В какой бюджет поступает налог на прибыль с организаций
Перейти к содержимому

В какой бюджет поступает налог на прибыль с организаций

Инструкция: как рассчитывается налог на прибыль

Пошаговая инструкция, как посчитать налог на прибыль:

  1. Cуммировать облагаемые доходы и расходы за отчетный период.
  2. Определить налогооблагаемую базу.
  3. Умножить базу на ставку.

Онлайн-калькуляторы по налогам

Рассчитать налог на прибыль ООО и других компаний несложно, если использовать формулу, приведенную в статье, или воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами:

  • для расчета НДС;
  • для расчета НДФЛ;
  • для расчета налога на имущество.

Что представляет собой налог на прибыль

Этот прямой налог взимается с юридических лиц, а рассчитывается он на базе величины образовавшейся по итогам отчетного периода конечной прибыли — с доходности учреждения, полученной после вычета расходной части. Регулируются платежные операции главой 25 НК РФ.

Юридические лица обязаны отчислять определенный процент своего дохода и направлять эту сумму в бюджетную систему РФ. В 2022 году расчет налогооблагаемой прибыли — важнейшая операция, которую бухгалтер обязан выполнить правильно. Если фискальный платеж исчислен с ошибками, организации грозят штрафы от ИФНС.

Налогоплательщиками выступают юридические лица, получающие прибыль и находящиеся на общем режиме налогообложения. Иностранные предприятия (в том числе работающие через российских представителей), ведущие бизнес на территории Российской Федерации и получающие доход от финансово-хозяйственной деятельности в РФ, обязаны рассчитать и перечислить платеж в бюджет.

От уплаты налога освобождаются:

  • плательщики на специальных налоговых режимах (УСН, ЕСХН, ПСН);
  • индивидуальные предприниматели;
  • компании, занимающиеся игорным бизнесом;
  • организации, принимающие участие в подготовке к масштабным событиям государственного значения (например, к чемпионату мира по футболу в России).

Основные ставки

Выполняйте расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по ставке на 2022 год — 20% от полученной прибыли. До 2016 г. организации отчисляли 18% в региональный и 2% в федеральный бюджет. С 2017 по 2024 г. действует иная разбивка по уровням бюджета (приказ ФНС № ММВ-7-3/572@ от 19.10.2016).

В 2022 году налогоплательщики перечисляют 17% в бюджет региона и 3% в федеральную казну (ст. 284 НК РФ). Органы местного самоуправления вправе снизить налоговую ставку по платежу в бюджет субъекта. Региональную ставку снижают до 12,5%. Минимальная общая ставка — не ниже 15,5%.

В каждом регионе установлены минимальные значения для отдельных видов налогоплательщиков. К примеру, в Москве снижение налогового бремени до 12,5% ИФНС подтверждает предприятиям, трудоустраивающим инвалидов, производящим автотранспортные средства или представляющим особые экономические зоны, технополисы и индустриальные парки. В Санкт-Петербурге уплачивают облегченный региональный взнос в размере 12,5% только те плательщики, которые работают на территории особой экономической зоны.

Некоторые категории налогоплательщиков уплачивают сбор по специальным ставкам, начисленные суммы по которым направляются исключительно в федеральный бюджет. Специальные ставки действуют для следующих категорий плательщиков по отдельным видам доходов:

  • иностранные компании, не имеющие российского представительства, добывающие углеводородное сырье, и контролируемые иностранные компании — 20%;
  • зарубежные фирмы без представительства в России уплачивают сбор с доходов от сдачи в аренду транспортных средств и при международных перевозках — 10%;
  • российские предприятия делают выплаты с дивидендов зарубежных и российских компаний и с дивидендов от акций по депозитарным распискам — 13%;
  • иностранные компании, получающие дивиденды от российских предприятий, и владельцы доходности по государственным, муниципальным ценным бумагам — 15%;
  • компании, получающие доход от процентов по муниципальным ценным бумагам и прочие доходы согласно пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ, — 9%.

