Консолидированная финансовая отчетность (Consolidated financial statements)
Консолидированная финансовая отчетность (consolidated financial statements) – это отчетность, в которой доходы, расходы, имущество и обязательства материнского предприятия и контролируемых им предприятий представлены как доходы, расходы, имущество и обязательства единого предприятия.
Составление и представление консолидированной финансовой отчетности в РФ регулируется одноименным IFRS 10 и Федеральным законом от 27.07.2010г. №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». В РФ обязаны представлять консолидированную финансовую отчетность кредитные и страховые организации, и иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.
Метод консолидации, подлежащий применению, зависит от степени влияния материнского предприятия:
- для дочерних предприятий (свыше 50% прав голоса) применяется метод приобретения;
- для ассоциированных и совместных предприятий (от 20% до 50% прав голоса) – метод долевого участия;
- для прочих инвестиций, не дающих контроля (менее 20% прав голоса) – порядок отражения в консолидированной финансовой отчетности материнской компании не отличается от порядка их отражения в отдельной финансовой отчетности материнской компании.
Ряд процедур является общим для консолидации методом приобретения и методом долевого участия:
- отчетность материнского и контролируемого предприятия должны быть составлены на одну и ту же отчетную дату,
- должна соблюдаться единая учетная политика.
Консолидация методом приобретения (дочерние предприятия)
— показатели отчета о финансовом положении и отчета о совокупном доходе материнского предприятия построчно суммируются с показателями дочернего предприятия (за исключением стоимости инвестиций, акционерного капитала и нераспределенной прибыли), при этом, исключаются все внутригрупповые операции и остатки. Показатели дочернего предприятия суммируются полностью, даже если доля материнского предприятия составляет менее 100%;
— акционерный капитал не суммируется – всегда показывается акционерный капитал только материнского предприятия;
— стоимость инвестиции, отраженная в отчетности материнской компании замещается на ее долю в чистых активах дочернего предприятия. При этом, если стоимость инвестиции превышает долю в чистых активах, отражается гудвил (переплата за дочернюю компанию), если стоимость инвестиции меньше доли в чистых активах –доход от выгодной сделки;
— нераспределенная прибыль группы определяется путем суммирования нераспределенной прибыли материнского предприятия и доли материнского предприятия в нераспределенной прибыли дочернего предприятия, полученной после даты покупки;
— определяется доля неконтролирующих акционеров (т.е. та доля, которая не контролируется материнской компанией прямо или косвенно): в отчете о финансовом положении — доля в чистых активах дочерней компании; в отчете о комплексной прибыли или убытке – доля в чистой прибыли дочерней компании.
Консолидация методом долевого участия (ассоциированные и совместные предприятия)
— отчетность ассоциированных и совместных предприятий не консолидируется на постатейной основе, поскольку материнское предприятие их не контролирует (вместе с тем, материнское предприятие существенно влияет на их значимую деятельность), соответственно, доля неконтролирующих акционеров в чисты активах совместного/ассоциированного предприятия не попадает в консолидированную финансовую отчетность;
— в консолидированном отчете о финансовом положении стоимость инвестиции, отраженная в балансе материнского предприятия, замещается на принадлежащую ему долю в чистых активах ассоциированного/совместного предприятия, при этом, возникает гудвил (переплата за инвестицию) или доход от выгодной сделки (если стоимость доли в чистых активах превышает стоимость инвестиции);
— нераспределенная прибыль группы увеличивается на долю материнского предприятия в нераспределенной прибыли ассоциированного/совместного предприятия, заработанной после даты приобретения;
— в консолидированном отчете о совокупном доходе дивиденды от ассоциированного/совместного предприятия замещаются на принадлежащую материнскому предприятию часть прибыли ассоциированного/совместного предприятия.
Техника формирования консолидированной финансовой отчетности по МСФО
В силу положений Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон № 208-ФЗ) все больше компаний обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность (далее — КФО). Первоначально требование о формировании КФО распространялось на кредитные организации, страховые организации, и организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, а также ряд других компаний.
В 2014 году в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 05.05.2014 № 111-ФЗ в Закон № 208-ФЗ, круг компаний, обязанных составлять, представлять и публиковать консолидированную отчетность по МСФО, был значительно расширен.
Начиная с отчетности за 2015 год обязаны формировать КФО:
- негосударственные пенсионные фонды (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ);
- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ);
- клиринговые организации (п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ).
Еще для двух категорий компаний обязанность по формированию КФО возникнет с года, следующего за утверждением Правительством РФ перечней. Это:
- федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ);
- открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации» (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ).
Так, если указанные перечни будут утверждены в 2014 году, то консолидированную отчетность нужно будет составлять, начиная с отчетности за 2015 год.
Обратите внимание, что формирование отчетности за 2015 год включает подготовку сравнительной информации за 2014 год и, соответственно, вступительных данных по МСФО на 1 января 2014 года.
Ранее на страницах нашего журнала мы рассказали о регулировании консолидированной финансовой отчетности*.
В этой статье речь пойдет о технике — процедуре формирования консолидированной финансовой отчетности.
Определение и регулирующие стандарты КФО
Консолидированная финансовая отчетность — это финансовая отчетность группы компаний, в которой активы, обязательства, капитал, доход, расходы и потоки денежных средств материнского предприятия и его дочерних предприятий представлены как активы, обязательства, капитал, доход, расходы и потоки денежных средств единого субъекта экономической деятельности.
Такое определение дано в МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», Приложение А «Определения терминов».
Именно по международным стандартам финансовой отчетной отчетности в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» в настоящее время составляется указанная разновидность бухгалтерской отчетности в России. В тоже время консолидированная отчетность может формироваться как вид управленческой отчетности (тогда учетные правила определяются самой компанией), или же по российским стандартам (например, по требованию российского банка, предоставившего кредит), по американским стандартам ОПБУ* США и пр.
Учитывая, что наиболее распространены стандарты МСФО, то дальнейшее изложение техники консолидации будет именно по этим стандартам.
Обратите внимание, что МСФО как система формирования финансовой отчетности, главным образом нацелена на формирование консолидированной отчетности. Так, если у компании имеются дочерние компании, то согласно МСФО она обязана формировать консолидированную отчетность. Именно поэтому практически вся публикуемая отчетность по МСФО — это консолидированная финансовая отчетность.
Из представленного определения (концепция единого экономического субъекта) видно, что принципиальным отличием консолидированной отчетности от отчетности юридического лица (индивидуальной отчетности) состоит в том, что КФО включает в себя показатели не одной, а нескольких компаний. Другими словами, КФО — это отчетность, объединяющая индивидуальные отчетности определенных компаний. Именно в том, отчетность каких компаний объединять и как это сделать, и состоит техника консолидации.
