эксперты и оценка конкурсантов из своего региона.
                                      • к группе Экспертов при оценке присоединяется дополнительный Эксперт, который выставляет оценку вместо Эксперта-компатриота;
                                      • в случае оценки объективных показателей (где группу оценки составляют три Эксперта), оценка Эксперта-компатриота исключается из решения о присуждаемом балле;
                                      • в случае оценки объективных показателей (где группу оценки составляют пять Экспертов), вместо оценки Эксперта-компатриота конкурсанту начисляется средний балл из оценок других четырех Экспертов;
                                      • члены Жюри дают свое согласие на оценку Экспертами Конкурсантов из своего региона.
                                          1. Запрет на выставление оценки в присутствии конкурсанта
                                              1. Ежедневная оценка
                                                  1. Проверка и сдача ведомостей оценки

                                                  После выставления оценок и/или баллов во все оценочные ведомости за какой-либо день (или же всех оценок/баллов за весь конкурс по специальностям, для которых отсутствуют определенные оценочные дни), запись о выставленных оценках в CIS блокируется.

                                                  После блокировки записи об оценках в CIS, все оценочные ведомости, включая Итоговую оценочную ведомость, за определенный день распечатываются и складываются в «Пакет оценки компетенций». Доступ к этому Пакету имеет только Главный эксперт, Эксперт с особыми полномочиями, ответственный за внесение оценок в CIS, а также администратор CIS.

                                                  Главный эксперт дает на проверку Экспертам-компатриотам рукописные оценочные ведомости их участников для сравнения с рукописными ведомостями. Любые возникшие вопросы Эксперты могут обсудить с Главным экспертом, группой, оценивавшей конкурсанта и Экспертом, ответственным за внесение оценок в CIS. В случае обнаружения несоответствий рукописных данных с электронными, Эксперт, ответственный за внесение оценок в CIS, должен внести в электронные формы соответствующие правки.

                                                  Если обнаружена некорректная оценка или ошибка в рукописной форме, каждый Эксперт из оценочной группы по данному аспекту должен заверить форму подписью рядом с внесенным исправлением (каждое исправление должно быть заверено всеми экспертами оценочной группы), обозначив тем самым свое согласие с внесением данного исправления. После внесения изменений в рукописную форму, Эксперт, ответственный за внесение оценок в CIS, должен внести правильные оценки в электронную форму.

                                                  После внесения всех исправлений, Эксперты-компатриоты должны вновь сверить рукописные и распечатанные из CIS ведомости оценки и подписать их только в случае полного соответствия форм.

                                                  Главный эксперт подписывает итоговую оценочную ведомость, содержащую результаты по всем конкурсантам и передает ее в офис CIS. Главный эксперт обязан обеспечить конфиденциальность информации по полученным результатам до окончания Церемонии награждения. Никто не имеет права требовать от Главного эксперта разглашения информации по любому из конкурсантов. После завершения Церемонии награждения Главный эксперт должен сообщить результаты конкурсантов персонально каждому конкурсанту и его Эксперту.

                                                      1. Завершение начисления баллов
                                                          1. Окончание Чемпионата

                                                          15.5. Публикация результатов.

                                                          15.5.1. Организациям-участникам предоставляется серия результатов со сравнениями «по средним медальным баллам», «по среднему количеству набранных баллов», «по общим медальным баллам», «по общему количеству набранных баллов», и «в алфавитном порядке по общим медальным баллам и по общему количеству набранных баллов. Организациям-участникам также предоставляются официальные результаты по каждой компетенции, с указанием всех конкурсантов, набранных ими баллов, полученных медалей и нагрудных знаков; эти результаты размещаются на сайте РКЦ WSR – Название Субъекта РФ адрес сайта.
                                                          16.МЕДАЛИ И НАГРАДЫ
                                                          16.1. Золотые, серебряные и бронзовые медали.

                                                          16.1.1. Золотыми, серебряными и бронзовыми медалями награждаются участники, которые показали первый, второй и третий результат соответственно по всем конкурсным компетенциям.

                                                          16.2. Разделение медалей. Если разница между конкурсантами составляет не более 2 баллов по 500-бальной шкале, медали делятся между ними, как описано ниже. Однако приемлемы варианты по рекомендации РКЦ, которым утверждаются результаты конкурса.

                                                          Разделение медалей обычно происходит следующим образом:

                                                          16.2.1. Золото. Две (2) золотые медали, без серебряных медалей, одна (1) бронзовая медаль.

                                                          Три (3) или более золотых медалей, без серебряных медалей. В дополнение, одна или более бронзовых медалей, когда разница между призерами последней золотой медали и следующим конкурсантом (конкурсантами) более 2 баллов.

                                                          16.2.2. Серебро. Одна (1) золотая медаль, две (2) или более серебряных медали. В дополнение, одна или более бронзовых медалей, когда разница между призерами последней золотой медали и следующим конкурсантом (конкурсантами) более 2 баллов.

                                                          16.2.3. Бронза. Одна (1) золотая медаль, одна (1) серебряная медаль, две или более бронзовых медалей.

                                                          16.3. Медаль за Профессионализм.

                                                          Конкурсанты, которые получили 500 и более баллов, но не получили медаль, награждаются Медалью за Профессионализм.

                                                          16.4. Сертификат Участия. Любой участник, не получивший медаль или особую награду, получает Сертификат об участии в соревнованиях WSR- Название Субъекта РФ.
                                                          17. РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ (включая решение споров)
                                                          17.1. Решение вопросов.

                                                          17.1.1. Во всех случаях возникновения вопросов, требующих разъяснения, споров, конфликтов и т.п., необходимо сначала попробовать решить вопрос с привлечением Главного эксперта по компетенции, все решения должны быть оформлены Протоколом, с подписями всех Экспертов.

                                                          17.1.2. Решение спорного вопроса выносится Главным экспертом на голосование и принимается простым большинством голосов Экспертов (50% + 1 голос). Кворум достигается при участии в голосовании не менее 80% Экспертов, аккредитованных на площадке данной компетенции.

                                                          Принятое решение оформляется Протоколом с указанием в нем причин и обстоятельств, вызвавших необходимость применения наказания (если применено). Протокол должен быть оформлен и передан в РКЦ немедленно после принятия решения.

                                                          В отношении данного случая РКЦ может назначить дополнительное расследование причин и обстоятельств. В этом случае письменные и устные пояснения могут быть затребованы у всех Экспертов данной компетенции, включая Главного эксперта, а при необходимости, и у конкурсантов, на работу которых повлияло рассматриваемое нарушение.
                                                          17.1.3. Если вопрос поднимается конкурсантом, то процедурой занимается соответствующий Эксперт.

                                                          17.1.4. Если вопрос невозможно решить или резолюцию невозможно принять в рамках компетенции, то он передается на рассмотрение в РКЦ, в день возникновения спорного случая.

                                                          17.1.5. Все споры регистрируются (вместе с резолюциями) и передаются в РКЦ.

                                                          17.2. Решение споров. РКЦ занимается разрешением споров в тех случаях, когда стороны полагают, что имеет место быть нарушение Кодекса этики (Приложение 7 к настоящему Регламенту). РКЦ обязан принять решение в любых случаях. Это решение является окончательным.

                                                          Оформляем приказ по обновленным правилам

                                                          С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», где представлены правила оформления и бланка приказа. Они практически не изменились.

                                                          Локальными актами организации может быть предусмотрено выделение полужирным шрифтом:

                                                          • реквизитов «адресат», «заголовок к тексту» или «подпись»,
                                                          • а также отдельных фрагментов текста.

                                                          В новом стандарте уточняется, что приказы по основной деятельности и по личному составу изготавливаются на бланках формата А4 и должны иметь поля:

                                                          • 20 мм – левое (30 мм, если срок хранения документа свыше 10 лет или «Постоянно»);
                                                          • 10 мм – правое;
                                                          • 20 мм – верхнее;
                                                          • 20 мм – нижнее.

                                                          ГОСТ Р 7.0.97-2016 рекомендует бланки документов на бумажном носителе и электронные шаблоны бланков изготавливать на основании макетов бланков, утверждаемых руководителем организации. Бланки документов следует изготавливать на белой бумаге или бумаге светлых тонов. Электронные шаблоны бланков документов должны быть защищены от несанкционированных изменений.

                                                          Пример 1. Бланк приказа организации

                                                          В Примере 1 показан бланк приказа организации. Но распорядительный документ может быть оформлен и на бланке должностного лица, см. например, рисунок В.7 в ГОСТ Р 7.0.97-2016:

                                                          Рисунок В.7 «Образец бланка конкретного вида документа должностного лица» в ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

                                                          • заменив вид документа «РАСПОРЯЖЕНИЕ» на «ПРИКАЗ» и
                                                          • подставив наименование своей организации и ее местоположение (населенный пункт).