Освобождаются от уплаты сбора медицинские и образовательные учреждения, резиденты особых экономических зон и свободной экономической зоны в Крыму и г. Севастополе, организации, участвующие в инвестиционных проектах регионов и действующие на территории опережающего социально-экономического развития.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как рассчитать налог на прибыль. Используйте эти инструкции бесплатно.

Формула расчета

Вся последовательность этапов при исчислении и уплате налога на прибыль организации сводится к использованию формул. Цифры для них вы найдете в бухгалтерском балансе и в отчетности.

Для вычисления величины дохода воспользуйтесь формулами налогооблагаемой прибыли:

  • Д — доходы предприятия;
  • Р — расходы предприятия;
  • ПНО — постоянные налоговые обязательства;
  • ОНА — отложенные налоговые активы;
  • ОНО — отложенные налоговые обязательства;
  • ТНП — текущий налог на прибыль;
  • ТНУ — текущий налоговый убыток.

Таким образом, формула текущего налога на прибыль состоит из таких показателей: доходов предприятий за вычетом постоянных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов за вычетом отложенных налоговых обязательств.

А это общая формула расчета:

Примеры расчета

Разберем пример, как рассчитать налог на прибыль за финансовый год. Допустим, предприятие находится на общей системе налогообложения. Доход за отчетный период составил 6 000 000 руб. Издержки за этот же срок — 2 000 000 руб. Таким образом, чистая прибыль: 6 000 000,00 – 2 000 000,00 = 4 000 000,00. Проводим расчет:

  1. Отчисления в региональный бюджет составят: 4 000 000,00 × 17% = 680 000,00 руб.
  2. Процент, уплачиваемый в федеральный бюджет: 4 000 000,00 × 3% = 120 000 руб.
  3. Общий платеж: 680 000,00 + 120 000,00 = 800 000,00 руб.

Вот инструкция, как определить сумму налога на прибыль, если организация относится к категории налогоплательщиков, которые платят в бюджет региона по льготной ставке 12,5%:

  1. Местный бюджет: 4 000 000,00 × 12,5% = 500 000,00 руб.
  2. Федеральная казна: 4 000 000,00 × 3% = 120 000,00 руб.
  3. Общий платеж: 500 000,00 + 120 000,00 = 620 000,00 руб.

Разберем еще один пример расчета для ООО. По отчету о финансовых результатах по форме № 2 ООО «Компания» получила доход в размере 600 000,00 руб. Структура издержек:

  • 5000 руб. — постоянное налоговое обязательство;
  • 6500 руб. — отложенные налоговые активы;
  • 35 000 руб. — начисленная амортизация (линейный способ бухучета);
  • 50 000,00 руб. — нелинейная амортизация — для целей налогообложения.

Отложенное налоговое обязательство составляет: 15 000 (50 000 — 35 000) × 20% = 3 000 руб.

Налог на прибыль за отчетный период: 600 000,00 × 20% (17% + 3%) = 120 000,00 руб.

Отразим бухгалтерские записи по показателям в таблице:

Проводка Сумма Содержание операции
Дт 99 Кт 68 120 000,00 Учтен налоговый платеж за отчетный год
Дт 99 Кт 68 5000,00 Проведено постоянное налоговое обязательство
Дт 09 Кт 68 6500,00 Зачтены отложенные налоговые активы
Дт 68 Кт 77 3000,00 Принято отложенное налоговое обязательство

Налоговые декларации надо отправить в территориальную ИФНС. Организация распределяет суммы платежа равномерно и уплачивает их авансом — ежемесячно или ежеквартально в течение всего отчетного периода. После завершения года бухгалтер перечисляет остаточную сумму налога на прибыль.

Авансовые платежи

Если доходность организации составила не более 15 млн руб. (квартал) за предшествующий налоговый период, то она вправе платить аванс ежеквартально. Сумма рассчитывается из фактической величины дохода.

Если предприятие имеет доходность свыше 15 млн руб., то авансы перечисляют ежемесячно. Расчет проводят исходя из предполагаемого уровня доходов по отчетным данным предшествующего квартала.

Для авансов используют такую формулу налога на прибыль корпораций и организаций:

Расходы и доходы организации

Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и пр.