Техника формирования КФО
Чтобы составить КФО, нужно выявить наличие вложений в три типа компаний. Для этого нужно проанализировать информацию по счету «Финансовые вложения» (по российскому плану счетов — счет 58 «Финансовые вложения»):
- дочерние компании (ДК);
- ассоциированные компании (АК);
- совместно контролируемые компании (СКК).
В зависимости от типа вложений (инвестиций) определяется метод консолидации (см. рис. 1).
Рис. 1. Формирование консолидированной финансовой отчетности: типы инвестиций и методы их консолидации
Консолидация дочерних компаний
Дочерней компанией является компания, находящаяся под контролем материнской компании. Соответственно, материнская компания — это компания, контролирующая одну или несколько дочерних компаний. Понятие контроля — одно из центральных в методологии консолидации, поскольку в зависимости от его определения и детерминируются отношения «дочь — мать». В настоящее время в МСФО сформулировано понятие «контроль над объектом инвестиций»: инвестор обладает контролем над объектом инвестиций, если инвестор подвергается рискам, связанным с переменным доходом от участия в объекте инвестиций, или имеет право на получение такого дохода, а также возможность влиять на доход при помощи осуществления своих полномочий в отношении объекта инвестиций. При этом контроль материнской компании над дочерней компанией является частным случаем контроля инвестора над объектом инвестиции.
В целом можно говорить, что одна компания (материнская) контролирует другую компанию (дочернюю), когда владеет прямо или косвенно более чем половиной ее голосующих акций, т. е. когда участие составляет от 50 до 100 %.
Консолидация дочерних компаний осуществляется методом консолидации (его также называют «метод полной консолидации»), суть которого состоит в «добавлении» отчетности дочерней компании к отчетности материнской компании, т. е. производится постатейное объединение активов, обязательств, капитала, доход и расходов, при этом взаимоисключается балансовая стоимость инвестиции материнской компании против капитала дочерней компании; а также элиминируются (исключаются) внутригрупповые активы и обязательства, капитал, доход, расходы и потоки денежных средств, связанные с операциями между предприятиями группы (исключение внутригрупповых оборотов и остатков, ВГО (внутригорупповые операции)).
Пример 1
(1) — исключается инвестиция в ДК, отраженная в отчетности МК
Дебет «Акционерный капитал ДК» Кредит «Инвестиция МК в ДК» 100 д.е.
В результате этой корректировки в акционерный капитал в консолидированной отчетности будет показан в размере акционерного капитала МК.
(2) — исключаются внутригрупповые обороты и остатки по счетам
Дебет «Кредиторская задолженность» Кредит «Дебиторская задолженность» 155 д.е. (в «Отчете о финансовом положении»)
Дебет «Выручка» Кредит «Себестоимость» 1 200 д.е. (в «Отчете о финансовых результатах»)
Показатели консолидированной финансовой отчетности (столбец «КФО») получается путем построчного суммирования показателей МК и ДК и консолидационных корректировок, т. е. КФО = МК + ДК + Консолидационные корректировки: (1) и (2).
Материнская компания и все ее дочерние компании (пусть даже и контролируемые не на прямую, а через другие дочерние компании) образуют Группу (см. рис. 2). В данном примере рассматривалась ситуации 100 % участия МК в ДК. В ситуации, когда участие МК в ДК составляет менее 100 %, возникает необходимость отражений доли меньшинства или неконтролирующей доли участия (НДУ), представляющей собой капитал дочерней компании, которым материнская компания не владеет прямо или косвенно.
Консолидация ассоциированных и совместно контролируемых компаний
Ассоциированная компания — это компания, на деятельность которой компания-инвестор оказывает существенное влияние, но которая при этом не является ни дочерней, ни совместно контролируемой. Существенное влияние — это возможность участия в принятии решений относительно финансовой и производственной политики компании, но не контроль или совместный контроль над такой политикой. Наличие существенного влияния со стороны инвестора обычно подтверждается одним или несколькими из следующих способов:
- представительство в совете директоров или аналогичном органе управления объекта инвестиций;
- участие в процессе выработки финансовой и производственной политики;
- крупные операции между инвестором и объектом инвестиций;
- обмен управленческим персоналом;
- предоставление важной технической информации.
Как правило, считается, что компания обладает существенным влиянием, если она владеет прямо или косвенно через другие дочерние компании не менее чем 20 % голосующих акций объекта инвестиции. В силу того, что компания-инвестор имеет возможность существенно влиять на финансовую и операционную политику ассоциированной компании, но при этом не обладает контролем над ней, для отражений в ассоциированные компании предусмотрен метод долевого участия или долевой метод. Суть этого метода состоит в том, что в консолидированной финансовой отчетности инвестора инвестиции отражаются по стоимости их приобретения с корректировкой на долю инвестора в прибыли, полученной ассоциированной компанией после приобретения.
Пример 2
(1) — исключается инвестиция в ДК, отраженная в отчетности И
Дебет «Инвестиция в АК» Кредит «Инвестиции в АК, учтенные долевым методом» 30 д.е.
(30 % от Акционерного капитала АК 100 д.е.)
(2) — отражается часть прибыли АК, приходящаяся на долю компании И, а именно:
30 % от 500 д.е., что составляет 150 д.е.
Дебет «Инвестиции в АК, учтенные долевым методом» Кредит «Нераспределенная прибыль» 150 д.е. (в «Отчете о финансовом положении»)
Кредит «Доля в прибыли АК, учтенная долевым методом» 150 д.е. (в «Отчете о финансовых результатах»)
Исключений операций и незавершенных расчетов между компанией И и АК не производится (в отличие от операций МК и ДК), поскольку АК не является дочерней компанией для МК и соответственно не входит в Группу (см. рис. 2).
При этом эти операции раскрываются как операции со связанными сторонами в соответствии с МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах».
При долевом методе построчное суммирование статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов не производится. Таким образом, столбец «КФО» рассчитывается путем прибавления к показателям компании И консолидационных корректировок, т. е.:
КФО = И + Консолидационные корректировки: (1) и (2)
Ранее (до 2013 года) с учетной точки зрения существовало отличие между отражением вложений в ассоциированные и совместно контролируемые компании (к вложениям в СКК помимо долевого метода мог также применяться метод пропорциональной консолидации). С 2013 года в силу внесенных изменений в тексты МСФО это различие устранено (метод пропорциональной консолидации для СКК отменен): сейчас применяется и для отражения вложений в АК и СКК долевой метод. Таким образом, техника консолидации СКК аналогична технике включения вложений в АК (см. Пример 2). В тоже время, информация о наличии вложений в СКК и операций Группы с ними подлежит обособленному раскрытию в финансовой отчетности.
Приведем определение СКК и связанных с ним понятий.
Совместно контролируемая компания (совместное предприятие) — это совместная деятельность, которая предполагает наличие у сторон, обладающих совместным контролем над деятельностью, прав на чистые активы деятельности. Такое предприятие (отдельное юридическое лицо) работает точно так же, как другие предприятия, за исключением того, что договорное соглашение между участниками совместной деятельности устанавливает совместный контроль над экономической деятельностью этого предприятия. При этом под совместным контролем понимается контроль, разделенный между сторонами в соответствии с договором, причем совместный контроль имеет место только тогда, когда принятие решений, касающихся значимой деятельности, требует единогласного согласия сторон, осуществляющих совместный контроль.
Пример 3
Как правило, СКК создаются, когда задействованы интересы (в том числе политические) разных стран. Например, при и строительстве нефте- и газопроводов, пролегающих на территории нескольких стран. Вложения в СКК встречаются достаточно редко.
Применение рассмотренных методов консолидации осуществляется с момента получения контроля (существенного влияния, совместного контроля) и заканчивается в момент их утраты, например при выбытии инвестиции.
Периметр консолидации
Где, МК — материнская компания; ДК — дочерняя компания;
АК — ассоциированная компания; СКК — совместно контролируемая компания
Рис. 2. Формирование консолидированной финансовой отчетности: периметр консолидации
Консолидация на дату приобретения компаний: метод покупки и гудвил
Выше рассматривались ситуации учреждения компаний (Примеры 1 и 2). Так, для Примера 1 величина инвестиции в компанию ДК, отраженная в индивидуальной отчетности компании МК (100 д.е., сальдо по счету 58), совпадала с величиной акционерного капитала в индивидуальной отчетности ДК (100 д.е., кредитовое сальдо счета 80), таким образом корректировка (1) не вызывала никаких сложностей.
Однако в случае приобретения компании (путем приобретения акций или долей участия) очень редко происходит, чтобы сумма, уплаченная за приобретённые акции или долю в ДК (Дебет 58 у МК), совпадала с величиной ее чистых активов на дату приобретения.
В МСФО такие операции называются «объединения бизнеса» и учитываются методом покупки.
Этот метод требует оценить приобретенные активы и обязательства по справедливой стоимости в консолидированной отчетности, в том числе такие идентифицируемые нематериальные активы (например, торговые марки, фирменные наименования, списки клиентов), которые не были отражены в индивидуальной отчетности дочерней компании.
И лишь после этого определить величину гудвила или дохода от выгодной покупки (отрицательного гудвила), как разницу между величиной вознаграждения, переданного за инвестицию в ДК, и долей в приобретенных чистых активах ДК по справедливой стоимости на дату приобретения.
Пример 4
(1) производится дооценка земельного участка и признание торговой марки по справедливой стоимости:
Дебет «Основные средства» 50 д.е.
Дебет «Нематериальные активы» 30 д.е.
Кредит «Нераспределенная прибыль» 80 д.е.
(2) исключается инвестиция в ДК, отраженная в отчетности МК, и акционерный капитал и нераспределенная прибыль ДК, разница относится на гудвил.
Дебет «Акционерные капитал» 100 д.е.
Дебет «Нераспределенная прибыль» 140 д.е. (60 д.е. (ДК) + 80 д.е. (Корректировка 1)
Дебет «Гудвил» 60 д.е. (300 д.е. — 100 д.е. — 140 д.е.)
Кредит «Инвестиция МК в ДК» 300 д.е.
Гудвил = 300 д.е. — 100 % х (40 д.е. + 120 д.е. + 30 д.е. + 400 д.е. — 350 д.е.) = 300 д.е. — 240 д.е. = 60 д.е. или 300 д.е. — 100 % (100 д.е. + 140 д.е.) = 300 д.е. — 240 д.е. = 60 д.е.
Чистые активы можно рассчитать как активы за вычетом обязательств или же как величину капитала: сумму акционерного капитала и нераспределенной прибыли.
Показатели консолидированного «Отчета о финансовом положении» (столбец «КФО») получаются путем построчного суммирования показателей МК и ДК и консолидационных корректировок.
Расчеты, выполненные на дату приобретения ДК, будут служить отправной точкой для консолидации на последующие даты.
Гудвил будет отражаться в консолидированной отчетности, пока он не будет обесценен или же пока дочерняя компания не будет продана группой.
Единая учетная политика, отчетная дата и период
Для того чтобы данные КФО были сопоставимы при консолидации (объединении) данных отдельных компаний, нужно соблюсти два правила:
1) Единая учетная политика. Консолидированная отчетность для аналогичных операций и других событий должна составляться на основе единой учетной политики. Выполнение данного требования достижимо двумя способами:
- группа компаний вырабатывает единую учетную политику, и компании группы формируют индивидуальную отчетность сразу по единой учетной политике, пересчеты для приведения к единой учетной политике при составлении консолидированной отчетности не требуются;
- каждая компания группы формирует свою индивидуальную отчетность согласно собственной учетной политике, однако при консолидации потребуются корректировки для приведения в соответствие данных индивидуальной отчетности учетной политике группы. В том случае, когда использование единой учетной политики при подготовке консолидированной финансовой отчетности представляется нецелесообразным или невыполнимым, такой факт раскрывается в примечаниях к отчетности с указанием пропорциональных долей статей консолидированной отчетности, к которым применялась разная учетная политика.
2) Единые отчетная дата и отчетный период. Финансовая отчетность всех компаний, чья отчетность подлежит объединению, должна формироваться по состоянию на одну и ту же отчетную дату и за один и тот же отчетный период. Для российских компаний, у которых отчетная дата и отчетный период стандартизированы, данное правило выполняется автоматически.
Однако если у Группы имеются подлежащие консолидации зарубежные компании, имеющие отличные от российских отчетную дату и отчетные период, то в таких случаях потребуется формирование дополнительной финансовой отчетности на ту же отчетную дату, что и у российской Группы.
Эти два правила распространяется и на ассоциированные и совместно контролируемые компании.
Представление КФО
Консолидированная финансовая отчетность составляется по тем же правилам, что и индивидуальная отчетность, т. е. в соответствии с МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности».
Так, состав консолидированной финансовой отчетности по МСФО будет следующим:
- отчет о финансовом положении;
- отчет о прибылях и убытках и прочих компонентах совокупного финансового результата;
- отчет об изменения капитала;
- отчет о движении денежных средств.
Также в состав КФО входят примечания к отчетности, включая основные положения учетной политики и прочую пояснительную информацию, регламентированную стандартами.
Итоги
Мы рассмотрели ключевые аспекты техники формирования консолидированной финансовой отчетности по МСФО.
Стандарты, регламентирующие формирование и представление консолидированной финансовой отчетности, а именно:
- МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность»;
- МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия»;
- МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса»;
- МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»;
- МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность»;
- МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность»;
- МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»,
содержат предписания, уточняющие процедуры консолидации по соответствующим направлениям.
Как мы формируем консолидированную отчетность
25 компаний, 9 стран, 6 функциональных валют… Систему и процедуры подготовки отчетности легко можно было сделать сложными и дорогими. Но мы нашли простое с технической точки зрения решение, которое очень нравится нашим пользователям, а особенно специалистам по подготовке консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам (далее по тексту — МСФО) и управленческой отчетности.
Очень часто «финансисты» и «технари» не понимают друг друга. В результате появляются неоправданно сложные, дорогие и неудобные решения. В этой статье мы на примере процесса подготовки отчетности в нашей компании попробуем объяснить базовые вещи, непонимание которых часто мешает созданию эффективных решений. Также расскажем о нашем успешном опыте создания системы формирования отчетности — что хотели сделать, что получилось, что из получившегося не понравилось и будем менять.
Сразу предупреждаем — тут не будет ни про Блокчейн, ни про Большие Данные, ни про Искусственный Интеллект и прочие модные технологии. Ничего такого мы не использовали по одной простой причине — для этой задачи они нам не понадобились.
Что надо получить «на выходе»
Так как наша группа компаний не публикует консолидированную финансовую отчетность в открытом доступе, мы не можем привести примеры наших отчетов. Они достаточно стандартны и похожи на множество образцов финансовой отчетности, которые можно найти в интернете.
Например, вот основные отчеты Google:
INCOME STATEMENT (часть отчета):
Fiscal year is January-December. All values USD Millions. | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 |
Sales/Revenue | 136,958 | 111,024 | 89,733 | 73,59 | 65,83 |
Sales Growth | 23.36% | 23.73% | 21.94% | 11.79% | — |
Cost of Goods Sold (COGS) incl. D&A | 59,549 | 45,583 | 35,138 | 28,164 | 25,691 |
COGS excluding D&A | 50,514 | 38,668 | 28,994 | 23,101 | 20,712 |
Depreciation & Amortization Expense | 9,035 | 6,915 | 6,144 | 5,063 | 4,979 |
Depreciation | 8,164 | 6,103 | 5,267 | 4,132 | 3,523 |
Amortization of Intangibles | 871 | 812 | 877 | 931 | 1,456 |
COGS Growth | 30.64% | 29.73% | 24.76% | 9.63% | — |
Gross Income | 77,409 | 65,441 | 54,595 | 45,426 | 40,139 |
Gross Income Growth | 18.29% | 19.87% | 20.18% | 13.17% | — |
BALANCE SHEET (часть отчета):
Fiscal year is January-December. All values USD Millions. | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 |
Cash & Short Term Investments | 109,14 | 101,871 | 86,333 | 73,066 | 64,395 |
Cash Only | 16,701 | 10,715 | 12,918 | 16,549 | 18,347 |
Short-Term Investments | 92,439 | 91,156 | 73,415 | 56,517 | 46,048 |
Cash & Short Term Investments Growth | 7.14% | 18.00% | 18.16% | 13.47% | — |
Cash & ST Investments / Total Assets | 46.88% | 51.63% | 51.54% | 49.55% | 49.85% |
Total Accounts Receivable | 21,193 | 18,705 | 14,232 | 13,909 | 10,849 |
Accounts Receivables, Net | 20,838 | 18,336 | 14,137 | 11,556 | 9,383 |
Accounts Receivables, Gross | 21,567 | 19,01 | 14,604 | 11,852 | 9,608 |
Bad Debt/Doubtful Accounts | -729 | -674 | -467 | -296 | -225 |
Other Receivables | 355 | 369 | 95 | 2,353 | 1,466 |
Accounts Receivable Growth | 13.30% | 31.43% | 2.32% | 28.21% | — |
Accounts Receivable Turnover | 6.46 | 5.94 | 6.31 | 5.29 | 06.07 |
Inventories | 1,107 | 749 | 268 | 491 | — |
Finished Goods | 1,107 | — | — | — | — |
Other Current Assets | 4,236 | 2,983 | 4,575 | 2,648 | 3,412 |
Miscellaneous Current Assets | 4,236 | 2,983 | 4,575 | 2,648 | 3,412 |
Total Current Assets | 135,676 | 124,308 | 105,408 | 90,114 | 78,656 |
В целом, в этих отчетах нет ничего сложного — остатки на даты и / или обороты за периоды в разных разрезах по данным бухгалтерского учета и показатели, рассчитанные на их основе.
Кроме консолидированной финансовой отчетности по МСФО, мы формируем управленческие отчеты для руководителей.
Что такое управленческая отчетность? Это детализация отдельных показателей финансовой отчетности. Например, мы видим в МСФО отчетности, что сумма продаж за год составила 100 миллионов. У компании есть несколько разных направлений деятельности, и общая цифра продаж нам не скажет, какие из этих направлений хорошо развиваются, а какие плохо. Для принятия управленческих решений (например, какое из направлений закрыть, а в какое инвестировать дополнительные деньги, или кому сколько премии выплатить) и нужна управленческая, то есть детализированная отчетность.
Наиболее часто встречающиеся разрезы управленческих отчетов — центры затрат и прибыли, виды продукции или направления деятельности, регионы продаж, типы клиентов и т.д.
Кроме финансовых показателей, в управленческих отчетах могут быть и другие цифры. Например, динамика посещения сайтов.
Мы готовим также локальную и налоговую отчетность. Она составляетя для каждой компании отдельно и не консолидируется.
Требования к отчетности, которые мы старались реализовать
- Согласованность и сопоставимость (сверяемость) показателей во всех отчетах. Цифры в разных отчетах должны совпадать между собой, а в тех случаях, когда они отличаются, должна быть возможность легко посмотреть, за счет чего. Не должно быть необъяснимых расхождений.
- Прозрачность и аудируемость цифр в отчетности — должна быть возможность просмотреть по каждой цифре детализацию до уровня операции — с номером, датой учета и прочими реквизитами, по которым легко найти операцию в учетной системе.
- У пользователей должна быть возможность самостоятельно, без привлечения ИТ специалистов, исправлять ошибки.
- Быстрое обновление цифр — после внесения новых данных компаниями группы обновленные консолидированные отчеты должны быть доступны в течении минут (не часов / дней).
Почему именно эти требования очень важны?
Согласованность данных и прозрачность (аудируемость) каждого показателя: представьте, что в одном отчете вы видите сумму совокупных продаж 100 миллионов, а в расшифровке по странам общая сумма продаж — 146 миллионов… И никто не может вам внятно объяснить, почему такие разницы между отчетами. Или, например, невозможно расшифровать сумму продаж до уровня отдельных документов (с датами, номерами, суммами, клиентами), которые можно относительно легко проверить.
И в том, и в другом случае доверие к отчетам снижается. У руководства компании присутствует постоянный дискомфорт от того, что нет надежных данных, а у внешних пользователей отчетов (инвесторов, банков и т.д.) — подозрение, что для них «нарисовали отчетность» («cooking the books» / «window dressing»).
