Кто проверяет бизнес в России
Бизнес в России проверяют 30 ведомств, мы собрали их все в одну таблицу и разобрались, кто за чем следит.
Еще о проверках:
Какие органы проверяют бизнес
Название органа
Что проверяет
На основании Административного кодекса
Комиссия по делам несовершеннолетних
Как компании работают с несовершеннолетними сотрудниками
Органы внутренних дел, ОВД или полиция
Как магазины продают алкоголь и табак: есть ли лицензия и сертификаты, продают ли несовершеннолетним или по ночам
Федеральная налоговая служба, ФНС, ИФНС, налоговая
Предпринимательство без регистрации в налоговой;
регистрация ИП и компаний;
соблюдение ФЗ-115 — закона о противодействии отмыванию денег;
налоговые отчеты и оплата налогов;
«черные» и «серые» зарплаты;
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Государственные тендеры и закупки
Таможенные органы, таможня
Перевозка товаров через границы Таможенного союза;
таможенные декларации и документы;
международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров;
перевозка опасных грузов: кислот, ядов или диких животных.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю или экспортный контроль
Экспорт товаров, информации, работ и услуг
Пограничные органы контроля
Рыболовство и охота, браконьерство;
перевозка минералов и живых ресурсов, например цветных металлов или медведей;
ведение судовых документов.
Передает ли работодатель в военкомат список сотрудников, которые должны встать на воинский учет
Государственная инспекция труда, ГИТ, Роструд, трудовая инспекция
Соблюдение трудового кодекса: трудовые договоры, зарплата без задержек, увольнение по правилам;
условия труда, проведение спецоценки, несчастные случаи на производстве.
Санитарные правила и гигиенические нормативы. СЭС следит, чтобы у всех поваров в кафе были медкнижки, а над плитой — вытяжка;
соблюдение запрета на курение в общественных местах, кафе, офисах и барах;
соблюдение законодательства о генно-инженерно-модифицированных организмах и продукции. Например, регистрация всех генно-модифицированных продуктов и организмов.
Соблюдение правил карантина животных, например при перевозке куриц или коров из одной страны в другую;
соблюдение технических регламентов;
использование пестицидов и агрохимикатов, сельскохозяйственной земли;
производство, продажа и перевозка семян;
безопасность зерна и его переработки;
производство, выпуск и продажа лекарств для животных.
Государственный земельный надзор, он же Росреестр
Покупка, продажа, аренда и использование земельных участков и недвижимости;
проведение мелиоративных работ — это работы, которые улучшают свойства сельскохозяйственной почвы. Например, посадка лесных растений по границам полей.
Государственный геологический надзор
Использование недр, выдача лицензий и контроль за техническими проектами;
застройка земель, на которых могут быть полезные ископаемые;
захоронение отходов в морских водах.
Государственный лесной надзор
Соблюдение пожарной безопасности в лесах;
соблюдение правил хозяйственной деятельности в лесопарковой зоне;
контроль за рубкой деревьев;
переуступка прав на лесные участки.
Использование водных объектов и водных биологических ресурсов, например добыча ископаемых со дна морей и строительство гидроэлектростанций;
соблюдение правил рыболовства, разведки минеральных ресурсов;
выброс вредных веществ в атмосферу. Это касается всех, у кого есть котельные или другие источники выбросов;
производство и импорт товаров в упаковке: от импорта роз в картонных коробках до выпечки булочек в крафтовых пакетах.
Государственный экологический надзор
Проверяет, как владелец бизнеса использует сельскохозяйственные и лесные земли;
добывает песок, гравий и глину, полезные ископаемые;
загрязняет ли воду и ледники.
Ростехнадзор, он же Государственный энергетический надзор
Использование электрических и тепловых сетей, энергоносителей и топлива;
контроль горячего, холодного водоснабжения и водоотведения;
установка и замена счетчиков;
контроль за тем, указывают ли производители класс энергоэффективности товаров;
соблюдение требований энергоэффективности зданий;
соблюдение технических регламентов;
перевозка опасных веществ, например ядерного топлива;
использование атомной энергии.
Министерство чрезвычайных ситуаций, МЧС, пожарная инспекция, пожарный надзор
Соблюдение требований пожарной безопасности, запрета на курение и технических регламентов.
Перевозка опасных веществ и крупногабаритных грузов, например баллонов с водородом или бурильных установок;
перевозка пассажиров и багажа;
страхование гражданской ответственности перевозчика;
Роскомнадзор, он же Надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Использование радиоэлектронных сетей и высокочастотных устройств;
строительство сооружений связи;
работа СМИ, сотовых операторов, новостных агрегаторов, сайтов и мессенджеров;
хранение и обработка персональных данных.
Федеральный антимонопольный орган, ФАС или антимонопольная служба
Соблюдение закона «О рекламе»;
спонсорство, проведение стимулирующих мероприятий и акции;
конкуренция и злоупотребление монополией;
манипулирование ценами на оптовых и розничных рынках;
тарифы естественных монополий;
предоставление информации об иностранных инвестициях.
Как предприниматели соблюдают:
закон «О защите прав потребителей»;
правила продажи товаров и оказания услуг;
ветеринарно-санитарные правила перевозки животных;
правила продажи алкоголя;
правила производства, продажи и учета драгоценных металлов и камней.
Производство и оборот этилового спирта, алкоголя;
продажа поддельного алкоголя;
учет алкоголя в ЕГАИС;
соблюдение минимальных цен на алкоголь и максимальных на табак;
правил маркировки товаров;
Сдает ли предприниматель бухгалтерскую и статистическую отчетность
Госжилнадзор, или государственный жилищный надзор
Работа управляющих компаний;
перевод жилых помещений в нежилые и обратно;
соблюдение требований энергетической эффективности;
выдача лицензий на управление многоквартирными домами.
Госстройнадзор, или государственный строительный надзор
Технические регламенты и проектная документация при строительстве или капитальном ремонте зданий;
ввод зданий в эксплуатацию;
соблюдение владельцами нежилых зданий требований энергетической эффективности;
долевое строительство многоквартирных домов;
размещение информации о ходе строительства.
соблюдение требований по противодействию отмыванию денег.
Соблюдение требований организованных торгов;
работа банков и кредитных организаций;
ведение реестра владельцев ценных бумаг;
деятельность микрофинансовых организаций;
инсайдерская информация и манипулирование рынком;
работа страховых организаций.
Росздравнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
Оптовая и розничная торговля лекарствами;
соблюдение технических регламентов;
декларирование и маркировка лекарств;
контроль цен на лекарства;
регистрация медицинских изделий;
качество и безопасность медицинской деятельности;
Соблюдение требований для получения лицензии на образовательную деятельность
Узнать о проверках можно на сайте прокуратуры по ИНН
Проверки бывают плановые — по списку, который составляется на год вперед, и внеплановые — по жалобам покупателей, сотрудников или когда в компании что-то случилось, например сотрудник сломал ногу на рабочем месте или произошла утечка плутония.
Первые три года после регистрации бизнес не попадает в список плановых проверок — это требование закона «О защите прав предпринимателей и юридических лиц».
О плановых проверках можно узнать заранее на сайтах ведомств. О внеплановых иногда уведомляют за 1-3 дня, а иногда нет. Все плановые и некоторые внеплановые проверки есть в единой базе прокуратуры. Узнать о них можно по ИНН или названию компании:
В результатах поиска на сайте прокуратуры показываются тип проверки, дата проведения, ведомство, цель и вид: выездная или документарная.
Как проверить бухгалтера: признаки проблем в бухгалтерии и способы их устранения
Предприниматели и владельцы малого бизнеса даже не стремятся разобраться в бухгалтерии. Учет ведется по особым правилам, нормативные акты часто меняют, самостоятельно разобраться в хитросплетении цифр и символов бухгалтерии без подготовки невозможно — этим пользуются недобросовестные и некомпетентные бухгалтеры.
Наша статья для тех, кто хочет выяснить, какие бомбы замедленного действия хранит его бухгалтерия. Вы узнаете, как обнаружить признаки неправильного ведения бухгалтерского учета, как самостоятельно проверить бухгалтера и что должен контролировать грамотный руководитель.
Из этой статьи вы узнаете:
Почему важно самому контролировать бухгалтерию
С усилением роли контролирующих органов, введением электронного документооборота и наличием онлайн-доступа у налоговиков к расчетным счетам и кассам организаций неправильный учет чреват проверками, штрафами и другими санкциями.
Иногда после увольнения бухгалтера руководитель вдруг выясняет, что учет фирмы в плачевном состоянии: бухгалтерские документы не разобраны или отсутствуют, цифры в отчетности взяты «с потолка», операции не разнесены по счетам. Восстановление запущенного учета — очень трудоемкий процесс. В некоторых случаях сделать это и вовсе невозможно. Ошибки и отсутствие документов при первой же проверке повлекут доначисление налогов, штрафы и пени (ст. 120 и 122 Налогового кодекса РФ).
Контрагенты не станут иметь дела с фирмой, если в ней не умеют оформлять первичные документы, подтверждающие факт проведения доходных или расходных хозяйственных операций (счета-фактуры, ордера, поручения и другие). Организация, которая не сможет подтвердить сделки по НДС при запросе из налоговой инспекции, не вызовет доверия партнеров.
Некоторые бухгалтеры, чтобы «заработать», проводят через счета организации транзитные суммы или занимаются обналичиванием для посторонних людей. За использование мошеннических схем именно руководителю фирмы грозит уголовное преследование (статьи 171, 174, 199, 199.2, 327 Уголовного кодекса РФ).
5 проблем, которые обязательно возникнут, если не контролировать бухгалтерию:
Сложности с налоговыми органами: несвоевременная сдача отчетности, неуплата налогов, штрафы;
Ухудшение взаимоотношений с партнерами: серьезные контрагенты дорожат своей налоговой репутацией и не захотят работать с с организацией, в которой бухгалтерский учет ведется спустя рукава;
Мошенничество с расчетным счетом и кассой: нецелевые расходы, воровство, незаконное обналичивание и транзит чужих денежных средств;
Длящиеся нарушения ведения первичной документации, которые могут долгое время оставаться в тени и «выстрелить» при налоговой проверке. Это приведет к самым печальным последствиям для бизнеса:к примеру, фирма может обанкротиться из-за невозможности уплаты налоговых санкций;
Уголовное преследование руководителя со стороны органов внутренних дел.
Следует помнить: если общество обанкротилось и у него имеется налоговая задолженность по вине руководителей или участников, на них может быть возложена субсидиарная ответственность (ст.3 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № от 08.02.1998). Сейчас все чаще налоговая задолженность ООО после банкротства взыскивается в судебном порядке за счет личного имущества директора и учредителей.
Главный бухгалтер небольшой подрядной фирмы по состоянию здоровья уволился сразу после получения уведомления о налоговой проверке. Взятый на его место специалист не мог пояснить проверяющим многие моменты учета, поскольку порядка в бухгалтерии не было: часть первичных документов отсутствовала, часть была заполнена с ошибками.
Результат — налоговики не приняли большое количество операций к учету и доначислили более 8 млн рублей налогов, штрафов и пени. Для фирмы с годовым оборотом 5 млн рублей сумма была просто огромная. Через полгода налоговая инспекция инициировала банкротство организации. Собственник лишился бизнеса и начал все с нуля.
за ошибки в бухгалтерии отвечает руководитель компании: от штрафов и пени до лишения свободы
Как понять, что в бухгалтерии что-то пошло не так
Вы без труда обнаружите проблемы в ведении бухгалтерского учета, если будете знать специальные правила.
Приступая к проверке, забудьте о стеснении: задавайте много вопросов, не бойтесь показаться некомпетентным. Вы не обязаны знать нюансы бухучета, но имеете право полностью контролировать фирму.
1. Налоговая задолженность и несвоевременная сдача отчетности
Отчетность должна сдаваться вовремя, а налоги — уплачиваться в полном объеме. Убедиться, так это или нет, поможет сверка с налоговой инспекцией.
Справка о состоянии расчетов по налогам и сборам
Через электронные сервисы по сдаче отчетности (например, СБИС, Астрал, Контур и другие), личный кабинет налогоплательщика или непосредственно в налоговой инспекции запросите справку о состоянии расчетов по налогам и сборам.
Cправка о состоянии расчетов по налогам, сборам и т. д.
В справке о состоянии расчетов изучите столбцы 4 — налоги, 6 — пени, и 8 — штрафы. У грамотного и ответственного бухгалтера в них будет стоять цифра «0». Это значит, что с расчетами все в порядке. Сумма со знаком «+» указывает на переплату по налогу в бюджет. Сумма со знаком «—» говорит о том, что у налогоплательщика есть долги.
Переплата или долги по налогам должны насторожить руководителя. Попросите бухгалтера объяснить расхождения. В некоторых случаях, например, при уплате авансовых платежей по УСН, справка иногда показывает переплату. Компетентный бухгалтер доступно объяснит, в чем дело.
Срок предоставления в бумажном варианте — 5 рабочих дней с момента получения заявления от налогоплательщика. Если подать заявление в электронном виде — на следующий рабочий день после регистрации электронного запроса от организации (приказ ФНС РФ от 28 декабря 2016 № ММВ-7-17/722@).
Банковская выписка за последние 2 — 3 года
Еще один способ выяснить своевременность сдачи отчетности — просмотреть банковскую выписку за последние 2 — 3 года.
Отфильтруйте все платежи в бюджет и посмотрите их назначение. Руководителя должно насторожить два момента:
если среди расходных документов будут инкассовые поручения — документы, которые подтверждают, что ИФНС списывала с вашего расчетного счета налоговую задолженность;
если в платежках в назначении платежей присутствуют фразы «уплата пени», «уплата штрафа» и т.д.
Даже если суммы малы, требуйте у бухгалтера объяснений, почему он допустил несвоевременную сдачу отчетности, из-за которой компании пришлось платить пени и штрафы.
Выписка операций по расчетам с бюджетом
В налоговой получите выписку операций по расчетам с бюджетом. В бумажном виде ее выдают в течение 5 рабочих дней, либо за 1 день, если запрос был отправлен электронно.
Выписка поможет быстро проанализировать причины долгов и переплат по налогам — при их наличии. В ней указаны начисления и платежи по каждому виду налога.
Возьмите платежные поручения на уплату налогов и проверьте, все ли суммы учтены в выписке. Если какого-либо платежа нет, проверьте правильность заполнения реквизитов и обязательных полей платежного поручения, которое отсутствует в выписке ИФНС. Часто из-за невнимательности при указании КБК, ОКАТО или периодов платежи разносятся на общий счет «до выяснения» и не отражаются по лицевому счету налогоплательщика.
Если выяснилось, что каких-то платежей действительно не хватает или имеются ошибки в заполнении платежных поручений, подготовьте заявления, уточняющие ошибочные платежи. Сделать это можно самостоятельно или поручить своему бухгалтеру. Заявление об уточнении платежа пишут в территориальный отдел ИФНС в произвольной форме, к нему прилагают заверенные банком копии платежек об уплате налогов.
Изучая выписку операций по счетам, обязательно обратите внимание на вид документа (столбец 5). РНалП — это первичная декларация или расчет по налогу. РНалУ — уточненный отчет.
Пример выписки операций по расчету с бюджетом. В 5 столбце не должно быть РНалУ
Некоторые бухгалтеры практикуют сдачу недостоверных первичных отчетов, чтобы уложиться в срок. Позже они сдают правильный отчет. Обнаружив РНалУ в нескольких периодах, уточните у бухгалтера, что помешало ему своевременно сдать правильную отчетность. Знайте, что регулярная сдача «уточненок» или нулевых отчетов рано или поздно приводит к внеплановым проверкам организации.
Бывает, что у фирмы есть задолженность по пени, а неуплаченных налогов нет. Это следствие несвоевременного перечисления платежей в бюджет. Проверьте, когда были перечислены налоги в том периоде, в котором появились пени. Не забудьте выяснить у бухгалтера, почему налоги не были уплачены вовремя.
Обнаружив переплату по налогу, не спешите радоваться: когда-то ваша организация заплатила в бюджет больше, чем должна была. Переплата — тоже признак некомпетентности бухгалтера. Подготовьте заявление в налоговую на возврат или зачет переплаты. Деньги, излишне уплаченные более 3 лет назад, вернуть из бюджета нельзя.
Бухгалтер общества с ограниченной ответственностью регулярно сдавал «уточненки» по прибыли, что приводило к путанице с уплатой налогов. Из-за изменения данных учета на лицевом счете налогоплательщика регулярно появлялись переплаты и задолженности. И переплата, и долги переходили из периода в период, копились. Бухгалтер знал об этом, но ничего не предпринимал.
После полутора лет такой практики, налоговики обратили внимание на организацию и провели внеплановую выездную проверку по налогу на прибыль. В результате обществу было доначислено порядка 350 000 рублей из-за образования периодических задолженностей. Этого можно было бы избежать, если бы бухгалтер своевременно сдавал декларации и уплачивал налог.
2. Махинации с расчетным счетом
Расчетный счет организации требует пристального внимания. Недобросовестный бухгалтер, имеющий доступ к расчетному счету, способен создать серьезные проблемы для организации:
- кража денег с расчетного счета через подставные компании;
- обналичивание денежных средств для сторонних организаций;
- незаконное тайное кредитование физических или юридических лиц.
Как обнаружить нарушения с помощью банковских выписок
Чтобы обнаружить нарушения в работе с расчетным счетом, проверьте выписки из банка. Вот в каких случаях вам следует насторожиться:
- Неизвестный контрагент перечисляет значительные суммы денег, которые обналичиваются сразу или частями: это может оказаться «отмыванием» чужих денежных средств.
Ст. 172 и ст. 174 Уголовного кодекса РФ предусматривают различные варианты наказаний за такое нарушение. В зависимости от суммы и отправителя денег, которые указаны в расчетном счете, это могут быть штраф до 200 000 рублей или лишение свободы на срок до 2 лет. К ответственности привлекут ничего не подозревающего руководителя, а для бухгалтера это всего лишь способ дополнительного, хоть и незаконного, заработка.
Даже если в них указаны небольшие суммы, изучите основания для перечисления. Часто так маскируют кражу денег. Известны случаи, когда недобросовестные бухгалтера ежемесячно перечисляли средства по фиктивным договорам подставной фирме — за абонентское обслуживание. Фирма выплачивала бухгалтеру наличные и вычитала проценты за свою «услугу».
В этом случае бухгалтер может объяснить, что он ошибся в перечислении, а потом обнаружил неточность и попросил вернуть деньги. Сторонняя организация вернула средства, и все как будто хорошо.
Однако, если такое происходит регулярно, это может быть скрытое кредитование. Ваш бухгалтер за некоторое вознаграждение одалживает оборотные средства другим компаниям, для которых это выгоднее и быстрее, чем брать банковский кредит.
Контроль операций по расчетному счету
Если вы хотите контролировать безналичные расчеты, начинайте рабочий день с просмотра банковской выписки за предыдущий день.
Для начала сверьте остатки по расчетному счету на утро с остатками на вечер. Расхождений в цифрах быть не должно. Проверьте все входящие и исходящие платежи. Если появились вопросы по суммам или контрагентам, задайте их бухгалтеру.
Установите время, когда будете лично подписывать все платежные поручения. Бухгалтер с помощью ключа электронной подписи может формировать платежки, а право первой подписи сохраните за собой. Установите 2 временных интервала, когда вы будете просматривать и подписывать платежи.
Все эти мероприятия занимают не более 30 минут в день, но они полезны. Как правило, если руководитель лично занимается контролем выписки и расчетов, злоупотребления или махинации с расчетным счетом отсутствуют.
Группа из 3 микропредприятий занималась розничной и оптовой торговлей. Бухгалтерию вела знакомая учредителя на дому. Она имела удаленный доступ к бухгалтерскому онлайн-сервису и расчетным счетам организаций.
Однажды бухгалтер ушла на больничный, а потом совсем перестала выходить на связь. Обязанности по расчетам в это время выполнял сам руководитель и обеспокоился он только после отсутствия специалиста в отчетный период.
В результате компания не смогла своевременно сдать отчетность и получила крупные неприятности с налоговой. Дополнительно выяснилось, что в течение 2 лет с расчетных счетов организаций регулярно списывались крупные суммы денег на неизвестные компании. Общая сумма списаний -— 4 млн рублей. После этого случая руководитель поручил ведение бухгалтерского учета профессиональной фирме и самостоятельно ведет расчеты через расчетный счет.
3. Ошибки в ведении кассы
Касса — это всегда про наличность. Поэтому налоговая часто проверяет кассовую дисциплину. Для неопытных или халатных бухгалтеров касса содержит множество ловушек, которые могут обернуться штрафами для организации.
Если вы решили проанализировать состояние кассы, проверьте кассовую книгу: сколько денег было в начале дня и сколько осталось в конце. Правило «минуса в кассе быть не должно» необходимо неукоснительно соблюдать.
Наличие в кассе большей суммы денег, чем указано в кассовой книге, означает, что приходование ведется несвоевременно. При обнаружении излишков налоговики изымают их в доход государства.
Итак, выясните, кому, когда и на какие цели выдавались наличные денежные средства. Обязательно изучите оправдательные первичные документы и авансовые отчеты. Проверьте, чтобы все операции были записаны в кассовую книгу. Документы должны быть оформлены правильно, расходы — связаны с деятельностью фирмы.
Если зарплата в вашей организации выдается наличными, проверьте зарплатные ведомости. В них могут оказаться бывшие сотрудники или несогласованные премии тем, кто еще трудится.
Сверьте полноту оприходования денег в кассу. Сравните выданные суммы по банковским выпискам с суммами, которые были внесены в кассу — они должны совпасть. Расхождение в суммах денег выданных с расчетного счета и внесенных в кассу значит, что неоприходованная часть денег была украдена.
Как обнаружить нарушения в кассе
Для эффективного контроля кассовой дисциплины руководителю следует знать признаки наиболее распространенных нарушений.
- В кассовой книге полностью или частично отсутствуют записи.
Часто это результат небрежности или лени бухгалтера. Не стоит верить рассказам о занятости и отсутствии свободного времени. Хороший бухгалтер никогда не допустит таких ситуаций, поскольку понимает важность точного учета наличности.
Новые правила работы с контрольно-кассовыми машинами (далее — ККМ), введенные позволяют налоговикам отследить в режиме онлайн любые операции по кассовому аппарату — и быстро обнаружить нарушения. Например, при повторном выявлении факта неприменения ККМ на крупную сумму, инспекторы имеют право приостановить деятельность организации до 3 месяцев (п.3 ст.14.5 КоАП РФ).
Основная причина пренебрежения использованием кассовой техники — желание скрыть прибыль и уменьшить налоги. Однако при грамотном учете сделать это можно другими законными способами: за счет аутсорсинга персонала, выбора оптимальной системы налогообложения, экономии на социальных взносах за счет компенсаций работникам и другие;
Если в конце дня сумма в кассе превышает максимальный размер кассового лимита, нарушена кассовая дисциплина (ст. 15.1 КоАП РФ). В этом случае некоторые бухгалтеры выдают излишки денег под отчет. А когда сумма остатка в кассе уменьшается, аванс возвращают как неиспользованный. Это помогает бухгалтеру избежать наказания и не сдавать деньги в банк;
Во многих организациях собственники бизнеса покрывают кассовые разрывы за счет собственных средств. В таких случаях бухгалтеры иногда пренебрегают составлением договоров займа: при проверке кассовой дисциплины это классифицируют как нарушение порядка работы с кассой и денежной наличностью (п.15.1 КоАП РФ). Штраф за каждое нарушение для юридических от 40 000 до 50 000 рублей.
Если вы практикуете внесение личных денег на нужды предприятия, оформите договор займа по правилам параграфа 1 главы 42 ГК РФ.
4. Ошибки в учете первичной документации
Первичные документы необходимы для правильного ведения налогового учета организации (ст. 313 НК РФ). Грамотный бухгалтер никогда не допустит нарушений в работе с документами, потому что это может привести к доначислению налогов, пени и штрафам при проверке.
Первичные документы подтвердят хозяйственные операции фирмы только в том случае, если они верно оформлены. Первичка, в оформлении которой допущены нарушения, не может приниматься к учету.
Проблемы в документообороте организации есть, если:
- на первичных документах отсутствуют подписи и печати, заполнены не все поля, есть признаки исправлений;
- оригиналы отсутствуют или заменены копиями, полученными по электронной почте;
- документы за прошедшие периоды хранятся в папках или «россыпью» в коробках, реестры документов не составлены.
Как проверить правильность учета документов
Попросите бухгалтера показать первичку, например, за квартал предыдущего года. Он должен принести сшитые в хронологическом порядке тома документов. К каждому тому прилагается реестр — на нем есть подпись бухгалтера и печать организации. Все остальные способы хранения документов свидетельствуют о нарушениях документооборота.
Второй способ проверки более сложный. Возьмите выписку за предыдущий налоговый период и выберите 5 или 6 различных операций по ней. Например, возьмите оплату вашим постоянным и разовым поставщикам, а также поступление денег от контрагентов. Предложите бухгалтеру принести все первичные документы по этим операциям.
Бухгалтер должен представить договоры, счета-фактуры, товарные накладные или акты выполненных работ, доверенности на получение и другие документы. Обратите внимание на то, как хранятся эти документы. Копии, неправильное заполнение реквизитов документа, отсутствие печатей или подписей — все это показатели халатности сотрудника.
Если вы обнаружили проблемы с учетом первичной документации, немедленно займитесь их устранением и задумайтесь о смене бухгалтера
Индивидуальный предприниматель занимался выпечкой хлеба и содержал небольшую пиццерию. В штате состояло 16 сотрудников. Помимо учета, бухгалтер занимался налоговой отчетностью, приемом и увольнением персонала. Бухгалтер убедила предпринимателя, что на ЕНВД нет обязанности вести учет. И не вела.
Принимая дела после ее увольнения, новый бухгалтер обнаружил, что документооборота как такового не было. Наличные деньги не учитывались, кассовые книги не велись, расчеты с персоналом и поставщиками нигде не фиксировались. Документы просто копились в коробке.
Новый бухгалтер восстановил учет за последний календарный год. Выяснилось, что не хватает около 1 млн рублей. Именно на такую сумму не оказалось подтверждающих первичных документов. Прежний бухгалтер к тому моменту поменяла телефон и место жительства.
Как выбрать бухгалтера
Принимая на работу бухгалтера или выбирая аутсорсинговую компанию, ориентируйтесь на объективную оценку профессиональных качеств соискателя, а не на рекомендации знакомых.
Как проверить квалификацию бухгалтера при приеме на работу
Письменный тест
Чтобы отсеять некомпетентных специалистов, рекомендуем провести письменное тестирование среди кандидатов на должность бухгалтера.
Многие бухгалтерские сайты предлагают варианты профессиональных тестов для бухгалтеров. Выберите тест, соответствующий виду деятельности фирмы, или воспользуйтесь нашим вариантом теста с ответами.
Вопросы в тестах могут быть сложными, рассчитанными на высокий уровень теоретической подготовки специалиста. Если соискатель правильно ответил только на 2/3 вопросов, то это уже хороший результат и его стоит допустить к следующему испытанию.
Если при тестировании бухгалтер правильно ответил на 60% вопросов — это хороший результат
Знание бухглатерских новостей
Приступая к поиску грамотного специалиста, подпишитесь на новостную бухгалтерскую рассылку, например: «Главбух», «Клерк.ру», «Главная книга» или ppt.ru.
На собеседовании с кандидатом выберите новость из рассылки и спросите у кандидата, что он думает по этому поводу. Например: «Я слышал, что Госдума приняла законопроект об исключении движимого имущества из числа объектов налогообложения со следующего года. Что вы об этом знаете?».
Грамотный бухгалтер в курсе новостей бухгалтерского учета
Даты увольнения с предыдущих мест работы
Обязательно обратите внимание на даты увольнения кандидата с предыдущих мест работы. Если эти даты приходятся на конец и начало отчетного периода — это тревожный сигнал. Возможно, бухгалтер запустил учет и уволился, чтобы не сдавать отчетность и избежать ответственности.
Критические даты для увольнения бухгалтера: с 20 марта по 20 апреля, с 20 июня по 20 июля, с 20 сентября по 20 октября, с декабря по конец января. Ответственный специалист не позволит оставить после себя «хвосты», создающие проблемы руководителю. Стоит обязательно выяснить причину увольнения бухгалтера в такие периоды.
Ответственный бухгалтер не будет увольняться в начале и конце отчетного периода
Рекомендации по выбору аутсорсинговой компании
Некоторые владельцы малого бизнеса не нанимают штатных бухгалтеров и пользуются услугами специализированных бухгалтерских фирм. Это позволяет не зависеть от отпуска или больничного бухгалтера, сокращает расходы организации на социальные взносы.
Вот несколько советов, на что смотреть, когда выбираете бухгалтерскую фирмы-аутсорсера:
1. Почитайте сайт компании — там должны быть новости бухучета.
Каждая бухгалтерская фирма, уважающая своих клиентов, имеет сайт, где размещает новости бухучета и полезную информацию для предпринимателей. Часто через личный кабинет на таком сайте предприниматель имеет доступ к своим бухгалтерским регистрам и документам.