При расчете платежа принимаются чистые доходы — без отчислений на добавленную стоимость, акцизных сборов и пр. Для подтверждения необходимо приложить сопроводительную документацию — платежные поручения, счета, учетные данные из книги доходов и расходов.

Расходы — это издержки, направленные на удовлетворение производственных, общехозяйственных и основных нужд организации (заработная плата, материалы, оборудование и пр.). Расходы бывают и косвенными, например траты, направленные на погашение процентов по кредитам. Все издержки надо экономически подтвердить и обосновать документально.

Какие расходы вычитаются из доходов

Чтобы узнать величину чистой прибыли, доходы вычитают из расходов. Все расходы документально подтверждают и экономически обосновывают. Для этого бухгалтер обязан корректно составлять и вести первичную и налоговую документацию. При расчете величины прибыли учитываются следующие издержки:

  • производственные;
  • общехозяйственные;
  • представительские;
  • транспортные;
  • рекламные, но не более 1% реализационной выручки;
  • расходы на обучение и повышение квалификации персонала;
  • проценты по займам и кредитам.

Какие расходы не учитываются при расчете

При исчислении налога на прибыль не учитывают:

  • взносы в уставный капитал;
  • пени и штрафы;
  • имущество и денежные средства, переданные в расчет по кредитам и займам;
  • аванс за товар или услугу;
  • стоимость имущественных объектов, переданных безвозмездно, и расходов на передачу;
  • пенсионные надбавки;
  • путевки на лечение и отдых сотрудников и пр.

Полный список расходов, которые не учитываются при расчете, приведен в ст. 270 НК РФ.

Признание доходов и расходов

Момент признания доходов и расходов — период, в котором проводятся поступления или издержки, учитываемые при расчете. Момент признания напрямую зависит от метода признания доходов и расходов. Выделяют кассовый метод и метод начисления.

Если организация выбрала кассовый способ, то доходы ей надлежит отражать в учете при их непосредственном поступлении, а расходы — в момент списания денежных средств. Отметим, что кассовый метод доступен только тем, кто вправе вести упрощенный учет. Кассовый метод нельзя использовать банковским организациям.

При методе начисления все доходы и расходы проводятся в бухгалтерском учете при их возникновении, а уплата налога отражается по датам, подтвержденным первичными документами. Фактическая дата оплаты значения не имеет.

Какая налоговая база при убытках организации

По правилам, прибыль предприятия не отрицательная величина. Если в результате работы за отчетный период зарегистрировали убыток, налогооблагаемая база, а следовательно, и налог на прибыль считаются нулевыми. Налоговая декларация по итогам года должна подаваться в любом случае, независимо от финансовых результатов деятельности учреждения.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Статья 56 БК РФ. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации (действующая редакция)

1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

налога на имущество организаций — по нормативу 100 процентов;

налога на игорный бизнес — по нормативу 100 процентов;

транспортного налога — по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 75 процентов;

налога на доходы физических лиц (за исключением налога на доходы физических лиц в отношении доходов, указанных в абзацах тридцать пятом, тридцать шестом и тридцать девятом статьи 50 настоящего Кодекса и абзацах пятом и пятьдесят четвертом настоящего пункта) — по нормативу 85 процентов;

налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, — по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья — по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 88 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, — по нормативу 84 процента;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, — по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.09.2009 N 218-ФЗ;

акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно — по нормативу 100 процентов;

акцизов на виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых — по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых, угля коксующегося, железных руд, апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд, многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде) — по нормативу 60 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов — по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 5 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 80 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 80 процентов;

сбора за пользование объектами животного мира — по нормативу 100 процентов;

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе минимального налога, — по нормативу 100 процентов;

абзац утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 30.11.2016 N 409-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов), за исключением государственной пошлины, предусмотренной абзацами сорок восьмым и пятидесятым настоящего пункта, — по нормативу 100 процентов:

по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;

за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;

за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства, а также за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации договора о залоге транспортных средств взамен утраченного или пришедшего в негодность в части регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним;

за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;

за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;

за выдачу аттестата экскурсовода (гида) или гида-переводчика, оказывающих услуги на туристических маршрутах;

за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования;

за государственную регистрацию средства массовой информации, за внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации (в том числе связанных с изменением тематики или специализации), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;

за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;

за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования государственной аккредитацией образовательной деятельности;

за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей национальным стандартам и техническим регламентам, или получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции;

за выдачу исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области контроля (надзора), свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;

за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;

Абзацы тридцать шестой — тридцать восьмой утратили силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 03.12.2012 N 244-ФЗ;

за действия уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 50 процентов;

Абзац утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 22.10.2014 N 311-ФЗ;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — по нормативу 25 процентов;

налога на профессиональный доход — по нормативу 63 процента;

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией аттракционов, — по нормативу 100 процентов;

налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, — по нормативу 74 процента;

налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1, — по нормативу 17 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде угля коксующегося — по нормативу 30 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде железной руды (за исключением окисленных железистых кварцитов) — по нормативу 17 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде апатит-магнетитовых, апатит-штаффелитовых и маложелезистых апатитовых руд — по нормативу 17 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде многокомпонентной комплексной руды, в отношении которой при налогообложении установлен коэффициент, характеризующий стоимость ценных компонентов в руде, — по нормативу 17 процентов;

акциза на сталь жидкую — по нормативу 17 процентов;

налога, взимаемого в связи с применением специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", в том числе минимального налога, — по нормативу 54 процента.

2.1. В текущем финансовом году налоговые доходы от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативом, установленным настоящей статьей, направляются территориальным органом Федерального казначейства в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства для их распределения и перечисления не реже одного раза в 10 дней на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений территориальных органов Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Перечисленные уполномоченным территориальным органом Федерального казначейства в текущем финансовом году на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений территориальных органов Федерального казначейства налоговые доходы от указанных акцизов распределяются территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами с учетом установленных законами субъектов Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты.

2.2. В текущем финансовом году налоговые доходы от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативом, установленным настоящей статьей, распределяются территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.

2.3. В текущем финансовом году налоговые доходы от акцизов на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья, акцизов на спиртосодержащую продукцию, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативом, установленным настоящей статьей, в размере 50 процентов объема указанных доходов распределяются территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.

2.4. Утратил силу с 1 января 2022 года. — Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ.

3. В бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации, а также доходы от торгового сбора, подлежащего уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

4. Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.

Если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти соответствующего автономного округа, налоговые доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, подлежат зачислению в бюджет края (области), за исключением налога на доходы физических лиц по нормативу 15 процентов, подлежащего зачислению в бюджет автономного округа, передаваемого в полном объеме органами государственной власти автономного округа в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

5. Указанные в настоящей статье налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.

Федеральные, региональные и местные налоги

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена российская система налогов и сборов, и какие конкретно налоги платит бизнес.

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Продолжаем налоговый ликбез. Сегодня разберемся какие налоги есть в нашей стране и куда они платятся. Этому посвящена глава 2 НК РФ, но я сожму её до одного поста.

В России есть три вида налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги и сборы

Обязательны к уплате на всей территории страны, полностью описываются НК РФ. Неважно где находится налогоплательщик — правила везде одинаковы. Большая часть федеральных налогов сразу поступает в федеральный бюджет, крохи от некоторых достаются регионам. Некоторые федеральные налоги платятся всеми (например, НДС). Другие — только теми, кто занимается определенными видами деятельности (например, НДПИ). К федеральным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • водный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Региональные налоги

Обязательны к уплате на территориях субъектов федерации. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — региональными законами. Москва доверила регионам определять налоговые ставки в пределах установленного коридора, порядок и сроки уплаты налогов. Поэтому, например, транспортный налог в Челябинской области может быть вдвое выше, чем в Чеченской республике. Все региональные налоги полностью поступают в бюджет региона и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Вот эти налоги:

  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощённая система налогообложения (УСН);
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени �� А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

Подарок нашим читателям: онлайн-курс Алексея Иванова «Бухгалтерия для бизнеса» из 26 видео. В нем простым языком с примерами рассказывается о том, как понимать бухгалтерские отчёты и использовать их для управления бизнесом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *