Кто проводит предварительный финансовый контроль
БК РФ Статья 265. Виды государственного (муниципального) финансового контроля
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
(п. 3 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
Порядок проведения внутреннего финансового контроля
Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.
Внутренний корпоративный контроль: некоторые вопросы идентификации, организации и методики
Цели проведения контроля
Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:
- Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
- Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
- Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
- Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
- Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
- Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
- Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
- Обеспечение сохранности собственности компании.
Внутренний контроль позволяет своевременно обнаружить ошибки и исправить их самостоятельно. В перспективе это поможет компании избежать штрафов и санкций.
Проблемы учета и внутреннего контроля просроченной дебиторской задолженности
Задачи и принципы
Рассмотрим основные задачи финансового контроля:
- Анализ соответствия операций документам и отчетности.
- Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
- Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
- Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.
Правила внутреннего контроля некредитной финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Контроль базируется на этих принципах:
- Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
- Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
- Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
- Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
- Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.
Соблюдение всех этих принципов обязательно.
Предмет проверки
В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:
- Соблюдение законов.
- Правильность заполнения документов.
- Верность заполнения регистров бухучета.
- Сохранение активов организации.
Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.
Особенности организации внутреннего контроля
Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.
Контрольные мероприятия исполняются различными путями:
- Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
- Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
- Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.
Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.
Уровни проведения внутреннего контроля
Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:
- Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
- Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.
Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.
ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.
Особенности проведения внутреннего контроля
В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:
- Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
- Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
- Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.
Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.
Разновидности внутреннего контроля
Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:
- Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
- Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
- Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.
ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.
ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.
Предварительный контроль
Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:
- Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
- Визирование и согласование документации.
- Проверка договоров.
- Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.
Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.
Текущий контроль
Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:
- Анализ расходной документации.
- Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
- Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
- Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
- Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
- Установление фактического наличия собственности компании.
Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.
Последующий контроль
Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:
- Инвентаризация.
- Ревизия кассы без предварительной подготовки.
- Проверка путей использования средств.
- Анализ имеющихся документов.
Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.
Статья 265 БК РФ. Виды государственного (муниципального) финансового контроля
1. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
2. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее — органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
3. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее — органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
4. Предварительный контроль осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
5. Последующий контроль осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.
Комментарии к ст. 265 БК РФ
Комментируемая статья устанавливает подвиды государственного (муниципального) финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
В Российской Федерации действует система государственного и муниципального финансового контроля, в отношении которой нормативное правовое регулирование осуществляется в соответствии с разделом IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль» БК РФ, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется как законодательными (представительными) органами, так и органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований (органами внутреннего контроля). В целом вышеназванная система ориентирована на проведение всех форм государственного (муниципального) финансового контроля. Главным результатом контрольных мероприятий является снижение общего объема нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств.
Согласно пункту 3 части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения названного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
В письме Минфина России от 30.10.2013 N 02-11-005/46166 указано, что, основываясь на статье 265 БК РФ, не представляется возможным сделать вывод об обязательности образования отдельного органа, осуществляющего внутренний муниципальный финансовый контроль, независимого от финансового органа.
В письме от 25.11.2013 N 02-11-010/50647 Минфин России заключил, что финансовые органы муниципальных образований могут быть наделены полномочиями по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, предусмотренными статьей 269.2 БК РФ.
Финансовый контроль
Финансовый контроль на предприятии – система действий и операций по проверке финансовых и смежных вопросов деятельности субъектов хозяйствования специальными методами. Объектом финансового контроля являются денежные распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. В том числе в форме денежных средств на разных уровнях. Сфера финансового контроля охватывает все операции с использованием денег,в некоторых случаях без них (бартерные сделки). В процессе финансового контроля проверяют соблюдение целевого характера использования средств, пропорции перераспределения стоимости
валового общественного продукта национального дохода, разработку и исполнение бюджетов, платежеспособность, правильность уплаты налогов. В задачи финансового контроля входят обеспечение соблюдения законности финансовой деятельности, предупреждение неплатежеспособности и банкротства, выявление внутренних резервов, повышение эффективности работы предприятия посредством более рационального расходования ресурсов, проверка правильности ведения бухгалтерского учета, определение размеров ущерба, исследование возможной ответственности менеджеров. Законодательные и исполнительные органы власти контролируют деятельность всех экономических субъектов с применением особых методов. Проводится контроль
за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценка эффективности хозяйственных операций и целесообразности расходов. Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений. Финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Финансовый контроль включает контроль со стороны кредитных учреждений и акционеров.
Применяется внутренний контроль – проверка эффективности использования денежных ресурсов (собственных, заемных. привлеченных), анализ и составление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, достоверность
финансовой отчетности, контроль за финансовым состоянием. Сфера государственного финансового контроля сужается. Он концентрируется на сфере экономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций. Созданы специальные контролирующие органы представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков и финансовых корпораций.
Финансовый контроль, проводимый до совершения финансовых операций, называется предварительным. Он проводится для предупреждения финансовых нарушений. Проводят разработку финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, учредительных договоров, договоров о совместной детельности.
Оперативный финансовый контроль проводится в момент совершения финансовых операций. Последующий финансовый контроль проводится путем анализа отчетной финансовой и бухгалтерской документации. В ходе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматривают отдельные вопросы финансовой деятельности и намечают меры по устранению выявленных нарушений. За деятельностью коммерческих банков надзор осуществляет Центральный банк России. Самый глубокий метод финансового контроля – ревизия.
Ревизии бывают полные и частичные, плановые и внеплановые, документальные и фактические.
Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.