2. Изучите рекомендации и отзывы о фирме на сайте аутсорсера — они должны быть настоящими.
Обратите внимание на даты отзывов. Если они все за один временной интервал и нет пополнения «коллекции», возможно они собраны специально. Уточните у авторов рекомендаций, чьи отзывы размещены, действительно ли они обслуживаются в настоящее время в интересующей вас бухгалтерской фирме.
3. Выясните сферу деятельности большинства компаний, которые обслуживает фирма — хорошо, если у вас такая же.
Отлично, если среди клиентов аутсорсера есть организации, ведущие деятельность, аналогичную вашей. Если таких организаций нет, может оказаться, что бухгалтеры фирмы не будут знать отраслевые нюансы вашего вида деятельности.
4. Изучите договор и полный перечень услуг, которые будут предоставлены в рамках исполнения обязательства по ведению бухгалтерского учета.
Это поможет определить границы ответственности фирмы-аутсорсера и исключить дальнейшие споры.
6 советов о том, как контролировать бухгалтерию и избежать нарушений
Мы рекомендуем руководителям держать ситуацию в бухгалтерии под контролем. Чтобы избежать неприятных сюрпризов, регулярно проверяйте, как ведется учет..
- Тестируйте кандидатов на должность бухгалтера.
Это экономит время на собеседованиях и помогает выбрать профессионала. Заморочить голову тесту невозможно. Провести тестирование может любой человек, у которого есть ответы. Тщательно проверяйте бухгалтерскую фирму, если доверяете свой учет сторонней организации.
Закажите в банке «технический» ключ для своего бухгалтера. Такой ключ позволяет выгружать выписки и готовить платежные поручения. Окончательное одобрение платежа и право первой подписи расходных документов рекомендуем оставить за руководителем. Настройте банковские смс-уведомления на свой телефон и проверяйте, кому и за что перечисляются деньги с вашего расчетного счета.
3. В январе попросите бухгалтера сделать налоговый календарь на год.
Пусть бухгалтер предоставляет отчетность с отметкой о сдаче в налоговую, Пенсионный фонд и другие контролирующие органы. Проверяйте своевременность сдачи по налоговому календарю. Обращайте внимание на то, соответствуют ли суммы налогов и сборов в отчетности реально уплаченным суммам. Требуйте от бухгалтерии раз в квартал предоставлять справку о состоянии расчетов по налогам и сборам.
Получив список за следующий месяц сверьте его с предыдущим. Месяц — достаточный срок, чтобы ответственный специалист получил нужный документ. Если какие-либо накладные, акты или договоры остаются в списке более месяца, потребуйте объяснений и установите конкретный срок их предоставления. Не забудьте выборочно проверить наличие в архиве отсутствовавших документов.
Онлайн-сервисы не выгружают документы автоматически, и база данных хранится в виртуальном облачном хранилище. Наличие физической бухгалтерской базы позволит вам без проблем поменять онлайн-сервис или передать документы новому бухгалтеру.
Индивидуальные предприниматели и малые предприятия (численность сотрудников менее 100 человек) имеют право не устанавливать лимиты денежных средств и хранить в кассе любые суммы. Это стало возможным с 1 июня 2015 года. Если вы относитесь к таким субъектам предпринимательства, издайте приказ об отмене лимита кассы и одновременно другим приказом отмените ранее установленный лимит.
Внутренний аудит бухгалтерского учета: как и зачем проводить в компании
Самый простой способ упорядочить бухгалтерскую документацию и исключить в ней ошибки — провести внутренний бухгалтерский аудит. Такая проверка защитит компанию от возможных штрафов и проблем с налоговыми проверками. Поможет оптимизировать бухучет и документооборот, и упростит отношения с банками и контрагентами.
Из статьи вы узнаете, когда нужен внутренний аудит бухгалтерского учета, как он проводится и что получает компания в результате такой проверки.
Что собой представляет бухгалтерский аудит
В отличие от обязательного внешнего аудита, внутренний аудит бухгалтерии компания может провести, когда ей это необходимо. Например, когда меняется главный бухгалтер, руководство или партнеры. Либо по запросу руководства, когда нужно снизить налоговые риски, подтвердить экономическую состоятельность перед партнерами или проверить компетентность работников бухгалтерии.
Такую проверку обычно проводит штатный внутренний аудитор из специального подразделения компании. В зависимости от целей аудита и запросов руководства, специалист может проверить всю бухгалтерскую документацию либо определенные документы за отчетный период.
В ходе процедуры обычно смотрят:
- первичную документацию (бухгалтерская и финансовая отчетность, налоговые декларации, уставные документы, лицензии, хозяйственные договора, акты взаимозачетов, инвентаризационные описи и пр.)
- внешнюю документацию (отчеты для контроля проверяющим органам, инвесторам, контрагентам)
- годовые и промежуточные отчеты (бухгалтерский баланс, отчет о результатах финансовой деятельности, о движении денежных потоков компании, отчет об изменениях капитала).
Проверяющий может проанализировать как весь бухгалтерский учет, так и отдельные его участки. Например, провести внутренний аудит расчетов, внутренний аудит оплаты труда, дебиторской задолженности, основных средств и пр. В рамках общей проверки финансово-хозяйственной деятельности проводится внутренний аудит налоговых обязательств. При этом обязательно учитывается правовой статус компании, последовательность применения учетной политики (далее — УП) и период деятельности.
Во время бухгалтерского аудита анализируется:
- состав, содержание и предоставление регистров бухучета и финансовой отчетности;
- контроль статей финансовой отчетности и корректность их составления;
- правильность ведения учета по национальным стандартам бухучета и международным стандартам финансовой отчетности (проверка по МСФО чаще нужна крупным предприятиям для подготовки отчетности иностранным партнерам и инвесторам);
- соблюдение положений УП и ее применения на предприятии с учетом утвержденной последовательности действий;
- корректность оформления отчетных документов и соответствие всех проведенных операций действующему законодательству;
- совпадение данных в отчетах с реальными показателями хозяйственной и финансовой деятельности предприятия и пр.
В задачи внутреннего аудитора входит не только обнаружить нарушения и недочеты в отчетности. Но и оценить уровень постановки системы бухгалтерского учета, профессионализм сотрудников, а также выявить финансовые резервы для развития компании.
По результатам проверки внутренний аудитор предоставляет высшему руководству компании заключение о проведенном анализе, выявленных нарушениях и дает рекомендации, как исправить ошибки и восстановить бухучет.
Как провести внутренний аудит бухгалтерии
Существует 3 основных способа проведения бухгалтерского аудита: сплошной, выборочный и комбинированный. Методику проверки аудитор выбирает самостоятельно согласно целям и конкретной ситуации.
- Сплошная проверка — позволяет «просканировать» всю систему бухучета в организации. Во время проверки изучается вся первичная документация за конкретный период. Данные систематизируются и сверяются с регистрами бухучета и финансовой отчетности. Такая трудоемкая методика более точная, но она не подходит крупным организациям, банкам и акционерным обществам.
- Выборочный метод — помогает оценить состояние бухучета в компании. Аудитор анализирует все направления бухгалтерского учета, но проверяет не все документы, а те, что попали в выборку (например, берется каждый 5-й, 10-й документ и т.д.).
- Комбинированный аудит — сочетает два предыдущих способа. Используется для проверки отдельных участков бухгалтерского учета.
Служба внутреннего аудита может разработать свою методику проведения аудита, чек-листы, тесты и схемы анализа, а также рекомендации по устранению недочетов.
Вот так может выглядеть тест проверки надежности системы бухучета в компании:
Внутренний аудит бухгалтерии на предприятии — пример теста для оценки надежности системы бухучета.
3 этапа проведения внутреннего аудита бухучета
Независимо от выбранной методики, внутренний бухгалтерский аудит проводится в 3 этапа: подготовка, сбор доказательств и анализ данных, заключение.
Что происходит на каждом этапе:
- Планирование. На подготовительном этапе определяется цель аудиторской проверки. Оценивается система бухучета и СВК. Это позволяет выявить вероятность допущения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. Определить содержание, объем и сроки проведения аудиторских процедур.
В результате подготовки должны быть документально оформлены и подписаны высшим руководством общий план аудита и программа процедур. Вот так может выглядеть план внутреннего аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в организации.
Примерный план аудита финансовой и бухгалтерской отчетности учреждения
- Изучение документов
- Оценка системы документооборота
- Анализ организации бухгалтерского учета
- Оценка сохранности и наличия объектов основных средств
- Корректность составления первичных документов по движению ОС и пр.
- Анализ состояния учета и контроля по расчетам с дебиторами
- Проверка полноты и корректности расчетов с заказчиками
- Проверка документооборота по учету банковских, кассовых операций
- Оценка корректности отражения информации из банковских выписок на счетах бухгалтерского учета
- Анализ трудовых договоров
- проверка правильности начисления заработной платы, удержаний и пр.
- Анализ учета и использования средств целевого финансирования
- Оценка финансового результата текущей деятельности
Можно скачать образец полного плана аудита в бухгалтерии, чтобы понять, какие процедуры и в какой последовательности проводятся.
- Сбор доказательств. После аудитор собирает доказательства достоверности бухгалтерских и финансовых отчетов (они должны соответствовать УП, законодательству и нормативным документам). Он также проверяет методологию бухучета, смотрит документы, общается с сотрудниками и контрагентами. Все доказательства аудитор фиксирует в рабочих документах (ведомостях, таблицах и пр.).
- Написание отчета. По завершению работы, специалист пишет заключение и составляет отчет для топ-менеджмента компании. В нем внутренний аудитор описывает результаты проверки и рекомендует, как исправить ошибки.
Если с документацией все в порядке, аудитор должен предоставить руководству, так называемое, немодифицированное заключение. В нем могут быть небольшие замечания по улучшению работы бухгалтерии и службы внутреннего контроля.
Модифицированное заключение пишется, если в отчетности есть искажения, недостоверные данные или хозяйственная деятельность ведется с нарушениями. В таком отчете аудитор дает рекомендации, как «оздоровить» бухгалтерию и защитить компанию от проблем с налоговой.
Что дает бухгалтерский аудит компании
Не всегда ошибки в финансовой отчетности указывают на непрофессионализм или непорядочность работников компании. Иногда они выявляют неточности в работе системы внутреннего контроля. И как раз задача аудитора — посмотреть «свежим» взглядом на отчетную документацию, найти в ней все несоответствия. И помочь руководству компании наладить работу в СВК и бухгалтерии.
Какие ошибки может выявить внутренний аудитор во время проверки:
- в приказе об учетной политике нет характеристик элементов учета бухгалтерских активов (из-за чего не получится их правильно отразить в документе);
- организация меняла правила ведения бухучета, но не указала это в УП (считается нарушением, даже если эти правила менялись согласно изменениям в законодательстве);
- в списке капитальных расходов учтены текущие затраты компании;
- искажены данные о ведении финансово-хозяйственных операций (примеру, по документации их провели пару недель назад, а фактически они были раньше).
Если такие нарушения выявит налоговая во время проверки — компании грозят серьезные штрафы. Поэтому регулярное проведение внутреннего аудита бухгалтерского учета позволит наладить корректный документооборот на предприятии, вовремя исправить недочеты в бухгалтерском, финансовом учете и избежать санкций от контролирующих органов. При этом руководство будет постоянно видеть реальное положение дел в компании. И, пользуясь рекомендациями внутреннего аудитора, сможет принимать взвешенные управленческие решения по снижению бухгалтерских рисков и развитию бизнеса.
Аудит бухгалтерской отчетности: цели и порядок проведения
Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка бухгалтерской финансовой отчетности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, целью которой является выражение мнения о ее достоверности во всех существенных аспектах. Результат такой проверки — аудиторское заключение. Отчетность должна быть прозрачной и вызывать доверие у заинтересованных лиц.
Над материалом работали:
Елена Межуева Управляющий партнер
Татьяна Ефременкова Руководитель проектов
Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор
Цели бухгалтерского аудита
Если в случае проведения обязательного аудита его цель прозрачна и предопределена Международным стандартом аудита МСА 200, применяемым с 1 января 2017 года, а также Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1, то при инициативном аудите бухгалтерской отчетности компании могут преследовать различные цели в зависимости от потребностей бизнеса:
проверка состояния учета и его достоверности при смене бухгалтера;
привлечение инвесторов;
банковское кредитование;
участие в тендерах;
минимизация налоговых рисков.
Когда проводится аудит
Аудит может быть не только обязательным или инициативным, но также внешним или внутренним. Для проведения внешнего аудита приглашаются независимые специалисты из аудиторских компаний или индивидуальные аудиторы. При внутреннем аудите процедура проводится собственными силами фирмы — штатными аудиторами. Однако в последнем случае сложно представить, как на практике будет реализован важнейший принцип проведения аудиторской проверки — принцип независимости.
Поэтому обязательный аудит может быть исключительно внешним, а инициативный — как внутренним, так и внешним. Очевидно, чтобы аудиторское заключение вызывало доверие у всех внешних заинтересованных лиц, в особенности инвесторов, кредиторов, страховщиков, потенциальных партнеров, не имеет никакого смысла проводить внутреннюю аудиторскую проверку — она может быть оправдана только в очень специфических случаях, когда единственными пользователями информации будут собственники и руководство. А, например, в налоговых органах внутреннее заключение не будет иметь никакой юридической силы.
Но вернемся к случаям, в которых проводится обязательный аудит, закрепленный на законодательном уровне, а также к ситуациям, при которых прибегают к инициативному аудиту.
Случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, прописанные в многочисленных нормативных правовых актах, не являются постоянной величиной, а в нашей стране — имеют тенденцию к росту. Так, согласно статистике, их общее количество в 2013–2016 гг. составляло:
- 57 случаев — в 2013 году [1] ;
- 56 случаев — в 2014 году [2] ;
- 60 случаев — в 2015 году [3] ;
- 69 случаев — в 2016 году [4] .
Список обязательно аудируемых лиц за 2016 год пополнили микрофинансовые компании и в отдельных случаях — политические партии. Об этом напоминает информационное сообщение Минфина России от 11 января 2017 года № ИС-аудит-13.
На текущий момент обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводится для:
Организаций, имеющих определенные финансовые показатели:
- с балансовым объемом выручки 400 млн рублей или со стоимостью активов за предшествующий период — 60 млн рублей;
- представляющих и раскрывающих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Организаций, осуществляющих определенный вид деятельности:
- компаний (помимо АО), ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
- профессиональных участников РЦБ или организаторов торговли на товарном (финансовом) рынке (вне зависимости от ОПФ — для бирж, торговых систем, брокерских, дилерских, депозитарных, управляющих компаний или ведущих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг);
- кредитных организаций (в том числе, для головных кредитных организаций банковской группы (холдингов) и бюро кредитных историй);
- клиринговых (процессинговых) организаций;
- микрофинансовых компаний;
- страховых компаний (в том числе, для обществ взаимного страхования и профессиональных объединений страховщиков);
- организаторов азартных игр (операторов лотерей);
- кооперативов (кредитных — с численностью свыше 2тыс. человек или кооперативов второго уровня, а также жилищных накопительных кооперативов и девелоперов, привлекающих средства долевого участия);
- саморегулируемых организаций (СРО);
- некоммерческих организаций (с целевым капиталом свыше 20 млн рублей; организаций — получателей дохода от целевого капитала в размере более 5 млн рублей за отчетный период или УК по доверительному управлению целевым капиталом балансовой стоимостью свыше 45 млн рублей; иностранных агентов; политических партий с объемом пожертвований или расходов свыше 60 млн рублей или с государственным финансированием).
Организационно-правовых форм организаций:
- акционерных обществ;
- государственных корпораций и компаний;
- ФГУП, состоящих в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2176-р (в последней редакции от 30 января 2017 года);
- фондов (включая управляющие компании и депозитарии фондов);
- публично-правовых компаний.
Организаций, деятельность которых регулируется отдельными законодательными актами (таких как Центробанк России, Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Российский научный фонд (РНФ) и пр.).
Ситуации, при которых востребован инициативный аудит, достаточно разнообразны, но все они вызваны производственной необходимостью либо иными мотивами и потребностями собственника. К слову, инициативный аудит может быть проведен как по всему бухгалтерскому учету в целом, так и по отдельному его участку по заданию заказчика.
Независимо от требования законодательства компании могут инициировать проверки самостоятельно. Основной причиной является участие предприятий в тендерах и кредитование в банках, для которых часто требуется подтвержденная аудиторской организацией бухгалтерская отчетность. Также нельзя не отметить желание собственников минимизировать налоговые риски и размер доначислений, пеней и штрафов, с чем, несомненно, поможет аудиторская проверка.
Другим поводом к проведению инициативного аудита нередко служит необходимость подтвердить квалификацию бухгалтерии и достоверность данных финансовой отчетности — в рамках системы внутреннего контроля (СВК) либо при смене главного бухгалтера и передаче дел новому сотруднику. В последнем случае проверка особенно важна, чтобы избежать ранее допущенных ошибок в учете уже новым главбухом.
Среди ситуаций, в которых компании инициируют аудит, — привлечение новых инвесторов (акционеров), а также подготовка к слиянию/поглощению или продаже бизнеса. В данном случае проверка поможет оценить текущее финансовое состояние компании, наличие у нее активов и всех существенных рисков для потенциально заинтересованных лиц.
Ответственность за непроведение обязательного аудита
Какие обязательства и ответственность законодательно закреплены в отношении представления и опубликования данных о результате проведения обязательного аудита?
В перечисленных выше случаях организации обязаны проводить аудит ежегодно и сдавать аудиторское заключение в орган статистики одновременно со сдачей бухгалтерской финансовой отчетности. Если по каким-то причинам в срок сделать этого не получается, то необходимо сдать заключение в течение 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Это требование закреплено в части 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и дополнительно разъясняется в Приложении к письму Минфина России от 29 января 2014 года № 07-04-18/01.
Начиная с 1 октября 2016 года на организации, подлежащие в соответствии с требованиями действующего законодательства обязательному аудиту, возложена обязанность по внесению сведений о результатах аудиторской проверки в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — в течение 3 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения.
Механизм обеспечения публичности результатов обязательного аудита бухгалтерской отчетности сформирован положениями недавно введенной части 6 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и пункта 9 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Об этом также говорится в информационном сообщении Минфина России от 6 июля 2016 года № ИС-аудит-4 «Об обязательном аудите».
Однако, несмотря на это, данное обязательство аудируемых лиц — включать сведения об аудиторском заключении в Единый федеральный реестр — никак не отражено в приказе Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 года № 178, по крайней мере — в его последней редакции от 23 июля 2015 года. А ведь этот приказ как раз и утверждает Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Внесение данных в Единый федеральный реестр осуществляется в личном кабинете на портале www.fedresurs.ru при наличии ЭЦП и специализированного ПО либо при помощи нотариальных услуг, которые в этом отношении регулируются статьей 86 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 года № 4462-1.
Кроме того, в соответствии с пунктами 71.3 и 71.4 «Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденного Банком России 30 декабря 2014 года № 454-П, и статьей 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» финансовая отчетность АО, подлежащая обязательному аудиту, раскрывается посредством опубликования ее текста вместе с аудиторским заключением в интернете — не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения или с даты истечения установленного российским законодательством срока представления бухгалтерской отчетности. Исключение составляют случаи, изложенные в статье 92.1 Федерального закона № 208-ФЗ и статье 30.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
При этом представлять аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку его форма не включена в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, что было засвидетельствовано в письме Минфина России от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724.
Интересно, что российским законодательством на настоящий момент предусмотрена административная ответственность не за сам факт непроведения обязательного аудита, а за:
отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), если этот факт выявлен ИФНС в процессе выездной проверки — за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету должностное лицо может быть оштрафовано по части 1 статьи 15.11 КоАП РФ в размере от 5 до 10 тыс. рублей (см. также информационное сообщение Минфина России от 7 апреля 2016 года № ИС-учет-1);
непредставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок — мировыми судьями может быть наложен штраф в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ в размере от 300 до 500 рублей (для должностных лиц) и от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (для юридических лиц), при этом дополнительно — за представление в неполном составе бухгалтерской отчетности (см. письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ);
неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленный срок, как того требует Центробанк, — по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ такое правонарушение наказывается в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей или в виде дисквалификации на срок 1–2 года (для должностных лиц), а также от 700 тыс. до 1 млн рублей (для организаций).
невнесение сведений о результатах обязательного аудита или несвоевременное их внесение в Единый федеральный реестр — это правонарушение предусматривает штраф в размере от 5 тыс. до 50 тыс. рублей в соответствии с пунктами 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ.
Срок давности для привлечения к административной ответственности с момента совершения правонарушения составляет:
- за отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения — 2 года;
- за непредставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата — 3 месяца.
Кто проводит бухгалтерский аудит
Проводить аудиторские проверки могут как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Разберемся, в чем их отличие:
Аудиторская организация
Аудиторская организация — коммерческая компания, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов, имеющая в штате квалифицированных аттестованных аудиторов, которые, в свою очередь, также состоят в саморегулируемых организациях аудиторов.
Индивидуальный аудитор
Индивидуальный аудитор — индивидуальный предприниматель, имеющий квалификационный аттестат аудитора и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Все аудиторы должны проходить ежегодное повышение квалификации и являться членами СРО аудиторов как физические лица.
Основное отличие состоит в том, что индивидуальные аудиторы согласно законодательству могут проводить аудит не всех компаний. Например, индивидуальный аудитор не имеет права проверок акционерных обществ и компаний, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам.
Как уже упоминалось, главным принципом при проведении аудита бухгалтерской отчетности является независимость. Для этого необходимо соблюдать следующее:
- аудиторы не должны являться сотрудниками или собственниками аудируемого лица;
- не должны являться близкими родственниками собственников или сотрудников;
- аудитор или аудиторская компания не должны проводить восстановление бухгалтерского учета в проверяемой компании.
Подходя к вопросу выбора аудиторской организации, следует руководствоваться своими пожеланиями к качеству проверки, а также финансовыми возможностями. Если вы обладаете ограниченным бюджетом, но компания попадает под обязательный аудит, можно выбрать индивидуального аудитора или небольшую аудиторскую компанию, соответствующую вашим критериям. Если же целью является проведение качественной проверки бухгалтерской отчетности и получение реальной помощи по ее улучшению, устранению недостатков и минимизации рисков, то к выбору аудитора следует подойти серьезно. Главными аргументами, конечно, должны являться членство компании в саморегулируемой организации аудиторов (это можно проверить самостоятельно на официальном сайте СРО), репутация компании на рынке и наличие рекомендаций.
Какие документы проверяют аудиторы
Независимо от того является аудит обязательным или инициативным, аудиторы проверяют внушительный перечень документов, который определен законодательством. В него входят как бухгалтерская (финансовая) отчетность, налоговые декларации, так и уставные документы, различные лицензии, разрешения, первичная бухгалтерская документация, хозяйственные договоры, акты взаимозачетов, инвентаризационные описи и многое другое. В данном случае аудиторы смотрят тот объем документов, который попадает под выборку, поскольку «классическая» аудиторская проверка не является сплошной.
Также существует такое понятие, как аудит по специальному заданию. В этом случае аудиторы проверяют и анализируют только те документы, которые относятся к проверяемому участку и на их основе выражают мнение о достоверности этого участка согласно заданию.
Если вы хотите провести сплошную аудиторскую проверку, то это возможно, и аудиторам придется проверять все документы. Здесь следует отметить, что это весьма затратная по объему труда и времени, а потому — дорогостоящая процедура, но она действительно выполняет отстройку идеальной системы бухгалтерского учета в компании.
По итогам «классического» аудита можно получить целостное представление о том, соответствует ли учет требованиям законодательства или нет, однако не стоит забывать, что выборочная проверка не может охватить все аспекты учета. Наиболее опытные и квалифицированные аудиторы видят полную картину состояния бухгалтерского учета даже при выборочной проверке, поэтому стоит уделять особое внимание выбору аудиторской организации.
Порядок проведения, этапы и результаты аудита
Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ. Он охватывает такие вопросы, как порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности, требования к аудиторам и оформлению аудиторских заключений, кодекс профессиональной этики, членство в СРО, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также меры дисциплинарного воздействия на аудиторов за нарушения профессиональных стандартов. Положениям именно этого документа в первую очередь должны следовать аудиторы и аудируемые компании при проведении проверок бухгалтерской отчетности.
С 1 января 2017 года аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Вместе с тем аудит бухгалтерской отчетности за 2016 год разрешено провести (завершить) в соответствии с ФСАД, утвержденными Правительством Российской Федерации и Минфином России, если договор с аудиторской организацией был подписан до 2017 года.
Сроки проводимых проверок могут быть различны в зависимости от того, проводится ли аудит в обязательном порядке или инициативном и является ли он сплошным или выборочным. Самый пик сезона проведения аудита приходится на февраль–март в силу того, что годовая бухгалтерская отчетность сдается в ФНС России в течение 90 дней после окончания отчетного периода. Сроки проведения инициативного аудита полностью зависят от желания аудируемого лица.
Рассмотрим этапы проведения аудиторской проверки:
Подготовка к аудиту (этап планирования)
Этот этап условно можно разделить на два. Вначале аудитор формирует план проверки, определяет необходимое для нее время, аудиторскую группу и направляет письма-запросы. Далее, при «выходе на проект», составляются план работы по участкам бухгалтерского учета и участникам аудиторской группы, программа аудита, запрашиваются документы.
Сбор и анализ данных (проведение аудита)
На этом этапе проверяются первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, соответствие отражения операций в регистрах требованиям законодательства, уставные документы, учетная политика компании, достоверность расчетов и прочие существенные разделы, а также осуществляется сбор аудиторских доказательств для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Формирование и выдача аудиторского заключения
На основании произведенной на втором этапе проверки и собранных доказательств анализируются все существенные факты хозяйственной деятельности, формируется мнение о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности организации и выдается аудиторское заключение.
Получение аудиторского заключения, безусловно, главная цель проверки. Выдаваемые по результатам аудиторской проверки заключения можно разделить на два типа:
Немодифицированное аудиторское заключение — выдается в случае, если бухгалтерская отчетность во всех существенных отношениях достоверно отражает факты хозяйственной деятельности и финансовое положение аудируемого лица;
Модифицированное аудиторское заключение — представляется заказчику, если бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения или аудитор вовсе не может подтвердить данные отчетности.
Стоит отметить, что информация, полученная в ходе аудиторской проверки, является коммерческой тайной и не подлежит разглашению третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Многие аудиторские организации вместе с аудиторским заключением выдают аудиторский отчет, в котором содержится подробная информация о проведенной проверке, выявленных недочетах, а также рекомендации по их устранению. Данный документ имеет особую ценность именно для самой компании, так как приносит реальную пользу: улучшение качества учета, устранение ошибок и их дальнейшее недопущение.
Где можно заказать услуги бухгалтерского аудита?
С этим вопросом мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании КСК групп:
«Важность аудиторской проверки трудно переоценить, поскольку, помимо соблюдения требований законодательства, компания получает реальную пользу от рекомендаций, данных аудиторской организацией, и в ряде случаев — значительно сокращает свои издержки по налоговым доначислениям, штрафам и пеням. При наличии бухгалтерской отчетности, подтвержденной аудиторской организацией, у компании появляется больше шансов выиграть желаемый тендер и, как следствие, реализовать интересный прибыльный проект. Также в случае затрудненного финансового положения, банки кредитуют на более выгодных условиях те компании, которые готовы предоставить достоверную бухгалтерскую отчетность, составленную по всем правилам.
Что касается конкретных рекомендаций по поводу того, где можно заказать услуги бухгалтерского аудита, то можно посоветовать следующее. При выборе аудиторской компании запросите у организации следующую информацию:
- дата создания компании;
- наличие свидетельств о членстве аудиторов в СРО;
- численность постоянно работающих в штате аудиторов, имеющих аттестаты;
- количество дополнительных аттестованных сотрудников, которые могут быть оперативно привлечены в «горячий сезон» аудиторских проверок, при реализации срочных или масштабных заказов;
- опыт отраслевой работы с указанием конкретных компаний;
- наличие рекомендательных писем от клиентов;
- место компании в независимых рейтингах аудиторских компаний;
- стоимость услуг по заданию на выполнение работ.
Прежде всего, обращайте внимание на опыт аудиторской компании. Чем дольше она присутствует на рынке, тем больше практических навыков накоплено в сфере аудита и сопутствующих ему услуг, тем больше собственных наработок имеется у специалистов, тем качественнее сам аудит. Узнайте, сколько проектов выполнено аудиторской компанией и в каких отраслях, по возможности свяжитесь с ее клиентами и обсудите качество услуг.
Отмечу, что подходить к выбору аудиторской организации необходимо ответственно, ну и, конечно, экономить на аудите не стоит, ведь он принесет вам в разы больше пользы, чем затраченные на него средства.
Что касается КСК групп, то мы работаем на рынке аудита уже более 20 лет, среди клиентов — крупнейшие московские компании, наши аудиторы постоянно совершенствуют свои навыки и методы работы».