                                                          Если в компании до этого такой бланк не использовался, то необходимо сначала его утвердить распорядительным документом или внести соответствующие дополнения в инструкцию по делопроизводству.

                                                          Состав реквизитов приказа

                                                          • Герб Российской Федерации, или Герб субъекта Российской Федерации, или эмблему либо товарный знак (знак обслуживания);
                                                          • наименование организацииавтора документа;
                                                          • вид документа (ПРИКАЗ);
                                                          • дата документа;
                                                          • регистрационный номер документа;
                                                          • место составления или издания документа;
                                                          • заголовок к тексту;
                                                          • текст;
                                                          • подпись.

                                                          При этом факультативными реквизитами приказа являются:

                                                          • визы / грифы согласования;
                                                          • отметка об исполнителе;
                                                          • отметка о контроле;
                                                          • отметка о направлении в дело.

                                                          Отметка об ознакомлении хотя и может оформляться на приказе, реквизитом не считается.

                                                          Обратите внимание, по общему правилу печать на приказе не проставляется. Это связано с тем, что он является внутренним распорядительным документом. Однако банки иногда требуют подлинники приказов, а не заверенные копии. В этом случае появление оттиска печати, заверяющего подпись на приказе, автоматически снимает множество потенциальных вопросов.

                                                          Как внести изменения в приказ и его приложения? Предлагаем разобраться на примерах с исключением, дополнением, изложением в новой редакции абзацев, пунктов, подпунктов, приложений, фрагментов таблиц. Мы объяснили, как заменить старое приложение новым; как указывать приложения приложений. Вас ждут оптимальные формулировки для различных ситуаций, систематизированные в таблицах, а также образцы целых приказов: о внесении изменений (т.е. актуализации старого документа) либо введении в действие новой версии организационного документа. Все это в статье «Вносим изменения в приказы организации и приложения к ним» журнала № 7′ 2017

                                                          Реквизиты бланка приказа

                                                          Герб Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также эмблема (товарный знак, знак обслуживания) организации оформляются на верхнем поле документа независимо от того, какое расположение бланка распорядительного документа используется в компании: продольное или угловое. В новом ГОСТ герб / эмблема всегда центрируется по отношению к наименованию организации-автора. См. Примеры 1-3.

                                                          Наименование организации – автора документа на бланке приказа должно соответствовать наименованию юридического лица, закрепленному в его учредительных документах и, соответственно, в ЕГРЮЛ. Под официальным полным наименованием организации в скобках указывается ее сокращенное наименование, если оно предусмотрено учредительными документами. См. Пример 1 и Рисунок В.7 в ГОСТ 7.0.97-2016.

                                                          Пример 2. Расположение эмблемы на угловом бланке приказа

                                                          Пример 3. Расположение эмблемы на продольном бланке приказа

                                                          Если у автора документа есть вышестоящая организация, то она должна указываться над ним. Новый ГОСТ ввел в виде самостоятельных реквизитов такие, как наименование структурного подразделения – автора документа и должностного лица – автора. Они и раньше могли располагаться на бланках документов, но не считались реквизитами.

                                                          Наименование вида документа указывается на всех документах, за исключением деловых (служебных) писем. Оно располагается под наименованием организации. Обратите внимание, что как ранее (согласно ГОСТ Р 6.30-2003), так и сейчас (по ГОСТ 7.0.97-2016) вид документа указывается прописными буквами (например, ПРИКАЗ).

                                                          Дата документа соответствует дате его подписания, а не дате регистрации. Но по правилам делопроизводства приказ должен быть зарегистрирован в день подписания, поэтому у него эти даты всегда совпадают.

                                                          См. новость «Стандарт представления дат и времени» журнала № 8′ 2018

                                                          • арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.06.2016, или
                                                          • словесно-цифровым способом: 5 июня 2016 г. (обратите внимание, что при таком способе в дате до 10 цифра «0» теперь не проставляется).

                                                          Часто в бланке приказа проставляют дату словесно-цифровым способом и перед цифрой дня указывают предлог «от» или берут эту цифру в кавычки: «2» сентября 2018 г. В новом ГОСТ таких вариантов написания нет, но и делать это не запрещается. См. Пример 6.

                                                          Регистрационный номер документа – это идентификатор документа, состоящий:

                                                          • из порядкового номера документа,
                                                          • который, по усмотрению организации, может дополняться цифровыми или буквенными кодами (индексами) в соответствии с используемыми классификаторами (например: индексом дела по номенклатуре дел, кодом корреспондента, кодом должностного лица и др.).

                                                          В «Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76; далее – Методические рекомендации) сказано, что приказы регистрируются по порядку номеров в пределах календарного года, начиная с 1 января и заканчивая 31 декабря. Этот принцип регистрации приказов используют все организации.

                                                          Только каждый массив разновидностей приказов регистрируется отдельно, следовательно, имеет собственную валовую нумерацию в течение календарного года. Чтобы отделить один массив разновидностей приказов от другого, им и присваивают разные индексы. Во-первых, приказы подразделяют на следующие виды:

                                                          • по основной деятельности,
                                                          • административно-хозяйственным вопросам и
                                                          • личному составу.

                                                          Во-вторых, дополнительно их можно классифицировать в пределах каждой разновидности на еще более мелкие группы, чтобы группировать по правилам архивного хранения в разные дела с учетом сроков хранения. Например, приказы по личному составу удобно разделить на имеющие длительный срок хранения 50 лет (до 2003 года – 75 лет) и те, что должны храниться 5 лет (первым можно присваивать индекс «л/с», вторым – «л»; часто еще в качестве индекса используют номер дела по номенклатуре дел, в которое подшивается документ). К индексу (группы) всегда добавляют порядковый номер документа (внутри этой группы).

                                                          Указание места составления (издания) в приказе обязательно. Только фактически им становится населенный пункт из официального адреса организации, указанного при регистрации в ЕГРЮЛ. Он пишется в соответствии с принятым административно-территориальным делением. Указывается на строчку ниже даты и номера документа.

                                                          Данный реквизит может не оформляться в приказе только в том случае, если в наименовании организации присутствует указание на место ее нахождения (например: Московский городской педагогический университет).

                                                          Текст с заголовком

                                                          Заголовок к тексту приказа выражается словосочетанием, в котором опорным словом является имя существительное в предложном падеже («о чем?»). Как правило, опорное слово является отглагольным существительным, т.е. указывает на конкретное действие (назначение, создание), например: «О назначении сотрудника, ответственного за работу с обращениями граждан». Заголовок должен кратко и точно отражать содержание текста приказа.

                                                          При правильном выборе существительного, определяющего тему приказа, оно будет являться стержневым идентификатором при поиске документа.

                                                          Пример 4. Заголовок к тексту приказа (по общим правилам и согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016)

                                                          Правильно:

                                                          О разработке Правил организации делопроизводства

                                                          Неправильно:

                                                          О делопроизводственных делах и документах

                                                          • занимать не более 5 строк общей длиною до 150 знаков,
                                                          • печататься без абзацного отступа через одинарный межстрочный интервал без кавычек и не подчеркиваться,
                                                          • начинаться с прописной буквы и заканчиваться без использования точки.

                                                          В Методических рекомендациях заголовок к тексту предлагается центрировать и выделять полужирным шрифтом при оформлении приказа на продольном бланке (Пример 5). Видимо, для устранения конфликта между новым ГОСТ и Методическими рекомендациями в ГОСТ Р 7.0.97-2016 и было включено пояснение для федеральных органов власти: «В указах, постановлениях, решениях, приказах, издаваемых органами власти, заголовок к тексту может оформляться над текстом посередине рабочего поля документа и центрируется относительно самой длинной строки».

                                                          Пример 5. Заголовок текста приказа органа власти на продольном бланке

                                                          О повышении доступности бесплатной медицинской
                                                          помощи гражданам Российской Федерации

                                                          Можно оформлять заголовок к тексту и прописными буквами (Пример 6), поскольку все указания по оформлению распорядительных документов носят рекомендательный характер. Однако использование того или иного способа оформления, применения шрифтов должно быть отражено в локальном нормативном акте организации (ЛНА), определяющем правила оформления и составления документов (это может быть инструкция, правила, порядок или регламент).

                                                          Пример 6. «Шапка» приказа федерального агентства

                                                          МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                          ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
                                                          ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

                                                          от 31 января 2014 г. № 14-СТ

                                                          О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД 2) И ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА ПРОДУКЦИИ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

                                                          «Заголовок к тексту может не составляться, если текст документа не превышает 4-5 строк» – это формулировка из п. 5.17 нового ГОСТ. В таком случае текст документа можно полностью перенести в СЭД в поле «Заголовок к тексту», по которому обычно работает поиск. В утратившем силу ГОСТ Р 6.30-2003 условие отсутствия заголовка было сформулировано иначе: «К тексту документов, оформленных на бланках формата А5, заголовок допускается не указывать».

                                                          Нужно ли ставить точку после написания цифр при нумерации разделов, подразделов, пунктов, подпунктов по новому ГОСТ Р 7.0.97-2016? Ответ в журнале № 7′ 2018

                                                          См. статью «Отметка о приложении на документе: обновление правил оформления и сложные случаи» журнала № 8′ 2018

                                                          Текст приказа выравнивается по ширине листа (по границам левого и правого полей документа). Приведем здесь те фрагменты п. 5.18 нового ГОСТ, которые имеют отношение к оформлению текста именно приказа:

                                                          Пункт 5.18 ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

                                                          5.18. Текст документа составляется на государственном языке Российской Федерации или государственном языке (языках) республик в составе Российской Федерации в соответствии с законодательством республик в составе Российской Федерации.

                                                          В тексте документа, подготовленном на основании законодательных или иных нормативных правовых актов, ранее изданных распорядительных документов, указываются их реквизиты:

                                                          • наименование документа, наименование организации – автора документа, дата документа, регистрационный номер документа, заголовок к тексту или наименование вида документа;
                                                          • наименование организации или должностного лица, утвердившего документ, дату утверждения документа.

                                                          Текст документа может содержать разделы, подразделы, пункты, подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Уровней рубрикации текста не должно быть более четырех.

                                                          В приказах текст излагается от первого лица единственного числа («приказываю»)… В совместных документах… от первого лица множественного числа («приказываем», «решили»)…

                                                          В текстах документов употребляются только общепринятые аббревиатуры и графические сокращения.

                                                          При употреблении в тексте фамилий лиц инициалы указываются после фамилии…

                                                          Пронумерованные пункты распорядительной части текста приказа могут форматироваться как обычные абзацы (см. фрагмент Методических рекомендаций далее) или как нумерованный список, в котором номера пунктов располагаются друг под другом левее текста (как в Примере 7). Здесь вы также можете увидеть разницу в написании ключевого слова: «ПРИКАЗЫВАЮ:» с новой строки или «п р и к а з ы в а ю:» в конце последнего абзаца констатирующей части текста.

                                                          См. статью «Как составить текст приказа» журнала № 3′ 2018

                                                          Распорядительные документы могут иметь приложения. Они оформляются не под текстом отдельным реквизитом «отметка о приложении» (как, например, в письмах), а в виде ссылок в тексте. При первом упоминании прилагаемого документа в тексте приказа следом в скобках пишут слово «(приложение)». А если таких документов несколько, то их нумеруют с использованием знака «№ » или без него: «(приложение 1)» и «(приложение 2)» либо «(приложение № 1)» и «(приложение № 2)» – см. Пример 7.

                                                          Если приложение утверждается приказом, то в тексте перед его наименованием может указываться и прилагательное «прилагаемый» без скобок – этот вариант приводится в Методических рекомендациях (см. «!» во фрагменте Методических рекомендаций ниже).

                                                          Пример 7. Указание наличия приложения в тексте приказа (по ГОСТ Р 7.0.97-2016)

                                                          1. Начальнику отдела кадров Иванову В.А. подготовить график отпусков с учетом перечня льготных должностей (приложение 1). Срок – 31.10.2018.

                                                          2. Начальнику отдела информатизации Кокову А.А. модернизировать сайт компании в соответствии с требованиями Ростехнадзора (приложение 2). Срок – 31.10.2018.

                                                          Образец приказа из Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76)

                                                          • слово «Приложение» и
                                                          • гриф утверждения с указанием данных распорядительного документа, которым утвержден документ-приложение. Причем указываем, что утверждение произведено не приказом генерального директора, а именно приказом организации, если генеральный директор единственный имеет право издавать приказы (это самая распространенная схема работы и в примерах в ГОСТ Р 6.30-2003 и в ГОСТ Р 7.0.97-2016 представлен именно такой вариант).

                                                          Если же документ лишь прилагается к приказу, но не утверждается им, то на приложении оформляем иную отметку – как в Примере 9.

                                                          Пример 8. Отметка о приложении на утвержденном нормативном документе

                                                          Пример 9. Отметка на неутверждаемом приложении

                                                          Приказ подшивается в дело вместе со своими приложениями. А вот основания к приказам по основной деятельности и административно-хозяйственным вопросам (докладные и служебные записки, рапорты и пр.) формируются отдельно.

                                                          Согласование и подписание

                                                          Перед подписанием документа он может быть отправлен на согласование. Не путайте процедуру согласования приказа с процедурой ознакомления, которая происходит уже после подписания приказа.

                                                          Если в организации установлен порядок визирования (внутреннего согласования) проекта приказа заинтересованными лицами, определен их состав для каждого вида приказа, то наличие визы на документе обязательно.

                                                          Виза свидетельствует о рассмотрении проекта документа согласующим лицом (и не всегда о согласии с ним). Она включает (см. Примеры 10-12):

                                                          • должность лица, визирующего документ;
                                                          • его подпись с расшифровкой (инициалами и фамилией);
                                                          • дату визирования;
                                                          • если к проекту документа есть замечания, то они излагаются здесь же либо прилагаются отдельно (о чем делается пометка).

                                                          Если подлинник документа остается в организации, рекомендуется проставлять визы в нижней части оборотной стороны его последнего листа или на отдельном листе согласования. Визирование документа может осуществляться и в автоматизированной системе. Допускается, по усмотрению организации, полистное визирование нормативных актов, приложений для защиты от возможной замены листов.

                                                          Вариант расположения виз на документе выбирает сама организация и закрепляет в инструкции по делопроизводству или ином ЛНА.

                                                          Если в процессе визирования в проект текста документа вносятся существенные изменения, он подлежит повторному согласованию. Оно не требуется, если при доработке в проект документа внесены лишь уточнения, не меняющие его сути.

                                                          Пример 10. Виза внутреннего согласования на проекте документа (без замечаний)

                                                          Пример 11. Виза внутреннего согласования на проекте документа (с замечаниями)

                                                          Пример 12. Виза внутреннего согласования на проекте документа (с замечаниями)

                                                          Если проект приказа должен быть согласован с должностными лицами, которые не являются сотрудниками организации, то это считается внешним согласованием и оформляется грифом согласования. В нем присутствуют те же элементы, что и в визе, только добавлено слово «СОГЛАСОВАНО» (все буквы прописные, без кавычек, в конце двоеточие не ставится):

                                                          Пример 13. Гриф внешнего согласования на проекте документа (без замечаний)

                                                          Грифы согласования могут оформляться на отдельном листе согласования или на лицевой стороне подлинника документа ниже реквизита «подпись» слева.

                                                          Единых правил оформления листа согласования не существует, поэтому приведем наиболее распространенный вариант (Пример 14). Заполненный лист согласования подписывается и датируется руководителем делопроизводственной службы или ответственным исполнителем. Лист согласования прилагается к проекту документа.

                                                          В соответствии с приложением к п. 3.3.2 Методических рекомендаций, если содержание документа затрагивает интересы нескольких организаций, грифы согласования могут располагаться на отдельном листе согласования. Но при этом на основном документе (в тексте приказа) в месте, предусмотренном для расположения грифов согласования (под реквизитом «подпись» слева) делается отметка «Лист согласования прилагается».

                                                          Пример 14. Лист согласования с грифами внешнего согласования (в образце не были использованы реальные должности и Ф.И.О. чиновников)

                                                          При внутреннем согласовании визы тоже часто располагают на листе согласования (напомним, что в визе не будет слова «СОГЛАСОВАНО» и в должности будет отсутствовать наименование организации).

                                                          Согласование – это выражение согласия или несогласия, частичного согласия с проектом текста документа, т.е. возможна его корректировка до идеального состояния. При наличии замечаний к документу визу / гриф согласования оформляют:

                                                          • прямо с текстом этого короткого замечания (см. Примеры 12 и 17) либо
                                                          • пишут, что замечания прилагаются, чтобы подробно изложить их на отдельном листе (Пример 11). Но как их тогда оформить? Единых правил не существует, поэтому предлагаем вам возможные варианты в Примерах 15 и 16.