Самостоятельное исправление ошибок пользователями и быстрое обновление консолидированной отчетности: при подготовке и первичной проверке отчетности часто обнаруживаются неточности и ошибки, которые надо исправить. Если для этого специалисты по отчетности должны каждый раз обращаться к ИТ специалистам и / или ожидать обновленных цифр несколько часов или дней — процесс сильно затянется и станет очень неудобным.
Поэтому для специалистов, которые формируют отчеты, очень важна возможность самостоятельно исправлять найденные ошибки и быстро посмотреть, как поменялись цифры.
Выбор программ для автоматизации отчетности
Для финансового учета мы используем ERP Microsoft Dynamics NAV (далее по тексту — NAV), и в этой статье мы описываем его возможности. Большинство других популярных современных ERP систем достаточно похожи на NAV.
NAV имеет встроенные возможности для формирования отчетов, но стандартные средства не закрывают все потребности бизнеса. Поэтому нам нужен дополнительный инструмент для формирования отчетности.
Когда проводок мало (не более нескольких десятков тысяч), можно все финансовые проводки скопировать из NAV в Excel, и сформировать отчетность с помощью Pivot Table. Если отчеты готовит один человек — очень неплохое решение.
Если данных больше, но с отчетами все еще работает один человек — можно расчеты делать с помощью Power Pivot, который является дополнением для Excel.
В нашем случае количество данных не очень большое, но может вырасти в будущем, и с данными должны работать несколько десятков человек. Необходимо более серьезное решение.
Mы рассматривали два варианта — LucaNet и Microsoft Analysis Services (часть Microsoft SQL Server).
Так как Analysis Services уже был в наличии (NAV работает с Microsoft SQL Server), мы выбрали его. Долгое сравнение не делали — просмотрели возможности LucaNet и не нашли ни одной нужной нам уникальной функции. Дополнительными аргументами являлось то, что Analysis Services — более универсальное решение, на рынке имеется огромное количество специалистов (намного больше, чем специалистов по LucaNet), и у нас есть опыт работы с ним.
Analysis Services умеет работать в двух режимах — Tabular и Multidimensional. Так как у команды внедрения был опыт работы с Multidimensional, мы выбрали этот режим.
В результате, основная часть нашей отчетности формируется с помощью OLAP куба, с которым пользователи работают с помощью Excel. Для пользователей это выглядит как работа с Pivot Table, что для них не представляет сложности.
Также мы используем различные отчеты, формируемые с помощью Reporting Services — еще одной составной части Microsoft SQL Server.
Подготовка данных для отчетности
Первичный учет и МСФО корректировки
Все компании группы из всех стран ведут учет в одной базе с интернациональной версией NAV (W1) без локализаций.
Справочники (списки поставщиков, покупателей, видов затрат и т.д.) централизованы и синхронизируются с помощью отдельного модуля Master Data Management, разработанного нашим подрядчиком.
Все данные в системе сохраняются в одинаковом формате (в виде финансовых проводок) и система автоматически контролирует, что проводки сбалансированы (дебет равен кредиту).
Основной план счетов системы — корпоративный (МСФО). Локальные счета — это отдельное измерение, которое присваивается каждой строке финансовой проводки. В большинстве случаев локальные счета настроены по умолчанию — привязаны к карточкам поставщиков, покупателей, товаров и т.д. В случаях, если локальный учет требует большей детализации, пользователи должны выбирать локальные счета вручную.
Одновременно с внедрением NAV мы разработали учетную политику, основанную на МСФО и учитывающую потребности локальных стандартов учета только в тех случаях, где совершенно невозможно применить МСФО. Это позволило нам минимизировать разницы между локальным учетом и МСФО, хотя убрать их полностью не получилось.
Таким образом, каждая операция одновременно учитывается во всех видах учета — управленческом, МСФО, локальном и налоговом. При этом, запись осуществляется только один раз, без дублирования.
Наши любимые страны — США и Великобритания — работают с корпоративным планом счетов и не нуждаются в дополнительных локальных счетах. Малайзия тоже близка к использованию только корпоративного плана счетов, но мы немного перестраховались и создали им отдельные локальные счета.
Некоторым пользователям (например, в Германии) использование измерений для локальных счетов не очень удобно, так как они хотят полностью автоматическое формирование локальной и налоговой отчетности из NAV и ее отправку в контролирующие органы, а все стандартные немецкие модули, которые могут это обеспечить, работают с планом счетов, а не с измерениями.
Поэтому для Германии мы сейчас прорабатываем вариант отказа от измерений для локального плана счетов и выноса локальных немецких счетов в основной план счетов (как отдельные субсчета).
Кроме счетов, для разделения между МСФО и локальным учетом мы используем измерение «тип проводки» с двумя возможными значениями — GENERAL и IFRS.
Если в локальном учете операция не нужна, а в МСФО нужна, она постится с забалансовым локальным счетом и типом проводки «IFRS».
Если в МСФО учете эта операция не нужна, а в локальном учете нужна, то к ней постится дополнительная отменяющая проводка — тоже с забалансовым локальным счетом и типом проводки «IFRS».
Опыт показал, что это неудобно — пользователи иногда ошибаются в типе проводки и приходится проверять и исправлять ошибки с классификацией операций. Также «лишние» операции мешают при формировании отчетности.
Поэтому мы планируем создать для каждого юридического лица одну или две компании (компания — это сущность в ERP системе, обычно служит для разделения учета по юридическим лицам — у каждого юридического лица отдельная компания) только для МСФО корректировок. Если функциональная валюта EUR (совпадает с валютой отчетности) — одна дополнительная компания. Если не EUR — две компании — одна в функциональной валюте и одна в EUR.
Это позволит нам отказаться от использования измерения «тип проводки» при первичном учете. В кубе это измерение останется, но будет присваиваться операциям не на основе измерения NAV.
В таком случае в «основной» компании останется только локальный и налоговый учет.
Перевод из функциональных валют в валюту отчетности
Наши компании работают в разных странах с разными валютами. Валюта отчетности группы — EUR. Поэтому для компаний из тех стран, где основная валюта не EUR, необходимо перевести все суммы финансовых проводок в EUR.
В NAV в таблице финансовых проводок есть отдельные поля для сумм в дополнительной валюте отчетности (это стандартный функционал системы). Например, основная валюта отчетности для компании в США — USD, и все суммы в финансовых проводках в USD, а дополнительная валюта отчетности — EUR, и все суммы в дополнительных полях в EUR.
NAV берет курс на дату операции и рассчитывает сумму по этому курсу. Естественно, он при этом следит, чтобы баланс финансовой проводки сошелся, и в некоторых случаях добавляет дополнительные строки с нулевыми суммами в локальной валюте и одним — двумя EUR центами, чтобы компенсировать расхождения от округлений.
В конце года остатки по счетам активов и обязательств в разрезе измерений пересчитываются по курсу на конец года (доработка стандартного функционала).
Консолидационные корректировки
Консолидационные корректировки (сворачивание внутригрупповых операций, признание гудвилла и т.д.) выполняются в отдельной компании в виде финансовых проводок в EUR.
Формирование отчетности
Общая схема обработки финансовой информации:
Все первичные документы (инвойсы, платежи и т.д.), консолидационные корректировки, результаты расчетов (курсовые разницы, амортизация и т.п.) и прочая финансовая информация вводится в NAV.
NAV сохраняет информацию о финансовых операциях (финансовые проводки с дополнительными аналитиками) в виде записей в таблицах базы данных.
Данные из таблиц NAV считываются, преобразовываются в вид, удобный для расчета куба и сохраняются в мини DWH (Data WareHouse — Хранилище Данных). Так как в этом хранилище сохраняются только финансовые проводки и связанная информация, называть его полноценным хранилищем неправильно.
Далее на основе этих данных рассчитывается OLAP куб.
В дальнейшем пользователи с помощью Excel подключаются к кубу и формируют все необходимые им отчеты.
Мы пробовали работать с кубом с использованием Tableau (используется в других подразделениях нашей компании), но пользователям не очень понравилось. Excel для финансистов привычнее.
При формировании отчетов у нас нет «очистки» данных и сложных, не очень понятных бухгалтерам преобразований. Что есть в учетной системе — то и увидим в отчетах.
Это осознанное решение, принятое по двум причинам:
- У бухгалтеров повышается ответственность за качество данных. Они не надеются, что кто-то вместо них исправит ошибки.
- Составление отчетности, проверка качества учета и корректировка ошибок — эти задачи выполняют обычные пользователи, а не ИТ специалисты, и у них должна быть возможность выполнять эту задачу. Если правила «очистки» будут спрятаны внутри ПО — пользователи не смогут самостоятельно находить и исправлять ошибки.
Изначально мы думали, что для консолидации будет удобно собирать все финансовые проводки в одной компании и пользоваться стандартными отчетами NAV для формирования консолидированной отчетности. Мы создали отдельную компанию в NAV и настроили копирование туда проводок из всех компаний. На практике это оказалось неудобным, и мы отказались от такого варианта. Обобщенные данные из всех компаний прекрасно выводит наш куб. В нем же можно просмотреть детальные данные (финансовые проводки).
Пересчет куба выполняется автоматически каждую ночь. Но при необходимости мы можем вручную запустить пересчет куба со свежими (только что внесенными в NAV) данными. Пересчет куба занимает 10 — 15 минут.
Для тех, кому интересны технические детали:
Таблицы MS NAV в базе данных
Ключевой для финансового учета является таблица «G_L Entry».
Если быть совсем точным, то название таблицы выглядит примерно так: [CRONUS International Ltd_$G_L Entry], где «CRONUS International Ltd» — название компании. Компания — это отдельное юридическое лицо. В одной базе данных может быть множество компаний. NAV для каждой компании создает свой набор таблиц. То есть для каждой компании в базе данных будет своя таблица «G_L Entry».
Вот список наиболее важных полей этой таблицы:
- [Entry No_] [int] — уникальный номер для каждой строки,
- [G_L Account No_] [nvarchar](20) — номер счета из плана счетов — основная аналитика бухгалтерского учета,
- [Posting Date] [datetime] — дата проводки,
- [Document Type] [int] — тип документа (инвойс, платеж, кредит нота и т.д.),
- [Document No_] [nvarchar](20) — номер документа,
- [Amount] [decimal](38, 20) — сумма,
- [Transaction No_] [int] — номер финансовой проводки, могут быть несколько записей с одним и тем же номером транзакции, но разными датами (такое бывает, если по документу необходимо сформировать записи разными датами),
- [Debit Amount] [decimal](38, 20) — сумма по дебету,
- [Credit Amount] [decimal](38, 20) — сумма по кредиту,
- [Additional-Currency Amount] [decimal](38, 20) — сумма в дополнительной отчетной валюте,
- [Add_-Currency Debit Amount] [decimal](38, 20) — сумма по дебету в дополнительной отчетной валюте,
- [Add_-Currency Credit Amount] [decimal](38, 20) — сумма по кредиту в дополнительной отчетной валюте,
- [Dimension Set ID] [int] — идентификатор набора значений дополнительных финансовых измерений.
Для таблицы «G_L Entry» выполняются несколько ограничений (контроль на уровне NAV, не на уровне базы данных):
- [Amount] = [Debit Amount] — [Credit Amount]
- Сумма значений поля [Amount] для нескольких строк, у которых одинаковые [Transaction No_] и [Posting Date], равна нулю (это и есть бухгалтерская «двойная запись»).
- Для каждой комбинации [Transaction No_] и [Posting Date] существует не менее двух строк с разными [Entry No_] (максимальное количество ничем не ограничено, можно создать транзакцию с тысячами строк).
- Аналогичные ограничения работают для полей [Additional-Currency Amount], [Add_-Currency Debit Amount] и [Add_-Currency Credit Amount].
Таблица с планом счетов называется «G_L Account». В этой таблице содержится список финансовых счетов, которые являются основным разрезом (основной аналитикой) финансового учета. В таблице «G_L Entry» номер счета указывается в поле [GL Account No]. Наиболее важные поля таблицы «G_L Account» для целей отчетности следующие:
- [No_] [nvarchar](20) — номер счета, в таблице «G_L Entry» такое же поле называется [G_L Account No_],
- [Name] [nvarchar](50) — название счета,
- [Exchange Rate Adjustment] [int] — признак, необходимо ли пересчитывать остатки в дополнительной отчетной валюте по курсу на конец периода,
- [Account Subcategory Entry No_] [int] — код подкатегории.
Еще есть таблица «G_L Account Category» с иерархией плана счетов.
- [Entry No_] [int] IDENTITY(1,1) — номер записи,
- [Parent Entry No_] [int] — номер вышестоящей записи в иерархии,
- [Presentation Order] [nvarchar](100) — порядок (сортировка) в отчетах,
- [Indentation] [int] — уровень в иерархии,
- [Description] [nvarchar](80)- название уровня иерархии,
- [Account Category] [int] — код категории (Assets, Liabilities, Equity, Income, Cost of Goods Sold, Expense),
- [Income_Balance] [int] — признак, это баланс или прибыль / убытки.
Также для задачи подготовки отчетности важны таблицы с аналитиками или «измерениями», привязанными к записям таблицы «G_L Entry».
Это таблица «Dimension Set Entry», в которой указаны «наборы» значений измерений содержащая поля:
- [Dimension Set ID] [int] — идентификатор набора значений дополнительных финансовых измерений, используется для связи с таблицей «G_L Entry»,
- [Dimension Code] [nvarchar](20) — код измерения,
- [Dimension Value Code] [nvarchar](20) — код значения измерения.
И таблица «Dimension Value», содержащая дополнительные сведения о значениях измерений (приведены не все поля):
- [Dimension Code] [nvarchar](20) — код измерения,
- [Code] [nvarchar](20) — код значения измерения, в таблице «Dimension Set Entry» такое же поле называется [Dimension Value Code]
- [Name] [nvarchar](50) — название значения измерения.
Связь между таблицами «Dimension Set Entry» и «Dimension Value» выполняется по двум полям — [Dimension Code] и [Dimension Value Code] ([Code]).
Количество измерений не ограничено. Можно создать десятки разных измерений и привязать конкретные значения этих измерений к каждой записи в таблице «G_L Entry».
Записи в этих таблицах — это и есть основные данные финансового учета, на основании которых мы создаем большую часть отчетов. Есть и другие таблицы, которые мы используем, но они менее важны и существенного влияния на логику работы не оказывают.
Как из данных в таблицах базы данных получаем отчеты
Итак, как из данных в таблицах получить цифры в отчетах?
Пример 1 (обороты):
Предположим, нам надо получить цифру 136,958, которая находится в отчете «INCOME STATEMENT» (в данном отчете выводятся обороты) на пересечении колонки «2018» и строки «Sales/Revenue». Если бы мы все считали вручную, то мы должны были бы выполнить следующие шаги:
- Найти в таблице «G_L Account Category» строку, в которой поле [Description] равно «Sales/Revenue».
- Найти в таблице «G_L Account» все строки, в которых поле [Account Subcategory Entry No_] равно полю [Entry No_] записи в таблице «G_L Account Category», которую нашли на шаге 1.
- Найти в таблице «G_L Entry» все записи (строки), в которых поле [G_L Account No_] совпадает с полем [No_] одной из записей в таблице «G_L Account», которые мы нашли на шаге 2.
- Из найденного на шаге 3 набора записей отбираем только те, в которых поле [Posting Date] относится к 2018 году, то есть [Posting Date] больше или равно ‘2018.01.01’ и одновременно [Posting Date] меньше или равно ‘2018.12.31’.
- Во всех найденных на шаге 4 записях берем числа из поля [Amount], суммируем — и получаем нужный результат.
Пример 2 (остатки):
Если надо получить цифру 16,701, которая находится в отчете «BALANCE SHEET» (в данном отчете выводятся остатки) на пересечении колонки «2018» и строки «Cash Only», то необходимо:
- Найти в таблице «G_L Account Category» строку, в которой поле [Description] равно «Cash Only».
- Найти в таблице «G_L Account» все строки, в которых поле [Account Subcategory Entry No_] равно полю [Entry No_] записи в таблице «G_L Account Category», которую нашли на шаге 1.
- Найти в таблице «G_L Entry» все записи (строки), в которых поле [G_L Account No_] совпадает с полем [No_] одной из записей в таблице «G_L Account», которые мы нашли на шаге 2.
- Из найденного на шаге 3 набора записей отбираем только те, в которых поле [Posting Date] относится к 2018 году и всем предыдущим годам, которые есть в базе. То есть [Posting Date] меньше или равно ‘2018.12.31’.
- Во всех найденных на шаге 4 записях берем числа из поля [Amount], суммируем — и получаем нужный результат.
Пример 3 (детализация):
Если надо разбить цифру 136,958, которая находится в отчете «INCOME STATEMENT» на пересечении колонки «2018» и строки «Sales/Revenue», по регионам продаж (Странам), то необходимо:
- Найти в таблице «G_L Account Category» строку, в которой поле [Description] равно «Sales/Revenue».
- Найти в таблице «G_L Account» все строки, в которых поле [Account Subcategory Entry No_] равно полю [Entry No_] записи в таблице «G_L Account Category», которую нашли на шаге 1.
- Найти в таблице «G_L Entry» все записи (строки), в которых поле [G_L Account No_] совпадает с полем [No_] одной из записей в таблице «G_L Account», которые мы нашли на шаге 2.
- Из найденного на шаге 3 набора записей отбираем только те, в которых поле [Posting Date] относится к 2018 году, то есть [Posting Date] больше или равно ‘2018.01.01’ и одновременно [Posting Date] меньше или равно ‘2018.12.31’.
- Для всех найденных на шаге 4 записей находим по полю [Dimension Set ID] соответствующие записи в таблице «Dimension Set Entry», в которых поле [Dimension Code] равно ‘COUNTRY’ (измерение — Страна). Для каждой строки «G_L Entry» (для каждого значения [Dimension Set ID]) может быть не более одной записи с измерением «Страна» — это контролирует NAV. То есть мы можем найти одну запись или не найти никакой записи, две и больше записи со значением измерения «Страна» для одной строки «G_L Entry» не бывает.
- Для всех найденных на шаге 5 записей находим по полям [Dimension Code] и [Dimension Value Code] соответствующие записи в таблице «Dimension Value» и считываем значение поля [Name] (в этом поле будут название стран). Если не смогли найти значение измерения «Страна» для записи в таблице G_L Entry» (бухгалтера не указали при создании финансовой проводки) — считаем, что значение страны равно ‘NA’ (not allocated / not applicable).
- Все найденные на шаге 4 записи таблицы «G_L Entry» группируем по стране, найденной на шаге 6, берем числа из поля [Amount], суммируем для каждой страны и выводим данные в две колонки — название страны (в том числе значение ‘NA’) и сумма.
Разумеется, выполнять подобные расчеты вручную очень трудоемко и чревато ошибками. Но Excel или OLAP куб прекрасно выполняют подобные расчеты без ошибок и полностью автоматически.
Заключение
Все использованные нами технологии разработаны более десяти лет назад. Но до сих пор во многих компаниях специалисты выполняют такие операции как сверка внутригрупповых операций или пересчет сумм из функциональной валюты в валюту отчетности в Excel, тратя на это много времени и сил.
Наиболее частая причина, по которой не автоматизируют процесс подготовки отчетности полностью — все считают, что это сложно и дорого. Но наш опыт показывает, что можно автоматизировать формирование отчетности достаточно простым, и, соответственно, относительно быстрым и недорогим способом.
Надеемся, эта статья поможет вам эффективно решать задачи автоматизации отчетности.
Еще раз повторим ключевые особенности нашего подхода:
- Все виды учета, а также все корректировки, осуществляем в учетной системе в одном “регистре” (в главной книге). Не дублируем данные для учета по локальным стандартам, управленческого, налогового и МСФО учета.
- Во всех компаниях группы работаем с общими (одинаковыми) версиями справочников, имеющими отношение к финансовому учету (план счетов, аналитики, покупатели, поставщики и т.д.).
- Обеспечиваем “чистоту” (корректность) данных на уровне учетной системы, а не при загрузке в систему отчетности.
- Формируем консолидированную отчетность только на основе данных из учетной системы. Исходные данные для отчетности — финансовые проводки с дополнительными аналитическими признаками (измерениями). Не используем различные файлы Excel как источники данных.
- Не агрегируем данные при загрузке в систему подготовки отчетности. Каждая финансовая проводка (с уникальным идентификатором) представлена в отчетной системе как отдельная запись.
Сергей Устинов
Дарья Фадеева, FCCA
Консолидированная и сводная бухгалтерская отчетность: особенности и отличия
Текст ФЗ от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» раскрывает характерное для консолидированной отчетности определение.
Консолидированная финансовая отчетность представляет собой систему информации, с помощью которой отражается финансовое положение, финансовый результат работы предприятия (организаций, иностранных компаний), изменения в его финансовом положении, ации, организаций и (или) иностранных организаций, групп организаций. Ее характеристики определяются Международными стандартами финансовой отчетности.
Сводная консолидированная бухгалтерская отчетность в соответствии с данным Федеральным законом должна составляться:
- кредитными компаниями;
- страховыми организациями;
- иными организациями с выпущенными и допускаемыми на торги ценными бумагами.
Помимо этого положения ФЗ используются и в ситуациях, когда федеральные законы предусматривают оформление и (или) представление, а также публикацию консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной консолидированной отчетности и баланса). Также подготовка данного вида отчетности происходит, если она предусмотрена учредительными документами предприятия, где прописано представление и (или) публикация этого типа отчетности.
Разница между консолидированной и сводной отчетностью
Отечественные нормативные документы с целью определения понятия «консолидированной отчетности» часто применяют название «сводная бухгалтерская отчетность». С тем, чтобы сагрегировать эти понятия и признать их тождественными, не всегда соглашаются некоторые ученые и практики, которые занимаются исследованием данного вопроса. Они считают, что данное определение нельзя считать достаточно точным. В большей мере оно характерно для отчетности, которая составляется посредством метода свода или суммой данных теми компаниями, которые имеют производство, хозяйство и прочие структурные подразделения, которые сформированы по отдельному балансу и не являются юридическими лицами. Можно сказать, что назначение сводной бухгалтерской отчетности заключается в составлении ее в рамках одного собственника. Также ее формирование характерно для статистического обобщения.
Консолидированный отчет в отличие от сводной отчетности можно составлять по совместно контролируемому обществу несколькими собственниками. Он ставит перед собой другую цель — показать инвесторам и прочим заинтересованным лицам итоги финансовой и хозяйственной работы объединения взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но по факту представляющих собой единой хозяйственной целое. Основная особенность составления консолидированной отчетности состоит не в своде, а в элиминировании каждого отдельного показателя предприятий, которые включены в объединение. Это происходит для исключения повторного счета в консолидированном отчете группы.
Требования к сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, порядок ее составления
Методические рекомендации предполагают следующие требования в области формирования сводной отчетности:
- Полнота, характеризующаяся тем, что в сводные отчеты объединяют всю совокупность активов и пассивов, доходов и расходов головной компании и дочерних обществ (исключением являются случаи, не предусмотренные рекомендациями).
- Единство методов и оценка статей отчетности, которые предполагают использование единой учетной политики по отношению к аналогичным статьям имущества и обязательств, дохода и расхода. Когда в дочернем обществе (зависимой организации) определенные элементы учетной политики различаются, то их необходимо пересчитать в соответствии с учетной политикой головной компании.
- Требование единой отчетной даты и единого отчетного периода — в сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период (отчетную дату). В сводную бухгалтерскую отчетность могут включаться данные бухгалтерии дочернего общества по другой отчетной дате, с условием, что расхождение между отчетной датой сводной бухгалтерской отчетности и бухгалтерской отчетностью дочерней компании не более 3 месяцев.
- Единая валюта отчетности (показатели дочерних обществ в иностранной валюте всегда должны быть пересчитаны в валюту РФ, то есть рубли, при этом курсовую разницу отражают в составе добавочного капитала).
Методические рекомендации также излагают правила составления сводной бухгалтерской отчетности:
- Объединение бухгалтерской отчетности головной и дочерних организаций с помощью построчного суммирования показателей в порядке, который установлен рекомендациями.
- В сводные бухгалтерские балансы нельзя включать:
- финансовые вложения головного офиса в уставные капиталы дочерних предприятий, уставные капиталы дочерних предприятий в части, которая принадлежит головной организации;
- показатели, с помощью которых отражается дебиторская задолженность между головной компанией и дочерними обществами (показатели дебиторской задолженности между дочерними обществами);
- дивиденды от дочерних обществ в адрес головной организации или другим дочерним обществам этой же организации, а также от головной организации своим дочерним обществам. Сводная бухгалтерская отчетность фиксирует лишь дивиденды, выплачиваемые организациям и лицам, которые не входят в группу;
- выручку от реализации товаров (работ, услуг) между головным и дочерними предприятиями, включая выручку между дочерними обществами одного головного предприятия и затраты, относящиеся к продаже;
- прочие доходы, расход, прибыль и убыток, которые возникают в ходе операций между головной организацией и дочерними обществами (между дочерними обществами одного головного предприятия).
- Отсутствие совпадения в сумме финансовых вложений головного офиса со стоимостью акций (доли в уставном капитале), которую по бухучету отражают дочерние общества. Здесь появляется положительная или отрицательная разница, отражаемая в сводном бухгалтерском балансе по отдельной статье «Деловая репутация дочерних обществ».
Основными особенностями составления сводной бухгалтерской отчетности группами взаимосвязанных компаний являются:
- бухгалтер составляет сводную бухгалтерскую отчетность по группе взаимосвязанных компаний, которые находятся под прямым или косвенным контролем головного офиса;
- сводная отчетность группы отражает ее финансово-имущественное положение в качестве единого хозяйственного целого. Особенность методики составления единого сводного отчета вместе с суммированием показателей представлена исключением показателей внутригрупповых расчетов, внутригрупповой продажи и прибыли от операций между предприятиями группы;
- сводная отчетность выделяет долю активов и капитала группы, которая не принадлежит головному предприятию (доля наименьшей группы акционеров);
- основная область использования сводной отчетности группы — корректировка акций группы на фондовых рынках;
- показатели сводной отчетности нельзя использовать для целей налогообложения.
Сводную бухгалтерскую отчетность составляют в соответствии с формами, которые разрабатываются самим предприятием на базе типовых форм. Головная организация должна соблюдать принятую форму сводного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, включая пояснения к ним. Сводную годовую отчетность составляют в миллионах и миллиардах руб. Головная организация должна предоставить ее не позднее 30 июня года, который следует за отчетным.
Сводную бухгалтерскую отчетность подписывает руководитель и главный бухгалтер предприятия. Ее представляют учредителям головной организации и прочим заинтересованным субъектам, если это соответствует законодательству РФ.