                                                          Пример 15. Замечания к проекту документа (в образце не использовалось реальное Ф.И.О. чиновника)

                                                          Пример 16. Замечания к проекту документа

                                                          При несогласии с текстом проекта документа согласующее лицо не может отказаться от его визирования, т.к. это является его обязанностью, закрепленной либо в должностной инструкции, либо в регламенте прохождения документа, либо в инструкции по делопроизводству, но он может объяснить свое несогласие:

                                                          Пример 17. Ситуация и пример визы согласования

                                                          Допустим, в приказе есть пункт об утверждении состава рабочей группы по проверке документации. При визировании документа начальник юридического отдела высказал свое несогласие на проекте приказа собственной визой, мотивируя это так:

                                                          Коммерческая организация может воспользоваться правилом, которое применяется при согласовании проектов нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти:

                                                          Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009)

                                                          3…При наличии возражений проект нормативного правового акта визируется с замечаниями, которые оформляются на бланке федерального органа исполнительной власти, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к указанному проекту (его копии) либо создаются в форме электронного документа и подписываются руководителем (его заместителем) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

                                                          Если согласование происходит внутри СЭД, то его результаты можно распечатать, как и любой другой отчет (см. Пример 18).

                                                          Если визирование или внешнее согласование оформлялось на листе согласования, то он является неотъемлемой частью того документа, к которому относится, и храниться должен вместе с ним в течение того же срока, что и основной документ.

                                                          Если согласование происходит в электронной форме, а приказ подписывается на бумаге традиционным рукописным способом, то лист согласования необходимо распечатать и приложить к документу (Пример 18).

                                                          Если приказ подписывается электронной подписью и визируется также в электронной форме, то приказ и лист согласования формируются в электронное дело. Данный вопрос нормативно не урегулирован, потому единого мнения по нему нет. Но принимая во внимание, что лист согласования является неотъемлемой частью документа, хранить части документа в разных системах автору статьи представляется нелогичным.

                                                          Пример 18. Лист согласования, сформированный в СЭД

                                                          Тут стоит прояснить еще один нюанс. ГОСТ Р 7.0.97-2016 ввел новый реквизит «отметка об электронной подписи», при этом в п. 5.23 говорит, что она «используется при визуализации электронного документа, подписанного электронной подписью… место размещения отметки… должно соответствовать месту размещения собственноручной подписи на аналогичном документе на бумажном носителе». Данная отметка может быть использована только в реквизите «подпись». Кстати, в ГОСТ Р 7.0.97-2016 приводится единственный пример оформления такой отметки (см. ниже), который подразумевает отображение номера сертификата, выданного удостоверяющим центром, но он есть только у усиленных квалифицированных подписей, его получение стоит денег.

                                                          Поэтому «для внутреннего потребления», в т.ч. при согласовании документа внутри организации, обычно используют простую электронную подпись, поддерживаемую СЭД совершенно бесплатно. Вход в систему при помощи пароля и логина уже может использоваться СЭД для идентификации пользователя. Если согласование будет проходить в электронной форме именно таким способом, это необходимо закрепить в ЛНА компании.

                                                          В Примере 18 показано, что в распечатке из СЭД может просто содержаться информация о факте прохождения согласования в СЭД (отмечено «1»), а вот подпись будет стоять того лица, кто уполномочен подтверждать эти сведения («2» там же).

                                                          Пример отметки об электронной подписи из п. 5.23 ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

                                                          Итоговый тест по программе «Эксперт демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия 2020»

                                                          Существенно ниже конкурсного задания чемпионата, взятого за основу, чтобы его можно было выполнить на любом оборудовании, даже не в соответствии с инфраструктурными листами по компетенции.

                                                          11. Критерии оценки это …

                                                          Набор аспектов, по которым оценивается работа участника

                                                          Перечень навыков в разделе WorldSkills Standart Specification

                                                          Файл для загрузки в CIS

                                                          12. Какие бывают роли на демонстрационном экзамене?

                                                          Технический эксперт площадки

                                                          13. Когда производится подписание итогового протокола с выставленными оценками в CIS ?

                                                          Когда все оценки внесены в CIS

                                                          Когда данные в CIS разблокированы

                                                          Когда заблокированные баллы в CIS проверены и соответствуют оценочным ведомостям

                                                          Как только Главный эксперт внес все данные в CIS

                                                          14. Что означает «0» в судейской оценке?

                                                          Работа не соответствует индустриальным стандартам

                                                          Работа соответствует индустриальным стандартам

                                                          Качество работы на высоком индустриальном уровне или превышает его

                                                          15. Что означает «3» в судейской оценке?

                                                          Шедевр, крайне редкий результат

                                                          Работа не соответствует индустриальным стандартам

                                                          Работа соответствует индустриальным стандартам

                                                          16. С какими документами обязательно должен быть ознакомлен эксперт демонстрационного экзамена?

                                                          Кодекс этики движения WorldSkills

                                                          Регламентом проведения Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы ( WorldSkills Russia )»

                                                          Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия

                                                          17. Какие существуют виды объективных (измеримых) аспектов?

                                                          18. Кто вносит данные из оценочных ведомостей в CIS

                                                          Один из членов экспертной группы

                                                          19. Куда эксперты вносят оценки выполненного задания демонстрационного экзамена?

                                                          В оценочные ведомости, выгруженные из системы CIS

                                                          В рабочую тетрадь

                                                          20. Самый важный раздел Технического описания, в котором описаны знания и навыки, которыми должен обладать специалист, владеющий данной компетенцией

                                                          Спецификация стандартов WorldSkills ( WSSS )

                                                          Оценочная стратегия и технические особенности оценки

                                                          Схема выставления оценки

                                                          21. Что означает кодировка Комплекта оценочной документации «КОД 2.1»?

                                                          Задание в этом комплекте выполняется 1 день и это второй вариант комплекта оценочной документации

                                                          Задание в этом комплекте выполняется 2 дня и это первый вариант комплекта оценочной документации

                                                          Указание на количество экспертов, участвующих в оценке выполнения задания.

                                                          22. Что такое EuroSkills ?

                                                          Чемпионат Европы по стандартам WorldSkills

                                                          Мировой чемпионат, когда он проводится в одной из стран Европы

                                                          Профессии, наиболее популярные в странах Европы

                                                          23. Какие блоки компетенций существуют в WorldSkills International ?

                                                          Строительство и строительные технологии

                                                          Информационные и коммуникационные технологии

                                                          Транспорт и логистика

                                                          24. Какие типы компетенций существуют в WorldSkills ?

                                                          25. Сколько блоков компетенций существует в движении WorldSkills в России?

                                                          26. Какое количество экспертов входит в экспертную группу?

                                                          Зависит от Комплекта оценочной документации по компетенции

                                                          Утверждается Главным экспертом для каждого демонстрационного экзамена отдельно

                                                          27. Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе конкурсного задания …

                                                          Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы ( WorldSkills Russia )» соответствующего года

                                                          Международных чемпионатов WorldSkills предыдущего года или соответствующего года

                                                          Вузовского чемпионата по стандартам Ворлдскиллс

                                                          Регионального чемпионата «Молодые профессионалы ( WorldSkills Russia )»

                                                          28. Где зародилось WorldSkills Juniors и FutureSkills?

                                                          29. В каком году мировой чемпионат WorldSkills в России?

                                                          30. Что такое ЦПДЭ

                                                          Профессиональная образовательная организация, созданная с целью обеспечения лидерства в подготовке кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями

                                                          Аккредитованная площадка, оснащенная оборудованием для выполнения заданий демонстрационного экзамена в соответствии с установленными требованиями по компетенции

                                                          Центр развития профессий и профессиональных сообществ Ворлдскиллс, обладающий современным оборудованием и технологиями, отвечающими требованиям Ворлдскиллс, а также наличием экспертов для осуществления обучения и оценки по стандартам Ворлдскиллс.

                                                          Все профессиональные образовательные организации.

                                                          31. Главный эксперт это …

                                                          Сертифицированный эксперт Ворлдскиллс, несущий ответственность за организацию и развитие компетенций в РФ

                                                          Сертифицированный эксперт или эксперт с правом проведения чемпионатов, назначенный для проведения Демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия.

                                                          Лицо имеющее высокий уровень квалификации по соответствующей компетенции согласно Спецификации стандартов определенной компетенции

                                                          Сертифицированный эксперт Ворлдскиллс, который отвечает за взаимодействие с международным сообществом, организовывает подготовку членов национальной сборной по своей компетенции в рамках движения Ворлдскиллс в России.

                                                          32. Какие этапы предусмотрены при проведении Демонстрационного экзамена?

                                                          Проведение демонстрационного экзамена

                                                          День выдачи Skills Passport

                                                          33. Кем проводится оценка выполнения заданий демонстрационного экзамена?

                                                          Главным экспертом и Экспертной группой

                                                          Главным экспертом и Экспертной группой и техническим экспертом

                                                          34. Сколько блоков компетенций существует в WorldSkills International ?

                                                          35. Какие задачи преследует демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills?

                                                          Оценка практических навыков и умений студентов и выпускников образовательных организаций

                                                          Определение уровня владения теоретическими знаниями студентами и выпускниками

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *